Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Группа в организации. Социальная психология малой группы. Психология конфликта. Приемы управления в организациях. Психологические основы кадровой раб...полностью>>
'Документ'
1.1. Медицинское учреждение здравоохранения "Шумерлинская городская станция скорой медицинской помощи" именуемое в дальнейшем - "Учрежд...полностью>>
'Документ'
Компания "Ectaco Inc" является мировым лидером в производстве портативных электронных словарей, переводчиков с функцией обучения иностранны...полностью>>
'Программа'
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ И РЕ...полностью>>

Общественная палата российской федерации совместное заседание

Главная > Заседание
Сохрани ссылку в одной из сетей:

То же касается и налоговой политики. Наше министерство не уполномочено комментировать Налоговый Кодекс, налоговое законодательство. Но мы настроили здесь работу с Минфином. И все налоговые вопросы, которые были у предприятий здесь, они сейчас на нашем сайте П218.ру разъяснены. То есть, это вопросы налогообложений субсидий, это вопросы, как при этом налогообложении будет зачитываться эта субсидия в следующем году. То есть логика такая, что да, деньги, которые пришли на предприятие облагаются налогом. Но после того, как работы актированы, после того, как доказано, что эти деньги пошли туда, куда предназначалось, все эти средства могут зачитываться, относиться на себестоимость и вполне могут получить возможность такой льготы. Они как бы восстанавливаются.

Более того, сейчас прорабатываются новые законодательные поправки, где это может быть отнесено с неким коэффициентом 1,5 на себестоимость. Но об этом я буду говорить позже, когда эти поправки будут приняты.

Прозвучала здесь идея по поводу стажировок студентов. Для нас это тоже следующий большой и важный шаг. На самом деле, я Алексею Александровичу говорил, что я даже был удивлен, что предприятие ставит этот вопрос по поводу стажировок студентов. Нам всегда казалось, что это вузовская прерогатива. Но у нас есть программы стажировки студентов. И если будут даны предложения понятные по количеству студентов, по конкретным вузам, где это необходимо сделать, мы готовы то рассмотреть. Потому что действительно даже представление о глобальной экономике, представление о том, что рынок глобален и здесь необходимо со студенческой скамьи готовится к этому глобальному рынку, обмениваться технологиями и знаниями, оно является принципиальным и это следующий шаг, над которым предстоит работать.

В целом, если говорить об итогах этой программы, то для нас важными здесь являются две группы индикаторов. Первое, это 2012 год. Здесь, собственно, мы бы хотели вырастить в вузах тот сектор R&D, сектор исследований и разработок, в который будет вовлечено сколь либо заметное число преподавателей и студентов. Очень нам сейчас важно за эти годы не допустить такой ситуации, что у нас будет в вузе как некая оффшорная зона. Занимается один профессор с десятью, может быть, с пятью аспирантами и с двадцатью студентами. Прошли эти годы и забыли эту практику. Это то, чего не следовало бы сейчас допускать. Это мы в проектах видим как основное – к 2012 году в вузах вырастить некую критическую массу людей, которые способны этим заниматься. Отсюда эти параметры, которые у нас в договорах присутствуют.

И, может быть, забегая наперед, с 2012 года и начиная это в некоем зачаточном состоянии уже сейчас это серьезные параметры по изменению образовательного процесса. Это действительно работоспособные управляющие советы, это практическая реальная работа студентов на предприятиях в процессе практики, аннимитационная, как сейчас правки привносят. Это модульные технологии. И все остальное, что с этим связано. Это, конечно, сколь либо устойчивая сеть вузов. Так коротко. Спасибо.

- (Либет А.А.) Спасибо большое, Игорь Михайлович. Коллеги, прослушали доклады руководителей крупных корпораций, вузов, Министерства образования. В целом по выслушанным докладам есть ли какие-то общие желания выступить, общие какие-то замечания? Да, пожалуйста.

- (Мужчина 1) Игорь Михайлович, скажите, пожалуйста, с точки зрения образования взрослых и взаимоотношений предприятий и учебных заведений не планируется никаких инициатив Министерства образования?

- (Рымаренко И.М.) Даже в этом проекте мы в качестве параметров зафиксировали такое двойное движение. Первое это то, что преподаватели должны стажироваться на предприятиях, преподаватели из вузов. И у нас есть параметры, по которым мы будем смотреть, как здесь идет динамика, как здесь идет соответствующее увеличение. Нам кажется, что там, где есть высокие технологии, там должны присутствовать в том числе и преподаватели, их доля должна расти.

Вместе с тем, мы видим, что по ряду вузов, участвующих в национальном проекте, в исследовательских программах организовались связи, когда предприятие начинает им заказывать какие-то программы, которые не заказывались ранее. Надо сказать, я показывал приоритеты научно-исследовательской работы в месте с предприятиями, у нас есть сектора, где это неплохо пошло. Я бы здесь назвал Росатом и называл бы Роснанотех. Например, в Роснанотехе есть специальные программы, где вузам на конкурсной основе заказываются те или иные программы либо дополнительного образования, либо магистерские программы.

Причем, они готовятся не один месяц, такие достаточно тонкие программы, в которых детально выписываются компетенции, те нужды предприятий, которые собираются выпускать в последствии продукцию в области нанотехнологий. И это очень такие филигранно сделанные программы для этого запуска. На наш взгляд, это действительно такой параметр, который заслуживает существенного внимания. Учитывая, что доля людей, охваченных их услугами непрерывного образования в работоспособном возрасте в России где-то раза в два меньше, чем среднеевропейская. Она не хуже, чем ряд европейских стран, но в целом в два раза меньше, порядка 22% у нас охвачено в области непрерывного образования людей в возрасте от 25 до 60 лет.

И надо сказать, что такого рода параметры присутствуют в этой программе. Но помимо этого министерство сейчас создает концепцию непрерывного образования и план действия по развитию непрерывного образования, что предлагается предложить Правительству и заслушать в первом полугодии следующего года.

- (Либет А.А.) Спасибо большое, Игорь Михайлович. Давайте сейчас перейдем от докладов к выступлениям. Слово предоставляется директору Института непрерывного профессионального образования ИжГТУ, профессору, доктору технических наук Сивцеву Николаю Сергеевичу.

- (Сивцев Н.С.) Уважаемые коллеги, после столь фундаментальных докладов, которые обозначили те проблемы, которые поставлены в рамках темы нашего совещания, я поймал себя на мысли, что, готовя свое выступление о взаимодействии Ижевского технического университета с предприятиями России. Те проблемы, которые я хотел бы поднять и заострить на этой встрече, по существу предыдущими докладчиками практически в полной степени уже обозначены. Это первое, с чего я хотел начать.

И второе. Я все время ловлю себя на мысли: мы провели в октябре уже третье всероссийское совещание по подготовке кадров оборонно-промышленного комплекса, приняли соответствующие решения. И в этих решениях, на мой взгляд, звучат такие слова, которые призывают нас к тому, что у нас уже было. Это хорошо забытое старое. Я сегодня слушал предыдущего докладчика. Ведь были и стипендии для лиц, которые обучались по заказу на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, и были кафедры, которые при высокотехнологических предприятиях создавались. Было очень и очень многое. Да, время наложило отпечаток. И мы сегодня совершенно в иной ситуации. Но мы неизбежно идем к тому хорошему, что было в прошлом, отметая, естественно, то, что сегодня не годится в тех новых рыночных условиях, о которых мы говорим.

Ижевский государственный технический университет являлся всегда базой подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Вот основные наши партнеры, с которыми мы сегодня активно работаем и сотрудничество с которыми у нас достаточно долгие годы. Хочу обратить ваше внимание, что до последнего времени взятые сторонами обязательства в рамках этого сотрудничества выполнялись недостаточно эффективно. И, прежде всего, это было связано с тем, что предприятия, с которыми мы сотрудничаем, хотели результат здесь и сейчас, практически сразу. Причем, должной финансовой поддержки они не имели возможности оказать нам. И по сему этот результат не мог состояться. А вуз, не имея требуемое финансирование ниокр, не мог довести свои исследования до логического конца.

В этих условиях сотрудничество с предприятием ограничивалось небольшими темами, которые не требовали больших финансовых вложений. В подавляющем большинстве выполнялись студентами в рамках реальных дипломных проектов под руководством ученых нашего вуза и не больше того. Сам по себе этот результат неплохой. Поскольку при обучении студента все-таки решались задачи практической совместно инженерно-технической подготовки, это способствовало повышению качества подготовки, решалась проблема закрепления кадров. И, наконец, были сохранены и на официальном и на личностном уровне все связи вуза с традиционными предприятиями-партнерами, что позволяло достаточно оперативно по мере необходимости и без промедления включаться в совместные научно-технические и кадровые проблемы.

На наш взгляд, некоторый прорыв наступил с принятием Федерального закона № 217 и последних Постановлений Правительства № 218, 219 и 220. И, кроме того, мы сегодня уже имеем такой уровень государственного и частного партнерства, когда и с бизнесом, скажем, удается наладить все более и более продуктивные контакты.

Частное партнерство, безусловно, положительный фактор, который мы имеем сегодня. Совершенно очевидно, что частный бизнес значительно и в большей степени чем государство обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям. А Правительство в силу своих последних постановлений облегчало условия реализации крупных проектов за счет финансово-экономических рычагов, субсидий, гарантий и других видов поддержки.

Это неизбежно дало положительные результаты. И за последние два года мы совершенно четко это почувствовали. На этой картинке представлено одно из инновационных предприятий, которое создано в рамках технического университета, которое совместно с Ижевским механическим заводом провело достаточно серьезную разработку в 2009-2010 годах по внедрению технологии штамповки корпусных деталей головных частей управления авиационных ракет.

Следующий слайд, пожалуйста. Работа достаточно серьезная. Хочу сказать, что буквально в октябре этого года группа наших сотрудников, а также сотрудников Федерального государственного предприятия «Ижевский механический завод» получили государственную премию Удмурдской Республики в области науки и техники. Буквально в ноябре за эту работу наши сотрудники были удостоены национальной премии «Золотая идея» 2010 года.

Можно еще назвать ряд примеров, которые еще сегодня есть. Но я в силу экономии времени остановлюсь только на одном. С выходом Постановления Правительства № 218 Сарапульским заводом «Элеконт» сегодня уже выполняется проект организации высокотехнологического производства конденсаторов нового поколения с общей суммой инвестиций 180 млн. рублей. Таких денег Ижевский государственный технический университет до последнего времени не имел. Причем, работа эта идет очень и очень активно. Могу сказать, что производственное объединение «Ижмаш» также с нами работает по производству сверхвысокопрочных пружин. И здесь мы сотрудничаем с госкорпорацией Роснано. Цена вопроса 1 млрд. 100 млн. рублей. И в настоящее время на экспертизе в Роснано находится совместный проект ИжГТУ и МЗ «Купол» (электромеханического завода «Купол») по производству металлосодержащих наноструктур в углеродистых и полимерных оболочках.

Так что здесь я могу однозначно сказать, что последние Постановления Правительства, последние федеральные решения, которые приняты Министерством образования и науки Российской Федерации, безусловно, играют очень и очень положительную роль.

Но вместе с тем есть некоторые проблемы. Здесь уже звучало, и я подтверждаю этот факт: Федеральный закон № 94, к сожалению, не способствует сокращению сроков реализации проектов. Очевидно, требуется существенная редакция этого закона. Здесь сегодня говорится в основном о высших образованиях. Но я сегодня специально взял на нашу встречу материалы совещания, которое совершенно недавно прошло у нас в Ижевске по развитию автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования. У нас есть замечательное учебное заведение, которое работает на подготовку кадров для нефтяной отрасли, и это учебное заведение в этом году выиграло проект, который называется «Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственного и частного партнерства для нефтяной и газовой промышленности». 33,7 млн. рублей. Выиграли они в октябре. И директор стоял на трибуне и говорил: «Как я за эти три месяца мог бы освоить эти деньги? Если иметь в виду, что есть конкурсы, есть прочие моменты, которые это все усложняют».

Второе. Цель многих предприятий оказать финансовую помощь в оснащении вузов современной материально-технической базой, но в силу известных обстоятельств не готовы. В этой связи необходима реальная поддержка со стороны Минобрнауки. Хотя, замечу, Постановление Правительства Российской Федерации № 891 в части выделения средств на оснащение вузов, реализующих государственный план по подготовке инженерных научных кадров для ОПК, было принято еще 25 декабря 2001 года.

В связи с увеличением среднего возраста профессорско-преподавательского состава исключительно важным является увеличение ведомствами, министерствами количества конкурсов научных работ, предметных олимпиад в области науки и техники среди молодых кандидатов, докторов наук, студентов, магистрантов, аспирантов с целью активизации их научных исследований. Необходимо в этом плане стимулировать и высокотехнологичные предприятия, ведущие вузы России для организации таких конкурсов и олимпиад с выделением соответствующих грантов победителям.

Важным направлением совместного взаимодействия предприятий и вузов является создание учебных центров для подготовки и переподготовки кадров. Методика создания таких учебных центров для высокотехнологичных и других приоритетных секторов промышленности в 2009 году была разработана учеными ИжГТУ в рамках реализации целевой программы Минпромторга России «Повышение отраслевых систем подготовки кадров и повышение квалификации руководящих сотрудников и специалистов». Вместе с тем, для активизации деятельности в этом направлении (я попрошу тут два последних слайда, которые показывают некоторые наши наработки, которые были сделаны в рамках такой программы), необходима разработка межотраслевых региональных программ развития профессионального образования. И что, как нам кажется, самое главное – выстраивание системы более тесного взаимодействия министерств, высокотехнологичных предприятий и профильных вузов. Я здесь, очевидно, повторюсь, поскольку эта мысль уже прозвучала в докладе Анатолия Николаевича. Эти связи нам нужны сегодня не только на уровне предприятий-вузов, вузов-министерств, предприятий-вузов, но и цепочка должна быть и вот такая.

Целью использования опыта передовых вузов России, а также ведущих мировых университетов особое внимание необходимо уделить развитию инфотелекоммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения. Спасибо за внимание.

- (Либет А.А.) Спасибо большое, Николай Сергеевич. Сейчас мы перейдем к кратким выступлениям. Напомню, что мы договорились, что сообщение не должно превышать пяти минут. Слово для сообщения предоставляется директору по развитию и новым технологиям компании «Самотучка», доктору технических наук Владимиру Михайловичу Макарову.

- (Макаров В.М.) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я бы хотел обратить ваше внимание на немножко другую сторону этого вопроса и положить в основу своего выступления педагога.

Если можно, слайд, пожалуйста. Я подал свои предложения в письменном виде. Я думаю, что зачитывать все это нет смысла. Есть продуманные вещи. Я педагог с 30-летним стажем. Причем, так скажем, слуга двух господ – я работаю в промышленности достаточно активно и, можно сказать, как говорят, за чертежным местом, занимаюсь там научным руководством проектов высокотехнологичных и занимаюсь педагогикой всю жизнь свою. Поэтому я бы хотел обратить ваше внимание.

Педагог вуза. Вспомним время, когда педагог вуза был очень уважаемым в обществе человеком. И определенные средства он получал достаточно, чтобы содержать свою семью и чувствовать себя достаточно комфортно во внешней жизни. Сегодня педагог вуза, можно сказать, из бюджетных работников самый низкооплачиваемый работник. При том, что высококвалификационные требования к его уровню подготовки и того, что он должен выпустить, свою продукцию, они весьма жесткие и очень высокие. Получается, что сейчас как-то нужно педагога поддерживать.

Наша система подготовки не позволяет сейчас педагогу вуза вполне нормально существовать в нашем обществе. Что бы я мог здесь предложить? Здесь расписаны определенные взаимосвязи педагога. Машиностроительные предприятия и предприятия оборонного комплекса, конечно, должны идти к педагогу. 10 лет проработав на педагогической работе, этот профессиональный работник потерян для промышленности. Он чувствует комплексы определенные и встроиться обратно в среду промышленную ему очень сложно.

Поэтому встраивание педагога в промышленную среду очень болезненно. Потому что инженерное сообщество занято очень практическими профессиональными вопросами. И они достаточно находятся на передовых позициях здесь. И поэтому педагог все время вынужден предъявить свои способности, чтобы быть востребованным здесь. Я, например, могу сказать по своему опыту, что войти в эту среду, нужно пройти очень сложный путь того, чтобы тебя признали.

И поэтому нужно сделать следующий шаг. Машиностроительные предприятия и предприятия оборонного комплекса, конечно же, должны взять педагога на поддержку на совместительство. И дать ему возможность заниматься тем, что он умеет. А умеет он готовить специалистов. Специалистов он готовит, в общем-то, неплохих. И на сегодняшний день пока живы педагоги, которые способны выпускать специалистов, наша система образования пока еще будет выпускать хороших специалистов. Еще лет 10-15, можно сказать, мы в этом смысле можем жить спокойно. Но скоро в силу естественных причин это может стать большой проблемой. Надо брать педагога на совместительство без отрыва от производства. И он вам приведет очень хороших специалистов. Он их будет готовить. Он будет из выпускников, студентов и так далее формировать совершенно четкую среду для того, чтобы они шли на определенные предприятия. Предприятия не могут сформировать четких требований к выпускнику. ТЗ так называемое. Педагог должен иметь ТЗ, вуз должен сформировать профессионала, который будет сразу же работать в промышленности. Существует такое понятие как ГОС (государственный образовательный стандарт). Это есть универсальная система, которая нивелирует профессиональную подготовку.

В каждом вузе есть инженеры-механики, инженеры-технологи, инженеры-метрологи, системотехники и так далее, то есть специалисты, которые могут потом работать в очень и очень разных отраслях. И поэтому нужно сказать, что специфика той промышленности, о которой мы сегодня здесь говорим – авиационной и ракетно-космической – это говорит о том, что ее продукция является крайне наукоемкой. И профессиональная адаптация этих универсальных специалистов должна быть весьма высокой. Поэтому качество подготовки должно быть не ниже инженера, а мы сейчас спустились уже на бакалаврский уровень, что вообще недопустимо. Магистры, аспиранты, научные исследователи – вот кто нужен сейчас в этих отраслях. Менеджеры производства 70% кадров мы сейчас готовим, в общем-то, серийных специалистов. Они являются браком, можно сказать. Это наш брак, и мы знаем об этом, и всегда это было.

И на сегодняшний день только 30% выпускников, даже меньше, мы за них гордимся и говорим, что они готовы работать в этом высокотехнологичном машиностроении.

Я, например, по опыту знаю, я готовлю своих аспирантов и магистров и так далее, чтобы они работали и смогли это сделать.

Есть Постановление от 2 июня 2009 года, какой процент студентов у нас выпускается. Посмотрите, если 527 бюджетных мест в вузах, то в технические вузы идут половина.

И у нас проблема в том, что мы выпускаем сейчас наших специалистов в никуда. Я работал 20 лет активно, будем считать, в педагогике на профессиональном уровне, выпуская в никуда наших специалистов. Поэтому проблема отсутствия структуры, которая взаимодействует между Министерством образования и между машиностроительным сообществом и вузами, она сейчас отсутствует. Ее нужно обязательно создавать.

И трудоустройство. Посмотрите, как выпускников технических вузов предлагают выпускать. МГТУ им. Баумана предлагает определенные рекламные акции, и центры специальные созданы, для того чтобы трудоустраивать своих специалистов. Это примерно вот МАМИ, «Станкин», какие рекламные акции они предлагают.

И в 2002 году было создано очень хорошее Постановление, в котором уже все прописано. Есть: разработать и утвердить федеральную целевую программу «Научные кадры и профессиональные». Поэтому в 2002 году уже все было прописано. Единственная проблема – у нас сейчас еще пока не реализована эта проблема. Мы, конечно, делаем все, что можем, в этом смысле и стараемся, и педагоги готовы помочь высокотехнологичному машиностроению подготовить очень хорошие кадры. У нас для этого есть все. Нужна поддержка. Спасибо.

- (Либет А.А.) Спасибо, Владимир Михайлович.

- (Ханьжина Ю.Б.) Юлия Борисовна Ханьжина, Министерство промышленности и торговли. Здесь я вынуждена сказать, наверное, от лица другого ведомства – Минобрнауки – о том, что существует федеральная целевая программа «Научная и научно-педагогические кадры», которая утверждена и великолепно реализуется, не должны про нее забывать. В том числе это касается и инфраструктурного обеспечения вузов через механизмы этой программы, в том числе и создания ресурсных центров, как в уважаемом МАИ, и в том, что есть невероятное количество мероприятий, которые направлены и на стажировку, и на организацию и создание молодых научных коллективов. И в том числе у нас есть благодатный опыт авиационной корпорации нашей о том, что проходила олимпиада в области авиастроения. Поэтому, коллеги, вот один из механизмов, в том числе и с огромными деньгами.

- (Либет А.А.) Спасибо за комментарий. Разрешите предоставить слово Галине Станиславовне, директору по персоналу Завода «Автоприбор».

- (Мизелева Г.С.) Добрый день, уважаемые коллеги. Нам трудно представить наш завод как крупную высокотехнологичную корпорацию. Но, тем не менее, мы сочли для себя необходимым и возможным выступить здесь и не только поделиться опытом, но и поблагодарить коллег за то, что опыт многих предприятий, многих вузов стал для нас возможностью развития на предприятии.

Я представлю Завод «Автоприбор», это поставщик автокомплектующих для всех автосборщиков, которые сегодня есть на территории России и стран ближнего зарубежья. И те крупные автосборщики, которые локализуют свое производство на территории России.

Мы стремимся, понимая, что развивается рынок и меняется рынок, мы стремимся сегодня завоевать и занять какое-то место не только на рынке автомобильной тематики, но и на рынке неавтомобильной тематики. Некоторое время назад у нас прошла большая международная конференция в рамках проекта «Аэроглонасс». Мы имеем несколько договоров о сотрудничестве по нанотехнологиям. Поэтому мы стремимся также попадать и в другой рынок. Поэтому, естественно, у нас возникает необходимость подготовки других кадров, кадров с новыми компетенциями, кадров более высокого качества.

Я коротко представлю три проекта. Почему эти проекты я хочу представить, потому что в рамках реализации этих проектов возникли проблемы, которые, на мой взгляд, было бы необходимо решать всем вместе.

Самая большая программа – это опережающее профессиональное обучение, профессиональное развитие выпускников лицеев и колледжей. И инновационная подготовка кадрового резерва предприятия, которая сегодня существует на заводе. То есть подготовка руководителей начального и среднего звена руководства.

Когда в 2009 году завод вышел в результате кризиса в простой, естественно, мы стали самыми активными участниками программы опережающего обучения. И когда мы разработали программы опережающего обучения, направления, которые нам сегодня были бы необходимы, понимая, как мы будем дальше развиваться, вот некоторые цифры этой программы опережающего обучения. Что оказалось. Часть направлений, которые мы хотели бы освоить на предприятии, понимая, что нам нужно будет двигаться дальше, вот это направление обучения, которое мы проводили на предприятии. Это и технологическое обучение, это и обучение управления персоналом, это и система менеджмента качества и новые технологии и организация производства. И вот, обратите внимание на следующий слайд, в котором есть сектора привлечения специалистов для этого обучения. 49% - это преподаватели нашего Владимирского государственного университета. 38% - это руководители и специалисты предприятий. И 13% - это приглашенные специалисты.

То есть когда мы для себя определили, чему нам нужно учить, чего не хватает, каких знаний не хватает на заводе, оказалось, что в нашем родном университете не хватило тех специалистов, которые могли бы нам эти знания дать. И мы вынуждены были искать поставщиков образовательных услуг в других предприятиях, в других учебных центрах, в других консалтинговых предприятиях. К нам приезжали специалисты из Тольятти, из Екатеринбурга, для того чтобы мы могли те направления деятельности, которые для нас были важны, принести на завод. Поэтому вот одна из тех проблем, о которой сегодня уже говорили, это готовность преподавателей высших учебных заведений работать на предприятии и осваивать те технологии, которые сегодня нужны, предприятиям, которые стремятся быстро и энергично развиваться.

Вторая программа, которую мы реализуем сегодня на заводе, это тоже создана была не благодаря сотрудничеству, а, наверное, вопреки всем системам, которые существуют. Мы создали обучение, площадку по обучению и подготовки специалистов и рабочих, в том числе на территории завода. И мы настаивали на том, чтобы обучение проходило на территории завода. И вот основные принципы этого профессионального развития – это освоение будущими специалистами, будущими инженерами двух-трех рабочих профессий, стажировки в обязательном порядке и прохождение практик на территории завода. Курсовые, дипломные, лабораторные работы по проблемам завода, по заводской тематике. Естественно, работает стипендиальная программа. И, естественно, работают программы стажировки. И это позволяет нам сегодня таким образом выстраивать индивидуальную траекторию развития тех студентов, которые сегодня входят в состав этих групп. Сегодня 30 таких ребят работают на заводе, это дневная форма обучения. Три дня они работают, два дня учатся в университете. И таким образом, мы можем планировать сегодня их обучение на предприятии и дальнейшее развитие здесь.

Конечно, здесь решаются многие вопросы, связанные с вхождением, с освоением трудовой деятельности в трудовом коллективе, нет необходимости адаптироваться молодым специалистам. И они осваивают и необходимые знания, и уже умеют их применять на практике.

И представители этой группы, здесь вы видите в центре этой группы Татьяна Ивановна Аравина, она сегодня здесь рядом со мной, это директор нашего корпоративного института.

Следующая программа, которую я хотела представить, тоже опять-таки программа, которая была создана уже исходя из того, что действительно мы не получаем сегодня тех специалистов, которые нужны. Сегодня 50 работников предприятия являются студентами корпоративного института нашего университета. Это кадровый резерв. Люди, которые не имели специального образования. Но сегодня они уже являются либо руководителями начального звена, либо специалистами и включены в дальнейшее развитие, и на них делает ставку предприятие.

Поэтому сегодня на базе завода работают две такие группы. Это модульное обучение с более коротким сроком подготовки. Но тем нам важно, люди работают на заводе, люди сегодня уже работают в профессии, люди получают дополнительные знания. И это обучение опять-таки осуществляется на территории предприятия, на предприятии. И все обучение, которое связано с приобретением ими профессии, оно связано с темами завода.

И это тоже было важно, поскольку многие проекты существуют у нас сегодня на договорной основе и завод финансирует обучение специалистов, сегодня 30 молодых специалистов завода уже обучаются в магистратуре нашего университета тоже. И сегодня мы решаем вопрос, чтобы и занятия магистерские проходили также на территории предприятия.

И вот несколько слайдов, поскольку я говорила о том, что ректор нашего университета, который также является научным руководителем, и конечно, через серьезные переговоры, через определенные договоренности мы пришли к тому, что мы сегодня имеем.

И поскольку мы говорили о профессиональном образовании, я слышала сегодня про проекты. На заводе также есть, мы перенесли на завод наше профессиональное училище, которое сегодня готовит специалистов, рабочие кадры для завода уже тоже в рамках перспективной профессии. И с училищем в прошлом году мы реализовали на территории завода проект, который выиграли – 58 млн. было освоено уже на территории завода, созданы самые современные лаборатории и приобретено оборудование для обучения молодых рабочих для предприятия.

Собственно выпускники училища получают возможность дальнейшего обучения в университете. Это слайды инвестиций и наборов групп и так далее.

О чем хотелось бы попросить сегодня уважаемых коллег. Дело в том, что опыта действительно очень много интересного. Иногда нам, добиваясь какого-то понимания со стороны учебного заведения, хотелось бы опираться на этот опыт. Поэтому хотела попросить о том, чтобы этот опыт тиражировался и распространялся, чтобы мы могли опираться на успехи наших больших коллег. Спасибо.

- (Либет А.А.) Спасибо, Галина Станиславовна. Правда, мы вышли немножко за пределы нашей темы, потому что сегодня мы обсуждали проблемы вузов, а не среднего технического образования. Пожалуйста, следующее выступление. Баранов Алексей Витальевич, директор института «Оргпром». Напоминаю про регламент. Давайте придерживаться регламента. Пожалуйста.

- (Баранов А.В.) Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотел бы дополнить своим коротким выступлением в пределах регламента предыдущий доклад в части следующих аспектов: формирование механизма частного-госудаственного партнерства для распространения современных моделей менеджмента.

Здесь хотелось бы обратить внимание уважаемой публики на то, что образование и обучение это очень близкие понятия, но которые имеют разницу в своем значении. В своем выступлении я хотел бы остановиться как раз на том, что касается обучения. То, что стартует после того, как завершился этап образования.

Обучение, как правило, идет на рабочем месте. Большинство представителей предприятий прекрасно помнят ситуацию, когда приходит студент после вуза, ему говорят, забудь все, чему тебя учили, здесь будет учиться по-новому.

Безусловно, можно сколь угодно долго упоминать, что есть исключения из этого правила, но на то они и исключения.

Обучение, формат обучения действиям – вот, что я хотел бы представить. И здесь есть, мне кажется, возможность как раз как для предприятий, так и для вузов в том, чтобы научиться осваивать современные компетенции и модели менеджмента в формате обучения действием. Получая результаты так, как это нужно предприятиям здесь и сейчас. И обучая преподавателей вузов не по книжкам, а что называется через навыки или через руки и ноги методом, допустим, развития производственных систем.

Здесь показаны результаты такого практикума двухнедельного. Как вы видите, в десятки раз повышаются производственные показатели.

Вот что происходит, допустим, до и после, подчеркиваю, за несколько недель, когда этот цех фактически представлял собой сборище незавершенного производства, то, что слева внизу. А по итогам нескольких недель практикумов существенная перепланировка. Это называется обучение действием. Когда бережливое производство перестает быть знаниями в рамках учебников, а становится реальным бизнес-результатом.

Что это позволяет получить предприятию, в данном случае возможности для вузов. Поскольку происходит это на рабочих местах непосредственно и существует многоуровневая программа подготовки, в частности, наше предприятие помогает многим предприятиям ракетно-космического комплекса, на предыдущем предприятии «Автоприбор» тоже мы помогаем осваивать бережливое производство. Решается актуальные бизнес-задачи. И поэтому предмет осваивается быстрее и глубже. И в конце каждого дня, а тем более в конце каждой недели можно наблюдать конкретные практические результаты. Коллеги прекрасно понимают, о чем речь.

В этом плане хотелось бы остановиться на том, какая модель может быть применена для ускоренного распространения этих знаний, этих навыков в отрасли, не только в аэрокосмической, а в машиностроении в целом.

Безусловно, образовательная система это вещь долгоиграющая, базисная, базовая. Да, это важно. Но с учетом остроты вопроса, с учетом того, сколько эффективности сейчас у наших предприятий, на взгляд многих экспертов, здесь вполне уже правомерен подход, как в свое время, например, Петр Первый прививал картошку в России. Помните? Все это происходило насильно и тотально. Или как в 20-х годах Советской Россией прививалась научная организация труда, опять же насильно и тотально.

Полторы тысячи учебных центров было в Советской России в 25-м году по научной организации труда. При этом всего лишь пять лет назад, в 20-м году, их было ноль. Шестнадцать вузов было по научной организации труда в филиалах центрального института труда. И хотел бы обратить внимание, что существуют уже отработанные модели. Такая практика может стать достаточно повсеместной. Российская школа на протяжении уже шести лет реализуется на самых разных предприятиях, в самых разных регионах дважды в год. Причем, это происходит на базе конкретных промышленных предприятий. Последнее проходило в ноябре на базе Московского машиностроительного предприятия им. Чернышева. Остались очень довольны. Также как и остались очень довольны курсанты, и в том числе преподаватели вузов, которые обучались в этом формате.

И я хочу перейти уже, понимая, что регламент сжат, к конкретно пяти направлениям, позволяющим в сжатые сроки реализовать всеобуч по развитию производственных систем, также как это был сделано в начале прошлого века.

Во-первых, тут важен так называемый родительский подход. Что делают родители, когда их дети плохо успевают в школе? Нужно заинтересовать ребенка. Нужно объяснить и показать, почему это важно. В этом плане действительно тематические совещания и конференции в области развития производственных систем и пропаганда современных моделей менеджмента. Реально нужно от слов переходить к делу. Поскольку Владимир Владимирович уже произнес, что нам нужны решения, для того чтобы заставить акционерные общества осваивать современные модели. Конечно же, через обучение в вузах можно добиться таких решений, но это будет через несколько лет.

Я сейчас хотел бы в своем выступлении сказать о возможностях, как это можно сделать в более сжатые сроки.

Натренировать в том же формате обучения действием в кластерах на базе предприятий, которые могут стать центрами компетенции – отраслевыми центрами компетенции и территориальными. Требовать, в том числе, системы показателей и также как это реализуется в развитых странах, на сегодня уже известны примеры в Казахстане и даже в Татарстане в Российской Федерации, когда государство софинансирует реализацию предприятиями программ по развитию производственных систем на основе бережливого производства.

Просто уже за дефицитом времени не буду все это объяснять и озвучивать. Останется в протоколе.

Помогать, во-первых, в шагах методом, например, софинансирования. Есть разные модели, подробнее об этом просто нет возможности поговорить. И признавать успехи, ввести кубок, например, имени Алексея Капитоновича Гастева, это ведущий ученый, как раз который добился формирования центрального института труда и полторы тысячи учебных центров по Советской России специалистов в области научной организации труда. Это его заслуга во многом.

Вот некая модель всеобуча по развитию производственных систем. Она могла бы носить действительно такой трехсторонний брак, как сегодня уже прозвучало в одном из докладов. Когда бизнес, госструктура и провайдеры услуг, образовательное учреждение. Но не только образовательное, экспертное сообщество шире, чем образовательное учреждение.

В итоге выигрывает каждый из участников этого трехстороннего брака. Спасибо.

- (Либет А.А.) Спасибо, Алексей Витальевич. Следующее сообщение. Слово предоставляется проректору по научно-исследовательской работе Академии им. Соловьева, доктору технических наук, профессору Кожиной Татьяне Дмитриевне.

- (Кожина Т.Д.) Я буду говорить кратко. Последние доклады как-то меня удивили. Меня как будто откатили лет эдак на десять назад. И стало за державу обидно.

Почему-то сегодня, я не буду доклад делать. Я в свете последних выступлений хочу просто прокомментировать.

Почему-то сегодня все просят. Просят за преподавателя, дайте ему доплату. Просят, чтобы деньги как-то перешли на другой год. Мы уже давно уже не просим. Мы – это Рыбинская авиационно-технологическая академия. Ну не дало нам Минобразования выиграть этот конкурс. Да, немножко расстроились. Да. Но немножко. Пошли в бизнес. Сейчас наша работа вся связана с Минпромом. Мы выполнили большой контракт по Роснано, сначала контракт был от Минобра, кстати. Дальше он пошел, я даже доклад не могу, с последнего слайда, не буду время тратить. Мы только что выполнили большой контракт с Роснано и именно по образовательной программе. Причем, результатом стало открытие учебно-технического центра. Вот он, внизу этого слайда обозначен, который Роснано дало нам команду ввести в действие. Если кому-то интересно, это учебно-технический центр именно по подготовке специалистов в нанотехнологиях и наноматериалах. Пожалуйста, прошу, на нашем сайте есть приглашение на учебу, по-моему, с 14 по 18 февраля. И кому интересно, я привезла рекламу с собой.

Более того, фирма «Каматцу», японцы, открывают у нас завод и им нужны наши кадры. Потому что они абсолютно уверены, что никто туда не поедет, где они открывают завод.

Более того, они осознали нашу квалификацию и не надо здесь смеяться, потому что японские технологии от авиации идет все. Мы двигатели-строители. Фирма «Каматцу» это трактора. Более того, там наверху написано «Ирэк». Это итальянская фирма будет выпускать. Это технологические платформы сейчас обсуждаются. Но мы уже наметили стратегию и участвуем в них.

Во-первых, с Рыбинским заводом приборостроения мы ведем проекты с Роснано по лейкосапфирам для электронной компонентной базы. Я обращаю внимание, мы двигателисты, авиация.

С госкорпорацией Роснанотех мы несколько проектов закончили. И, наверное, вы все знаете, что у нас в Рыбинске открыт завод по производству инструмента с нанопокрытием. Это первый завод, доведенный до практической реализации. Мы его начинали, мы сейчас в нем работаем и готовим кадры. И на базе этого завода у нас открыт с Роснано учебно-технический центр.

Более того, я не могу тут представить результаты работы с оборонно-промышленным комплексом, потому что это у нас работа была ДСП, я не могу тут эти данные показывать. Но мы проанализировали и предложили кластеры, где у нас в стране можно создать, так скажем, небольшие, маленькие сколковы. У нас назвали мониторы с Роснано, говорят, одно Сколково у нас в стране есть - это Рыбинск.

Вот эта компания. Смотрите. «Галика» Швейцария, Швеция «Сангвик», Германия «Вальтер». Мы эти фирмы отодвинули из нашей страны. Потому что они экспортировали инструменты. С нанопокрытием или с каким-то другим, которые они выдавали, это все осталось в прошлом.

Инструмент теперь у нас промышленники покупают в Рыбинске.

Более того, самое большое наше достижение как реальное, это то, что они закрыли учебный центр по подготовке специалистов. Значит, Израиль-полимейт, это у нас контракт с Минобром по привлечению иностранных ученых.

Здесь обсуждается вопрос посылки наших студентов. Посылки наших аспирантов, сколько бы мы не посылали, они неудачны. Почему? Да делать нашим ребятам там нечего. Или они скрывают, или дают общие фразы. Более того, студент, аспирант расхолаживается, он выходит из ритма. И я говорю это не просто так. Потому что всем известно, что у нас в Рыбинске есть такое крупное предприятие НПО «Сатурн», которое создало вместе с Францией «Снигму Моторс», и у нас двигатель СаМ-146. И наши студенты ездили во Францию выполнять дипломы. Защитились они через год. Они опоздали.

Мне кажется, эта система, когда создается такой кластер единения промышленности, вуза и, я даже не скажу образования, у меня как-то язык не поворачивается. Потому что со времен моей молодости мне навсегда запомнилась фраза «преподаватель высшей школы, который не занимается наукой, не имеет право там работать». То есть, это не школа. Это вуз.

Я считаю, что нам не повезло с этими инновационными проектами только потому, что мы остались в статусе Академия. Мы не университет. И, Анатолий Николаевич, не смотрите на меня восклицательным знаком. Мы от вас не открещиваемся. У меня все.

- (Мужчина 2) Я вопрос хочу задать. Татьяна Дмитриевна, хочу вопрос задать. Вы посылаете студентов, аспирантов за границу, и все бесполезно. Наверное, вы не так работаете с ними. А вот в МАИ которых вы посылаете с третьего курса учиться, тоже бесполезно приезжают или они не приезжают назад?

- (Кожина Т.Д.) Они не приезжают. Приезжают из Самары, приезжают из Уфы, приезжают из Перми. Ваши нет.

- (Мужчина 2) Я имею в виду ваши студенты.

- (Кожина Т.Д.) Возвращаются.

- (Мужчина 2) Начиная с третьего курса, вы посылаете к нам учиться. Польза есть какая-то или также как с заграницей нет пользы?

- (Кожина Т.Д.) Нет. Здесь пользы очень много. Объясню почему. И в Уфу мы отправляем, и в Самару. Идет слияние школ. А это толчок для авиации, для двигателестроителей, это колоссальный толчок.

- (Мужчина 2) Спасибо, Татьяна Дмитриевна. А то мы отвлекаемся.

- (Либет А.А.) Спасибо. У нас осталось последнее выступление.

- (Кожина Т.Д.) А можно я еще скажу, меня так неожиданно прервали. Сейчас у нас огромный заказ города. Много говорят об энергосбережении, очень много. И нам город дает заказ повести аудит по энергоэффективности всех предприятий, всех домов. Это у нас напрямую работа с городом и с регионом. Когда наука востребована именно всеми уже заводами. И этот грандиозный проект у нас находится именно в начальной стадии. Все.

- (Либет А.А.) Спасибо большое, Татьяна Дмитриевна. Последнее выступление. Ефремов Тимофей Александрович, руководитель отдела реализации молодежных проектов Московского регионального отделения Союзмаш. Пожалуйста.

- (Ефремов Т.А.) Уважаемые коллеги, Союзмаш России уже достаточно на протяжении долгого времени ведет комплексную работу с молодежью. Как на федеральном, так и на региональном уровне. Спасибо большое Общественной палате за то, что даете такую площадку для обсуждений. Мы, напомню, организация, которая включает в себя порядка 500 предприятий по всей России. У нас 64 региональных представительства. И только в Московском региональном отделении более 140 предприятий.

На этих 140 предприятиях трудится свыше ста тысяч человек до 35 лет. И, конечно, работа с молодежью является одним из самых комплексных направлений деятельности нашей организации.

Всю молодежную политику мы привели к двум всем понятным задачам отрасли: как молодежь привлечь на предприятие и как молодежь на предприятии удержать. И, конечно, мы не видим дальнейшего развития молодежной политики без участия вузов.

Осенью этого года мы решили комплексным образом понять, что нужно вузам и что нужно молодым ребятам, занятым на предприятии.

И такой проект как один из механизмов взаимодействия предприятия с профильными вузами – это заказ на инновации.

Сама идея появления такого проекта возникла на проводимом летом этого года форуме молодых машиностроителей в рамках инноразвивательного форума «Селигер 2010». И тогда на протяжении двух недель у нас жили порядка 400 человек молодых машиностроителей с предприятий всех регионов страны, начиная от Хабаровска, заканчивая Калининградом, начиная от «Бурятавтоваза» до Комсомольск-на-Амуре гражданского самолета «Сухого».

Конечно, среди этих молодых людей был большой интерес к предприятиям. У нас был достаточно долгий диалог с представителями вузов, МАИ, МГТУ им. Баумана, «Станкина» и других профильных технических заведений. Они спросили нас, где ваши заказы на инновации от предприятий? Где те молодые новаторы и где те задачи, которые нужно решать на предприятии сейчас?

Зарыкинский проект предложил нам интересную идею – провести непосредственно конкурс всероссийского молодежного инновационного конвента «Запрос на инновации». Тогда, когда предприятия выставляют свою технологическую задачу и находятся молодые новаторы, которые будут готовы заняться этой задачей.

Сам конкурс по сути дела, какой они предложили, проходил в три этапа. Это 13-14 декабря в Сколково Всероссийский молодежный инновационный конвент, на котором у нас была отдельная секция. Мы разослали запрос на предприятия, порядка 500 предприятий со всей России. Откликнулось сто предприятий. И на данный момент у нас сто технологических заявок, запросов на инновации, которые требуют своего решения. И те молодые новаторы, которые изложили эту проблему, они готовы поделиться этой проблемой и готовы ждать тех молодых студентов, которые хотели бы заняться этой проблемой.

Вкратце, что у нас произошло. Вообще, какие возможности конкурса и запрос на инновации мы имеем на сегодняшний момент. В первую очередь, это, конечно же, решение кадровых проблем для предприятия. Это возможность использования коллективно разума. Вы сами прекрасно понимаете, что все организации, которые сегодня работают в мире крупнейшие, будь то Procter & Gamble или же Nike, они не используют штат тысячи человек. Они пользуются коллективным разумом. Будь то социальные сети, Интернет и так далее.

Это, конечно же, в первую очередь позиционирование себя как социально ответственной структуры, которая заинтересована в модернизации промышленности и заинтересована в модернизации своей структуры.

Что получает участник, инноватор, тот молодой человек, который готов прийти на решение этой задачи для своего предприятия, будь то предприятие оборонно-промышленного комплекса или же предприятие профильное. Это в первую очередь контракт с предприятием на реализацию этой задачи. Каким образом будет расплачиваться предприятие с молодым инноватором, будет зависеть от самого предприятия. Но уже гарантировано, что участник этого конкурса и финалист этого конкурса объективно 100% получит возможность на контрактной основе реализовать те задачи и те технологические решения, которые выдвинуло для себя предприятие.

А это несколько фотографий, обратите внимание, гражданский самолет «Сухого», был отдельный стенд. Это как проходил весь процесс. На баннерах размещалась информация о предприятии, писалась ее краткая задача. Предполагалось, что молодые инноваторы придут, посмотрят эту задачу и найдут какие-то точки соприкосновения.

Вот заявки от Московского регионального отделения, которые мы получили. Здесь гранды всей промышленности, которая есть, будь то «Салют», Векшинского, ММП им. Чернышова, Оборонпром, управляющая компания ОДК и «Базальт». У нас на данный момент от Москвы 13 заявок. Эти заявки в открытом доступе лежат в Интернете. И мое обращение в данном случае и мое выступление направлено на то, чтобы привлечь вузы именно к этой работе. Потому что в Сколково мы не нашли той отдачи, которую мы хотели от молодых инноваторов. Да, приходили молодые люди, но на протяжении двух дней работы люди, которые стояли на стендах, они больше чем 4-5 интересных заявок не получили. И мне бы хотелось обратиться к Вам, Анатолий Николаевич, с просьбой предоставить какую-нибудь возможность площадки. Анатолий Николаевич, к Вам обращаюсь, извините, с просьбой предоставить какую-то площадку для таких молодых инноваторов для решения проблем предприятия. Потому что, я знаю, что на предприятиях есть масса молодых людей, которые заинтересованы в том, чтобы быть привлеченными работой на предприятии и заинтересованы именно в том, чтобы решить технологические задачи, которые есть.

- (Мужчина 3) Пожалуйста, аэрокосмическая школа в нашем лагере в Алуште, которая идет в течение четырех месяцев, где масса предприятий, вузов и не только аэрокосмических участвует. Это такая площадка, где как раз и рассматривают проекты. Я только передал руководителю департамента сейчас. В течение года проходили инновационные проекты среди наших всех аэрокосмических предприятий. И я сейчас попросил спонсоров и партнеров благодарственные письма дать от министерства. В течение года все получили премии, передали на производство и так далее. Смотрите наш сайт. Третье место по открытости занял среди России.

- (Либет А.А.) Спасибо, Тимофей Александрович. Коллеги, будем подводить итоги нашего мероприятия. Как мне представляется, сегодня был такой заинтересованный и профессиональный разговор о проблемах вузов, о проблемах координации с промышленными предприятиями. Были высказаны интересные предложения, но порой спорные. Тем не менее, предлагаю всем, кто выступил, если это не было сделано заранее, передать свои выступления в аппарат межкомиссионной рабочей группы по вопросам модернизации до конца недели. До 24-го числа. Все они будут обобщены, и резолюция слушаний будет направлена в профильные министерства и ведомства. На этом еще раз хочу вас поблагодарить за то, что вы при такой непростой погодной обстановке смогли сюда приехать. Рады будем видеть вас опять в стенах Общественной палаты. Спасибо вам.

(конец записи)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественная палата Российской Федерации (2)

    Документ
    Авдийский Владимир Иванович, Заведующий кафедрой "Анализа рисков и экономической безопасности" Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации,
  2. Методические рекомендации по организации процедуры выдвижения и приема в члены Общественной палаты Российской Федерации представителей (1)

    Методические рекомендации
    Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Регламентом Общественной палаты Российской
  3. Методические рекомендации по организации процедуры выдвижения и приема в члены Общественной палаты Российской Федерации представителей (2)

    Методические рекомендации
    Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Регламентом Общественной палаты Российской
  4. Общественная палата российской федерации (5)

    Семинар
    - (Гутенев В.В.) Добрый день, дорогие друзья. Думаю, мы уже начнем наш сегодняшний семинар-практикум. Рад приветствовать вас снова в стенах Общественной палаты, которая уже следует некой традиции, развивая экологическую тему, и я
  5. Общественная палата российской федерации (1)

    Программа
    - (Гутенев В.В.) Добрый день уважаемые коллеги. Я думаю, что мы приступим к нашей работе. Сегодня у нас запланированы слушания по теме «Технологическая модернизация действующих сельскохозяйственных комплексов».

Другие похожие документы..