Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Миссионерская деятельность Русской Церкви. Воздействие христианства на нравственность русского народа. Храмостроительство и иконописание. Первые св. м...полностью>>
'Документ'
Однією із цілей, що були поставлені в ході експерименту, є створення методичних і програмних основ індивідуального навчання, коли сам суб’єкт навчаль...полностью>>
'Документ'
К алиментным обязательствам гражданское законодательство, в частности, общие положения об обязательствах, применяется постольку, поскольку это не прот...полностью>>
'Рабочая программа'
1.1. Дидактические единицы по ГОС – представлены разделами, темами и понятиями , с помощью которых определяется основное содержание дисциплины (при о...полностью>>

Общественная палата российской федерации совместное заседание

Главная > Заседание
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________________________________________________________________

Совместное заседание

«ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

КОМПЛЕКСА С ПРОФИЛЬНЫМИ ВУЗАМИ СТРАНЫ»

20 декабря 2010 г.

- (Либет А.А.) Добрый день, коллеги. Предлагаю начать наше мероприятие. Здесь много мест с табличками, я не всех знаю в лицо, пожалуйста, чья табличка есть, займите свое место, перебазируйтесь и занимайте место за столом.

Сегодня мы проводим важное запланированное мероприятие – совместное заседание межкомиссионной рабочей группы по вопросам модернизации промышленности и комитета союза машиностроителей России по авиационной и ракетно-космической промышленности.

Тема крайне актуальна, на сегодняшний день стала уже общим местом проблема отсутствия квалифицированных инженерных кадров. Вот, собственно, это то, что определяет и уровень технологии, уровень, который занимает Россия в этой важной отрасли. Потому что квалифицированные кадры – это основное. Понятно, что оборудование и технологические платформы. Но, прежде всего, кадры.

Есть достаточно интересный опыт взаимодействия крупных предприятий в этой отрасли с вузами страны. Я думаю, что мы сегодня услышим об этом опыте, услышим какие-то интересные предложения.

Предлагаю следующий регламент, для того чтобы мы успели в запланированное время провести наше мероприятие: основной доклад 20 минут, доклады по 15 минут, отдельные выступления по 10 минут, сообщения и комментарии по 3-5 минут.

Время для вопросов будет предоставлено после основных докладов. И если у присутствующих нет возражений, то будем считать регламент принятым.

И еще одна ремарка. Поскольку ведется запись нашего мероприятия, в последствии будет подготовлена стенограмма. И на основании этой стенограммы мы уже будем делать итоговый документ нашего мероприятия. Поэтому все выступающие, у меня просьба представляться и подходить к микрофону.

Начнем нашу работу. Слово для доклада предоставляется нашему основному докладчику Акимову Алексею Александровичу, заместителю генерального директора по работе с персоналом компании «Сухой». Пожалуйста, Алексей Александрович.

- (Акимов А.А.) Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поблагодарить за возможность для диалога. Потому что тема, которая сегодня является предметом нашего обсуждения, действительно актуальна. В 2010 году продолжились активные программы по поддержки высших учебных заведений, сотрудничество вузов и промышленных предприятий, увеличилось существенно количество национальных исследовательских университетов, вышли известные Постановления Правительства 218-е, 219-е и 220-е. И уже накоплена определенная практика. И есть возможность сделать определенные выводы, для того чтобы понимать определенную траекторию по развитию данной ситуации.

Поэтому я бы хотел, исходя из тематики сегодняшнего обсуждения, сделать акцент на аспектах хозяйственного взаимодействия высокотехнологичных предприятий и национальных исследовательских университетов. И при этом выразить надежду, что наша дискуссия будет элементом дальнейшего диалога промышленности, национальных исследовательских университетов и министерств с целью дальнейшего развития этого направления.

Тем не менее, для полноты картины следующий слайд, пожалуйста, нельзя не сказать о масштабах потребности авиапрома в выпускниках высших учебных заведений. Это около 1200 человек в год, в том числе 400 это инженеры-конструкторы. При этом если говорит про «Сухой», то в 2010 году мы приняли более 300 молодых специалистов, а также плюсом около 200 студентов. При этом эти цифры практически ежегодно в таком же объеме.

Также здесь на слайде есть качественная потребность в ключевых компетенциях – композиционные материалы, нанотехнологии, калстехнологии, бестапельная сборка, после продажное обслуживание, проектирование под заданную стоимость, бережливое производство. То есть те ключевые элементы, которые необходимы для развития высокотехнологичного предприятия авиационной промышленности.

При этом мы по-разному закрываем данную потребность. В частности, если говорить о бережливом производстве, то здесь мы создали собственную учебную программу на базе корпоративных университетов. Здесь элементы этой учебной программы представлены. Получилась такая комплексная программа, которая постоянно совершенствуется на базе ее практического применения. При этом ряд элементов этой программы носят уникальный характер, например, здесь фрагмент, иллюстрирующий деловую игру «Завод», которая является симулятором практической отработки конкретных инструментов бережливого производства.

Конечно, программа Корпоративные университеты, они не ограничиваются исключительно вопросами бережливого производства, там целый ряд других аспектов. В прошлом году «Сухой» был исполнителем в рамках ведомственной целевой программы Министерства промышленности и торговли по повышению эффективности подготовки кадров и повышении квалификации руководящих работников высокотехнологичных предприятий. Я подробно не планировал на этом останавливаться. И с этой информацией желающие могут ознакомиться на сайте компании «Сухой». Но это является иллюстрацией, что мы занимаем активную позицию и сами работаем над развитием учебно-методической базы. И готовы рассмотреть вопрос о том, как применять отдельные ее элементы в подготовке кадров в университеты по тем направлениям, где это, по нашему общему мнению, даст определенный эффект.

Если говорить о программах подготовки кадров, молодых специалистов, то основным партнером «Сухого» является Московский авиационный институт. И совместно с МАИ «Сухой» реализует комплексную программу целевой подготовки для конструкторского бюро. В настоящее время 70 студентов является участниками этой целевой программы. При этом более 100 студентов имеют контракт с ОКБ «Сухого».

С 2011 года мы планируем расширить сотрудничество и также начать работу в таком же ключе с МГТУ им. Баумана по целому ряду специальностей. Например, прочность технологии, по полимерно-композиционным материалам и ряд других.

Переходя к вопросам, что было нового в 2010 году, были сделаны шаги в области международного сотрудничества. У «Сухого» есть партнер – итальянская компания Alenia-Aeronautica, которая участвует в реализации программы «Сухой SuperJet 100», и имеет длительную историю сотрудничества с Туринским политехническим университетом. Это один из ведущих технических вузов в Европе.

В ноябре состоялась совместная поездка делегации МАИ, Казанского государственного технического университета, Самарского государственного аэрокосмического университета в Туринский университет. Более того, к этому процессу планирует присоединиться МГУТ им. Баумана. При этом наша работа с руководством Туринского университета показала, что университет имеет высокую заинтересованность в развитии сотрудничества с российскими техническими вузами по целому ряду направлений.

Во-первых, это программа обмена студентами. И здесь опыт Туринского университета точно представляет большой интерес – университет имеет соглашение с 340 вузами, университетами по всему миру по двойному диплому. Есть программа совместного обучения в нескольких вузах. Например, у них есть соглашение, что сначала студенты учатся в Туринском университете, потом на семестр едут в Гренобль, дальше в Лозанну, дальше на выбор. И такая международная программа для студентов из Италии, Франции и Швейцарии уже определенное время реализуется и представляет определенный интерес.

В Туринском университете 4 000 иностранных студентов, в том числе тысяча студентов из Китая и один студент из России. Такое соотношение говорит о потенциале роста. При этом, например, если говорить о китайских студентах, которые там учатся, то из них сто человек – это студенты, направленные по стипендиям, предоставляемым правительством Китая. 50 студентов в Турине учатся по грантам правительства Казахстана. 30 студентов – по грантам правительства Колумбии. То есть это можно перечислять, это говорит об определенной тенденции.

Следующее направление – это сотрудничество в области развития инновационной инфраструктуры. При Туринском университете действует технопарк, миссия которого, как нам сказали: «Мы предоставляем изобретателю менеджера для коммерциализации разработок». Не помню точную цифру, но процент выхода на эффективные проекты в этом технопарке точно более 60 или 70%. При этом этот опыт как раз идет в створе тех целей, которые где-то преследуются 219-ым Постановлением. И при этом точно не ограничивается тем, что университет просто расскажет о том, как они это делают.

Третье направление – это развитие кооперации с промышленным кластером в области Пьемонт. В Италии очень много делается на уровне местных властей. И, в частности, при администрации области Пьемонт созданы целые организации, которые направлены на поддержку сотрудничества университетов и предприятий, малого бизнеса и крупного бизнеса, местных предприятий и иностранных предприятий. При этом там есть площадки для дискуссий, обсуждения этого вопроса, круглые столы, презентации и так далее.

Поэтому международное сотрудничество может быть одним из таких аспектов и Туринский университет может быть одним из тех партнеров, которые могли бы помочь найти точку хода для дальнейшего развития по этой теме.

Переходя к вопросам относительно взаимодействия в технической области, то совершенно очевидно, что сотрудничество в области реализации технических проектов является одним из фундаментальных элементов сотрудничества вузов и высокотехнологичных предприятий. На это было направлено 218-е Постановление. Но по разным причинам «Сухой» в рамках 218-го Постановления не участвует и проводит работу за рамками этого Постановления.

В частности, в этом году начался проект по совершенствованию конструкции интерцептора, это один из элементов навесной механизации крыла. Там даже картинка есть, он красным цветом обозначен. При том, что отличительной особенность этого проекта является то, что у него три соисполнителя – МАИ, КГТУ и СГАУ. И в этом проекте предполагается кооперация этих университетов, которая, как оказалось, несет в себе определенный потенциал. Потому что у каждого университета есть свои сильные стороны, свои центры компетенции и не стоит задача, наверное, чтобы вузы конкурировали друг с другом, а наоборот, чтобы происходил обмен компетенциями как между университетами, так и между заказчиком и соисполнителем. Потому что в процессе выполнения этой работы одновременно затрагиваются вопросы, скажем, методологии управления проектом, методологии управления программами, гейтовая система управления.

Одновременно затрагиваются вопросы проектирования под заданную стоимость, экономический анализ. Одновременно происходит обмен информацией и технологиями в области применения композиционных материалов. Это, как вы видите, если вернуться к самому первому слайду, где написано «Качественная потребность», тут как раз это и обеспечивает такую стыковку, когда с одной стороны потребность промышленная, с другой стороны реализация таких проектов и создает фундамент для того, чтобы потребность промышленности лучше удовлетворялась, и университеты тоже имели возможность получать определенную информацию, технологии и компетенции от своих коллег на предприятии.

Повторяю, это первый проект. В следующем году планируется развитие этого направления. Уже точно известно, что два проекта будут заявлены для реализации Новосибирским заводом. Два проекта Комсомольским заводом. Наверное, не имеет смысла вдаваться в технические подробности, здесь специально приведены результаты этой работы – это методики расчетов, программное обеспечение, специализированные комплексы, технологии и так далее. Для того чтобы было понятно, что если вдруг этот опыт будет интересен, то, может быть, в рамках совершенствования нормативной базы того же 218-го Постановления можно будет учесть особенности высокотехнологичного предприятия, которое оперирует продуктом с длительным жизненным циклом изделия.

Здесь представлена организационная рамка, что данный проект представлен на рассмотрение пяти университетам. Это четыре национальных исследовательских университета – МАИ, КГТУ, СГАУ, МГУТ им. Баумана, плюс Комсомоский-на-Амуре государственный технический университет, который имеет давние связи с Комсомольском-на-Амуре авиационном производственным объединением. И в настоящее время университеты готовят заявки, и в первом квартале будут реализованы основные организационные мероприятия по запуску данных проектов.

В сумме опыт «Сухого» может рассматриваться как один из источников информации по развитию нормативной базы, но при этом есть опыт у Российской самолетостроительной корпорации «Миг» по реализации проекта по 218-му Постановлению. Это действительно очень важно и представляет большой интерес. И здесь я бы хотел передать слово заместителю генерального директора РСК «Миг» по работе с персоналом Марине Константиновне Касьяновой. Пожалуйста.

- (Касьянова М.К.) Очень приятно. Российская самолетостроительная корпорация «Миг» приняла участие в реализации Постановления 218 и стала победителем этого конкурса. Мы представляем совместный с Московским авиационным институтом проект. Я его название точно произнесу – это «Разработка и изготовление моделирующего комплекса, снабженного стереоскопической систему визуализации окружающей обстановки для моделирования режимов точного пилотирования». То есть фактически это 3D-модель.

Я хотела бы остановиться на том, что сложились определенные условия интеграции, выполнение которых способствовало тому, что РСК «Миг» приняла участие в этом конкурсе. Это наличие у предприятия и вуза совместного направления работ. В РСК «Миг» есть подразделение, которое занимается разработкой и созданием тренажеров. И в Московском авиационном институте есть лаборатория, которая также занимается пилотажными стендами и тренажерами.

У предприятия на данный момент, хотя предприятие ОПК находится в сложной ситуации, у нас собственных оборотных средств всегда недостает, практически мы используем кредитные средства, но в результате нашло возможность выделить средства на реализацию этого проекта. То есть это тоже явилось условием участия в конкурсе.

Третье это то, что был проведен анализ, и реализация этого проекта позволит в значительной степени повысить эффективность ниокров, это была оценка со стороны руководителей летно-испытательного центра, для летного состава которого реализуется этот проект. Причем, этот проект имеет как военное, так и гражданское назначение. То есть этот тренажер может использоваться для любых видов – для обучения танкистов и гражданских летчиков, вертолетчиков и так далее. Это широкого применения.

И четвертое условие интеграции – это гарантированность эффективности ниокра и запуска в серийное производство.

Вот взвесив все четыре условия, мы пришли к выводу, руководство РСК «Миг» и МАИ, о том, что мы способны этот проект реализовывать.

Уже в процессе была подана заявка, оформленная должным образом, но в процессе реализации или знакомства мы получили фактический договор и регламент отчетности. Договор уже после того, как мы стали победителями, другие организации. А регламент работ пришел, регламент отчетности пришел только в декабре месяце. Вы понимаете, что, не видя тех документов до начала конкурса, мы не можем проанализировать все возможные ямы и подводные камни, с которыми мы можем столкнуться.

Первый камень, который оказался у нас, о том, что мы не имели представление (мы это увидели в договоре) о том, что мы должны использовать свои собственные средства в том же объеме. Не в целом по проекту, как было написано в Постановлении 50 на 50. Но по каждому календарному году. То есть мы выделяем субсидии МАИ в размере первых трех месяцев. Понимаете, проект запущен, и отчетность будет по 2010 году. За три месяца МАИ должен потратить свои заемные средства в районе 18 млн. рублей. Мы заявляли несколько другую сумму, потому что те этапы ниокра, которые были у РСК «Миг», они предполагали совершенно другой объем работ, не связанные именно с объемом реализуемой субсидии.

А в договоре мы понимаем, что Минобр и Минфин работают по другой схеме. Там должна быть соблюдена пропорция 50 на 50 по всем календарным годам. То есть здесь некий не этапы ниокр, деньги подбивать по этапу ниокр, по смыслу этапов, а по требованиям, которые связаны с годовой отчетностью.

Сейчас мы эту проблему будем решать. Но, я думаю, что она все равно будет переходящей на следующий год.

Дальше мы столкнулись с тем, я говорила, что регламент отчетности и сам договор между Министерством образования и науки и предприятием-исполнителем должны являться приложением уже к Постановлению. Мы должны видеть все эти документы до начала реализации проекта, чтобы не было вопросов и по налогам, и по многим вещам, которые связаны уже с хозяйственной деятельностью.

Отчетность также должна быть унифицирована. Она не должна от каждого постановления или в каждой федеральной целевой программе, которая связана с такими видами работ, как интеграция предприятий и вузов, она должна носить некий унифицированный характер. Потому что есть отчетность, которую готовит предприятие по гособоронзаказу. Корпорация «Миг» получала государственные субсидии – тоже есть своя форма отчетности. Она каким-то образом должна быть понятна, прозрачна и унифицирована. То есть мы каждый раз к проекту не должны знакомиться с новым объемом документов.

То же самое 50 на 50, которые в Постановлении, мы анализировали. В принципе, конечно, деньги могут быть использованы и в одинаковой пропорции. Но, наверное, сложность работ, которая распределяется между вузом и предприятием, она может быть разная. То есть те деньги, которые реально необходимо затратить предприятию, они могут быть несколько ниже, чем те средства, которые должен затратить вуз на реализацию своего проекта. Поэтому это четкое соблюдение пропорции, наверное, имеет смысл. Но надо отталкиваться от той сложности самого проекта и насколько распределение работ между вузом и предприятием носит неформальный характер, а связано именно непосредственно с перечнем работ, которые они должны выполнить.

Причем, мы говорим о том, что в советские времена всегда было понятие опережающий ниокр. То есть тот задел, которое предприятие фактически использует на следующий период. Сейчас предприятия оборонки практически уже выбрали тот задел научно-исследовательский, который был создан в 70-е года. И эта система, которая сейчас реализуется, она должна, скорее всего, быть непрерывной. То есть мы должны создавать опережающий ниокр, а у предприятий денег не всегда бывает много на создание этого ниокра. И поэтому это взаимодействие с вузом, если это будет выстроено на системной основе, и, действительно, помощь государства будет оказана, она будет действительно и полезна и вузу, поддерживая его научный потенциал, и предприятию, которое сможет с минимальными затратами делать тот самый опережающий ниокр.

Мы первый раз столкнемся с отчетностью. 20 января мы должны будем представить отчетность. И хотелось бы так, чтобы сама система отчетности не являлась довлеющей. То есть мы не находились в состоянии того, что над нами довлеют меры административных преследований в случае нарушения каких-то норм и правил, которые действуют в сфере отчетности перед Министерством финансов.

Первый расчет покажет, насколько мы готовы, вуз готов. Внутри себя мы организовали рабочую группу между вузом и предприятием, унифицировали отчетность внутреннюю, чтобы вуз отчитывался о своей работе по тем правилам, по которым отчитывается само предприятие. Поэтому для нашей бухгалтерии и бухгалтерии вуза все отчеты понятные, прозрачные, говорят на одном языке. Поэтому всегда сопоставимы. И понятно, где у нас какие-то упущения могут быть.

Еще один нюанс, который я хотела бы тоже обсудить, это дать возможность предприятию зачесть в расходы по проекту собственные средства, которые были затрачены ранее на закупку того или иного имущества, и получаемое со склада под данный проект. То есть это не то имущество, которое взяли с другой темы и перенесли на данную тему. А которое было закуплено раньше, оно лежит на складе, оно не использовалось нигде до данного проекта. Но поскольку оно было закуплено до начала реализации 218-го Постановления, сейчас оно практически зачтено в расходы быть не может. А мы понимаем, что ниокр не может родиться в одну минуту. То есть либо предприятие и вуз по каким-то вопросам уже сотрудничали и был какой-то уже предмет для взаимодействия, и они начинают не с самого нуля, все равно какие-то заделы есть. Поэтому хотелось бы, чтобы на это смотрели более понятно и учитывали интересы предприятия.

Такой же момент, как должна быть отрегулирована возможность участия проекта с уже частично выполненными ниокрами. О чем мы говорим, что мы начинаем не с нуля практически.

Должна быть предусмотрена возможность переноса неизрасходованных по объективным причинам средств субсидий на другой финансовый год, иначе это приведет либо к потере средств субсидий, либо к подписанию акта фактически невыполненных работ. Проект начался, победителями мы стали в сентябре, деньги переведены были в октябре. Вы сами понимаете – октябрь, ноябрь, декабрь – за три месяца говорить о каких-то серьезных разработках, если это не четко было сформулировано в план-графике и деньги действительно были правильно записаны в расходную часть, это достаточно сложно. А предприятие является ответственным за расходование субсидий. Мы отчитываемся, интеллектуальная собственность тоже принадлежит предприятию. Поэтому это наша головная боль. И мы хотели бы, чтобы на это тоже посмотрели несколько более открыто, на эту ситуацию.

Должен быть прописан механизм возврата или списания средств при отрицательном результате ниокр. Пока он явно в виде не прописан. Ни в договоре, ни в Постановлении. Потому что если ниокр достаточно сложный и они заранее не были проверены, это сложно, те предприятия, которые занимаются ниокром, понимают, что предугадать насколько ниокр будет эффективен, достаточно сложно. Тем более, он длиться в течение трех лет. И результат по каждому этапу может быть либо скорректирован, требуется и время и средство для того, чтобы скорректировать ранее неправильно принятое решение. Поэтому хотелось бы получить ответ и на этот вопрос.

И еще. Мы участвуем одно предприятие и один вуз. Но у двух, а, может быть, и несколько предприятий может быть интерес в разработке одной и той же темы. И если была бы представлена возможность участвовать в проекте нескольким предприятиям, то есть софинансирование еще и между предприятиями осуществлять, не каждый может потратить большие деньги на самостоятельную разработку той или иной темы. Если бы они скооперировались и смогли разработать один проект, софинансируя его, это, наверное, тоже может быть существенным плюсом в реализации этого Постановления. Спасибо.

- (Либет А.А.) Спасибо, Марина Константиновна. Коллеги, есть вопросы к докладчикам, к Алексею Александровичу, к Марине Константиновне?

У меня такой вопрос к Марине Константиновне. Вы говорили о сложностях реализации по сути дела проекта, в особенности их отчетности, несения затрат на этот проект. А сама форма достаточно нова, когда практически значимые работы выполняются силами студентов, тратятся государственные деньги, сама форма, с Вашей точки зрения, перспективна?

- (Касьянова М.К.) Я считаю, что очень перспективна. У нас было три темы, мы готовы были заявить для участия в этом Постановлении. Мы просто выбирали. Было и две темы по Московскому авиационному институту, одна тема Университет им. Баумана. Если бы у нас была возможность иметь свободные средства оборотные, которые могли бы пустить на реализацию этого проекта, наверное, и с вузами, и с МАИ мы выстроили достаточно конструктивное взаимодействие. И первый этап, мы подвели итоги, подводим сейчас до конца декабря, и мы видим, что то, что мы намечали в план-графике в принципе все идет в тех объемах и тех сроках, которые мы планировали. Во-первых, мы очень быстро корректируем. У нас со стороны МАИ выделена тоже своя рабочая группа, очень плотное взаимодействие. Мы собираемся по мере необходимости. Поэтому я считаю, я со специалистами разговаривала, что если это будет не год, не два, не три, это будет выстроена такая система, она просто придет в нормальное русло. И я думаю, что эта помощь будет достаточно существенная.

- (Либет А.А.) Спасибо большое, Мария Константиновна. Следующим, согласно повестке, у нас заявлен доклад Анатолия Николаевича Геращенко, ректора Московского авиационного института, доктора технических наук, профессора. Пожалуйста, Анатолий Николаевич.

- (Геращенко А.Н.) Уважаемые коллеги, я немножко выступлю в другом русле, потому что коллеги уже рассказали о взаимодействии с авиационной промышленностью.

Московский авиационный институт возглавляет учебное методическое объединение девяти аэрокосмических вузов России, из них три вуза – это Московский авиационный институт, Самарский авиационный институт и Казанский аэрокосмический институт – стали национально-исследовательскими. Вот мы предлагаем и работаем сейчас над такой схемой.

Первое. Министерство образования и науки проводило конкурсы на лучшую программу по научно-исследовательскому университету, по 219-му Постановлению (инновационное развитие) и Постановление 220-е (взаимодействие с иностранными учеными).

С другой стороны, Министерство экономического развития проводило программы и проводит инновационного развития компаний с государственным участием. И сегодня, как докладывала корпорация «Миг», Постановление Правительства 218-е.

Мы видим в дальнейшем взаимодействие – это создание технологических платформ авиационной системы. Это по авиации. Такие же системы и по космосу, и по вооружению, и по оборонной промышленности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественная палата Российской Федерации (2)

    Документ
    Авдийский Владимир Иванович, Заведующий кафедрой "Анализа рисков и экономической безопасности" Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации,
  2. Методические рекомендации по организации процедуры выдвижения и приема в члены Общественной палаты Российской Федерации представителей (1)

    Методические рекомендации
    Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Регламентом Общественной палаты Российской
  3. Методические рекомендации по организации процедуры выдвижения и приема в члены Общественной палаты Российской Федерации представителей (2)

    Методические рекомендации
    Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Регламентом Общественной палаты Российской
  4. Общественная палата российской федерации (5)

    Семинар
    - (Гутенев В.В.) Добрый день, дорогие друзья. Думаю, мы уже начнем наш сегодняшний семинар-практикум. Рад приветствовать вас снова в стенах Общественной палаты, которая уже следует некой традиции, развивая экологическую тему, и я
  5. Общественная палата российской федерации (1)

    Программа
    - (Гутенев В.В.) Добрый день уважаемые коллеги. Я думаю, что мы приступим к нашей работе. Сегодня у нас запланированы слушания по теме «Технологическая модернизация действующих сельскохозяйственных комплексов».

Другие похожие документы..