Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционн...полностью>>
'Программа'
Занятия для соискателей звание доктора будут проходить в свободное от занятий магистров время , давая возможность слушателям прослушать измененный и о...полностью>>
'Документ'
- завідувач сектору виробництва, переробки та маркетингу сільськогосподарської продукції управління агропромислового розвитку районної державної адмі...полностью>>
'Закон'
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отде...полностью>>

Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев

ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Под общей редакцией Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамарника, Б.С. Абдрасилова

Алматы

"Казак университетi"

2004

Рецензент:

H.В. Муравьев, к.э.н., консультант проекта ''Западная система академических программ и степеней и кредитная система обучения в Центральной Азии".

Образовательная сеть EdNet (Корпорация Карана, США)

Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ. ред. Ж.А. Кулекеева, Г.Ы. Гамарника, Б.С. Абдрасилова. – Алматы: Казак, университету 2004. – 198 с.

ISBN 9965-12-265-8

Настоящая книга является первой попыткой анализа и обобщения теоретических материалов и накопленного опыта деятельности высших учебных заведений Республики Казахстан по внедрению кредитной системы обучения. Книга служит справочно-информационным изданием и направлена на оказание помощи вузам республики по внедрению кредитной системы обучения.

Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования.

© КазНУ имени аль-Фараби, 2004.

Лишь знанием жив человек, лишь знанием движется век.

Абай

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Основы кредитной системы обучения и модернизация высшего образования Казахстана

1.1 Понятийный аппарат (глоссарий)

1.2 Структура высшего и послевузовского образования в странах мира

1.3 Структура высшего и послевузовского образования в Республике Казахстан

1.4 Кредитная система обучения за рубежом

1.5 Опыт внедрения кредитной системы обучения в Казахстане

Глава 2. Организационная структура учебного процесса в условиях кредитной системы обучения

2.1 Планирование учебного процесса при кредитной системе обучения

2.2 Организация учебного процесса в условиях кредитной системы

2.3 Организация самостоятельной работы обучающихся

2.4 Организация контроля знаний обучающихся

2.5 Профессиональная практика при кредитной системе обучения

2.6 Механизм перевода, отчисления, восстановления обучающихся

2.7 Особенности учебного процесса при заочной и дистанционной формах обучения

Глава 3. Организация деятельности специальных академических служб

3.1 Деятельность офиса Регистратора

3.2 Функции преподавателя в условиях кредитной системы обучения

Глава 4. Особенности методического обеспечения учебного процесса

4.1 Учебно-методический комплекс специальности

4.2 Учебно-методический комплекс дисциплины

4.3 Информационный пакет студента

4.4 Документация деканата и учебного отдела

4.5 Документация офиса Регистратора

Глава 5. Кредитная система обучения в магистратуре

5.1 Общая характеристика магистратуры

5.2 Образовательные программы обучения в магистратуре

5.3 Организация учебного процесса в магистратуре

5.4 Контроль учебных достижений магистрантов

5.5 Учебно-методический комплекс магистранта

5.6 Итоговая государственная аттестация магистрантов

Глава 6. Разработка и внедрение докторских программ PhD

6.1 Анализ организации докторантуры за рубежом

6.2 Особенности внедрения докторских программ PhD в Казахстане

Глава 7. Финансовое и кадровое обеспечение кредитной системы обучения

7.1 Оплата стоимости за обучение

7.2 Система оплаты труда преподавателя

7.3 Планирование штата ППС и УВП

7.4 Планирование нагрузки ППС

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана первоочередной задачей выдвигается повышение уровня образованности как фактора конкурентоспособности нации. Поэтому закономерно, что в данном документе ставится важная проблема создания национальной системы образования, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам.

Главной задачей XXI века, своего рода осью устремлений миллионов и миллиардов людей, будет, несомненно, улучшение качества жизни, в том числе качества образования, определяющего условия развития личности. Именно поэтому реформирование и совершенствование системы образования и науки являются определяющим фактором решения большинства проблем в условиях глобализации. Меняется парадигма образования, которую характеризует не только высокое качество профессионального образования, по и новая философия образования как фундамент гражданского общества.

Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира. Большинство из них сегодня приступили к радикальным изменениям, стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. При этом главную цель – повышение адаптационного потенциала вузов и программ подготовки – планируется достичь через реформу академической и организационной структуры, обновление инфраструктуры, методов и технологии обучения, совершенствование педагогического процесса, улучшение качества преподавательского состава.

Общеизвестно, что риск отставания в развитии экономики и гражданских институтов наиболее существенен для тех стран, где не создана эффективно действующая модель непрерывного образования. Ясно, что, поставив перед собой цель создать открытое гражданское общество, основанное па знаниях, экономику с сервисно технологической направленностью, наша страна прежде всего должна активно заниматься совершенствованием образовательной системы.

Процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования. Подобные тенденции отчетливо проявляются в образовательной политике ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Европейского Союза, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

ЮНЕСКО инициирует разработку рекомендаций по развитию процессов интернационализации, созданию нормативной основы международного сотрудничества в сфере высшего образования. Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые ЮНЕСКО и Советом Европы. Постепенно вырабатываются общие ''правила игры "в образовательных системах.

Основополагающим документом, определяющим стратегию этого процесса, является Конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе", которую ЮНЕСКО обнародовало в Лиссабоне в апреле 1997 года. Республика Казахстан подписала ее в числе первых 42 стран и ратифицировала в декабре 1997 года.

Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции, ратификация ее Парламентом Республики, соответствующий Указ Президента Республики автоматически делают нашу страну участницей целого ряда международных проектов, программ и соглашений, таких, как "Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953 г.)", "Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959 г.)", "Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 г.)" и др.

Осуществление реформ в ведущих странах мира стимулировало международное сотрудничество в сфере образования и его универсализацию. Заметно возросла академическая мобильность студентов, преподавателей, менеджеров образования и научных сотрудников.

За последние десятилетия на Западе совершен настоящий рывок в развитии учебно-материальной базы и социальной инфраструктуры учебных заведений, особенно высших. Образовательные учреждения стали интенсивно развивать информационную технику, венчурные предприятия, создавать научно-технологические парки и компьютерные сети.

В Европейском Союзе в последние десятилетия формируются наднациональные институты, идет последовательная работа по созданию общеевропейской системы высшего образования.

В 1999 году в Болонье 29 стран подписали Декларацию (сопровождаемую перечнем конкретных действий) о своем участии в процессе создания единого образовательного пространства, согласно которой в Европе должна быть построена единая структура высшего образования, принята система сопоставимых степеней, способствующая облегчению академического и профессионального признания курсов, степеней и обеспечению возможностей трудоустройства выпускников во всех европейских странах. Сегодня к Болонскому процессу присоединились более 40 стран.

Все страны, подписавшие Болонскую декларацию, обязаны перейти на двухуровневую систему высшего образования. Первый уровень обучения длится 3-4 года. По его окончании выпускнику присваивается степень бакалавра, предоставляющая возможность работать в определенной области. Прохождение программ второго уровня позволяет получить степень магистра (1-2 года) и/или доктора (3-4 года).

Особое значение имеет принятие и введение в высшем образовании многих зарубежных стран системы зачетных единиц European Credit Transfer System (ECTS) или другой совместимой с ECTS системы, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции, и гарантирующей академическое признание обучения за рубежом (в 1999 г. ECTS была введена уже в 1062 европейских вузах).

Эти мероприятия создают возможности для:

• содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, разработке сопоставимых критериев и методологии оценки;

• содействия мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления;

• введения совместных программ обучения и научных исследований, создания интегрированных учебных курсов и совершенствования учебных планов;

• обеспечения привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования и научных исследований.

Ключевым вопросом создания европейского пространства высшего образования выступает качество как фундаментальная основа формирования доверия. "Качество – основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования" [4]. Предполагается создание на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях взаимо-признанных систем обеспечения качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшего образования.

В некоторых странах ЕС национальные системы оценки качества образования уже разработаны и используются, в других – они находятся на стадии создания. Формируются наднациональные органы, создана Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании (European Network of Quality Assurance in Higher Education, ENQA).

Страны Европы намерены создать единую систему оценки знаний credit system, которая даст возможность все программы и дисциплины вузов признать аутентичными.

В соответствии с Болонской Декларацией предполагается "выработка критериев и методологии оценки качества образования", учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях, навыках, компетенциях, которые приобрели выпускники.

Важнейшей составляющей общеевропейской системы образования являются кредиты. Для каждой учебной дисциплины, в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии, определяется кредитный "балл", оценка. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" в свою копилку знаний заранее установленное число кредитов, общая сумма которых позволяет ему получить соответствующую степень – бакалавра или магистра.

Система зачетных единиц (или кредитная система) измерения и сопоставления образовательных программ на протяжении многих десятилетий применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное – сопоставимыми учебные программы, что позволяет студентам повышать академическую мобильность.

"...Внедрение системы кредитов по типу ECTS – европейской системы зачетного перевода – рассматривается в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами" (Из Совместного заявления европейских министров образования. Болонья, 19.06.99. "Зона Европейского высшего образования").

Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования принимает во внимание доминирующие современные тенденции.

Вместе с тем в Программном документе "Реформа и развитие высшего образования" (ЮНЕСКО, Париж, 1995 г.) прямо подчеркивается: "Все больше людей и учреждений приходят к пониманию того, что во всех регионах прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования"/2/. Поэтому, модернизируя казахстанское высшее образование, следует учитывать сложившиеся традиции, особенности и потребности развития национальной модели образования. При этом образовательная система Казахстана «формируется в лоне евразийской культуры и евразийского сотрудничества, которая была очень символично выражена Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана: "Казахстанский барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью ... будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью и выносливостью" [8]. В данном образе сочетаются лучшие черты человека восточной и западной культур. Такая формулировка идеалов евразийства позволяет наметить пути реализации современного образовательного идеала, который зафиксирован в понятиях "гуманизация – гуманитаризация", "непрерывность", "инновационность" И "качество образования". Эти четыре понятия создают идеальную конструкцию образования, воплощающую, с одной стороны, его общечеловеческое начало, ас другой необходимость учета национальных традиций и обычаев, особенности исторического развития государства и народа» [12], что и должно найти свое отражение в кредитной системе обучения.

Для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы. Актуальность этой проблемы становится очевидной в связи с предстоящим вхождением Казахстана но Всемирную торговую организацию (ВТО), обусловливающим необходимость приведения всех видов разрядов, классов, степеней, званий профессиональной подготовки – от рабочих специальностей до специалистов высшей научной квалификации – в соответствие с принятыми международными стандартами.

Трансформация отечественной системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, вовлечение обучающихся в реализацию собственных образовательных и социокультурных интересов обусловливают необходимость изменения отношения к своей деятельности главных субъектов образовательной системы обучающихся и преподавателей. Это вполне вписывается в организацию образовательного процесса по кредитной системе обучения.

Переход на кредитную систему обучения позволит адекватно оценивать уровни, ступени, академические степени образовательной сферы Республики Казахстан, сделать их транспарентными (прозрачными), рекогнисцируемыми (узнаваемыми) и признаваемыми, что и является одним из главных условий вхождения в мировое образовательное пространство.

Введение академического кредита поможет заложить основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечит конкурентоспособность нашего образования и специалистов на мировом рынке.

Глава 1. ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

1.1 Понятийный аппарат (глоссарий)

Введение кредитной системы обучения требует освоения нового понятийного аппарата. В последние годы это обусловлено бурным заимствованием англоязычных терминов, не употреблявшихся ранее в системе обучения, а также накопившимися в образовательной практике противоречиями, дублированием и алогизмами в употреблении традиционно принятых терминов.

Стремительное расширение международных связей вузов Казахстана, ускоренная интеграция отечественной образовательной системы в мировую систему стимулировали массовый перевод учебно-организационных, методических и вспомогательных материалов с английского языка на русский. Следует обратить особое внимание на ряд важнейших понятий и терминов, единое толкование и применение которых будет способствовать внедрению кредитной системы в Казахстане с общепринятыми на международном уровне подходами к ней.

Дословный перевод понятия "образовательная программа" (Educational Program) отражает ''специальность" па определенной ступени (бакалавриат, магистратура, докторантура), а "учебная программа" (Academic Program) отражает понятие ''дисциплина" и переводится как "силлабус" (Syllabus). Термин "курс" (Course) за рубежом означает не "год обучения", а "дисциплина". Кстати, во избежание недоразумений предлагается избегать употребления синонима "дисциплина" термина "предмет". Термин "Faculty" означает не "факультет", а "ППС" – "профессорско-преподавательский состав". Для обозначения должности преподавателя более распространены термин "лектор" (Lectuter) и/или "тьютор" (Tutor). Специальность в наших классификаторах переводится на английский язык совсем не как "Speciality", а как "Major" (мажор). И уж конечно, "учебный план" не означает "Academic Plan", а звучит как "куррикьюлум" (Curriculum).

Именно поэтому настоящая книга содержит глоссарий, включающий основные понятия, характеризующие кредитную систему обучения:

академический календарь (Academic Calendar) – календарь, где обозначены даты проведения учебных и контрольных мероприятий в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);

академический период (Term)период обучения, определяемый высшим учебным заведением в одной из трех форм: семестра – продолжительностью 15 недель, триместра – продолжительностью 10 недель, квартала – продолжительностью 8 недель;

академическая степень (Degree) – степень, присуждаемая выпускнику высшим учебным заведением по результатам освоения полной программы обучения;

академический час равен 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских) занятий, или 1,5 контактным часам (75 минутам) студийных занятий, или 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физическим воспитанием, а также 1 контактному часу (50 минутам) всех видов учебных практик, 2 контактным часам (100 минутам) всех видов педагогических практик, 5 контактным часам (250 минут) всех видов производственных практик;

академическая справка (Transcript) – документ установленной формы, содержащий перечень пройденных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов, оценок и среднего балла;

активные раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) – активные наглядные иллюстративные материалы, раздаваемые в процессе занятия для мотивации обучающегося к успешному творческому усвоению темы (тезисы, лекции, ссылки, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы);

апелляция – процедура, проводимая с целью выявления и устранения факторов, способствовавших необъективному оцениванию знаний студентов;

ассистент, доцент, профессор (Assistant Professor, Associate Professor, Professor) должности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях, которые, в свою очередь, могут быть представлены тьюторами, лекторами;

бакалавр, магистр, доктор (Bachellor, Master, Doctor) – академические степени, присуждаемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

бакалавриат – программа высшего образования с присуждением академической степени бакалавра;

двухдипломное образование – возможность параллельного обучения по двум учебным планам с целью получения двух равноценных дипломов (Double Major) или одного основного и второго дополнительного дипломов (Major-Minor);

докторантура – программа послевузовского образования, которая реализуется в двух траекториях: профильная докторантура и научная докторантура;

дистанционное обучение (образование на расстоянии) – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств;

заочная форма обучения (Part-time Education) – форма обучения, реализующаяся путем комбинирования посещения учебных занятий, пересылки учебных материалов и дистанционного обучения, при которой обучающийся, осваивая меньше установленного в семестре количества кредитов, за большее число семестров набирает необходимое общее количество кредитов;

запись на учебную дисциплину (Enrollment) процедура предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины в установленном порядке;

индивидуальный учебный план – учебный план, определяющий образовательную траекторию каждого обучающегося;

итоговая государственная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени усвоения обучающимися государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании (диплом);

итоговый контроль (Final Examination) – проверка учебных достижений обучающихся, проводимая после завершения изучения учебной дисциплины, в период промежуточной аттестации по завершении академического периода; формой проведения итогового контроля является экзамен: устный, письменный, тестирование;

каталог элективных дисциплин – перечень дисциплин, выбираемых обучающимися самостоятельно;

кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов;

кредит, кредит-час (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении семестра (15 недель); при этом один аудиторный час обязательно сопровождается 2 часами самостоятельной работы в бакалавриате, 3 часами – в магистратуре, 4 часами – в докторантуре. (При выборе академического периода в виде триместра или квартала недельная нагрузка пропорционально пересчитывается). По мере накопления опыта организации обучения по кредитной системе, создания материально-технических возможностей и психологической адаптации к обучению в новых условиях один аудиторный час будет сопровождаться 3 часами самостоятельной работы в магистратуре, 4 часами – в докторантуре;

код дисциплины – присвоение каждой дисциплине учебного плана соответствующего обозначения в символах буквенного и цифрового выражения;

компонент по выбору (Electives) – элективные учебные дисциплины, изучаемые обучающимися по выбору в любой академический период;

контроль учебных достижений обучающихся – проверка образовательных достижений обучающихся по конкретной дисциплине на основе контрольных заданий различного вида (письменных работ, тестов, практических работ, портфолио, устных опросов, экзаменов и др.); контроль подразделяется на текущий, рубежный и итоговый;

линейная система обучения – способ организации учебного процесса, устанавливающий строгую последовательность изучения дисциплин образовательно-профессиональной программы в соответствии с логикой обучения;

магистратура – форма подготовки научно-педагогических кадров и специалистов с углубленной научной и профессиональной подготовкой в высших учебных заведениях и научных организациях с присуждением академической степени "магистр";

нелинейная система обучения – способ организации учебного процесса, предоставляющий обучающемуся альтернативные траектории последовательности изучения дисциплин;

описание дисциплины (Course Description) краткое описание дисциплины, дающее представление о ее содержании;

офис Регистратора (Office of Registrar) служба, занимающаяся записью обучающихся на преподаваемые дисциплины и регистрацией всех их учебных достижений на протяжении всего периода обучения;

общеобразовательные дисциплины – ООД (General Education Requirement GER) циклы социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;

обязательный компонент (Core Subjects) дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения;

очная форма обучения (Full Time Education) – форма обучения, при которой обучающийся обязан посещать все учебные занятия, предусмотренные учебным планом;

период повышения преподавательской квалификации (Subbatical Term) прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода не реже, чем один раз в пять лет;

пререквизиты, постреквизиты (Prerequisite, Postrequisite) – дисциплины, обязательные для освоения соответственно до и после изучения данной дисциплины;

портфолио – набор разнообразных работ обучающихся, выполненных ими за определенный интервал времени, например за квартал, семестр или учебный год;

промежуточная аттестация – комплексная оценка успешности освоения обучающимся дисциплины, совокупно учитывающая результаты текущего, рубежного и итогового видов контроля;

политика курса – требования, предъявляемые к студенту в процессе изучения дисциплины;

рабочая программа дисциплины (Syllabus) – основной учебно-методический документ, включающий в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультации, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы;

рабочий учебный план – учебный план, сформированный на основе индивидуальных учебных планов обучающихся и служащий основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей;

рубежный контроль успеваемости (Midterm Examination) периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателем, ведущим учебные занятия, согласно утвержденному академическому календарю;

самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов; в зависимости от категории обучающихся, она подразделяется на СРС – самостоятельная работа студента, СРМ – самостоятельная работа магистранта и СРД – самостоятельная работа докторанта;

самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) (Office Hours) – внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании; в зависимости от категории обучающихся, она подразделяется на: СРСП

самостоятельная работа студента под руководством преподавателя и СРМП

самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя;

специальность – определенная область науки, техники, мастерства, искусства, в которой осуществляется подготовка специалистов в организациях образования, учреждениях для плодотворной профессиональной деятельности;

справочник-путеводитель включает академический календарь, общие сведения о вузе, права и обязанности студента/магистранта/докторанта, основные положения кредитной системы, методику расчета итоговых оценок по каждой дисциплине и средний балл (GPA), требования к итоговой государственной аттестации и т.п.;

средний балл – С Б (Grade Point AverageGPA) средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося по выбранной специальности (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки итогового контроля по дисциплине к общему количеству кредитов за весь прошедший период обучения); применяется для перевода обучающегося на последующие курсы; растет по мере роста номера курса;

типовой учебный план – учебный план, определяющий последовательность и трудоемкость изучения учебных дисциплин;

транскрипт – см. академическая справка;

тьютор – преподаватель по учебным дисциплинам, который проводит практические и семинарские занятия и осуществляет консультации по конкретной дисциплине, организацию и выполнение СРО, структурирование знаний в данной области, руководство семестровой и курсовой работой, организацию учебной практики;

текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений обучающихся по каждой теме и/или разделу учебной дисциплины, проводимая преподавателем, ведущим учебные занятия;

учебно-методический комплекс (УМК) специальности (дисциплины) – пакет основной учебно-методической документации, способствующий успешному освоению специальности (дисциплины);

учебно-методический комплекс (УМК) обучающегося – пакет учебно-консультативной информации и документации, содержащий индивидуальный учебный план на весь период обучения, программы дисциплин (силлабусы), методические указания для самостоятельной работы, программы практик и др.

индивидуальный учебный план ИУП (Curriculum) основной документ обучающегося, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин соответствующего уровня образования, последовательность их изучения;

эдвайзер (Advisor) преподаватель кафедры, оказывающий содействие обучающемуся по соответствующей специальности в выборе траектории его обучения (формировании ИУП) и освоении учебного плана в период обучения;

элективные дисциплины – перечень дисциплин, утвержденных ученым советом высшего учебного заведения, из числа которых обучающийся формирует свой индивидуальный учебный план в рамках установленных кредитов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  2.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  3. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011

    Бюллетень
    681.14 А946Афонин, В. В. Моделирование систем: учеб.-практ.пособие / В. В. Афонин, С. А. Федосин. – М.: Интернет - Ун-т Информ. Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Образовательные программы федеральное агентство по образованию итоговый отчет

    Публичный отчет
    Отчет отражает основные результаты выполнения инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, качественную и количественную характеристику этих результатов и их аналитическое осмысление в динамике развития университета
  5. Методология образовательного менеджмента (книги)

    Документ
    Добреньков, В. И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т. XIII : Организация и управление. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 927 с. : ил. - Библиогр. в обл. ссылок и на с.

Другие похожие документы..