Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Стоглав», 1551 г.: «Божественныя книги писцы пишут с неправленых переводов, написав не правят же: опись к описи прибывает и недописи и точки непрямы...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа учебного курса «Конституционное право России» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего ...полностью>>
'Автореферат'
Актуальність теми дослідження. На сучасному етапі українське суспільство переживає складний період самовизначення, необхідність якого зумовлена не ті...полностью>>
'Документ'
Бюджетно-финансовая комиссия муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Капотня в городе Москве (далее – Комиссия) является п...полностью>>

И. В. Будний концепции современного естествознания учебно методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

И.В. Будний

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебно – методическое пособие

Ярославль 2009

И.В. Будний

Концепции современного естествознания: Учебно-методическое пособие. – Ярославль, «Ремдер», 2009.-

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в учебные планы гуманитарных и экономических специальностей с недавнего времени введена новая общеобразовательная дисциплина «Концепции современного естествознания».

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения и студентов, использующих при обучении дистанционные технологии. Они содержат программу лекционного курса, планы семинарских занятий, вопросы для экзамена (зачета), примерную тематику контрольных работ, перечень вопросов для тестирования, словарь наиболее употребительных терминов, список рекомендуемой литературы, включая электронные ресурсы.

При изучении курса рекомендуется в первую очередь работать с учебниками и учебными пособиями, выделенными курсивом в списке рекомендуемой литературы. Особое внимание следует уделить электронным учебникам и пособиям, которые содержат не только информативный материал по курсу, но также упражнения и тесты для самопроверки знаний.

Будний И.В.

кандидат химических наук, доцент

 Будний И.В., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Схема образования промежуточного комплекса в каталитической реакции 38

10. ТЕМЫ СЕМИНАРОВ 52

11. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) 53

12. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) 54

13. ПЕРЕЧЕНЬ 55

ВОПРОСОВ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ 55

14. ГЛОССАРИЙ 57

15. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель данного курса - ознакомление с со­временной естественнонаучной картиной мира, усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естество­знании. Это дает возможность формировать у будущих специали­стов естествен­нонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.

Актуальность курса КСЕ обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, ма­гия, эзотерические, мистические и т.п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию обще­ственного сознания естественнонаучную картину мира, осно­ванную на рациональных способах его объяснения. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественнонаучного знания в обществе. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других есте­ственных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания.

  1. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

«Нельзя объять необъятное», - иронично предостерегает Козьма Прутков всякого, кто пытается решить много проблем и сразу. Задача современного естествознания глобальна – объять разумом бесконечный мир и построить единую картину мира. Эту задачу пытались решить с давних пор. Содержание предмета естествознания со временем менялось, хотя объект его – Природа – оставался неизменным.

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух

слов – “естество” (природа) и “знание”.

Предмет естествознания – различные формы движения материи в природе и их материальные носители, образующие лестницу последовательных уровней организации материи; их взаимосвязь и внутренняя структура; основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений природы.

Цели естествознания двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ Природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию – конечная цель естествознания. Цели естествознания совпадают, таким образом, с целями самой человеческой деятельности.

Естествознание, опираясь на конкретные естественные науки (в первую очередь физику, химию, биологию и астрономию), в то же время не является совокупностью отдельных дисциплин, в отличие от специальных наук оно исследует Природу как единое целое.

2. НАУКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД

2.1 Наука как процесс познания

В общем понимании наука — это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объ­ективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Знания должны допускать доказательство и эмпирическую проверку.

Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15000 дисциплин, которые в различной степени отда­лены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Бо­лее 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в. Сего­дня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. По мнению ряда ученых, в том числе академика В.И. Вернадского, началась но­вая эра Земли. Формируется ноосфера — оболочка Земли, преобразующаяся на основе науки в положительно зна­чимое для человека и живого вещества состояние.

Вводя понятие «ноосфера», В.И.Вернадский поставил в неразрывную взаимосвязь две основные планетарные силы: живое вещество (как совокупность всех живых организмов) и разум человечества. Ноосфера в учении В.И.Вернадского это биосфера, преобразованная человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором динамики общества.

Наука изучает только те явления, которые повторяются, и потому ее главная задача - искать законы их существования. За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:

- твердо установленные факты;

- закономерности, обобщающие группы фактов;

- теории, как правило, представляющие собой знания сис­темы закономерностей, в совокупности описывающих не­кий фрагмент реальности;

- научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное един­ство все теории, допускающие взаимное согласование.

В естествознании можно выделить три формы (стороны) научного познания: 1) эмпирическую, 2) теоретическую и 3) производственно-прикладную.

Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации, а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий.

Производственно-практическая сторона естествознания проявляет себя как непосредственно производительная сила общества. Современная научно-техническая революция показывает, что естествознание прокладывает пути для развития техники.

В XVII в., в эпоху зарождения классического естествознания, Ф. Бэкон и Р.Декарт сформулировали две разнонаправленные методологи­ческие программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую).

Под индукцией принято понимать такой способ рас­суждения, при котором общий вывод делается на основе обоб­щения частных посылок. Проще говоря, это движение позна­ния от частного к общему. Движение в противоположном на­правлении, от общего к частному, получило название де­дукции.

Традиционная модель строения научного понимания предполагает движение по цепочке: установление эмпи­рических фактов - первичное эмпирическое обобщение - об­наружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логиче­ский вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

2.2 Критерии истинности в науке

Принято считать, что научную истину можно установить логически. Рассмотрим три примера логических рассуждений. Вот первое, оно родилось в древности: критянин Эпименид сказал: «Все критяне лжецы!». Но Эпименид сам критянин, следовательно он тоже лгун. Но если Эпименид лгун, тогда его заявление, что все критяне лгуны, - ложно, так как Эпименид – критянин, следовательно, он не лгун, и поэтому его утверждение «Все критяне лжецы» - истинно. Таким образом, мы, ни разу не нарушив строгость логики, пришли к двум взаимоисключающим положениям – парадоксу: Эпименид одновременно лжет и не лжет.

А теперь другой пример из студенческого фольклора:

Чем больше учишься, тем больше знаешь,

Чем больше знаешь, тем больше забываешь,

А чем больше забываешь, тем меньше знаешь,

А чем меньше знаешь, тем меньше забываешь,

Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.

Следовательно, чем меньше учишься, тем больше знаешь,

И вообще, для чего учиться, когда и так все знаешь.

Здесь, не нарушая законов формальной логики, пришли уже к одному, но неверному положению. К такому неверному выводу привели две ложные логические посылки, заключенные во второй и шестой строфах примера.

Оказывается, добыть истину только логическим путем сложно, а иногда вообще невозможно. Первый парадокс решают до сих пор.

А вот второй пример – это не парадокс, а софизм. Софизм – это такое логическое построение аргументов в споре и доказательствах, в котором рассуждение намеренно направлено по заведомо ложному пути. То есть в софизме ошибочное рассуждение принимается за истинное.

Рассмотрим третий логический пример – рассуждение Аристотеля о причинах движения тел. Стрела, сходящая с тетивы лука, сначала движется под действием тетивы, вытесняя при этом воздух со своего положенного места. Когда же стрела освобождается от тетивы, воздух, возвращаясь на свое место, вытесняет с этого места уже стрелу и так далее – стрела движется.

Рассуждения Аристотеля сводятся к следующей схеме:

Движение возникает от взаимодействия тел

Воздух вытесняет стрелу со своего места

Вывод: движение без среды невозможно, а значит, «природа не терпит пустоты».

Такая логическая схема, в которой из двух связанных категорических суждений рождается третье, называемого выводом, является силлогизмом.

Задание

Определите, к какому типу логических утверждений относится: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

Теперь понятно, что научная истина может прятаться за логикой рассуждений. Утверждение, построенное на основе софизма, не только не является истиной, но способно и погубить ее. Аналогично истину можно утерять и в силлогизмах.

Аристотелева боязнь пустоты продержалась в науке до конца XIX века и отрицала существование атомов Демокрита – атомы имеют границы, а между границы появились бы пустоты. Отсюда ложное понятие эфира – субстанции без цвета и запаха, способной проникать во все тела и служить средой распространения, например, электромагнитных волн.

Итак, роль софизмов в познании – отрицательна, разве что оттачивают логический формализм. Какова же роль парадоксов?

Без возникновения парадокса невозможно движение науки вперед. Все новое в науке – парадоксально с точки зрения устоявшихся понятий и воззрений. С позиций понятного и принятого обществом все новое кажется нелепым, противоестественным. Разве не такой казалась идея о вращении Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца?

Новое кажется парадоксальным, и чем сложнее разрешаемый парадокс, тем фундаментальнее потом оказывается теория, разрешившая его.

Вот примеры парадоксальных утверждений из которых выросли новые теории:

«Тяжелые предметы падают не быстрее легких» - эксперимент Галилея привел Ньютона созданию классической механики.

«Тепло есть движение» - создание молекулярной физики, термодинамики.

«Малярия вызывается комарами» - разрешен механизм возникновения эпидемий.

Даже в математике есть парадоксы. Говорят даже: «величайший парадокс состоит в том, что в математике есть парадоксы». Один из них - о несоразмерности величин. Длина диагонали квадрата не может быть выражена никаким рациональным числом, она кратна 2 от стороны квадрата. Аналогично и отношение длины окружности к ее диаметру выражается числом . Известно, что 2 и число  - иррациональные (бессмысленные) числа (бесконечная десятичная дробь). Вот так парадокс о несоразмерности величин привел рождению нового класса чисел – иррациональных.

Когда ученые перестали избегать парадоксов и даже появилась такая теорема: «Если нормальная теория непротиворечива, то она не полна» (К.Гедель).

Исходя из этой теоремы, на смену ньютоновской механике как полной, замкнутой теории, не содержащей парадоксов, должна была прийти новая более открытая теория, какой и явилась теория относительности. Эта теория еще изобилует парадоксами, поэтому следует ожидать, что она просуществует еще долгое время.

Никакая теория, гипотеза не может существовать вечно. Еще в XIX веке, веке великих открытий в науках, казалось, что все создается на века. Мир выступал как кем то отлаженный механизм, в котором все процессы, явления подчиняются несложным уравнениям. Все казалось открытым, все парадоксы – разрешенными.

Пример: Макс Планк в 1879 году планировал свое научное будущее.

Пример: физик В.Томсон в 1900 году говорил о приближении физики к своему завершению: «Красота и ясность динамической теории тускнеет из-за двух туч» - не удавалось теоретически описать спектры излучения тел и непонятное упорство проявлял свет – его скорость почему-то не хотела складываться со скоростью источника.

Вот эти две «небольшие тучки» и взорвали всю физику, выстроенную от Галилея до Максвелла, взорвали 300-летнюю науку. Выяснилось, что здание классической физики построено без должного фундамента. Этот фундамент, сложенный на абсолютности пространства и времени, на строжайшей причинности любых событий, рушился. Абсолютность пространства и времени разрушалась принципами теории относительности, а строжайшая причинность – квантовым принципом излучения тел. Но только на этих новых принципах можно было объяснить поведение света и спектры излучения тел.

ХХ век стал хорошей школой в понимании недолговечности научных истин. Научная истина – идеал познания, горизонт, к которому можно только стремиться, но невозможно достичь. Так, например, стало с механикой Ньютона – она является частным случаем теории относительности, реализуемых для медленно (V<<300000 км/cек) движущихся тел.

ХХ век выявил парадокс в самом процессе познания. Если в ХIХ веке из единой некогда науки стали формироваться самостоятельные дисциплины, то в конце ХХ века эти науки оказались вынуждены взаимодействовать. Биология, например, решая проблемы жизненных процессов на клеточном уровне, не может обойтись без физики и химии.

Постепенно взаимное проникновение наук становиться необходимым для изучения мира как единого целого.

3. ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Главное назначение научной деятельности — получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже давно. Однако большая часть современного знания получена всего лишь за два последних столетия. В историческом мас­штабе наука — сравнительно молодое социальное образование. Ей не более 2,5 тыс. лет. И хотя вопрос о точной дате рождения нау­ки, как было уже отмечено, является дискуссионным, все же дос­таточно определенную границу между наукой и “преднаукой” провести можно.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения или высказывали новые предпо­ложения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым, прида­вая им систематичность, упорядоченность и согласованность. Причем была выработана не только привычка к доказательству, но проанализирован и сам процесс доказывания, создана теория доказательств — логика Аристотеля. Иными словами, был определен метод наведения порядка в хаотичном прежде мире разнообразных опытных знаний, рецептов, решений и т.д.

Античная наука за очень ко­роткий исторический срок создала замечательные математиче­ские теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала идеи целого ряда будущих наук — физики, биологии и т. д.

История естествознания состоит в неразрывной связи с историей всего общества. Каждому уровню и типу развития производительных сил, техники отвечает своеобразный период в истории естествознания.

Первый – подготовительный, натурфилософский (зарождение элементов будущего естествознания) характерен для древности. В целом техника была еще слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся достижения. Начали складываться в самостоятельные отрасли знания статистика и астрономия, и обслуживающая их математика. Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естественные и научные знания входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии.

Об атомизме Левкиппа-Демокрита (V век до н.э.) нобелевский лауреат, физик середины ХХ века Р.Фейнман: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям перешла только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего числа слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза. Все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе содержится невероятное количество информации о мире, стоит только приложить к ней немного воображения.

Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия и др.). Прогресс техники на Западе совершался очень медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом познании природы, а потому не оказывала заметного влияния на развитие естественнонаучных знаний. Но и в это время, хотя и медленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду, В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания.

Переход механического и метафизического естествознания, начавшийся с возникновения естествознания как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени установления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе (со второй половины 15 века до конца 18 века). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 17 века (формирование механического естествознания – Г.Галлилей) и конца 17 века – начала 18 века (завершение этого процесса – И.Ньютон). Естествознание было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17-18 вв. в математике анализа бесконечно малых величин (И.Ньютон, Г.Лейбниц) и аналитической геометрии (Р.Декарт), космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, атомно-кинетическое учение М.В.Ломоносова, идея развития в биологии К.Вольфа подготовили крушение метафизического взгляда на природу (метафизика «после физики» - философское учение о сверх чувствительных, недоступных опыту основах бытия).

Для создателей классической механики ее законы совпадали с законами мышления. Образ устойчивого мира, связанный с детерминизмом механики, вплоть до ХХ века являлся идеалом теоретической физики и всей науки.

Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Велика роль закона всемирного тяготения в становлении идеи единства материального мира. Кроме понятия материальной точки возникли представления о колебаниях и волнах, которые стали основой для использования дискретного и непрерывного описаний.

Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в естествознании характеризуется стихийным проникновением диалектики в естествознание, так что его можно назвать стихийно-диалектическим. Промышленность вступает в фазу крупного машинного производства, начавшегося в конце 18 века – технический и промышленный переворот. Энергетической базой промышленности становится паровой двигатель, и преимущественное развитие механики перестает удовлетворять потребности производства. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества (химическая атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч.Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж.Ламарк), палеонтология (Ж.Кювье), эмбриология (К.М.Бэр).

Три великих открытия (вторая треть 19 века) – клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм – нанесли окончательный удар по старой метафизике. Затем последовали открытия, раскрывающие диалектику природы полнее: создание теории строения органических веществ (А.М.Бутлеров, 1861 г), периодического закона и периодической системы элементов (Д.И.Менделеев, 1869 г), химической термодинамики (Я.Х.Вант-Гофф, Дж.Гиббс), основ научной физиологии (И.М.Сеченов, 1863 г), электромагнитной теории света (Дж. К.Максвелл,1873 г).

Период “новейшей революции” в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В ХХ веке форсируется, прежде всего, развитие физики (атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника и т.д.). Главной задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегического сырья (каучук, искусственное волокно), получение синтетического топлива, легких сплавов и заменителей металлов для авиации и космонавтики. Энергетической базой промышленности в начале 20 века становится все больше электричество, химическая энергия, а после окончания 2-й мировой войны и атомная энергия.

Стимулирующее воздействие на естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х годов 19 века началась “новейшая революция” в естествознании, главным образом в физике, а также в химии и биологии. В 1913-1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н.Бор создает модель атома, разработка которой ведется соответственно периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Это первый этап революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается нарушением первых представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики всего естествознания в целом и вызвало основное противоречие естествознания данного периода. Второй этап революции в естествознании начался в середине 20-х годов 20 века в связи созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию.

Началом третьего этапа в естествознании было первое овладение атомной энергией в результате открытия явления деления ядра (1939 г) и последующих исследований (1940-1945 гг.), с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Полное развитие он получил в середине 20 века. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в естествознании целая группа отраслей естествознания: биология (особенно генетика, молекулярная биология) химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с естествознанием – космонавтика, кибернетика. Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно-технической революции.

Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен науч­ных картин мира, или научных революций, в истории развития науки вообще и естествознания в частности можно выделить три. Если их персонифицировать по именам ученых, сыгравших в этих событиях наиболее заметную роль, то три глобальные научные революции должны именоваться: аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.

В VI—IV в.в. до н.э. произошла первая революция, в познании мира в результате которой и появилась на свет наука. Исторический смысл этой революции заключается в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира, а также в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука была осознана в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве - главном инструменте выведения и систематизации знания. Геоцентрическая система идеальных, равномерно вра­щающихся небесных сфер с принципиально различной физи­кой земных и небесных тел была существенной составной ча­стью первой научной революции. Конечно, сейчас мы знаем, что она была неверна. Но неверна - не значит ненаучна!

Вторая глобальная научная революция пришлась на XVI— XVIII вв. Ее исходным пунктом считается переход от геоцен­трической модели мира к гелиоцентрической. Это, безуслов­но, самый заметный признак смены научной картины мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл обычно определяется формулой: ста­новление классического естествознания. А классиками-перво­проходцами признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон.

Принципиальные отличия созданной ими науки от античной заключаются в следующем.

- Классическое естествознание заговорило языком матема­тики.

- Новоевропейская наука нашла мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контро­лируемыми условиями. Это подразумевало активное, наступа­тельное отношение к изучаемой природе, а не просто ее созер­цание и умозрительное воспроизведение.

- Классическое естествознание безжалостно разрушило ан­тичные представления о космосе, как вполне завершенном и гармоничном мире, который обладает совершенством, целесо­образностью и пр. На смену им пришла скучная концепция бесконечной, без цели и смысла существующей Вселенной, объединяемой лишь идентичностью законов.

- Доминантой классического естествознания, да и всей науки Нового времени, стала механика.

Таковы особенности второй глобальной научной революции, условно названной ньютоновской.

“Потрясение основ” — третья научная революция — произошло на рубеже XIX-XX вв. В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике (сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т. д.). Их общим мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира — убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы, а универсальный ключ к пониманию проис­ходящего дает механика И. Ньютона.

Если механика Галилея описывала процессы на поверхности Земли, то Ньютон распространил это описание на все тела, движущиеся в инерциальных системах отсчета. Впоследствии Эйнштейн расширил сферу применимости законов физики и на ускоренные системы отсчета вплоть до скоростей, близких к скорости света.

Наиболее значимыми теориями, составившими основу но­вой парадигмы научного знания, стали теория относительности (специальная и общая) и квантовая механика. Первую можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, вре­мени и тяготения. Вторая обнаружила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в фундаменте материи.

Таким образом, три глобальные научные революции предопределили три длительных стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя общенаучная картина мира. Это, конечно, не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. На эволюционном этапе также делаются научные открытия, создаются новые теории и методы. Однако бесспорно, что именно революционные сдвиги, затрагивающие основы фундаментальных наук, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Курган 2009 Главное управление образования Курганской области гоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» гоу дод «Курганский областной центр дополнительного образования детей»

    Учебно-методическое пособие
    Организация учебно-воспитательного процесса в кадетских и мариинских классах и группах: Учебно-методическое пособие / Главное управление образования Курганской области; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников
  2. Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии гоувпо «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» Колодина, Е. М. К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (7)

    Учебно-методический комплекс
    Д ПП.Ф.12 История русской литературы. Древнерусская литература.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  5. Современного книговедения

    Документ
    Сборник состоит из статей аспирантов ГПНТБ СО РАН. Материалы издания включают сведения о различных аспектах развития книжного дела Сибири и Дальнего Востока, освещают современные проблемы социального бытования русскоязычных книжных

Другие похожие документы..