Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уже целый год приоритетный национальный проект «Развитие АПК» дает богатую почву для разговоров – и на совещаниях в хозяйствах, и в кабинете Президен...полностью>>
'Урок'
Оборудование: аудиоаппаратура, иллюстративный материал (стилизация угла дома Х1Х века, репродукции картин с изображением дома), произведения писателе...полностью>>
'Рассказ'
Мы рядим их в человеческие одежды в баснях, сочиняем за них рассказы, приписывая им свои мысли, произносим от их лица закадровый текст в фильмах. В д...полностью>>
'Документ'
п Вищої математики Інформатика 0 3 90 3 18 3 1 5 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 п. ІС у менеджменті 5. Макроекономіка 0 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5 80 48 3 0 10...полностью>>

Исаков Владимир Борисович, 2009. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения

УМК 1

Учебно-методический комплекс

для студентов 1 курса

Факультета Права

Москва - 2009

УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики. – 2009. – 341 с.

Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного освоения теоретико-исторических дисциплин.

В работе над комплексом принимали участие Ю.Г.Арзамасов, Р.Ю.Белькович, И.Ю.Богдановская, М.А.Исаев, В.Б.Исаков, В.И.Карпец, Б.В.Назмутдинов, Е.Н.Салыгин, А.А.Сафонов, А.В.Сердюков, В.Ю.Скоробогатов, Л.Р.Сюкияйнен, М.В.Тимец, А.С.Туманова.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2009.

© Исаков Владимир Борисович, 2009.

1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Азы науки: урок первый.

Правила цитирования источников

Один из главных навыков, который необходимо усвоить с первого дня учебы в вузе – умение правильно цитировать источники, оформлять библиографические сноски и списки литературы. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные сноски, вкривь и вкось составленный список литературы – все, саму работу можно даже не читать: уровень научной и деловой культуры автора очевиден. Существует немало примеров, когда не только курсовые, дипломные, но даже диссертационные работы «проваливались» по причине, казалось бы, мелкой технической небрежности: путаницы в инициалах, фамилиях, источниках, наименованиях научных работ и т.п. Поэтому необходимо изучить приведенные ниже простые правила и неукоснительно их соблюдать.

Текст письменной работы должен быть набран, тщательно отформатирован и напечатан одним и тем же шрифтом, предпочтительно – Times New Roman, высота – 14 пунктов; межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 см.

В зависимости от цели работы, сноски помещаются в подстрочнике (т.е. внизу каждой страницы) либо конце всей работы (например, в конце статьи). Нумерация сносок (опять же, в зависимости от типа работы) – постраничная или сплошная. Сноски набираются шрифтом Times New Roman высотой 12 пунктов.

Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте. Возможен список используемых автором сокращений, который приводится в конце работы. Ваша работа, безусловно, выиграет, если вы не будете использовать в тексте (и тем более – в устной речи) сокращения «РФ».

Цитата должна приводиться в кавычках и строго соответствовать тексту оригинала. Если по каким то причинам в тексте цитаты пропускаются отдельные слова, то в этом месте (в начале, в конце или в середине предложения) должно быть поставлено отточие (…) - указывающее, что цитата приведена с пропусками.

В принципе не рекомендуется заменять цитату пересказом текста. В тех же случаях, когда на это все же приходится идти (например, вы ссылаетесь на крупную работу и вам по контексту требуется коротко передать ее содержание), такой пересказ должен быть безусловно объективным и точным, не содержать штампов и субъективных оценок.

В любом случае следует точно указывать источник приводимых в рукописи цитат, цифровых и фактических данных. При этом точки, запятые и другие знаки препинания ставятся в тексте после номера сноски.

Например:

Британия, напротив, по практически общепризнанному мнению, «восприняла лишь слабые зачатки римских искусств, ремёсел и образованности»1 и «сравнительно с Галлией и Испанией… оставалась слабо романизированной римской провинцией»2.

При ссылке на правовой источник в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован, а также все официальные источники, в которых опубликованы изменения и дополнения к нему.

Например:

Федеральный закон от 24 февраля 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 14. Ст. 1212; 1996. № 34. Ст. 4027; 1997. № 3. Ст. 352.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года по делу Терешонка // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 1. – С. 17-19.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4. – С. 5-9.

При использовании журнальных материалов следует указывать фамилию и инициалы автора статьи; её название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы.

Например:

Никифоров А.С. Уголовное право современной Англии (обзор английской литературы по уголовному праву) // Советское государство и право. 1954. № 6. – С. 141-142.

Прохоров В.С. К вопросу о субъективной стороне соучастия // Вестник Ленинградского университета. № 11. 1962. Серия экономики, философии и права. Вып. 2. – С. 116-117.

При ссылке на книгу указываются фамилия и инициалы автора (или авторов – через запятую); название книги; город, где книга издана; год издания; страница. Для коллективных монографий и сборников статей (если авторы не указаны перед заглавием книги) указывается редактор (отв. редактор), а для сборников статей также первые три автора.

Например:

Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. Том I. Основы: Пер. с нем. М.: 2000. – С. 275.

Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М.: 2001. – С. 27.

Савинов В.Н. О психическом отношении виновного к квалифицирующим обстоятельствам в умышленных преступлениях против личности // Гарантии прав личности и проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Ярославль. 1989. – С. 106.

Все библиографические источники на иностранных языках следует указывать на языке оригинала, избегая аббревиатур и по возможности следуя тем же правилам, что и при оформлении библиографии на русском языке.

Например:

Pradel J. Droit pénal comparé. P.: 1995. – P.4.

Pollock F., Maitland F.W. The History of English Law Before the Time of Edward I. 2nd ed. Volume I. Cambridge. 1898. – P. 1.

Noyes H.S. Felony-Murder Doctrine Through the Federal Looking Glass // Indiana Law Journal. 1994. Vol. 69. № 2. – P.540-541.

Список литературы в конце работы оформляется по приведенным выше правилам, при этом источники располагаются в порядке их упоминания в тексте, либо по нарастанию года издания, или (предпочтительно) в алфавитном порядке. Если список литературы составлен в алфавитном порядке, то цифровая нумерация в таком списке не ставится. Если в работе широко используются официальные материалы (акты законодательства или судебная практика), список такого рода источников целесообразно дать в начале работы отдельной рубрикой. Иностранные источники (на латинице) также даются отдельной рубрикой в начале или в конце списка источников.

Более детально с правилами оформления сносок и ссылок можно ознакомиться в библиографическом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Азы науки: урок второй.

Использование электронных ресурсов

Примета времени – широкое использование в научной и учебной работе электронных источников – интернета, разнообразных баз данных, электронных носителей информации. Для того чтобы подготовиться к семинару или практическому занятию, найти исходный материал для написания курсовой или дипломной работы сегодня совсем не обязательно спешить в библиотеку или книжный магазин – достаточно включить компьютер и войти в сеть: количество доступных источников информации поистине неисчерпаемо. Надо лишь знать, как на них выйти, и иметь права доступа.

Государственный университет-Высшая школа экономики – один из лидеров в области использования электронных ресурсов для целей образования и научной работы. Библиотека ГУ-ВШЭ подписана на десятки источников и баз данных, широко используемых университетами по всему миру. Находясь в помещениях ГУ-ВШЭ можно открыть электронные ресурсы с любого сетевого компьютера. Читатели библиотеки ГУ-ВШЭ могут также получить логин и пароль для доступа с любого внешнего компьютера (например, домашнего или рабочего). С правилами записи в библиотеку ГУ-ВШЭ можно ознакомиться на сайте библиотеки.

Рассмотрим, хотя бы коротко, некоторые источники и базы данных, наиболее полезные для студента-юриста.

JSTOR — полнотекстовая база данных англоязычных научных журналов. В базу включаются профессиональные издания, имеющие авторитетную редколлегию. Во внимание принимается количество организаций, выписывающих данный журнал, его цитируемость и промежуток времени, в течение которого он существует. JSTOR состоит из нескольких коллекций журналов, каждая из которых охватывает несколько тем. Библиотека ГУ-ВШЭ подписана на коллекцию из 700 журналов, 57 из которых — по праву.

EBSCO – типичная база данных – «агрегатор», сводящая на единой платформе данные из десятков иных информационных источников, том числе многих издательств. Содержит издания по экономике, бизнесу, менеджменту, социологии, праву, политологии, информатике и др., всего более 14000 журналов, документов бизнес-аналитики, отчетов по рынкам и компаниям и др. (все – на английском языке). Ряд изданий содержат архивы от самого первого выпуска, часть материалов предоставляется с полугодовой-годовой задержкой текущих выпусков (так называемое «эмбарго»).

ProQuest – еще один популярный в университетских кругах англоязычный агрегатор. Содержит издания по экономике, менеджменту, социологии, политологии, праву, информатике и др., – более 4000 полнотекстовых журналов. Охват — с 1971 г. по настоящее время (варьируется от издания к изданию).

InfoTrac – политематическая англоязычная база данных, содержит более 6000 полнотекстовых журналов, в том числе по экономике, бизнесу, социологии, праву, информатике. Охват — с 80–90-х годов по настоящее время (варьируется в зависимости от издания).

SpringerLink – cодержит более 1200 журналов издательства Springer и купленного им издательства Kluwer, в том числе более 200 изданий по экономике, социологии, праву. Издания представлены на языке оригинала в полном тексте, без эмбарго и с глубоким архивом (глубина варьируется от издания к изданию).

Wiley InterScience/Blackwell Publishing – электронная подписка на полные тексты 13 журналов издательства Wiley. Библиотекой проведен выбор наиболее цитируемых и престижных изданий по тематике ГУ-ВШЭ. Все издания представлены с 1996–97 гг. по 2007 г. в полном тексте на языке оригинала. Кроме того, на платформе представлены несколько сотен журналов, издававшихся компанией Blackwell Publishing.

Taylor&Francis – все журналы издательства «Taylor & Francis», включая выходящие под принадлежащей ему маркой «Routledge». Всего более 1000 изданий, в том числе по экономике, бизнесу, социологии, образованию, математике, праву, психологии и др. Все издания представлены в полном тексте на языке оригинала, без эмбарго. Охват — с 90-х годов по настоящее время (варьируется в зависимости от издания).

Oxford Journals - содержит более 190 журналов издательства Oxford University Press по всему спектру дисциплин (в том числе 90 изданий по социальным и гуманитарным наукам) на языке оригинала. Охват — с 1996 г. по настоящее время (глубина архива варьируется от издания к изданию; у 24-х изданий по общественным и экономическим наукам имеются глубокие архивы, вплоть до самого первого номера).

Cambridge Journals Online - англоязычная база данных, которая содержит более 110 журналов издательства Cambridge University Press, практически все публикации CUP по общественным и гуманитарным наукам. Охват — с 1997 г. по настоящее время (глубина архива варьируется от издания к изданию).

PressDisplay - около 900 зарубежных газет из США, Великобритании, Канады, Австралии, Германии, Франции, Китая и др. стран. В частности, представлены «Wall Street Journal» (европейское и азиатское издания), «Washington Post», «The Independent», «Daily Telegraph», «Die Welt», «Le Figaro» и др. База данных включает около 40 отечественных газет. Специальная программная среда позволяет читать газету в точности так, как она выглядит в печатном варианте. Доступ предоставляется исключительно к самым свежим номерам, архив изданий хранится в базе только 60 дней.

Web of Knowledge – пакет англоязычных информационных ресурсов компании Thomson Reuters (ранее — Институт научной информации, ISI). Ядром ресурса являются цитатные базы данных Science/Social Sciences/Arts&Humanities Citation Index. Эти ресурсы не содержат полных текстов статей, однако включают в себя списки всех библиографических ссылок, встречающихся в каждой публикации, что позволяет в краткие сроки получить самую полную библиографию по интересующей теме.

Scopus – одна из крупнейших реферативных баз данных, одновременно являющаяся индексом научного цитирования. Scopus реферирует более 15000 наименований академических изданий из всех отраслей знания, из них более 2,8 тысяч — по экономике, общественным наукам и психологии. С 1996 года для каждой статьи приводятся списки использованной литературы, что позволяет найти все работы, цитируемые в данной публикации, и все работы, цитирующие данную публикацию. Это позволяет с максимальной эффективностью восстановить всю библиографию по интересующему вопросу — от первых классических публикаций до самых последних исследований.

Перечень доступных русскоязычных электронных ресурсов, к сожалению, значительно скромнее. В числе наиболее популярных:

НЭБ – Научная электронная библиотека (НЭБ) – авторитетный электронный ресурс, предоставляющий доступ к англоязычным и русскоязычным изданиям. На платформе НЭБ доступны в полном тексте более 150 русскоязычных или издаваемых отечественными издательствами научных журналов. Часть из них находится в открытом доступе, часть доступна по подписке ГУ-ВШЭ. Тематика – самая разнообразная, временной охват в среднем с 1999–2003 г. по настоящее время. Среди изданий – 10 серий широко известного «Реферативного журнала» по социальным и гуманитарным наукам, издаваемого Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

EastView – полнотекстовая база данных журнальных публикаций на языке оригинала. Содержит отечественные журналы по общественным и гуманитарным наукам в полном тексте без эмбарго. В подписке ГУ-ВШЭ представлено 77 источников.

Интегрум – крупнейшая отечественная база данных газетной и журнальной периодики. Содержит российские центральные и региональные газеты, а также отечественные журналы. Всего в ресурсе около 500 российских журналов, более 250 центральных и более 1000 региональных газет. Глубина архива колеблется от двух до восьми лет, все издания представлены полными текстами в неограниченном доступе.

Рубрикон – популярный российский энциклопедический ресурс, основу которого составляют «Большая советская энциклопедия», «Российский энциклопедический словарь», «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», «Толковый словарь Даля», «Философский энциклопедический словарь», толковые словари «Экономика предприятия», «Финансы и долги» и др. В подписке ГУ-ВШЭ имеется более 50 различных энциклопедий и справочников.

Студентам полезно знать, что значительный объем материалов научного и учебного характера содержат популярные базы данных по законодательству – «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс». По инерции их именуют базами данных законодательства, хотя помимо законодательства в них размещены учебники и учебные пособия, научные и научно-практические статьи, комментарии, схемы и т.д., то есть фактически они уже давно являются базами данных правовых знаний.

Ряд полезных источников содержит также УИС «РОССИЯ» - многопрофильная университетская исследовательская база данных МГУ, в которую по заявке можно получить бесплатный доступ.

При использовании электронных ресурсов необходимо соблюдать определенные правила. Как правило, запрещено копирование баз данных целиком или их существенной части. Пользователь не вправе использовать программы автоматического скачивания, пытаться повредить или изменить базы данных. Не допускается использование баз данных в коммерческих целях (перепродажа, переиздание и т.п.). Пароли доступа носят строго персональный характер и не могут быть переданы иному лицу.

Использование электронных источников не освобождает от соблюдения общих правил цитирования (см. Урок первый). Ссылка на материалы, полученные из базы данных, оформляется в установленном порядке, как это показано в предыдущем разделе. Однако при этом дополнительно должен быть указан электронный источник, из которого получена информация и дата обращения к источнику.

Например:

Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: электронный учебник / Электронная библиотека экономической и деловой литературы. Петрозаводский государственный университет. Петрозаводск: 2002. URL: /books/m148 (дата обращения: 14.05.2007).

Ссылки на зарубежные электронные ресурсы оформляются аналогичным образом (пример):

Culp Chr. L. The Risk Management Process: Business Strategy and Tactics [Electronic resource] / Chr. L. Culp – NY: John Wiley, 2001.; Houston: Questia Media America (Questia Online Library), [2001]. – 624 p. – URL: /PM.qs?a=o&d=108847651 (дата обращения 18.09.2008).

Более подробно с правилами оформления ссылок на электронные ресурсы можно познакомиться в недавно принятом библиографическом ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Лекции

Лекции – одна из традиционных форм учебной работы в вузе, известная с незапамятных времен. Студент встретится с лекциями в первую же неделю своего пребывания в вузе.

Некоторые студенты полагают, что в условиях изобилия учебной литературы, доступности интернета, лекции превратились в пережиток прошлого, глубокий анахронизм. Исходя из этого убеждения, некоторые из них прогуливают лекции или, еще хуже, используют время лекции для отдыха, общения с себе подобными и развлечений.

Полагаю, что это – глубокое заблуждение. Лекции, за редким исключением, не простой пересказ учебного материала, а выстраданная, глубоко продуманная и аргументированная позиция преподавателя по предмету. Лекции почти всегда окрашены «субъективным видением», что не мешает, а помогает войти в глубь материала, проникнуть в суть обсуждаемых проблем. На лекциях довольно часто обсуждаются спорные, дискуссионные вопросы, дается материал, который не затрагивается в учебниках. И вообще, живой и непосредственный язык лекции обычно воспринимается и усваивается значительно лучше, чем сухой и официальный язык учебника. Вот почему лекция как форма учебной работы пережила века и сохраняет свое значение в эпоху бурного расцвета информационных технологий.

Не следует пытаться записывать лекции дословно – это невозможно, да и не нужно: вполне достаточно сжатого, конкретного конспекта. Значительно важнее войти в творческую лабораторию преподавателя, вступить с ним в мысленный (а при возможности, и в открытый) диалог. Именно в этом случае лекция станет совместным творчеством преподавателя и студента, прочно отложится в памяти, принесет знания и чувство удовлетворения.

Наконец, нельзя не учитывать, что лекции обычно тесно состыкованы с семинарскими и практическими занятиями. Студент, который пропускает лекции, не работает на них, рискует оказаться неготовым и на семинарском, практическом занятии.

Семинарские и практические занятия

Наряду с лекциями, семинарские и практические занятия – одна из традиционных вузовских форм учебной работы. Семинары проводятся для академической группы или для более узких продгрупп (по информатике, по иностранным языкам).

Любой семинар начинается со знакомства преподавателя со студентами. А вот дальше – возможны варианты. В сильных, хорошо подготовленных группах решаются задачи, обсуждаются ситуации и проблемные вопросы, проводятся деловые игры, анализируются результаты выполнения творческих заданий. В слабых, плохо подготовленных группах студенты пишут контрольные работы и обсуждают вопросы плана семинарских занятий на уровне учебника. Как говорится, выбирайте сами.

В любом случае, студент должен поинтересоваться планом семинарского, практического занятия и подготовиться к нему. В противном случае, он будет выглядеть на занятии бледно, попадет в число «вечных молчунов», и может быть приглашен преподавателем для дополнительной отработки темы на консультацию.

Юрист – профессия разговорная. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Семинары и практические занятия – именно та площадка, на которой отрабатываются навыки публичного выступления. Надо использовать эту возможность, чтобы «накачать профессиональные мускулы» для выступления на любой юридической сцене.

Контрольные работы

Учебным планом по теоретико-историческим дисциплинам может быть предусмотрено выполнение контрольной работы. Цель контрольной работы – проверить уровень усвоения студентами разделов или ключевых тем курса. Контрольная работа может быть проведена в форме письменной работы или в форме тестирования. Сроки проведения контрольной работы указываются в графике учебной работы по данному предмету. Программой кафедры могут быть предусмотрены темы контрольных работ, но это совсем не обязательно. Контрольная работа, как следует из ее названия, вполне может быть и «приятной неожиданностью» для студента.

Рефераты

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов (см. Урок первый).

Студент вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.

Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

Эссе

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля» Государственного университета-Высшей школы экономики.

Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.

В случае если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.

В программах теоретико-исторических дисциплин предлагаются некоторые темы для эссе, однако эти списки не является исчерпывающими. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «вопросы для дискуссии» планов семинарских занятий.

Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

Творческие задания

Творческие задания – разнообразные работы научного, методического или учебно-практического характера, связанные с поиском, оформлением, систематизацией, необычным представлением знаний о государстве и праве. Творческие задания носят заведомо нестандартный характер и оцениваются в каждом случае индивидуально. Содержание творческого задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. По решению преподавателя выполненные творческие задания могут быть засчитаны взамен реферата или эссе.

Примеры творческих заданий:

1. Перевод в электронную форму (сканирование, форматирование, вычитка) монографической работы или сборника статей права объемом не менее 150 стр.

2. Представление пакета статистических данных (таблиц, графиков) по одной или нескольким темам теоретико-исторических дисциплин.

3. Написание комментария (аналитического обзора) к пакету статистических таблиц, графиков по теоретико-историческим дисциплинам.

4. Представление материалов в Фонд социально-правовой статистики кафедры (например, сборника, статьи или презентации).

5. Представление материалов в Фонд социологических исследований кафедры (например, отчет о социологическом исследовании по социально-правовой проблематике).

6. Представление материалов в Фонд сравнительных правовых исследований кафедры (например, отчет о проведенном сравнительно-правовом исследовании).

7. Представление материалов в Фонд информационных правовых технологий кафедры (например, описание информационной технологии, используемой в законотворческой или правоприменительной практике).

8. Представление других интересных материалов в Фонды кафедры по ТГП, ИОГП, ИЗГП и др.

9. Разработка Web-страницы по одной из теоретико-исторических дисциплин.

10. Разработка Web-страницы, посвященной теоретико-исторической проблеме или жизни и творчеству выдающегося ученого.

11. Разработка базы данных по теоретико-исторической дисциплине.

12. Разработка доклада в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

13. Разработка учебной, деловой или ролевой игры по теоретико-исторической дисциплине.

14. Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по теоретико-исторической дисциплине.

15. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по теоретико-исторической дисциплине.

16. Подборка серии рисунков или карикатур (не менее 10) по теоретико-исторической дисциплине.

17. Подборка серии плакатов (не менее 10), иллюстрирующих проблемы теоретико-исторических дисциплин.

18. Подборка серии афоризмов (не менее 10) по теоретико-историческим дисциплинам.

19. Представление видеодокумента или видеосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

20. Представление аудиодокумента или аудиосюжета по теоретико-исторической дисциплине.

21. Подборка серии портретов ученых в области теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики с их краткими биографиями.

22. Написание сценария по мотивам или проблемам теоретико-исторических дисциплин.

23. Представление материала по теории или истории государства и права в творческой литературной форме (стихотворение, поэма, песня, басня, рассказ, анекдот и т.п.).

24. Разработка творческого материала для целей правового обучения и правового воспитания (молодежный правовой вечер, устный журнал, правовая дискотека и т.п.).

25. Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и т.п.) по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – индивидуальное или коллективное творческое задание.

26. Подготовка телепередачи или радиопередачи по теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – индивидуальное или коллективное творческое задание.

27. Организация дискуссии (игры, диспута, политбоя) по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – коллективное творческое задание.

28. Проведение учебной, деловой или ролевой игры, молодежного правового вечера, правовой дискотеки, устного журнала по проблемам теории или истории государства и права, сравнительного правоведения, правовой информатики, правового сознания и правовой культуры – коллективное творческое задание.

Результаты выполнения творческих заданий оцениваются индивидуально, в зависимости от объема и сложности проделанной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исаков Владимир Борисович, 2010. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

    Урок
    УМК1: Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК5. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики.
  3. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 325 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  4. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  5. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,

Другие похожие документы..