Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ОАО «Дальсвязь» объявляет неаудированные итоги финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2007 года согласно международным стандартам финансов...полностью>>
'Документ'
Памятник О. Бендеру. Санкт-Петербург.Памятник Дон Кихоту. Мадрид. ИспанияПамятник барону фон Мюнхгаузену. Калининград.Другие фото памятников находятс...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 21 » декабря 2009 г. в 13 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.081.14 по филологическим наукам при Казанском государст...полностью>>
'Лекция'
Автоматизированная система – комплекс технических, программных и других средств, а также персонала, предназначенный для автоматизации различных процес...полностью>>

Совершенствование финансового механизма формирования бюджетов муниципальных районов (на материалах Краснодарского края)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Одинцов Николай Васильевич

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

(на материалах Краснодарского края)

Специальность: 08.00.10-Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону - 2006

Диссертационная работа выполнена в Кубанском институте международного предпринимательства и менеджмента

Научный руководитель: доктор экономических наук, доцент

Середа Александр Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Нарский В.А.

кандидат экономических наук, доцент

Рукина С.Н.

Ведущая организация: Самарский государственный

экономический университет

Защита состоится «19» декабря 2006 г. в 11-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «17» ноября 2006 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького 88, экономический факультет, ауд.209, диссертационный совет Д 212.208.02. Ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент Л.П. Малейко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночной модели хозяйствования одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система, в настоящее время представляющая собой трехуровневую экономическую конструкцию, в основе которой лежит 12 тысяч местных бюджетов.

Данный уровень бюджетной системы страны является отражением экономической ситуации региона, так как при проведении экономических реформ именно местный бюджет первым реагирует на происходящие изменения. Поэтому местные финансы, при всей своей важности, являются и одним из самых «больных» мест финансовой системы, от «излечения» которого зависит благосостояние государства.

В настоящее время, несмотря на попытки обстоятельного исследования проблемы формирования местных бюджетов, она все еще нуждается в дальнейшем поиске путей эффективного решения. Многие аспекты обозначенной научной проблемы разными авторами исследуются весьма односторонне, обоснование предложений некоторых из них не отвечает современным требованиям, предъявляемым к экономической науке. Те принципиальные изменения в финансовом механизме бюджетной сферы, которые произошли в период проведения реформы местного самоуправления с 2003 года по настоящее время, не обобщены должным образом. Одной из основных целей данной реформы является обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных районов. Данная реформа, несомненно, затронет каждого гражданина Российской Федерации, так как от уровня наполняемости местного бюджета во многом зависят качество оказываемых населению услуг в области здравоохранения, образования и разрешения других социальных проблем.

Следовательно, возникла объективная необходимость во всестороннем изучении и совершенствовании финансового механизма формирования бюджетов муниципальных районов, повышении роли муниципального хозяйства в решении социально-экономических проблем территорий.

Степень разработанности проблемы. Классические работы по проблеме бюджетного регулирования экономического развития принадлежат М.Васильеву, О.Врублевской, А. Дадашевой, Л. Дробозиной, Л.Павловой, В. Пансковой, Г.Поляку, В.Родионову, М.Ходоровичу, Н.Ширкевичу и др.

Анализу развития современных бюджетно-налоговых моделей посвящены работы А.Игудиной, В.Лескиной, А.Лаврова, В. Лагутенко, А.Поздняковой, И.Подпориной, В.Черника, В.Христенко.

Исследования формирования доходной части местных бюджетов нашли отражение в научных трудах Н.Альвианской, А. Бабич, В. Барашьяна, В.Бильчака, Л. Гайера, Б.Гершковича, А.Гранберга, Д.Доленко, Г.Клейнера, Л.Игониной, В.Наливайского, В.Овчинникова и др.

Оценка тенденций и перспектив развития местного самоуправления в России в условиях формирования рыночной экономики дана в научных трудах А.Ворониной, С.Вобленко, А.Гладышевой, В.Игнатовой, В.Ивановой, Ю.Филиппова, А.Широкого и др.

Однако проводимые в настоящее время научные исследования, направленные на создание эффективного механизма формирования местных бюджетов, еще не сложились в единое научное направление. Они, как правило, посвящены рассмотрению конкретных задач и не претендуют на всестороннее описание влияния трансформационных процессов российской экономики на социально-экономическое развитие муниципальных районов. Это и обусловило постановку целей и задач, определение предмета и объекта данного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе содержательного анализа теоретико-методологических аспектов формирования доходной части бюджетов субрегиональных административно-территориальных образований сформировать методические и инструментальные основы совершенствования финансового механизма муниципальных районов в условиях реформирования системы местного самоуправления в России.

Для достижения поставленной цели в работе определены и решены следующие задачи:

  • обобщены теоретические и методологические представления о сущности муниципальных бюджетов и их роли в социально-экономическом развитии муниципальных образований;

  • исследован финансовый механизм формирования бюджетов муниципальных районов, выявлены его основные проблемы и недостатки;

  • проанализирована практика формирования доходной части бюджетов муниципальных районов Краснодарского края с позиции аккумуляции налоговых и неналоговых доходов, выявлены основные закономерности и специфика бюджетного процесса на уровне муниципальных районов Кубани;

  • обоснованы методические подходы реформирования и оптимизации расходных полномочий органов государственной власти на уровне муниципальных районов Краснодарского края;

  • выявлены и обоснованы дополнительные источники мобилизации дополнительных (резервных) источников доходов бюджетов муниципальных районов Краснодарского края.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является финансовый механизм формирования доходной части бюджетов муниципальных районов, рассматриваемый во взаимосвязи с их источниками на муниципальном уровне.

Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе мобилизации доходов местных бюджетов в Краснодарском крае.

Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, представленные в современных работах отечественных и зарубежных авторов, отражающих подходы к решению проблемы формирования доходной части бюджетов муниципальных образований, реформирования системы местного самоуправления в России, к теоретическим и методологическим аспектам совершенствования распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы государства.

Инструментарно-методический аппарат.

В ходе диссертационного исследования применялись такие общенаучные методы познания, как системный и сравнительный анализы, наблюдение, дедуктивный метод анализа и другие. Анализ эмпирической базы исследования проведен с использованием методов сравнения, обобщения, группировок и экспертных оценок.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистики, Краснодарского краевого комитета по статистике, Министерства финансов России, данными Интернет.

Значительная часть эмпирического материала представлена данными первичного бюджетного учета муниципальных районов Краснодарского края, данными Департамента финансов Администрации Краснодарского края.

Нормативно-правовая база исследования.

Нормативной базой диссертационного исследования явились Конституция Российской Федерации, Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, законодательные и нормативные акты государственных органов власти России и Краснодарского края по вопросам бюджетного процесса на местном уровне, регулирования налоговых и неналоговых поступлений при формировании доходной части муниципальных образований.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в определении и обосновании необходимости направлений совершенствования финансового механизма формирования доходов бюджетов муниципальных районов на основе объективного репрезентативного анализа действующей системы распределения налоговых полномочий между уровнями государственной власти, объективных предпосылок активизации формирования неналоговых доходов бюджета и реформирования системы распределения межбюджетных трансфертов на региональном и муниципальных уровнях государственной власти. Совершенствование финансового механизма формирования доходной части бюджетов муниципальных районов требует реформирования системы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов при одновременном пересмотре предметов ведения муниципальных образований с целью эффективной реализации социально-экономических функций государства на субрегиональном уровне.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Финансовый механизм формирования доходной части бюджетов муниципальных районов представляет собой совокупность видов и форм организации финансовых отношений, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения в бюджетах муниципальных районов. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу муниципального района, проведения единой финансовой политики органов государственной власти. Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу муниципального района осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой - через величину финансовых ресурсов, формируемых в доходной части субрегиональных бюджетов и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей населения, проживающего на территории муниципального района.

  2. Совершенствование финансового механизма формирования налоговой части доходов бюджета муниципального района базируется на равномерности распределения налоговой базы по муниципальным районам. В регионах, где налоговая база распределена относительно равномерно, рекомендуется закреплять за муниципальными районами больше налоговых доходов в виде единых нормативов дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов, снизив, таким образом. размер региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов. Эта мера обеспечит муниципальным районам большую самостоятельность в вопросах регулирования собственной бюджетной обеспеченности и определенность с долгосрочным планированием доходов.

  3. Повышение эффективности финансового механизма формирования налоговых доходов бюджетов муниципальных районов предполагает закрепление за местными бюджетами налоговых источников, характеристики которых в наибольшей степени отвечают следующим критериям:

- налоговая база равномерно размещена по территории региона;

- мобильность налоговой базы (способность налогоплательщика в короткие сроки на законных основаниях переносить возникновение своих налоговых обязательств по данному налоговому источнику с территории одного муниципального образования на территорию другого) относительно невысока;

- органы самоуправления муниципальных районов имеют возможность реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов. При этом у органов государственной власти регионального уровня не должно быть возможностей вводить различные налоговые ставки и льготы для разных категорий налогоплательщиков, влияя тем самым на бюджетную обеспеченность муниципальных районов;

- налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории муниципальных районов.

  1. Реформирование финансового механизма формирования доходной части бюджетов муниципальных районов в современных условиях, в первую очередь, зависит от обоснованности принципов распределения предметов ведения и бюджетных полномочий. Разграничение предметов ведения следует осуществлять по видам предоставляемых бюджетных услуг; предоставление бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, территория которого охватывает всех потребителей данных услуг (принцип территориального соответствия) или который может обеспечить эффективное производство этих услуг (принцип экономии от масштаба).

  2. Качественная трансформация финансового механизма формирования бюджетов муниципальных районов предопределяет реформирование системы распределения межбюджетных трансфертов. Для повышения эффективности распределения трансфертов считаем целесообразным использовать способ доведения бюджетной обеспеченности «беднейших» муниципальных районов до максимально возможного уровня. Данный способ распределения трансфертов можно представить как последовательность нескольких этапов. На первом этапе муниципалитету с наиболее низкими подушевыми расчетными доходами (для Краснодарского края это Щербиновский и Белоглинский районы) передается такой объем средств, который позволяет довести его подушевые расчетные доходы до уровня этого показателя у следующего по уровню подушевых расчетных доходов муниципальных районов (Ейский и Динской районы). На втором этапе двум самым «бедным» муниципальным районам передается столько средств, сколько необходимо, чтобы довести их подушевые расчетные доходы (с учетом средств, переданных на первом этапе) до уровня подушевых расчетных доходов третьего муниципального района. И так далее до тех пор, пока не будет исчерпан весь объем средств фонда финансовой поддержки. Этот способ, на наш взгляд, позволяет достичь наибольшего выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов Краснодарского края.

  3. При повышении эффективности финансового механизма формирования бюджетов муниципальных районов улучшение самообеспеченности территорий и одновременно реализация стимулирующих функций межбюджетных отношений должны предполагать:

- закрепление за бюджетом муниципального района определенных налоговых источников в полном объеме (местные налоги) и совместных налогов через постоянные процентные доли или разделение ставок;

- в случае недостаточности собственных доходов для покрытия минимально необходимых расходов предлалагается использование межбюджетного регулирования, в первую очередь, путем установления временных нормативов отчислений от регулирующих налогов в течение ряда лет, а лишь затем – посредством безвозмездных перечислений из вышестоящего бюджета;

- использование способов межбюджетного регулирования с учетом особенностей муниципального образования, его потенциальных возможностей при соблюдении обязательного условия сохранения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии подведомственной территории и поиске дополнительных источников доходов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается обосновании авторского подхода к решению проблемы совершенствования финансового механизма формирования доходной части бюджета муниципального района, основанном на разграничении предметов ведения и бюджетных полномочий по видам предоставляемых услуг и распределении трансфертов при устранении диспропорций в уровне бюджетной обеспеченности населения муниципальных районов на основе способа поэтапного доведения бюджетной обеспеченности беднейших муниципальных районов до максимально возможного уровня.

Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем:

  1. Раскрыто экономическое содержание понятия «финансовый механизм формирования доходной части бюджетов муниципальных районов» как совокупности видов и форм организации финансовых отношений, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения в бюджетах муниципальных районов, что позволило обосновать направления его совершенствования для усиления влияния местных финансов на экономику и социальную сферу субрегиональных административно-территориальных единиц.

  2. Уточнены принципы распределения налоговой базы по муниципальным районам, базирующиеся на закреплении за последними налоговых доходов в виде единых нормативов дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов с целью уменьшения размеров региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов. Это обеспечит муниципальным образованиям большую самостоятельность в вопросах регулирования собственной бюджетной обеспеченности и определенность с долгосрочным планированием доходов.

  3. Обоснованы критерии закрепления за местными бюджетами налоговых источников на основе равномерности размещения налоговой базы по территории района, ее мобильности, ограничения налоговых полномочий региональных органов власти и взаимосвязи налогов с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на территории района, что позволит повысить эффективность формирования налоговых доходов районных бюджетов.

  4. Предложены принципы распределения предметов ведения и бюджетных полномочий при формировании бюджетов муниципальных районов, в основе которых должны лежать виды предоставляемых бюджетных услуг, что позволит предоставлять бюджетные услуги тем уровням власти, территория которых охватывает всех потребителей данных услуг (принцип территориального соответствия) или которые могут обеспечить эффективное производство этих услуг (принцип экономии от масштаба).

  5. Доказано, что для повышения эффективности распределения трансфертов целесообразно использовать способ доведения бюджетной обеспеченности «беднейших» муниципальных районов до максимально возможного уровня, включающий в себя последовательность нескольких взаимосвязанных этапов, что позволит достичь наибольшего выравнивания бюджетной обеспеченности отдельных районов Краснодарского края.

  6. Разработаны направления улучшения самообеспеченности муниципальных районов и реализации стимулирующих функций межбюджетных отношений на основе закрепления за местным бюджетом определенных налоговых источников в полном объеме (местные налоги) и совместных налогов через постоянные процентные доли или разделение ставок, установления временных нормативов отчислений от регулирующих налогов в течение ряда лет, а в случае недостаточной бюджетной эффективности, это осуществляется посредством безвозмездных перечислений из вышестоящего бюджета и использования способов межбюджетного регулирования с учетом особенностей муниципального района, его потенциальных возможностей при соблюдении обязательного условия сохранения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии подведомственной территории и поиске дополнительных источников доходов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные выводы и рекомендации послужат расширению научного знания в области муниципальных финансов, дальнейшему укреплению доходной части муниципальных районов в плане создания дальнейших условий и предпосылок их ускоренного социально-экономического развития.

Материалы диссертации могут быть также использованы в процессе преподавания учебных курсов «Бюджетная системы РФ», «Муниципальные финансы» в вузах соответствующего профиля.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Отдельные подходы и методики могут быть использованы при выработке финансовой стратегии бюджетного процесса на региональном и муниципальных уровнях государственной власти, при разработке и реализации системы Национальных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития муниципальных образований.

Апробация работы. Результаты исследований были апробированы во время участия соискателя в ряде конференций международного, всероссийского и регионального уровней: «Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности российской экономики» (г. Темрюк, сентябрь 2004г.), «Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации»

(г. Сочи, февраль 2004), «Экономическая политика государства на Юге современной России» (г. Сочи, сентябрь 2005 г.) и др.

По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 3,4 п.л.

Логическая структура, концептуальная логика и объем диссертации определяются основными положениями, рассматриваемыми в работе. Диссертация изложена на 157 страницах и состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы в количестве 224 наименований и 16 приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие местного самоуправления в россии (на примере Краснодарского края) 22. 00. 08- социология управления

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «25» июня 2007 г. в 16.00 час. на заседании диссертационного совета КМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу: г.
  2. Совершенствование межбюджетных отношений в субъектах российской федерации

    Диссертация
    Защита состоится 11 ноября 2011 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 по экономическим специальностям при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  3. Доклад представлен субъектом бюджетного планирования департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и отражает результаты и основные направления деятельности департамента

    Доклад
    Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 16.04.2008 № 259-р «Об утверждении системы стратегических целей Краснодарского края и показателей их достижения» и Методическими
  4. Публичный доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края в 2010-2011 учебном году содержание

    Доклад
    Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН
  5. Государственное регулирование развития институциональной среды инвестиционного процесса на мезоуровне экономики: концепция и механизмы

    Автореферат
    Защита состоится 16 марта 2007 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.03 в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344006, г.

Другие похожие документы..