Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Тема № 2. В.А.Жуковский. Лирика Жуковского: художественный метод, романтическое двоемирие, лирический герой. Баллады Жуковского: «поэзия ужасного», «р...полностью>>
'Урок'
Цели урока: 1. создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме; 2.создать условия для развития логического мышления, поисково-познавате...полностью>>
'Документ'
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие без ...полностью>>
'Документ'
Определение матрицы. Сложение матриц с компонентами из абелевой группы. Умножение матрицы с компонентами из коммутативного кольца на скаляр. Свойства...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «государственное и муниципальное управление» Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Рекомендуется для направления подготовки

080400 «Управление персоналом»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

  1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» предназначена для подготовки бакалавров, обладающих знаниями в различных уровнях и ветвях системы управления. Цель дан­ной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студен­тов представление о государственном и муниципальном управлении как о целост­ной системе:

• обеспечивающей принятие целенаправленных решений, связанных с социально-экономическим развитием обще­ства, и их реализацию;

• имеющей сложную иерархическую структуру, элементы ко­торой взаимодействуют в рамках единого правового, эко­номического и финансового пространства.

Задачи курса:

• сформировать у студентов представление о государствен­ном управлении как о системном понятии, включающем такие категории как принципы и функции управления, распределение функций управления между различными структурными элементами системы, интересы и цели их то развития;

• познакомить студентов с системами управления в некото­рых ведущих развитых странах мира и организацией в этих странах взаимодействия различных уровней — националь­ного, регионального и муниципального;

• дать представление об особенностях государственного уп­равления в России как федеративном государстве: струк­туре органов государственного управления, федеративных отношениях, государственной региональной политике, субфедеральном управлении и местном самоуправлении;

• обеспечить понимание сущности бюджетного федерализма и его связи с формированием бюджетной системы государства, с распределением функций управления между различными элементами системы государственного управ­ления.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» относится профессиональному циклу, входит в его вариативную часть.

Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе следующих дисциплин:

  • Социология;

  • Политология;

  • Правоведение;

  • Экономическая теория;

  • Основы теории управления;

  • Управление персоналом организации;

  • Административное и гражданское право.

Основные требования: В процессе изучения дисциплины студенты, опираясь на ис­пользование знаний теории общественного воспроизводства, принципов системного подхода, получают возможность после­довательно рассмотреть общую систему государственного уп­равления и ее основные элементы, организационно-управлен­ческую структуру системы управления, финансово-экономиче­скую основу реализации управленческих решений и механизмы, обеспечивающие их выполнение. Изучение дисциплины «Государственное и муниципальное управление» дает представление о государстве и муниципальном образовании как сложной социальной системе, об основных принципах функ­ционирования, основных целях и задачах системы государствен­ного управления, формах и методах взаимодействия между раз­личными уровнями государственной власти, между государственными и местными органами власти. Изучение курса помогает определять тип государственных систем управления, использовать теоретические принципы государственного управления при формулировке управленческих задач и методов их решения, формулировать цели и принципы реализации основных направлений государственной политики, анализировать проблемы социально-экономического развития, определять факторы, влияющие на их решение, и находить подходы к их решению.

Основные дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

  • Основы финансового менеджмента;

  • Социальное страхование;

  • Антикризисное управление персоналом

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- знает систему государственного и муниципального управления;

- умеет выстроить алгоритмы взаимодействия организаций с органами;

- способен обеспечивать эффективную систему набора, отбора, найма, адаптации, мотивации, контроля, обучения, повышения квалификации, ротации и создания кадрового резерва в государственной и муниципальной службе;

- способен участвовать в реализации программы по развитию кадров в государственной и муниципальной службе.

    В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- Специфику системы государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы

Уметь:

- обеспечить эффективную систему управления кадрами в государственной и муниципальной службе;

- разрабатывать алгоритмы взаимодействия организаций с органами государственного и муниципального управления по вопросам кадровой политики.

Владеть:

- современными технологиями управления кадрами в государственной и муниципальной службе.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, пятый семестр.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

54

В том числе:

-

Лекции

22

Практические занятия (ПЗ)

32

Самостоятельная работа (всего)

90

В том числе:

-

Контрольная работа №1

17

Интерактивное общение

20

Контрольная работа №2

17

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Содержание и основные направления изучения системы государственного и муниципального управления

ТЕМА 1. Содержание системы ГМУ

Принципы формирования государственного управления. Общественное производство как основа системы государственного управления. Признаки системы государственного управления. Субъект и объект государственного управления. Уровни государственного управления. Ветви власти. Центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений.

Формирование государственной политики и ее реализация. Основные направления деятельности в системе государственного управления: государственное регулирование экономики, управление социальной сферой, формирование государственной политики и ее реализация, управление конфликтными ситуациями. Предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов федерации. Основные модели хозяйствования в современном мире. Организация законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ. Основные цели региональной политики. Институциональные основы региональной политики в РФ.

ТЕМА 2. Основные научные школы, изучающие систему государственного управления

Развитие представлений о формах государственного устройства. Платон, Аристотель, Гоббс, Макиавелли, Кант, Гегель, Маркс, Ленин, Вебер. Российский либерализм XIX в. и поиск оптимальной модели местного самоуправления. Республика как форма государственного управления и ее модификации. Монархия как форма государственного управления и ее модификации. Хозяйственные модели и формы хозяйствования. Кейнсианские принципы государственного управления. Монетаристские принципы государственного управления. Концепция государственного управления М. Фридмана.

ТЕМА 3. Система государственного управления зарубежных стран: институциональный, функциональный и организационный анализ

Структура государственного управления в ведущих странах мира: институциональный, функциональный и организационный анализ. Принципы государственного устройства в странах развитой демократии. Система государственного управления в США. Штаты, графства, тауны и тауншипы, муниципалитеты, школьные и специальные округа в системе государственного и муниципального управления США. Система государственного и муниципального управления во Франции, в Швеции, ФРГ. Сравнительный анализ зарубежного опыта.

Раздел 2. Федеральные органы государственного управления РФ

ТЕМА 4. Президент РФ

Становление системы президентского правления в РФ. Полномочия Президента РФ. Структура Администрации Президента РФ. Основные органы и ведущие должностные лица. Система полномочного представительства Президента в Федеральных округах: их функции и сфера ответственности. Совет безопасности, его структура и основные функции.

ТЕМА 5. Законодательные и представительные органы государственной власти

Полномочия Федерального собрания РФ. Двухуровневая система Федерального собрания. Законодательные и представительные основы формирования Федерального собрания. Государственная дума РФ, ее основные функции. Порядок избрания Государственной Думы и формирования ее структуры. Процедура определения ведущих ответственных лиц в Государственной Думе РФ. Совет федерации РФ, его основные функции. Порядок формирования Совета Федерации РФ.

ТЕМА 6. Исполнительные органы государственного управления

Основные функции федеральных органов исполнительной власти. Состав Правительства РФ. Процедура назначения и освобождения от должности Председателя правительства РФ. Нормативные акты Правительства РФ. Двухступенчатая структура исполнительной власти. Виды федеральных органов исполнительной власти: Федеральные министерства, агентства и службы. Основные их функции и новый порядок переподчинения.

ТЕМА 7. Судебная система РФ

Суд как государственный орган. Судопроизводства, специфика дел по судопроизводству. Виды судебной власти по уровню. Подсистемы судебной системы: конституционная, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Мировые суды и их компетенции. Суды с участием присяжных заседателей.

ТЕМА 8. Государственная и муниципальная служба РФ

Система государственной и муниципальной службы: основные принципы и нормативное регулирование. Кадровое обеспечение. Особенности муниципальной службы. Категории государственной и муниципальной службы. Государственные (муниципальные) должности. Категории, группы и чины в системе государственной (муниципальной) службы. Квалификационные разряды государственной (муниципальной) службы. Права и обязанности гражданского служащего. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

Организационные формы управления работы с обращениями граждан. Работа с населением, общественными организациями, гражданами и организациями, расположенными на территории муниципального образования.

ТЕМА 9. Другие органы в системе управления государством

Система прокуратуры. Порядок назначения и отстранения Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ. Акты прокурорского надзора.

Центральная избирательная комиссия. Ее основные функции. Порядок формирования ЦИК. Основные функции Центрального Банка РФ. Назначение и освобождение от должности Председателя, членов Совета директоров Центрального Банка РФ. Счетная палата, ее функции и процедура формирования.

ТЕМА 10. Конфликт интересов

Правовое регулирование проблемы конфликта интересов. Основные принципы урегулирования конфликта интересов. Органы урегулирования конфликта интересов. Состав комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Раздел 3. Система органов государственного управления в субъектах РФ

ТЕМА 11. Система государственного управления в субъектах РФ

Структура Федеративного устройства РФ. Региональная власть. Система органов государственной власти субъекта РФ: Законодательный (представительный) орган субъекта, Высший исполнительный орган, Высшее должностное лицо субъекта.

Структура органов республиканской, краевой, областной администрации. Организационная структура администрации автономной области и автономного округа.

ТЕМА 12. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ

Процедура формирования законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Название и структура законодательного органа субъекта РФ. Двухступенчатая структура парламента некоторых субъектов РФ. Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Прекращение его полномочий.

ТЕМА 13. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ

Основные полномочия Высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Структура и основные чины органов исполнительной власти субъекта РФ.

ТЕМА 14. Высшее должностное лицо субъекта РФ

Названия и основные полномочия Высшего должностного лица субъекта РФ.

Взаимодействие высшего должностного лица с законодательными, исполнительными органами власти федерального уровня и уровня субъекта РФ.

ТЕМА 15. Новый порядок избрания, отрешения от должности Высшего должностного лица субъекта РФ

Нормативная правовая основа изменения процедуры избрания, отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ. Порядок его избрания и основные полномочия. Ограничения и запреты при избрании высшего должностного лица субъекта РФ. Досрочное прекращение полномочий Высшего должностного лица субъекта РФ.

Раздел 4. Система муниципального управления

ТЕМА 16. Муниципальная власть и местное самоуправление

Содержание и структура понятия муниципальная власть. Население муниципального образования. Муниципальные финансы, муниципальная собственность и муниципальные нормы.

Опыт становления местного самоуправления в России. Сравнительный анализ зарубежного опыта. Муниципальное образование как социально-экономическая система. Признаки муниципальных образований. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Основные функции местного самоуправления. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований.

ТЕМА 17. Органы муниципального управления в муниципальных образованиях РФ

Модели местного самоуправления в РФ. Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения и основные элементы.

ТЕМА 18. Процесс муниципального управления.

Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления. Кадровое обеспечение. Планирование деятельности местной администрации. Организация труда муниципальных служащих.

Решения в процессе муниципального управления. Использование современных информационных технологий в работе местной администрации. Работа с населением, общественными организациями, гражданами и предприятиями, расположенными на территории муниципального образования.

Взаимоотношения государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий. Система контрольных органов государственного и муниципального управления.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

Основы финансового менеджмента

+

+

-

+

2.

Социальное страхование

-

+

+

+

3.

Антикризисное управление персоналом

-

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Всего

час.

Раздел 1. Содержание и основные направления изучения системы государственного и муниципального управления

5

5

9

19

Раздел 2. Федеральные органы государственного управления РФ

10

21

30

61

Раздел 3. Органы государственного управления в субъектах РФ

4

5

9

18

Раздел 4. Система муниципального управления

3

3

6

12

6. Лабораторный практикум – не предусмотрено

7. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудо-емкость

(час.)

1

ТЕМА 1. Сущность и содержание государственного и муниципального управления (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

  1. Государственное управление как деятельность и как вид социального управления.

  2. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и специальная дисциплина.

  3. Причины возникновения государственного и муниципального управления.

  4. Объект, предмет, цель изучения системы государственного и муниципального управления.

  5. Предмет и методы общей теории государственного и муниципального управления.

  6. Понятие и виды законов. Сущность и особенности законов государственного управления.

  7. Сущность управленческих отношений и их классификация.

Принципы управления. Основные принципы государственного и муниципального управления.

1

1

ТЕМА 2. Основные научные школы, изучающие систему государственного управления (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

  1. Наука государственного управления в древности

  2. Становление науки государственного и муниципального управления.

  3. Развитие науки государственного и муниципального управления в России.

Связь науки государственного и муниципального управления с другими науками.

1

1

ТЕМА 3. Система государственного управления зарубежных стран

Вопросы к теме:

  1. Формы Законодательной власти.

2. Действующие системы Исполнительной власти.

3. Судебная система зарубежных стран.

1

1-2

ТЕМА 4. Государственная власть в Российской Федерации

Вопросы к теме:

  1. Государственный орган как системообразующий элемент организационной структуры государственного управления.

  2. Правовой статус государственного органа.

  3. Федеральные органы государственного управления.

  4. Органы государственного управления субъектов РФ.

Проблемы взаимоотношений органов государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов России.

4

1-2

Тема 5. Органы государственного управления на федеральном уровне (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

  1. Президентская власть.

  2. Органы законодательной власти РФ.

Исполнительные органы РФ.

5

2

ТЕМА 6. Федеральные органы государственного контроля (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

  1. Судебная система.

  2. Система Прокуратуры РФ.

Счетная Палата.

5

2

ТЕМА 7. Управленческий труд как исполнение государственной гражданской службы

Вопросы к теме:

  1. Основное содержание и специфика государственной службы гражданских служащих.

  2. Руководители органов государственного управления в системе государственной власти.

  3. Планирование гражданской службы (работы) руководителей и специалистов органов государственного управления.

  4. Порядок подготовки и проведения служебных совещаний.

Эффективность деятельности гражданских служащих.

5

3

ТЕМА 8. Органы государственного управления субъекта РФ (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

  1. Высший исполнительный орган субъекта РФ.

  2. Высший законодательный орган субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ.

5

4

ТЕМА 9. Муниципальное управление (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

  1. Местное самоуправление как особая форма публичного управления.

  2. Нормативные правовые основы местного самоуправления.

  3. Органы местного самоуправления.

3

2

ТЕМА 10. Организация работы с обращениями граждан (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

1. Формы обращения граждан в органы государственного и муниципального управления.

2. Организационные формы управления по работе с обращениями граждан.

3. Сроки рассмотрения обращения граждан.

4. Организация личного приема граждан и работы с письменными обращениями.

5. Организация контроля за исполнением обращений граждан.

6. Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

4

8. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Норма, 2009.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

б) дополнительная литература

1. Горбачев А.И. Теория и организация государственной службы: Альбом схем. М.: РАГС, 2003.
2. Государственная служба: Учебник. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.

3. Муниципальное управление: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006

5.Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006

6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005

7. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление – Учебник, 2006

8. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Флинта, 2008

9. Кирсанова М.В., Кобук С.П., Аксенов Ю.М. Делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004

в) программное обеспечение:

MS Office, Internet Expiorer.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

/

/

/

/

http://www.consultant.ru/

www.garant.ru

/. Журнал электронный Кадровый менеджмент.

/. Кадровое дело.

. Все об организации труда, мотивации, развитии персонала.
/. - официальный сайт "Организации труда, мотивации труда, развитии персонала, официальные документы".

Компания Business Relations Management

/blog

www.wikipedia.org

www.vivactiv.ru Тренинговая компания Vivактив

/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения учебного процесса материально-техническими ресурсами используются:

  1. Компьютерный класс, оборудованный для проведения практических работ средствами оргтехники, персональными компьютерами, объединенными в сеть с выходом в Интернет;

  2. Установленное лицензионное программное обеспечение.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В основу разработки бально-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете. Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним промежуточного контроля.

Самостоятельная работа студентов

2 семестр

Количество баллов

Минимум

Максимум

Контрольная работа №1

20

35

Интерактивное общение

15

30

Контрольная работа №2

20

35

Итого

55

100

Оценка на экзамене определяется на основе расчета суммы баллов, полученных по результатам самостоятельной работы, а также суммы баллов, полученных на экзамене:

  • 55-70 - удовлетворительно

  • 71-85 – хорошо

  • 86-100 - отлично

При этом 80% оценки - семестровые баллы + 20% оценки - баллы экзамена.

Зарабатывается в семестре -100 баллов

Зарабатывается на экзамене -100 баллов

Итоговая оценка – средняя взвешенная

Rитог = 0,8хRсеместр + 0,2хRэкзамен

где

Rитог –итоговое количество баллов для определения оценки за экзамен

Rсеместр- в течение семестра

Rэкзамен - количество баллов, набранных студентом на экзамене.

Разработчик:

Кафедра социологии и

управления персоналом

СПбГУЭФ доцент А.Н.Асадов

Эксперт:

Центр подготовки

персонала ФНС РФ директор С.Б.Мурашов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины кадровый резерв и ротация рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Дисциплина «Кадровый резерв и ротация» относится к дисциплинам специализации. Для эффективного овладения данной дисциплиной студенту необходимы знания по таким дисциплинам, как «Основы управления персоналом», «Маркетинг персонала», «Трудовое право» ,
  2. Рабочая программа дисциплины «конституционное право зарубежных стран» Рекомендуется для направления подготовки: 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, что современные тенденции развития общественного строя в различных странах мира необходимо влекут государства к формированию правового, демократического, социального,
  3. Рабочая программа дисциплины «теория менеджмента (теория организации)» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью учебной дисциплины «Теория менеджмента (Теория организации)» является формирование основополагающих представлений о законах, принципах и механизмах функционирования и развития организационных систем.
  4. Рабочая программа дисциплины «коммерческое и транспортное право» Рекомендуется для направления подготовки: 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Цель: освоение студентами основных положений  действующего в Российской Федерации законодательства, регулирующего отношения,  складывающиеся в связи с осуществлением организационно-управленческой и предпринимательской деятельности.
  5. Рабочая программа дисциплины «государственное и муниципальное управление в странах западной европы» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Государственное и муниципальное управление в странах Западной Европы» в основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению «Зарубежное регионоведение» играет важную роль в формировании у студентов

Другие похожие документы..