Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У навчальному посібнику автор висвітлює питання банківського права як ком­плексного правового інституту, розкриває зміст окремих складових педінститу...полностью>>
'Реферат'
Живі організми містять майже всі відомі у природі хімічні елементи, дні з них виявлено як обов‘язкова в усіх без винятку організмх, інші – властиві т...полностью>>
'Документ'
Отдел по взаимодействию с муниципальными учреждениями культуры и поддержке народного творчества, Национальная библиотека Республики Татарстан, Республ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре «Теплофизика, автоматизация и экология печей» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеев...полностью>>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (1)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»

Ромодановского района РМ

ДОКЛАД

Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии.

Выполнила:

учитель технологии Авдонин В.М.

Ромоданово 2011

Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии.

Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.

Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

Цель исследования – выявить эффективность проблемного обучении

на творческих способностях учащихся.

Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения.

Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.

Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество – как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».

Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ, устройство, вещество, применение технического решения по другому назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами (операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец, признаком применения по другому назначению является удовлетворение определённой потребности с помощью известного способа, устройства или вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой потребности.

Итак, техническое творчество – это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.

Психологический аспект проблемы развития изобретательства.

В рассмотренных схемах недостаточно учитывается психологический аспект технической творческой деятельности, который особенно необходим при оценке возможностей педагогических подходов к использованию той или иной структуры в процессе технического творчества учащихся. Перспективной в этом отношении является схема, предложенная Э.Ф. Зеером.

Автор схемы основывает решение вопросов психологической структры и содержания творческой деятельности на общепсихологической теории деятельности, разработанной Л.Н, Леонтьевым и его учениками. Процесс технической творческой деятельности в соответствии с этой схемой начинается с усмотрения несовершенства производства, проявляющегося в виде технических противоречий. Это усмотрение обусловливается следующей цепочкой взаимосвязанных причин: в результате соответствующего обучения и воспитания в семье, школе, занятий в кружках технического творчества у человека формируется потребность в творческой деятельности; потребность в творческой деятельности вызывает у субъекта состояние особой активности, выражающееся в анализе реальной производственной ситуации к оценке её завершённости, совершенства; возникает смысловая установка в виде готовности субъекта к изменению ситуации, её совершенствованию в условиях неопределённости ситуации, когда субъект ещё не установил, что именно совершенствовать, в чем выражается техническое несовершенство.

Логический аспект проблемы развития изобретательского процесса.

Философским обобщением исследований психологов, педагогов, инженеров - авторов проанализированных нами схем является анализ логики процесса создания нового технического объекта. Эта логика выражает единство относительно самостоятельных этапов творческой деятельности, которые отличаются характером технических противоречий, характером и уровнем технических задач, средствами, способами, методами их решения, формами творчества и организации творчества, уровнями новизны.

Первый этап процесса технического творчества представляет собой деятельность по критическому осмыслению существующего положения при единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из отражения технической потребности, осознания недостатков старого и необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и формулировки определённых технических задач. В.И. Белозерцев предложил следующую структурную модель технической творческой задачи:

- конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме;

- исходные данные;

- возможные условия решения;

- объективные ограничения;

- средства реализации задачи.

Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних и внутренних факторов поиска: рождение технической задачи детерминировано объективными факторами развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта творчества.

На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний; методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи. Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических рассуждений, так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе «рождения и вынашивания» идеи роль других связей и свойств, опыта деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи, т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих творческих решениях. Именно это и «срабатывает» в виде интуиции, неожиданного установления новых связей и сочетаний. Третий этап процесса технического творчества – этап разработки идеальной модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию.

Идеальная модель – это субъективное бытие нового технического объекта, продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи, хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования, продумывания и построения образа будущего технического объекта.

Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из необходимости формирования фонда свойств и структур существующих технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического творчества.

Четвёртый этап процесса технического творчества является этапом конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры, функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой (рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия. Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем, обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли, происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем, является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции по-новому назначению.

Пятый этап технического творчества – этап предметного и относительно завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска.

Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности технических средств, но и в раскрытии новых явлений, свойств, законов, методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах.

Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.

Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства.

Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.

Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания.

Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (2)

    Доклад
    При разгрузочно-загрузочных и транспортных операциях робот заменяет пару человеческих рук. В его обязанности не входят особенно сложные процедуры. Он всего лишь многократно повторяет одну и туже операцию в соответствии с заложенной
  2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (3)

    Документ
    Приветствую тебя дорогой друг! Хочу сказать тебе, что ты являешься не просто учеником(10-11класса), ты - будущее Норильска и «Компании»! Тебе очень сильно повезло,
  3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    Доклад
    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Отрадное (сокращенное наименование МБОУДОД «ДШИ» г.
  4. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр психолого-медико-социального сопровождения

    Реферат
    Публичный доклад информирует о деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Спутник» для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
  5. Муниципальное образование город норильск муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Документ
    В течение 2010-2011 учебного года в МБОУ «Лицей №3» в системе велась работа по профессиональной ориентации учащихся. Целью данной деятельности явилось создание образовательной среды способствующей профессиональному и личностному самоопределению

Другие похожие документы..