Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
loik-ia.narod.ru/net-loik-ia.xls Реферат: /referat.html Зачет: http: l/zachet-loik-ia.xls Руководитель: проф. Восков Л.С. Исполнитель: Студент группы ...полностью>>
'Документ'
42. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую. Начало самостоятельности Русской Церкви под управлением Московских митрополитов. Митрополи...полностью>>
'Документ'
В современной экономике страны банки занимают особое место. Они выполняют функцию посредника в кредите между финансовыми ких и практических вопросов ...полностью>>
'Документ'
Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности и регулируется ст. 118-123 КЗоТ. Стороны трудового договора – работодател...полностью>>

Департамент труда и социальной поддержки населения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Информирование: «Барьеры общения»

В процессе общения с детьми у нас принципиально существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни варианты способствуют нашему взаимопониманию, другие - его затрудняют. В зависимости от нашего выбора, мы можем понять ребенка и помочь ему понять нас или же затруднить наше взаимопонимание.

Психологами были проанализированы те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение. Такие способы поведения принято называть "барьерами общения".

Давайте же познакомимся с некоторыми наиболее часто встречающимися стереотипными вариантами ответов родителей, а также с тем, что слышат их дети.

1. Приказы, команды: "сейчас же перестань!", "Убери!", "Вынеси
ведро!", "Замолчи!", "Чтобы больше этого не слышал!".

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают у него чувство бесправия, а то и брошенности "в беде". В ответ дети обычно сопротивляются, "бурчат", обижаются, упрямятся.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "Если ты не
прекратишь плакать, я уйду", "Смотри, как бы не стало хуже", "Еще раз это
повторится, я возьму ремень", и т.д.

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятные переживания. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик. Они плохи ещё и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя, как
подобает", "Ты должен уважать взрослых", "Каждый ребенок обязан
учиться".

Обычно дети из подобных фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в "сто первый раз". Они чувствуют давление авторитета, вину, иногда скуку, а чаще - все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитывают не столько слова, сколько атмосфера в доме, и стремление подражать поведению взрослых.

4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "Почему бы
тебе не попробовать...", "Я бы на твоем месте дал сдачи...".

Как правило, мы считаем своим долгом давать подобные советы. Часто приводим в пример себя. Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам, а иногда они открыто протестуют. Каждый раз, советуя что-то ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умней его и наперед все знаем.

Такая позиция родителей "сверху" раздражает детей, а главное - не оставляет у них желания делиться своими проблемами. Часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим советовали. Но им надо самостоятельно принять решение - это их путь к самостоятельности, ответственности.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: "Пора бы
знать, что перед едой надо мыть руки!", " Сколько раз я тебе говорила!",
"Не послушался - пеняй на себя".

Здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером".

6. Критика, выговор, обвинения: "На что это похоже!", "Все из-за
тебя!", "Опять все сделал не так!" и т.д. Вы, наверно, готовы согласиться с
тем, что никакой воспитательной роли такие фразы играть не могут. Они
вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность,
разочарование в себе и своих отношениях с родителями. У ребенка
формируется низкая самооценка, он начинает думать, что и на самом деле
плохой, безвольный, безнадежный, неудачник. А низкая самооценка
порождает новые проблемы.

7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ну, ты просто
дубина!", "Какой же ты лентяй!".

Это лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. В таких случаях дети обижаются и защищаются.

8. Догадки, интерпретации: " Я знаю, все это из-за того, что ты...", "Я
вижу, что ты меня обманываешь...".

За этими словами может последовать защитная реакция, желание уйти от контакта.

9. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "Я тебя понимаю", "Я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. А во фразах типа "Успокойся", "Не обращай внимания" он может услышать пренебрежение к его проблемам, отрицание, приуменьшение его переживаний.

10. Отшучивание, уход от разговора, ирония.

Шутки и подтрунивания друг над другом хороши до тех пор, пока они доставляют удовольствие обоим партнерам по общению. Здесь легко можно потерять меру и перейти за ту грань, где слова начинают обижать и злить партнера. Проблема остается неразрешенной. А уж что говорить о таких словах, как "Отстань!", "Не до тебя".

Приказы, упреки, оскорбления, то есть агрессивное скрытое выражение чувств, приводят к отчуждению, нарушению взаимопонимания. А при неотреагировании своих чувств, уходе от решения проблемы происходит накопление негативных чувств, которые исподволь портят отношения.

Каждый родитель пишет на листке наиболее часто используемое обращение к ребенку. Эти листки вывешиваются на стену или располагаются в кругу на полу. Тренер просит участников группы по очереди встать, прочитать написанные фразы и проанализировать - относится ли это обращение к какому-либо из перечисленных "барьеров" или же - является открытым выражением собственных чувств и желаний.

Обсуждение:

- почему, по вашему мнению, барьеры первыми приходят в голову?

- как легче понять чувства - в скрытой или открытой форме?

6. Упражнение «Безусловная любовь»

Цель:

• развитие умения думать позитивно.

Информирование.

Условное оценочное отношение к людям характерно для нашей культуры. Как часто каждый из вас использует фразы: "Если ты будешь хорошим ребенком, то я буду тебя "любить" или "Не жди от меня ничего хорошего, пока ты не перестанешь... (дурачиться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому)". В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят "только если...". Причина такого отношения кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Но все знают, - чем больше ребенка ругаешь, тем он хуже становиться. Психологи доказали, что потребность в любви, - одна из фундаментальных человеческих потребностей, необходимое условие для нормального развития ребенка. Отсюда важный принцип - безусловное принятие ребенка. Принятие не за то, что он красивый, умный и т.д., а за то, что он есть. Какими способами можно осуществить этот принцип в общении?

Ведущий тренинговой группы информирует родителей о последствиях использования во взаимодействии с ребенком авторитарного и попустительского стиля, более подробно останавливаясь на нарушении такой важной личностной характеристики, как самооценка, также подводит родителей к осознанию того, что для успешности ребенка в целом необходимы две составляющие:

  • адекватная самооценка,

  • навыки бесконфликтного общения.

Обсуждаются способы их формирования.

Процедура проведения.

Сядьте удобней, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себе одного за другим всех значимых для вас людей. Скажите каждому из них: "Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть.". Вспомните человека, которого вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно мешает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: "Я принимаю тебя таким, какой ты есть". Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека, понять его, понимает ли он те условия и требования, которые вы ему предъявляете? Теперь вернитесь на свое место и попробуйте честно сказать; "Я прощаю тебя за... и снимаю условия, которые мешают моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть.".

Обсуждение:

  • как вы реагировали на это упражнение?

  • много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?

  • есть ли у вас чувства протеста против самого принципа безусловной любви и поддержки?

7. Рефлексия занятия

  1. Ведущий предлагает каждому участнику группы выразить своё представление о происходящем с ним и с группой в течение занятия.

  2. Каждый из членов группы по пятибалльной шкале оценивает степень своей включённости во время занятия и интереса к происходящему. (На маленьком листке каждый пишет свою цифру и сдаёт листок ведущему).

ВСТРЕЧА 2

Цели:

  • выявление проблем, не позволяющих участникам эффективно общаться с детьми;

  • осознание разделения в поведении ребенка событий и обязанностей: за какие ответственен он сам, а за какие - родители;

  • осознание необходимости в изменении своего отношения к ребенку.

  • осознание родителями необходимости в передаче ребенку ответственности за поступки, на которые он имеет право;

  • развитие навыка Я - высказывания.

1.Упражнение «Позитивное мышление»

Цель:

  • разминка;

  • стимулирование гибкости, толерантности;

  • развитие умения мыслить позитивно.

Ведущий предлагает качества характера, такие как: упрямство, агрессивность и т.д., а участники должны увидеть и назвать положительную сторону в отрицательной черте.

Затем родителям предлагается в течение 3 минут называть сильные стороны характера своего ребенка. Причем, ведущий акцентирует внимание на понятии «сильная сторона» и его отличии от понятия «положительные качества».

2. Информирование

Содержание: навыки бесконфликтного взаимодействия; активное слушание, «Я- сообщения».

Вчера мы с вами познакомились с длинным списком неудачных высказываний, и вами был задан вопрос: «И то нельзя и это..., а что же тогда можно?». Сегодня мы с вами будем говорить о навыках конструктивного взаимодействия.

Психологи выдели три типа трудных ситуаций:

1. наличие проблемы и отрицательных чувств у ребенка;

2. наличие проблем и отрицательных чувств у родителей;

3. наличие проблем и отрицательных чувств у обоих.

Разберем по порядку каждый тип.

1. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу,

когда ему больно, стыдно, страшно и т.д., первое, что нужно сделать, - дать

ему понять, что вы знаете о его переживаниях и «слышите» его.

(Приводятся примеры ситуаций, информация о том, что такое «активное

слушание» и проговариваются правила беседы по принципам «активного слушания»).

Преимущества «активного слушания» по сравнению с «барьерами общения»:

  • ослабление отрицательного переживания;

  • создание атмосферы понимания, ребенок начинает вам больше доверять;

  • ребенок сам продвигается в решении своих проблем, становится более ответственным;

  • ребенок осваивает этот навык через подражание,

  • сами родители становятся более внимательными к чувствам и нуждам ребенка, становятся более терпимыми.

Возможные ошибки при овладении навыком:

  • пространственные барьеры;

  • ограниченное время у родителя;

  • вместо утвердительной - вопросительная форма.

«Активное слушание»

Цель:

  • тренировка навыка «активного слушания».

Процедура проведения.

Ведущий предлагает таблицу, в которой нужно:

  1. Подумать и записать, какие чувства ребенок испытывает в этой ситуации.

  2. Сформулировать и записать ваш ответ в форме «Я - высказывания»

Пример таблицы:

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчик выбил у меня портфель, и из него все высыпалось».

Огорчение, обида

Ты очень расстроился, и тебе было обидно.

Обсуждение:

- какие трудности возникали у вас при выполнении задания?

2. Во всех ситуациях, когда в большей степени переживает родитель, и эмоциональная проблема возникает именно у него, необходимо сообщить о своих отрицательных чувствах. Родители информируются о том, что такое «Я-сообщение», приводятся примеры.

Преимущества «Я - сообщения» по сравнению с «барьерами общения»:

  • выражение негативных чувств в необидной для ребенка форме;

  • создание атмосферы доверия, так как ребенок больше узнает о нас;

  • ребенок осваивает данный навык через подражание;

  • предоставление возможности ребенку самому принимать решения.

Возможные ошибки при овладении навыком:

  • начало - «Я - сообщение», конец - «Ты - сообщение»,

  • боязнь выразить истинные чувства.

Предлагаемые навыки - это не способ добиться от ребенка того, что вы хотите. Это путь установления контакта, улучшения взаимоотношения и понимания, обретения ребенком самостоятельности и ответственности.

«Открытое выражение чувств»

Цель:

• тренировка навыка открытого выражения чувств и желаний.

Процедура проведения.

"Используя "Я - сообщения", важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Это не так просто: мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, порой загоняемых внутрь.

В задании вам будет предложено прислушаться к своим чувствам, не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже примеров.

Участникам выдаются бланки заданий. Предлагается заполнить таблицу.

ПРИМЕР ТАБЛИЦЫ:

Ситуация

Ваше чувство

Я - сообщение

Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко

Расстроилась, рассердилась

Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят

Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил

Обсуждение:

- какие трудности вы испытывали, выполняя данное задание?

3. Ситуации, когда негативные чувства возникают сразу у обоих, - это, как правило, ситуации конфликтов, причинами которых является столкновение интересов. Сейчас мы займемся наукой конструктивного разрешения конфликтов. Далее ведущий информирует родителей о неконструктивных способах разрешения конфликтов («Выигрывает только родитель» и «Выигрывает только ребенок») и их последствиях.

Более подробно останавливается на конструктивном способе («Выигрывают оба») и его преимуществах.

Этапы:

1. Прояснение конфликтной ситуации.

2. Сбор предложений.

  1. Оценка предложений, выбор наиболее приемлемого.

  2. Детализация решения

5. Выполнение и проверка.

3. Рефлексия занятия

  1. Ведущий предлагает каждому участнику группы выразить своё представление о происходящем с ним и с группой в течение занятия.

  2. Каждый из членов группы по пятибалльной шкале оценивает степень своей включённости во время занятия и интереса к происходящему.

ВСТРЕЧА 3

Цели:

• помощь участникам в осознании собственных взглядов и отношения к
проблеме дисциплины и наказания детей;

• создание условий для пересмотра и изменения своих установок;

  • выявление причин, не позволяющих участникам успешно общаться с детьми;

  • осознание участниками группы возможности применения психологических знаний во взаимодействии с детьми;

  • формирование эффективных способов общения.

1. Упражнение «Назови свои сильные стороны»

Цели:

  • формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

  • развитие умений думать о себе позитивно.

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагает только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако, есть ещё одна не менее важная сторона работы над собой - обнаружение в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника.

Как это не странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе.

Процедура проведения.

Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах и о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы Доклад Л. М. Андреевой, директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

    Программа
    В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В свете подготовки к ее ратификации, меняются сами принципы, на которых строится работа государства в отношении инвалидов.
  2. «О социальном обслуживании населения Ярославской области»

    Закон
    Нормативно-правовую базу Центра социального обслуживания населения граждан пожилого возраста и инвалидов Брейтовского муниципального района составляют:
  3. Департамент по делам молодежи ярославской области государственное учреждение ярославской области "ярославский областной молодежный информационный центр" молодежная политика в ярославской области

    Реферат
    Абрамов Д.И. – заведующий информационно-аналитическим отделом государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»
  4. Применение государственных стандартов качества в сфере социального обслуживания населения Ярославской области

    Документ
    Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг, предоставляемых населению.
  5. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»

    Документ
    Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»: г.

Другие похожие документы..