Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Парижская конвенция - Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., к которой СССР в соответствии с Постановлением Совета Минис...полностью>>
'Документ'
00 Компьютерная графика Емельянова В.В. 11.50 Основы сайтостроения Емельянова В.В. 11.50 Macromedia Flash – загадочный мир анимации Емельянова В.В. Те...полностью>>
'Кодекс'
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Росс...полностью>>
'Документ'
Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований является постановление Правительства Россий...полностью>>

Моя малая Родина в отрядном деле

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Моя малая Родина в отрядном деле

Ирина Викторовна Грибанова,

методист учебно-методического отдела

Антонина Александоровна Шундик

старший методист научно-методического сектора

КГБОУ ДОД «Хабаровский краевой центр

внешкольной работы «Созвездие»

Ключевые слова: отрядное дело, символика, легенда, семь чудес Хабаровского края.

Наша страна огромна. В изучении истории целой страны в школе наша малая Родина отходит на второй план, зачастую, дети, живущие на Дальнем Востоке, хорошо знают историю страны, и при этом подчас плохо историю своего поселения (поселок, район, город, край). Пора также подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной. Тогда родится чувство сопричастности к ее жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам.

Изучение родного края невозможно без познания культурно-исторических особенностей этноса, проживающего на данной территории. На конкретных примерах дети могут ознакомиться с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда.

Одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени — изучение краеведения. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников, формированию готовности жить и трудиться в своем регионе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Загородный оздоровительный лагерь может предоставить отличные условия для изучения в свободно организуемых формах разных аспектов краеведения: символики края, уклада жизни коренных народов, местных достопримечательностей, являющихся предметом гордости дальневосточников.

В Хабаровском краевом центре внешкольной работы «Созвездие» реализуется программа развития, которая направлена на воспитание у молодых дальневосточников социально активной позиции и стремление вносить индивидуальный, творческий вклад в решение проблем развивающейся России, в укрепление и развитие Дальневосточного региона. Успешное выполнение поставленных задач невозможно без поиска новых путей и методов в работе.

Важное место в проведении краевых профильных смен нашего Центра занимают отрядные дела различной направленности, которые являются плодом творческого усилия руководителей смен, методистов и вожатых, но, безусловно, главными действующими лицами являются дети. По-настоящему почувствовать себя молодым дальневосточником возможно в процессе проведения отрядного дела «Мой край».

Отрядное дело «Мой край»

Название: «Мой край».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 13-17 лет.

Аудитория: участники краевых профильных смен.

Цель: формирование у участников смен целостного представления о регионе, сохранение и развитие культурных достижений и традиций, воспитание у детей и подростков нравственных качеств по отношению к родному краю.

Задачи:

- актуализация знаний по краеведению;

- развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, воображения, фантазии и речи ребенка.

Предполагаемый результат:

В результате реализации отрядного дела его участники актуализируют, обновляют, получают знания о населении, общественных акциях, значении символики, о достопримечательностях, о туризме Хабаровского края. Опираясь на полученные знания, участники, разделившись на группы, разрабатывают творческие работы по различным темам, а также презентуют свои работы.

Результатом совместной деятельности педагогов, вожатых и подростков становится создание визитной карточки «Мой край», объединяющие все групповые работы.

Для достижения цели и практического результата, необходимо помнить о трех составляющих успеха:

- каким образом участники будут включены в программу (рассказ, объяснение, убеждение);

- привлекательность обучающих занятий: как привлечь внимание к занятию, какую форму выбрать (тематическая беседа, соревнование, групповая работа и т.д.);

- осмысление отрядного дела: анализ целей, задач и достигнутых результатов.

Необходимое оборудование:

  • картосхема формата А1 (заранее приготовленная);

  • листы с заданием на каждую группу (каждой группе выдается задание, где подробно расписана его суть, дан необходимый справочный материал и рассказано как должна быть представлена «защита» своей работы);

  • подборка информации для группы «Символика;

  • подборка информации для группы «Легенда» (подросткам предлагаются как пример реплики, вводные слова для защиты, а также необходимая информация об особенностях быта коренных народов Приамурья);

  • подборка информации для группы «Песня»/«Баллада». (С 25 августа по 20 октября 2008 года проходила акция «Семь чудес Хабаровского края», посвященная 70-летию нашего края. Ее организаторами являлись Правительство края и телерадиокомпания «Дальневосточная». Цель акции — найти и показать множество уникальных явлений на территории нашего региона. Всего в редакцию от жителей края поступило около тысячи идей, рассказов о явлениях, которые могли бы претендовать на звание "чуда". Великолепная семерка выглядит так: 7 место: Петроглифы Сикачи-Аляна; 6 место: Лотосы; 5 место: Амурский мост; 4 место: Озеро Амут; 3 место: Шантарские острова; 2 место: Горная страна Дуссэ-Алинь; 1 место: Амурский тигр);

  • подборка информации для группы «Кроссворд»;

  • подборка информации для группы «Экскурсия»;

  • атласы; фотографии;

  • канцелярские товары: краски; кисти; ножницы; фломастеры; маркеры; цветная и белая бумага А4; клей; карандаши простые и цветные; цветные мелки; ластики.

Оформление: герб, флаг Хабаровского края и Российской Федерации; фотографии достопримечательностей Хабаровского края; карты Хабаровского края; создание антуража с использованием ткани разного цвета: зеленый, голубой/ синий, белый, красный); народные костюмы этнического населения края; музыкальное сопровождение (песни о Хабаровском крае, о России).

Ход отрядного дела:

I. Вступительное слово (делается вожатым, каждый самостоятельно формулирует и доносит основную идею отрядного дела — создать визитную карточку Хабаровского края).

II. Деление на группы: группы должны быть равноценны; всего 5 групп («Символика», «Песня», «Экскурсия», «Кроссворд», «Легенда»), из них в группу «Символика» должны входить ребята, умеющие рисовать, а группа «Экскурсия» должна состоять из 6 и более человек.

III. Раздача «рабочих пакетов» с дополнительной информацией, фотографиями, схемами для групп .

IV. Ведение отрядного дела:

  1. Погружение в задание (акцентировать внимание ребят на листах с заданием, которое есть у каждой группы):

- Всем вместе нужно создать визитную карточку края. Имеется лишь контур края. Нужно его заполнить своими работами;

- Спросить, знают ли ребята, почему именно так разукрашен фон «Визитной карточки» (синий, белый и зеленые цвета)? Что это означает? Напомнить, что это цвета флага Хабаровского края. Предложить создать свои новые символы края. Одна группа – «Символика» (придумать флаг и герб края);

- На территории края проживает много народностей. Каждый народ слагает легенды. Что такое легенда? Сегодня одна из групп тоже придумает «Легенду». Предлагается, чтобы каждый отряд смены представлял одну национальность: 1 отряд – нанайцы, 2 отряд – негидальцы, 3 отряд – нивхи, 4 отряд – орочи, 5 отряд – удэгейцы, 6 отряд – ульчи, 7 отряд – эвенки, 8 отряд – эвены (придумать легенду) (безусловно вожатые совместно с детьми могут сами определиться какую национальность они выберут);

- в крае прошла акция, где все жители общим голосованием выбирали 7 чудес Хабаровского края. Песню о 7 чудесах предстоит нсоздать группе «Песня» (сочинить песню о 7 чудесах хабаровского края);

- о самых важных фактах Хабаровского края расскажет одна из групп, составив «Кроссворд» (составить кроссворд);

- в крае много интересных мест, достопримечательностей. Узнать о них побольше поможет группа «Экскурсия», которая проведет для нас экскурсию по р. Амур (составить экскурсию).

  1. Отбор ключевой информации:

- дать 15 минут каждой группе на то, чтобы они прочитали «рабочие пакеты» и из всей информации выделили (проговорить):

  • «Символика»: цвета, из которых будет состоять их флаг, предметы, которые будут изображены на гербе;

  • «Легенда»: главные герои легенды, мифические животные, обряды или обычаи, о которых будет говориться в легенде, чем все закончится;

  • «Песня»: найти все 7 чудес;

  • «Кроссворд»: найти ключевые слова кроссворда, пока без вопросов;

  • «Экскурсия»: найти все объекты на карте;

- через 15 минут (стоп-кадр) спросить у каждой группы, что именно получилось (пусть проговорят вслух);

- дать задание, приступить к написанию черновых вариантов работ;

- через 20 минут напомнить о времени, отведенном на задание. Через 30-35 минут (стоп-кадр) проверить, чтобы у всех было уже написано на черновиках все. Предупредить и о подготовке презентации работ. Обратить внимание ребят на листы с заданием и блок ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ. Вслух проговорить задание каждой группы:

  • «Символика»: разыграть сценку «Интервью»: выбрать журналиста, который будет задавать вопросы и человека, который будет на них отвечать, представляя известную личность и рассказывая про флаг и герб, объясняя, что обозначают выбранные цвета и предметы, изображенные на гербе;

  • «Легенда»: разыграть легенду: определить рассказчика и действующих лицах. Герои будут разыгрывать сценку, в то время, как рассказчик будет зачитывать текст легенды;

  • «Песня»: спеть песню и показать наглядно все 7 чудес Хабаровского края (большие фотографии, которые предлагаются в «рабочем пакете»);

  • «Кроссворд»: провести миниинтеллект-шоу в формате «Самый умный» или «Умники и умницы»: определить ведущего. Все присутствующие объединяются на момент презентации задания в две группы. Ведущий задает вопросы, помощники фиксируют результаты. Какая команда быстрее и правильнее отвечает – та и побеждает;

  • «Экскурсия»: разыграть сценку: каждый из членов группы станет живым объектом экскурсии (горой, городом, петроглифом и т.д.). Объекты сами будут рассказывать о себе. Но нужно выделить экскурсовода, который будет проводить экскурсию, «проводя» всех присутствующих от одного объекта к другому.

- Определить, что 1 человек из группы оформляет сделанную работу чистовик, а остальные члены мини-команд готовят презентацию работ, дать на выполнение работы 10-15 минут.

V. Презентация работ:

- через 15 минут (стоп-кадр). Остановить выполнение работ и приготовление презентаций. Все занимают свои места;

- раздать всем группам оценочные листы, сказать, что сейчас они сами будут оценивать выступления друг друга (каждая команда оценивает всех кроме себя);

- по очереди приглашать группы для зпрезентации;

- после каждой защиты по 1 человеку от группы приклеивают работу и имеющиеся иллюстрации и фото на карту края;

- по окончанию один человек (желательно вожатый или консультант) подсчитывает результаты в оценочных листах, другой со всем отрядом придумывает название «Визитной карточке».

VI. Подведение итогов:

- определить группу победителя;

- сделать акцент на том, что все мы жители Хабаровского края и мы только что создали свою визитную карточку нашего родного Хабаровского края!!!

Рекомендации по проведению отрядного дела «Мой край»:

Данное отрядное дело рекомендуется вожатым для использования в педагогической, воспитательной практике в период проведения краевых профильных смен. Оно может стать основой для творчества вожатых любых территорий, областей нашей страны и не только.

Используемая литература:

1. Тишковская, М. Символика Российской Федерации, Хабаровского края, Муниципальных образований края / М. Тишковская; - Хабаровск: типография «Магеллан», 2010. – 90-136 с.

2. Гнатишин, В. Атлас «Районы Хабаровского края» / В. Гнатишин; - Хабаровск: ФГУП «Дальневосточное Аэрогеодезическое предприятие», 2003.

3. Вишневский, Д. Атлас «Люби и знай свой край» / Д. Вишневский; - Хабаровск: «Дальневосточное Аэрогеодезическое предприятие Роскартографии», 2003.

4. .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мои показания

    Рассказ
    Рассказал ясно и жестко, с присущим ему предметно-точным восприятием каждой ситуации, но в то же время с бескомпромиссным выявлением ее внутреннего нравственного смысла, подлинной цены всего им описанного.
  2. План учебно-воспитательной работы на 2011-2012 учебный год моу«Шеморданский лицей Сабинского муниципального района рт»

    Документ
    МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» расположен в поселении Шемордан Сабинского муниципального района РТ, что находится в 23 км от районного центра.
  3. Республиканский конкурс проектов и разработок студентов и школьников «Собственное дело»

    Конкурс
    Гайсин И., Гатауллин А., Кагиров Ф., Нуреев К., Рашитов И. (Кадыбашская СОШ), Камалеева Л.Р., Галиуллина А.Н., Галлямов М.Ф., Назмиева И.Ф., Ахметова Р.
  4. Анализ работы детской организации «Буревестник» за 2009-2010 уч год

    Программа
    Детская организация «Буревестники» в 2009-2010 учебном году насчитывала 55 человек. Организация включает восемь отрядов, т.е. всех учащихся возрастом с 7 до 14 лет.
  5. Программа кружка «Мой родной край» 4 класс Срок реализации программы 68 часов. Автор программы Кузьмина Т. И

    Программа
    Программа кружка «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Другие похожие документы..