Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
ДОЦЕНКО В.В. – управляющий партнер и директор Консалтинговой компании «УкрКонсалтСолюшн», адвокат, имеющий большой опыт работы по тематике семинара, ...полностью>>
'Доклад'
Доклад посвящен функциональным возможностям АИБС «МАРК-SQL». Дается обзор последних разработок, выполненных в системе. Приводятся различные подходы п...полностью>>
'Документ'
Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта - четыре яркие личности, четыре взгляда на жизнь и четыре способа преодоления возникающих проблем. Независимые жит...полностью>>
'Документ'
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 года N 1249 "О Порядке ведения государственного кадастра особо...полностью>>

Учебная программа курса ботаники для студентов специальности 110400 «Агрономия»

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебная программа курса ботаники для студентов специальности 110400 «Агрономия»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 110400 Агрономия (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 811, курс ботаники входит в состав профессионального цикла дисциплин (код УЦ ООП Б.3).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • знать: анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения, изменения растений и формирования урожая;

  • уметь: распознавать культурные и дикорастущие растения, определять их физиологическое состояние.

Цель дисциплины:

  • получение студентами знаний, составляющих биологическую основу высшего агрономического образования в части строения, разнообразия, эволюции и закономерностей существования растений;

  • формирование у студентов целостных представлений о составе, функционировании и историческом развитии биосферы, соответствующих уровню университетского образования и призванных составить часть как профессиональных компетенций, так и общей высокой культуры выпускника отечественного ВУЗа.

Задачи дисциплины составляет изучение и усвоение:

  • анатомии семенных растений;

  • морфологии растений;

  • систематики растений;

  • географии растений;

  • экологии растений.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, из них:

  • в I семестре - 2 зачетных единицы, 57 академических часов,

  • во II семестре - 4 зачетных единицы, 76 академических часов,

  • летняя учебная ботаническая практика - 3 зачетных единицы, 72 академических часа.

Содержание дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

(дидактические единицы (ДЕ) ГОС)

Содержание раздела

(тематическое наполнение ДЕ ГОС)

1.

Анатомия семенных растений

1.1. Основные понятия и определения ботаники.

Перечень учебных элементов: разделы и задачи ботаники; направления, методы и основные понятия ботаники.

1.2. Общая характеристика высших растений.

Перечень учебных элементов: основные особенности высших растений, черты сходства и отличий от низших; биологическое значение высших растений в природе и жизни человека; охрана растительного мира.

1.3. Клетка - основная структурная и функциональная единица растительного организма.

Перечень учебных элементов: строение растительной клетки; отличительные признаки растительной клетки; продукты обмена и запасающие вещества в клетке.

1.4. Растительные ткани.

Перечень учебных элементов: понятие о растительных тканях; классификация тканей; характерные особенности строения и функционирования меристематических, покровных, механических, проводящих, выделительных, основных тканей.

2.

Морфология растений

2.1. Корень: понятие, строение и функции.

Перечень учебных элементов: функции корня; дифференциация корней; зоны корня; первичное и вторичное анатомическое строение корня; метаморфозы корня.

2.2. Побег как единый орган.

Перечень учебных элементов: понятие о побеге и его функциях; типы побегов; морфология побега (узлы, междоузлия); строение, типы и значение почек; типы ветвления; метаморфозы побега.

2.3. Стебель как ось побега.

Перечень учебных элементов: функции и особенности роста стебля; анатомическое строение стебля однодольных и двудольных растений; строение стебля древесных растений; использование древесины и луба в хозяйстве.

2.4. Лист.

Перечень учебных элементов: анатомическое, морфологические строение и функции листа; классификация листьев; типы жилкования листа; роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений; значение листопада; метаморфозы листа.

2.5. Размножение растений.

Перечень учебных элементов: понятие о размножении; способы размножения; биологические значение вегетативного размножения; формы и биологическое значение полового размножения.

2.6. Основные закономерности строения цветка.

Перечень учебных элементов: определение, строение и функции цветка; типы цветков; теории происхождения цветка; строение и функции соцветий; типы опыления; биологическое значение двойного оплодотворения растений.

2.7. Семя.

Перечень учебных элементов: строение семян; классификация семян; особенности прорастания семян.

2.8.Плод.

Перечень учебных элементов: строение и функции плодов; классификация плодов; способы распространения плодов и семян.

3.

Систематика растений

3.1. Систематика растений как наука. Низшие растения. Отделы водорослей.

Перечень учебных элементов: понятие о виде у растений; филогенетические системы растительного мира; система ботанических таксономических категорий; общая характеристика и классификация водорослей; отделы: диатомовые, зеленые, красные и бурые водоросли; распространение и значение водорослей; эволюция тела, фотосинтетического аппарата, полового процесса; чередование ядерных фаз.

3.2. Высшие споровые растения. Отделы моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Перечень учебных элементов: общая характеристика, строение и жизненный цикл, биологическое и практическое значение моховидных; строение и особенности жизненного цикла плауновидных; общая характеристика, особенности строения и размножения хвощевидных; общая характеристика, строение и жизненный цикл папоротниковидных; разнообразие папоротниковидных и их охрана; биологические и практическое значение представителей отделов.

3.3. Семенные растения. Отдел голосеменные.

Перечень учебных элементов: особенности строения вегетативных и генеративных органов; цикл развития; разнообразие и классификация голосеменных; значение голосеменных в биосфере и в хозяйстве.

3.4. Отдел покрытосеменные.

Перечень учебных элементов: характерные признаки покрытосеменных растений; разнообразие покрытосеменных; отличительные признаки однодольных и двудольных растений; характеристика основных семейств и их значение для сельскохозяйственного производства (лютиковые, розовые, бобовые, сельдерейные (зонтичные), капустные (крестоцветные), пасленовые, астровые (сложноцветные), лилейные, мятликовые (злаковые) и др.); основные представители семейств. Определение растения по определителям.

4.

География растений

4.1. Ареал, происхождение и динамика ареалов; расселение растений.

Перечень учебных элементов: понятие об ареале; типы ареалов; классификация границ ареала; происхождение и динамика ареалов; понятия о автохорных и аллохорных видах растений; особенности расселения растений.

4.2. Растительные сообщества, их основные признаки.

Перечень учебных элементов: основные понятия (фитоценоз, ярусность, синузии, консорции и др.); видовой состав и основные признаки растительных сообществ; роль фитоценозов в обмене веществ и энергии в биогеоценозах; динамика фитоценозов; сукцессии.

4.3. Фитоиндикация почвенных условий.

Перечень учебных элементов: растительные индикаторы почвенно-грунтовых условий; принципы создания искусственных фитоценозов; меры по повышению биологической продуктивности агрофитоценозов.

4.4. Основные типы растительности.

Перечень учебных элементов: классификация типов и классов формаций растительности; основные типы, биологические особенности и хозяйственное значение растений основных типов растительности (тундра, хвойные леса, болота, луга, степи и др.).

5.

Экология растений

5.1. Растение и среда.

Перечень учебных элементов: понятие об экотопе и биотопе; классификация факторы среды; закономерности действия экологических факторов.

5.2 .Абиотические факторы, их комплексное влияние на растения.

Перечень учебных элементов: значение абиотических факторов среды в жизни и распространении растений (климатические, эдафические, орографические факторы, свет, температура, влажность).

5.3. Биологические факторы и их значение в жизни и распространении растений.

Перечень учебных элементов: типы взаимоотношений и взаимовлияния растений (конкуренция, симбиоз, аллелопатия и др.); роль грибов, микроорганизмов и животных в жизни растений.

5.4. Жизненные формы растений.

Перечень учебных элементов: системы жизненных форм, экологическая и фитоценотическая сущность жизненных форм растений.

Летняя учебная ботаническая практика

Летняя учебная ботаническая практика входит в программу курса и является обязательной.

Цель летней учебной ботанической практики - приобретение студентами устойчивых навыков распознавания дикорастущих растений и ознакомление с наиболее распространенными дикорастущими растениями центральной части европейской России.

Для достижения цели в ходе летней учебной практики по ботанике решаются следующие основные задачи.

  • Закрепление знаний по морфологии, систематике, экологии растений, полученных студентами на лекциях, лабораторных занятиях и в ходе выполнения курсовой работы в течение 1 и 2 семестров.

  • Знакомство с основами методики флористического анализа территории, включая сбор, описание, определение и гербаризацию растений.

  • Приобретение устойчивых навыков распознавания важнейших семейств цветковых, включающих пищевые, кормовые, лекарственные, вредные (в т.ч. сорные) и ядовитые растения (сем. лютиковые, розанные, бобовые, сельдерейные, капустные, пасленовые, яснотковые, астровые, лилейные, мятликовые и др.).

  • Приобретение устойчивых навыков определения незнакомых растений.

  • Описание, определение и запоминание не менее 40 видов наиболее распространенных дикорастущих цветковых растений центра европейской части России.

  • Проверка уровня знаний и степени владения навыками в ходе зачета по практике.

Продолжительность летней учебной практики по ботанике - 2 недели (72 академических часа контактного времени). Практика проводится на базе кафедры ботаники, физиологии растений и агробиотехнологии РУДН. Сроки практики определяются Приказом по РУДН.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (92)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Агрономия»
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (9)

    Основная образовательная программа
    1.1 Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 110900 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»
  3. Примерная программа наименование дисциплины механизация растениеводства рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    Цель дисциплины – формирование совокупности знаний о процессах и машинах, применяемых при производстве продукции растениеводства; приобретение умений по комплектованию и высокоэффективному использованию машинно-тракторных агрегатов
  4. Аннотация основной образовательной программы (18)

    Документ
    - область профессиональной деятельности – агрономические исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству высококачественной продукции растениеводства в современном земледелии;
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (67)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» и профилю подготовки «Агроэкология»

Другие похожие документы..