Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В последние годы в стране наблюдается бурный про­цесс обновления действующего трудового законо­дательства и иных актов, содержащих нормы трудового пр...полностью>>
'Решение'
ПЛАН ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Управление и экономика фармации» для студентов 5 курса специальности «Фармация» на весенний семестр 2011-2012 учебного год...полностью>>
'Курсовая'
Философия осуществляет рефлексию парадигм (образцов, идеалов) научного знания и одновременно участвует – явно или неявно – в выработке новых парадигм...полностью>>
'Сказка'
Зима - это сказочное время года, искристый снег, новогодние елки, огни по всему городу и узоры на стекле. Зима – это самый главный праздник, вдохновл...полностью>>

Лекция Антикризисное управление и антикризисное регулирование: территориальные аспекты

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1. Антикризисное управление и антикризисное регулирование: территориальные аспекты.

Цели и задачи курса. Понятие кризисной ситуации. Антикризисное регулирование и антикризисное управление. Природа кризисных явлений в экономике регионов и муниципальных образований. Теория цикличности. Современные модели экономических циклов. Модели оценки устойчивости региональной экономической системы. Типология кризисов территории. Принципы антикризисного управления.

Депрессивные и кризисные территории. Критерии отнесения территорий к депрессивным. Показатели депрессивности. Локальный уровень депрессии. Ресурсные возможности депрессивной территории. Острота депрессии. Санация депрессивных территорий.

Антикризисное управление в системе государственного и муниципального управления. Отраслевые программы антикризисного управления. Программы поддержки отдельных предприятий. Программы вывода из кризиса отдельных регионов и муниципальных образований. Антикризисное управление промышленными предприятиями на региональном и муниципальном уровне. Антикризисное управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Антикризисное управление малыми предприятиями. Антикризисное управление жилищно-коммунальным хозяйством. Антикризисное управление социальной сферой.

Изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в трех направлениях:

  1. участие органов муниципального образования в финансовом оздоровлении предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данной территории;

  2. участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления (банкротства) муниципальных предприятий;

  3. антикризисное управление муниципальным образованием как единым хозяйственно-территориальным комплексом.

Первое и второе направления с разной степенью глубины отражены в действующем законодательстве: ФСФО России проводила мониторинг крупных и социально и экономически значимых предприятий; банкротству градообразующих организаций и стратегических предприятий посвящены специальные главы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При банкротстве муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества должника, что также нашло свое отражение в законодательстве. Третье направление в настоящее время является наименее исследованным и методически проработанным.

Одной из специфических особенностей системы муниципального управления в условиях рыночной экономики является двойственная роль органов местного самоуправления в хозяйственных процессах. С одной стороны, они являются крупными собственниками и активными участниками хозяйственных отношений, с другой стороны, обладая властными полномочиями, они имеют возможность непосредственно регулировать эти отношения путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Такое положение вещей требует обоснования научных подходов к пониманию сущности и природы кризисных явлений, к определению места и роли антикризисного управления в системе управления территорией. В первую очередь, необходимо выяснить, какие макроэкономические параметры сигнализируют о возможности развития кризисной ситуации, с тем, чтобы иметь возможность своевременно разработать эффективную антикризисную стратегию и сгладить негативные моменты циклического развития экономики, обеспечив экономический рост.

Экономические кризисы связывают с определенной фазой цикла производства (кризис, депрессия, оживление, подъем), во время которой происходит насильственное восстановление нарушенных пропорций воспроизводства. Кризисы проявляются в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовых сферах и др. Экономические кризисы носят временный характер и повторяются периодически. Современная экономическая теория исходит из предпосылки, что циклические колебания и кризисы являются необходимыми составляющими экономического развития, поэтому многие современные исследования посвящены проблемам создания и организации функционирования системы стабилизационных мер, сглаживающих негативные моменты цикличности. Стабильное или нестабильное финансовое состояние предприятий напрямую влияет на местные бюджеты, которые, в свою очередь, являются индикаторами экономического состояния территории. Именно в таком контексте, как правило, рассматривается система антикризисного управления территорией.

Термин «антикризисное управление» (crisis-management) стал использоваться в российской экономической практике и теории сравнительно недавно. Он появился практически одновременно с вводом в действие законодательства о банкротстве и применялся для описания процедур банкротства предприятий и организаций.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ)

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В БАНКРОТСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

антикризисное управление государственными и муниципальными организациями



ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (НЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ)


ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ



Рисунок 1 – Структура понятия «Антикризисное управление»

Кризис - период, характеризуемый наибольшей вероятностью возникновения ситуации, при которых условия устойчивого развития территории оказываются невыполнимыми.

Антикризисное управление территорией - постоянно реализуемый вид деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающий сохранение оптимальной структуры территориальной экономики, ее устойчивое развитие и сглаживание негативных последствий кризисов различной природы.

Классификация кризисов

1. По причинам возникновения.

1.1. Стратегический кризис – затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

1.2. Кризис «успеха» – возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

1.3. Кризис неплатежеспособности – внешнее проявление нарушений в функционировании территориальной системы, когда муниципальное образование не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в местный бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по муниципальному заказу без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

2. По длительности.

2.1. Долгосрочный – для стратегического кризиса.

2.2. Среднесрочный – для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям.

3.1. Обратимые кризисы – администрация муниципального образования самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

3.2. Необратимые кризисы – администрация муниципального образования не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

4. По сфере возникновения.

4.1. Эндогенные кризисы – возникают внутри муниципального образования, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

4.2. Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от муниципального образования – высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий и др. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и др.

  1. По природе.

    1. Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

    2. Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением налогов и других обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления муниципальным долгом, прямыми нарушениями финансовой дисциплины, выполнением муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий без соответствующей финансовой или имущественной поддержки.

    3. Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.

    4. Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.

    5. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

  2. По масштабу.

    1. Национальные – охватывают территорию всей страны.

    2. Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких муниципальных образований, расположенных в разных субъектах федерации, но имеющих общие границы.

    3. Местные – охватывают территорию отдельного муниципального образования или локальные кризисные территории внутри крупных муниципальных образований.

  3. По глубине.

    1. Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку (собственность промышленный комплекс, градообразующие предприятия, малые предприятия, ЖКХ, социальная сфера и др.).

    2. Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.

  4. По периодичности.

    1. Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.

    2. Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного или субъективного характера.

Принципы антикризисного управления территорией

  1. Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация, субъект федерации и муниципальное образование).

  2. Принцип адекватности. Методы разработки и принятия решений в кризисной ситуации должны быть адекватны реальной ситуации. Антикризисные управляющие должны обладать более высоким уровнем квалификации по сравнению с управляющими в обычных условиях с тем, чтобы быстро и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов.

  3. Принцип системного подхода к решению поставленных задач. Система антикризисного управления развитием территории рассматривается как сложная социально-экономическая система и построена как совокупность функциональных, обеспечивающих и предметных подсистем, поэтому необходимо постоянно анализировать политические, социальные, экономические, финансовые, экологические, правовые, техногенные и другие факторы, которые влияют на каждую из этих подсистем и в совокупности обеспечивают устойчивое развитие территории.

  4. Принцип целенаправленности. Антикризисное управление может быть эффективно только при наличии плана финансового оздоровления территории, который базируется на ее миссии – обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Такая стратегия полностью соответствует следующим локальным целям в период кризиса: (1) обеспечение текущих платежей – текущая деятельность администрации должна быть организована таким образом, чтобы, как минимум, рассчитаться с кредиторами, в т.ч. с бюджетами других уровней бюджетной системы; (2) накопленных финансовых средств должно быть достаточно для того, чтобы по окончании особых процедур антикризисного управления рассчитаться с ранее возникшей и «замороженной» на момент введения особого режима кредиторской задолженности; (3) недопущение возникновения задолженности в будущем.

  5. Принцип ведущего звена. В силу многоаспектности и разноплановости процесса антикризисного управления муниципальным образованием необходимо выбирать и реализовывать реально достижимые цели. Как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них – обеспечению текущих платежей.

  6. Принцип оптимальности. Каждое управленческое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают различные варианты управленческих решений. Одним из критериев должен стать бюджетный эффект – разница между доходами, полученными по результатам антикризисной программы и расходами на ее разработку и реализацию.

Антикризисное регулирование – это система мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, цель которого обеспечить защиту муниципальных образований от кризисных ситуаций, устойчивое развитие местной экономики.

Содержание антикризисного регулирования:

  1. создание законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) регионов и муниципалитетов, а также о санации (финансовом оздоровлении) и государственной финансовой поддержке муниципальных образований;

  2. конкретные меры по оздоровлению территорий, включая временную консервацию, реструктуризацию и тотальную санацию территорий;

  3. активная промышленная политика, включая прямую государственную и муниципальную поддержку социально и экономически значимых предприятий;

  4. активная инвестиционная политика с целью повышения инвестиционного рейтинга региона в целом и конкретных муниципальных образований;

  5. разработка системы мер по преодолению кризиса неплатежей;

  6. регламентация процедур приватизации и ликвидации предприятий должников, а также представления интересов собственника имущества должника – унитарного предприятия;

  7. создание института антикризисных управляющих, в т.ч. подготовка государственных и муниципальных служащих для работы в условиях кризиса.

Антикризисное управление в узком смысле - комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности и удовлетворению требований кредиторов: составление графика погашения задолженности и поиск соответствующих источников.

Платежеспособность – способность государства, юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

Неплатежеспособность – финансовое или валютно-финансовое положение фирмы или государства, при котором они не могут своевременно погашать свои финансовые обязательства.

Несостоятельность муниципальных образований признанная судом неспособность администрации муниципального образования исполнить свои обязательства перед кредиторами: ресурсоснабжающими предприятиями, предприятиями – исполнителями муниципального заказа, коммерческими банками, бюджетами других уровней и др., включая неспособность обслуживать муниципальный долг.

Причины несостоятельности местного самоуправления:

  • нарушение процедуры подготовки и рассмотрения проекта бюджета; ошибки в логике разработки и рассмотрения проекта бюджета; отсутствие казначейской системы исполнения бюджета;

  • отказ администраций субъектов РФ принимать в расчет фактические долги муниципальных образований при рассмотрении объема трансфертов; неясность процедуры выяснения отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и кредитором;

  • несоблюдение принципа единства кассы. Переход на казначейское исполнение бюджетов в муниципальных образованиях осуществлен частично. По факту доходы бюджетов зачисляются на разные счета;

  • отсутствие сводной информации о полном внутреннем долге. Кредиторская задолженность не входит в состав внутреннего долга. В долг бюджета переоформляется часть просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций, в то время как большинство предприятий ЖКХ и муниципального городского пассажирского транспорта фактически являются банкротами;

  • отсутствие консолидированного учета кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений;

  • отсутствие системы муниципального заказа и контроля цен товаров, работ, услуг, приобретаемых за счет средств бюджета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Минск 2011 Составители

    Учебно-методический комплекс
    Антикризисный менеджмент представляет собой осо­бый тип менеджмента, сложную область знаний, которая должна способствовать предотвращению и нейтрализации кризисных явлений, а также восстановлению платеже­способности предприятия, уже
  2. Издания: «Антикризисное управление», учебно-методические материалы, составители Петухов Д. В. М.; Миэмп, 2008

    Документ
    Учебно-методические материалы по курсу «Антикризисное управление», включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику лекций, семинаров и заданий, которые предстоит выполнить
  3. Программа учебной дисциплины «Антикризисное управление» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061100 «менеджмент организации» иучебными планами. Составитель

    Программа
    Программа учебной дисциплины «Антикризисное управление» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061100 «менеджмент организации» и учебными планами.
  4. Одобрено кафедрой «Экономика и антикризисное управление» (протокол №12 от «14» мая 2009г.) Москва 2009

    Документ
    А.Н.Ряховская, П.В.Тальмина, С.Е.Кован, Т.Ю.Морозова, Е.В.Арсенова, А.В.Варварин, Н.Н.Думная, М.А.Пивоварова Фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников по специальности «Антикризисное управление».
  5. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080503 «Антикризисное управление» (для всех форм обучения)

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080503 «Антикризисное управление» (для студентов всех форм обучения).

Другие похожие документы..