Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является развитие способности самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрен...полностью>>
'Документ'
Предмет Договора: Выполнение работ по текущему ремонту коридора 2-го этажа (замена покрытия полов, дверей, окраска стен) в здании по адресу: г. Москв...полностью>>
'Документ'
Мстинская, 10/13 Великий Новгород, ул. Б. Московская, 110/ Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 10 Великий Новгород, ул....полностью>>
'Документ'
Понятие «интеграция» в педагогической науке долгие годы сохраняет свою актуальность, так как оно многогранно и цельно благодаря наличию разных углов ...полностью>>

Департамент труда и социальной поддержки населения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Совместные детско-родительские группы.

Детско - родительская группа создает условия для конструктивного диалога и взаимодействия родителей с детьми, способствует улучшению семейных взаимоотношений и облегчает поиск ресурсов, позволяющих решать возникшие проблемы.

Преимущества работы с совместными группами, а не с каждым поколением отдельно заключаются в следующем:

  • родители и дети включены в единый процесс; по мере взаимодействия они познают чувства, мысли и ценности друг друга. При таком общении люди становятся наиболее открытыми как в отношениях с окружающими, так и для принятия точек зрения своих близких, обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок;

  • повышаются шансы обсуждения и возможности решения возникающих проблем, благодаря открытой системе взаимоотношений, основанной на праве каждого на свое мнение, которое могут выслушать и оценить другие;

  • появляется возможность роста и развития не только для одного члена семьи, но и системы в целом;

  • родители и дети отрабатывают навыки равного партнерского общения;

  • участники группы получают обратную связь не только от своего поколения;

  • происходит процесс расширения «картины мира» за счет обмена мнениями и опытом;

  • возникает понимание распространенности многих проблем;

  • создаются богатые возможности для сравнения жизненного опыта, установок, ценностей участников группы.

Педагогами-психологами Центра создана методическая разработка психо-коррекционной программы детско-родительских отношений «Друг другу навстречу», фрагменты которой могут использоваться также и в семейном консультировании.

Большое внимание в своей работе мы уделяем психопрофилактической и просветительской деятельности среди подростков и родителей. Акцент в содержании данной деятельности мы делаем на здоровый образ жизни подрастающего поколения, поскольку правильный образ жизни молодежи является залогом здоровья нации в целом. Семья, к сожалению, во многом утратила свою роль в этом вопросе. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из приоритетных задач считаем информационно-просветительскую работу с родителями. Мы должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу уделяется большое внимание в процессе проведения бесед с родителями.

Основные задачи бесед с родителями:

  • информировать о вредных привычках и их последствиях;

  • ознакомить с симптомами и признаками, сигнализирующими о начале употребления ПАВ;

  • разобраться в причинах появления вредных привычек у детей и подростков;

  • дать рекомендации по осуществлению профилактических мер.

Специалистами Центра разработаны и проводятся беседы с родителями на следующие темы:

  • «Как не просмотреть ребёнка»;

  • «Особенности семейного воспитания и профилактика наркотической зависимости»;

  • «Вредные привычки и их последствия» и др.

Регулярно проводятся беседы с детьми и подростками.

Благодаря совместным усилиям взрослых подрастающий гражданин укрепляется в мысли о том, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его, как высшую ценность.

Подросткам необходимо знать о влиянии вредных привычек на развитие различных форм патологий организма.

Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек – это не только сообщение о негативных последствиях, запугивающих подростка, это, прежде всего, грамотно выстроенный воспитательный процесс, который позволяет молодому человеку совершенствовать свою личность.

Основные задачи бесед с детьми и подростками:

  • пополнить ранее полученные сведения о вредных привычках, показать их разрушительное действие на все сферы жизни человека;

  • ознакомить с психическими и биологическими факторами, влияющими на предрасположенность к вредным привычкам;

  • подвести к выводу об ответственности самого ребенка за пристрастие к табакокурению, алкоголю, наркотикам;

  • доказать несостоятельность мифов об алкоголе, наркотиках;

  • дать рекомендации, как избежать давления и зависимости.

Тематика бесед для подростков:

  • «Профилактика злоупотребления ПАВ среди подростков»;

  • «Какие напитки называются слабоалкогольными, и чем они опасны»;

  • «Жизнь без сигареты»;

  • «Болезни, передаваемые половым путём, СПИД» и др.

Таким образом, рассмотренные в данной статье основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом, стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях.

Приложение

Методическая разработка программы групповых занятий для родителей «Конструктивное взаимодействие с ребенком»

Пешкова О.С., педагог-психолог

Пояснительная записка

"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов.

Не требует доказательств вывод о том, что существует тесная связь развития ребенка с благополучием внутренней атмосферы, образом жизни семьи, с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения.

Понятие "воспитание родителей" означает накопление и освоение необходимых знаний и навыков родителями.

Необходимость работы с родителями основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.

Родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. Обучаться, естественно, нужно на практике, в живом общении. Поэтому, во многих странах уже ни одно десятилетие существуют "курсы общения" для родителей, которые доказали свою эффективность.

Результатами такой работы с родителями могут стать: повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка, продуктивная реорганизация способов общения с ребенком. Также важным результатом работы в группе может стать понимание собственных особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию.

Описание программы.

Данная программа составлена с учетом выявленных "проблемных зон" в детско-родительских отношениях и основывается на гуманистическом подходе к человеку и человеческим взаимоотношениям, который противостоит авторитарному стилю и основывается на понимании ребенка - его нужд, потребностей, знаний закономерностей его роста и развития его личности.

Также программа учитывает основные принципы групповой работы:

  1. Диалогизация взаимодействия.

  2. Постоянная обратная связь.

  3. Самодиагностика.

  4. Гармонизация интеллектуальных и эмоциональных сфер.

  5. Добровольное участие.

  6. Постоянный состав группы.

  7. Изолированность, конфиденциальность.

Курс состоит из 3 встреч, каждая из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов. Каждая встреча обеспечена набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Консультант должен чувствовать потребности участников в данный момент, ситуацию в группе, временные ограничения и т.д. Обязательной процедурой, которая используется на каждой встрече, является индивидуальная или групповая рефлексия. Цель этой работы заключается в осмыслении процессов, способов и результатов деятельности.

В тренинге используются такие процедуры как: разминка,
групповая дискуссия, анализ ситуации, информирование,

упражнения на овладения навыками конструктивного взаимодействия.

Изначально программа создавалась для родителей подростков, но в дальнейшем мы посчитали возможным использовать данную программу для работы с родителями детей младшего и среднего возраста. Структура программы при этом остается неизменной, а вот направленность содержания и глубина проработки меняется в зависимости от актуальных проблем родителей.

Так родителей детей младшего школьного возраста больше волнуют вопросы дисциплины и послушания, а родителей подростков - вопросы личностных взаимоотношений, взаимопонимания, уважения и ответственности.

Так же следует отметить, что объединение в группу родителей, воспитывающих детей одного возраста, способствует более результативной работе, так как круг проблем и вопросов для обсуждения и проработки более узок и конкретен.

Требования, предъявляемые к ведущему группы.

Групповой процесс суммируется из действий ведущего и участников тренинга. Тем не менее, ответственность за успех тренинга лежит на ведущем.

Ведущему необходимо иметь психологическое образование и опыт тренинговой работы. Возраст ведущего – не менее 25 лет. Желательно, чтобы с группой работали два консультанта, это позволяет обогатить опыт участников и способствует продуктивности работы. Кроме того, ведущие задают своими отношениями модель взаимодействия в группе. Позиция консультанта, его стиль и методы работы в группе зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы. От ведущего требуется хорошее владение материалами тренинга, знания по вопросам индивидуально-возрастных особенностей, межличностных взаимодействий, свободное владение навыками конструктивного взаимодействия (Я - сообщение, активное слушание).

Особое внимание следует уделить организационному этапу тренинга. Прежде, чем комплектовать группу, ведущий должен информировать родителей о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены.

Так же обговариваются организационные вопросы:

  • продолжительность работы;

  • время одной встречи;

  • количество участников;

  • периодичность встреч.

При подборе участников в группу следует руководствоваться следующими критериями:

  • добровольность и желание участия в группе;

  • противопоказано участие в тренинге людей с нарушениями физического и психического здоровья;

  • количественный состав группы - до 12 человек.

Цели и задачи тренинговой группы.

Цели:

  • повышение социально-психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми;

  • формирование у родителей умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуации.

Задачи:

  • способствовать формированию более осознанной позиции родителей в отношении ребенка, его возможностей, потребностей, с учетом возрастных особенностей;

  • создать условия для повышения общего уровня психологической культуры родителей;

  • способствовать выявлению и осознанию проблем, не позволяющих участникам эффективно общаться с ребенком;

  • стимулировать осознание индивидуальных особенностей собственной личности, путей дальнейшего психологического роста;

  • способствовать выявлению и коррекции неэффективных стереотипов общения, развитию гибкости;

  • способствовать развитию навыков эффективного общения: открытого выражения чувств и желаний, рефлексии, обратной связи, умения анализировать реальные ситуации;

  • создать в группе атмосферу, способствующую самопознанию и самовыражению.

ВСТРЕЧА 1

Цели:

  • мотивация участников на работу в группе, стимулирование активности;

  • выявление проблем, не позволяющих эффективно общаться с подростками;

  • стимулирование более осознанного отношения к себе и к другим;

  • стимулирование осознания своих индивидуальных особенностей во взаимоотношениях с детьми.

1. Вводная часть

  • знакомство членов группы с целями тренинга;

  • обсуждение тематики тренинга: что такое воспитание, цели воспитания, акцент на гуманистический подход к воспитанию детей.

Информирование:

  • как построить нормальное общение с ребенком;

  • как заставить его уважать себя и прислушиваться к вашему мнению;

  • что делать, если отношения совсем зашли в тупик.

Эти и многие другие вопросы из разряда "вечных" волнуют, и будут волновать родителей. В настоящее время в науке о воспитании ребенка накоплен огромный багаж знаний и практического опыта, который позволяет ответить на эти вопросы. Причем, не только просвещать родителей, но и обучать их способам эффективного общения. Обучаться, естественно, нужно на практике в живом общении. Именно поэтому во многих странах, и в нашей тоже, стали приобретать большую популярность так называемые курсы общения для родителей (их называют "тренингами").

На нашем тренинге мы будем говорить о трудностях во взаимодействии и конфликтах с детьми; о вас самих; о ваших стилях общения; о целях, которые вы перед собой ставите в воспитании; о средствах, которыми достигаете их; об эффективности этих средств. Не стоит ждать готовых рецептов, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только все вместе мы сможем ответить на волнующие вас вопросы.

Целью данного тренинга является создание условий для лучшего понимания себя, своего ребенка, своих взаимоотношений с ним; научение тому, как быть твердым и одновременно любящим и понимающим родителем, как научить ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства.

2. Обсуждение принципов групповой работы

Назначение: установление принципов работы в группе.

Предложить для свободного обсуждения принципы работы в группе:

  • Искренность в общении. В группе не стоит лицемерить и лгать, пытаясь соответствовать ожиданиям окружающих людей. Стоит высказывать свою точку зрения, говорить о своих чувствах, быть искренним при обсуждении и анализе происходящего на тренинге. При обсуждении личных проблем степень искренности каждый определит для себя.

  • Обязательное участие в работе группы в течение всего времени,

используя при этом принцип активности. Необходимо сделать акцент на том,

что активная позиция в жизни является наиболее конструктивной, дает

возможность добиваться поставленных целей, находить наиболее

эффективные способы решения проблемных ситуаций и т.д.

  • Принцип конфиденциальности работы в группе. Все, что
    говорится здесь, должно оставаться между нами. Это - одно из этических
    оснований нашей работы. Не стоит обсуждать проблемы участников
    группы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами
    группы вне тренинга. Лучше это сделать непосредственно на занятии.

  • Право каждого члена группы сказать "стоп" - прекратить
    обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что ещё не готовы быть
    искренним в обсуждении вопросов, касающихся лично вас,
    воспользуйтесь этим принципом.

  • Каждый участник говорит за себя, от своего имени. Попытайтесь
    строить свои рассуждения примерно так: "Я думаю..., я чувствую..., мне
    кажется...". Не прикрывайтесь мнением окружающих.

  • Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать окружающих, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

В заключении проводится процедура принятия правил, учитывая замечания и дополнения участников группы.

3. Знакомство

Цели:

  • уточнение целей работы, снятие нереалистичных ожиданий;

  • стимуляция активности участников;

  • формирование у членов группы установки на взаимопонимание;

  • определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником.

Процедура проведения

Предложить каждому члену группы представиться. На время работы в группе можно выбрать другое имя. Каждый, представляясь, проговаривает:

- индивидуальные цели и ожидания от тренинга;

- в чем для него лично состоит цель воспитания;

- называет качества, которые способствуют и которые мешают

эффективному общению.

Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы друг другу и ведущему.

В процессе обсуждения ведущий корректирует неадекватные ожидания от тренинга, подводит родителей к осознанию того, что главной целью воспитания является воспитание порядочного, ответственного человека, который способен принимать в отношении себя верные решения. А конечная цель воспитания - передача ответственности ребенку за его собственную жизнь.

4. Упражнение «Ситуация»

Цели:

  • осознание собственных барьеров общения;

  • формирование умения отличать барьер межличностного общения от открытого истинного выражения чувств;

  • обучение открытому выражению чувств и желаний.

Процедура проведения.

Запишите, пожалуйста, на листках бумаги первые, приходящие в голову фразы, которые были бы вами произнесены в следующей ситуации:

зачитывается ситуация конфликтного содержания.

Далее следует информация об эффективных способах взаимодействия в трудных и конфликтных ситуациях: открытое выражение чувств и желаний, как альтернатива неэффективным способам общения (барьеры общения).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы Доклад Л. М. Андреевой, директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

    Программа
    В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В свете подготовки к ее ратификации, меняются сами принципы, на которых строится работа государства в отношении инвалидов.
  2. «О социальном обслуживании населения Ярославской области»

    Закон
    Нормативно-правовую базу Центра социального обслуживания населения граждан пожилого возраста и инвалидов Брейтовского муниципального района составляют:
  3. Департамент по делам молодежи ярославской области государственное учреждение ярославской области "ярославский областной молодежный информационный центр" молодежная политика в ярославской области

    Реферат
    Абрамов Д.И. – заведующий информационно-аналитическим отделом государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»
  4. Применение государственных стандартов качества в сфере социального обслуживания населения Ярославской области

    Документ
    Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг, предоставляемых населению.
  5. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»

    Документ
    Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»: г.

Другие похожие документы..