Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Дети - «Скороговорка» - скоро, быстро говорить. Когда мы говорим скороговорки, мы тренируем наш язычок, чтобы четко и правильно выговаривать все звук...полностью>>
'Документ'
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемо...полностью>>
'Документ'
В игорном бизнесе не происходит реализации товаров (работ, услуг). Поэтому с доходов от игорного бизнеса не платятся налог на прибыль, НДС и другие на...полностью>>
'Доклад'
5.4.Условия и ресурсы эффективного осуществления образовательного процесса (материально-техническая, информационно-технологическая, учебно-лабораторна...полностью>>

Литературный вечер "Диалоги о В. М. Шукшине" Продолжить знакомство с творческой биографией В. Шукшина

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цели: Литературный вечер "Диалоги о В.М. Шукшине"

Продолжить знакомство с творческой биографией В. Шукшина.

Развивать интерес к творчеству писателя. Развивать мышление и речь, умение вести диалог.

Способствовать воспитанию внимательного и доброжелательного читателя. Прививать уч-ся высоконравственные качества личности.

Оформление: портрет писателя, живые цветы рядом с портретом, красиво написанный плакат со стихами Е. Евтушенко о В.Шукшине. На сцене участники располагаются таким образом: полукругом стоят 10 стульев, на них садятся все выступающие. Сбоку журнальный столик, на нем книги В. Шукшина, рядом кресло – это место ведущего (желательно, чтобы им был учитель). В диалогах на сцене должны быть заняты ученики, умеющие говорить убежденно, чувствующие себя на сцене непринужденно. Так, в моем сценарии их предусмотрено несколько: юные критики, знатоки биографии В.М.Шукшина, внимательные и доброжелательные читатели, чтецы. От того, насколько удачно учитель распределит роли, зависит успех постановки диалогов.

Готовясь к этому вечеру, старшеклассники прочитали рассказы В.Шукшина: “Срезал”, “Обида”, “Материнское сердце”, “Сураз”, “Волки”, “Ванька Тепляшин”, “Рыжий”, “Страдания молодого Ваганова”, “Ноль-ноль целых”, “Други игрищ и забав”; повести: “Калина красная”, “Энергичные люди”, “До третьих петухов”; публицистику, при желании литературную критику.

Ход вечера

Ведущий. Сегодня в этом зале нас всех объединяет одно: интерес к творчеству В.М.Шукшина. На нашем литературном вечере мы поспорим о тех вопросах, которые он поставил и решать которые завещал нам. Мы поговорим об уроках В.Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовет к спору, к обсуждению. На нашем вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и песни.

Чтец.

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

(Кондаков.)

Чтецы. (Из биографии В. Шукшина)

- Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован.

- В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушел из деревни.

Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос: специальность – радист. После демобилизации приехал домой.

- Во все времена, везде много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи…

Чтец. (Из статей В.Шукшина “Монолог на лестнице”.) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу.) Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.

Ведущий. Есть река на Алтае – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьет их в холодную грудь крутой яростной волной, рвется из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек. (Текст читается на фоне песни “Заморозки”. Стихи и музыка А.Крупа).

Чтец. (Из воспоминаний Шукшина.)

“Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…

Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…”

Чтец. “Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич…

Председатель комиссии иронически спросил:

- Белинского знаешь?

- Да, - говорю.

- А где он живет сейчас?

В комиссии все затихли.

- Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей”.

Ведущий. “Мне везло на умных и добрых людей”…Стоит задуматься над этой фразой. Анализ даже лежащих на поверхности биографических фактов, кажется, не дает повода так думать. Другой на месте Шукшина мог бы всю жизнь проклинать судьбу, ожесточиться. Но В.М.Шукшин – человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием – к другим.

Чтец. Я хочу прочитать стихи Леонида Попова. Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В.Шукшина:

Поздно: учиться “петь – танцевать”,

Шаркать подошвой по жаркому кругу.

Стыдно: поклоны впрок раздавать,

Пылко влюбляться в столичную вьюгу,

Верить пожатью казенной руки,

Честью платить за натужную милость,

Время: свои подытожить долги,

Благо достаточно их накопилось.

Время: припомнить былые грехи,

Чтоб понапрасну душа не гордилась.

Время: вчитаться в чужие стихи,

Чтоб от своих голова не кружилась.

Время: последнюю выгрести медь,

Но до копейки за все расплатиться

И до рассвета успеть умереть,

Чтоб на рассвете свободным родиться!

Ведущий. Хотелось бы услышать мнение участников нашего вечера о произведениях писателя, о тех проблемах, которые он ставит перед читателями.

(Спор участников вечера о проблеме города и деревни в творчестве Шукшина.)

Ведущий. Главное для В.Шукшина – не где человек живет, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.

Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: “До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на парашютах…”

(Спор продолжается. Идет разговор о внешней грубости и внутренней беззащитности героев В. Шукшина.)

Ведущий. В.Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.

Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п… А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба; благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

Чтец.

В искусстве уютно быть сдобной булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той, без которой немыслим народ…

Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

В уюте ужей не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан… (Е.Евтушенко “Памяти Шукшина”.)

Чтец. Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живет такой парень”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шоферы, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила В. Шукшина.

Вопрос из зала (к участникам спора на сцене). - Чем лично вас удивил, поразил В.Шукшин как человек, как художник? Чем интересен вам Шукшин?

Вопрос из зала. - Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая своего Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни? Да?

Ведущий. При жизни В.Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслаблено, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.

Чтец.

Он не вышел ни званьем, ни ростом.

Не за славу, не за плату, -

На свой необычный манер, -

Он по жизни шагал над помостом –

По канату, по канату,

Натянутому, как нерв!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон – упадет, пропадет!

Чуть левее наклон – все равно не спасти!..

Но, должно быть, ему очень нужно пройти

Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,

И кололи, словно лавры.

Труба надрывалась, как две!

Крики “браво!” его оглушали,

А литавры, а литавры –

Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,

Но хотел быть только первым.

Такого попробуй угробь!

Не по проволоке над ареной –

Он по нервам – нам по нервам –

Он шел под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!

Чуть правее наклон – упадет, пропадет!

Чуть левее наклон – все равно не спасти!

Но – замрите! Ему остается пройти

Не больше четверти пути. (В.Высоцкий “Канатоходец”.)

Чтец. (Из письма В.Шукшина Глебу Горышину.)

“Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать.

Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем…

А чтобы серьезно, так “я уже тебе скажу”: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую.

Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить.

Милый мой, понимаю всего тебя от пят до макушки. А если учесть твой рост, то выходит, что понимаю много”.

(Спор участников вечера о своеобразном подходе В.Шукшина к проблеме положительного героя.)

Чтецы. (Из рабочих записей В.Шукшина.)

- “Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.

- “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой,0 не делайте хоть зла!”

- “Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

- “И что же – смерть? А листья зеленые. (И чернила зеленые.)”

- “Я – сын, я – брат, я – отец… Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.

Исполняется песня “О жизнь моя, не уходи”. Слова А. Жигулина, музыка В.Белецкого.

Ведущий. Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Конспект урока русской литературы в 11-м классе "Нам бы про душу не забыть..." (по рассказу В.М. Шукшина "Чудик")

Панкова Елена Юрьевна

Цели урока:

приобщение учащихся к творчеству В. М. Шукшина;

формирование представления об особенностях героев Шукшина;

формирование навыков анализа художественного текста;

воспитание гуманного отношения к людям;

развитие умения аргументировать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет В. М. Шукшина, фотоколлаж о деревенской жизни, произведения Шукшина, иллюстрации и видеофильм учащихся, аудиозаписи.

Эпиграфы к уроку:

Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…

В.М. Шукшин.

Мне больно, ведь душа проходит,

Как молодость и как любовь…

С. Есенин.

Ход урока.

1. Слово учителя.

(Звучит мотив песни “Калина красная”)

В искусстве уютно быть свободною булкой французской,

Но так не накормишьни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной вприкуску, черняшкою той,без которой немыслим народ.

Е. Евтушенко.

Вновь у нас на уроке Василий Макарович Шукшин. Удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек - актер, прозаик, киносценарист, режиссер.

На прошлом уроке состоялась наша первая встреча с этим замечательным человеком. Я думаю, что сегодня он станет вам еще ближе, надеюсь, что каждый унесет с урока частичку его души и не растеряет ее, а приумножит на своем жизненном пути.

Дома вы прочитали статью, посвященную творчеству Шукшина, и я хотела бы услышать от вас, что нового вы открыли для себя. В чем же для вас заключается уникальность творческой личности Шукшина? (ответы учащихся)

… Деревня.…С ней связан был Василий Макарович кровными узами, за нее болел душой. Вслушайтесь в эти звуки, всмотритесь в эти картины ( просмотр видеофильма о деревне, снятого учащимися). Порой они бередят душу и городского жителя. Помните, один из героев Шукшина говорил: “… Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Надо газеты читать! Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать”.

“Деревня, видите ли! Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными...” А что такое деревня для вас? (ответы учащихся)

Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Сегодня мы поговорим об одном из них – Чудике.

К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ, поразмышляли над ним. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими мыслями друг с другом и со мной.

2. Беседа по вопросам.

- Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”? Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно.

(обратимся к записи на доске)

Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.

Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)

Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе?

- Какое первое впечатление производит Чудик?

- Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22 несчастья”. Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. Давайте вспомним, в какие именно?

(сцена в магазине, в самолете, в поезде, эпизод с телеграммой, случай с невесткой)

- Как реагируют на эти выходки окружающие? Приведите примеры из текста.

Чтение по ролям сцены “Чудик в аэропорту” (группа подготовленных учащихся)

- Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? ( Словарная работа: Деверь – брат мужа.) Мне бы хотелось адресовать этот вопрос девушкам. Встаньте на место этой женщины, взгляните на это чудо-коляску (обращаемся к одной из иллюстраций) и поделитесь своими мыслями. Какой была бы ваша реакция, смогли бы вы понять подобное “народное творчество”?

- А может быть, другая женщина – жена – понимает его?

- “Да почему же я такой есть – то?” - рассуждал Чудик. Какой?

- Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше всего боялся хулиганов и продавцов. Как вы думаете, почему? Чего же все-таки опасался Чудик?

- Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему вы так решили?

- А почему его - такого честного, мечтательного, доброго – не понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). Как вы понимаете слова: “душа проходит”? Чем опасно это явление?

- Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его, и натыкается на непонимание, на грубость. Не случалось ли вам бывать в такой ситуации?

- Герой рассказа зовется Чудиком. И только в конце мы узнаем его полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы. Что дают для понимания смысла произведения и характера героя избранные автором композиционные особенности?

- Василий Князев – один из галереи шукшинских героев. Вспомните героев других рассказов. Какие их поступки говорят о принадлежности к такому роду людей?

- Как Шукшин относится к своим “чудикам”? Что роднит его с его героями?

Шукшин писал: “Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”.

- А встречали ли вы подобных “чудиков” в реальной жизни? Расскажите о них.

3. Выступление ученика с сообщением на тему “ Изображение “чудиков” в родной (татарской) литературе”.

4. Работа по иллюстрациям.

- Сегодня на нашей выставке представлены работы следующих учеников... Попросим их прокомментировать иллюстрации, ответить на наши вопросы.

- Что стремились вы подчеркнуть в этом образе?

- Чем привлёк ваше внимание именно этот эпизод? и т. д.

5. Подведение итогов. Слово учителя.

Душа человеческая … Порой, взглянув на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво – душа. А ничего прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как простое человеческое тепло и доброта.

Мне бы хотелось, чтоб в душу вам запали строки Шукшина (эпиграф).

И очень хочется верить, что смотрите вы на мир неравнодушными глазами и видите то, о чём должна болеть душа у любого нормального человека. Продолжите фразу “Мне больно, когда…” (ответы учащихся).

Заключительным аккордом нашего урока пусть прозвучит стихотворение современника Шукшина Николая Рубцова. (читает ученик).

До конца.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

садом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

останется чиста

До конца,

До смертного креста!

6. Домашнее задание: подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина. Тема: “ Изображение деревни в рассказах Шукшина”.

Мини – сочинение на тему: “ Есть ли место “чудикам” в современной жизни?”

Конференция "Нравственность есть правда" (гуманизм В.М. Шукшина)

Охотина Евгения Павловна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Задачи:

Познакомить учащихся с личностью и творчеством (рассказами) В.М. Шукшина;

Продолжить развитие понятия нравственности, нравственных проблем на примере рассказов В.М. Шукшина;

Развивать эстетический вкус, приобщить к самостоятельному чтению и самостоятельной оценке прочитанного.

Оборудование:

Портрет В. М. Шукшина;

Выставка книг писателя и литературы о его творчестве;

Стенд, посвященный В.М. Шукшину, краткие биографические сведения, высказывание В. Каверина: “Шукшин был похож на свои книги. Казалось, он только что оторвался от захвативших его размышлений, а может быть, и не оторвался, продолжает думать, вопреки тому, что происходит вокруг. Доброе лицо его дышало простотой, серьезностью и пониманием. Он как бы существовал сперва для других, а уж потом для себя”;

Плакат “Из истории мудрых мыслей”;

Понятие нравственности (у каждого на парте):

“Нравственность не рассуждение, не выгода, это скорее чувство, чувство неизвестное, почти инстинктивное, но природное: венец его, последнее слово этого чувства, этого влечения человечества, не прерывающееся в нем с начала веков, есть уже объявленная открытая уже нами формула”.

Федор Достоевский

“Каких бы высот не достиг современный прогресс, нравственные начала в человеке являются охранителями его духовного мира, который не имеет права быть пустыней, обезвоженный, однако богатой синтетическими ценностями. Если человек утратит чувство ответственности перед миром, чувство сопричастности чужой боли, он превратится в машину с пластмассовыми деталями…”

Ю.В. Бондарев

Эпиграф к уроку (на доске)

В искусстве уютно

быть сдобною булкой

французской,

но так не накормишь

ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

с калиною краской

вприкуску,

черняшкою той,

без которой немыслим народ…

Е. Евтушенко “Памяти Шукшина”

Для русской литературы последних лет характерны поиски современного нравственного идеала, сочетающего вечные ценности человеческой личности с нравственными ценностями общества. Писатели ставят героев своих книг в многообразные ситуации, где необходимо определить свою позицию и тем самым обнаружить нравственную доминанту личности.

Нравственный выбор, совершаемый героем, становится его нравственной победой или позором.

- Почему же литература все чаще обращается к нравственным проблемам? (см. цитату Ю.В. Бондарева)

Это вечные вопросы воспитания чувств, духовного совершенствования решают такие писатели, как В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Ефремов, Т. Толстая, В. Токарева и, конечно, В.М. Шукшин.

Их главная забота и тревога – человек. И в каждом рассказе Шукшина он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовет к спору, к обсуждению.

Тема нашей читательской конференции: “Гуманизм Шукшина”.

В понимании слова “гуманизм” мы будем ориентироваться на высказывание Сергея Залыгина: “Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм”.

Задача: почему именно эти слова больше подходят к теме.

Проблема вопроса:

Чего в жизни и в людях не принимает Василий Шукшин?

Какова направленность поисков писателя?

Чем отличается истинный праздник героев Шукшина от праздника ложного, испорченного или неуместного?

Ход урока

Оргмомент;

Слово учителя;

Рассказ учащегося о В. М. Шукшине:

На экране проецируются фотографии села Сростки Алтайского края

Ученик (наизусть):

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя,

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

Поэт Кондаков

На экране проецируются фотографии Василия Макаровича Шукшина

Ученики (заранее подготовленные).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  3. Творческий план муниципального учреждения культуры «цбс города Верхнего Уфалея»

    Документ
    Как отмечается в указе, целью проведения Года молодежи является «…развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране,
  4. Управление алтайского края по образованию и делам молодёжи краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «алтайский

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ и мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения
  5. Встатьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии

    Статья
    В статьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии. Читатель найдёт здесь и критические обзоры, и теоретические раздумья, познакомится с суждениями о

Другие похожие документы..