Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресур...полностью>>
'Документ'
На прилавках российских магазинов дикую дичь встретишь нечасто. Зато эти пернатые пользуются постоянным спросом у рестораторов, понимающих, равно как ...полностью>>
'Документ'
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (А.А. Лысогорский, В.И. Митин) с участием Главстройнауки Госстроя СССР (канд. техн. нау...полностью>>
'Лекция'
До того, как было введено понятие квантования, когда еще не говорили о кванте света - фотоне, физики фактически уже “работали” с квантами поля - элем...полностью>>

Программа государственного экзамена для студентов специальности 1- 26 02 03 «Маркетинг» Специализация: 1-26 02 03 20 «Маркетинг в электронной коммерции» Факультет экономики Кафедра менеджмента Форма получения высшего образования дневная, заочная  

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор
Минского института управления

____________________Н.В. Суша

«____»______________ 2011 г.

Регистрационный № УД–_________

ПРОГРАММА

Государственного экзамена

для студентов специальности

1- 26 02 03 «Маркетинг»

Специализация: 1-26 02 03 20 –

«Маркетинг в электронной коммерции»

Факультет экономики

Кафедра менеджмента

Форма получения высшего образования – дневная, заочная  

Минск, 2011

Программу государственного экзамена по специальности «Маркетинг» разработали: д.э.н., доцент кафедры менеджмента Енин Ю.И., д.т.н., профессор кафедры менеджмента Вишняков В.А., к.т.н., доцент кафедры менеджмента Кашуба В.М., старший преподаватель кафедры менеджмента Щербакова С.Г., старший преподаватель кафедры менеджмента Рокшина И.Г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры менеджмента 18 октября 2011 года. Протокол № 3.

Зав. кафедрой менеджмента Ю.И. Енин

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета экономики 26 октября 2011 года. Протокол № 2.

Председатель И.П. Кавриго

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского института управления. 27 октября 2011 года. Протокол № 2.

Председатель НМС С.Н. Спирков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена для студентов специальности «Маркетинг» составлена в соответствии Образовательным стандартом ОСРБ 1-26 02 03 – 2008 по специальности «Маркетинг» и учебным планом подготовки студентов данной специальности Е 20–005/УПС от 16.05.2008 г. на основе:

1) типовой программы по дисциплине «Маркетинг» (регистр. № ТД-Е.276/тип от 11.11.2010 г.);

2) типовой программы по дисциплине «Маркетинговые исследования» (регистр. № ТД-Е.215/тип от 14.04.2010 г.);

3) типовой программы по дисциплине «Товарная политика предприятий отрасли» (регистр. № ТД-181 от 22.06.2005 г.);

4) базовой программы по дисциплине «Основы электронной коммерции» (регистр. № УД-009 Мен/баз от 29.03.2010 г.).

Целью государственного экзамена является проверка уровня и качества теоретической и практической готовности выпускника к выполнению задач в профессиональной и социальной деятельности.

Выпускник должен иметь высокий уровень гуманитарных, социальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации при накоплении практических навыков осуществлять активную профессиональную деятельность в сфере маркетинга и экономики. Он должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экономических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, а также знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, выявлять проблемы и тенденции с целью обеспечения устойчивого развития республики.

Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским) в объеме, необходимом для исполнения служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один иностранный язык, знать основные проблемы современного социально-гума­нитарного знания, иметь потребность в постоянном профессиональном, куль­турном и физическом самосовершенствовании.

Представленная программа отражает содержание учебных дисциплин: «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Товарная политика предприятий отрасли», «Основы электронной коммерции», что позволяет определить теоретический уровень подготовки студентов по специальности «Маркетинг».

Литература из рекомендуемого списка для подготовки к государственному экзамену содержит ответы на все вопросы, предусмотренные программой. Источники из дополнительного списка позволяют получить углубленные знания по требуемому перечню вопросов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. «МАРКЕТИНГ»

Тема 1.1 Становление и развитие маркетинга

Основные этапы эволюции маркетинга. Эволюция маркетинга как науки. Институциональное оформление маркетинга. Экономические и психологические основы маркетинга. Социологические и культурные аспекты маркетинга.

Межпредметные связи в маркетинге. Маркетинг и общественные науки. Этика маркетинга. Маркетинг и психология. Перспективы развития маркетинга.

Тема 1.2 Концепции маркетинга

Маркетинг как философия бизнеса. Принципы маркетинговой деятельности. Цели и задачи маркетинга.

Основные понятия и категории маркетинга: нужда, потребность, рынок, товар, обмен, сделка.

Основные концепции предпринимательской деятельности: концепции совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимоотношений.

Маркетинг в отдельных отраслях и сферах деятельности. Прямой и многоуровневый маркетинг.

Актуальность маркетинга для белорусских предприятий. Правовые основы маркетинговой деятельности в Республике Беларусь. Закон «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Тема 1.3 Маркетинговая среда

Понятие маркетинговой среды. Макросреда, мезосреда и микросреда маркетинга.

Контролируемые факторы. Задачи, решаемые высшим руководством фирмы. Задачи, решаемые службой управления маркетингом. Обоснование стратегии развития фирмы. Установление целевых сегментов. Изучение поведения покупателей и потребителей на рынке. Обоснование комплекса маркетинга. Координация деятельности функциональных подразделений.

Неконтролируемые факторы. Контакты с потребителями товаров. Взаимоотношения с поставщиками. Взаимодействие с посредниками. Отношения с конкурентами. Демографические факторы. Экономическая среда. Политико-правовая среда. Научно-техническая среда. Природные факторы. Состояние развития культуры. Маркетинговая среда в Республике Беларусь.

Тема 1.4 Система маркетинговой информации

Сущность и содержание маркетинговой информации и информационного обеспечения маркетинга. Ценность маркетинговой информации. Подходы к классификации маркетинговой информации. Основные критерии отбора и представления маркетинговой информации. Понятие и элементы маркетинговой информационной системы. Классификация источников маркетинговой информации. Обзор источников маркетинговой информации в Республике Беларусь.

Понятие информационной безопасности. Методы защиты маркетинговой информации. Правовая защита маркетинговой информации.

Тема 1.5 Маркетинговые исследования

Сущность маркетингового исследования. Разновидность маркетинговых исследований, возможность их классификации.

Процесс маркетингового исследования. Кабинетное и полевое исследование. Преимущества и недостатки кабинетных исследований.

Полевое исследование. Методы сбора информации. Наблюдение, имитация. Эксперимент. Качественные методы сбора информации. Фокус-группы. Глубинное интервью. Проективные методы. Сочетание количественных и качественных методов сбора информации. Использование Интернет.

Анализ собранной информации и ее интерпретация. Обобщение результатов и подготовка отчета о маркетинговом исследовании. Структура и содержание отчета.

Тема 1.6 Исследования рынка

Маркетинговое понимание рынка. Подходы к классификации рынков. Рынок продавца и рынок покупателя. Понятие рыночной конъюнктуры и факторов, ее определяющих.

Емкость рынка. Рыночный потенциал. Доля рынка. Спрос и предложение товара. Наличие конкуренции. Уровень монополизации рынка. Доступность рынка. Перспективы развития рынка. Макроуровневые характеристики рынка.

Тема 1.7 Сегментация рынка как исходная предпосылка удовлетворения потребностей

Массовый, товарно-дифференцированный и целевой маркетинг. Необходимость и сущность сегментации рынка.

Основные признаки сегментации рынка потребительских товаров. Географические, демографические, социально-экономические, национально-культурные, личностные и поведенческие признаки сегментации рынка потребительских товаров.

Основные признаки сегментации рынка товаров производственного назначения. Сегментация рынка услуг.

Критерии выбора целевых сегментов. Выбор целевого рынка. Недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг.

Сущность позиционирования. Необходимость позиционирования товара и организации. Задачи и правила позиционирования. Основные подходы к позиционированию товара. Карты восприятия. Процесс позиционирования товаров. Основные условия обоснованного позиционирования товаров. Перепозиционирование товара.

Тема 1.8 Поведение потребителей и покупателей

Сущность потребительского поведения. Моделирование покупателей на потребительском рынке. Факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей. Внешние факторы. Личностные факторы. Психологические факторы. Процесс принятия решения о покупке. Особенности поведения потребителей в отдельных странах. Факторы, определяющие различия в поведении потребителей разных стран.

Сущность поведения предприятия – покупателя. Модель потребительского поведения предприятия. Факторы, оказывающие влияние на покупателей. Внешние, организационные, межличностные и личностные факторы. Процесс принятия решения о закупках. Специфические особенности принятия решения о закупках в отдельных странах.

Защита прав покупателей и потребителей.

Тема 1.9 Товарная политика

Сущность и задачи товарной политики в системе маркетинга. Товар в комплексе маркетинга. Значение решений в области товарной политики для предприятий.

Понятие товара в маркетинге. Основные показатели, характеризующие товар. Маркетинговая классификация товаров. Классификация товаров по уровням, виду пользователя, степени эластичности спроса, степени новизны. Разновидности товаров-конкурентов: товары-аналоги и товары-заменители.

Понятие «качество товара». Показатели качества товара. Сущность конкурентоспособности товара. Составляющие конкурентоспособности. Характеристика технических и экономических параметров конкурентоспособности. Методы оценки конкурентоспособности товара. Процесс оценки конкурентоспособности товара.

Концепция жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара. Разновидности жизненного цикла товара. Маркетинговая деятельность на отдельных этапах жизненного цикла товара и матрица «Бостон консалтинг групп».

Фирменный стиль. Товарный знак. Логотип. Фирменный блок. Фирменные константы.

Сервис в товарной политике. Сущность сервиса. Принципы и функции сервиса. Роли и значимость сервисного обслуживания в товарной политике промышленных и торговых предприятий. Виды сервисного обслуживания. Проблемы и основные подходы к организации сервиса. Практика создания сервисных служб. Задачи и структура сервисной службы. Понятие стандарта обслуживания. Использование Интернет для решения задач товарной политики.

Тема 1.10 Ассортиментная политика предприятия

Сущность ассортиментной политики предприятия. Товарная номенклатура, товарный ассортимент, ассортиментная группа, ассортиментная позиция. Общие и специфические особенности производственного, торгового и потребительского ассортиментов.

Основные решения в области товарного ассортимента. Решения о снятии с производства устаревших модификаций товаров, выпускаемых товаров, разработке новых видов продукции. Понятие оптимального товарного ассортимента. Возможности расширения ассортимента.

Управление товарным ассортиментом. Разработка ассортиментной концепции и формирование ассортимента. Планирование ассортимента.

Ассортиментная политика торгового предприятия. Сущность торгового ассортимента. Реальный и прогнозируемый торговый ассортимент. Содержание простого, смешанного, группового, развернутого, сопутствующего, смешанного торгового ассортимента. Показатели торгового ассортимента и возможности их анализа Ассортиментный минимум. Управление ассортиментом торгового предприятия. Цели и задачи разработки ассортиментной концепции торговыми предприятиями. Опыт управления ассортиментом торговых цепей и сетей.

Новый товар. Существующие трактовки понятия «новый товар». Сущность маркетингового подхода к определению нового товара. Содержание понятия «нововведение». Классификация нововведений. Основные причины неудач новых товаров. Факторы успешности нововведений. Тенденции возрастания доли успешных новых товаров в общем числе нововведений.

Создание нового товара. Поиск идей о новом товаре. Оценка и отбор наилучших идей о товаре. Экономический анализ. Разработка товара. Пробный маркетинг. Производственное и коммерческое освоение нового товара.

Роль службы маркетинга в процессе создания нового товара. Организация процесса разработки новых товаров. Формирование и развитие инновационной ориентации коллектива, информационное обеспечение процесса нововведений.

Тема 1.11 Товарный знак

История возникновения товарных знаков. Тамга, клеймо, рекламный символ, вывеска как прообразы товарных знаков.

Понятие «торговая марка», «марочное название», «марочный знак». Понятие «товарный знак» и «бренд». Требования, предъявляемые к товарному знаку. Виды товарных знаков.

Психологические аспекты восприятия товарных знаков. Семиотика как наука о знаках. Внешние и внутренние факторы, определяющие индивидуальные особенности интерпретации товарных знаков. Ассоциативность. Сущность фоновых знаний.

Товарный знак как элемент фирменного стиля. Товарный знак в фирменном стиле отдельных предприятий Республики Беларусь.

Решения о целесообразности использования товарного знака. Организация разработки товарного знака. Основные этапы разработки товарного знака. Методы разработки марочного названия. Возможные способы конструирования названия. Основные правила использования товарного знака.

Правовая охрана товарных знаков на международном уровне. Условия международных соглашений в области защиты товарных знаков: Парижская конвенция о защите промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков.

Правовая охрана товарного знака на национальном уровне. Проблемы поддержания правовой защиты товарного знака. Утрата прав на товарный знак.

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь. Участие Республики Беларусь в международных соглашениях. Основные положения Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» и других нормативных актов. Особенности процесса регистрации товарного знака в Республике Беларусь.

Тема 1.12 Упаковка и маркировка товара

Сущность упаковки в логистике, товароведении, маркетинге. Назначение и элементы упаковки. Классификация упаковки по уровням, степени унификации, количеству упакованных единиц.

Упаковка в системе маркетинга. Функции и жизненный цикл упаковки. Виды упаковки. Требования к упаковке: основные, дополнительные, маркетинговые. Нормативные документы, определяющие требования к упаковке.

Концепция создания упаковки. Современные тенденции развития рынка упаковочных материалов в Республике Беларусь и за рубежом.

Понятие и основные функции маркировки. Нормативные документы, определяющие требования к маркировке. Требования к маркировке в отдельных странах.

Виды маркировки. Понятие производственной и торговой маркировки. Основные носители производственной маркировки. Носители торговой маркировки.

Элементы и структура маркировки. Текст, рисунок и информационные знаки как элементы маркировки. Структура маркировки. Информационные знаки, условные обозначения. Информационные знаки: содержание, отличия национальных и международной систем обозначения, условия присвоения.

Штриховой код: понятие и функции. Наиболее распространенные системы штрихового кодирования. Деятельность государственных органов Республики Беларусь по использованию штрихового кодирования.

Тема 1.13 Брендинг

Брендинг как философия маркетинговой деятельности компании. Архитектура брендинга. Азиатская и европейская культура брендинга. Стратегии Branded House и House of Brands и их разновидности. Сферы применения.

Понятие идентичности бренда. Составляющие бренда: индивидуальность, ценность, восприятие качества, ассоциация, суть. Атрибуты бренда: понятие и значение.

Бренд-менеджмент: понятие и цели. Понятие лояльности бренда. Степени лояльности. Эмоциональные и поведенческие отношения к бренду. Ребрендинг: понятие и причины осуществления. Анализ брендовой деятельности.

Бренд-менеджмент. Оценка эффективности брендинга. Основные показатели: динамика уровня знания и потребления бренда; соотношение затрат на продвижение и полученных результатов; бренд-индекс; коэффициент повторных покупок; динамика доли рынка. Оценка стоимости бренда.

Актуальность и предпосылки использования брендинга в Республике Беларусь.

Тема 1.14 Ценовая политика

Цена. Ценообразование. Ценовая политика. Основные задачи ценовой политики и механизм ее реализации.

Факторы, воздействующие на решения по ценам. Издержки. Прибыль. Соотношение спроса и предложения. Конкуренция. Взаимосвязь цены с другими элементами комплекса маркетинга.

Основные задачи ценообразования. Определение базового уровня цены. Методы установления цены на основе издержек. Определение цены с ориентацией на спрос. Установление цены с ориентацией на уровень конкуренции.

Особенности установления цены на товары производственного назначения. Ценовая политика в торговле. Установление цены на новые товары. Установление цены в рамках товарного ассортимента.

Тема 1.15 Управление ценами

Психологические аспекты установления цены. Установление стандартных цен. Престижные цены. Неокругленные цены. Стимулирующее ценообразование. Политика скидок.

Условия поставки и оплаты и их учет при установлении цены. Контрактная цена.

Кредитная политика и ее влияние на уровень цен. Лизинг. Факторинг.

Государственное регулирование цен. Влияние Интернет на ценовую политику предприятия.

Тема 1.16 Политика продвижения

Сущность политики продвижения. Основные инструменты политики продвижения. Реклама. Стимулирование продаж. Связи с общественностью. Коммуникации в процессе личных продаж. Коммуникации в прямом маркетинге. Значимость отдельных инструментов комплекса коммуникаций на рынках товаров народного потребления и товаров производственного назначения. Жизненный цикл товара и значимость составляющих комплекса коммуникаций.

Содержание процесса коммуникации. Личные и безличные коммуникации. Преимущества и недостатки основных инструментов политики продвижения. Понятие ATL- и BTL- мероприятий. Осуществление политики продвижения товаров и услуг предприятиями Республики Беларусь.

Тема 1.17 Рекламная деятельность предприятия

Сущность рекламной деятельности. Психология и этика рекламы. Классификация рекламы по видам рекламоносителей, характеру воздействия на целевую аудиторию, субъекту рекламной деятельности, охватываемой территории. Предпосылки возникновения рекламы и ее развития. Становление и развитие рекламной деятельности в Республике Беларусь.

Организация рекламной деятельности. Рекламные службы предприятия, рекламные агентства. Механизм функционирования рекламных агентств.

Процесс подготовки и проведения рекламной кампании. Оценка эффективности рекламной кампании.

Регулирование рекламной деятельности в республике Беларусь.

Тема 1.18 Связи с общественностью

Становление и развитие теории и практики общественных связей. Теория общения. Закон Блэка для эффективного общения. Общественность и общественное мнение.

Цели и задачи общественных связей, область их использования. Процесс осуществления общественных связей. Профессиональные организации и этические кодексы.

Осуществление связей с общественностью. Медиа и корпоративные средства распространения информации. Устные коммуникации в общественных связях.

Организация связей со средствами массовой информации. Особенности работы с прессой, работа с радио и телевидением. Жанры аналитической и художественной публицистики.

Отношения с широкой общественностью. Понятие контактных аудиторий, специфика взаимодействия с ними. Отношения с правительством и парламентом, местными органами власти, общественными организациями, инвесторами, персоналом.

Лоббирование и спонсорство. Проведение PR-акций и PR-кампаний.

Управление связями с общественностью. Связи с общественностью в отдельных странах, особенности их осуществления в Республике Беларусь.

Тема 1.19 Стимулирование продаж

Значимость стимулирования продаж. Методы стимулирования продаж. Стимулирование потребителей, торговых посредников, торгового персонала предприятия.

Основные этапы подготовки и реализации мероприятий по стимулированию продаж. Программа стимулирования. Апробирование и реализация программы стимулирования. Оценка эффективности реализации программы стимулирования.

Тема 1.20 Персональные продажи

Основные особенности коммуникаций при персональных продажах. Основные задачи коммуникаций в процессе персональных продаж. Процесс персональной продажи. Управление персональными продажами.

Тема 1.21 Ярмарки и выставки как инструмент маркетинга

Становление и развитие ярмарок и выставок. Общие и специфические особенности ярмарок и выставок. Основные задачи ярмарочной и выставочной деятельности. Классификация ярмарок и выставок.

Основные этапы подготовки и участия предприятия в работе ярмарок и выставок. Решение об участи предприятия в работе ярмарки или выставки. Способы участия. Определение необходимых средств для участия в работе ярмарки или выставки. Создание выставочного стенда. Работа персонала на ярмарке или выставке. Подведение итогов участия в ярмарке или выставке. Основные причины неудачного участия в ярмарке или выставке.

Ярмарочная и выставочная деятельность в Республике Беларусь.

Тема 1.22 Политика распределения

Сущность политики распределения. Каналы распределения товаров. Сущность и эволюция каналов распределения. Участники канала распределения и их дифференциация. Основные функции участников канала распределения. Понятие длины и ширины канала распределения. Уровень канала распределения.

Каналы распределения потребительских товаров, товаров производственного назначения, услуг.

Выбор канала распределения. Затраты. Охват рынка. Возможности контроля.

Интенсивное, выборочное и эксклюзивное распределение.

Прямые каналы распределения. Основные факторы, определяющие выбор прямых каналов распределения. Формы прямых продаж. Организация прямых продаж.

Косвенные каналы распределения. Основные посредники и их функции.

Рыночные структуры в реализации политики распределения. Аукционы. Товарные биржи. Оптовые ярмарки.

Физическое распределение. Логистика. Объект и предмет логистики. Использование логистики для решения задач распределения. Эффективность совместного использования маркетинга и логистики.

Эволюция каналов распределения. Нововведения и изменения, происходящие в каналах распределения. Влияние электронной коммерции на развитие каналов распределения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет орезультатах самообследования специальности 08. 01. 02 "мировая экономика" Саранск 2008 г. Содержание

    Публичный отчет
    4.1. Основная образовательная программа (цели ООП; учебный план по специальности; перечень специализаций; Учебно-методические комплексы; материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций) 14
  2. П76 Применение икт в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития

    Документ
    П76 Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор / - СПб.: ГУАП, 2009.
  3. Отчет по результатам самообследования направления 080500. 68 «Менеджмент»

    Публичный отчет
    1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности факультета менеджмента Пермского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики 6
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации (48)

    Реферат
    Приложение В. Сертификат системы менеджмента качества ISO 9001:2 . Сертификаты о прохождении профессионального (языкового) стажа в регионе «Шампань – Арденн» .
  5. Отчёт о результатах самообследования по специальностям высшего профессионального образования

    Документ
    В соответствии с приказом ректора НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)» (далее НОУ ВПО САУМК(И от 11.12.2010 г. № 15 в институте была создана комиссия по анализу по показателям вуза и по подготовке

Другие похожие документы..