Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Православная вера – истинная, поэтому на протяжении двух тысяч лет учение Иисуса Христа не претерпело изменений. Православие живо именно потому, что ...полностью>>
'Документ'
Важное значение для укрепления и развития Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) имеет продолжение активной линии, направленной на поэтапно...полностью>>
'Автореферат'
Рубеж XIX–XX вв. определяют как время, когда процессы поиска, осмысления и накопления новых художественных идей и форм, попытки синтеза разных жанров...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «22 » октября 2008 года в 14:30 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 267.19 при Томском государственном университете по...полностью>>

I. Ч. II ч. III (Авт сост. Г. С. Меркин. М.: Ооо «тид «Русское слово рс», 2006. 360 с.; 368 с.; 352 с.) методистов-экспертов ипкро рт (г. Казань) Представленный учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Экспертное заключение

по учебнику-хрестоматиии по литературе для 8 класса общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. I. Ч. II Ч. III (Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 360 с. ; 368 с.; 352 с.) методистов-экспертов ИПКРО РТ (г. Казань)

Представленный учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений автора-составителя Г.С. Меркина соответствует современному уровню развития литературоведения и дидактики, основным положениям концепции обновления содержания литературного образования, «Обязательному минимуму содержания основного общего образования по литературе» (стандарту). Он создан на основе программы (автор Г. С. Меркин), допущенной Минобразованием России к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса общеобразовательных учреждений своим содержанием и расположением материала продолжает те традиции, которые реализованы в учебниках для 5,6 и 7 классов автора-составителя Г.С. Меркина: первая часть состоит из произведений устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы ХУ111 века, литературы Х1Х века; вторая часть вбирает в себя продолжение литературы из Х1Х века, третья часть – из русской литературы ХХ века и зарубежной литературы. Учебник знакомит учащихся с вершинными произведениями отечественной и мировой литературы, выбор которых определяется сквозной идеей программы этого класса – идеей взаимосвязи истории и литературы. Об этом свидетельствует вступительная статья к первой части «Художественная литература и история», которая сразу же вводит учащихся в мир истории литературы и ставит перед ними вопрос «Как же развивалась литература»?

Замечательны по своему значению содержанию и направляющей ёмкости введения ко второй и третьей частям, звучащие напутствием: «Вторая половина столетия отмечена именами гениальных русских прозаиков… Большинство этих имён стали классикой не только русской, но и мировой литературы» (Ч. 2) и «Литература ХХ века, как никакая другая, отличалась разнообразием стилей, социальных и художественных взглядов, политических предпочтений… .Запретить литературу на дано никому» (Ч. 3).

Таким образом, эти введения воспринимаются учащимися как программа к действию: для того чтобы узнать, надо читать и читать!

В организации работы с художественными текстами автор-составитель опирается в основном на принцип историзма, при этом расширяя ранее полученные сведения о писателях, истории русской литературы, литературных жанрах, образности, языке художественной литературы.

Учебник-хрестоматия ставит целью формирование умений применять полученные знания в учебной, познавательной и практической деятельности. Так, рубрика «В мире художественного слова…», незаметно помогая ученику, учит его работать с текстом литературных произведений, рубрика «Вопросы и задания», развивая личностное восприятие учащихся, актуализирует знания, полученные в 5-7 классах, а также создаёт базу для изучения литературы в старших классах и т.д. Подготовке к изучению литературы в старших классах во многом способствует оценка произведения писателями и критиками. Включение в учебник «Оценки произведений писателями и критиками» даёт возможность учащимся увидеть, во-первых, что даже самые замечательные произведения русской литературы, которыми в настоящее время мы восхищаемся, не были приняты однозначно; во-вторых, насколько адекватно воспринята учеником та или иная идея этого произведения, т.е. предоставляет возможность свериться.

Особо хочется отметить богатое содержание и разнообразие предполагаемых видов деятельности учащихся, спроектированных в «Вопросах и заданиях», помогающих становлению ученику нравственным человеком, читателем, исследователем, умеющим давать оценку не только поступкам героев, но и целым произведениям и литературным явлениям.

Рубрика со скучноватым названием «Повторим изученное» вовсе не представляет собой задания на так называемое, набившее оскомину закрепление. Предлагаются совершенно не традиционные задания, вызывающие на душе чувство праздника: подготовить литературную композицию на материале изученных произведений поэта на тему…, какие музыкальные произведения по этой теме вы могли бы ввести… и т.д.

Как и в учебниках для предыдущих классов, в учебнике-хрестоматии для 8 класса предлагаются различные методы, приёмы и виды работы по формированию умений самостоятельного моделирования (чему уделяется в настоящее время особо большое внимание в связи с предпрофильной подготовкой и профильным обучением): дискуссий с указанием проблемы, литературных вечеров, литературных композиций, конкурсов-викторин и т. д. на материале изученных произведений, которые служат воспитанию познавательного интереса и интереса к предмету.

Учебник-хрестоматия рассчитан на изучение литературы на весьма серьёзном уровне. Его содержание с избыточным материалом может вызвать не только восхищение, но и некоторое опасение – под силу ли предлагаемое ученику-восьмикласснику?

После изучения учебника-хрестоматии создаётся впечатление, что автор-составитель его – не только сильный дидакт, хорошо знающий школу и российское образование на современном этапе его развития, но и тонкий психолог, весьма конкретно представляющий особенности этапов развития детей. Об этом свидетельствует тот факт, что в рецензируемом учебнике учтены возрастные интересы и возможности учащихся восьмых классов (См.: Труды Н.И. Жинкина, А.А Леонтьва и др. о возрастных психологических особенностях детей; М.Р. Львов. Основы теории речи).

Данный учебник-хрестоматия имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и повышенном уровне. Повышенный уровень вопросов и заданий обеспечивает формирование творческих и исследовательских умений. А это требует высокого уровня подготовки учащихся. Любой учебник призван воспитать вдумчивого читателя, умеющего критически анализировать информацию, работать с дополнительными источниками. Учебник–хрестоматия соответствует этим требованиям. Он рассчитан на дифференцированную работу учащихся: индивидуальную, групповую, коллективную; самостоятельную, под руководством учителя; на уроках, вне уроков и т.д., на работу по интересам, т.е. по желанию (по выбору) ученика. Следовательно, каждый ученик не будет изучать весь материал учебника. Он (материал) используется по необходимости. Поэтому учебник-хрестоматия удобен для работы и ученика любого уровня, и учителя.

Подбор стихотворных текстов оптимален, доступен и интересен для данного возраста учащихся.

Считаем уместным введение рубрики «Темы для рефератов, сообщений, творческих работ», которая позволяет развивать устную и письменную речь, творческие способности ученика.

Усилена в учебнике-хрестоматии линия межпредметных связей, пронизывающая все учебники данного автора с 5 по 8 класс, которая помогает изучению и видению литературы во всех её ипостасях: в истории, русском слове, изобразительном искусстве, киноискусстве, музыке и т.д.. что поможет формировать не только мировоззрение, художественно-эстетические вкусы, но и воспитать понимание красоты, стремление к добру

Достоинством учебника считаем то, что в конце его даны тесты «Проверьте себя сами», которые в духе времени переключают ученика на самоконтроль и самооценку.

Справочный раздел предлагает список литературы для самостоятельного чтения, состоящий из замечательных произведений тех писателей и поэтов, с творчеством которых учащиеся уже знакомы.

Краткий толковый словарь и краткий словарь литературоведческих терминов, данные в учебнике, способствуют самообразованию учащихся.

Обобщая результаты апробации, можно зхаключить: учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений автора-составителя Г.С. Меркина следует рекомендовать к использованию в образовательном процессе.

Присвоен гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Г.Х. Ахбарова, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ИРО РТ, доктор педнаук, профессор,

Т.О. Скиргайло, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ИРО РТ, доктор педнаук,

О.В. Волкова, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ИРО РТ, кандидат педнаук.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Голохвастова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы I iквалификационной категории, урок

    Урок
    Цели: познакомить с рассказом А.П.Платонова «Никита», как образцом художественного мира А.Платонова; развивать умение давать характеристику героям, исходя из их поступков; выявить, как изображено одухотворение природы в воображении
  2. Образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения (2)

    Документ
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №6, (ранее школа № 50) введена в эксплуатацию в 1977 году. На протяжении ряда лет школа меняла свой статус от гимназии до лицея.
  3. Программы начального общего образования Предмет

    Документ
    - читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс­лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов
  4. Программа развития моу «Средняя общеобразовательная школа №5» города Каменска-Уральского Свердловской области полное название образовательного учреждения Формирование жизнеспособной личности ученика как условие социализации

    Программа
    Раздел V. Ресурсное обеспечение реализации Программы развития школы (нормативно-правовое, управленческое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое) 44
  5. М. А. Моу гимназия им. А. Л. Кекина. 2011-2012 уч г. Муниципальное образовательное учреждение гимназия имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области Рабочая программа

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы (Авт.

Другие похожие документы..