Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Планирование на предприятии предусматривает разработку базовых и интегрированных оперативных планов: продаж, производства, закупок, мощностей, прибыл...полностью>>
'Урок'
Данный урок представлен учителем начальных классов МОУ «Балыклейская ООШ» Инжавинского района Тамбовской области Ермолаевой Татьяной Николаевной. Это...полностью>>
'Документ'
Термодинамика и ее проникновение в область энергетики, нашедшее свое выражение в работах Вильгельма Оствальда (1853-1932) и системном мышлении Алекса...полностью>>
'Программа'
История изобразительного искусства древнего мира - первый этап всеобщей истории изобразительного искусства, когда, во-первых, закладывались основы эт...полностью>>

Департамент труда и социальной поддержки населения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

Рыбинский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних

«Наставник»


( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

РЫБИНСКОГО ЦЕНТРА «НАСТАВНИК»)

Рыбинск, 2010г.

Сборник подготовлен коллективом специалистов ГУ ЯО Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»

Под редакцией: Савина Г.И., Кисиной Т.С., Матвеевой И.В., Мельниковой И.В., Ройтман Н.И.

В данном сборнике представлен материал из опыта работы с семьей и детьми по профилактике безнадзорности, разработанный специалистами ГУ ЯО Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник». В сборник вошли теоретические и практические аспекты рассматриваемой проблемы, представлен широкий спектр форм работы.

Предлагаемые материалы могут быть полезны специалистам и сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних и специалистам органов социальной защиты населения, работающих с семьей и детьми.

  • Департамент труда и социальной поддержки населения

Ярославской области, 2010

  • ГУ ЯО Рыбинский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Наставник», 2010

Содержание

Межведомственное взаимодействие в вопросах 3

профилактики безнадзорности и комплексного 3

сопровождения неблагополучных семей 3

Приложение 1 8

Учетная карта семьи, 8

находящейся в социально опасном положении 8

Приложение 2 11

План работы с семьей 11

Методы активной поддержки семьи 13

Приложение 29

Методическая разработка программы групповых занятий для родителей «Конструктивное взаимодействие с ребенком» 29

Организация семейного досуга как технология ранней профилактики семейного неблагополучия 62

Приложение 1 66

Семейный праздник «Семь цветов радуги», посвящённый Дню семьи 66

Приложение 2 71

Сценарий проведения праздника, посвященного Дню семьи 71

Организация летнего отдыха детей, как метод профилактики детской и подростковой безнадзорности 76

Приложение 1 80

Игровая программа «Ребята, давайте жить дружно!» 80

Приложение 2 82

Веселый калейдоскоп 82

Приложение 3 84

Цикл занятий, направленный на самопознание «Какой Я?» 84

Организация группы дневного пребывания в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 86

Трудоустройство несовершеннолетних граждан 88

Комментарии юриста 88

Приложение 1 93

Правовой час «Мое право на труд» 93

с подростками из опекунских, многодетных и малообеспеченных семей 93

Проект «Родительский день» - практическая помощь родителям 107

Организация сотрудничества со средствами массовой информации по профилактике безнадзорности 114

детей и подростков 114

Проект «Социальный патронат»: итоги и перспективы 117

Приложение 1 124

Проект «Социальный патронат» 124

Приложение 2 129

Диагностическая карта семьи 129

Заключение об оценке потребностей ребенка. 129

Межведомственное взаимодействие в вопросах

профилактики безнадзорности и комплексного

сопровождения неблагополучных семей

Каманина Л.О. — заведующая

отделением социальной диагностики

Семейное неблагополучие является показателем кризисного состояния современного российского общества. В результате нестабильности социально-экономической и политической жизни дети все чаще попадают в трудную жизненную ситуацию.

Существует объективная потребность в государственной и общественной защите несовершеннолетних. Решение проблем детства зависит от усилий семьи и от деятельности социальных институтов, участвующих в процессе социализации детей.

Масштабность факторов, влияющих на появление безнадзорности и семейное неблагополучие, показывает, что только государственные службы могут противостоять разрушению семьи, как социального института.

В настоящее время изменился подход к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как к виду социальной деятельности, которая рассматривается в качестве неотъемлемой части воспитательной работы с несовершеннолетними. Именно поэтому профилактикой занимается широкий круг учреждений и организаций, решающих задачи образования, нравственного и культурного развития несовершеннолетних.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Этот комплекс задач может быть решен при одном условии — объединение усилий различных ведомств и учреждений.

В настоящее время межведомственное взаимодействие чаще определяется как социальное партнерство, как одна из форм инновационных технологий социальной работы. Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать задачи, связанные с профилактикой безнадзорности.

В основе социального партнерства лежат следующие принципы:

  • заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;

  • объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении важных проблем, решение которых поодиночке неэффективно;

  • конструктивное сотрудничество между ними в разрешении спорных вопросов.

Сеть государственных учреждений, работающих по профилактике безнадзорности, определена законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Задачами профилактики являются коррекционно-реабилитационные меры и иная индивидуально-профилактическая работа в отношении детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, включающая психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь и поддержку.

Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних показывает, что она представляет собой сложный процесс, в котором все звенья органически должны быть четко взаимосвязаны и взаимообусловлены. На комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) возложена координирующая роль в деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

На заседании межведомственной комиссии принимается решение о присвоении и снятии с семьи статуса «семья, находящаяся в социально опасном положении». Специалистами составляется учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, в которой описываются основные характеристики и определяются «проблемное поле» семьи, объем работы для каждого учреждения системы профилактики, устанавливаются конкретные сроки выполнения решений (Приложение 1).

Большое внимание на межведомственных заседаниях уделяется анализу промежуточных результатов работы с семьей. По результатам обсуждения вносятся коррективы в учетную карту.

Рыбинский центр «Наставник» осуществляет комплексное сопровождение семей на протяжении всего срока реализации плана работы с семьей. Выбор формы работы зависит от задач, методов и сроков сопровождения семьи. По окончании срока реабилитации, определенного межведомственной комиссией, семья, в большинстве случаев, сопровождается специалистами Центра.

В рамках межведомственного взаимодействия ГУ ЯО Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» привлекает социальных партнеров для решения проблем семей, состоящих на учете только в Центре. В этой деятельности «Наставник» выступает в роли координатора, что позволяет избежать дублирования функций различными учреждениями. Специалисты Центра проводят диагностику семьи, по результатам которой составляется план работы с семьей, учитывая функционал других учреждений и организаций (Приложение 2).

Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семей и детей на подведомственной территории и необходимой для осуществления деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами.

Согласно 120 ФЗ п.2 статьи 9 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

  • орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

  • комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

  • орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

  • орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

  • орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

  • орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

  • орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

В качестве примера в Приложении 3 представлена модель информационных потоков отделения социальной диагностики Рыбинского центра «Наставник» с количеством входящей и исходящей информации за 6 месяцев.

Результативность работы по реабилитации семьи зависит от согласованного взаимодействия всех учреждений системы профилактики.

Приложение 1

Учетная карта семьи,

находящейся в социально опасном положении

Учетная карта № /

выявленной семьи ________________ состоящей из _ человек, находящейся в социально опасном положении

для включения в банк межведомственной системы учета

Орган системы профилактики, выявивший семью:

Дата выявления семьи: _________ г.

Основные критерии семьи, находящейся в социально опасном положении (выделить необходимое):

  • Проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию и содержанию, отсутствие у родителей или иных законных представителей постоянного заработка, жилья;

  • Неисполнение родителями или иными законными представителями своих обязанностей по защите законных прав и интересов и жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего)

  • Вовлечение детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.)

  • Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

  • Жестокое обращение с детьми со стороны родителей или иных законных представителей (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей и т.д.)

  • Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по обучению детей

Проблемное поле семьи:

1.

2.

Ф. И. О., дата рождения каждого члена семьи

Мать:

Дочь:

Отец:

Категория семьи

полная (брак между родителями не зарегистрирован, указать, если ребенка воспитывает отчим), неполная ( мать- одиночка, вдова (вдовец) родители разведены), многодетная, с ребенком-инвалидом, опекунская, приемная семья, брак не зарегистрирован

Место жительства (регистр., пребывания)

Место работы взрослых членов семьи

Доход семьи

Организация занятости детей

Краткая характеристика семьи, причина постановки на учет

Дата составления карты

Подпись


Решение координационного совета при заместителе Главы администрации

муниципального района об определении статуса семьи и проведении с ней

индивидуально профилактической работы

Координационный совет года постановил:

Срок реализации комплексного плана

Ответственный

Индивидуально профилактическая работа

Периодичность и сроки исполнения

Дата введения семьи в межведомственный банк

Заместитель председателя

комиссии по делам несовершеннолетних

и защите их прав городского округа г. Рыбинск

Приложение 2

План работы с семьей

ФИО несовершеннолетнего/них ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Адрес проживания/регистрации ____________________________________________________________________

Дата поступления в отделение ____________________________________________________________________

Учреждение, направившее несовершеннолетнего и его семью, и цель направления ________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Первичное обследование семьи проведено (дата обследования)

____________________________________________________________________

Проблемы семьи ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учреждения системы профилактики, подключенные к работе с семьей
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(учреждение, представитель, контактный телефон)

Дополнительные сведения о ближайшем окружении несовершеннолетнего и контактные телефоны ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы с семьей (дата составления _________________)

Мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Приложение 3

Модель информационных потоков

В х о д я щ а я и н ф о р м а ц и я

Департамент

соц. защиты

3

ОДН УВД

38

Прокуратура

3



Отдел опеки и

попечительства

54

КДН и ЗП

62

Учреждения образования

7




ГУ ЯО Рыбинский центр “Наставник”

отделение социальной диагностики



ОДН УВД

15

Прокуратура

24

Департамент

соц. защиты

27


Отдел опеки и

попечительства

48

КДН и ЗП

41

Учреждения образования

3


И с х о д я щ а я и н ф о р м а ц и я



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы Доклад Л. М. Андреевой, директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

    Программа
    В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В свете подготовки к ее ратификации, меняются сами принципы, на которых строится работа государства в отношении инвалидов.
  2. «О социальном обслуживании населения Ярославской области»

    Закон
    Нормативно-правовую базу Центра социального обслуживания населения граждан пожилого возраста и инвалидов Брейтовского муниципального района составляют:
  3. Департамент по делам молодежи ярославской области государственное учреждение ярославской области "ярославский областной молодежный информационный центр" молодежная политика в ярославской области

    Реферат
    Абрамов Д.И. – заведующий информационно-аналитическим отделом государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»
  4. Применение государственных стандартов качества в сфере социального обслуживания населения Ярославской области

    Документ
    Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг, предоставляемых населению.
  5. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»

    Документ
    Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»: г.

Другие похожие документы..