Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перед вами — герб португальской семьи КэшАда, чье имя в переводе означает "ОНА". "ОНИ" стали названием знаменитого фильма 1975 год...полностью>>
'Программа'
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации...полностью>>
'Литература'
Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовол...полностью>>
'Урок'
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, и...полностью>>

Учебно-методический комплекс специальности «Менеджмент организации»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

162


Экономика окружающей среды на юге Украины

JEP 10304/97

Факультет управления

Учебно-методический комплекс

специальности «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент природопользования»

Составители:

к.э.н., доц. Грец О. П.

ст. преп. Ротанов Г.Н.

  1. ЭКОНОМИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    1. Концепция экологического образования в системе подготовки специалистов – менеджеров

Осознание мировым сообществом всей сложности природно-общественных отношений привело к необходимости смены парадигмы цивилизационного развития на принципиально новую, базирующуюся на создании эколого-социально ориентированной модели ведения рыночного хозяйства. Главным требованием данной модели выступает необходимость жесткого подчинения общественных потребностей и рыночных механизмов экономической деятельности – природоохранным параметрам коэволюционного развития. Важным элементом общественной жизни регионов является слабое внимание властей к экологическим проблемам. С одной стороны, это объясняется необходимостью решения других первоочередных вопросов социально-экономического характера, с другой, связано с приходом к власти людей без экологического менталитета, не уверенных в своем политическом долголетии. Экологические последствия бессистемного хозяйствования во всех сферах деятельности постепенно приводят к деградации наиболее развитых регионов Украины. Особое место среди таких регионов занимает юг Украины, Украинское Причерноморье и, в частности, Крым. Ухудшение экологической обстановки в Крыму приводит не только к отрицательным последствиям здоровья населения, но и к снижению его рекреационных возможностей, к уменьшению его туристической привлекательности, а значит – к крупным экономическим потерям. Отрицательная экологическая обстановка – это следствие отсталых технологий и безответственного их применения. Первая часть этого следствия должна решаться специалистами по экологии в конкретных отраслях, для чего в отраслевых вузах ведется их подготовка. Вторая часть – установление ответственности во всех сферах хозяйствования, должна решаться на основе социально-экономических рычагов специалистами – менеджерами по экономике окружающей среды.

Потребность регулирование экологических процессов в глобальном и региональном масштабах обуславливает необходимость изменения существующей структуры экологического образования, которая не в состоянии преодолеть сложившееся противоречие между наличным и должным уровнем экологических знаний. Эти кардинальные решения возможны в том случае, если они базируются на научно обоснованных целях, интеграции научного знания и общественной практики. В этом заключается сущность социально-философского подхода к проблемам экологического образования, структурным элементом которого является разработка концепции экологического образования.

Важность разработки концепции экологического образования заключается в формировании методологической базы, дающей «ключ» к решению практических задач.

Центром концепции является целостное представление об экологическом образовании как социально обусловленной системе, включающей образовательно-воспитательную деятельность по усвоению знаний и формированию экологического мировоззрения .

Как всякая целостная социальная деятельность, экологическое образование содержит следующие элементы: цель, субъект, объект, процесс, средство и результат. Между этими элементами существует определенная субординация и координация. Из всей совокупности указанных элементов ведущими являются цель и средства.

Цель экологического образования конкретизирует цели общего образования и воспитания и подразумевает формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде, осознание и утверждение в деятельности принципов рационального природопользования.

Содержание экологического образования группируется в 4 компонента: научный, ценностный, нормативный, деятельностный.

Научный – ведущие идеи, теории, концепции, характеризующие окружающую среду, человека и их взаимодействие.

Ценностный – экологические ориентации общества и этапов общественного развития; цели, идеалы, идеи характеризующие природу как универсальную ценность, понятие оценки – экономической и внеэкономической – окружающей среды, ущерба наносимого ей, затрат, необходимого на ее восстановление.

Нормативный – система эстетических, нравственных, правовых принципов, норм, правил экологического характера обосновывающих отношение общества к окружающей среде.

Теоретическая и практическая формы и все виды – учеба, труд – деятельности являются предпосылкой и условием становления экологической ответственности личности.

В системе экологического образования и воспитания просматриваются два уровня:

  1. стратегический, направленный на убеждение людей в необходимости смены парадигмы существования человечества, смены стиля жизни и жизненных приоритетов, на привитие понимания того, что переход к новым цивилизационными основами зависит не только от правительства, но от каждого отдельного человека;

  2. тактический, связанный с конкретным образованием в области ресурсо- и энергосбережения, бытовой культуры, использование возобновимых источников энергии и т.д.

Общие методологические и теоретические положения позволяют выделить следующие принципы экологического образования:

  • междисциплинарный подход в формировании экологической культуры личности. Он призван преодолеть разрозненность формируемых знаний, изолированность, разобщенность учебных дисциплин;

  • системность и непрерывность изучению экологического материала. Эта система предполагает вычленение будущих идей и понятий, установления их взаимосвязи и развития. Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Непрерывность процесса предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств массовой информации;

  • единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по улучшению окружающей среды. Этот принцип ориентирует на сочетания рационального познания с художественно-образным с учетом непосредственного общения с природой;

  • взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в образовательном процессе.

Принципы экологического образования реализуются в процессе решения следующих задач:

  • усвоения основных идей, научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;

  • овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способность предвидеть возможные последствия своих действий;

  • активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразовательной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

В концепции экологического образования сформулированные цели, принципы и задачи имеют определяющее значение в разработке содержания, способов, средств и форм организации процесса экологического образования.

Основой формирования экологической образованности будущих экономистов – менеджеров являются некоторый базовый уровень знания о состоянии окружающей среды, основных тенденциях природопользования. Преломляясь через индивидуальное восприятие, этой информация влияет на осознание важности охраны природы, которая является ключевым моментом формирования экологической убежденности. Уяснение сложности природоохранных задач и важности их решения порождает неудовлетворенность имеющимися знаниями и стимулирует интерес к активным практическим действиям и овладению необходимыми для этого профессиональными навыками, что составляет непременный элемент экологической образованности. Таким образом под экологической образованностью следует понимать комплексный эффект природоохранного образования, как сплав знаний, убежденности, и действенности. Исходя из социальной роли экономистов-менеджеров в области экономики окружающей среды, при оценке их экологической образованности, нужно учитывать помимо указанных выше фактов, их подготовленности к принятию адекватных управленческих решений, практической реализации природоохранных мероприятий в рамках их профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо отметить, что основными формами организации образовательного процесса остаются традиционные: лекционные, семинарско-практические, лабораторные, преддипломная и производственная практики, научно-исследовательская работа студентов.

Разнообразные формы практических занятий способствует развитию нелинейного мышления и формированию экоцентрического мировоззрения. Но злободневность экологической проблематики требует на сегодняшний день введение, использование элементов педагогического менеджмента в систему экологического образования. Среди их разнообразия особо следует обратить внимание на ролевые, деловые игры, психолого-профессиональный тренинг.

Ролевые игры способствуют формированию самостоятельности и организованности, интегрируют природоохранные знания и умения, полученные при изучении различных дисциплин, развивают черты творческой деятельности, вырабатывают альтернативные мышления.

Более сложной и наиболее распространенной для системы высшей школы формой являются деловые игры, подразделяющие в зависимости от дидактических целей и особенностей содержания материала в учебном процессе.

Психолого-профессиональный тренинг обеспечивает формирование конкретного вида поведения, которое достигается в ходе игрового имитационного моделирования и решения профессионально-ориентированных задач с помощью индивидуальной и групповой деятельности.

Использование этих элементов в процессе экологического образования будет способствовать развитию системного, модельного мышления, активизирует учебно-воспитательный процесс.

Производственная практика предусматривает обязательное распределение по предприятиям и организациям, испытывающим потребность в менеджерах соответствующего профиля, для ознакомления с конкретной практической деятельностью природопользователей. При прохождении производственной практики студент закрепляет приобретенные ранее навыки (в том числе- по экологии а также приобретает опыт работы в трудовом коллективе. Преддипломная практика является итоговым этапом практической подготовки экономиста-менеджера, целью которой выступает сбор и обработка материалов для подготовки дипломной работы. Дипломная робота- это проверка знаний и практических навыков, приобретенных в процессе обучения. При дипломном проектировании экологическая составляющая может быть различной по объему: от специального раздела «Охрана окружающей среды» в рамках которого обязательно выполняется оценка воздействия хозяйственного объекта на окружающую среду, до полностью экологического исследования. В любом случае выпускник должен владеть информацией об экологической безопасности, степени антропогенной нагрузки на среду и уметь грамотно оценить экологический эффект хозяйственной деятельности. При выполнении различных разделов дипломной работы студент демонстрирует навыки, приобретенные на разных этапах процесса образования. При постановке задачи – это знание основных экологических концепций и закономерностей; при оценке воздействия на окружающую среду- владение современными методами количественной оценки, знание нормативной и правовой документации. При выполнении собственно экологических разделов диплома – умение применять экологически обоснованные и природоимитирующие технологии, позволяющие формировать природохозяйственные системы.

Воспитание природопользователей нового поколения, способных работать в условиях международной интеграции, невозможно без активного международного сотрудничества, в том числе- в сфере экологического образования. В данной связи особо актуальным является участие студентов и преподавателей факультета управления в международных проектах природоохранного содержания. Такое сотрудничество позволяет стимулировать транснациональный обмен экологической информацией, включающий опыт в области экологического образования, управления природно-хозяйственными системами и экологически безопасного устойчивого развития. Сотрудничество такого рода подразумевает совместные работы по международным программам ЮНИТЕП, ЮНЕСКО, а также развитие двух и многосторонних связей с зарубежными вузами по обмену учебными планами, программами, пособиями, ориентированными на охрану окружающей среды и устойчивое развитие.

    1. Анализ распределения учебной нагрузки при подготовке специалистов

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН

(ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН)

2.1. Цикл фундаментальных дисциплин

Политическая экономия

кандидат экономических наук Швец И. Ю.

Раздел I. Цели и основные понятия политэкономия

Тема 1. Политэкономия и ее функции. Основные этапы развития политэкономии

Предмет, метод, функции политэкономии. Сфера экономического исследования. Зарождение экономической мысли в Древнем Мире. Меркантилизм. Генезис классической школы политической экономии. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера. Физиократы. Создание классической политической экономии как научной системы. А.Смит. Д.Рикардо. Экономическая теория марксизма. Маржинализм. Неоклассицизм. Институционализм. Макроэкономика: кейнсианская система.

Раздел II. Общие основы экономической системы и закономерностей ее развития

Тема 2. Экономическая система ее структура. Типы систем

Понятие экономической системы. Продуктивные силы общества как материальная основа экономической системы. Экономические отношения. Социально-экономические отношения. Отношения собственности. Типы и формы собственности. Социально-экономические отношения и модели экономического строя общества. Организационо-экономические и технико-экономические отношения в экономической системе. Экономические законы как регуляторы производства. Система экономических законов. Обществено-экономическая формация и ее составляющие. Модели экономических систем. Украинская модель переходной экономики.

Тема 3. Воспроизводство и экономический рост. Циклический характер экономического роста

Сущность воспроизводства. Простое, расширенное воспроизводство. Условия реализации и пропорции видов воспроизводства. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Циклический характер экономического роста.

Раздел III. Товарное производство и рынок Основные теории рыночной экономики

Тема 4. Основные черты и развитая форма товарного производства

Общие формы общественного производства. Товар, его особенности и функциональные формы. Деньги – развитая форма товарных отношений. Экономические законы товарного производства. Конкуренция в системе товарного производства: суть и основные признаки. Капитал и наемный труд.

Тема 5. Экономический кругооборот

Модель кругооборота товаров и услуг, доходов и расходов. Ограничения. Экономический кругооборот с участием государства и банков. Рынки ресурсов и продуктов.

Тема 6. Основы маркетинга

Суть маркетинга и экономические предпосылки его возникновения. Развитие теории маркетинга. Маркетинг как система комплексного исследования рынка и ориентация производственно-сбытовой деятельности на потребителя. Организация управления маркетингом. Ценообразование. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности и улучшения финансового положения предприятий.

Раздел IV. Современное всемирное хозяйство

Тема 7. Основные черты и тенденции развития всемирного хозяйства

Потребности развития всемирных хозяйственных связей. Общемировой характер развития производительных сил, научно-технического и экономического прогресса. Интернационализация производства и капитала. Мировой рынок. Мировая инфраструктура. Становление всемирного хозяйства, его структура. Международный экономический порядок. Международная рыночная интеграция и становление всемирного рынка товаров, капиталов, труда и валют.

Литература

  1. Ахвледиани А.А., Ковалев А.М. Собственность. Политика. – М.: МГУ, 1996.

  2. Бажал Ю.М. Економічна теорія технологічних змін: Навч. посібник. – К.: Заповіт, 1996.

  3. Барр Раймон. Политическая экономия. В 2 т. – М.: Международная экономика, 1995.

  4. Бергер П.Л. Капіталістична революція: П'ятдесят пропозицій щодо процвітання, рівності і свободи: Пер. з англ. – К.: Вища шк., 1995.

  5. Бояркин Д.Д. Теория собственности. – Новосибирск: Экор, 1994.

  6. Вебер М. Протестантська етика і дух капіталізму. Пер. з нім. – К.: Основи, 1994.

  7. Гайтер М. Макроэкономическая теория переходной экономики. – Пер. с англ. – М.: Инфра, 1996.

Микроэкономика

кандидат экономических наук Швец И. Ю.

Тема 1. Предмет и задачи курса “Микроэкономика

Безграничные потребности и редкость ресурсов. Предмет и метод курса. Позитивный и нормативный анализ. Основы и принципы рыночной экономики. Структура и инфраструктура рынка.

Тема 2. Рыночный механизм

Основы рыночного механизма: спрос, предложение и цена. Закон спроса. Спрос. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса. Закон предложения. Предложение. Эластичность предложения. Цена предложения. Коэффициент эластичности предложения. Закон цен. Цена рыночная. Цена равновесия. Государственное регулирование рынка. Взаимовыгодность добровольного обмена.

Тема 3. Полезность, предпочтения, спрос

Потребительское поведение. Эффекты дохода и замещения по Хиксу и по Слуцкому. Закон убывающей полезности. Теория потребительского поведения. Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Правило максимизации полезности. Предельная полезность и кривая спроса. Временной аспект. Ценность времени.

Тема 4. Использование анализа кривых безразличия для объяснения выбора

Анализ кривых безразличия и их применение. Бюджетные линии, или что доступно покупателю. Кривые безразличия, или что предпочитает покупатель. Равновесие в точке касания. Посторонние кривой спроса.

Тема 5. Предприятие

Цели и функции предприятия. Целевые установки предприятия. Система ценностей. Внутренняя среда предприятия. Внешняя среда предприятия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий в Украине.

Тема 6. Издержки производства

Концепция затрат. Фирмы как организаторы. Непроизводственные затраты. Организация деловых операций. Непроизводственные затраты. Фирма как средство экономии непроизводственных расходов. Издержки и прибыль. Структура издержек предприятия. Явные, альтернативные. Постоянные, переменные, безвозвратные издержки. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности предприятия.

Тема 7. Определение цены и объема производства в условиях чистой конкуренции

Спрос на продукцию конкурентного продавца. Объем выпуская и реализации в условиях чистой конкуренции. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Тема 8. Определение цены производства в условиях чистой монополии

Чистая монополия. Барьеры для вступления в отрасль. Определение цены и объема производства. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.

Тема 9. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – понятие и распространение. Определение цены и объема производства. Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция.

Тема 10. Определение цены и объема производства: олигополия

Понятие и распространении олигополии. Определение цены и объема производства. Роль неценовой конкуренции. Олигополия и экономическая эффективность.

Тема 11. Анализ безубыточности

Определение объема выручки, обеспечивающего покрытия всех затрат. Сумма покрытия, средняя величина покрытия, коэффициент покрытия. точка безубыточности. Структура издержек предприятия и эффект производственного рычага. Методы калькуляции.

Тема 12. Труд, предпринимательская способность и рыночный прогресс

Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы. Безработица и ее измерение. Кадровая работа и трудовые отношения в компаниях. Предпринимательская способность и ее реализация. Предпринимательство и рыночный процесс.

Тема 13. Капитал

Понятие и теории капитала. Сущность формы капитала. Теории капитала и прибыли. Количественное определение прибыли и ее динамика. Основной капитал и его анализ. Структура, анализ основного капитала. Амортизация основного капитала. Оборотный капитал и его анализ. Оборотный капитал и себестоимость. Оценка капитала. Доходный подход. Рыночный подход. Затратный подход.

Тема 14. Рынки капиталов и природных ресурсов

Капитал и процентный доход. Капитал и сопряженное производство. Уровень дохода на капитал. Процентный доход и рынок ссудного капитала. Дисконтирование и инвестиционные решения. Рынки природных ресурсов. Экономика невозобновляемых ресурсов. Временное распределение невозобнавляемых ресурсов на рынке конкурирующих продавцов.

Тема 15. Ценообразование на рынках ресурсов

Спрос на ресурсы. Цели и ограничения. Предельный и физический продукт. Предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Маскимализация прибыли. Ценовая эластичность спроса на ресурс. Изменение спроса на ресурс. Спрос и предложение ресурсов: рынок труда. Конкурентное равновесие. Сдвиги спроса и оживления рынка труда. Теория предельной производительности распределения. Монопсония. Кривая предельных затрат ресурсов в условиях монопсонии. Ставки заработной платы. Характеристики работы, не определенные заработной платой. человеческий капитал. Теория эффективной заработной платы.

Тема 16. Экономика информации и неопределенности

Объединения риска. Отношение к риску. Принцип объединения Страхование риска. Математическое ожидание. Применение объединения риска в страховом деле. Асимметричная информация, экономическая недобросовестность и непроизводственные затраты в страховании. Спекуляция и ее роль в экономике. Спекуляция и риск. Срочные контракты и сделки с премиями. Социальная польза спекуляции. Экономика аукционов. Типы аукционов. Теорема эквивалентности доходов. Поражение победителя.

Тема 17. Инвестиции

Сущность, источники финансирования и анализ инвестиций. Проектный анализ как концепция. Техника и принципы проектного анализа. Показатели эффективности в проектном анализе.

Тема 18. Основы бизнес плана

Принципы составления бизнес-плана. Техника составления бизнес-плана. Содержание бизнес-плана.

Литература

  1. Долан Э.Дж., Линдсэй Д.Б. Микроэкономика. Пер. с англ. – Спб., 1994.

  1. Лейман Д.И. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с англ. В 2-х т.- М.: Финансы и статистика, 1992.

  2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций. – М.,1991.

  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Пер.с англ. – К., 1993.

  4. Макушевич О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. – Спб.: Политехника, 1993.

  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред.: В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. – М.. Экономика, Дело, 1992.

  6. Рыночная экономика: Учебник в 3 т. – М.,1992.

Макроэкономика

кандидат экономических наук Швец И. Ю.

Раздел I. Основные проблемы и цели макроэкономики

Тема 1. Предмет, метод и задачи курса

Предмет курса «Макроэкономика». Макроподход к оценке экономических объектов и процессов. Метод макроэкономики. Соотношение целого и части. Использование статистических данных и фактический анализ. Количественные методы в макроанализе. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Причинно-следственные и корреляционные зависимости между переменными. Объяснительные модели и модели экономической политики. Виды макроэкономических моделей: простые и сложные; математические, вербальные и графические; статистические и динамические; равновесные и неравновесные. Особенности построения макромоделей. Позитивная и нормативная экономическая теория. Макроэкономика и политика. Основные разногласия по поводу экономической политики. Этапы разработки экономической политики. Основные этапы развития макроэкономики как науки. «Экономическая таблица» Ф.Кенэ как первая попытка макроэкономического моделирования. Схемы простого воспроизводства К.Маркса и расширенного В.И.Ленина. Модели общего и частичного экономического равновесия Л.Вальраса. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева. «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М.Кейнса и её вклад в развитие макроэкономики как науки. Современные макроэкономические школы Запада.

Тема 2. Национальная экономика как экономическая система



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (специальность «Менеджмент организации») Москва 2004 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Предпринимательское право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации
  2. Учебно-методический комплекс (специальность «Менеджмент организации») Москва 2004 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Составитель: Милованова М.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Васильева О.Н. ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.
  3. Учебно-методический комплекс специальности: «Менеджмент организации» Рекомендовано кафедрой: Протокол №

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Делопроизводство» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности,
  4. Учебно-методический комплекс специальности: «Менеджмент социально-культурной деятельности» Рекомендовано кафедрой: Протокол №

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Документоведение и делопроизводство» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой
  5. Учебно-методический комплекс для дисциплины «Организация и планирование производства» для специальности атп

    Учебно-методический комплекс
    1.1.Требования к профессиональной подготовленности состоят в усвоении студентами основных категорий организации производства и менеджмента на уровне предприятия

Другие похожие документы..