Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
1.7. Банковские реквизиты: л/сч. 03763018160 ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области, г. Волгограда БИК 041806001 р/сч. 402048104 1, ИНН 344390...полностью>>
'Конкурс'
Поделка «Кукла» в народном стиле. Полянцева Е.И. Ромас И.И. Маскова Т.Н. 10 ноября Четверг Конкурс «Играем в ЛЕГО» Воспитатели группы 1, ,3 11 ноября...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандар...полностью>>
'Заседание'
ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» с 3 по 5 декабря 2008 года принял участие в работе Международного форума по нанотехнологиям, который проводился в Москве в Эк...полностью>>

Ожизни Миямото Мусаси(Страница 1) • книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Миямото Мусаси - Книга пяти колец

Аннотация

Многочисленные истории о поединках Миямото Мусаси с именитыми противниками дают основание утверждать, что это был настоящий гений фехтования. Свою знаменитую книгу о воинском искусстве Мусаси написал за два года до смерти, удалившись в пещеру для работы над своим духовным завещанием. Вот уже более 300 лет этот труд знаменитого средневекового фехтовальщика используется миллионами людей, причем область применения простирается от основ государственного управления и военной стратегии до методов ведения бизнеса. В Японии и ряде Азиатских стран "Книга пяти колец" является настольной для любого уважающего себя бизнесмена и считается учебным пособием по ведению бизнеса.

Оглавление

• Книга Пяти Колец(Страница 1)

• * Предисловие переводчика *(Страница 1)

• Япония при жизни Мусаси(Страница 1)

• Кендо(Страница 1)

• Кендо и Дзен(Страница 1)

• О жизни Миямото Мусаси(Страница 1)

• * Книга Пяти Колец*(Страница 2)

• ГО РИН НО СЕ(Страница 2)

• Введение(Страница 2)

• * Книга Земли*(Страница 3)

• Путь Стратегии(Страница 3)

• Сравнение Пути Плотника с Путем Стратегии(Страница 3)

• Путь Стратегии(Страница 3)

• План Пяти Книг о Стратегии(Страница 3)

• «Ити Рю Ни То» («Одна школа – два меча»)(Страница 3)

• Сила двух иероглифов, означающих понятие «стратегия»(Страница 3)

• Преимущество оружия в стратегии(Страница 3)

• Расчет в Стратегии(Страница 3)

• * Книга Воды *(Страница 4)

• Состояние духа(Страница 4)

• Стойка в Стратегии(Страница 4)

• Взгляд в Стратегии(Страница 4)

• Как держать длинный меч(Страница 4)

• Работа ног(Страница 4)

• Пять положений тела(Страница 4)

• Путь длинного меча(Страница 4)

• Пять подходов к врагу(Страница 4)

• Изучение «положения-не-положения»(Страница 4)

• Наносить удар «синхронно» «одним махом»(Страница 4)

• «Двойная абдоминальная согласованность»(Страница 4)

• Не имей никаких намерений, не строй никаких замыслов(Страница 4)

• Атака «Текущей Воды»(Страница 4)

• Продолжительная атака(Страница 4)

• Атака «Огня и Камней»(Страница 4)

• Атака «Красных Листьев»(Страница 4)

• Тело вместо длинного меча(Страница 4)

• Рубящий и режущий удары(Страница 4)

• Тело китайской обезьяны(Страница 4)

• Атака «клея и лаковой эмульсии»(Страница 4)

• Борьба за высоту(Страница 4)

• Ощущения липкости(Страница 4)

• Удар телом(Страница 4)

• Три способа отразить атаку(Страница 4)

• Укол в лицо(Страница 4)

• Укол в сердце(Страница 4)

• Отшить «Тат-ТАТ!»(Страница 4)

• Шлепающее парирование(Страница 4)

• Много противников(Страница 4)

• Преимущество в начале схватки(Страница 4)

• Одна атака(Страница 4)

• Прямая связь(Страница 4)

• * Книга Огня *(Страница 5)

• Зависимость от места(Страница 5)

• Первый способ – Кен Но Сен(Страница 5)

• Второй способ – Тай Но Сен(Страница 5)

• Третий способ – Тай Тай Но Сен(Страница 5)

• Придержать подушку(Страница 5)

• Пересекать вброд(Страница 5)

• Знать время(Страница 5)

• Задавить (затоптать) меч(Страница 5)

• Знать «коллапс» (надлом)(Страница 5)

• Стать противником(Страница 5)

• Освобождение четырех рук(Страница 5)

• Двинуть тенью(Страница 5)

• Придержать тень(Страница 5)

• Передача(Страница 5)

• Заставить потерять равновесие(Страница 5)

• Испугать(Страница 5)

• Просачивание(Страница 5)

• Шатать углы(Страница 5)

• Привести в смущение(Страница 5)

• Три крика(Страница 5)

• Гибкость(Страница 5)

• Сокрушить(Страница 5)

• Переход «гора-море»(Страница 5)

• Проникнуть в глубины(Страница 5)

• Обновление(Страница 5)

• Голова крысы, шея быка(Страница 5)

• Командир знает солдат(Страница 5)

• Отпустить рукоять(Страница 5)

• Тело камня(Страница 5)

• * Книга Ветра *(Страница 6)

• Школы, использующие сверхдлинный меч(Страница 6)

• Твердый дух длинного меча в других школах(Страница 6)

• Использование более короткого «длинного меча» в других школах(Страница 6)

• Школы со множеством методов использования длинного меча(Страница 6)

• Использование положений длинного меча в других школах(Страница 6)

• Фиксирование глаз в других школах(Страница 6)

• Использование ног в других школах(Страница 6)

• Скорость в других школах(Страница 6)

• «Закрытое» и «открытое» в других школах(Страница 6)

* Предисловие переводчика *

Япония при жизни Мусаси

Миямото Мусаси родился в 1584 году в Японии в разгар борьбы за возрождение единой империи после четырехвекового периода междоусобиц. Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император оставался номинальным правителем Японии, его власть была ограничена. С этого момента Япония живет в непрерывных раздорах между удельными князьями, воителями-одиночками и авантюристами, воюющими за земли и власть. В XV и XVI веках князья, называемые дайме, возвели огромные каменные замки, чтобы защитить себя и свои земли. Вокруг замков стали расти города. Войны мешали торговле и опустошали страну.

В 1573 году человек по имени Ода Нобунага подчинил себе Японию. Он стал сегуном, военным диктатором, и на протяжении девяти лет ему удавалось сохранять контроль практически над всей страной. Когда в 1582 году Нобунага пал жертвой покушения, браздами власти завладел Тоетоми Хидэеси. Он продолжил работу по объединению Японии, начатую Нобунагой, безжалостно искореняя ростки неповиновения, возродил прежнюю дистанцию между воинами – самураями – и прочим людом, введя ограничение на ношение мечей. «Охота за мечами Хидэеси» – такое название получила эта санкция. Отныне только самураям разрешалось носить два меча: короткий был дозволен каждому, длинный отличал самураев от прочего люда. Хотя Хидэеси сделал многое для того, чтобы стабилизировать ситуацию и упрочить торговлю, к моменту его смерти в 1598 году внутренние неурядицы не были искоренены окончательно.

Настоящее объединение Японии началось в правление великого Токугавы. В 1603 году Токугава Иэясу, в прошлом сподвижник и Нобунага, и Хидэеси, стал сегуном Японии, нанеся поражение Хидэери, сыну Хидэеси, в битве при Сэки-га-Хара.

Иэясу разместил свое правительство в Эдо, нынешнем Токио, где у него был большой замок. Его правление было стабильным, спокойным, оно открыло новый период японской истории, продолжавшийся до реставрации монархии 1868 года. Иэясу умер в 1616 году. Члены его клана продолжили дело Токугавы, и титул сегуна стал практически наследственным.

Иэясу решительными действиями обеспечил диктатуру. Он демонстрировал показную почтительность императору в Киото, который оставался номинальным властителем Японии, ограничивая его участие в делах правления. Реальная угроза положению Иэясу могла исходить лишь со стороны князей, и он умело обезопасил себя, разработав систему, при которой все князья обязаны были «посменно» жить в Эдо, жестко ограничив их передвижения по стране. Диктатор распределял земли в обмен на клятвы в верности и раздавал уездные замки вокруг Эдо членам своего клана. Кроме того, он обладал целой сетью тайной полиции и наемных убийц.

Период Токугавы многое изменил в социальной истории Японии. Чиновничья служба (бюрократия) Токугавы пронизывала буквально все. Под контролем находились не только образование, закон, правительство и чины, но даже костюмы сословий и поведение каждого класса строго регламентировались. Традиционное для Японии классовое сознание закрепилось в четкую классовую структуру. Существовало 4 основных класса: самураи, земледельцы, люди искусства (художники) и торговцы. Класс самураев был высшим – по достоинству, если не по богатству – и включал князей, высших правительственных чиновников, воинов, а также мелкое чиновничество и простых солдат. Ниже в иерархии стояли земледельцы, не потому, что были очень уважаемы, а потому, что производили необходимый для жизни рис. Судьба земледельцев была несчастливой, их принуждали отдавать большую часть урожая феодалам и не позволяли покидать свои поля. Далее шли артисты, художники и мастеровые, а ниже всех стояли торговцы, которые были презираемы, но постепенно богатели и тем самым приобретали значительность. Из пределов этой жесткой сословной системы выбивались совсем немногие.

Мусаси принадлежал к самураям. Первое упоминание о них мы находим в системе «Кондей» («Надежная молодежь») , введенной в 792 г. н.э., по которой японская армия, состоявшая до этого в основном из вооруженных копьями пехотинцев, была реформирована и укреплена офицерами, отбиравшимися из отпрысков знатных семей. Они воевали в конном строю, носили доспехи, пользовались луком и мечом. Еще в 782 году император Камму начал строительство Киото, где и появился первый тренировочный зал, который существует по сей день. Он называется Бутокуден, «Зал воинских добродетелей». Через несколько лет после этой реформы воинственные айну, коренные жители Японии, упорно отражавшие попытки выжить их из диких обиталищ, были оттеснены на север, на остров Хоккайдо.

При Хидэеси и Токугаве огромные провинциальные армии были постепенно распущены. Безработные самураи бесцельно слонялись по стране, не находя себе занятия. Мусаси стал одним из таких бродяг, «ронином», «человеком, плывущим по волнам». Множество оставшихся не у дел офицеров оказалось выброшено в общество, которое продолжало уважать понятия рыцарства, но в нем не стало места для военных.

Постепенно самураи превратились в замкнутое сословие, свято хранившее традиции, беззаветно преданное военным искусствам. Время расцвета Кендо.

Понятие Кендо – «Путь меча» – в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения, вдохновленной учением Дзен и духом Синто. Школы Кендо появились в начале периода Муромати – примерно в 1390-1600 годах – и, пережив всевозможные перипетии, дожили до нынешних дней. Сыновья сегунов Токугавы получали образование, изучая китайских классиков и упражняясь в фехтовании. На Западе считают «перо сильнее меча» («что написано пером, не вырубишь топором») , японцы же говорят: «бунбу ичи» – «перо и меч в гармонии». И сегодня известные бизнесмены и политические деятели Японии изучают искусство древних шкод Кендо, сохраняя традиции многовековой давности.

Итак, Мусаси был ронином в те времена, когда самураи формально считались элитой, но на деле не имели средств к существованию, если не владели замками или землями. Многие ронины отложили свои мечи и стали художниками, артистами, но другие, как Мусаси, устремились к идеалу воина, взыскуя достичь совершенства на опасных путях Кендо. Дуэли в то время стали обычным явлением, школы фехтования процветали и множились. Две школы, Итто и Ягью, находились под особым попечением Токугавы. Итто готовило учителей Кендо, Ягью постепенно превратилось в тайную полицию бюрократии диктатора.

Кендо

Традиционные японские фехтовальные залы, называемые «додзе», обычно находились поблизости от монастырей и храмов, но ко времени Мусаси огромное количество школ возникло в новых городах при замках феодалов. Каждый дайме, князь, считал своим долгом содержать школу Кендо, где тренировались его вассалы и обучались сыновья. Каждый ронин мечтал нанести поражение ученикам, а если удастся, то и преподавателю какого-нибудь додзе, рассчитывая, что слух о таком подвиге дойдет до того, кто мог бы нанять бродячего воина на службу.

Самурай носил два меча, заткнутых за пояс так, что острая сторона клинка была обращена вверх. Длинный меч носили только вне помещения, короткий – всегда и всюду. На тренировках часто применяли деревянные и бамбуковые мечи. Обычными были поединки, на которых пользовались и тренировочными, и настоящими мечами. Дуэли проводились в тренировочных залах и перед храмами, на улицах и за стенами замков. Бои длились до смертельного исхода или пока один из противников не оказывался обезоружен; через несколько поколений после Мусаси стали широко использовать шинай, бамбуковый меч с изменяемой жесткостью, а позже – защитное снаряжение, так что опасность получить травму была значительно снижена. Самурай изучал искусство владения всеми видами оружия – алебардой, палками, мечом, цепью с серпом. Многие школы, использующие самые разные виды оружия, сохранились в своей традиционной форме и по сей день.

Чтобы практиковать Кендо, человек должен преодолевать себя, переносить тяжесть изматывающих тренировок и сохранять хладнокровие перед лицом опасности. Путь меча означает не только фехтовальную подготовку, но также и жизнь согласно кодексу чести.

Духом битвы была пронизана вся повседневная жизнь самурая, и возможность близкой смерти не казалась ему чем-то необычным. Настоящим мастером меча мог считаться лишь тот, кто был готов без колебаний шагнуть навстречу собственной гибели.

Именно для достижения такого совершенства люди следовали древним традициям, и даже в наши дни многие японцы посвящают свою жизнь практике Кендо.

Кендо и Дзен

Путь меча – это моральный кодекс самурая, вдохновленный конфуцианской философией, которая сформировала систему Токугавы, вместе с национальной японской религией Синто. Самураи Японии от Камакура до Муромати изучали аскетическую практику Дзен, которая шла рука об руку с искусством войны. В Дзен нет сложностей, он направлен к постижению сути вещей. Здесь нет церемоний, нет поучений: восприятие Дзен исключительно личностно. Самосовершенствование в Дзен не предполагает изменения поведения, но ведет к осознанию природы обычной жизни. Конечная точка – это начало, и наибольшая добродетель – простота. Секретная техника школы Кендо Итто-рю – «аи учи» – предполагает нанесение удара противнику в момент, когда он атакует тебя. Здесь важны абсолютная точность… и полное отсутствие гнева. Воин обязан обращаться с противником как с дорогим гостем. Он должен уметь отбросить страх и отрешиться от собственной жизни.

Секретная техника подвластна всем, начинающий и мастер ведут себя одинаково. Знание – это законченный круг. Первая глава у Мусаси озаглавлена «Земля» – основа Кендо и Дзен, а последняя – «Пустота» – понимание того, что может быть выражено как «ничто». Поучения в Кендо похожи на яростные словесные атаки, которым подвергаются изучающие Дзен. Одолеваемый сомнениями, со смятенными духом и умом, ученик постепенно подводится учителем к осознанию и пониманию. Ученик в Кендо тренируется как одержимый, отражает тысячи атак утром и вечером, изучает технику ведения боя, и наконец меч его становится «не-мечом», намерение становится «не-намерением», а спонтанным пониманием ситуации. Элементарное становится высшим откровением, но мастер по-прежнему продолжает шлифовать простейшие упражнения, отдавая им всего себя, как ежедневной молитве.

О жизни Миямото Мусаси

Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин, более известный как Миямото Мусаси, родился в деревне Миямото в провинции Миасака в 1584 году. «Мусаси» – это название местности к юго-западу от Токио, а обращение «но-Ками» отмечает благородное происхождение носителя имени, «Фудзивара» же – одна из самых знатных фамилий Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю. Предками Мусаси были члены ветви сильного клана Харима на Кюсю, южном японском острове. Хирада Секан, его дед, служил у Синмен Ига-но-Ками Судешиги, владельца замка Такеяма. Князь высоко ценил Хираду и выдал за него свою дочь.

Когда Мусаси было семь лет, его отец, Мунисай, то ли умер, то ли оставил семью. Вскоре умерла и мать, и малолетний Бен-но-Суке, как в детстве звали Мусаси, остался на попечении своего дяди по матери, который был монахом. В раздираемой усобицами стране ребенок рос отнюдь не беззащитной сиротинкой. Мальчуган очень скоро превратился в грубого подростка, волевого и крупного для своего возраста. Неизвестно, привлекал ли его к занятиям Кендо дядя, или Мусаси привела к ним агрессивная натура, но известно, что он убил человека, когда ему было всего тринадцать лет. Его противником оказался Арима Кихей, самурай из школы воинских искусств Синто-рю, искусный во владении мечом и копьем. Мальчик швырнул его на землю и ударил палкой по голове, когда тот попытался подняться. Кихей умер, захлебываясь кровью.

Следующий бой Мусаси состоялся, когда ему было шестнадцать лет. Он нанес поражение прославленному бойцу Тадасима Акиме. Примерно в это же время юноша покидает дом и отправляется в «воинские скитания», совершая «паломничество самурая». Забегая вперед, скажем, что на протяжении своего жизненного пути Мусаси вышел победителем в огромном количестве поединков и участвовал в шести войнах, пока, наконец, в возрасте пятидесяти лет не утихомирился и не занялся подведением итогов.

Надо сказать, что во все века множество ронинов бродило по Японии в подобных странствиях. Кто-то путешествовал, как Мусаси, в одиночку, кто-то в сопровождении товарищей, как, например, знаменитый фехтовальщик XVI века Цукахара Бокуден, имевший свиту в сотню человек.

Последнюю часть жизни Мусаси проводит вдали от общества, посвятив себя поискам просветления на Пути меча. Озабоченный лишь совершенствованием своего мастерства, мастер боя живет в совершенно нечеловеческих условиях, мокрый от дождей, продуваемый ветром, не причесываясь, не глядя на женщин, не занимаясь ничем, кроме оттачивания боевого искусства. Говорят, он в то время никогда не принимал ванны, чтобы не быть застигнутым врасплох без оружия, и приобрел дикий и жутковатый вид.

Впрочем, до этих дней еще далеко. Пока же молодой Мусаси вступает в ряды армии Асикага, чтобы сражаться против грозного Иэясу. Он переживает ужасные дни поражения, когда в кровавой бойне гибнет около семидесяти тысяч человек, и счастливо избегает смерти от руки преследователей.

В столицу Японии, Киото, Мусаси является, когда ему исполняется двадцать один год. Здесь разворачивается его борьба против семьи Йошиоки. Несколько поколений фамилии Йошиоки были наставниками фехтования при доме Асикага. Позже, когда Токугава запретил им преподавать Кендо, члены этой семьи стали красильщиками и занимаются этим ремеслом по сей день.

Короче говоря, некогда Мунисай, отец Мусаси, был приглашен в Киото сегуном Асикага Йошиоки. Мунисай был умелым фехтовальщиком и специалистом по «джитте», стальной дубинке с крюком для захвата лезвия меча. История повествует, что Мунисай сразился с тремя Йошиока, но выиграл только в двух схватках, что, возможно, и стало причиной ненависти Мусаси к этой семье.

Йошиока Сейдзиро, глава семьи, был приглашен первым за городскую черту. Сейдзиро бился настоящим мечом, Мусаси – деревянным. Мусаси опрокинул Сейдзиро яростным натиском и зверски лупил его, лежащего на земле. Слуги отнесли хозяина домой, где он от стыда отрезал свой самурайский узел волос на макушке.

Мусаси не уезжал из столицы, его присутствие раздражало Йошиоки. Второй брат Сейдзиро, Денсичиро, вызвал Мусаси на дуэль. Юноша беззаботно опоздал к назначенному часу, но, наконец объявившись, уже через несколько секунд после начала схватки разбил череп своего противника одним ударом деревянного меча. Денсичиро упал замертво. Семейство послало Мусаси еще один вызов – от лица юного сына Сейдзиро, Хансичиро, лучшего фехтовальщика в семье. Несмотря на такие способности, Хансичиро был еще подростком, ему еще не исполнилось и двадцати лет. Схватка должна была состояться в сосновой роще, прилегающей к рисовому полю. На этот раз Мусаси прибыл на место задолго до назначенного времени и спрятался, поджидая противника. Молодой Йошиока появился в полном боевом снаряжении, в сопровождении хорошо вооруженных слуг, с твердым намерением разделаться с врагом семьи. Мусаси ждал, скрытый тенью до тех пор, пока все не решили, что он испугался и покинул Киото. Тогда Мусаси неожиданно выскочил из укрытия и зарубил противника. Быстро, действуя двумя мечами, он пробился сквозь толпу слуг и исчез.

После этого жуткого эпизода Мусаси долго путешествовал по всей Японии, став легендой еще при жизни. Мы находим упоминание его имени и рассказы о его подвигах в хрониках, дневниках, в надписях на монументах и в народной памяти от Токио до Кюсю. Он провел более шестидесяти схваток еще до того, как ему исполнилось двадцать девять лет, и во всех вышел победителем. Самые ранние описания этих поединков содержатся в «Нитен Ки», «Хрониках Двух Небес», которые составлены его учениками поколение спустя после его смерти.

В 1605 году Мусаси посетил храм Ходзоин на юге столицы. Здесь у него состоялась схватка с Оку Ходзоин, учеником дзенского монаха Хоин Иней секты Нитирен. Монах был мастером копья, но не шел ни в какое сравнение с Мусаси, который дважды опрокинул его ударами короткого деревянного меча. Мусаси остался в храме на некоторое время, изучая новую для него технику фехтования и наслаждаясь беседами с монахами. До сегодняшнего дня сохранились наставления для упражнений с копьем, практикуемые монахами Ходзоина. Интересно, что в древности слово «осе» («ошо») , означающее сейчас «священник» («монах») , понималось как «учитель фехтования копьем». Хоин Иней был учеником Идзуми Мусаси-но-Ками, мастера Кендо Синто. Этот монах особенно хорошо дрался пожарными баграми с наконечниками в виде скрещенных лезвий, хранившимися под карнизами храма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ожизни Архимеда известны только отрывочные сведения, которые дошли до нас благодаря древним писателям Цицерону, Плутарху и др

    Документ
    О жизни Архимеда известны только отрывочные сведения, которые дошли до нас благодаря древним писателям Цицерону, Плутарху и др. Из их работ узнаем, что Архимед родился в 287 году до новой эры в Сицилии и на 75-м году жизни был убит
  2. Ожизни Марии Склодовской-Кюри написано много замечательных книг

    Документ
    О жизни Марии Склодовской-Кюри написано много замечательных книг. Еще при жизни ее избрали почетным членом 106 академий и ученых обществ, а недавние опросы показали, что и до сих пор она остается самой почитаемой женщиной мира.
  3. Беда Достопочтенный

    Документ
    Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написалбольшое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, подревнехристианскому образцу.
  4. Магии

    Книга
    ОБВИНЕННЫЙ В МАГИИ ЕВРЕЯМИ ГЛАВА II СВИДЕТЕЛЬСТВО МАГИИ ХРИСТИАНСТВА ГЛАВА III ДЬЯВОЛ ГЛАВА IV ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ ГЛАВА V ЛЕГЕНДЫ ГЛАВА VI НЕКОТОРЫЕ КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И СВЯЩЕННЫЕ ЭМБЛЕМЫ ГЛАВА VII ФИЛОСОФЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ШКОЛЫ КНИГА
  5. 2. Вгреческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» «эпос», «логос» и«мютос\миф»

    Документ
    2. В греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» - «эпос», «логос» и «мютос\миф». Эпос – слово произнесенное, речь, повествование.

Другие похожие документы..