Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
С. 90 Ценное замечание о том, что границы 0.05 и 2.0 мм, по существу назначенные волевым способом (исследователями), на самом деле отвечают некоторым...полностью>>
'Закон'
1. Правовые формы закрепления принципов и целей управления: конституции, государственная политика, государственная программа, послания Президента Рос...полностью>>
'Документ'
А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он у...полностью>>
'Закон'
лиц, участвовавших в подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопр...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для заочной формы обучения

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

(часы)

Самостоятельная

работа

(часы)

лекции

семинарские занятия

I

Раздел 1. Введение в основы культурологии. Теория культуры

24

2

1

21

1.1

Предмет, цели и задачи курса «Культурология»

8

1

0

7

1.2

Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурная преемственность

8

0

1

7

1.3

Исторические типы культуры. Культурологические концепции

8

1

0

7

II

Раздел 2. История культуры

56

2

5

49

2.1

Первобытная культура

8

0

1

7

2.2

Культура Древних Цивилизаций

8

0

1

7

2.3

Европейская культура Средневековья

8

0

1

7

2.4

Европейская культура Возрождения

8

0

1

7

2.5

Европейская культура XVII - XIX вв.

8

0

1

7

2.6

Культура XX века

8

1

0

7

2.7

Культура России

8

1

0

7

Итого

80

4

6

70

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

3.1.1. Содержание лекционного материала

Раздел 1. Введение в основы культурологии. Теория культуры.

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология».

Человек - как существо природное и существо культурное. Биологическая недостаточность человека. Культура как одно из специфических средств обеспечения сосуществования людей в обществе.

Природа и культура. Учение о культуре в системе гуманитарного знания, ее связь с другими гуманитарными науками. Культурология и философия культуры. Предмет культурологии - плоды культурной деятельности человека. Многообразие определений культуры и их классификация (Антропологические, ценностные, нормативные, исторические дидактические, символические и т.д.).

Функции культуры, ее роль в социальной системе (адаптивная, коммуникативная, интегративная, социализующая, компенсаторная). Этикет и традиции.

Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурная преемственность.

Введение понятий «культурная константа» и «культурно исторический архив». Культура как развивающееся и культура как статическое явление. Традиционный и инновационный типы культуры.

Античность: полисная культура и принцип калокагатии. Рим: гражданская культура. Средние века: формирование принципа европоцентризма. Социокультурная парадигма “Восток - Запад” и вопрос культурной самобытности. Возрождение: проблемы определения исторического периода. Антропоцентризм и обращение к античным принципам. Новое время: научный оптимизм и гуманитарное знание.

Гегель, Кант и Ницше о культуре. Дильтей и проблема герменевтического круга.

ХХ век: антропологичессий поворот и исторические катастрофы. Лингвистический поворот: философия «логического атомизма» и Хайдаггер. Критика массовой культуры. Культура и наука: Томас Кун и научные революции. Хронологический (формационный) и цивилизационный принципы типологии культуры.

Тема 3. Исторические типы культуры. Культурологические концепции.

Принципы исторической типологии культуры: историческая неповторимость определённой культуры и общекультурное наследие человечества. Циклическое и линейное время. Связь культурологии и истории.

К. Маркс и поиск объективных исторических законов. Формационная концепция. Взаимосвязь экономики и культуры.

Макс Вебер о влиянии религиозно-этических принципов на развитие культуры сообщества.

О. Шпенглер и теория локальных цивилизаций. Ландшафт, душа и символы культур. Понятие цивилизации, как последней стадии существования культуры.

А. Тойнби и теория преемственности культур. Теория «Вызовов» и «Ответов».

Раздел II. История культуры.

Тема 1. Первобытная культура.

Проблема антропогенеза и особенности хронологии. Проблема происхождения первобытной культуры. Понятие археологической культуры. Археологическая логика воссоздания картины прошлого: периодизация по орудиям труда и способам захоронения. Формирование языка и особенности бесписьменной культуры. Табу: закон и запрет как основа выживания.

Особенности первобытного мышления и миропонимания: синкретизм, анимизм и тотемизм, магия как пра-научный подход. Политеистическая (языческая) картина мира. Мифологическое мышление. Миф как основа культурного единства. «Свои» и «чужие».

Тема 2. Культура Древних Цивилизаций.

Демонстрация взаимосвязи и преемственности культур на примере Египта, Греции и Рима.

Египет. Особенности периодизации. Цикличность и ландшафт, особенности земледельческих культур. «Культура мертвых» и проблемы реконструкции жизненного мира. Зооморфизм и взаимоотношения миром. Сакральное знание и наука. «Атоновское Возрождение».

Древняя Греция. Культура полиса. Калокогатия. Антропоморфизм. Формирование философии и наук. Мистерии и театры: трагедия и комедия. Состязательность (Агонистичность) полисной культуры: соревнования тела и соревнования духа (Олимпийские и прочие игры, поэтические состязания, философские споры).

Значение противостояния софистов и Сократа для развития мировой культуры и науки. Представления Платона о человеке и искусстве. Общество и культура в «Государстве».

Древний Рим. Гражданская культура - воспитание и развлечения. Культурные заимствования. Расцвет ораторского искусства. Культ императоров и зарождение христианства.

Тема 3. Европейская культура средних веков.

Понятие “средние века”. Сущность феодальных отношений: условность собственности на землю, социально - политическая иерархия, личная зависимость крестьян (патронат и крепостное право), взаимные обязательства сеньора и вассала, составляющие единство прав и обязанностей. Сословность средневекового общества: духовенство, дворянство, народ. Иерархичность в Катрине мира. Культура элиты и культура простонародья. Основные черты средневековой культуры: теоцентризм, традиционализм, символизм, дидактизм, рефлексивность и психологическая самоуглублённость, историзм. Апокалипсические тенденции и аскетизм. Языческие анахронизмы.

Особенности Средневековой науки, образования и искусства. Ваганты.

Тема 4. Европейская культура эпохи Возрождения.

“Возрождение” и изменение культурной парадигмы. Основные черты культуры Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, видоизменение средневековой традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников, новое отношение к миру (“расшатанная католическая церковность”). Хронология эпохи Возрождения: Проторенессанс (дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.), раннее Возрождение (кватроченто (XV в.), высокое Возрождение (чинквеченто (XVI в.)).

Религиозное заальпийское Возрождение. Гуманизм и Реформация. Возникновение Протестантизма: англиканство, кальвинизм и Лютеранство. Реформация и истоки буржуазно - капиталистической системы.

Тема 5. Европейская культура XVII - XIX вв.

Критицизм XVII в. - “революционная критика” феодализма, философия Декарта и ее влияние на развитие научных представлений. Этикет и народная культура.

XVIII в. - Просвещение и идеала Американской и Великой французской революций. Развитие опытных и описательных дисциплин: физика, биология, география.

XIX в. – “полнота времён”, время расцвета буржуазной культуры и начала её кризиса. Концепция Дарвина. Кант и Ницше. Рационализм, антропоцентризм и сциентизм.

Научная и техническая революции. Утверждение научного мировоззрения и утопизм идеалов.

Мир - механизм, природа - мастерская. Бурное развитие науки и техники, становление политической культуры.

Тема 6. Культура XX века.

Основная тенденция развития культуры в XX веке: от индустриальной культуры - к постиндустриальной. Техногенная цивилизация. Распространение европейского типа культуры. Общечеловеческая и национальные культуры.

Свобода и насилие. Социальная мобильность Культура элитарная и массовая. Плюрализм и унификация. Технизация и гуманизация.

Формирование «массового человека» и критика «массовой культуры». Конформизм и кризис «культурно-историчекого архива».

Футурошок и массовое производство.

Постмодерн и неоязычество.

Тема 7. Культура России.

Особенности русской культуры: географические, этнические, исторические.

Русская культура - как культура кризисная.

Проблемы русского языка и литературы, их значение для сохранения культуры. Современные проблемы сохранения и воспроизведения русской культурной традиции.

Россия и Запад. Влияния и культурный обмен. Проблема сохранения национальной культуры и самобытности.

Россия как многонациональное государство. Этническая и национальная культуры. Значение сохранения культур малых народностей. Межнациональные конфликты - культурологический аспект

3.1.2. Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология».

  1. Мир культуры - мир ценностей.

  2. Человек культурный и человек образованный. Смысл образования.

  3. Культурология и история культуры.

  4. Культурология и философия культуры. Социология культуры и культурная антропология

Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурная преемственность.

  1. Основные понятия культурологии. Понятие культурной идентичности.

  2. Культурно-исторический архив и культурные константы (пространство, время, телесность и т.д.)

  3. Неприрывность и преемственность культурного процесса. Необходимость представлений о культурных системах прошлого, для осознания настоящего и прогнозирования будущего.

  4. Значение ментальности как типа культуры.

Тема 3. Исторические типы культуры. Культурологические концепции.

  1. Европоцентристские культурологические концепции.

  2. Теория идеальных типов Макса Вебера.

  3. Теория Н. Я. Данилевского. «Россия и Европа».

Тема 4. Первобытная культура.

  1. Археологический и этнографический методы реконструкции картины мира.

  2. Мифологическое мышление - особенности и значение.

  3. Шаманизм и магия.

Тема 5. Культура Древних Цивилизаций.

  1. Наука Египта и ее влияние на развитие европейской культуры.

  2. Древне Греческая философия, как основа европейской науки..

  3. Римское гражданское право.

Тема 6. Европейская культура средних веков.

  1. Средневековая бытовая культура и христианская религия.

  2. Символизм средневекового мира.

  3. Священная Инквизиция.

Тема 7. Европейская культура эпохи Возрождения.

  1. Антропоцентризм. Человек как соавтор бога.

  2. Изменение культурной парадигмы. Переход к инновационному типу культуры.

  3. Значение формирования протестантской этики. Разволшебствование мира.

Тема 8. Европейская культура XVII - XIX вв.

  1. Рационализм как культурная стратегия.

  2. НТР, наука, экономика и политика.

  3. Романтизм, реализм и смерть Бога.

Тема 9. Культура первой половины XX века.

  1. Модерн - многообразие и кризисность.

  2. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. Новая парадигма искусства и культуры.

  3. Великие потрясения середины века и их влияние на мировую культуру.

Тема 10. Культура второй половины XX века и проблемы начала XXI века.

  1. Перспективы европоцентризма.

  2. Смысл американоцентризма.

  3. Массовое общество и его критика. Массовая и элитарная культуры. Взаимодействие и противоречия. Структуры власти.

Тема 11. Культура России. История и современность.

  1. Проблема Восток-Запад.

  2. Россия - многонациональное государство. От Империи к Федерации. Культурные аспекты. Культурная самоидентичность.

  3. Традиция и культурные заимствования. Проблема сохранения и воспроизведения культурного наследия и национальной самобытности.

12-ое семенарское занятие отводится на написание контрольной работы.

    1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Для самостоятельной работы в качестве практического задания всем студентам предоставляется текст работы В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». Опираясь на прослушанный курс, необходимо прочитать и проанализировать текст представленного эссе. Для самоконтроля представляются следующие вопросы.

3.2.1. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

  1. Поясните, в чем состоит существенная разница при создании картины и фотографии.

  2. Поясните, в чем состоит существенная разница в технике воспроизведении картины и фотографии.

  3. Объясните, в чем состоит существенная разница между такими понятиями как оригинал, копия и репродукция.

  4. Объясните смысл вводимого Беньямином понятия "аура".

  5. Каковы причины того, что возможность технического воспроизведения произведения искусства "вызывает глубокое потрясение традиционных ценностей".

  6. Объясните, какую связь видит Беньямин между искусством и культом.

  7. Объясните, к каким негативным и позитивным последствиям приводит разрыв связи между искусством и культом.

  8. Объясните основные различия в способе передачи публике мастерства театрального актера и актера кино.

  9. Объясните основные различия в особенностях игры театрального и кино актеров.

  10. Объясните, в чем Беньямин видит сходство между кинозрителем и болельщиком.

  11. Объясните, в чем Беньямин видит причину снижения стандартов в области литературного творчества.

  12. Объясните, как, по мнению Беньямина, кинематограф меняет способ и образ организации чувственного восприятия человека.

  13. Поясните, в чем заключаются последствия привыкания человека к развлекательному, расслабляющему искусству.

  14. Сформулируйте, почему продукция массовой культуры и привлечение к ней, а не к произведениям классической, элитарной культуры, повышенного внимания выгодно для власти в любом современном государстве.

  15. Сформулируйте как вывод, в чем состоят для человека положительные и отрицательные последствия привычки к восприятию исключительно продукции массовой культуры.

3.2.2. Методические указания к видам контроля самостоятельной

работы студентов и критерии их оценивания

Контроль самостоятельной работы студентов может проводиться как в письменной (опрос), так и в устной форме (коллоквиум). При опросе следует стараться избегать повторения одних и тех же вопросов, чтобы группа могла проработать как можно больший объем материала. При коллоквиуме напротив, следует выбрать несколько вопросов для более глубокого обсуждения.

Часть времени курса отводится на самостоятельную работу студентов и написание письменных работ с использованием первоисточников, учебников и другой рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов направляется программой дисциплины, заданиями лектора к семинарам, примерными темами рефератов.

Преподаватель на семинарском занятии задает текст для прочтения, анализа, интерпретации или вопрос для самостоятельного размышления (как правило, вопросы носят актуальный характер и служат для формирования мировоззрения студентов). Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной работы (реферата).

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). За выполнение каждой самостоятельной работы студент получает 2 балла (баллы текущего контроля). В случае углублённой работы над учебным материалом студент может выполнить либо два сообщения в форме доклада, либо два реферата, либо одно сообщение в форме доклада и один реферат для получения дополнительных баллов.

Устный опрос.

Тема сообщения указывается преподавателем и соответствует плану семинарских занятий.

Сообщение предполагает устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.

При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специальная литература по теме, культурологическое или философское исследование). Знакомство с оригинальными текстами (культурологической тематики), изложение и анализ оригинала оценивается дополнительными баллами.

Сообщение об известном теоретике культуры (по выбору студента) должно обязательно включать следующие пункты:

  1. Краткие биографические данные (где и когда жил, где и кем работал, когда опубликовал свои главные труды)

  2. Краткое изложение основного содержания наиболее известной работы

  3. Вклад в культурологию: в чем новаторство подхода, какие проблемы решил, какие новые темы поднял.

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Одно сообщение с последующим моделированием дискуссии стоит 9 баллов. В течение семестра студент может сделать 2 сообщения.

Письменная работа (реферат).

Требуемый размер текста – от 15 до 20 машинописных страниц, кегль 12 или 14.

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, «Содержание», «Введение», основная часть, «Заключение» и «Список литературы». Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.

В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке; приводятся в алфавитном порядке.

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.

Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы.

Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте) – по предпочтению преподавателя, утвердившего тему реферата.

Для студентов очной формы обучения по направлению 032100 (62) – физическая культура и специальности 032102 (65) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). За выполнение реферата студент получает 9 баллов. В течение семестра студент может сделать 2 реферата.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальностей: 010701. 65 «Физика» (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Другие похожие документы..