Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1.1. Здійснення в Україні програми стабілізації економіки, перехід до ринкових відносин супроводжується докорінним оновленням правової основи господа...полностью>>
'Документ'
именуемый в дальнейшем "Библиотека” в лице зав. библиотекой Лищук Т. А., действующего на основании Устава ГОУ ВПО ЯГМА, с другой стороны, заключи...полностью>>
'Документ'
С промышленным освоением газовых месторождений начали основываться новые населённые пункты, которые стали быстро расти и, словно по мановению волшебн...полностью>>
'Документ'
В истории религиозных верований вайнахов заметное место занимает христианство, проникавшее на территорию Чечено-Ингушетии в период средневековья со с...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Фонетика и орфоэпия.
Графика и орфография

Учебно-методический комплекс дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Фонетика и орфоэпия.

Графика и орфография

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 81.2. Рус

Ф 77

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. филол. наук, доцент Н.П. Савельева.

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент Т.А. Брагина.

Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос. ун-т им.
В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 103 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050708.65 / 031200 - педагогика и методика начального образования.

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Автор-сост.: Т.А. Ашихмина, 2009.

Учебно-методическое издание

Фонетика и орфоэпия.
Графика и орфография

Автор-составитель:
Татьяна Аркадьевна Ашихмина

Учебно-методический комплекс
дисциплины

Сдано в набор 25.01.2009. Подписано в печать 17.03.2009.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 12,9. Тираж 100 экз.
Заказ 2327, с. (сп.) 2147.

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура и содержание учебно-методического комплекса по разделу современного русского языка «Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография» составлены на основе ГОC ВПО специальности 031200 / 050708.65 – педагогика и методика начального образования, примерной программы по русскому языку, рабочего учебного плана, Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина».

Изучение фонетики, фонологии, графики, орфоэпии очень важно для учителя начальных классов не только само по себе, но и из-за связи этих разделов современного русского языка с орфографией. Основы орфографической грамотности школьника закладываются в начальных классах. Актуальность издания обусловлена необходимостью объединения материалов, регулирующих процесс изучения будущими учителями начальных классов основных закономерностей фонетико-фонологической системы современного русского литературного языка, дидактических материалов, обеспечивающих содержание учебного процесса, контрольных заданий, позволяющих проверить уровень усвоения изучаемого материала.

Структура издания отражает особенность изучения дисциплины будущими учителями начальных классов. Содержание дисциплины распределяется между лекционной, практической и лабораторной частями на основе принципа дополнительности и с учетом специальности студентов. В лекционном курсе главное место отводится темам, связанным с аспектами изучения фонетический и фонологической систем современного русского языка, с характеристикой единиц речевого потока. Практические занятия в основном посвящены вопросам, связанным с формированием умения характеризовать различные единицы речевого потока с учетом их позиционных изменений; предполагается активная работа студентов по формированию навыка транскрибирования, умения объяснять орфографию на фонетико-фонологической основе с позиции преподавания этого раздела современного русского языка в начальной школе. Специфика лабораторных работ по сравнению с практическими занятиями заключается прежде всего в том, что они в большей мере используют форму индивидуальной работы, способствуют выработке самостоятельности в приобретении научных знаний.

Учебно-методический комплекс дисциплины состоит из четырёх разделов.

В раздел I «Организационно-нормативная документация» входят: выписка из ГОС ВПО по соответствующему разделу русского языка как документ, определяющий обязательный минимум содержания дисциплины; рабочая программа по русскому языку специальности «Педагогика и методика начального образования» в ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина».

Раздел II «Дидактические материалы» (средства обучения) содержит практикум, лабораторные работы, схемы анализа фонетико-фонологических единиц, терминологический минимум.

Материалы практикума предназначены для выработки навыков фонетико-фонологического анализа в соответствии с программой данного курса.

Лабораторные работы представлены семью темами вместо четырех, как это предусмотрено рабочей программой. Наличие «лишних» тем дает возможность варьировать сроки и темы проведения лабораторных работ, исходя из специфики сетки авторасписания.

Терминологический минимум содержит определения основных понятий и категорий изучаемого раздела современного русского языка.

В раздел III «Средства контроля» входит примерное содержание контрольных мероприятий текущих (задания для контрольной работы, примерные тестовые задания) и итоговых (зачетная контрольная работа, вопросы к зачету).

Раздел IV «Методические рекомендации» адресован студентам и преподавателям. Студентам предлагаются учебно-методические рекомендации по различным формам самостоятельной работы: организация работы с учебной и научной книгой, подготовка к лекционным и практическим занятиям, подготовка и выполнение лабораторных работ, требования к выставлению итоговой оценки на зачете. Виды самостоятельной работы представлены в карте самостоятельной работы (См. Приложение 5, с. 101)

Методические материалы для преподавателей содержат предложения об организации разных видов работ.

В приложениях представлены карты ресурсов, регулирующие организацию учебного процесса и самостоятельной работы студентов: карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой (см. Приложение 1, с. 97), карта обеспечения дисциплины учебными материалами (см. Приложение 2, с. 93), карта обеспечения дисциплины оборудованием (см. Приложение 3, с.100), учебно-методическая карту дисциплины (см. Приложение 4, с. 100), карта самостоятельной работы студента (см. Приложение 5, с.101).

Раздел I.

ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра методики начального образования

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины СД Ф.01. – русский язык

(Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография)

Статус обязательная

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности (направления)

031200 / 050708.65 – педагогика и методика начального образования

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения дневная

(дневная, заочная)

Объем дисциплины 108 часов

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Форма итоговой

аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего

Из них

ЛК

ЛБ

ПР.

2

108

54

22

10

22

54

зачет

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

СД .Ф.01. Русский язык

Сущность и функции языка. Язык как система. Уровневое представление о системе языка. Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней. Язык и речь. Речь как деятельность.

Слово как единица лексического уровня языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Явления омонимии, синонимии, антонимии и паронимии. Происхождение русской лексики. Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления русской лексики. Фразеология. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии.

Основные понятия морфемики. Типы и разновидности морфем. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный виды анализа. Этимология.

Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Категориально-семантические, морфологические и синтаксические характеристики частей речи.

Основные синтаксические единицы. Смысловые отношения в синтаксисе. Способы выражения синтаксических значений. Понятие о словосочетании, классификация словосочетаний. Предложение как коммуникативная единица. Предикативность. Формальный, семантический и коммуникативный аспекты предложения. Классификация простых предложений. Понятие о сложном предложении. Классификация сложных предложений. Синтаксис текста. Коммуникативная структура и единицы текста.

Разработчик канд. филол. наук, доцент Т.А. Ашихмина

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики начального образования

Заведующий кафедрой _____________________ Л.Я. Кульбякина

Одобрена Ученым советом педагогического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – изучение будущими учителями начальных классов основных закономерностей фонетического уровня современного русского литературного языка.

Задачи курса:

- теоретическое овладение фактами фонетики, фонологии, графики и орфографии русского языка;

- практическое освоение закономерностей фонетической и фонологический систем, культуры устной и письменной речи;

- формирование самостоятельного творческого осмысления фактов фонетики и фонологии языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;

- воспитание у студентов любви к русскому языку, развитие языкового вкуса, чувства слова;

- совершенствование владения орфоэпическими нормами литературного языка.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, научно-методический, культурно-просветительный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой с учетом психолого-физиологических особенностей младших школьников;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств оценивания результатов обучения;

- воспитание учащихся как формирование у них духовно-нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью совершенствования и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

1.2. Требования к уровню освоения содержания ДИСЦИПЛИНЫ

«Обучение дисциплине «Русский язык (Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография)» связано с реализацией следующих требований:

- изучение данного раздела дисциплины должно сформировать четкое представление о фонетико-фонологической системе как открытой динамической нелинейной системе взаимосвязанных элементов. В процессе обучения студенты должны познакомиться с основополагающими работами отечественных лингвистов, фонологов, овладеть терминологическим аппаратом современной фонетики и фонологии;

- профессиональная направленность преподавания русского языка в педагогическом вузе предполагает координацию современных научных взглядов с трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;

- изучение теоретического материала должно сочетаться с интенсивной самостоятельной работой студентов.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать

- теоретические основы фонетики и фонологии, графики и орфографии, нормы литературного произношения;

- анализировать лингвистические явления различного типа;

уметь:

-объяснять причины, порождающие фонетические процессы в речевом потоке;

- объяснять факты отступления от закономерностей русского литературного произношения;

- мотивировать выбор графических вариантов при передачи сильных и слабых фонем на письме;

владеть:

- навыками практического разбора фонетических и фонологических единиц

- навыками фонетико-фонологического, графического, орфографического и орфоэпического анализов;

- владеть орфографическими и орфоэпическими нормами.

1.3. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

раздела

Тематика

ЛК

ЛБ

ПР

САМ

I

Фонетика

12

6

12

30

II

Фонология

6

2

4

12

III

Теория письма

2

2

4

8

IV

Орфоэпия

2

-

2

4

Итого: 108 часов

22

10

22

54

1.4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ»

Фонетика. Предмет фонетики. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков речи. Методы акустических исследований.

Артикуляционная фонетика. Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Методы артикуляционных исследований.

Перцептивная фонетика. Факторы, влияющие на восприятие речи. Перцептивные эталоны. Методы перцептивных исследований.

Звуковой символизм.

Сегментные и суперсегментные единицы. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговость / неслоговость звуков, ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Классификация звуков русского языка. Согласные и гласные, их артикуляционные и акустические различия. Классификация согласных звуков по месту и способу образования, уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие), по твердости/мягкости и по другим признакам. Классификация гласных звуков по месту и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Дифтонги. Типы слогов. Слогораздел в русском языке.

Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения: отличие ударных гласных от безударных по длительности, силе и тембру. Место ударения в слове. Смыслоразличительная функция русского ударений. Неподвижное и подвижное словоизменительное и словообразовательное ударение. Клитики. Слабое ударение. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

Интонация. Тональные средства интонации, интонационные конструкции, их типы. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Функции интонации: такто- и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная.

Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Позиция. Понятие чередования. Типы чередований: чередования позиционные, фонетические и исторические (морфологические и непозиционные). Параллельные и перекрещивающиеся чередования. Нейтрализация фонем. Сильные и слабые позиции. Дифференциальные и интегральные признаки фонем и звуков. Архифонема. Гиперфонема. Система фонем. Фонологические школы.

Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости, месту и способу образования, долготе/краткости, чередования согласных с нулем звука. Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства твердых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению.

Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Подсистема гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Подсистема согласных фонем. Парные и непарные фонемы по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Согласные фонемы, парные по месту и способу образования. Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Исторические изменения в фонетике. Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и др. Исторические чередования в русском языке как результат фонетических изменений: истории носовых гласных, падения редуцированных гласных ъ и ь, перехода э в о, истории /.../, перехода о в а, смягчение заднеязычных согласных, смягчения согласных в сочетании с j, упрощения групп согласных и др. Фонетические законы – синхронические и диахронические.

Орфоэпия. Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. "Старшая" и "младшая" нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения.

Варианты литературных произносительных норм. Вариантность гласных. Вариантность согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов.

Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковское и старопетербургское произношение.

Справочники по орфоэпии.

Графика. Значение письма в истории развития общества. Происхождение и основные этапы развития письма. Предметное письмо как предыстория начертательного письма. Этапы развития начертательного письма: пиктография, идеография, фонография.

Графика и алфавиты. Финикийское письмо и восточные алфавиты. Греческий алфавит. Латиница и алфавиты на ее основе. Кириллица, ее история, алфавиты на ее основе. Создание алфавитов младописьменных народностей.

Состав современного русского алфавита. Названия букв. Фонематический и позиционный принципы русской графики. Обозначение на письме фонемы / j /. Обозначение на письме твердости/мягкости согласных. Проблема выбора гласных после шипящих и ц. Значения гласных букв. Значения согласных букв. Значения букв ь и ъ.

Орфография. Разделы русской орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм. Передача буквами фонемного состава слов и морфем. Принципы этого раздела: фонематический, традиционный, фонетический, морфематический. Вопрос об основном принципе этого раздела. Дифференцирующие написания.

Слитные, раздельные и дефисные написания. Принципы этого раздела: лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический, традиционный.

Употребление прописных и строчных букв. Принципы этого раздела: синтаксический, морфологический, семантический, словообразовательный.

Перенос части слова на другую строку. Фонетический и морфематический принципы этого раздела. Другие основания правил переноса.

Графические сокращения. Принципы и типы графических сокращений.

Основные исторические изменения в русской графике и орфографии.

Реформы русского письма в Петровскую эпоху и в I9I7-I9I8 гг. Проблема усовершенствования современного русского письма.

Современные орфографические словари и справочники.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М.В. Папина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 34 Материаловедение товаров широкого потребления [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И.Б. Соловьева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Учебно-методический комплекс
    О 22 Оборудование предприятий легкой промышленности [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И.Б. Соловьева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 89 Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Е.А. Торопчина; Бийский пед.

Другие похожие документы..