Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом – все это способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноцен...полностью>>
'Методические указания'
"1С:Бухгалтерия 8.0" – универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета. В основе программы...полностью>>
'Документ'
Развитие памяти младших школьников. Развития внимания младших школьников. Воля и методы диагностики способностей человека к волевому усилию....полностью>>
'Документ'
Родился Александp Александpович Блок в 1880 году 16 ноябpя по стаpому стилю. По пpоисхождению, семейным и pодственным связям, дpужеским отношениям по...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МАКРОЭКОНОМИКА»

Рекомендуется для направления подготовки

080100 «Экономика»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины.

Основной целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о механизме функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых макроэкономических проблемах и подходах к их анализу с позиций основных макроэкономических школ и направлений.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • изучить и осмыслить понятийный аппарат макроэкономической теории;

  • овладеть методологией макроэкономических исследований;

  • развить способности к оценке механизма функционирования национальной экономики при различных экономических условиях;

  • освоить методы экономико-математического моделирования макроэкономических связей и зависимостей;

  • сформировать понимание сущности и содержания экономических процессов и явлений, описанных макроэкономическими моделями и функциональными зависимостями;

  • приобрести умение самостоятельного анализа конкретных макроэкономических проблем;

  • развить представления о возможных соотношениях рынка и государства в различных макроэкономических процессах;

  • выработать умения оценивать результативность и социально-экономические последствия конкретных правительственных мер, используемых при проведении стабилизационной политики государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 080100 «Экономика».

Для её эффективного изучения необходимо успешное освоение таких предшествующих дисциплин, как: «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Экономическая история», «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Статистика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений».

В свою очередь, освоение дисциплины «Макроэкономика» необходимо как предшествующее для таких учебных дисциплин, как: «Мировая экономика и международные экономические отношения», «История экономических учений», «Государственное регулирование экономики», «Рынок ценных бумаг», «Экономика общественного сектора», «Экономика России», «Маркетинг».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9).

2. Профессиональные компетенции (ПК):

  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических явлениях и процессах, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;

  • основные особенности ведущих школ и направлений макроэкономической науки;

  • закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

  • основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

  • методы построения экономико-математических моделей макроэкономических объектов, явлений и процессов;

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.

Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных макроэкономических задач;

  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

  • строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и экономико-математические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

  • на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей прогнозировать поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владеть:

  • методологией экономического исследования;

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

  • методами и приемами анализа макроэкономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

5

Аудиторные занятия (всего)

90

90

в том числе:

-

-

Лекции

42

42

Семинары

48

48

Самостоятельная работа (всего)

90

90

в том числе:

-

-

Тест

9

9

Контрольная работа

18

18

Презентация

10

10

Расчетно-графическая работа

17

17

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

36

Общая
трудоемкость

час

180

180

зач. ед.

5

5

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Тема 1. Предмет и метод макроэкономики.

Соотношение и взаимосвязь предмета экономической теории и макроэкономики. Роль микроэкономической теории в макроэкономических исследованиях. Исторические корни становления макроэкономики. Ключевые проблемы макроэкономики. Основные школы и направления современной макроэкономической теории. Макроэкономика как теоретическая основа разработки экономической политики государства.

Методология и инструментарий макроэкономических исследований. Общенаучные и специфические методы. Позитивный и нормативный анализ. Ожидания в макроэкономике. Основные концепции и модели формирования ожиданий.

Виды функциональных зависимостей, изучаемых макроэкономикой. Основные типы макроэкономических моделей. Цели и задачи применения экономико-математических моделей в макроэкономических исследованиях.

Тема 2. Система макроэкономических взаимосвязей в национальной экономике.

Основные макроэкономические субъекты: мотивация поведения и функциональная роль в экономике. Планы и решения экономических субъектов. Принцип рациональности при принятии решений.

Модель кругооборота доходов и расходов как инструмент анализа системы связей между макроэкономическими субъектами. Деньги в модели кругооборота. Роль государства в системе макроэкономических взаимосвязей. Функции иностранного сектора в процессе кругооборота.

Основные макроэкономические тождества и их значение для макроэкономического анализа. Равновесие кругооборота. Идентификация равновесных и неравновесных систем в модели кругооборота. Способы приспособления к равновесию и их экономические последствия.

Тема 3. Результаты функционирования и основные макроэкономические пропорции реального сектора экономики.

Макроэкономическая характеристика реального производства. Факторы и результаты производственной деятельности. Способы исчисления результатов реального производства. Система взаимосвязей между показателями результатов. Фактический и потенциальный объемы национального производства. Теневая экономика и проблемы измерения масштабов ее влияния на реальный объем валового внутреннего продукта страны (ВВП).

Процесс формирования реального ВВП. Экономически эффективные технологии. Понятие агрегированной производственной функции и ее типы.

Макроэкономические пропорции, устанавливаемые в процессе формирования ВВП. Пропорции распределения ВВП. Пропорции, характеризующие изменения ВВП в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Движение населения и макроэкономические пропорции в сфере занятости. Трудоспособное и экономически активное население. Состав экономически активного населения. Безработица и ее виды. Фактическая норма безработицы. Полная занятость и естественная норма безработицы. Факторы, определяющие формирование и изменение естественной нормы безработицы. Конъюнктурная безработица и ее норма.

Влияние макроэкономических пропорций в сфере занятости на конечные результаты реального производства. Закон Оукена.

Основные тенденции изменения макроэкономических пропорций в реальном секторе Российской экономики.

Тема 4. Денежный сектор национальной экономики и номинальные макроэкономические показатели.

Денежная масса и показатели ее измерения. Структура денежной массы. Экономическое значение пропорций между денежными агрегатами.

Основные факторы, определяющие объем и структуру денежной массы. Инструменты влияние банковской системы на объем денежной массы. Состав и механизм формирования банковских резервов. Коэффициент депонирования денег. Денежная база и ее структура. Депозитный, денежный и кредитный мультипликаторы. Факторы, определяющие изменение величины мультипликаторов.

Скорость обращения денег. Количественная теория денег и уровень цен. Измерение уровня цен. Темп инфляции и определяющие его факторы. Номинальная и реальная заработная плата. Номинальная и реальная ставка процента. Номинальный и реальный валютный курс. Факторы, определяющие динамику реального валютного курса.

Проблема нейтральности денег. Монетарное правило. Рациональные ожидания и супернейтральность денег.

Основные тенденции изменения макроэкономических пропорций в денежном секторе Российской экономики.

Тема 5. Потребительские решения домохозяйств.

Макроэкономическая трактовка сущности потребительского выбора. Влияние потребительских решений на функционирование национальной экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Оптимизация потребительского выбора на макроуровне. Факторы, определяющие потребление и сбережения. Характер влияния изменения дохода, накопленного богатства и реальной процентной ставки на величину потребительских расходов.

Потребительские решения при экзогенном формировании дохода. Кейнсианские функции потребления и сбережений. Противоречия потребления. Оптимизация потребления в течение жизненного цикла. Теория перманентного дохода. Влияние постоянных, временных и ожидаемых изменений дохода на выбор потребителя. Связь концепций жизненного цикла и перманентного дохода.

Потребительский выбор в условиях рационирования кредита. Активные и пассивные ограничения по заимствованию. Модификация функций потребления и сбережений при рационировании кредита.

Потребительские решения при эндогенном формировании дохода. Неоклассические функции потребления и сбережений.

Структурный состав и динамика потребительских расходов и сбережений в Российской Федерации.

Тема 6. Инвестиционные решения предпринимателей.

Экономическое содержание процесса инвестирования. Влияние инвестиционных расходов на функционирование национальной экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах. Виды инвестиций Мотивы предпринимательских инвестиционных решений. Способы финансирования инвестиций.

Принцип акселератора инвестиционного процесса. Функция индуцированных инвестиций.

Базовая неоклассическая теория инвестиций. Издержки использования и издержки владения капиталом. Условие оптимизации запаса капитала. Неоклассическая функция инвестиций.

Издержки регулирования капитала. Влияние издержек регулирования на скорость адаптации предпринимателей к оптимальному запасу капитала. Модель гибкого акселератора инвестиционного процесса.

Кейнсианская теория инвестиций. Предельная эффективность капитала. Кейнсианская функция инвестиций и определяющие её факторы.

Реальные инвестиции и фондовый рынок. Рыночная и восстановительная стоимость капитала. Q-теория инвестирования.

Кривая инвестиционного спроса. Факторы, определяющие эластичность и сдвиги кривой инвестиционного спроса.

Инвестиционные решения в условиях рационирования кредита. Причины возникновения ограничений по заимствованию и их влияние на величину инвестиций.

Источники покрытия, структура и динамика инвестиций в российской экономике.

Тема 7. Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения частного сектора экономики.

Доходы и расходы государства. Основные источники формирования бюджетных доходов. Влияние изменений налоговых ставок на налоговые поступления. Кривая Лаффера. Макроэкономическая структура государственных расходов. Виды бюджетного дефицита и методы его финансирования. Проблемы, связанные с денежным финансированием бюджетного дефицита. Инфляционный налог и сеньораж. Кривая Лаффера для инфляционного налога. Проблемы, связанные с долговым финансированием бюджетного дефицита. Количественная взаимосвязь между бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Концепции управления бюджетным дефицитом. Бремя государственного долга. Отношение «долг-доход». Методы управления государственным долгом.

Воздействие государства на потребительские решения домохозяйств. Межвременное бюджетное ограничение государства. Реакция домохозяйств на снижение налогов при долговом финансировании бюджетного дефицита: кейнсианская и рикардианская концепции.

Влияние государственных расходов и налогов на инвестиционные решения предпринимателей. Механизм вытеснения частных инвестиций при долговом финансировании бюджетного дефицита. Влияние снижения налогов на величину инвестиций при сохранении сбалансированности государственного бюджета

Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «микроэкономика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
  2. Рабочая программа дисциплины «экономика» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
  3. Рабочая программа дисциплины «эконометрика» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины «Эконометрика»- научить студентов использовать эконометрические методы в исследованиях экономических процессов и явлений. Эконометрические модели в современных экономических исследованиях широко используются
  4. Рабочая программа дисциплины «финансы» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Дисциплина «Финансы» является дисциплиной вариативной (профильной) части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200 «Менеджмент» и изучается
  5. Рабочая программа дисциплины «страхование» Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика

    Рабочая программа
    Целью данной дисциплины является изучение современного страхового рынка, организационно-правовых форм страховщиков, отраслей, видов страхования, особенностей страхования имущества, гражданской ответственности, личного страхования,

Другие похожие документы..