Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Организатор - TOO "SRMT Extreme Pro" при поддержкеTOO "Travel Agency TourAsia" и Университета "Туран"Продолжительность –...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью освоения дисциплины «Топливо и смазочные материалы» является формирование у студентов системы компетенций для решения профессиональных задач по...полностью>>
'Рассказ'
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась) Мне очень запомнился(ась) Мне показался интересным Я восхищаюсь Мне очень не понрав...полностью>>
'Документ'
Ресторан самообслуживания распложен на авеню Ваграм, в нескольких шагах от Триумфальной Арки. Идеальное расположение позволяет отметить Новый Год с 2...полностью>>

Международной Баптистской Богословской семинар

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯ ПРОПОВЕДЬ:

Теория и Практика

Дэвид М. Браун

перевод Тимофея Чепрасова

УДК – 534.4

ББК 86.2

Б87

Дэвид М. Браун

Б 87 Трансформирующая проповедь. Перевод с английского. – ФГУП «ИПФ» Воронеж, 2003. – 760 с.

ISBN 5-89981-282-6 © Дэвид М. Браун, 2003

© Тимофей Чепрасов, 2003

С благодарным сердцем я посвящаю это книгу

моим бывшим Американским и Европейским студентам,

участвующим в развитии нового подхода к проповеди;

моим коллегам в новой

Международной Баптистской Богословской Семинарии в Праге

к которым я испытываю глубочайшее уважение; и

мужественным студентам

Брянского Института Проповедников,

представляющим новый взгляд на проповедь

среди Баптистов России.

Содержание

Предисловие

xi

Благодарность

xiii

Введение

1

РАЗДЕЛ 1: КУЛЬТУРА:

ПРОПОВЕДЬ В КОНТЕКСТЕ

19

1. Проповедь, для перемен

21

2. Кафедра проповедника или пульт лектора?: Роль информации

35

3. Евангельская система взглядов

51

4. Богослужение и проповедь

67

5. Действенное богослужение

85

6. Пасторское служение и проповедь

103

7. Идеалы проповедника

123

РАЗДЕЛ 2: КОММУНИКАЦИЯ

ТРАНСАКЦИОННАЯ ПРОПОВЕДЬ

139

8. Стандартная теория коммуникации

141

9. Не соответствующая истине теория коммуникаций

157

10. Трансакционное человеческое общение

177

11. Устная речь и проповедь

199

12. Риторическое действие в проповеди

221

13. Работая по направлению к трансакции: Вопрос стиля

239

РАЗДЕЛ 3: ХАРИЗМА:

ВОПЛОЩЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ

263

14. Каждый в проповеди

265

15. Пророческое служение проповеди

281

16. Богословие воплощения

303

17. «Слово Божие» - это глагол

327

РАЗДЕЛ 4: УВЕРЕННОСТЬ:

БИБЛЕЙСКАЯ ПРОПОВЕДЬ

345

18. Вдохновение для библейской проповеди

347

19. Авторитет Библии для библейской проповеди

367

20. Первый принцип: один текст, одна тема

383

21. Второй принцип: один тезис

401

22. Третий принцип: тезисная экзегеза

425

23. Проповедь для «зуда»

449

24. Четвертый принцип: применение истины

467

РАЗДЕЛ 5: СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОПОВЕДЬ, ОБЛАДАЮЩАЯ ВЛИЯНИЕМ

485

25. Средства для осуществления

487

26. Структура повествования

507

27. Рассказывание историй в проповеди

529

28. Сила метафоры

551

РАЗДЕЛ 6: ПОСТРОЕНИЕ:

НАЦЕЛЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ

569

29. Принятие решения

571

30. Форма и структуры проповеди

595

31. Альфа и омега проповеди

615

32. Красная стрела

631

РАЗДЕЛ 7: СОГЛАСОВАНИЕ:

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ

649

33. Прыжок к началу

651

34. Процесс подготовки

663

35. Планирование вашего проповеднического служения

687

36. Последние слова «для потом»

703

Использованная литература

719

Использованные тексты Писания

731

Алфавитный указатель

735

Предисловие

Ямало помню свою первую проповедь. Тогда я учился в школе, и двое или трое из нас были «назначены» проповедовать в воскресенье вечером. Просмотрев отцовскую папку с «иллюстрациями», я нашел одну, которая мне очень понравилась, о мужчине, который прекратил продавать «хот-доги» и оставил бизнес. Я построил свою пятиминутную проповедь вокруг этой маленькой истории, но я не уверен, как она относилась ко всему остальному, сказанному мной в тот волнующий момент.

Моя первая официальная «проповедь» называлась «Позвольте Богу Использовать Вас», которую я написал и проповедовал, когда учился в колледже. Она все еще хранится у меня (под номером 1 в моей папке с названиями, о которой я буду говорить в последней главе этой книги). Это была 40-минутная проповедь, которая заключала в себе, по крайней мере, три различных проповеди. Я проповедовал ее несколько раз в течение двух лет в Мичигане, и находил эти возможности глубоко удовлетворяющими. Может быть, что более важно, так это то, что людям нравилось, когда я проповедовал – по крайней мере, это то, что мне говорили. Конечно, у меня не было намерения проповедовать «профессионально», но те ранние попытки стали началом неожиданного путешествия, в котором я получил ученые степени по нескольким университетским программам, был пастором в нескольких церквах, бесчисленное множество раз проповедовал в различных местах и в участвовал во многих миссионерских путешествиях, где повстречался со многими землями и культурами, где встречал многих замечательных христиан, проповедовавших гораздо лучше, чем я когда-либо смогу проповедовать. Это было незабываемое путешествие, в котором Господь часто вел меня в удивительных направлениях, постоянно являя ко мне великое терпение, Который и сейчас зовет меня по направлению ко всегда интересному будущему.

Лето сменяется осенью, и на верхушках гор появляется снег, а я еще больше восхищаюсь и наслаждаюсь радостью проповеди. Сегодня я отпраздновал 53ий день рожденья, но желание проповедовать во мне не угасло. Преподавание также увлекает и захватывает меня. Я нахожу глубокое удовлетворение используя эти дары из-за того, что получаю через это использование. Я чувствую глубокий трепет, которого не мог себе даже представить в те ранние годы, когда вижу как другие взрослеют в использовании этих дисциплин, я знаю, что есть обетование для Царства Иисуса Христа.

Эта книга является результатом 20 лет периодического преподавания, результатом которого стали лекционные заметки, бывшие сначала в виде плана, которые постепенно перерабатывались, снова и снова преподавались, к ним делались добавления, они переписывались и перестраивались бесчисленное количество раз. Само написание книги заняло более пяти лет. Я приношу извинения за ее внушительный размер, но мне хотелось написать как можно больше обо всем, что оказывает влияние на проповедническое служение. Я считаю, что эта книга может стать инструментом для обучения и справочником для тех, кто желает продолжать работать с этой информацией, размышлять над ней или что-либо к ней добавлять.

Вы вскоре увидите, что я предпочитаю мыслить «вне рамок». С некоторыми, может быть пугающими или вызывающими недоумение мыслями и идеями вы, может быть, столкнетесь впервые. Я заранее извиняюсь за информацию, которая может обидеть вас, но я не извиняюсь за научение и рост, который может начаться через подобное нарушающее спокойствие размышление. Мы не многому можем научиться, если учим только то, что уже знаем; христианская зрелость возникает именно через противостояние новым идеям. Я убежден, что Царство процветает именно через широту взглядов; я верю, что этот будет приемлемым. И помня об этом, я писал эту книгу.

Еще многие богатства могут быть добыты из дисциплин, упомянутых здесь мною. Конечно, я не первый, кто думал обо всем этом: и я глубоко признателен тем, кто подходил к проповеди с той же точки зрения. Если я понял их правильно, я преклоняюсь перед ними. Если я ошибался, то в любом случае это была искренняя попытка. Я прошу снисхождения у тех, кто гораздо больше знает об этих областях, чем я. Во многих случаях, теория, которую вы здесь найдете, находится в зародышевом состоянии – я надеюсь, что эта книга послужит толчком к дальнейшему исследованию. Я приветствую и призываю других продолжать эти исследования, чтобы наши знания по этим важным предметам продолжали расти, и чтобы эта книга не только стала стимулом к улучшению проповеднического служения, но также, как говорит Нортон Фрай (1982), «к написанию лучших книг».i Я убежден, что это того стоит.

Я использовал обычные и концевые сноски. Обычные сноски предлагают личные замечания по тексту; концевые сноски – для тех, кто пожелает провести более глубокие исследования этих предметов. Цитаты обозначены номером, написанным курсивом, что указывает на номер источника в списке использованной литературы, который начинается на стр. 723.

Я молюсь, чтобы Царство нашего Господа продолжало расти через нашу проповедь, в какой бы форме она не была, и чтобы эта книга оказала хотя бы маленький вклад в преображение, которое приходит с новой жизнью в Иисусе Христе. Ему и только Ему я отдаю всю похвалу за эту работу.

Дэвид М. Браун

Ист Норритон, Пенсильвания

05 мая 2002

Благодарность

Ввопросе о том, кем мы являемся, и что делаем, оказанное кем-то или чем-то на нас влияние – самое главное. Это те ненамеренные, изменяющих душу вторжения, которых мы обычно даже не замечаем. Люди, книги, переживания загадочным образом оставляют след в нашей жизни, и именно через их влияние мы становимся теми, кем являемся, а наша жизнь – такой, какая она есть. Многие помогали мне в выполнении этого огромного проекта. Но всех их назвать я не могу. Их просто очень много.

Без всякого сомнения, первым в этом списке находиться мой Господь, без Которого жизнь не была бы возможна. Я считаю Его единственной причиной, по которой я тот – кто я есть.

Далее следует моя жена Элен, которую я считаю величайшим даром от Господа. Она со мной более половины жизни, и моя любовь к ней ежедневно растет. От нее я получаю бесценные жизненные уроки, и я считаю огромной честью и счастьем быть с ней.

Необходимо также упомянуть двух моих сыновей Мэтью и Нэттана. Оба они замечательные христиане. Я ими очень горжусь и многому учусь у них. Их влияние также видно на этих страницах. Я особенно благодарен Мэтью, который сделал большинство рисунков и таблиц, которые вы здесь найдете, и кто делал полезные замечания по рукописи.

Конечно же, я не могу не признать вклада моей матери, которая с самого раннего времени наставляла меня в христианской вере, и отца, под чьей проповедью я рос. Они стали для меня замечательным примером христианской жизни. Также было множество других людей, сыгравших роль в моей жизни. Это учителя Воскресной школы, члены церкви, друзья, коллеги и знакомые, которых я приобрел за многие годы. Это и лекции профессоров в классных комнатах и неформальные беседы и размышления в коридорах с друзьями. Страстные проповедники по всему миру продолжают вдохновлять меня. Мысленно я вижу имена бесчисленного облака свидетелей, но не осмелюсь начать список, который не смогу закончить, так как не упомяну многих великих людей, чьи имена могу не вспомнить в этот момент.

Я, конечно же, отношусь с глубоким почтением и преклоняюсь перед великими проповедниками и гомилетами прошлого, которые не побоялись записать свои идеи. Я с трепетом отношусь к влиянию, которое они оказали на мою жизнь и служение.

Я благодарен моим коллегам из Международной Баптистской Богословской Семинарии в Праге и Международного Служения Американских Баптистских Церквей США. Без их поддержки я не смог бы закончить этот проект. Также я выражаю мое уважение студентам Брянского Института Проповедников, которые безмерно обогатили мою жизнь, и от которых я многое почерпнул о проповеди и преподавании проповеди.

Я выражаю сердечную признательность Чепрасову Тимофею, моему переводчику. Перевод этой книги и семинаров сделали его настоящим преподавателем в группе. Идеи, представленные здесь не были бы верно переданы без его понимания двух языков и исключительных лингвистических способностей, а также его дружбы и веры.

Наконец, я благодарен всем тем, кто многие века переиздавал, сохранял и переводил Библию, самую таинственную и сильную Книгу, которую когда-либо знал мир, из которой мы получаем призыв проповедовать, на чем основывается наша проповедь. Мы в долгу перед теми, кто старательно, с любовью делал драгоценные переводы Библии на наши языки, переводы, часто принимаемые нами как нечто обыденное, но которые делают нашу проповедь и исследование несравненно легче.

Я думаю, ни кто из нас не понимает, как велико в нашей жизни влияние других людей. Без сомнения, все взаимоотношения, каждая встреча, имевшая место в моей жизни нашли отражение в этой книге. Конечно, я несу полную ответственность за любую неверную мысль здесь изложенную, но все полезное, что есть в этой книге – заслуга тех, кто чем-либо повлиял на меня.

Введение

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕБЫВАНИЕ В БАШНЕ

Темная камера. Очень тесно, кажется, что узники стоят прижавшись друг к другу. Единственный источник света – крохотное окошко высоко под потолком. У одного человека есть Библия, и каждый день, в определенное время, когда луч света пробивается сквозь окошко, сокамерники поднимают его на плечах, и, пока возможно, он читает. Когда он спускается вниз, ему задается вопрос: «Расскажи, что ты читал, находясь во свете?».

Во второй главе, первом стихе книги пророка Аввакума говорится о пророке, который стоит на башне, ожидая слова от Бога, удалившись от города, шума толпы, и своей ответственности руководителя. Находясь в этом уединенном, открытом для Бога, святом месте, он пишет: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб мне узнать, что скажет Он во мне» (стих 1). Получив откровение, он провозглашает его народу Божьему (стихи 2-19), и завершает свою речь словами: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!» (стих 20).

Слово от Бога – это нечто святое, почитаемое, вызывающее повиновение. И люди слышат его через глас пророка, а не через качественное прочтение тщательно подготовленного текста. Живое, подобное удару молнии, слово поражает, захватывает сердца, являясь откровением от Того, кто является нашим Господом.

Во многом это и есть работа проповедника. Готовясь к проповеди, вы находитесь в уединении, с Библией, «во свете», в «святой башне» вашего кабинета, ожидая слова от Господа. Получив и сформулировав это «слово», вы провозглашаете его ясно и смело, и ваши слушатели в безмолвии, с благоговением склоняются, подчиняясь святому Богу, и их жизнь меняется однозначно и бесповоротно.

Так рождается трансформирующая проповедь!

ОДНА ИЗ МНОГИХ?

На первый взгляд, это всего лишь очередная работа о проповеди, появившаяся на рынке, который и так наводнен подобного рода книгами. В изумлении, вы пробегаете по ним глазами, выбираете наиболее интересный заголовок, рассматриваете обложку, и если возникает желание прочитать, переворачиваете страницу. Но книг столько много, и, как вы уже успели понять, в большинстве из них написано об одном и том же. Возникает естественный вопрос: «Зачем же еще одна?». Действительно, с одной стороны, это всего лишь еще один труд о проповеди с теоретическими и практическими указаниями.

Но я надеюсь, что эта книга будет другой. В ней не только содержится теоретический и практический материал, но она также предлагает другую модель проповеди, отличную от тех, с которыми вы встречались. Это не только полная оценка всех аспектов проповеди, но и уход от стандартной модели, принятой и описываемой во многих книгах. Это радикально новый подход к проповедническому служению, рассматривающий проповедь как явление устной, а не письменной формы речи. Это не что-то, что нам следует делать или что должно происходить каким-то заранее установленным образом. Проповедь это на много больше, чем содержание, форма и внятное прочтение заранее подготовленной рукописи. Это явление устного общения между людьми, удивительное, святое действие, через которое изменяются жизни. И я хотел бы поговорить о том, что происходит в момент проповеди; в этом самое главное отличие предлагаемого взгляда на служение проповеди. Позвольте объяснить, что я имею в виду.

ИНОЙ ВЗГЛЯД

В новое время нам необходимо по-другому взглянуть на предмет проповеди, что требует пересмотра и перенаправления теории. В этом задача этой книги. В чем-то этот подход будет выражать новый взгляд на проповедь, хотя он уже используется многими проповедниками по всему миру. Но старый также остается, так как любой переход от одной формы к другой требует длительного периода времени. Томас Кун (1962) в своей работе о смене парадигмы говорит, что это очень длительный процесс замещения одного мнения на другое.ii Он не только нуждается во времени, но и в радикальном переосмыслении старого. Следовательно, если мы хотим изменить свою проповедь, мы должны по-новому начать думать о ней.

Для начала скажите, сколько квадратов вы видите?

Рис. 1.1

Впервые столкнувшись с этой загадкой, я чуть не ответил – 16. Но, когда мне посоветовали взглянуть внимательнее, я понял, что есть 1 большой квадрат, внутри которого находятся 16 маленьких, 9 квадратов 2х2; далее, следуя логической прогрессии, квадраты 3х3 добавили еще 4. Итого – 30. Решение загадки зависит от того, как вы на нее посмотрите. Если вы увидите все части изображения, перед вами предстанет более полная картина того, что вы имеете.

Таким же образом мы можем рассматривать служение проповеди с разных сторон: авторитетность Писания; роль проповедника, его или ее связь со слушателями; содержание и структура проповеди; взаимоотношения между проповедником и людьми, оказывающие влияние на происходящее; факторы окружающей среды, нужды и желания аудитории, контекст проповеди, герменевтические принципы, длительность сна проповедника ночью (или отсутствие такового) – все играет важную роль. Проповедь – очень сложное явление, и чем больше составляющих ее элементов принимается во внимание (подобно многочисленным квадратам), тем глубже мы в состоянии понять, что происходит, когда мы проповедуем. Проповедь – это не просто изложение библейских принципов по определенным экспозиционным правилам. Эта книга – попытка указать на мельчайшие, но очень важные детали, которые помогают вовлечь слушателей в божественный диалог под названием «проповедь».

Попробуем еще одно небольшое упражнение. Попытайтесь соединить все девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги:

Рис. 1.2

. . .

. . .

. . .

Не получается? Все правильно. Ответ можно найти, если вы начнете мыслить «вне» границ, созданных точками. Вот что значит «охватить картину». Вам необходимо взглянуть на нее извне, из-за пределов привычной рамки, построенной точками. Тогда решение задачи оказывается очень простым, как на рисунке 1.3 (на следующей странице).

Чтобы принять новый стиль проповеди, необходимо научиться видеть «за рамками». В постоянно меняющемся обществе и христианской среде способы провозглашения библейской истины также постепенно изменяются. Говоря о подходе, ориентированном на человека, о новом поколении, о всеобщей заинтересованности в обновлении богослужения, очень важно, чтобы мы понимали, что происходит на кафедрах наших церквей.

Я надеюсь, вы сумеете понять и меня, так как я пытаюсь по-новому взглянуть на проповедь. Как и у каждого проповедника, ваше понимание проповеди ограничено тем, что вы уже думаете о ней. Изменится понимание проповеди – изменится и сама проповедь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга Эрла Кернса рассчитана на студентов богословских факультетов, а также на всех, кто интересуется вопросами истории Церкви (1)

    Книга
    Историческое развитие христианства, его взаимосвязь с социальными и политическими явлениями жизни, возникновение различных конфессий – интереснейшая тема для исследователей христианской истории.
  2. Книга Эрла Кернса рассчитана на студентов богословских факультетов, а также на всех, кто интересуется вопросами истории Церкви (2)

    Книга
    Историческое развитие христианства, его взаимосвязь с социальными и политическими явлениями жизни, возникновение различных конфессий – интереснейшая тема для исследователей христианской истории.
  3. Ведущие богословы важнейшие богословские вопросы глава средние века и возрождение около 1050-1500 гг. Пояснение терминов

    Документ
    Швейцарский богослов Карл Барт видит в богословии картину, прорисованную в тончайших деталях. По его мнению, оно похоже на тосканский или умбрийский ландшафт, которые вызывают у нас трепет своим захватывающим видом: даже самые отдаленные
  4. Джош Макдауэлл Неоспоримые свидетельства Исторические свидетельства, факты, документы христианства Оглавление

    Документ
    Глава 5. Иисус - историческая личность Глава 6. Иисус - Сын Божий Глава 7. Три варианта: Бог, обманщик или безумец? Глава 8. Что было бы, если, Глава 9.
  5. Неоспоримые свидетельства исторические свидетельства, факты, документы христианства

    Документ
    Да! — вот решительный ответ исследователей разных веков, ответ миллионов молодых людей и старых. Об этом написана книга Джоша Макдауэлла „Неоспоримые свидетельства".

Другие похожие документы..