Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Ведущая организация - Государственное научное учреждение «Всероссийский научно исследовательский институт экономики труда и управления в сельском хозя...полностью>>
'Регламент'
«Об утверждении «Положения, регламентирующего порядок рассмотрения, утверждения, регулирования тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными п...полностью>>
'Памятка'
1.Убедитесь в подлинности документа, который подтверждает личность продавца: таким документом является паспорт гражданина РФ. В случаях, когда интере...полностью>>
'Программа дисциплины'
Целями преподавания данной дисциплины являются: ознакомление с принципами моделирования сложных систем, реализующих современные информационные технол...полностью>>

Кафедра русской и зарубежной литературы (1)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«ИТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФОЛЬКЛОРА»

Учебно-методическое пособие
для студентов 1 курса

САМАРА, 2007

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «История и теория фольклора» предназначены для студентов 1 курса дневного отделения филологического факультета Самарского государственного университета.

Пособие по курсу «История и теория фольклора» включают в себя:

а) подробную программу учебного курса;

б) темы практических занятий и коллоквиумов (внеаудиторные занятия) с указанием вопросов, заданий к ним, литературы, по которой необходимо готовиться к занятиям;

в) комментарии и рекомендации к каждому практическому заданию, которые включают в себя ход и методику самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям поэтапно;

г) библиографию по фольклору, включающую в себя список фольклорных текстов, учебников, учебных пособий и хрестоматий, монографий, статей и материалов, связанных с историей и теорией фольклора; библиография составлена в фондах самарской областной библиотеки и предназначена для того, чтобы помочь студентам самостоятельно подготовиться к ряду теоретических разделов курса или получить дополнительный материал по уже знакомым, изученным темам;

д) контрольные вопросы по предмету, которые входят в билеты для сдачи экзамена;

Учебно-методическое пособие имеет целью в первую очередь помочь студентам в изучении такого сложного курса, как устное народное творчество, предполагающем глубокое освоение истории и теории фольклора, неизбежные экскурсы в историю, культурологию, этнографию, антропологию, историю науки и многие другие дисциплины. Попутно пособие призвано способствовать адаптации студентов 1 курса к новому типу вузовскому обучения, связанному с увеличением (по сравнению со школой) удельного веса самостоятельной работы студентов, большей индивидуальной ответственностью обучающегося в овладении профессиональными знаниями.

Примечание 1. Очевидно, что весь обширный материал, предлагаемый программой курса, невозможно включить в лекции: не только из-за дефицита часов, но и потому, что целый ряд тем студенты 1 курса могут и должны освоить самостоятельно (какие это темы, каждый преподаватель определяет самостоятельно, исходя из количества часов, отпущенных на курс, из собственных учебных, методических и научных интересов). Поэтому для самостоятельного изучения той или иной темы дан не только план освоения темы непосредственно в программе курса, но достаточно подробный библиографический список с тематической разбивкой для удобства использования.

Примечание 2. Поскольку курс «История и теория фольклора» - это один из первых опытов последовательного, систематического изучения истории художественного процесса, а также, в какой-то мере, истории науки и сложных теоретических проблем, то бесспорно обязательным для освоения курса и для успешной сдачи экзаменов по курсу необходимо составлять и представлять на проверку преподавателю конспекты по всем тем научным материалам, которые предусмотрены для обязательного изучения в практическом разделе курса. Столь же целесообразно вести и читательский дневник (или картотеку) по прочитанным художественным произведениям.

Примечание 3. Поскольку курс «Устное народное творчество» является не только сложным теоретическим курсом, но и историко-литературным (имеется в виду словесная форма изучаемых фольклорных произведений), то важнейшим условием освоения учебного курса является чтение фольклорных текстов. Во-первых, категорически запрещается читать фольклорные произведения по детским изданиям, потому что адаптированный для детей текст зачастую полностью искажает сюжет, а соответственно и подлинное содержание произведения. Во-вторых, при работе с читательским дневником или картотекой нужно обязательно фиксировать источник, по которому студент знакомится с произведением (название; составитель, редактор и комментатор фольклорных текстов; может быть, сказитель, от которого записан текст; место издания, издательство, год издания). В-третьих, минимальный объем списка, представленного на собеседовании, таков:

а) былины – не менее 20 сюжетов (а не вариантов),

б) исторические песни – не менее 20 сюжетов,

в) баллады – не менее 10 сюжетов,

д) остальные жанры фольклора в чтении не ограничены, студент должен свободно ориентироваться в сюжетах, мотивах и тематике того или иного жанра, должен уметь привести пример того или иного произведения фольклора при ответе на практическом занятии или на экзамене.

Знание текстов фольклорных произведений является обязательным условием успешно сдачи экзамена.

Требования к экзамену. Экзамен (так же, как и зачет) является не только формой отчетности, формой проверки знаний, но и заключительным этапом освоения материала сложного теоретического курса, поэтому вся предшествующая работа студентов должна быть представлена не только на экзамене, но и в течение всего семестра. Таким образом, экзаменационная оценка складывается в какой-то мере по рейтинговому принципу. Для успешной сдачи экзамена студент должен достаточно развернуто отвечать на каждом практическом занятии (по основным вопросам или по дополнительному материалу); не менее двух раз в течение семестра (по графику в зависимости от расписания) представлять на проверку конспекты обязательных для конспектирования научных работ (см. обязательная литература к заданиям по практическим занятиям); не менее двух раз за семестр (по графику) пройти собеседование по списку прочитанных фольклорных текстов; принять участие во внеаудиторных мероприятиях по учебному курсу. За подобную работу в семестре студент может получить оценку за экзамен «автоматом», причем, на первом курсе, в первую сессию автоматически может ставиться только оценка «отлично». Основной формой экзамена является ответ на вопросы билета (см. контрольные вопросы). Пропущенные практические занятия обязательно необходимо отрабатывать в устном или письменном виде по согласованию с преподавателем. Таким образом, оценка за экзамен складывается из 4 слагаемых:

1. ответы на практических занятиях,

2. конспекты рекомендованной к изучению литературы,

3. знание необходимого количества фольклорных текстов,

4. ответы на вопросы экзаменационного билета.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить доклад, реферат, сообщение по теоретической проблеме, предложенной в дополнительных заданиях к практическим занятиям, что (в зависимости от качества подготовленного материала) может быть засчитано либо как ответ на практическом занятии, либо как эквивалент ответа на один из вопросов экзаменационного билета.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФОЛЬКЛОРА»

Цель данного курса - дать современное определение фольклористики как науки; определить ее место в ряду современных гуманитарных дисциплин, ее взаимоотношения с литературоведением; заложить основы историзма в подходе к произведениям искусства.

Важнейшей проблемой, решаемой в курсе, является выявление художественной природы и идейной сущности народного словесного искусства; определение своеобразия творческого процесса народного словесного творчества, особенностей его бытования, вопроса об авторстве в фольклоре: его коллективность и соотношение коллективного и индивидуального начал в фольклоре более позднего этапа. Серьезной задачей, решаемой в процессе разработки важнейших проблем курса, является развитие у студентов умений пользоваться научной терминологией, научиться сопоставлять различные научные взгляды и гипотезы, что связано с привитием навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, курс определяет и более частные, собственно учебные и познавательные цели. Необходимо определить ряд важнейших в истории художественной культуры (и литературы) понятий: миф, мифологическое мировоззрение и его особенности, особенности мифологического времени и пространства, основные категории мифологии, связь мифа, обряда и фольклора, мифологема, архетип, структура мифологического сюжета, мотив и др. Нужно создать у студентов представления о том, что мифологическое сознание, как способ познания мира в художественных образах, является фундаментом для искусства в общем и литературы в частности последующих эпох у всех народов, достигших определенного этапа развития культуры.

Важнейшим этапом в освоение курса является установление истоков фольклорного синкретизма, что помогает определить особенности фольклорной поэтики, дать представления о жанрах русского фольклора, объяснить природу их возникновения, выявить их поэтику, жанровые особенности, показать возможность эволюционирования и трансформации одного жанра в другой. Используя принцип жанровой системы русского фольклора, одной из основных целей курса является знакомство студентов с памятниками устного словесного искусства.

Важно в процессе изучения курса показать особенности общефольклорных явлений в русском фольклоре, принципы типологической связи фольклоров разных народов и определить фольклор как часть культурного наследия всего человечества.

Еще одной важнейшей проблемой в курсе является необходимость уяснить формы взаимосвязей и взаимовлияний фольклора и литературы, как в ранний период древнерусской культуры, так и в литературе нового времени. Определить способы и приемы функционирования поэтики и структуры фольклора в русской классической литературы ХIХ – начала ХХ вв. и в современной литературе.

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1.
ПОНЯТИЕ
О ФОЛЬКЛОРЕ.
ОСНОВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность.

ТЕМА 2.
ЖАНРОВЫЙ
СОСТАВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Система жанров русского фольклора. Ее историческое формирование. Генетическая связь жанров. Включение одних жанров в другие (песни и загадки в сказке и др.). Общие процессы в жанрах :развитие общих черт, отмирание, трансформация. Классификация жанров и ее принципы. Многообразие жизненно-бытовых и идейно-художественных функций жанров.

ТЕМА 3.
ИСТОРИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА.
КЛАССИЧЕСКАЯ
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ
И
СОВЕТКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА.
ШКОЛЫ
РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора.

История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв.

История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс.

Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др.

ТЕМА 4.
ИСТОРИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРА

Древнейший период возникновения и развития фольклора, представление о мифологическом сознании, о мифологическом пространстве и времени, основные категории, анимизм, тотемизм, фетишизм, магизм и др. Состояние фольклора в феодальную эпоху. Фольклор в эпоху капитализма, Фольклор в ХХ в. Проблема генезиса фольклора, Проблема коллективного и индивидуального в фольклоре. Генезис фольклорного синкретизма. Фольклор и проблема типологии.

ТЕМА 5.
ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ О МИФЕ И МИФОЛОГИИ.
ОСОБЕННОСТИ
МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
КАТЕГОРИИ
МИФА

Понятие о мифе и мифологии. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества и основной способ понимания мира первобытным человеком. Всеохватность мифологии. Мифологическое время и пространство. Соотношение мифа и ритуала. Категории мифов. Категории мифологических героев. Мифология как системное представление о мире. Мифотворчество в современную эпоху. Изучение мифа. Взаимодействие мифа и фольклора. Понятие об «архетипах».

ТЕМА 6.
ОБРЯДОВАЯ
ПОЭЗИЯ

Общая характеристика обрядовой поэзии, Ее генезис. Соотношение обряда и мифологического сознания. Обрядовая поэзия русского народа как ступень в типологической системе обрядовой поэзии народов мира. Проблемы обрядовой поэзии в русской и зарубежной фольклористике. Собирание календарной и семейной обрядовой поэзии.

Зимний обрядовый цикл. Святки и магия первого дня. Русская масленица и европейский карнавал, сходство и различие, проявление народной смеховой культуры. Весенние праздники. Место анимизма в весенних обрядах Троицко-семицкая неделя, проблемы типологии. Генезис и поэтика купальских обрядов. Эстетическая функция мифологических образов в календарной обрядовой поэзии, история их трансформации, черты двоеверия в ней.

Особенности содержания, образности и стиля семейной обрядовой поэзии, ее состав. Отражение истории, быта и верований народа в свадебной обряде, место в нем обрядовой свадебной поэзии. Причитания как жанр, их генезис, поэтика, эволюция. Специфика свадебных причитаний, отражение в них мифологического сознания народа. Свадебные лирические песни. Величальные и корильные свадебные песни.

Похоронных обряд как древнейший из сохранившихся семейно-бытовых обрядов, отражение в нем мифологических представлений о соотношении двух миров. Место похоронных причитаний и похоронном обряде.

Рекрутские причитания как отражение новой исторической действительности в ХVIII в. и их генетическая связь с похоронными причитаниями.

Русская обрядовая поэзия в контексте мировой народной культуры.

ТЕМА 7.
ЗАГОВОРЫ

Магическая природа заговора и связь заговоров с обрядами. Особенности соотношения слова и дела в заговоре. Употребление заговоров, их связь с народной медициной. Борьба церкви с заговорами и отражение в заговорах народного двоеверия.

Классификация заговоров, поэтика: композиция, образная система, художественные средства. Устойчивость текстов, их бытование, отмирание как следствие эволюции народного мировоззрения.

Историческое и художественное значение заговоров. Заговоры в произведениях фольклора, сказка, былина и др. Свидетельства древнерусской письменности о заговорах. Изучение и собирание жанра.

ТЕМА 8.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок: возникновение художественного приема аналогии к разным природным и культурным явлениям, композиция, ритмическая организация, тропы. Связь пословиц с речью: социально-бытовой, исторический, мифологических аспекты возникновения и функционирования пословичного суждения; многозначность пословицы. Связь поговорки с фразеологией.

Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.

ТЕМА 9.
ЗАГАДКИ

Определение загадки. Генезис и поэтика загадки: загадка и миф, загадка и обряд, загадка и другие жанры фольклора; художественные средства загадки: метафора, метонимия, создание новых слов, звукоподражание, ритм, рифма и др. Социально-бытовые, исторические и мифологические аспекты возникновения и функционирования загадок. Собирание и изучение загадок.

ТЕМА 10.
ПОНЯТИЕ
«УСТНОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ».
ПРОБЛЕМЫ
СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
«УСТНОЙ
НАРОДНОЙ ПРОЗЫ».
ГЕНЕЗИС,
ПОЭТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ
И
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ.

Понятие «устная народная прозы», ее жанры, принципы жанрового деления.

История собирания и изучения сказки. Классические собрания сказок: сборники А.Н.Афанасьева, И.А.Худякова, Д.Н.Садовникова, Н.Е.Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М.Соколовых, М.К.Азадовского, А.И.Никифирова и др. Собирание и изучение русской несказочной прозы.

Определение жанра сказки. Соотношение мифа и сказки. В.Пропп и Е.Мелетинский о генезисе сказочного жанра. Соотношение вымысла и реальности в сказке, эпоха ее возникновения, этапы формирования, истоки основных сказочных сюжетов.

Исторические корни сказки. Определение поэтики сказки как целостной художественной системы. Генезис и особенности сказочной композиции. Функциональность образной системы как отражение архаических представлений о человеке и мире. Проблема типологического сходства сказочных сюжетов. Поэтика сказки и проблема личностного сознания в искусстве. Время и пространство в сказке.

Опыт классификации сказочных сюжетов. Сказки о животных: генезис, поэтика, стиль. Волшебные сказки: происхождение художественного вымысла, жизненные основы архаических сюжетов. Древнейшие мотивы и их поздние трансформации. Отражение мировоззрения разных эпох в художественной ткани сказки. Социально-бытовая сказка: происхождение вымысла, его социальная и идейно-художественная природа.

Жанровое определение былички (бывальщины, были). Генезис и поэтика жанра: выражение в быличках представлений о низшей демонологии; композиция былички. Принципы функционирования и трансформации быличек и бывальщин в зависимости о социально-бытовых и исторических аспектов их бытования.

Жанровое определение предания (историческое предание).Тематические группы: памятные события из истории и об исторических лицах (Иван Грозный, Петр I, Степан Разин и др.), топонимические предания. Отражение народного мировоззрения в области осмысления истории: смещение реальных фактов, анахронизмы, наложение мифологических схем на восприятие истории. Отношение предания к другим жанрам устной прозы.

Жанровое определение легенды. Генезис и поэтика легенды: связь с религиозным сознанием и церковной книжностью, черты двоеверия; способы создания чудесного, соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику. Жанр легенды как способ формирования «народного христианства», атеистических (богоборческих и еретических) учений, «народных утопий» в народном мировоззрении в эпоху средневековья и нового времени. Принципы функционирования жанра и место легенды среди других жанров фольклора.

Жанровое определение сказа. Его происхождение, принципы построения, элементы авторства, выразившиеся в личном опыте, стиле и языке рассказчика. Сказ как единственный продуктивный жанр фольклора. Соотношение жанра сказ и схожих с этим жанром художественных приемов в литературе (ориентация на устную речь, сказовый тип повествования и др.).

ТЕМА 11.
РУССКИЙ
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС.
ГЕНЕЗИС
И ПОЭТИКА БЫЛИН.
ИСТОРИЗМ
БЫЛИН.
ПРОБЛЕМЫ
СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ БЫЛИН

Определение понятия «эпос», «архаический эпос», «героический эпос», основные признаки жанра. Происхождение термина «былина». История собирания и изучения былин, основные издания. Мастерство сказителей.

Проблемы классификации русского героического эпоса. Периодизация развития русского героического эпоса. Проблема историзма былин. Полемика 50-60-х годов об историзме былин. Место былин в системе жанров русского фольклора. Основные сюжеты и темы былин древнейшего периода элементы мифологических представлений и черты архаического эпоса, отразившиеся в былинах древнейшего периода. Основные сюжеты и темы Киевского и Новгородского циклов. Предпосылки возникновения героического эпоса, социально-бытовые и исторические отличия, обусловившие идейно-тематические различия в ходе формирования сюжетов Киевского и Новгородского циклов. Классификация былинных сюжетов: соотношение архаических и героических элементов сюжетов

Исторические корни былинной поэтики. Определения поэтики былины как целостной художественной системы. А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Путилов о поэтике былин. Образная система былины, ее генезис и трансформация. Пространство и время в былине. Особенности композиции. Былинные герои. Былинные тропы. Проблемы вариативности былинных текстов.

Былина в соотношении с архаическими и героическими эпосами народов мира. Продолжение традиций русской эпики в исторической и балладной песне.

Русский героический эпос как предпосылка в формировании эпической традиции в древнерусской литературы.

ТЕМА 12.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ПЕСНИ РУССКОГО НАРОДА

Происхождение термина «исторические песни». Основные жанровые признаки исторических песен (различение жанров исторической песни, былины и баллады). История собирания и изучения исторических песен.

Условия возникновения, развития и жанровой трансформации исторических песен. Принципы классификации и периодизации песен: исторический (связанный с историческим событием или историческим лицом, вынесенным в центр песенного сюжета) и идейно-тематический. Основные темы: царь и народ, национально-освободительная борьба, патриотизм. Характерные для исторической песни типы персонажей: образ идеального правителя, образ погибающего и возрождающегося героя-освободителя, народ, полководец. Жанровые разновидности русской исторической песни. Особенности поэтики исторических песен, их связь с поэтикой других жанров: былиной, лирической песней, балладой. Историческая песня как стадия развития народной эпической традиции и отражение определенного этапа исторического самосознания народа.

ТЕМА 13.
БАЛЛАДНЫЕ
ПЕСНИ

Определение жанра. История термина «баллада». Своеобразие русских баллад и их происхождение. Ранние баллады ХIV-ХVI вв. Поздние баллады конца ХVII – начала ХVIII вв. Народные баллады и творчество калик перехожих. Поэтика баллады: особенности композиции, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха. Русская баллада и баллады народов мира: типологическое сходство и своеобразие. Эволюция жанра в лиро-эпической традиции ХХ в.

ТЕМА 13.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Жанровая специфика традиционной необрядовой лирики. Собирание и изучение традиционной лирической песни. Социально-бытовая функция лирической песни, ее генетическая и идейно-тематическая связь с исторической песней, обрядовой песней, балладой. Типы классификаций народной песни: по формам бытования и исполнения, с точки зрения бытового применения, по тематике, по отношению к миру, по темпу и характеру музыкального исполнения, по социальной принадлежности и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кафедра русской и зарубежной литературы (2)

    Документ
    Кафедра общего и исторического языкознания и кафедра русской и зарубежной литературы приглашает выпускников бакалаврита гуманитарных факультетов для обучения в магистратуре по направлению «Филология» по следующим программам: «Язык
  2. Кафедра русской и зарубежной литературы (4)

    Сказка
    Торжественное и дидактическое красноречие в литературе Киевской Руси в жанрах Слова (Слово о Законе и Благодати Илариона) и Поучения (Поучение Владимира Мономаха).
  3. Кафедра русской и зарубежной литературы Заведующий кафедрой

    Документ
    Заведующий кафедрой – Щеблыкин Сергей Иванович, доктор филологических наук, профессор; награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2006), медалью Университета «За многолетний добросовестный труд» (2009), член
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы (3)

    Документ
    Советский литературовед Юрий Манн называл историко-биографические книги «жанром больших возможностей1. И действительно искусно написанная биография (напомним, что этот термин своими истоками уходит в греческий язык и означает следующее:
  5. Общие сведения на кафедре русской и зарубежной литературы

    Документ
    1.1. На кафедре русской и зарубежной литературы, а также на кафедре журналистики Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского функционирует Научная школа по изучению жанра и стиля произведений русской

Другие похожие документы..