Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
11 октября 2012 г.1. А. САЛЬЕРИ - Увертюра для двух скрипок, альта и виолончелиФ. ШУБЕРТ - Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончелиИ.Н. ГУММЕЛ...полностью>>
'Программа дисциплины'
1. Стационарные временные ряды и случайные процессы, включая некоторые предварительные сведения из математики. Вероятностное пространство. Построение...полностью>>
'Документ'
Барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг (1885–1921) сыграл ключевую роль в освобождении Монголии от китайских оккупантов и восстановлении ее государственност...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 ян...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА

основной образовательной программы

направления 032100 (68) – Физическая культура

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.фил.н., доцент кафедры

философии и социологии Г. Р. Хайдарова

Санкт-Петербург

2009

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА

основной образовательной программы

направления 080500 (68) – Менеджмент

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.фил.н., доцент кафедры

философии и социологии Г. Р. Хайдарова

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура для студентов 6 курса очной формы обучения на Педагогическом факультете и по направлению 080500 (68) – менеджмент для студентов 6 курса очной формы обучения на Факультете экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

I. Организационно-методический раздел

  1. Цель курса

Целью изучения учебной дисциплины «Философия спорта» является формирование у студентов целостного понимания философско-мировоззренческих проблем, связанных с физической культурой и спортом.

1.2. Задачи курса

Основные задачи курса:

  • Дать представление о философии спорта как отрасли философского знания, ее специфике и месте в общей структуре философии;

  • выработать понимание проблем происхождения и сущности физической культуры и спорта в современной философской теории;

  • раскрыть философско-антропологические основы физической культуры и спорта;

  • сформировать понимание этических проблем, существующих в спорте;

  • научить студентов задумываться над процессами, происходящими в современном спорте, и проблематизировать существующие явления в сфере физической культуры и спорта.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Философия спорта» предназначен для студентов, завершающих свое обучение в магистратуре, и является теоретико-методологической основой их профессиональной специализации в области физической культуры и спорта.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение содержания курса «Философия спорта» предполагает знание основных понятий философии спорта, а также умение применять их при анализе явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта.

В результате изучения курса «Философия спорта» студенты должны:

  • Иметь представление о философии спорта как отрасли философского знания, знать специфику проблем, изучаемых ею, и ее место в общей структуре философии;

  • Знать основные концепции философии спорта;

  • Иметь представление о философско-антропологических основах физической культуры и спорта;

  • Иметь представление о специфике этических проблем в спорте.

II. Распределение тем по видам занятий

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинары

1

Введение

9

2

2

5

2

Раздел I. Онтологическая перспектива

28

8

8

12

2.1

Философия спорта: исторический и концептуальный обзор

7

2

2

3

2.2

Отношение между спортом и играми

8

2

2

4

2.3

Тело как центральная категория философии спорта. Обзор основных концепций философии телесности

13

4

4

5

3

Раздел II. Культур-антропологическая и социально-критическая перспективы

23

6

6

11

3.1

Techne в культуре и техника в спорте. Кризис европейской техноцентричной цивилизации и техники тела в традиционной культуре и в спорте

8

2

2

4

3.2

Спорт как одна из социальных практик. Спорт как перформативная практика

7

2

2

3

3.3

Миф и ритуал в спорте

8

2

2

4

4

Раздел III. Человек-спортсмен. Этическая проблематика в спорте

10

4

4

2

4.1

Взаимоотношение спортсменов в спортивной обстановке: соперничество, нарушения, гендерные проблемы

5

2

2

1

4.2

Использование в спорте фармацевтических средств

5

2

2

1

ИТОГО

70

20

20

30

III. Содержание курса

Для философии спорт представляет собой важную сферу культурной и социальной практики человека, позволяющую демонстрацию действенности философских концептов, предлагающую приложение методов анализа социальной и культурной реальности.

Принципиальным для философии спорта является то, что спорт – культурная практика, одна из сфер бытия человека. Соответственно рассмотрение этой сферы с помощью современных философских концептов и будет определять философию спорта. Здесь возможна концентрация на различных аспектах: спорт как игра, спорт как техника тела, спорт как ритуальная (перформативная, миметическая) практика, спорт как зрелище.

Единство курса задано проблематизацией тела и его практик в современной философии. Философия ХХ-ХХI вв. активно обращается к феномену тела, к роли тела в культуре и социуме, к историческому и культурному разнообразию представлений о теле. На переломе веком стали говорить о перормативном повороте в культуре, в перспективе которого культурное действие рассматривается как телесное инсценирование и исполнение. Популярность терминологии и исследований «перформативов» связана с остро стоящей проблемой самоидентификации, самопрезентации, самотождестенности и в сцелом субъективции человека. Практики тела, долгое время остававшиеся вне сферы внимания духа, рассматриваются сегодня как перформативные практики, учреждающие как внутренний, так и внешний мир человека. Курс не претендует на исчерпывающий охват тем, существующих в философии спорта. Скорее он носит дополнительный характер к существующим разработкам кафедры, в частности к авторскому курсу А. И. Пешкова.

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

3.1.1. Содержание лекционного материала

и материала для самостоятельной работы

Введение.

Лекционный материал

1. Задачи и содержание курса “Философия спорта”. Его значение для специалистов в области физической культуры и спорта.

2. Философия спорта как отрасль философского знания. Парадокс двух углов зрения на философию спорта: континентальная традиция (феноменологическая, экзистенциально-герменевтическая и философско-антропологическая) и англо-американская традиция философствования. Онтологический и лингвистический повороты в философии.

3. Предметная область философии спорта по В. И. Столярову: соматическая культура, физкультурная деятельность и спорт.

Самостоятельная работа

4. Спорт и общество: нераздельность проблем [Х. Ленк].

Раздел I. Онтологическая перспектива

Тема 1. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор

Лекционный материал

1. Предпосылки, исторический контекст возникновения философии спорта. «Философское общество по изучению спорта». Основные разделы современной философии спорта: онтология, гносеология и этика спорта. Постановка вопросов. Философия спорта в культур-антропологическом подходе.

2. Спорт как исторический феномен. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения спорта как самостоятельного института. Особенность целей, значения и функции спорта как культурной практики в ряду других практик.

3. Философия и спорт: сравнение двух культурных практик. Необходимость философу/аналитику собственного спортивного опыта для критического рассмотрения феноменов спорта. Применимость метода «включенного наблюдения» в спорте. Анализ и самоанализ.

Самостоятельная работа

4. Метафоры спорта в философии. Долговой метафорический код и код спортивных состязаний. [А. В. Лебедев]

Тема 2. Отношение между спортом и играми.

Лекционный материал

1. Атлетические представления и атлетические игры (Б. Сьюйтс)

2. Игровая теория спорта (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга). Критика игровой теории спорта: игра как фундамент и как фасад спорта (Э. Франке).

3. Агон. Спортивное состязание как культурная форма конфликта. Конкуренция в политике, идеологии, искусстве и дух состязательности в спорте. Специфика конкуренции в спорте. Принцип состязательности, честной игры, рыцарства: анализ современной ситуации. Соревнование судей.

Самостоятельная работа

4. Праздники и спорт. Карнавал, ярмарка, турнир. Традиционные праздничные игры и спортивные состязания. Особенности организации социального пространства. [В. П. Даркевич, Д. Холье, М. Оссовская]

Тема 3. Тело как центральная категория философии спорта. Обзор основных концепций философии телесности.

Лекционный материал 1

1. Тело и природа. Природное и культурное в человеке. Естественное и искус(твен)ное тело.

2. Историчность и культурность представлений о теле. Обзор представлений о теле в связи с историческим контекстом: представление о теле в античной культуре; тело и дух в Средневековье; тело как машина в Новое время; возникновение фигуры «Спортсмена»; современные стратегии внимания к телу: исторические предпосылки (основные концепты Философской Антропологии М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена), культурная ситуация.

Лекционный материал 2

3. Интерес к проблеме тела в философии постмодеринизма (Ж.-Л. Нанси).

4. Спорт и практики тела в современности (Г. Гебауэр, Ф. Кайза). Прививка воспитателя: инициация, знаки как шрамы, память тела (В. Савчук, Д. Кампер).

Самостоятельная работа

5. Телесный опыт пространства-времени при конституировании субъективности [М. Мерло-Понти, П. Бурдье]. Социальное конструирование времени и пространства в спорте [Х. Эйхберг].

Раздел II. Культур-антропологическая и социально-критическая перспективы

Тема 4. Techne в культуре и техника в спорте. Кризис европейской техноцентричной цивилизации и техники тела в традиционной культуре и в спорте.

Лекционный материал

1. Технизация и рационализация современного спорта. Спорт в мире техники.

2. Конструирование пространства и времени в спорте. Организация прямолинейного пространства и одномерного времени спорте.

3. Мимезис. Миметические процессы в культуре и в спорте. Подражание — притворство — превращение (концепия трансформаций тела Э. Канетти).

Самостоятельная работа

4. Развитие техник тела в спорте и прогресс техники в культуре: внутреннее и внешнее. Понятие «техники тела» [М. Мосс]. Телесная специализация в спорте [В. Зверева].

5. Сравнение Востока и Запада, древних и современных представлений о технике тела. Особенности культуры тела западной и восточной цивилизаций. Практики тела в архаических культурах. [К. Г. Юнг, Чжуан-Цзы, Н. В. Абаев, В. Тэрнер, К. Леви-Строс].

6. Угнетение тела, насилие и претерпевание как основа самоидентификации. Религиозно-аскетические практики и аскеза в спорте. Дисциплинированное тело, самодисциплина в спорте. [В. В. Савчук, О. М. Ломако, В. Л. Круткин, Д. Кампер, Х. У. Гумбрехт, А.В.Чечулин, В. В. Розанов].

Тема 5. Спорт как одна из социальных практик. Спорт как перформативная практика.

Лекционный материал

1. Иконический поворот в культуре (В.Савчук). Общество зрелищ (Ги Дебор). Спорт в культуре общества зрелищ. Массмедиизация спорта. Шоу, зрелище, мода. Тело как объект культивирования, модификации тела (боди-арт, боди-билдинг, здоровый образ жизни и проч.) сегодня.

Звезды массовой культуры и спортивные звезды. Основы самоидентификации спортсмена.

Спорт как индустрия. Спорт и реклама.

2. Перформативный поворот в философии и перформативные практики на примере спорта.

Самостоятельная работа

3. Дискурсивные конструкты спорта. [М. Фуко, Б. В. Марков]. Идеологические мифы в спорте («праздник спорта» как пропаганда — концепция И. А. Лебедева).

4. Нарративность спортивных телепрограмм. Дискурс спортивного комментария. Стереотипы и фигуры речи. [В. Зверева]

5. Зритель, болельщик, фан в спорте. Проблемы канализирования насилия. Концепция «Массы» Э. Канетти.

6. Футбол как глобальный медиа-феномен. Осмысление причин тотальной современной популярности футбола. [К. Айзенберг]

Тема 6. Миф и ритуал в спорте

Лекционный материал

1. Структуралистко-этнологическая перспектива философии спорта

2. Понятие жертвы: в культуре, в архаике, в спорте. Фигуры жертвы, жреца и судьи в спорте. Жертва в спорте — временем, здоровьем, личной жизнью

3. Воспитание и возрастная инициация. Ритуал возрастной инициации и отлучения от дома (спортивные сборы) в спорте.

Самостоятельная работа

4. Правила в спорте и табу в архаической культуре [В. Тернер, К. Леви-Строс]

5. Психо-эмоциональная роль примет и суеверий в спорте

6. Трикстер, игрок, спортсмен, актер. Сравнительный анализ. [К. Вульф, Й. Хейзинга, П. Радин].

Раздел III. Человек-спортсмен. Этическая проблематика в спорте.

Тема. 7. Взаимоотношение спортсменов в спортивной обстановке: соперничество, нарушения, гендерные проблемы

Лекционный материал

1. Поведение спортсмена: добродетели, качества, стереотипы. Дружба в спорте.

2. Спорт как канализация агрессии и насилия. Проблема взаимоотношений в среде спортсменов и в среде болельщиков (война фанов и насилие спортсменов как две стороны одного процесса). Формы выражения национализма в спорте.

3. Спорт как самоинсценирование. Дисциплина и самодисциплина, самопознание и саморазрушение человека. Судьба спортсмена. Проблемы постспортивной карьеры.

4. Эстезис, боль, тактильность в современном мире. Обезболенное общество потребления аудио-визуальной информации.

Самостоятельная работа

5. Взаимоотношение тренера и спортсмена. Психоаналитические стратегии объяснения. Взаимоотношения учителя и ученика (восточные традиции). Фигуры тренера и ученика. [Н. В. Абаев, К. Г. Юнг, В. В. Давыдов, В. А. Пономарчук].

6. Женщины в спорте: гендерная идентичность и справедливость.[Ю. Батлер, Т. Пулькинен, С. С. Родоманова]

7. Дети в спорте высоких достижений: этические проблемы. [На основе статей из актуальной прессы].

8. Проблемы использования животных в спорте. [На основе статей из актуальной прессы].

Тема. 8. Использование в спорте фармацевтических средств

Лекционный материал

1. Феномен боли в спорте. Порог боли, смещение порога боли у спортсменов

2. Спорт и здоровье. Культ и культура тела. «Химическая культура» и «тело-раствор» (В.Зверева): этический аспект.

3. Инвалидное тело: особенности восприятия, постижения и представления мира.

Самостоятельная работа

4. Допинг: этические, экономические, психологические вопросы. Моральное обоснование тестов на использование допинга. Профессиональная этика в спортивной медицине. [Х. Ленк, Э. Франке].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология безопасности основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Социология безопасности» федерального компонента цикла ДПП – цикла дисциплин предметной подготовки – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине речевая коммуникация основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Речевая коммуникация» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия» Для студентов всех специальностей дистанционной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    Современное российское общество, развивающееся в рамках постиндустриальной цивилизации, нуждается в фундаментально образованном, профессионально компетентном человеке, творческой личности, подготовленной к различным видам преобразующей деятельности.

Другие похожие документы..