Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
повышение квалификацииПравовое регулирование земельных и экологических отношений: законодательство и практика примененияОбъем учебной нагрузки: 72 ака...полностью>>
'Документ'
Тяжелые последствия войны (разруха, голод, нищета, значительное сокращение населения). Постепенное восстановление численности населения. Эстонских кр...полностью>>
'Сочинение'
Приступая к работе над сочинением, учащиеся должны прежде хорошо понять формулировку темы. От этого во многом зависит успех и положительная оценка со...полностью>>
'Документ'
Одним из наиболее известных способов вмешательства правительства в торговлю алкоголем является её контроль посредством монополии. Государственная мон...полностью>>

Программа наименование дисциплины Клиническая фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060301 Фармация

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рекомендовано МССН

ПРОГРАММА

Наименование дисциплины Клиническая фармакология

Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

060301 Фармация

Квалификация (степень) выпускника Специалист

1. Цели и задачи дисциплины

Цель: обучение будущего провизора принципам эффективного и безо­пасного выбора лекарственных средств и их режимов дозирования для обеспечения лечебно-профилактического и диагностического процессов в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях на основе активной информаци­онно-консультативной и экспертно-аналитической работы специалиста с врачом и потребителем лекарственных средств.

Задачи:

- сформировать знания в области общей и частной клинической фарма­кологии;

- сформировать знания и навыки диагностики ведущих синдромов и симптомов

основных заболеваний внутренних органов;

- сформировать навыки в выборе индивидуальной фармакотерапии с учетом возрастных

особенностей, сопутствующих заболеваниях пациента, при различном их течении и

тяжести;

- сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора в области

обеспечения врачей и потребителей лекарственных средств полной информацией по

клинической фармакологии препаратов с целью наиболее рационального их

применения;

- сформировать знания и навыки, необходимые для информационно-консультативной

деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным

потребителям;

- сформировать знания и навыки в области оказания консультативной помощи

населению по вопросам применения и совместимости ЛС и других ФТ;

- сформировать знания в области разработки, испытания и регистрации лекарственных

средств в соответствии с международной системой требований и стандартов.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл

Дисциплина «Клиническая фармакология» относится к циклу профессиональных дисциплин. Изучение дисциплины должно базироваться на знаниях, полученных из гуманитарных дисциплин (философии, биоэтики, правоведения, истории фармации, латинского языка), математических и естественнонаучных дисциплин (физики, математики, химии, биохимии, микробиологии, физиологии с основами анатомии, патологии), предшествующих профессиональных и специальных дисциплин (фармакологии, медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности, фармацевтической химии, фармацевтической технологии).

Студент должен знать (входные знания):

  • химический состав клетки, строение и функции наиболее важных органических соединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; основы клеточной теории, особенности строения клеток различных типов; пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки, этапы репликации ДНК и биосинтеза белка, механизм регуляции активности генов; основные формы и механизмы размножения организмов (законы генетики и их значение для медицины, основные закономерности наследственности и изменчивости, наследственные болезни человека);

  • основные анатомические и физиологические понятия и термины, используемые в медицине; морфо-функциональная организация человека, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития и при беременности; основные механизмы регуляции функции физиологических систем организма (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системно-органный, организменный);

  • основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды; принципы взаимоотношений организма человека с внешней средой; физиологические основы психической деятельности; принципы моделирования физиологических функций;

  • принципы классификации микроорганизмов, особенности строения и жизнедеятельности; основы генетики микроорганизмов. Сущность биотехнологии, понятия и принципы генетической инженерии, препараты, полученные генно-инженерными методами; состав микрофлоры организма человека и ее значение;

  • цели и методы асептики, антисептики, консервации, стерилизации, дезинфекции;

  • понятие о химиотерапии, антибиотиках, пробиотиках и пребиотиках; классификация антимикробных средств по источнику, способам получения, химической структуре, спектру, механизму и типу действия; методы определения активности антибиотиков и чувствительности микробов к химиотерапевтическим средствам;

  • основы учения об инфекции, инфекционной болезни; виды инфекции; роль микробов в развитии инфекционного процесса; механизмы и пути передачи возбудителя;

  • понятие об иммунитете как невосприимчивости к инфекционным заболеваниям, аллергии и аллергенах, механизмах основных реакций иммунитета, иммунобиологических препаратах;

  • основные понятия и термины патологии; основные закономерности общей этиологии, патогенеза, основные аспекты учения о болезни;

  • этиология, патогенез, клиническая картина, исходы и принципы терапии типовых патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний;

  • химическая природа и роль основных биомолекул, химические явления и процессы, протекающие в организме на молекулярном уровне; магистральные пути метаболизма белков, аминокислот, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов и основные нарушения их метаболизма в организме человека. Основы биоэнергетики клетки; сведения о молекулярных механизмах наследственных и ряда других заболеваний; принципы биохимического анализа и клинико-биохимической лабораторной диагностики заболеваний;

  • теоретические основы фармакокинетики и фармакодинамики лекарств.

Студент должен уметь ( входные умения):

  • теоретически обосновывать химические основы фармакологического эффекта и токсичности;

  • применять правила различных номенклатур к различным классам неорганических и органических соединений;

  • определять систематическое положение паразита по морфологическим признакам и циклу развития и круг возможных болезней, связанных с простейшими, гельминтами, членистоногими и хордовыми;

  • измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке;

  • анализировать результаты экспериментального исследования физиологических функций в норме;

  • оценить результаты некоторых реакций иммунитета;

  • измерять и оценивать нарушения основных функциональных показателей жизнедеятельности человека при патологии;

  • выявлять главные факторы риска конкретной болезни для определения мер их профилактики или устранения;

  • оценивать информативность различных биохимических определений для анализа крови и мочи при некоторых патологических состояниях (сахарный диабет, патология печени, почек, сердца).

Студент должен иметь входные навыки:

  • владение методами обработки текстовой и графической информации;

  • владение методами статистической обработки экспериментальных результатов химических и биологических исследований;

  • владение навыками пользования поисковыми программами для доступа к профессиональной информации, размещенной в сети Интернет;

  • владение навыками проведения научных исследований для установления взаимосвязи физико-химических свойств и фармакологической активности;

  • анализ показаний и противопоказаний различных групп лекарственных средств на основании знаний об этиологии и патогенезе.

Дисциплина «Клиническая фармакология» является предшествующей для дисциплин: биотехнологии, медицинского и фармацевтического товароведения, фармакогнозии, управления и экономики фармации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

  • владением практическими способностями поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

  • способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

  • способностью и готовностью к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-4);

  • научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельностью:

способностью и готовностью оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям ЛС и других ФТ по правилам хранения ЛС и других ФТ с учетом их физико-химических свойств (ПК-41);

  • способностью и готовностью оказать консультативную помощь работникам фармацевтического учреждения по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ПК-42);

  • способностью и готовностью к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения ЛС, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43);

  • способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске ЛС и других ФТ институциональным и конечным потребителям (ПК-44);

  • способностью и готовностью оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости ЛС и других ФТ (ПК-45);

  • способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

  • способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);

  • оказанию первой медицинской помощи:

способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).

В результате изучения дисциплины:

Студент должен знать:

  • общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств. Виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости;

  • особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у здоровых лиц и при патологии; особенности фармакотерапии у новорожденных и пожилых лиц, беременных женщин;

  • особенности дозирования лекарственных средств в зависимости от возраста, характера заболевания и других факторов; фармакогенетические особенности лекарственной терапии;

  • основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией лекарственных средств;

  • принципы клинико-фармакологических подходов к выбору групп лекарственных средств для фармакотерапии основных заболеваний внутренних органов; понятия «Стандарты лечения», «Доказательная медицина»;

  • этиологию, патогенез наиболее распространённых заболеваний;

  • принадлежность лекарственных препаратов к определенным фармакологическим группам, фармакодинамику и фармакокинетику ЛС, наиболее важные побочные и токсические эффекты, основные показания и противопоказания к применению;

  • клинические и параклинические методы оценки эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств;

  • средства выбора для купирования основных симптомокомплексов при ургентных состояниях;

  • основные этапы разработки, испытания и регистрации лекарственных средств в соответствии с международной системой требований и стандартов.

Студент должен уметь:

  • определять группы лекарственных средств для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств;

  • прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации;

  • определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам;

  • объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и синдромных проявлений;

  • по основным клиническим признакам оценить состояние: сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, состояние органов брюшной полости, органов чувств;

  • информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме и правилах хранения;

  • соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной деятельности с коллегами, медицинскими работниками и населению;

  • выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость;

  • информировать население, медицинских и фармацевтических работников о лекарственных препаратах, их аналогах и заменителях;

  • пользоваться источниками клинико-фармакологической информации - Федеральным руководством по использованию лекарственных средств (формулярной системой), справочниками, электронными базами данных, Интернет-ресурсами.

Студент должен владеть навыками:

  • принципами медицинской этики и деонтологии;

  • навыками дифференциации причин и условий возникновения патологических процессов и болезней, оценки рисков хронизации, осложнений и рецидивов, клинической оценки эффективности лекарственной терапии;

  • разъяснять потребителям лекарственных средств способ и время приема лекарственного препарата или их комбинации.

  • давать рекомендации по профилактике нежелательных лекарственных реакций.

  • информировать врачей о фармакодинамике, особенностях фармакокинетики, взаимодействии и побочных эффектах новых, поступающих в аптечную сеть лекарственных средств, предлагать рациональную замену «устаревшим» и отсутствующим на момент обращения препаратам.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324часа)

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

9

Аудиторные занятия (всего)

180

80

100

В том числе:

Лекции

42

20

22

Практические занятия (ПЗ)

138

60

78

Самостоятельная работа (всего)

144

44

100

В том числе:

-

-

Презентация

4

2

2

Реферат

8

-

8

Другие виды самостоятельной работы

132

42

90

Решение задач по определению рационального режима дозирования ЛС

2

2

-

Опрос больных (сбор фармакологического анамнеза).

28

6

22

Оформление протокола по выбору групп лекарственных средств и конкретных эффективных и безопасных препаратов или их комбинаций.

28

6

22

Рекомендации по методам контроля за эффективностью и безопасностью действия выбранных препаратов.

28

6

22

Возможные нежелательные реакции, их коррекция, оценка вероятности их развития

14

2

12

Анализ лекарственного взаимодействия

26

20

6

Вид промежуточной аттестации экзамен

6

-

6

Общая трудоемкость час

зач. ед.

324

150

174

9

4

5

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общие вопросы клинической фармакологии

Раскрывает системный подход к изучению дисциплины, дает представление о предмете, целях его изучения, связях с другими медицинскими дисциплинами и практической деятельностью врача.

2.

Частные вопросы клинической фармакологии

Изучает клиническую фармакологию ЛС, широко применяемых в практической медицине.

1. Раздел. Общие вопросы клинической фармакологии:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель – сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами
  2. Примерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами
  3. Примерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    формирование у студентов умения грамотного подбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств по их фармакодинамическим и фармакокинетическим характеристикам,
  4. Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических
  5. Примерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов системных знаний и умений выполнять расчеты параметров физико-химических процессов, при рассмотрении их физико-химической сущности и механизмов взаимодействия веществ, происходящих в организме человека

Другие похожие документы..