Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Учебная дисциплина «Электротехника» является общепрофессиональной для специальности 1806 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и эл...полностью>>
'Курсовая'
Значение капитала для организации трудно переоценить. Именно с составле­ния капитала начинается образование любой организации. А формирование ус­тавн...полностью>>
'Документ'
На сучасному етапі функціонування системи освіти, коли відбувається модернізація сучасної школи від репродуктивної моделі до розвивальної, оновлюєтьс...полностью>>
'Курс лекций'
Курс лекций по теории и методологии гендерных исследований адресован преж­де всего преподавателям университетов для использования этих материалов при...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА

основной образовательной программы

направления 032100 (68) – Физическая культура

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.фил.н., доцент кафедры

философии и социологии Г. Р. Хайдарова

Санкт-Петербург

2009

ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА

основной образовательной программы

направления 080500 (68) – Менеджмент

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

Автор-разработчик

к.фил.н., доцент кафедры

философии и социологии Г. Р. Хайдарова

Санкт-Петербург

2009

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая культура для студентов 6 курса очной формы обучения на Педагогическом факультете и по направлению 080500 (68) – менеджмент для студентов 6 курса очной формы обучения на Факультете экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

I. Организационно-методический раздел

  1. Цель курса

Целью изучения учебной дисциплины «Философия спорта» является формирование у студентов целостного понимания философско-мировоззренческих проблем, связанных с физической культурой и спортом.

1.2. Задачи курса

Основные задачи курса:

  • Дать представление о философии спорта как отрасли философского знания, ее специфике и месте в общей структуре философии;

  • выработать понимание проблем происхождения и сущности физической культуры и спорта в современной философской теории;

  • раскрыть философско-антропологические основы физической культуры и спорта;

  • сформировать понимание этических проблем, существующих в спорте;

  • научить студентов задумываться над процессами, происходящими в современном спорте, и проблематизировать существующие явления в сфере физической культуры и спорта.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Философия спорта» предназначен для студентов, завершающих свое обучение в магистратуре, и является теоретико-методологической основой их профессиональной специализации в области физической культуры и спорта.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение содержания курса «Философия спорта» предполагает знание основных понятий философии спорта, а также умение применять их при анализе явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта.

В результате изучения курса «Философия спорта» студенты должны:

  • Иметь представление о философии спорта как отрасли философского знания, знать специфику проблем, изучаемых ею, и ее место в общей структуре философии;

  • Знать основные концепции философии спорта;

  • Иметь представление о философско-антропологических основах физической культуры и спорта;

  • Иметь представление о специфике этических проблем в спорте.

II. Распределение тем по видам занятий

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинары

1

Введение

9

2

2

5

2

Раздел I. Онтологическая перспектива

28

8

8

12

2.1

Философия спорта: исторический и концептуальный обзор

7

2

2

3

2.2

Отношение между спортом и играми

8

2

2

4

2.3

Тело как центральная категория философии спорта. Обзор основных концепций философии телесности

13

4

4

5

3

Раздел II. Культур-антропологическая и социально-критическая перспективы

23

6

6

11

3.1

Techne в культуре и техника в спорте. Кризис европейской техноцентричной цивилизации и техники тела в традиционной культуре и в спорте

8

2

2

4

3.2

Спорт как одна из социальных практик. Спорт как перформативная практика

7

2

2

3

3.3

Миф и ритуал в спорте

8

2

2

4

4

Раздел III. Человек-спортсмен. Этическая проблематика в спорте

10

4

4

2

4.1

Взаимоотношение спортсменов в спортивной обстановке: соперничество, нарушения, гендерные проблемы

5

2

2

1

4.2

Использование в спорте фармацевтических средств

5

2

2

1

ИТОГО

70

20

20

30

III. Содержание курса

Для философии спорт представляет собой важную сферу культурной и социальной практики человека, позволяющую демонстрацию действенности философских концептов, предлагающую приложение методов анализа социальной и культурной реальности.

Принципиальным для философии спорта является то, что спорт – культурная практика, одна из сфер бытия человека. Соответственно рассмотрение этой сферы с помощью современных философских концептов и будет определять философию спорта. Здесь возможна концентрация на различных аспектах: спорт как игра, спорт как техника тела, спорт как ритуальная (перформативная, миметическая) практика, спорт как зрелище.

Единство курса задано проблематизацией тела и его практик в современной философии. Философия ХХ-ХХI вв. активно обращается к феномену тела, к роли тела в культуре и социуме, к историческому и культурному разнообразию представлений о теле. На переломе веком стали говорить о перормативном повороте в культуре, в перспективе которого культурное действие рассматривается как телесное инсценирование и исполнение. Популярность терминологии и исследований «перформативов» связана с остро стоящей проблемой самоидентификации, самопрезентации, самотождестенности и в сцелом субъективции человека. Практики тела, долгое время остававшиеся вне сферы внимания духа, рассматриваются сегодня как перформативные практики, учреждающие как внутренний, так и внешний мир человека. Курс не претендует на исчерпывающий охват тем, существующих в философии спорта. Скорее он носит дополнительный характер к существующим разработкам кафедры, в частности к авторскому курсу А. И. Пешкова.

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

3.1.1. Содержание лекционного материала

и материала для самостоятельной работы

Введение.

Лекционный материал

1. Задачи и содержание курса “Философия спорта”. Его значение для специалистов в области физической культуры и спорта.

2. Философия спорта как отрасль философского знания. Парадокс двух углов зрения на философию спорта: континентальная традиция (феноменологическая, экзистенциально-герменевтическая и философско-антропологическая) и англо-американская традиция философствования. Онтологический и лингвистический повороты в философии.

3. Предметная область философии спорта по В. И. Столярову: соматическая культура, физкультурная деятельность и спорт.

Самостоятельная работа

4. Спорт и общество: нераздельность проблем [Х. Ленк].

Раздел I. Онтологическая перспектива

Тема 1. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор

Лекционный материал

1. Предпосылки, исторический контекст возникновения философии спорта. «Философское общество по изучению спорта». Основные разделы современной философии спорта: онтология, гносеология и этика спорта. Постановка вопросов. Философия спорта в культур-антропологическом подходе.

2. Спорт как исторический феномен. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения спорта как самостоятельного института. Особенность целей, значения и функции спорта как культурной практики в ряду других практик.

3. Философия и спорт: сравнение двух культурных практик. Необходимость философу/аналитику собственного спортивного опыта для критического рассмотрения феноменов спорта. Применимость метода «включенного наблюдения» в спорте. Анализ и самоанализ.

Самостоятельная работа

4. Метафоры спорта в философии. Долговой метафорический код и код спортивных состязаний. [А. В. Лебедев]

Тема 2. Отношение между спортом и играми.

Лекционный материал

1. Атлетические представления и атлетические игры (Б. Сьюйтс)

2. Игровая теория спорта (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга). Критика игровой теории спорта: игра как фундамент и как фасад спорта (Э. Франке).

3. Агон. Спортивное состязание как культурная форма конфликта. Конкуренция в политике, идеологии, искусстве и дух состязательности в спорте. Специфика конкуренции в спорте. Принцип состязательности, честной игры, рыцарства: анализ современной ситуации. Соревнование судей.

Самостоятельная работа

4. Праздники и спорт. Карнавал, ярмарка, турнир. Традиционные праздничные игры и спортивные состязания. Особенности организации социального пространства. [В. П. Даркевич, Д. Холье, М. Оссовская]

Тема 3. Тело как центральная категория философии спорта. Обзор основных концепций философии телесности.

Лекционный материал 1

1. Тело и природа. Природное и культурное в человеке. Естественное и искус(твен)ное тело.

2. Историчность и культурность представлений о теле. Обзор представлений о теле в связи с историческим контекстом: представление о теле в античной культуре; тело и дух в Средневековье; тело как машина в Новое время; возникновение фигуры «Спортсмена»; современные стратегии внимания к телу: исторические предпосылки (основные концепты Философской Антропологии М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена), культурная ситуация.

Лекционный материал 2

3. Интерес к проблеме тела в философии постмодеринизма (Ж.-Л. Нанси).

4. Спорт и практики тела в современности (Г. Гебауэр, Ф. Кайза). Прививка воспитателя: инициация, знаки как шрамы, память тела (В. Савчук, Д. Кампер).

Самостоятельная работа

5. Телесный опыт пространства-времени при конституировании субъективности [М. Мерло-Понти, П. Бурдье]. Социальное конструирование времени и пространства в спорте [Х. Эйхберг].

Раздел II. Культур-антропологическая и социально-критическая перспективы

Тема 4. Techne в культуре и техника в спорте. Кризис европейской техноцентричной цивилизации и техники тела в традиционной культуре и в спорте.

Лекционный материал

1. Технизация и рационализация современного спорта. Спорт в мире техники.

2. Конструирование пространства и времени в спорте. Организация прямолинейного пространства и одномерного времени спорте.

3. Мимезис. Миметические процессы в культуре и в спорте. Подражание — притворство — превращение (концепия трансформаций тела Э. Канетти).

Самостоятельная работа

4. Развитие техник тела в спорте и прогресс техники в культуре: внутреннее и внешнее. Понятие «техники тела» [М. Мосс]. Телесная специализация в спорте [В. Зверева].

5. Сравнение Востока и Запада, древних и современных представлений о технике тела. Особенности культуры тела западной и восточной цивилизаций. Практики тела в архаических культурах. [К. Г. Юнг, Чжуан-Цзы, Н. В. Абаев, В. Тэрнер, К. Леви-Строс].

6. Угнетение тела, насилие и претерпевание как основа самоидентификации. Религиозно-аскетические практики и аскеза в спорте. Дисциплинированное тело, самодисциплина в спорте. [В. В. Савчук, О. М. Ломако, В. Л. Круткин, Д. Кампер, Х. У. Гумбрехт, А.В.Чечулин, В. В. Розанов].

Тема 5. Спорт как одна из социальных практик. Спорт как перформативная практика.

Лекционный материал

1. Иконический поворот в культуре (В.Савчук). Общество зрелищ (Ги Дебор). Спорт в культуре общества зрелищ. Массмедиизация спорта. Шоу, зрелище, мода. Тело как объект культивирования, модификации тела (боди-арт, боди-билдинг, здоровый образ жизни и проч.) сегодня.

Звезды массовой культуры и спортивные звезды. Основы самоидентификации спортсмена.

Спорт как индустрия. Спорт и реклама.

2. Перформативный поворот в философии и перформативные практики на примере спорта.

Самостоятельная работа

3. Дискурсивные конструкты спорта. [М. Фуко, Б. В. Марков]. Идеологические мифы в спорте («праздник спорта» как пропаганда — концепция И. А. Лебедева).

4. Нарративность спортивных телепрограмм. Дискурс спортивного комментария. Стереотипы и фигуры речи. [В. Зверева]

5. Зритель, болельщик, фан в спорте. Проблемы канализирования насилия. Концепция «Массы» Э. Канетти.

6. Футбол как глобальный медиа-феномен. Осмысление причин тотальной современной популярности футбола. [К. Айзенберг]

Тема 6. Миф и ритуал в спорте

Лекционный материал

1. Структуралистко-этнологическая перспектива философии спорта

2. Понятие жертвы: в культуре, в архаике, в спорте. Фигуры жертвы, жреца и судьи в спорте. Жертва в спорте — временем, здоровьем, личной жизнью

3. Воспитание и возрастная инициация. Ритуал возрастной инициации и отлучения от дома (спортивные сборы) в спорте.

Самостоятельная работа

4. Правила в спорте и табу в архаической культуре [В. Тернер, К. Леви-Строс]

5. Психо-эмоциональная роль примет и суеверий в спорте

6. Трикстер, игрок, спортсмен, актер. Сравнительный анализ. [К. Вульф, Й. Хейзинга, П. Радин].

Раздел III. Человек-спортсмен. Этическая проблематика в спорте.

Тема. 7. Взаимоотношение спортсменов в спортивной обстановке: соперничество, нарушения, гендерные проблемы

Лекционный материал

1. Поведение спортсмена: добродетели, качества, стереотипы. Дружба в спорте.

2. Спорт как канализация агрессии и насилия. Проблема взаимоотношений в среде спортсменов и в среде болельщиков (война фанов и насилие спортсменов как две стороны одного процесса). Формы выражения национализма в спорте.

3. Спорт как самоинсценирование. Дисциплина и самодисциплина, самопознание и саморазрушение человека. Судьба спортсмена. Проблемы постспортивной карьеры.

4. Эстезис, боль, тактильность в современном мире. Обезболенное общество потребления аудио-визуальной информации.

Самостоятельная работа

5. Взаимоотношение тренера и спортсмена. Психоаналитические стратегии объяснения. Взаимоотношения учителя и ученика (восточные традиции). Фигуры тренера и ученика. [Н. В. Абаев, К. Г. Юнг, В. В. Давыдов, В. А. Пономарчук].

6. Женщины в спорте: гендерная идентичность и справедливость.[Ю. Батлер, Т. Пулькинен, С. С. Родоманова]

7. Дети в спорте высоких достижений: этические проблемы. [На основе статей из актуальной прессы].

8. Проблемы использования животных в спорте. [На основе статей из актуальной прессы].

Тема. 8. Использование в спорте фармацевтических средств

Лекционный материал

1. Феномен боли в спорте. Порог боли, смещение порога боли у спортсменов

2. Спорт и здоровье. Культ и культура тела. «Химическая культура» и «тело-раствор» (В.Зверева): этический аспект.

3. Инвалидное тело: особенности восприятия, постижения и представления мира.

Самостоятельная работа

4. Допинг: этические, экономические, психологические вопросы. Моральное обоснование тестов на использование допинга. Профессиональная этика в спортивной медицине. [Х. Ленк, Э. Франке].

II.2. Планы семинарских занятий

Введение

Специфика мировоззрения, обусловленная профессиональной занятостью в сфере спорта. Анализ текста: Пьер де Кубертен. Победи самого себя.

Тема 1

Спорт как сфера приложения философского анализа и спорт как феномен. Природа феномена спорта: основные черты, отличающие спорт от других форм физической активности. Многообразие форм спортивной деятельности: профессиональный спорт, массовый и проч.).

Тема 2

Идеалы олимпизма: теория и реальность. Проблема «двойной морали». Единство социальных проблем и проблем в сфере спорта. Анализ текст Х.Ленка «Спорт и общестов»

Тема 3

Занятие 1.

Игровая теория спорта Й.Хейзинга.

Анализ текста: Йохан Хейзинга. Homo ludens (I глава).

Занятие 2.

Критика игровой теории спорта: игра как фундамент и как фасад спорта (Э. Франке).

Анализ текста: Йохан Хейзинга. Homo ludens (XII глава).

Тема 4

Спорт и праздник, физическая культура и массовые состязания в традиционном обществе.

Анализ текста: Хосе Ортега-и-Гассет. О спортивно-праздничном чувстве жизни.

Тема 5

Классическая оппозиция философии Нового времени: разум и тело. Рефлексия актуальности разделения на разум (душу) и тело, на психику и соматику.

Анализ текста: Рене Декарт. О бытии вещей материальных и о действительном отделении разума от тела.

Тема 6

Холистический подход в философии и в практике (в спорте, в современной медицине), сравнительный культурный анализ.

Анализ текстов: 1) Жан-Поль Сартр. Тело; 2) Габриэль Марсель. Если я – это моё тело.

Тема 7

Спорт и искусство, спортивные шоу. Какую роль играет эстетический момент в спортивном состязании. Спорт как перформативная практика: анализ современной ситуации.

Анализ текстов: В.И.Столяров, М. Я. Сараф, Пьер де Кубертен (или рассмотрение подходящего текста из актуального дискурса, по выбору преподавателя).

Тема 8

Воспитание спортсмена в обществе спектакля. Цивилизация образа. Личность и мировоззрение спортсмена.

Анализ текстов: В. И. Столяров и С. Ю. Баранов, М. Я. Сараф, Пьер де Кубертен, Д. Кампер, К. Вульф (или рассмотрение подходящего текста из актуального дискурса, по выбору преподавателя).

Тема 9 (факультативно)

Насилие в спорте. Боль в спорте.

Анализ текстов: Д. Кампер, В. В. Савчук, Г. Р. Хайдарова (или рассмотрение подходящего текста из актуального дискурса, по выбору преподавателя).

    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

  1. В чем состоит специфика философии спорта?

  2. Какую роль выполняет спорт в социуме?

  3. В чем особенность игровой теории спорта?

  4. В чем выражается социо-культурный характер тела?

  5. В чем особенность дихотомического и холистического подхода к телу в культуре?

  6. Что такое техника тела?

  7. В чем состоит массмедиизация спорта?

  8. Что такое гендерный подход к телу? В чем он выражается?

  9. В чем специфика представлений о теле в архаических культурах?

  10. Какие стереотипы в отношении тела господствуют в современном мире? Как они влияют на мир спорта?

  11. Спорт: самостоятельный феномен или порождение общества зрелищ?

  12. Спорт и шоу: различия, сходства, совпадения.

  13. Что такое агон?

  14. Примеры ритуализации в спорте.

  15. Что такое самоинсценирование в спорте?

  16. Спорт и искусство

3.2.2. Методические указания к видам контроля самостоятельной

работы студентов и критерии их оценивания

Часть времени курса отводится на самостоятельную работу студентов и написание письменных работ с использованием рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов направляется программой дисциплины, заданиями лектора к семинарам.

Преподаватель на семинарском занятии задает оригинальный текст для прочтения, анализа, интерпретации или вопрос для самостоятельного размышления (как правило, вопросы носят воспитательный характер и служат формированию мировоззрения студентов). Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной работы.

Самостоятельная работа оценивается по двум параметрам: во-первых, понимание проблематики данной темы (культурной парадигмы, контекста, возможных путей решения проблемы), а также усвоение терминологического аппарата соответствующей темы; во-вторых, учитывается самостоятельность размышления на данную тему, вовлечение собственного тренерского, педагогического и практического опыта.

3.2.3. Тематика сообщений

1. Метафоры спорта в философии. Долговой метафорический код и код спортивных состязаний [А. В. Лебедев].

2. Телесный опыт пространства-времени при конституировании субъективности [М. Мерло-Понти, П. Бурдье].

3. Социальное конструирование времени и пространства в спорте [Х. Эйхберг].

4. Развитие техник тела в спорте и прогресс техники в культуре: внутреннее и внешнее. Понятие «техники тела» [М. Мосс].

5. Сравнение Востока и Запада, древних и современных представлений о технике тела. Особенности культуры тела западной и восточной цивилизаций [К. Г. Юнг, Чжуан-Цзы, Н. В. Абаев].

6. Практики тела в архаических культурах [В. Тэрнер, К. Леви-Строс].

7. Угнетение тела, насилие и претерпевание как основа самоидентификации [В. В. Савчук, О. М. Ломако, В. Л. Круткин, Д. Кампер].

8. Религиозно-аскетические практики и аскеза в спорте. Дисциплинированное тело, самодисциплина в спорте [Х. У. Гумбрехт, А.В.Чечулин, В. В. Розанов].

9. Идеологические мифы в спорте [И. А. Лебедев, Л.Рифеншталь].

10. Зритель, болельщик, фан в спорте. Проблемы канализирования насилия. Концепция «Массы» Э. Канетти.

11. Футбол как глобальный медиа-феномен. Осмысление причин тотальной современной популярности футбола [К. Айзенберг]

12. Правила в спорте и табу в архаической культуре [В. Тернер, К. Леви-Строс]

13. Взаимоотношение тренера и спортсмена. Психоаналитические стратегии объяснения. Взаимоотношения учителя и ученика (восточные традиции). Фигуры тренера и ученика [Н. В. Абаев, К. Г. Юнг, В. В. Давыдов, В. А. Пономарчук].

14. Женщины в спорте: гендерная идентичность и справедливость [Ю. Батлер, Т. Пулькинен, С. С. Родоманова].

15. Допинг: этические, экономические, психологические вопросы. Понятие «двойной морали» [Х. Ленк, Э. Франке].

      1. Критерии оценки сообщений

Сообщение предполагает устное выступление студента в пределах 10-15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос мнений по проблеме выступления: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.

При составлении сообщения студент должен использовать как специализированную литература по теме (академического формата), в том числе и указанную в квадратных скобках преподавателем, так и актуальную прессу. Обязательным условием является изложение собственной позиции по обсуждаемой проблеме, что предполагает включение в контекст собственной тренерской и педагогической практики.

Знакомство с оригинальными философскими текстами (философа или философского направления), изложение и анализ оригинала оценивается дополнительными баллами.

3.2.5. Тематика рефератов

  1. Игровая теория спорта.

  2. Игровое и неутилитарное как основные категории спортивного действия: оценка современной ситуации.

  3. Философема стадиона у Гераклита.

  4. Праздники и спорт.

  5. Правила в спорте и табу в архаической культуре.

  6. Понятие жертвы: в спорте, в культуре, в архаике.

  7. Фигуры жреца и судьи. Сходства и различия.

  8. Трикстер, игрок, спортсмен, актер. Сравнительный анализ.

  9. Спорт как культурная практика.

  10. Спорт в мире техники.

  11. Спорт в культуре общества зрелищ.

  12. Телевизионный спорт.

  13. Поведение спортсмена: добродетели, качества, стереотипы.

  14. Взаимоотношение тренера и спортсмена.

  15. Допинг: этические, экономические, психологические вопросы.

  16. Спорт и мода.

  17. Анализ представлений о теле в философии М. Мерло-Понти.

  18. Концепция тела М. Фуко.

  19. Место тела в «Ступенях орагнического» Х. Плеснера.

  20. Изложение основных положений «Феноменологии тела» В. А. Подороги.

  21. Принципы олимпизма и современная ситуация в мире спорта высоких достижений.

3.2.6. Методические указания по выполнению рефератов

Требуемый размер текста – от 15 до 20 машинописных страниц, кегль 12 или 14.

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, «Содержание», «Введение», основная часть, «Заключение» и «Список литературы». Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.

В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке; приводятся в алфавитном порядке.

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.

Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы.

Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте) – по предпочтению преподавателя, утвердившего тему реферата.

Реферат оценивается, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора учебной литературы по теме), в-третьих, способность ясно и четко ответить на вопросы по содержанию реферата.

      1. Общая схема формирования итоговой накопительной стоимости

1. Выполнение самостоятельных работ на семинарских занятиях при успешном выполнении может дать до 50 баллов (по 5 баллов за одну работу).

2. Подготовка одного сообщения и успешное проведение дискуссии может дать 10 баллов. (Возможны 2 сообщения за семестр).

3. Подготовка одного реферата может дать 10 баллов. (Возможны 2 реферата за семестр).

4. В исключительных случаях (по договоренности с преподавателем) возможно написание студентом исследовательской работы с последующим выступлением с докладом на конференции (или перед коллективом педагогов, например, на заседании кафедры). (Работа должна носить творческий и инновационный характер). Общая стоимость исследовательской работы может достигать 30 баллов.

5. По завершении курса проводится промежуточный контроль. Максимальная стоимость 30 баллов.

6. При успешном выполнении пунктов 1-5 студент набирает 100 баллов за семестр.

      1. Критерии оценки выполнения заданий

1. Самостоятельная работа на семинарах оценивается по двум параметрам: усвоение терминологического аппарата соответствующей темы и самостоятельность размышления.

2. Сообщение оценивается на основе содержательной полноты, способности ясно и четко сформулировать проблему, донести мнения и аргументы, существующие по этой проблеме, а также выработать и высказать свое мнение. Учитывается культура речи, способность спровоцировать аудиторию на размышление, инициировать вопросы (суметь заинтриговать и увлечь при изложении материала), а также умение модерировать дискуссию в аудитории.

3. Качество исследовательской работы оценивается по традиционным критериям для исследовательских работ, например, при написании кандидатских диссертаций или дипломов.

4. Промежуточный контроль в форме зачёта включает в себя устный опрос по двум из обсуждавшихся на лекциях и семинарах тем. Каждый из вопросов может быть оценен до 15 баллов.

5. Реферат оценивается, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора литературы по теме), в-третьих, способность в устном опросе по реферату ясно и четко сформулировать проблему и привести основные решения и аргументы.

    1. Объёмные требования к зачёту

(перечень вопросов для промежуточного контроля)

  1. Философия спорта: исторический обзор

  2. Спорт как одна из культурных практик человека.

  3. Социальная, коммуникативная, политическая функция спорта

  4. Спорт как техника тела. Понятие techne в культуре

  5. Спорт как перформативная практика

  6. Концепция спорта как игры

  7. Агон. Состязательный характер спорта

  8. Миф и ритуал в спорте

  9. Философия и спорт. Философ-спортсмен.

  10. Представление о теле в античной культуре

  11. Тело и дух в Средневековье

  12. Тело как машина в Новое время

  13. Возникновение фигуры «Спортсмена»

  14. Спорт и спортивный дух в современности

  15. Массмедиизация спорта. Спорт в культуре общества зрелищ.

  16. Спорт и здоровье. Культ и культура тела.

  17. Инвалидное тело: особенности восприятия, постижения и представления мира.

  18. Человек-спортсмен. Основные этические проблемы современного спорта.

  19. Спорт и воспитание. Фигуры тренера и ученика

  20. Религиозно-аскетические практики и аскеза в спорте. Дисциплинированное тело, самодисциплина в спорте.

  21. Судьба спортсмена. Спорт как самоинсценирование. Понятие жертвы в спорте.

IV. Форма итогового контроля

Освоение курса «Философия спорта» предполагает в качестве формы контроля сдачу зачёта.

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (68) – физическая культура. Освоение курса «Философия спорта» предполагает в качестве формы контроля текущий и промежуточный контроль. За прохождение текущего контроля студент может получить 70 баллов. Промежуточный контроль (в форме зачёта по материалу всей дисциплины) может быть оценен максимум в 30 баллов.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

V.1.1.

        1. Логос. Философско-литературный журнал. №3 (54), 2006.

        2. Философия спорта : хрестоматия / сост. А.И. Пешков ; Санкт–Петербургский гос. ун–т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : Изд–во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006.

V.1.2.

  1. Бурдье П.Социальное пространство и символическая власть /Начала. М.: Socio-Logos, 1994.

  2. Вульф К. Антропология. Изд-во С.Петербургского ун-та. 2007.

  3. Гумбрехт Х.У. Форма насилия. Похвальное слово красоте спорта.// «Неприкосновенный запас» № 3 (35), 2004.

  4. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. М., «Наука», 1988.

  5. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом. Пер. с лат. С.Я.Шейман-Топштейн/ Сочинения в двух томах. М.: Мысль. Т.2, 1994.

  6. Дубин Б.В. Спорт и культура тела в современном обществе // Интеллектульные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004.

  7. Зверева В. Специализированные тела в массовой культуре //Синий Диван, № 2, М. 2003.

  8. Кампер Д. Знаки как шрамы. Графизм боли //Мысль. 1997, №1. С.164-172. (Перевод автора).

  9. Канетти Э. Масса и Власть. М., 1997.

  10. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности (Философские очерки). – Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1993.- 172 с

  11. Лебедев А.В. Агональная модель космоса у Гераклита.// Историко-философский ежегодник. Отв. ред.: Мотрошилова И.В. М.: «Наука», 1987.

  12. Лебедев И.А. «Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал»// автореф. дис.канд. филос. наук. - СПб., 2006.

  13. Леви-Строс Клод. Первобытное мышление. М., «Республика», 1994.

  14. Лейбниц Г.В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом //Соч. в 4-х тт. Т. 1.

  15. Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры. Честное соревнование и структурная дилемма.// «Неприкосновенный запас» № 3 (35), 2004.

  16. Ломако О.М. Генеалогия воспитания. Санкт-Петербург, Изд-во СПбГУ, 2003.

  17. Люкевич В.П. Спортивная этика: Учеб. Пособие для студентов фак. физ. воспитания. Брест, 1991.

  18. Марков Б.В. Дух и тело в структурах языка // Ступени: Философский журнал. - 1994, №1 (8). - С.33-48.

  19. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Санкт-Петербург, «Ювента» «Наука». 1999.

  20. Мосс М. Техники тела. \\ Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

  21. Образование и насилие //Сб. ст. под ред. К.С.Пигрова. Санкт-Петербург, Изд-во СПбГУ, 2004.

  22. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.Прогресс, 1987.

  23. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию: Пер. с нем. «Российская политическая энциклопедия», 2004.

  24. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - М., Ad Marginem, 1995. - 339 с.

  25. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

  26. Ритуальное пространство культуры. – СПб: Изд. СПб филос. общества, 2001.

  27. Розанов В.В. Смысл аскетизма. //Соч. в 2-х тт., Т. 1, М. 1990.

  28. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., изд-во СПбГУ, 1995

  29. Салецл. Р. Извращения любви и ненависти. М., «ХЖ», 1999.

  30. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., «Республика», 2000.

  31. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.

  32. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

  33. Философская антропология как интерпретативная форма знания. Под ред. Маркова Б.В., А.В. Говорунова. СПб: Издательство СпбГУ, 2001.

  34. Фуко М. Воля к знанию/Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Пер. С.Табачниковой. М, Касталь, 1996.

  35. Хайдарова Г.Р. Феномен боли // автореф. дис.канд. филос. наук. - СПб., 2003.

  36. Хаймоне Ж.-М. Жертва: зрелище смерти // Ступени: Философский журнал. 1993. № 1. С. 88.

  37. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: Издательская группа “Прогресс”, “Прогресс-Академия”, 1992.

  38. Холье Д. Кровавые воскресенья // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. Спб.: Мифрил, 1994. СС.175-192.

  39. Юнгер Э. О боли. // Ступени. 2000, №11. (Пер. Г.Хайдаровой).

  40. Эйхберг Х. Социальное конструирование времени и пространства // Логос. . Философско-литературный журнал. №3 (54), 2006.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, Наука, 1989.

  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - № 6.

  3. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., издательство «Речь». 2002.

  4. Давыдов В.В. Виды общения в обучении / В.В. Давыдов. - М. : [б.и.], 1972

  5. Ингхэм, А. Структура игровой деятельности / А. Ингхэм, Дж. Лоу // Спорт и образ жизни : сб. ст. / сост. В.И.Столяров, З. Кравчик. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 65-84.

  6. Левада, Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия / Ю.А. Левада // Системные исследования. Методологические проблемы : ежегодник. —М. : Наука, 1984. - С. 273-278.

  7. Мильштейн О.А. Олимпийская сага. М., Терра-Спорт, Олимпия Пресс 2001.

  8. Новиков, А.Д. Игра и спорт / А.Д. Новиков, В.Т. Гришин // Теория и практика физ. культуры. – 1973. - № 2.

  9. Пономарев, Н.И. Феномен игры и спорт / Н.И. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. – 1972. - № 8.

  10. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. - М.: Федер. ин-т социологии образования, 1994.

  11. Пулькинен Т. О перформативной теории пола. Проблематизация категории пола Юдит Батлер //Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. Санкт-Петербург, 1999. С. 72.

  12. Радин П. Трикстер. Исследование мифологии североамериканских индейцев, с комментариями К.К. Кереньи и К.Г. Юнга. Санкт-Петербург. Евразия, 1999.

  13. Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб., «Петрополис». 2001.

  14. Спорт, духовные ценности, культура. — вып. 1-9: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. М., РАО, Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 1997-1998.

  15. Столяров, В.И. Методологические вопросы разработки теории спорта / В.И. Столяров // Тез. докл. Всесоюз. конф. "Спорт - науке, наука - спорту", 20-24 авг. 1984 г. Ч. 2. – Новосибирск : [б.и.], 1984. - С. 3-4.

  16. Хаймоне Ж.-М. Жертва: зрелище смерти // Ступени: Философский журнал. 1993. № 1. С. 88.

  17. Чечулин А.В. Негативная антропология. Санкт-Петербург, 1999.

  18. Чжуан-Цзы // Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2-х тт. - М.:Мысль, 1972. Т.1.- С. 248-294.

  19. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М., «Гнозис», 1994. С. 138.

  20. Юнг К.Г. Комментарий к немецкому переводу даосских трактатов “Секрет Золотого Цветка” и “Книга Прозрения и Судьбы” // Восхождение к Дао. Сост. В.В.Малявин. М, 1997. С. 273.

  21. Юнг К.Г.. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

VI. Словарь основных терминов и понятий

Антропология тела. Одна из дисциплин, входящая в общее направление социальной и культурной антропологии. Основные принципы выделения антропологии тела в отдельную антропологическую дисциплину следующие. Человеческое общество - не искусственное понятие, созданное разумом, но «система активных сил» (Э. Дюркгейм), социобиологический и культурный феномен, результат эволюционного процесса. Человеческое тело включено в производство многих сложнейших социокультурных и познавательных функций и является частью социальной жизни. Картезианский принцип механического разделения сознания ("души") и тела потерял действенность как инструмент антропологического познания. В том смысле, в каком, например, физиология движения Н. Бернштейна, кинезика Р. Л. Бердвистеля и проксимика Е. Т. Халла представляют собой микроскопический анализ человеческого движения в зависимости от чисто физиологических или культурных детерминаций, демография и популяционная генетика соотносятся с моделями поведения больших групп и относятся области макроскопического анализа. Антропология тела как дисциплина обретает свой объект исследования на пересечении этих двух дополняющих друг друга типов анализа (см.: Антропология тела, The anthropology of Body, ed. J. Blacking, 1977). Все телесные функции - состояния, виды движений, ритмы, порядок чувствований и ощущений неотторжимы от социальной жизни, Т.е. от полной включенности человеческого тела ("организма") не только в самое элементарное движение, но и в разнообразные формы пространственно-временных, психосоматических, перцептивных, коммуникативных, символических и познавательных процессов. Антропология тела занимается исследованием всех областей социальной жизни (предельно широко понимаемой), где, так или иначе, проявляются значимые функции тела (т.е. влияющие или подчас определяющие развитие того или иного социокультурного процесса, феномена или поведения). (В. А. Подорога. Словарь аналитической антропологии)

Другой. Понятие, получившее наиболее полное истолкование в экзистенциально-феноменологической философии, и, прежде всего в "Бытии и ничто" Ж.-П. Сартра (J.-Р Sartre. L'etre et neant, 1943). Тема другого - линия демаркации между классической и современной философией экзистенциально-феноменологической, герменевтической или постструктуралистской). В классической философской традиции тема другого отсутствует, так как в центре ее внимания — автономия и суверенность человеческого разума.

В современной философии тема другого сохраняет широкую онтологическую перспективу. Можно выделить, по крайней мере, три наиболее влиятельные онтологические перспективы в интерпретациях темы: экзистенциально-феноменологическую, герменевтическую и постструктуралистскую. Экзистенциально-феноменологический анализ темы другого представлен работами Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Марселя, С. Франка, Г. Шпета, Ж- П. Сартра, М. Мерло-Понти, Х. Ортеги-и-Гассета. В этой традиции принято понимать под Другим понятие межличностного или социального общения другого человека.

Герменевтический, "диалогический" анализ темы Другого. Первоначальные различия. Понимательно-герменевтический тип анализа не сводится к диалогическому и не определяется последним; в истории герменевтической традиции философствования они представлены разными именами. Основные идеи герменевтического анализа нашли свое выражение в работах В. Дильтея, Г.- Г. Гадамера, П. Рикерта и др. В данном случае следует оставить в стороне представление о другом как конкретном лице, теле, «бросаемом взгляде», объекте, двойнике, который всегда на определенной дистанции то там, то здесь, то далеко, то внутри, то вне, где меры всех внешних и внутренних дистанций определяются трансцендентальной, осевой, центральной позицией субъекта. Необходимо ввести иного онтологического посредника всех возможных смысло-понимательных отношений: текст (язык, традицию, технику интерпретации). Отношение к себе и отношение в другому строится на основе текстов, образованных движением в культуре и человеческом опыте множества знаков, в интерпретации которых мы нуждаемся, чтобы понять себя, цели, смысл "своего" поведение и поведения других. Нет ничего, что бы открывало себя, являлось, минуя промежуточную сферу наделения смыслом, которую мы находим во множестве текстов культуры, традиции, повседневности. На первый план выдвигается "искусство интерпретации". "Под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, и, разумеется, речь" (П. Рикер). Все требует пони мания и интерпретации. Тема другого не выделяется. Другим является все то, что не подверглось интерпретации, что остается непонятым, что не наделено смыслом.

Поcmcmpyкmуралuстский анализ темы Другого. Сюда прежде всего, следует отнести исследования Ж. JIакана, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Делеза, Ж. Деррида и др. Здесь значение темы Другого неизмеримо возрастает. Лакан, разрабатывая структуралистскую версию психоанализа, обновляет понятие Другого, связывая его являемость в мире с областью бессознательного. И в силу того, что бессознательное у Лакана имеет черты лингвистически "хорошо структурированного" объекта, то и Другой получает сходные качества. Формула Лакана: «.. бессознательное есть дискурс другого». Смысл явления другого как инстанции, контролирующей наши способы вхождения в мир символических ценностей. Другой деперсонифицируется, лишается своей экзистенциально-феноменологической данности. Другой - это все то, что мы есть независимо от того, что мы думаем по поводу себя и других. Другой - это закон (совокупность правил, которые позволяют вступать в символический порядок культуры и получать право на пользование ее символами). (В. А. Подорога. Словарь аналитической антропологии)

Медиасубъект. Медиасубъект наследует родовые признаки субъективной модели, которую находим в различных философских школах. Новые медиа не только задают новую форму коллективного тела, но и инкорпорируются в него. В соответствии с природой медиа необратимые изменения происходят и в средствах, и с участниками коммуникации, и в результатах коммуникации. Как следствие формируется новая фигура — здесь действует магия точного найденного и широко используемого теоретиками коммуникации слова — коммуникант. Массмедиальное тело состоит из коммуникантов — но, что ближе к истине, — оно использует коммуникантов. Коммуникант есть конверсив медиасреды, реактивно отражающий мутации социального, биологического, психологического, идеологического и прочих тел, составляющих тело массмедиа.

Коммуниканты — актуальная форма интерсубъективности. И нет им числа, как нет ограничений в пространстве и во времени. Коммуниканты неотделимы от средств коммуникации, как минотавр неотделим от лабиринта, а кентавр — от воображения. Они создают среду в той же мере, в какой медиасреда создала коммуникантов (В. В. Савчук. Медиафилософия).

Мимезис (подражание). Родственные термины: вчувствование, Eiпfuhlung, сопричастность, participation (Л Леви-Брюль), отражение, повторение, заражение. Понятие мимезиса или подражания используется в современных исследованиях .массовых коммуникaций, власти, в теориях психоанализа и психотерапии (особенно, интерактивной), эстетике, социологии и антропологии культуры, этологии, философии истории, этнологии, герменевтических (диалогических) философиях, в религиозных и квазирелигиозных доктринах.

Можно выделить по крайней мере три наиболее устойчивых типа миметических отношений: 1) инстинктивное или спонтанное подражание (Природа) - основная, эволюционно сформировавшаяся, защитно-адаптивная реакция живого существа на внешние раздражения; психофизиологическая и поведенческая данность (достаточно упомянугь о детском и "животном" миметизме) (В. А. Подорога. Словарь аналитической антропологии)

Образ тела. В русской традиционной этимологии человеческое тело сводимо не к собственно телесному образу, а к целостности, тело, это то, что цело, цельное, законченное, завершенное, это то, что имеет завершенную и целостную форму (ПА Флоренский). При определении границ образа тел необходимо учитывать то, что феноменальное тело не понимается как нечто данное, материальное и ограниченное (во времени и пространстве) как объект или "вещь", но как представление (т.е. тело предстает всегда в виде образа, значения порядка феноменов.

Образы тела, как и любые образы определяются из экономии желания, не полезности, инструментальности или телеологии; образы не функциональны, не орудийны, а уникальны, и единственны, сохраняют смысл в индивидуальном восприятии, воображении, "историях жизни", воспоминаниях, маниях и фобиях, и не могут быть замещены "объективными представлениями". Парадоксальность образа тела - в том, что он законченно целостен в акте переживания, но частичен, фрагментарен в акте воплощения, актуализации (В. А. Подорога. Словарь аналитической антропологии

Перформативный поворот. После лингвистического поворота и иконического поворота 70-х и 90-х гг. прошлого века, в которых были обозначены языковая и образная укорененность действия и познания, на переломе веков в культурологических науках намечается перформативный поворот, в перспективе которого культурное действие рассматривается как инсценирование и исполнение. Все три «поворота» — это повороты к антропологическому способу рассмотрения. В первом случае речь идет о зависимости человеческих взаимодействий и познания от языка, во втором — о конституирующей роли воображаемого для культуры и в третьем — о форме и структуре человеческого действия, собирающего тело. В рамках перформативного поворота, иконического (пикториального) поворота и лингвистического поворота происходит ориентация на принципы Исторической Антропологии. Кроме того, во многих исследованиях перформативности выявилась попытка вовлечь в работу перспективы, достигнутые двумя другими «поворотами». Это опять-таки возможно потому, что оба аспекта перформативности, «перформативное высказывание» и «эстетическое исполнение» имеют непосредственное отношение к перформативной стороне языка и образов.

С конца девяностых годов прошлого века стали говорить о перформативном повороте в культуре, следующем за лингвистическим поворотом (термин «linguistic turn», как полагают исследователи, введен Р. Рорти в 1967 г.) и иконическим поворотом (авторами концепта которого принято считать Вильяма Дж. Томаса, предложившего terminus novus — «pictorial turn» в 1992, а затем историка искусства из Базеля Готфрида Бема, предложившего в 1994 г. термин «iconic turn»). В этом ряду термин перформативный поворот (ему посвящены два номера «Параграны»: «Культура перформативного» (1998) и «Теории перформативного» (2001)) является логическим продолжением ряда поворотов, свершившихся в философии ХХ в. Понятие перформативности, использовавшееся ранее в лингвистике, приобретает здесь отчетливо выраженный телесный аспект: «Инсценирующий и исполняющий характер действия, речи и поведения, тесно связанный с телом человека, называется перформативным. Тем самым выбрана другая точка зрения на человеческое действие, чем когда мы прочитываем и герменевтически раскрываем символическую структуру действия по аналогии с текстами» (К. Вульф. Антропология).

Тело без органов, corps saпs orgaпes (франц.). Впервые термин появляется у французского поэта А.Арто, близкого к сюрреализму и группе Дада, развивавшего идеи нового театра, "театра жестокости". Идея театра, жестокости солидарна с мифом о достижении пределов сценического выражения страсти; человеческое тело (актерское прежде всего) должно выражать себя в движениях, которые не были бы предопределены организацией органов, были бы не органичными и органоподобными, а творимыми. Наши тела - это организмы, а не тела, (•Тело есть тело, оно одно, ему нет нужды в органах, тело не организм, организмы - враги тела, все, что мы делаем, происходит само по себе, без помощи какого-либо органа, всякий орган паразит.

Тело-без-органов является прежде всего аналогом тел движения: протоплазматическая субстанция (В. Райх, С. Эйзенштейн), космическая плоть (Д. Лоуренс), гротесняа телесность (М. Бахтин), танцующее тело (Ф. Ницше, П. Валери), тело эвритмическое или эфирное (Р. Штейнер, А. Белый, М. Чехов). Сильная эмоциогенная ситуация, шок или подъем чувств создают движение, которое направляется (против организма" и нашего Я-чувства (чувства психосоматической и осознаваемой идентичности). Сильная эмоциогенная ситуация является, если можно так выразиться, агрессией против организма. Мобилизация энергетических ресурсов организма в этом случае столь велика, что исключает возможность их использования в адаптивно-приспособительных реакциях; возбуждение приводит к •биологическому травматизму", характеризующемуся, в частности, нарушением функционирования органов, иннервируемых симпатической и парасимпатической системой" (П. Фресс, Ж. Пиаже). В сущности, этот вид тела – тело-без-органов может быть приравнен к "первичной материи».

Понятие тела-без-органов вводится в современную философскую мысль Ж.Делезом и Ф.Гваттари в таких работах, как "Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения" (Anti-ОЕdiре, 1972), "Кафка" (Kafka. Pour une litterature mineure, 1975), "Ризома" (Rhizome, 1976), "Тысяча поверхностей" (Мillе plateaux, 1980). Тело-без-органов ~ не это или другое тело, не мое тело, но и не тело-объект;• если оно и существует, то по другую сторону от общепринятого представления о телесной реальности.

Феномен боли. Боль двойственна: с одной стороны, она выступает чуждой помехой, которую каждый стремится избежать, с другой стороны, она проявление организма, предупреждающее об опасности и мобилизующее его силы; она непосредственно связана с каждой индивидуальной жизнью и в то же время характеризует данную культуру, социально-временной срез. Речь о боли актуальна в любой культуре, в каждую эпоху существовали свои представления о ней. В религиозных и философских системах можно найти различные подходы к боли. Анализ представлений о боли в определенном социально-культурном контексте характеризует само общество, задает масштаб его “гуманности”, проливает свет на своеобразие культуры, ее тип рациональности, плотность социальных связей. Например, в современном западном обществе переживание боли считается негативным опытом (или в некоторых случаях маргинальным), гуманность выражается в оперативном обезболивании (Г. Р. Хайдарова. Феномен боли).

Fairness. Нужно различать между «формальной» и «неформальной» честной игрой (fairplay). Неформальная честная игра в спортивной традиции понимается как джентльменское поведение, как «рыцарство» или «спортивный дух». В «спортивном» или «рыцарском» духе следовало бы не только соблюдать правила игры, но и уважать тех, с кем играешь, как - и даже прежде всего как - людей, партнеров и так далее.

Формальная честная игра, напротив, есть нечто вроде того, что социологи называют сегодня «обязательной нормой» - такой нормой, которой необходимо подчиниться. Кто нарушает эту норму - таково условие формальной честной игры - бывает наказан, к нему применяют негативные санкции - вплоть до исключения. Формальная честная игра характеризуется поэтому точным соблюдением так называемых «основных правил игры», которые, так сказать, определяют игру. Например, применение рук в футболе находится вне правил игры. К формальной честной игре относится также соблюдение регулирующих правил внутри игры - например, в обращении с противником; так, нельзя ставить ему подножку или сбивать его с ног без прикосновения мяча; сюда же относится безусловное повиновение решениям судьи. Все это, конечно, формальные условия, которые должны обеспечить или поддержать идею равенства шансов (или, лучше сказать, равного права на шансы), формальное равенство шансов на успех или стартовых шансов, а также шансов проявить себя в процессе соревнования.

Нужно отличать честность соревнования и честность конкуренции, в противоположность общим требованиям справедливости в социальной этике и понятию справедливости как «социальной честной игры» - поскольку только первые два вида честности играют центральную роль в этике спорта. Традиционное требование «играть честно» в обоих смыслах касается в первую очередь так называемого общества достижений, конкуренции и соревнования; там оно представляет собой своего рода нормативную идею для регламентации конкуренции или соревнований. При этом оно создает прежде всего формальную ориентацию, но обладает также более широкой неформальной ориентирующей ценностью. Важно отчетливо видеть эти две стороны. В целом речь идет, конечно, скорее о функциональной идее, о роли регламентации, контроля, соблюдения определенных правил конкуренции или соревнования. Идея честной игры представляет собой в этой связи формально-функциональную ценность, руководящую идею, каковая особенно необходима в спортивных соревнованиях, но при этом часто искажается или нарушается. Нарушение должно подвергаться (штрафным) санкциям, нарушитель - наказанию, в том числе и для того, чтобы восстановить формально равные шансы на успех (Х. Ленк. Структурная дилемма).

Homo pictor. С развитием визуальной культуры становится несомненным, что образы играют главную роль в понимании настоящего. Поэтому в культурологических науках образы вновь привлекают к себе внимание, что получило название «пикториального поворота». Важнейший вопрос, что такое образ, влечет за собой последующие не менее важные вопросы: как используются образы? Что образы делают с нами? Вообще, имеет ли смысл говорить об образах.

Человек характеризуется способностью создавать с помощью фантазии образы. Образы осциллируют между теми, которые имеют иератически-магический характер, в них образ идентичен тому, что он показывает, и теми, которые уже ничего не репрезентируют, а только симулируют. Между этими двумя типами располагаются те образы, в основе которых лежит репрезентация, отношение которых к миру и к другим образам миметично. В соответствии с этим можно выделить три вида образов: образ как магическое присутствие, образ как миметическая репрезентация, образ как техническая симуляция (К. Вульф. Антропология).

VII. Методические рекомендации для преподавателей

Курс «Философия спорта» неизбежно имеет авторский характер, поскольку как актуальная развивающая дисциплина оставляет значительное пространство свободы для преподавателя. В силу популярности спорта в современном обществе и широкой представленности спортивной жизни в массмедиа преподаватель призван активно включать в занятия актуально обсуждаемые проблемы и события, которые как могут служить демонстрационным материалом, так и становится базовыми для философского анализа.

Исходить следует из того тезиса, что современный спорт – это не автономная, замкнутая на себе и живущая по своим законам, саморазвивающаяся часть культуры, а следовательно, рассматривать его нужно как часть социума, как одну из социальных практик; соответственно анализировать процессы в нем нужно не методами специальных спортивных наук, а методами социальных и культурологических наук. Задача философии спорта как дисциплины – критический анализ, философская рефлексия культурных, социально-антропологических феноменов, связанных со спортом (в широком смысле, не разделяя на массовый спорт и спорт высоких достижений). Но с другой стороны, для анализа этих феноменов нет необходимости в разработке специальной терминологии, специальных концептов и методов. Скорее спорт позволяет использовать существующие философские концепты как своего рода арена, где философские концепции могут продемонстрировать свою эффективность. Наиболее перспективными и успешными при философском анализе актуальных проблем в сфере спорта, на мой взгляд, являются анализ спорта как одной из перформативных практик и анализ спорта средствами семиотического анализа, как одного из языков культуры.

Принципиальной для успешного понимания студентами-магистрантами содержания курса является исходная установка на то, чтобы не разделять в ходе философского анализа явления в сфере спорта на массовый спорт и спорт высших достижений, делая больше упор, например, при решении мировоззренческих проблем на профессиональную занятость в сфере спорта или же потребительское отношение к спорту.

Часто оказывают демонстрационную помощь сопоставления явлений в спорте с явлениями в искусстве, поясняющие основные социально-культурные тенденции.

Преподаватель дисциплины «Философия спорта» должен постоянно сохранять в центре своего внимания основную задачу: формирование актуальной картины мира профессионала в сфере физической культуры и спорта, что предполагает выработку профессионального мировоззрения и навыка самостоятельно разрешать мировоззренческие проблемы, то есть формировать свое мнение по актуальным проблемам и занимать активную и ответственную позицию в предъявлении обществу своей позиции и действии в соответствии с ней.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине социология безопасности основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Социология безопасности» федерального компонента цикла ДПП – цикла дисциплин предметной подготовки – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине речевая коммуникация основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Речевая коммуникация» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия» Для студентов всех специальностей дистанционной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    Современное российское общество, развивающееся в рамках постиндустриальной цивилизации, нуждается в фундаментально образованном, профессионально компетентном человеке, творческой личности, подготовленной к различным видам преобразующей деятельности.

Другие похожие документы..