Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ), НА КОТОРЫЕ СПбГПУ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В 2012 ГОДУ В СООТВЕТСТВИИ С ЛИЦЕНЗИЕЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТ...полностью>>
'Документ'
Информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в Московской области за 2011 год получена по результатам наблюдений на стационарных постах Го...полностью>>
'Документ'
Настоящее издание — это точный и полный перевод сборника нормативных документов по организации национал-социалистической партии — правящего органа тр...полностью>>
'Документ'
Подготовка к экзаменам связана с большими энергетическими затратами нашего организма. Самое главное в процессе подготовки к экзаменам - соблюдать опр...полностью>>

Актуальность темы исследования (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Введение

Актуальность темы исследования. Проведение радикальной экономической реформы в России объективно потребовало создания новой правовой основы определенных видов деятельности, в том числе предпринимательской, усиления роли законов в правовом регулировании этой сферы.

В современных экономических условиях развития в России актуальной является проблема надзора (контроля) государства за деятельностью экономических субъектов. Одним из видов такого надзора (контроля) является лицензирование.

Правовой институт лицензирования является относительно новым в нашем законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов 20 века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением демократического политического режима. Именно в этот период назрела необходимость особого вида надзора за деятельностью юридических лиц и граждан, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Иными словами переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночной объективно потребовал реально действующего института лицензирования в Российской Федерации.

Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995 - 1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России.

Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию.

Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового базиса.

Принятый в 1998 году ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности.. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, действовал недолго. Он содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности, и к 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Понятие «лицензирование» как разновидность государственной политики относительно недавно введено в обиход отечественной правовой науки. Хотя попытки введения лицензирования проводились задолго до настоящего периода. Оно было необходимо в любом обществе, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, создан и функционирует свободный экономический рынок, существует многоукладная экономика. Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. И это объяснимо в виду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов частноправовой деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает

«административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно. Тем не менее, лицензирование как относительно новое социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время - эпоху развития рыночной экономики и становления новой российской государственности.

Все вышеназванные проблемы носят острый характер и требуют своего разрешения на внутри- и межгосударственном уровнях.

Таким образом, актуальность и своевременность исследования института лицензирования обосновывается следующим.

Во-первых, глобальными тенденциями развития современной общества.

Во-вторых, современным этапом развития России в новых геополитических условиях, который связан с экономической деятельностью, в том числе с вхождением России во Всемирную торговую организацию.

В-третьих, слабой научно-теоретической разработанностью проблемы лицензирования.

В-четвертых, научным анализом понятия лицензирования, лицензии, как права на осуществление определенного вида деятельности, а также административно-правового режима лицензирования.

В-пятых, несовершенством правового регулирования данной сферы.

В-шестых, совершенствованием административной деятельности субъектов лицензирования.

В этой связи исследование проблем лицензирования в науке административного права вызывается назревшими общественными

потребностями. Они органично входят в круг проблем совершенствования российской государственности.

Степень разработанности проблемы. Проблема лицензирования в отечественной юридической доктрине разработана слабо. Отдельные вопросы совершенствования правовых и организационных основ лицензионно-разрешительной системы рассматривались в трудах ученых-юристов: А.Б. Агапова, А.П. Алехина, А.Б. Багандов, В.А. Баранов, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, В.В. Гущина, А.В. Губанова, Р.И. Денисова, Е.В. Додина, М.И. Еропкина, Ф.Е. Колонтаевского, Л.М. Колодкина, А.П. Коренева, А.Н. Кормалицкого, И.Ш. Килисханова, А.Ф. Майдыкова, Л.Я. Околовича, СМ. Петрова, Л.Л. Попова, А.С. Прудников, Ф.С. Разаренова, В.Д. Резвых, Л.М. Розина, Б.В. Российского, М.Н. Рыжковой, А.В. Сергеева, Г.Г. Сиденко, Г.А. Туманова, А.П. Шергина и других исследователей. Однако предыдущие исследователи главное внимание уделили анализу разрешительной системы. К тому же большинство работ данного плана в значительной мере устарело и не отвечает современным российским реалиям.

В настоящее время отдельным аспектам лицензирования посвящены работы: Агапова А.Б., Багандова А.Б., Бахраха Д.Н., Гормах А.Б., Ерицян А.В., Ершовой И.В., Ивановой Т.М., Ионовой Ж.А., Кувшинова В.В., Кудашкина В.В., Мозгового И.И., Морозовой М.А., Нестеровой С.С., Олейник О.М., Осинцева Д.В. и других исследователей.

В этой связи задачи административно-правовой науки в этой сфере видятся как развитие трех главных направлений.

Первое - теоретическое обоснование концепции лицензирования, где главное внимание должно быть сосредоточено на соотношении ее элементов, их органической взаимосвязи и взаимозависимости. Причем теоретическая концепция лицензирования, представляется, должна

объективно отвечать потребностям совершенствования российской государственности в том случае, если она вскрывает механизм сложившихся взаимосвязей в экономической сфере, содержит обоснование объективной потребности государственного регулирования лицензирования и определяет место каждого субъекта в общей системе.

Второе - на основе научно-обоснованной концепции лицензирования разработка и принятие системы нормативных правовых актов.

Третье - практическое преломление теоретических разработок, прикладное значение которых обусловлено, прежде всего, единством целей, связанных с задачами совершенствования функциональных и организационных структур соответствующих звеньев лицензирования. Это направление обеспечивается в процессе исследования органов, реализующих задачи в сфере лицензирования.

Все изложенное предопределило и основные проблемы, подлежащие разработке в данном исследовании.

Объектом исследования являются общественные отношения в области лицензирования, а также отдельные структуры ситемы лицензирования.

Предметом исследования выступают такие стороны указанного объекта как научная доктрина лицензирования, административно-правовое обеспечение лицензирования.

Цель исследования состоит в разработке теоретических, правовых и организационных основ лицензирования, выработке практически значимых рекомендаций для органов исполнительной власти, функционирующих в данной сфере.

Указанная цель исследования обусловила и круг вопросов, подлежащих разрешению:

исследование и анализ развития понятийного аппарата лицензирования как социально-правового явления и института административного права, а также лицензии и ее соотношение с разрешением;

разработка механизма правового и организационного обеспечения лицензирования;

исследование категории административного режима лицензирования и его структуры;

анализ лицензионного производства, в том числе методов обеспечения лицензирования, а также роли и места анулирования и приостановления лицензии в системе мер административного принуждения;

уяснение сущности административной ответственности за нарушение правил лицензирования;

анализ практического опыта организации системы правового регулирования данной проблемы и отражение его в научной разработке;

разработка предложение по совершенствованию правового обеспечения лицензирования.

Таким образом, институт лицензирования в предпринятом исследовании рассматривается в концептуальном, правовом, системно-функциональном, организационно-структурном аспектах, что обеспечивает полноту и всесторонность избранного подхода к решению поставленных проблем.

Методология и методика исследования. Характер рассматриваемых в диссертации проблем в конечном итоге обусловил методологическую основу исследования, стержнем которой явились диалектический и исторический методы, философская теория познания. Вся аналитическая работа в процессе исследования осуществлялась на основе программных документов Федерального Собрания, Указов Президента Российской

Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на укрепление государственности, законности и правопорядка, на совершенствование соответствующего законодательства.

Общая теоретическая концепция, изложенная в диссертации, базируется на основополагающих выводах, изложенных в трудах ученых-юристов.

Методологическая база исследования существенным образом дополняется специальными методами, применявшимися при решении отдельных частных вопросов. Вместе с историко-правовым, теоретико-правовым, формально-логическим, сравнительного правоведения и другими традиционными методами исследования в диссертации представлен метод системно-функционального анализа явлений правового содержания, а также экспертных оценок, анкетирования, интервьюирования. Результаты которых были использованы при коррекции теоретических выводов и практических предложений.

Исследованием охвачен значительный круг действующих нормативно-правовых актов, изучена правоприменительная практика и многочисленная специальная литература по теории права и государства, конституционному, административному, уголовному, гражданскому и иным отраслям системы российского права.

Эмпирическую базу исследования составили 64 лицензионных дела по получению разрешительной документации на определенный вид деятельности за период с 2002 г. по 2003 год в г. Москве и Московской области.

Таким образом, достаточно широкий набор методов и средств исследования, анализ значительного массива специальной литературы, нормативного материала, репрезентативность данных, полученных в процессе социологических исследований, внедрение результатов в практику,

учебный процесс служат объективным показателем достоверности выводов, содержащихся в диссертации, и обоснованности предложений автора по совершенствованию лицензирования.

Представленное к защите диссертационное исследование осуществлялось в рамках научно-исследовательских работ Московского гуманитарного университета.

Научная новизна исследования характеризуется тем, что диссертация является одной из первых монографических работ, посвященной системному и комплексному анализу правовых проблем лицензирования с учетом совокупности оценок и выводов, ставших возможными в условиях переориентации всех сторон жизни общества и государства, в том числе - соответствующей переориентации в области экономики.

В работе впервые и аргументировано рассматривается лицензирование с позиций административного права, раскрываются цели, задачи, формы и методы этой деятельности.

С позиций административного права анализируется и обосновывается система правового регулирования общественных отношений в этой области, система лицензирования и формулируются предложения по их совершенствованию. Новизна диссертации состоит также в выдвигаемых в ней новаторских вариантах развития лицензионных правоотношений в России.

На защиту выносятся следующие основные научные положения диссертации, составляющие теоретическую концепцию лицензирования:

авторская трактовка основных элементов понятийного аппарата теории и практики обеспечения лицензирования (понятие лицензирования и определение места данного института в российской системе права,

ю

административно-правовой режим лицензирований; правовая природа лицензии и ее соотношение с разрешением);

анализ правовой и организационной основы лицензирования и их совершенствование;

определение специфики правового регулирования системы обеспечения лицензирования и предложения по его совершенствованию;

специальные методы обеспечения лицензирования;

анулирование и приостановление лицензии, административная ответственность как меры административного принуждения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в системной интерпритации понятийного аппарата теории лицензирования, новаторском подходе к вопросам его обеспечения и защиты безопасности личности, общества и государства. Диссертация способна послужить методологической основой для последующих научных исследований в данной сфере, а ее отдельные положения в существенной мере развивают соответствующие разделы теории административного права, в которых рассматриваются основы формирования и организационно-правовая специфика разрешительной политики в России.

В то же время полученные результаты могут иметь значение как в процессе совершенствования лицензирования в государственном управлении в целом, так и оптимизации лицензионной деятельности в сфере предпринимательства и в связи с этим - совершенствование процесса подготовки кадров в учебных заведениях, а также организация и проведение научных исследований проблем данной сферы.

Разработанные автором нормативно-правовые акты, рекомендации и предложения внедрены в практику.

Ряд выводов и предложений, сформулированных в результате изучения лицензионной деятельности, докладывались в соответствующие

и

инстанции и указанием руководства рекомендованы для практического использования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: внедрение основных положений диссертации в программное обеспечение учебного процесса в рамках государственно-правовой специализации Московского гуманитарного университета и Московского государственного университета сервиса; выступления с докладами на научно-практических конференциях и семинарах; прочтение лекций перед научными, практическими работниками, а также студентами образовательных учреждений; внедрение основных положений в учебный процесс образовательных учреждений и практическую деятельность органов внутренних дел; опубликование 3 научных статей.

Таким образом, основные результаты данного исследования получили определенную научную и практическую апробацию

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Объем диссертации составляет 171 страниц.

12

Глава 1. Сущность и система лицензирования в Российской Федерации

1.1. К истории вопроса о формировании института лицензирования

Понятие «лицензирование» как разновидность государственной политики относительно недавно введено в обиход отечественной правовой науки, хотя попытки введения лицензирования проводились задолго до настоящего периода. Оно было необходимо в любом обществе, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, создан и функционирует свободный экономический рынок, существует активная творческая личность, способная создавать экономические ценности.

Разрешительная система сформировалась в абсолютных монархиях Западной Европы и России в XVII-XVUI веках, когда монархическая власть осуществляла строгий полицейский надзор за своими подданными, детально регламентировала их жизнь и деятельность, позволяя выезжать в другую страну, на новое место жительства, заводить мастерскую и фабрику путем выдачи разрешений1. «Исторически такие «разрешения» возникли в области ограничений права на свободу передвижения в абсолютных монархиях Западной Европы и России, но от такого рода разрешений эволюционно отпочковались все другие акты разрешительного характера, в частности патентные, регистрационные, лицензионные и паспортные»2.

1 См.: Тэн И. Поисхождение современной Франции. Т.1. СПб. 1907.

2 Вельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности. - Гос. и право. 2003 №4. С. 15

13

Лицензия как особый разрешительный документ на экономическую деятельность возникает и развивается во Франции в XVIII веке, но обозначается и получает четкие очертания в период наполеоновской империи. Объявленная Наполеоном континентальная блокада обязывала всех французских купцов и купцов зависимых от Франции стран прекратить торговлю с Англией и с ее заморскими колониями. Однако те купцы, которые покупали в английских колониях товары, используемые Францией в военных целях, получали в органах полиции разрешения на такую торговлю. Эти разрешения назывались «лицензиями». И Россия выдавала подобного рода разрешения, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe), лишь в ограниченный период присоединения Российской империи к мерам континентальной блокады - в 1811 - 1812 гг. Следствием фактического сведения на нет континентальной блокады в июне 1812 г. стала отмена выдачи лицензий. Таким образом, кратковременное введение лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России явилось предпосылкой политико-правовых, но отнюдь не экономических факторов, поскольку отказ в выдаче «льготных писем» существенно ущемлял интересы отечественных товаропроизводителей1.

Буржуазные революции XVIII-XIX веков, открывшие огромные возможности для развития частного предпринимательства, обнажили целый ряд проблем во взаимоотношениях государства и частного сектора. Необходим был гибкий механизм, регулирующий взаимоотношения между данными сторонами. Лицензирование, наряду с иными экономическими рычагами, стало одним из регуляторов процесса ведения предпринимательской деятельности и надзора государства за ним.

Министр финансов Российской империи граф СЮ. Витте, начиная свою знаменитую экономическую реформу, уделял серьезное внимание изменению налоговой политики государства. В1899 г. в России при его участии был

1 См.: Тарле Е.В. Континентальная блокада. СПб. 1913. С. 21

14

создан Департамент окладных сборов аналог современной Лицензионной палаты), осуществлявший взимание так называемых "патентных сборов" за осуществление торговых операций. Интересно отметить, что данные сборы дифференцировались в зависимости от разрядности предприятий, рода занятий, класса местности. Взимался даже специальный сбор за реализацию товаров в иностранной валюте по курсу 52 цента США за рубль. После выплаты предпринимателями фиксированной денежной суммы им вьщавался патент на осуществление определенной деятельности.

Данный проект имел ряд положительных аспектов: был прост в реализации (патент мог получить любой предприниматель, выплативший соответствующий сбор), стимулировал развитие национального производства и создание единого российского рынка (ставки сборов, а также налоговые платежи были для российских производителей в 1,5-2 раза меньше, чем для реализаторов иностранной продукции), стабилизировал курс российского рубля по отношению к иным валю там, поднимал его роль на международном рынке (доказательством этой сентенции может служить уже отмеченный выше факт об уплате пошлины за реализацию товаров в иностранной валюте).

А.В. Шестаков в своей работе «Лицензирование предпринимательской деятельности» отмечает, что граф Витте СЮ. по этому поводу говорил, что «Сей Департамент служить должен не столько укреплению финансовой стабильности государства, но напротив, помощи его гражданам в развитии торгового и иного дела ... укреплению денежной единицы»1. Однако прогрессивные начинания российского правительства начала 20 в. не нашли своего развития. Созданная система просуществовала в России сравнительно недолго: начавшаяся первая мировая война приковала к себе все

1 См: Шестаков А.В. Лицензирование предпринимательской деятельности. М.2001.С.36.

15

внимание российского правительства и начинания графа СЮ. Витте были забыты.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. Например, в сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение гражданско-правовых договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует до сих пор лицензионный договор, который не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного контроля1.

Таким образом, видно, что в условиях советского периода системы лицензирование применялось очень редко. И это. объяснимо в виду очевидного примата публично - правовых институтов над интересами субъектов частноправовой деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности.

Развитие института лицензирования на рубеже 1991 - 1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой

1 См., например, Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6.08.93. /РГ № 170, 03.09.1993; Закон РФ от 09.07.93 «Об авторском праве и смежных правах». /РГ № 147, 03.08.1993; Патентный Закон РФ от 23.09.92. /РГ № 147, 03.08.1993; Закон СССР «Об изобретениях в СССР»/ «Ведомости СНД СССР», 1991, №25, ст. 703.

16

деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензий: только за период 1994 - 1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового базиса: регламентация лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

Принятый в 1998 году ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института1. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, действовал недолго. Он содержал излишнее количество

1 СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.

17

Список литературы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальность темы исследования (11)

    Документ
    Актуальность темы исследования. Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес специалистов.
  2. Актуальность темы исследования (1)

    Документ
    Актуальность темы исследования. Мировая глобализация экономических процессов, появление большого количества транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, не могла не оказать влияние на экономику России.
  3. Актуальность темы исследования (3)

    Документ
    Начало эксплуатации современных нефтеналивных терминалов в Северо – Западном регионе и строительство высокопроизводительных портов в нашей стране стало возможным, благодаря крупным научным достижениям выдающихся русских ученых.
  4. Актуальность темы исследования (7)

    Документ
    Актуальность проблемы мультикультурализма определяется рядом моментов. В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные межкультурные процессы.
  5. Актуальность темы исследования (9)

    Документ
    Актуальность темы исследования. В начале XXI века, в эпоху идеологической нестабильности и экологических угроз, идея гармоничного универсума представляется особенно значимой.

Другие похожие документы..