Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
05401. 0 Дисциплины 1 семестр семестр Летняя практика зачет Правоведение зачет КПВ: Антропология зачет Физиология растений экзамен Физиология человек...полностью>>
'Документ'
)= 97 35 +14817= 11 45 (стим. фонд для учителей) 11 45 / 574= 19 ( цена балла учителей) Пример начисления заработной платы учителям Учитель высшей кат...полностью>>
'Закон'
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовыват...полностью>>
'Документ'
ГЕОГРАФИЯ и КЛИМАТ Географическое положение и рельеф Ханты-Мансийский автономный округ занимает центральную часть Западно-Сибирской низменности, протя...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Антология исследований культуры. СПб 1997

  2. Античность как тип культуры (Отв. ред. Лосев А.). М.1983.

  3. Античность в культуре и искусстве последующих веков.-М.: Советский художник, 1984.

  4. Алексеев В.П. , Першиц А.И. История первобытного общества. -М.: Высшая школа. 1999

  5. Арнольдов А. Н. Введение в культурологию М.1993

  6. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург 1999

  7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.1992.

  8. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.1990

  9. Бахтин М.М. Ф.Рабле и народная смеховая культура Средних веков и Ренессанса. М.1965

  10. Бодрийяр Ж. Системы вещей. М.1995

  11. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла . М.1995

  12. Бонар А. Греческая цивилизация /Пер. с англ.: В 3 т.-М.: Искусство, 1992.

  13. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.-М.: Изобразительное искусство, 1993.

  14. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли /Пер. с фр.-М.: Прогресс, 1988.

  15. Эдуард Гиббон. История упадка и крушения Римской империи.-М.: Издательство Прогресс-Культура, 1994.

  16. Городская культура: Средневековье и начало нового времени.-Л.: Наука, 1986.

  17. Гуревич П.С. Культурология М. 1996

  18. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.1991.

  19. Древние цивилизации. Под. ред. Бонгард-Левина М.1989.

  20. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск 1994.

  21. Египетская книга мертвых //Наука и религия, 1990, № 1-12.

  22. Ерасов Б. С. Социальная Культурология. М. 1997

  23. Ильин И.Постструктурализм.Деконструктивизм.Постмодернизм.М.1996

  24. Каган М.С.Философия культуры. С.-Пб ,1996

  25. Касирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы. //Культурология. ХХ век .Антология.М.1995

  26. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. - М.: Высшая школа. 1992.

  27. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. Очерки. М.1986.

  28. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М.1993.

  29. Ковтунович О.В. Вечный Египет: Очерки прошлого и настоящего долины Нила.-М.:Наука, 1989.

  30. Коган Л.М. Социология культуры Екатеринбург 1992

  31. Коган Л.Н. Теория культуры Екатеринбург 1994

  32. Козловский П. Культура постмодерна М.1997

  33. Корф Критика теорий культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе М.1975

  34. Культура Древнего Рима: В 2 т.-М.: Наука, 1985.

  35. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.1981.

  36. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта /Пер. с пол.- М.: Искусство, 1983.

  37. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика, 1994.

  38. Леви-Строс. К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994.

  39. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург 2000

  40. Лосев А.Ф. Диалектика мифа.// А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990.

  41. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.М.1992

  42. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVШ-начало ХIХ века).-СПб.: Искусство, 1994.

  43. Массон В.И. Первые цивилизации. М.1989.

  44. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб 1996

  45. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб 1999

  46. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994

  47. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев 1995.

  48. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.”Наука”,1976

  49. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов /Пер. с фр.- М.: Наука, 1989.

  50. Ницше Ф. Генеалогия морали. Соч. в 2х том. М. 1990

  51. Платон Государство. Соч. Т3 М 1991

  52. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.”Мысль”1974

  53. Рак И.В. Мифы Древнего Египта.- СПб.: Петро-Риф, 1993.

  54. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987.

  55. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. Репр. воспр. 1880 г.-М.: Автор, 1992.

  56. Сабуро Иэнага. История японской культуры. М.1972.

  57. Самосознание европейской культуры 20-го века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.1991

  58. Сепир Э.Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.1993

  59. Соколов Э. В, Понятие, сущность и функции культуры Л. 1990

  60. Тернер В. Символ и ритуал. М.”Наука”.1983

  61. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М.1991.

  62. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 1986

  63. Тоффлер А. Футурошок СРб 1997

  64. Удальцова В.В. Византийская культура. М.1988.

  65. Фрейд З. Тотем и Табу Минск 1999

  66. Фуко М.1977. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. ”Прогресс”. 1977

  67. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса.- М.: Республика, 1993.

  68. Харитонович Д.Э.Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. М.”Наука”1982

  69. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.1988

  70. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М,1992

  71. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М. ”Мысль”,1993

  72. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» \\ Иностранная литература 1988 № 10

5.3. WEB-РЕСУРСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Мировые религии

Христианство (православие)

  1. официальный web-сервер Московского Патриархата (s);

  2. Россия Православная ();

  3. Единая православная библиотека (;

  4. Каталог «Православные ресурсы Интернет» (/koinonia/orthonet.html);

  5. Русскоязычная система поиска по православной тематике в Интернете «Православие в Интернете» (/search);

  6. Каталог русских православных ресурсов в Интернете «Российское Православие» (/internet.htm);

  7. «Православие 2000» ( );

  8. Православный интернет-журнал «Соборность» ();

  9. Электронная библиотека форума «Православная беседа» (/library);

  10. Сайт Андрея Кураева ();

  11. Журнал для сомневающихся «Фома» (/foma);

  12. «Песни Русского Воскресения» ();

  13. «Храмы Москвы» ();

  14. Материалы о тоталитарных сектах и новых религиозных движениях ().

Ислам

  1. Официальный сайт Духовного управления мусульман европейской части России (:8101);

  2. Каталог исламских ресурсов (/tat_ru/religion/islam/links/index.htm); религия ислама и культура ислама (/islamland), (www.lai.ut.ee/~stork), (/~mamont4/Islam.htm), (/~dervish), (/~smos);

Буддизм

  1. Журнал "Буддизм России" (/buddhismofrussia);

  2. Журнал "Буддист" ();

  3. религия и культура буддизма (/~buddhist), (), ();

  4. буддийское искусство Танка.

Электронные библиотеки Рунета

  1. Полный каталог электронных библиотек на сервере "Литература" ();

  2. библиотека Максима Мошкова ();

  3. Библиотека института Философии РАН www.philosophy.ru

  4. Библиотека культурологии /library.htm

  5. Электронная библиотека Академии ТИСБИ /Resources/library/?p=culturology/mid

  6. ОСК Альдебаран /genre/science/sci_culture/

  7. Подборка ссылок на материалы по культурологии /library/links/culturology.htm

Журналы

  1. Русский Журнал ();

  2. "Журнал.ру" ();

  3. Арт-журнал (http://www.);

  4. Журнальный зал в «Русском Журнале» (/index.html);

  5. Лавка Языков.. Журнал небуквального перевода (переводы классической и современной иностранной литературы) (/Speaking_In_Tongues);

  6. «Лягушатник». Журнал поэзии хайку (/frog);

Специализированные разделы

  1. Институт культурологии /

  2. "Музеи России" (/);

  3. "Новости культуры" в "Русском Журнале" (/culture/index.html);

  4. Музей Нетарта (http://myboy/)

  5. "Net-Культура" в «Русском Журнале» (/netcult/index.html);

  6. «Зарубежное искусство в сети» (

  7. «Сетевая словесность. Лаборатория сетевой литературы» (/slova);

  8. «Современное иксусство в сети» ();

  9. «Виртуальное киноведение» (/vkino/);

  10. «Новое Немое Кино» ();

  11. «Мировоззренческое кино» (/festival);

  12. «Общедоступная галерея интерактивного искусства» (/iag)

  13. «» ()

  14. «Галерея Контркультуры» (/g)

Порталы

  1. портал гео-культурной навигации ();

  2. Институт развития информационного общества ();

  3. Российская сеть информационного общества ().

VI. Словарь основных терминов и понятий

  1. Адекватность – точность, правильность, соответствие знания предмету исследований.

  2. Аксиология – философская теория, изучающая ценностное содержание культуры. В более общем понимании – теория ценностей.

  3. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка.

  4. Анализ - выделение отдельного свойства предмета исследований из круга остальных свойств с целью изучения его специфики. См. синтез.

  5. Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

  6. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.

  7. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

  8. Анимизм (лат anima - душа) - система представлений о наличии независимого начала - души – у человека, животных, растений и предметов.

  9. Артефакт – искусственно созданный объект.

  10. Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.

  11. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.

  12. Воля – способность к выбору свободы, общественной позиции, к рациональному самоограничению, к усилиям по определению и достижению цели.

  13. Воображение – создание образа мира или отдельных его элементов, никогда не воспринимавшихся в опыте. Как важнейший архетип разума, воображение всегда включено в ситуацию человеческой или общественной жизни и позволяет проектировать способы ее преодоления. Вне ситуации воображение становится фантазией и выступает истоком новых культурных явлений.

  14. Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

  15. Гуманизм (возрожденческий) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритет исследования сфер бытия, так или иначе связанных с человеком.

  16. Деятельность – познавательная и преобразовательная активность человека, которая целенаправленна, предметна, социальна, осуществляется в соответствии с материалом, обладает средствами и выражает сущность человека как творца ценностей из материала природы.

  17. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (Дорожный знак.)

  18. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.

  19. Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике.

  20. Идеографическое письмо (иероглифика) - способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличе от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способность передавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка

  21. Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

  22. Имманентный – внутренне необходимый.

  23. Индивидуация – принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.

  24. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.

  25. Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий).

  26. Интерсубъективность – структура индивидуальной субъективности человека, откликающаяся на субъективность других людей.

  27. Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность.

  28. Истина - адекватное отражение действительности.

  29. Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.

  30. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

  31. Классификация – система однопорядковых понятий, полученных в результате анализа предмета по одному признаку.

  32. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.

  33. Культура – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения.

  34. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.

  35. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать в любую эпоху в любой культуре

  36. Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к кружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре.

  37. Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.

  38. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.

  39. Любопытство – интеллектуальное переживание ситуации, "увлеченность" необычайностью, бескорыстная заинтересованность в познании того, что выходит за пределы жизненного мира.

  40. Массовая культура – культура, ориентированная на ценности большинства членов общества.

  41. Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная.

  42. Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.

  43. Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека.

  44. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру. Существуют мифы древние и современные, сакральные, политические, экономические и др. Признак мифа – убеждение, что дело обстоит именно так, потому что об этом знают все!..

  45. Обряд и ритуал – Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай.

  46. Объект - то, что субъект различает, это представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения.

  47. Обычай – форма деятельности, лежащая в основе повседневного поведения социальных групп.

  48. Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.

  49. Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений.

  50. Потенциальное – существующее как возможность своего осуществления.

  51. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

  52. Предмет – данное в опыте явление действительности, на которое направлено познание.

  53. Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу – узелковое письмо, применявшееся в обществе инков).

  54. Постиндустриальный тип культуры сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.

  55. Проблема - очевидное незнание, вызывающее познавательный интерес.

  56. Разум (новоевропейского типа) - мышление рационально упорядоченное, операционализированное, проблемное, предметное, методичное, способное к построению гипотез и служащее для познания объекта с целью определения эффективной жизненной стратегии в отношении к объекту. Разум обеспечивает познание объектов, не данных в органах чувств, хотя и требует при этом их редукции к чувственному опыту. При осуществлении редукции разум становится рассудком.

  57. Рассудок – логическая форма познающего разума.

  58. Рефлексия - обращение мышления к собственным всеобщим основаниям и предпосылкам.

  59. Рисуночное письмо (пиктография) – передача сообщений посредством отдельного рисунка или целого ряда рисунков

  60. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся из поколения к поколению, с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.

  61. Свобода (новоевропейского типа) - самообусловленность субъекта и обладание им необходимыми условиями жизни, возможность самостоятельного выбора и принятия решений.

  62. Силлабическое (слоговое) письмо – система письменности, в которой каждому знаку соответствует определённый слог использующего данную письменность языка. В отличие от иероглифики, силлабическое письмо определяется меньшим количеством (до 500) и более упрощённым написанием отдельных знаков.

  63. Символ – форма ценности, знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.

  64. Синкретизм (от греч. syncretis) - отличительная черта первобытной культуры и мышления, выражающаяся в нерасчлененности, недифференцированности их форм, слитность искусства, мифологии, религии.

  65. Смысл – обусловленное культурой содержание любого знака или явления, указывающее на его значение для человека. Смысл жизни – предназначенность человека и то, какою должна быть его жизнь. Смысл явления – его значение для человека и его должная форма.

  66. Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение.

  67. Социокультурная парадигма - массово распространенное представление о человеке, мире и способах жизни человека в мире.

  68. Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.

  69. Стереотипупрощённое, зачастую искажённое представление о каком - либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).

  70. Субкультура – культура отдельных социальных групп как субъектов и элементов пространства общей культуры.

  71. Творчество - способность к созданию новых ценностей, таких, какие могли появиться только через посредство субъективного разума и активности.

  72. Технология - сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами их производства.

  73. Тоталитарный – подчиненный единой вертикали власти, в рамках подобного стиля мышления полностью отрицается ценность субъективного, индивидуального.

  74. Тотемизм – вера в животных-прородителей.

  75. Традиция - процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это - субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные.

  76. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это культура ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.

  77. Утилитаризм – воззрение, согласно которому целью человеческих поступков всегда должно быть стремление извлекать из всего выгоду, пользу. Этический принцип, согласно которому этичным является все, что служит увеличению общественного блага.

  78. Фантазия – воображение, выходящее за пределы ситуации, источник новых культурных явлений. В крайних случаях может принимать форму бессодержательного фантазирования.

  79. Фетишизм - представления приписывающие вещам необычные для них, сверхъестественные свойства.

  80. Философствование – Размышление человека о месте в жизни и в мире, о собственном смысле и предназначении. Обладает культуротворческим потенциалом.

  81. Феномен - явление мира, постигаемое с помощью чувств.

  82. Ценность – Интенция, объективация человеческой сущности. Соответствие человеческой сущности всеобщей природе человека, представление человека или общества о том, что имеет для них значение и смысл. В этике - соотношение объекта, процесса или явления с характеристикой "добро" или "зло".

  83. Цивилизация – социокультурные системы, различные типы обществ, возникающих в истории человечества. Важнейшим признаком цивилизации является наличие города. В культурологи может быть как синонимом понятия "культура" (А.Тойнби) или его антагонистом (О. Шпенглер)

  84. Элита – социальная группа, занимающая высшее положение в социальной иерархии. Элиты могут быть экономические, политические, интеллектуальные, нравственные. Элита противоположна массе – всем остальным социальным группам. Элитарная культура – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере.

  85. "Эпохе" – принципиальный отказ в исследовании от любых суждений и утверждений, опирающихся на внешний опыт.

  86. Язык - важнейшая из знаковых систем, образующая основу всей культуры использующего её народа, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, передачу и хранение информации и т.п. Язык как естественное явление есть открытая система, способная развиваться и изменяться.

VII. Методические рекомендации для преподавателей

Поскольку должный уровень знаний по мировой художественной культуре, необходимый для полноценного восприятия материала курса наблюдается не у всех студентов, то, упоминая произведения искусства или литературы, необходимо давать краткое их описание.

VIII. Задания для контрольной работы

Вариант 1.

1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология?

1. Очеловечивание.

2. Обработка, возделывание.

3. Украшение, развлечение.

4. Все перечисленное выше.

2. Группа определений культуры, которые делают основной акцент на роли человека в культуротворчестве это:

1. Аксиологическая.

2. Археологическая.

3. Антропологическая.

4. Социологическая.

3. Коммуникативная функция культуры в частности отвечает за развитие:

1. Письменности

2. Литературы

3. Живописи

4. Архитектуры

4. К какому понятию относится следующее определение: "Разнообразные действия человека с целью оказать влияние на тот или иной материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом"?

1. Фетишизм;

2. Оккультизм;

3. Магия;

4. Язычество.

5. Фараона, предпринявшего попытку реформы египетской религии, звали:

  1. Аменхотеп

  2. Рамзес

  3. Хепри

  4. Тутанхомон

6. Хронологические рамки европейского Средневековья:

1. X— XVвв.;

2. V —XVII вв.;

3. XII—XIII вв.;

4. V – XV вв.

7. Выберите, какая из перечисленных категорий для просветителей определяла "естественное" равенство между людьми:

1. Чувства

2. Разум

3. Деньги

4. Талант

8. Подберите понятие, характеризующее особенности производства ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, то есть подчиненных ему как своей цели. В отличие от понятия, обозначающего культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, данное понятие используется для обозначения культуры, распространяющей духовные и материальные ценности, ориентированные на потребителя с "усредненным" уровнем развития.

1. Элитарная культура;

2. Традиционная культура;

3. Либеральная культура;

4. Массовая культура;

9. Кто из мыслителей отождествлял понятия "цивилизация" и "культура"?

1. К. Маркс;

2. А. Тойнби;

3. О.Шпенглер;

4. Все перечисленные;

10. Выберите из следующего списка имена только древнегреческих богов

1. Гера, Дионис, Гефест

2. Меркурий, Зевс, Аид

3. Диана, Пан, Птах.

4. Геркулес, Аид, Посейдон.

Вариант 2

1 . В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа"?

1. Общество;

2. Культура;

3. Техника;

4. Образование.

2. Группа определений культуры, которые делают основной акцент на употреблении понимании общих обычаев, верований, а так же особенностей труда и быта данного общества при формировании культуры это:

1. Символическая

2. Аксиологическая

3. Этнографическая

4. Социологическая

3. Адаптивная функция культуры в частности отвечает за:

1. Повышение уровня безопасности жизни человека

2. Улучшение взаимопонимания людей

3. Сохранение традиций и языка

4. Отдых и восстановление сил

4. Какому из понятий соответствует определение: "Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры"?

1. Анимизм;

2. Фетишизм;

3. Синкретизм;

4. Тотемизм;

5. Что такое мимесис?

1. Созвучие;

2. Подражание;

3. Гармония;

4. Искусство

6. Свидетельство об отпущении грехов, которое выдавалось Римской католической церковью за деньги, называлось:

1. Акцией

2. Фикцией

3. Индульгенцией

4. Индурацией

7. Культура Нового времени в большей степени характеризуется:

1. Увеличением народонаселения

2. Развитием светской культуры

3. Подавлением человеческой индивидуальности.

4. Увеличением значения религии.

8 . Система организации и стимулирования потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом потребителя является одним из основных направлений:

1. Современной азиатской культуры

2. Современной западной культуры

3. Современной элитарной культуры

4. Современной массовой культуры

9. О.Шпенглер считал, что:

1. Существуют типы культур полностью независимые, и существуют те, которые находятся в сыновне-родственных отношениях;

2. Все культуры, существующие на Земле, имеют единое начало, одну праматерь, из которой они все вышли. И у всех культур одни и те же духовные гены;

3. Абсолютно замкнутыми универсумами цивилизации были лишь до Нового времени, когда последние стали взаимозависимы и вступили в реальное взаимодействие;

4. Каждая культура замкнута на себя, самодостаточна. Каждый культурно-исторический тип существует обособленно, изолировано. Локальная культура живет своей собственной, особой жизнью, обладает своим специфическим тактом, ритмом и вкусом. Она не может воспринять ничего у других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Диалога культур нет;

10. Выберите из следующего списка имена только древнеримских богов

1. Нептун, Меркурий, Деметра

2. Посейдон, Марс, Церера

3. Венера, Юнона, Янус

4. Гера, Гефест, Флора

Вариант 3.

1. Назовите основные задачи культурологии:

1. Эмпирическое описание культуры

2. Сравнительный анализ культур;

3. Изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре;

4. Все вышеперечисленное

2. Группа определений культуры, которые делают основной акцент на роли правил и запретов при формировании культуры это:

1. Этнографическая

2. Аксиологическая

3. Нормативная

4. Социологическая

3. Интегративная функция культуры в частности отвечает за:

1. Освоение особенностей труда и быта

2. Усвоение культурной идентичности

3. Поиск враждебных социокультурных групп.

4. Включение индивида в жизнь общества

4. Подберите верное определение к понятию "анимизм":

1. Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

2. Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы;

3. Вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения и предметы, наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом — душой;

4. Вера в то, что у каждого человека есть предок покровитель, который может быть как зооморфным, так и антропоморфным существом, наделенным сверхъестественной силой.

5. Выберите правильное высказывание:

1. Калокагатия — гармония внешнего и внутреннего состояния человека;

2. Калокагатия — система норм, правил, господствующая в художественном направлении;

3. Калокагатия — очищение через сострадание и страх.

4. Калокагатия – рок, судьба, довлеющая над каждым живым существом.

6. Основными чертами средневековой европейской культуры являются:

1. Новаторство, антропоцентризм, дидактизм

2. Традиционализм, теоцентризм, психологизм

3. Символизм, оккультизм, дидактизм

4. Историцизм, психологизм, антропоцентризм

7. Введенное в эпоху Возрождение понятие "гуманизм" означало:

1. Развитие милосердия, сострадания, помощь ближнему

2. Стремление найти путь к достижению личной святости для каждого человека.

3. Помощь людям искусства, меценатство.

4. Познание того, что относится к жизни и нравам человека

8. Выберете наиболее точный вариант продолжения следующего утверждения: "Человек, ориентированный только на потребление массовой культуры характеризируется тем, что":

1. Способен глубоко и полноценно усваивать информацию, относящуюся к самым разным областям науки и искусства.

2. Способен поверхностно усвоить популярно изложенные сведения из разных областей научного знания и искусства.

3. Способен поверхностно усвоить популярно изложенные сведения из разных областей научного знания и искусства, не оценивая критически их достоверность.

4. Не способен к освоению нового знания вообще.

9. О.Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I — подготовительный, период детства и накопления сил; II — период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; и III — ... Что, согласно Шпенглеру, соответствует III этапу?

1. Период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;

2. Период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических "деяний" к механической "работе";

агония культуры;

3. Период возвращения культуры к своим истокам, то есть к I

4. В концепции Шпенглера III го этапа нет.

10. Из приведенного ниже списка выберете, кем была Деметра

1. Греческой богиней плодородия.

2. Римской богиней виноделия.

3. Греческой богиней земледелия.

4. Римской богиней смены времен года.

Вариант 4

1. Что из нижеследующего, не может считаться культурной константой?

1 Тело

2 Время

3 Смерть

4 Кома

2. Группа определений культуры, которые делают основной акцент на роли артефактов материальной культуры в формировании и восприятии культуры в целом это:

1. Историческая

2. Археологическая

3. Социологическая

4. Этнографическая

3. Социализационная функция культуры в частности отвечает за:

1. Развитие средств массовой информации

2. Взаимодействие человека с другими членами общества

3. Включение индивида в жизнь общества

4. Защиту общества от природных катаклизмов

4. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами:

1. Анимизм;

2. Фетишизм;

3. Тотемизм;

4. Магия;

5. Что означает термин "античность"?

1. Греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима);

2. Термин, равнозначный русскому понятию "древность";

3. История и культура Греции

4. История и культура Египта, Греции и Рима

6. Монахи ордена Св. Бенедикта:

1. Боролись с еретиками.

2. Подражали нищенской жизни Христа.

3. Активно участвовали в общественной жизни, вели хозяйство, помогали мирянам.

4. Ни одно из вышеперечисленного.

7. Гугенотами называли:

1. Кальвинистов

2. Лютеран

3. Пуритан

4. Католиков

8. Выберете верное суждение.

1. Массовая культура опирается в основном на знания, уже усвоенные человеком, потребляющим ее артефакты.

2. Массовая культура требует от человека размышлений в процессе или после потребления ее артефактов.

3. Массовая культура нуждается в том, чтобы человек, потребляющий ее артефакты, обладал определенным личным жизненным опытом.

4. Массовая культура опирается в основном на эмоциональное восприятие человеком ее артефактов.

9. Какой из возможных Ответов на Вызов А. Тойнби считает единственным, выводящим Цивилизацию из кризиса?

1. Футуризм

2. Архаизм.

3. Духовное преображение

4. Аскетизм

10. Римской богине Минерве в греческой мифологии соответствует:

1. Гея

2. Афина

3. Афродита

4. Гера



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальностей: 010701. 65 «Физика» (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Другие похожие документы..