Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «23» июня 2011 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.151.02 в Московском государственном университете экономик...полностью>>
'Инструкция'
Авторские материалы выполняются 14 шрифтом с интервалом – 1,5, поля – 2 см со всех сторон, объемом не менее 1 стр. и не более 3 стр. (допускается вст...полностью>>
'Документ'
О проблемах управления туристской отраслью в Санкт-Петербурге особенно остро начали дискутировать со времени вступления на должность губернатора горо...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Закону України "Про Національний банк України" та з метою приведення нормативно-правових актів Національного банку України що...полностью>>

Департамент труда и социальной поддержки населения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы активной поддержки семьи

Мельникова И.В., Никонова Е.Е.,

Ройтман Н.И.- педагоги-психологи;

Громова М.Р.- социальный педагог

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской заботы:

  • Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

  • Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

  • Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.

  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность / неуспешность развития личности ребенка и его познавательных способностей, возникновение трудностей в поведении и общении со сверстниками. Объектом, социально-психологической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки:

  • Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социальной службы. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

  • Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

  • Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальная служба оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

  • Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социальной службы с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Выделяют четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

  • Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;

  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

  • Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

  • Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно требует внимания разных специалистов: психологов, социальных педагогов и др. Проблемы современной семьи нуждаются не только во всестороннем изучении на теоретическом уровне, но и практическом решении на уровне государства, общества и конкретной личности.

В практике социальной работы уже сложились определенные модели деятельности с проблемными семьями.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Специалисты нашего учреждения оказывают различные виды психологической и социальной помощи.

Консультационная практика.

За последнее десятилетие психологическое консультирование стало неотъемлемой частью деятельности нашего Центра, что собственно подтверждает общую тенденцию по стране. Этот факт свидетельствует о востребованности консультирования как вида деятельности, направленного на содействие личностным изменениям у клиентов, решению его актуальных проблем, получению информации и расширению диапазона конструктивного взаимодействия с миром.

Что же такое психологическое консультирование с нашей точки зрения? Это, прежде всего процесс, ориентированный на научение. Осуществляется двумя участниками один на один. Консультант, профессионально компетентный в отношении соответствующих психологических умений и знаний, стремится помочь клиенту способами, обусловленными потребностями последнего. Консультирование осуществляется в контексте общей программы работы с целью помочь клиенту: лучше узнать самого себя, научиться пользоваться этими знаниями для достижения более ясно очерченных и реалистичных целей, с тем, чтобы клиент мог почувствовать себя увереннее, успешнее, свободнее, счастливее, в конце концов.

Диапазон проблем, с которыми обращаются клиенты в нашу службу, достаточно широк. Психологические затруднения в жизни людей группируются по линиям специфических проблем: личностных, межличностных, социальных, корпоративных, семейных и пр.

Наиболее часто причиной для обращения к психологам является семейное неблагополучие во всех его проявлениях:

  • отсутствие взаимопонимания между членами семьи (между мужем и женой, между родителями и детьми, между детьми в семье и пр.), приводящие к хроническим конфликтам;

  • ситуативные конфликты в семье по принципиальным вопросам;

  • затруднительные положения, связанные с нарушением привычного образа жизни и приводящие семью к кризису;

  • возрастные разногласия, продиктованные различиями в системе ценностей членов семьи, их потребностями и мотивами;

  • кризисы, переживаемые семьей в связи с разводами, утратами, тяжелым заболеванием, алкоголизацией одного из членов семьи и пр.;

  • проблемы воспитания и обучения детей;

  • экономическое, психологическое, сексуальное насилие над членами семьи.

Опыт консультирования убеждает нас в том, что при любых обстоятельствах, проблема, какой бы сложной она ни казалась, должна рассматриваться не сама по себе и не в среднестатистическом ракурсе, а в системе:

  • клиент (со всем набором его личностных особенностей, жизненных установок и ценностей);

  • другой член семьи (оппонент, с его набором личностных особенностей, установок и ценностей);

  • семейная ситуация с ее спецификой.

Самое важное - видеть и понимать конкретного человека в контексте его жизни, его жизненных ценностей и его целей.

Для того чтобы процесс психологического консультирования, в частности, по проблемам семейного неблагополучия был целенаправленным и эффективным, нашей группой был создан ряд программ, обеспечивающих индивидуальное сопровождение клиентов по наиболее типичным и болезненным аспектам неблагополучия. Эти программы можно подразделить на три вида:

1) методические разработки индивидуальных программ сопровождения клиентов, представляющих собой цикл встреч, ориентированных на пошаговое продвижение к цели. Причем, каждая встреча четко спланирована и при реализации программы психолог практически не отклоняется от структуры и содержания конкретно взятого занятия. Такие программы состоят, как правило, из 5-10 встреч, в зависимости от остроты проблемы и тяжести состояния клиента. В качестве примера приведем перечень программ, разработанных педагогами - психологами Центра:

  • «Программа развития эмоциональной гибкости у подростков методами арттерапии»;

  • «Программа сопровождения подростков по развитию волевой регуляции»;

  • «Снижение уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

  • «Тайна женственности». Программа сопровождения женщин в ситуации личностного кризиса.

2) методические пособия по индивидуальному сопровождению клиентов, переживающих кризисную жизненную ситуацию, (мы их называем модульными папками), состоящие из трех полноценных блоков: теоретического, диагностического и практического. Работая с данным материалом, психолог — консультант всегда имеет под рукой весь необходимый арсенал информации, диагностических методик, методов и приемов, который необходим для оказания эффективной помощи клиенту. В данном случае у психолога появляется возможность быстро и гибко подстраиваться под индивидуальные особенности клиента, динамику изменения его состояния и быть при этом более свободным в выборе средств и способов воздействия. В качестве примера приведем перечень программ, разработанных педагогами - психологами Центра:

  • «Сопровождение подростков, находящихся на ранних этапах компьютерной зависимости»;

  • «Программа сопровождения подростков, переживших сексуальное насилие»;

  • «Программа развития для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью». 1) 4-5 лет; 2) 6-7 лет;

  • «В кривом зеркале». Программа для родителей, направленная на профилактику алкогольной зависимости в семьях группы риска;

  • «Жестокие родители — жестокие дети». Программа для родителей;

  • «Программа сопровождения женщин, переживающих развод» и др.

3) универсальные программы, которые, по сути, являются инструментом, как для групповой, так и для индивидуальной работы с клиентами в рамках тренинговой и консультационной практики. В качестве примера приведем перечень программ, разработанных педагогами - психологами Центра:

  • «Программа развития жизненных целей для подростков»;

  • «Конфликты в нашей жизни». Программа для подростков;

  • «Будь уверенней». Программа для подростков 13-15 лет;

  • «Программа для родителей гиперактивных детей»;

  • «Конструктивное взаимодействие с подростком». Программа для родителей.

Если первый и третий виды программ являются классикой жанра, то второй вид мы считаем нашим новаторским, продиктованным опытом практической и методической работы. Кроме всех перечисленных преимуществ данный вид программ помогает концентрировать усилия и экономить время на подготовку к консультации.

Психологи Центра оказывают консультационные услуги практически всем категориям клиентов: семьям, родителям, опекунам, мужчинам, женщинам, детям, а так же специалистам, работающим с семьей.

Групповая терапия с детьми и родителями.

Наряду с индивидуальным консультированием педагоги-психологи центра используют в своей деятельности групповые формы работы.

Групповая работа в семейном консультировании и психотерапии детско – родительских отношений включает в себя работу с родителями, детьми (подростками) и совместные детско-родительские группы.

Групповая работа с родителями.

Основной задачей психологической коррекции в родительских группах является изменение неадекватной родительской позиции, улучшение стиля воспитания, осознание его мотивов, оптимизация родительского воздействия на развитие детей.

Особое внимание мы уделяем коррекции эмоциональных аспектов воспитания, что в итоге дает поддержку, повышает уверенность участников группы в своих возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и эмпатии относительно друг друга и ребенка, усиливает кооперацию супругов в деле воспитания. Опыт коррекции в родительской группе показал, что в ходе работы решаются также задачи личностного роста участников независимо от воспитания, а у некоторых семей участие в группе гармонизирует не только родительские, но и супружеские отношения.

Работа родительской группы строится в соответствии с общими принципами групповой работы. Групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки, переосмысления личностных проблем, а также стимулирует эмоциональное проживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для появления новых, более адекватных форм поведения, вырабатывает ряд специальных навыков, прежде всего в сфере межличностного общения.

Реализация задач психологической коррекции в родительских группах достигается путем направленного воздействия на основные компоненты личности: эмоциональный, познавательный, поведенческий. Коррекционная деятельность в этих сферах осуществляются с помощью следующих механизмов:

  • Эмоциональное отреагирование: свободное выражение эмоций; понимание и раскрытие своих проблем с сопутствующими переживаниями; получение эмоциональной поддержки; эмоциональная коррекция взаимоотношений; модификация способа переживания и эмоционального реагирования.

  • Расширение сферы осознания проблемы: осознание мотивов воспитания и поведения; своей роли в происхождении конфликтов; причин возникновения тех или иных проблем в отношениях; способов взаимодействия родителей и детей. Одновременно происходит расширение сферы осознания разных возможностей воспитания ребенка.

  • Отработка новых приемов и способов поведения: преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепление новых форм поведения, в частности тех, которые способствуют оптимальному функционированию вне группы; коррекция поведения на основе изменений в познавательной и эмоциональной сферах.

В процессе занятий участники обучаются адекватным формам предъявления требований соответствующих возрасту, способностям и состоянию ребенка; отрабатывают новые формы психологического воздействия.

Осуществляя данный вид деятельности, мы столкнулись с некоторыми сложностями. Взрослые, к сожалению, не всегда готовы выделять время для занятий в тренинговых группах, т.к. одним из условий проведения тренинга является непрерывность процесса в течение нескольких дней. Учитывая данный факт, мы проводим периодические встречи с родителями, на которых используем элементы тренинговых программ. Таким образом, мы достигаем поставленных целей – не только предлагаем родителям соответствующую информацию, но и закрепляем полученные знания, используя практические упражнения.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка программы групповых занятий для родителей «Конструктивное взаимодействие с ребенком» Пешковой О.С., педагога-психолога центра «Наставник». (См. Приложение)

Групповая терапия с детьми (подростками).

Программа групповых занятий для дошкольников, младших школьников и подростков должна, с одной стороны, восстанавливать психологическое здоровье, с другой – обеспечивать выполнение возрастных задач развития.

Необходимость включения тренингового вида деятельности в нашу практику мы видим в том, что на сегодняшний день семья не всегда может справиться с проблемами личностного становления подростка. Иногда взрослые действуют вразрез с основными потребностями взрослеющего ребенка, что, в свою очередь, приводит к семейным конфликтам и нарушению эмоциональных отношений родителей и детей.

Учитывая возрастные новообразования, начиная с острой потребности просто общаться и быть своим в кругу сверстников, и, заканчивая стремлением освоить как можно больше продуктивных приемов, подросток неосознанно стремится сделать общение более эффективным и содержательным, но не всегда делает это конструктивно.

В диапазоне от 11 до 15 лет как раз и происходят качественные изменения личности, которые предопределяют успех его дальнейшей жизни. Следовательно, тематика разрабатываемых нами тренинговых программ ориентирована на удовлетворение основных запросов подростков в самопознании, освоении навыков эффективного взаимодействия и успешной адаптации к взрослой жизни.

Кроме того, нами был сделан серьезный акцент на развитие способности у ребят к разрешению конфликтных ситуаций. Вызвано это тем, что в подростковой среде агрессивное, а зачастую, и жестокое отношение друг к другу является характерным и проистекает из желания самоутвердиться за счет другого, чаще за счет более слабого.

Вербальная агрессия является чуть ли не нормой. Причем, грубые оценки, оскорбления, клички – это скорее обычный стиль общения, нежели исключение.

Мы, психологи, видим острую необходимость в том, чтобы прививать детям социально-приемлемые и одобряемые формы поведения. Работая над формой, мы обязательно ориентируем ребят на внутренние психологические изменения, способствующие формированию позитивной «Я - концепции», побуждаем к уважительному отношению к окружающим.

Опираясь на понимание психологических особенностей подросткового возраста, на знание потребностей и запросов детей мы определились с основными целевыми установками предстоящей тренинговой деятельности, которые заключаются в следующем:

  • адаптация подростков к социуму, способствующая подготовке к взрослой жизни; формирование у ребят модели взрослого поведения;

  • раскрытие личностного ресурса; стимулирование продвижения личности от самопознания к самосовершенствованию;

  • расширение опыта практического взаимодействия со сверстниками и привитие навыков конструктивного взаимодействия и решения проблем;

  • информирование, способствующее расширению представлений о возможных способах эффективной самореализации во взаимодействии с окружающими людьми;

  • стимулирование интереса и мотивации подростков к достижению успеха в обществе; помощь в решении проблем профессионального самоопределения;

  • формирование нравственных основ во взаимоотношениях между юношами и девушками, стимулирование ответственного отношения к семье и семейным ценностям;

  • привитие навыков рефлексии собственного поведения и обучение способам саморегуляции;

  • просвещение и профилактика негативных поведенческих проявлений в подростковой среде;

  • обеспечение целенаправленного личностного развития.

Специалистами Центра разработаны и реализуются программы групповой работы с подростками такие как:

  • «Конфликты в нашей жизни»;

  • «Карьера. Лидерство. Успех»;

  • «Эффективное общение»;

  • «Семья. Семейные ценности» и др.

В деятельности педагогов-психологов также предусмотрена тренинговая работа с детьми младшего школьного возраста, направленная на коррекцию негативных поведенческих проявлений; социальную адаптацию детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками.

В частности, разработаны и успешно реализуются такие программы групповой работы с младшими школьниками, как «Путешествие во Вселенной» и «Путешествие в страну Великого Гудвина».

Просветительская, профилактическая и коррекционная деятельность педагогов-психологов, использующих форму тренинговых занятий, игропрактики и деловых игр, является, на наш взгляд, наиболее продуктивной, т.к. через вовлечение подростков в активную деятельность, мы вовлекаем его в процесс активных внутренних психологических переживаний. Кроме того, именно в тренинге создается такая атмосфера, в которой проявление себя является очень важным условием – одобряемым и безопасным.

В реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что подросткам часто и много говорят о том, что желательно и как надо, и очень мало их слушают. Поэтому возникает ощущение, что у ребят нет ни общественной, ни личной позиции. Предоставляя им условия для обмена мнениями, мы получаем прекрасную возможность понять и почувствовать, из чего соткано их мировосприятие и мироощущение. Только при этом условии мы можем влиять на их позицию целенаправленно и конструктивно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областная целевая программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы Доклад Л. М. Андреевой, директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

    Программа
    В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В свете подготовки к ее ратификации, меняются сами принципы, на которых строится работа государства в отношении инвалидов.
  2. «О социальном обслуживании населения Ярославской области»

    Закон
    Нормативно-правовую базу Центра социального обслуживания населения граждан пожилого возраста и инвалидов Брейтовского муниципального района составляют:
  3. Департамент по делам молодежи ярославской области государственное учреждение ярославской области "ярославский областной молодежный информационный центр" молодежная политика в ярославской области

    Реферат
    Абрамов Д.И. – заведующий информационно-аналитическим отделом государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр»
  4. Применение государственных стандартов качества в сфере социального обслуживания населения Ярославской области

    Документ
    Одним из важнейших направлений административной реформы в Российской Федерации является разработка и внедрение стандартов услуг, предоставляемых населению.
  5. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»

    Документ
    Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания»: г.

Другие похожие документы..