Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тесты'
…процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений, их использов...полностью>>
'Документ'
В общем, ничего особенно странного в этом нет — появление новых переводов уже переведенных произведений — совершенно закономерный процесс. Другое дел...полностью>>
'Документ'
Європейський Союз суттєво зацікавлений у стабільності, ефективнішому управлінні та економічному розвитку на його східних кордонах. У той же час партне...полностью>>
'Документ'
Развитие средневековой интеллектуальной мысли протекало неравномерно. Стоит отметить XII век, как начало активного подъема в этой сфере жизни среднев...полностью>>

Учебная программа предмета «правоведение» (для учащихся 9-11 классов гуманитарно-юридического профиля) Автор программы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования и молодёжной политики комитета по социально-культурным вопросам администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия№9»

Авторская педагогическая разработка

адаптационного типа

учебная программа предмета

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

(для учащихся 9-11 классов гуманитарно-юридического профиля)

Автор программы:

Маркелова Дина

Анатольевна,

учитель истории

МОУ «Гимназии №9»

2008 год

Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3

  2. Описание разделов программы……..………………………………………………………………………… 8

  3. Содержание курса и учебная деятельность……………………………………………11

  4. Учебная и методическая литература…………………………………………………...25

  5. Методическое обеспечение реализации курса………………………………………..26

5.1.Дидактический материал.

1. Приложение № 1. Материалы к урокам…………………………………………….......27

2. Приложение № 2. Урок – деловая игра.………………………........................................63

3. Приложение № 3. Правовая викторина для старшеклассников. …………………..71

5.2. Контрольно- измерительные материалы.

1. Приложение № 4. Вопросы для проверки усвоения материала . Диагностическое тестирование в начале курса.…………………...…………………………………………..75

2. Приложение № 5. Диагностические материалы к темам 1-19.....................................77

3. Приложение № 6. Тесты. …………………………............................................126

4. Приложение № 7. Тесты с электронной поддержкой.

5. Приложение № 8. Темы для рефератов...………………………………………………134

Пояснительная записка

Актуальность изучения права для современной жизни трудно оспорить. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны очень нужны знания в области юриспруденции. Таким образом, перед преподавателем права стоит весьма ответственная задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Предлагемая программа по праву составлена на основе федеральной программы государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), помещённой в «Сборнике нормативных документов» Министерства образования и науки РФ, Дрофа, 2007, с.50.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися. Новизна данной программы выражена в расширении государственного компонента. В программе спланировано обучение праву, начиная с 9 класса. В общее содержание программы включены дополнительные темы: « Муниципальное право», «Земельное право», «Гражданский и уголовный процесс». Применяются новые технологии обучения: нестандартные формы проведения занятий, специально организованные дискуссионные упражнения в парах и малых группах, конструктивные дискуссии, интерактивное обучение, деловая игра, правовой марафон. Диагностические материалы выполнены в форме ЕГЭ. Применяю рейтинговую ситему оценивания учащихся.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, правовом содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа соблюдает строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывать межпредметные и внутрикурсовые связи и содержание учебного предмета «Обществознание» в старшей школе. Кроме того включены темы способствующие профессиональной ориентации и самореализации школьников.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на содержании правового образования в основной школе и предусматривает (с учётом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создаёт условия для реализации индивидуальных образовательных программ. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их выбором сферы будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Право как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем, изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии программы по праву для IX, X, XI классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правоотношения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Правовое образование на профильном уровне формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведения дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует мотивацию для продолжения обучения в вузе по юридической специальности и готовности к нему.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение ими правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как профильный учебный предмет, создаёт основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, внимание в нём акцентируется на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической ответственности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Программа рассчитана на 160 учебных часов: 9 класс-32 часа, 10 класс-64 часа, 11 класс-64 часа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы – выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт,если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается: понимание ценности образование как средство развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности – постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм, различать виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных норм.

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения

Результаты изучения курса Право приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует образовательному стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности , поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

Рубрика «Знать/ понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/ понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной сласти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основание и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов на правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Система оценивания

В 2006 – 2007 учебном году я начала применять рейтинговую ситему оценивания учащихся. Эта ситема разработана и опробована учителем истории Назаровой М.К. Учитывая её рекомендации, за два учебных года я полностью освоила эту систему и убедилась, что она очень действенна и выполняет все поставленные перед ней задачи.

Рейтинговая система - это широкий диапазон оценок. Это возможность за более трудные самостоятельные работы поставить больше баллов.

Майя Константиновна разработала приблизительный критерий выставления баллов.

Нет единиц и двоек. Есть один балл, два балла и т. д. В связи с этим снижается тревожность ученика из-за страха получить плохую оценку. В конце полугодия, четверти подсчитывается общее количество баллов, и выставляются традиционные оценки.

Количество баллов определяется учителем самостоятельно в зависимости от планирования форм работы.

Критерии оценивания:

1 балл - ученик дает краткие, односложные, правильные, по сути, ответы, исправляет, дополняет.

2 балла - пересказ фактического материала, работает в тетради, на доске.

3 балла - объясняет понятия, дает простой анализ исторических событий.

4 балла - анализирует таблицы, схемы, умеет составлять синхронистические таблицы, дает обоснованные ответы при правильном речевом оформлении их.

5 баллов - дает полное, логически обоснованный ответ, при конспектировании умеет выделить главное, анализирует информацию.

6 баллов - готовит реферат, доклад, умеет соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой, сравнивает, обобщает, анализирует, имеет достаточный запас исторической лексики, правильно использует ее.

7 баллов - участвует в обсуждении, дискуссии, аргументировано высказывает свое мнение, рецензируют ответы и доклады учеников, дает оценку событий и деятельности людей.

8 баллов - сопоставляет различные точки зрения на исторические события, имеет глубокие знания по социальным, экономическим и политическим проблемам.

9 баллов - самостоятельно работает с источниками знаний, умеет готовить сводную информацию.

10 баллов - использует художественную литературу, участвует в конференциях, олимпиадах, занимается научно-исследовательской деятельностью. В зависимости от объёма проделанной работы и самостоятельного изложения материала.

За неподготовку к уроку введен отрицательный балл: "-5". Таким образом, рейтинг ученика автоматически увеличивается.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  2. Задачи экономического лицея на 2006-2007 учебный год Деятельность оу по реализации учебного процесса

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение экономический лицей находится в Центральном районе г. Новосибирска по адресу: ул. Крылова, 44. Район является административным центром мегаполиса, здесь располагаются престижные учреждения
  3. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  4. Учебные программы курсов повышения квалификации Нальчик-2008

    Программа
    Данная программа разработана для повышения квалификации учителей русского языка и литературы со стажем работы в общеобразовательных учреждениях более 10 лет, целью которой, прежде всего, является повышение профессионального мастерства
  5. Учебный год информационная справка об образовательном учреждении

    Доклад
    Школа расположена в центральной части города Новосибирска на улице Чаплыгина, 59, что обеспечивает потенциальные и реальные возможности тесного взаимодействия с культурными учреждениями столицы Сибири (крупнейшими библиотеками, музеями,

Другие похожие документы..