Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
(Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с...полностью>>
'Документ'
В настоящем исследовании проведен анализ патоморфоза клинического течения геморрагического васкулита (ГВ) у 174 детей за период с 1990 по 2  г. Устан...полностью>>
'Документ'
Священник Сергий Филимонов, кандидат медицинских наук Санкт-Петербург, «Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецко...полностью>>
'Документ'
Проаналізовано проблему оптимізації системи державного управління в Україні в 2010-2011 роках. Адміністративну реформу розглянуто у розрізі п'яти зако...полностью>>

Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7.2 Система оплаты труда преподавателя

Основными принципами кредитной системы обучения является переход от "тотального" обучения студента к формированию его самостоятельной позиции в усвоении учебного материала. Это, в свою очередь, предполагает пересмотр позиции преподавателя в учебном процессе. Соответственно, должны изменится подходы в определении оплаты труда преподавателей.

Как и при традиционной системе, основными видами деятельности ППС должны быть преподавание, методическая и научно-исследовательская работа, а также активное участие в общественной жизни, пропаганде ценностей, принятых в данном коллективе, и укрепление позиций своего вуза на рынке образовательных услуг.

При традиционной системе существуют нормативы для определения заработной платы преподавателя и объем работ, выполняемых в течение учебного года, установленных соответствующими положениями высшей школы. В свою очередь, кредитная система предполагает изменение объема среднегодовой аудиторной нагрузки преподавателя в сторону уменьшения, что означает повышение интенсивности труда преподавателя, так как необходимо пересмотреть методические подходы к проведению занятий, информационное обеспечение учебных дисциплин и т.д.

Таким образом, успешное преподавание готовит лучших студентов, а успешная научная работа позволяет преподавателям и профессорам находиться на передовых позициях в области знаний. Оба вида деятельности играют ключевую роль в создании репутации вуза, таким образом способствуя международному признанию и аккредитации вуза. Соответственно, основная часть рабочей нагрузки должна быть распределена на учебную и научно-методическую составляющие. Рабочая нагрузка в 36 часов в неделю может быть посвящена следующим основным видам деятельности:

• преподаванию и работе, связанной с качественной подготовкой к преподаванию;

• разработке учебно-методического комплекса дисциплины;

• консультированию обучающихся (СРОП);

• научно-исследовательской деятельности и работе по развитию;

• академическому управлению (декан, заведующие кафедрами);

• работе в комитетах академического управления;

• дополнительные виды работы (эдвайзер, имиджевая, профориентационная работа и др.).

Важнейшая позиция этого раздела – установление соответствия между старыми и новыми единицами измерения объема нагрузки, и главная проблема состоит в том, будет ли это соответствие одинаковым для всех дисциплин. Например, будут ли после пересчета в кредиты эквивалентны по объему 100-часовой курс "Основы безопасности жизнедеятельности" и 100-часовой курс "Функциональный анализ", если считать только аудиторную нагрузку? Поскольку работа по пересчету в новые единицы может стать одним из самых сложных этапов перехода к повой системе, следует задать соотношение 1 кредит = 15 аудиторных часов.

Если соотношение задано, то можно осуществлять следующее действие – модифицировать учебные планы. Здесь важно понять существенное различие индивидуальных учебных планов и рабочих учебных планов. Индивидуальные учебные планы вместе с каталогом элективных дисциплин предназначены для студента. Здесь есть информация о содержании учебных дисциплин в их полном объеме.

Рабочие учебные планы предназначены не для студента, а для преподавателей и еще более для администрации вуза. Здесь прописан объем педагогической нагрузки всех преподавателей, ведущих данное направление или специальность. Поэтому в рабочем плане объемы аудиторной и внеаудиторной нагрузки не могут и не должны быть равными. Опыт показывает, что в бакалавриате и на младших курсах специальностей объем внеаудиторной нагрузки ППС (СРОП) должен составлять не более 50% объема аудиторной нагрузки. Только на старших курсах и в магистратуре эти составляющие педагогической работы могут сравняться по объему.

Эти наблюдения позволяют осуществлять расчет педагогической нагрузки и штатов ППС при переходе к системе кредитов. Если в учебных планах (для студента) часы заменяются кредитами по установленному соотношению, то расчет педагогической нагрузки и штатов по рабочим планам осуществляется следующим образом.

Для каждой дисциплины аудиторная нагрузка, указанная в индивидуальном плане студента (по сути, для учебной группы), переводится в кредиты. Затем суммируется аудиторная педагогическая нагрузка для всех групп; число студентов, обучающихся по данному плану, а также число учебных групп – параметры, которые стоит помещать в специальных графах каждого рабочего учебного плана для облегчения расчетов. Для того, чтобы определить число штатных единиц, необходимое для преподавания данной дисциплины по данному учебному плану, полученный суммарный объем педагогической нагрузки следует разделить на нормированную (в кредитах) среднюю нагрузку преподавателя.

Часть данных сравнительного расчета штатов ППС, произведенных с использованием параметров времени (часовая нагрузка) и системы зачетных единиц (кредитов), содержится в таблице 7. Здесь Е – это соотношение числа студентов к числу преподавателей.

Таблица 7

Число ставок

Соотношение Е

Специальность

по часам

по кредитам

%

по часам

по кредитам

Политология

18

14

22

9.1

12.9

Социология

23

13

43

8

14

Гос. муниц. управл.

20.5

12

41

7.4

12.7

Из приведенных данных видно, что учебные планы, рассчитанные в параметрах времени (часах), составлены так, что число преподавательских ставок всегда завышено, а соотношение "студенты" преподаватели" оказывается, наоборот, низким, в сравнении с расчетом по кредитам. При расчете тех же планов в системе кредитов с использованием вышеизложенной методики ситуация существенно изменяется в лучшую сторону.

Само но себе введение кредитов как единиц измерения нагрузки (без реального перехода к асинхронной схеме обучения) уже "экономит" определенную долю преподавательских ставок, тогда как сумма средств на заработную плату ППС, зависящая исключительно от числа учащихся, не изменяется. И в целом сумма дохода на одну преподавательскую ставку увеличивается. Полный же переход на нелинейную систему обучения предполагает сокращение числа параллельно читаемых курсов в малых аудиториях, т.е. дополнительное сокращение аудиторной (и как следствие, внеаудиторной) нагрузки, по крайней мере, на младших курсах, где чисто организационные затраты пока что особенно велики. Оптимальное управление численностью учебных потоков в сочетании с использованием новых информационных технологий и методик без ущерба для качества обучения высвобождает дополнительные средства, идущие в доход преподавательского состава, а также на развитие остальных составляющих образовательного процесса вуза, а именно: учебно-методическая, информационная, материально-техническая база.

Как указывалось ранее, переход к нелинейной организации обучения неизбежно повлечет за собой структурные изменения, которые скажутся на экономике вуза в целом и, в частности, на заработной плате. Однако введение ее потребует существенной интенсификации труда, в том числе педагогического. При этом акцент преподавательской нагрузки сместится с аудиторной составляющей в сторону внеаудиторной и научно-методической. Потребуется регулярная работа над обновлением содержательной компоненты, материалов, сопровождающих занятия, информационных источников для самостоятельной работы студентов, а также методик и содержания материалов, используемых в системе контроля. К тому же следует предполагать увеличение контингента учащихся в тех вузах, которые успешно интегрируются в международную систему образования. С одной стороны, это привлечет в вуз и дополнительные средства, с другой – потребует автоматизации систем управления в совокупности с повышением требований к квалификации и интенсификацией труда всего персонала вуза. Естественный ожидаемый результат – увеличение доходов преподавателей и сотрудников. Эти экономические ожидания вполне обоснованны.

Связанные величины – доли общего дохода, приходящиеся на преподавателей, учебно-вспомогательный персонал и других сотрудников вуза. Один из вариантов такой связи – установление заданного соотношения доходов различных категорий сотрудников.

7.3 Планирование штата ППС и УВП

Преподаватели вуза делятся на тех, кто работает на полную ставку (full-time), и тех, кто работает с неполной нагрузкой (part-time).

Преподаватель полной ставки – это работник, участвующий на постоянной основе в различных видах деятельности вуза: он преподает, ведет консультации, занимается исследовательской деятельностью, участвует в различных комиссиях и общественной работе. При работе на полную ставку устанавливается заработная плата в месяц, которая не уменьшается в случаях непредвиденного незначительного (до 7%) сокращения кредитных часов, читаемых преподавателем.

По опыту зарубежных вузов существует следующая система должностей ППС в восходящем порядке:

• ассистент профессора;

• ассоциированный профессор;

• академический профессор;

• почетный профессор.

На должность ассистента профессора вправе претендовать педагогические работники, выпускники высших учебных заведений, имеющие высшее профессиональное образование со стажем работы на производстве по профилю претендуемой для преподавания специальности (специализации, учебной дисциплины) или имеющие научно-педагогическую подготовку в магистратуре, без требований к стажу работы.

На должность ассоциированного профессора вправе претендовать лицо, имеющее, как правило, ученую степень кандидата наук, читающее лекции но профильной специальности или специализации, а также по группе обязательных основных базовых или профильных дисциплин, на высоком научно-методическом уровне с применением новых методик и технологий. Требования по педагогическому стажу – не менее 3 лет в средних и крупных учебных заведениях. Избрание на должность ассоциированного профессора осуществляется тайным голосованием.

На должность академического профессора вправе претендовать лицо, имеющее, как правило, ученую степень доктора или кандидата наук, докторскую степень зарубежного образца (Ph.D.) и читающее лекции по профильной специальности на высоком уровне педагогического мастерства с применением новейшей учебной и научной методики, с опытом преподавания, исследовательской работы и работы в высшем учебном заведении 5-10 лет в солидных учебных заведениях. Избрание на должность академического профессора также осуществляется тайным голосованием.

На должность почетного профессора выдвигаются выдающиеся ученые, рационализаторы производства, высококвалифицированные педагоги и руководители крупных компаний, имеющие богатый опыт педагогической, научной и производственной работы. Избрание па должность почетного профессора осуществляется тайным голосованием.

Преподаватель неполной станки (приглашенный профессор) – работник, не работающий на годичной основе (от 1 месяца до 1 учебного года), который может одновременно работать в другом вузе или другой организации. При работе с неполной нагрузкой оплата устанавливается за кредитный час в академический период и может различаться в зависимости от квалификации преподавателя.

На должность приглашенного профессора вправе претендовать лицо, имеющее, как правило, высокий ранг квалификации и опыт работы.

В состав УВП входят учебные мастера и лаборанты. С ростом уровня технического прогресса, информированности и компьютерной грамотности штат УВП, как правило, уменьшается. В соответствии с международной практикой лабораторные занятия проводятся только лаборантами, примерно, в соотношении – 1 УВП на 27 студентов. Очевидно, стоит рассмотреть соотношение: число студентов на 1 УВП в сторону увеличения.

7.4 Планирование нагрузки ППС

Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в соответствии с нормами времени по видам учебной работы. Как известно, в настоящее время нормы времени, определяющие трудоемкость различных видов учебной работы для преподавательского состава, разрабатываются высшими учебными заведениями самостоятельно. В таблице 8 приведены нормы времени для планирования различных видов учебной работы.

Общая рабочая нагрузка преподавателей

Согласно Закону РК ''О труде", а также, как показывает международный опыт, рабочее время профессорско-преподавательского состава устанавливается продолжительностью не более 36 часов в неделю. В рабочее время преподавателя включаются все виды учебной, учебно-методической, организационной, научно-исследовательской, внеаудиторной и дополнительной работы согласно индивидуальному плану, в соответствии с утвержденными нормами времени.

Таблица 8

НОРМЫ

времени для педагогической работы

Виды работ

Норма времени в контактных часах

Примечание

1

2

3

4

1

Проведение аудиторных занятий: лекции, практические занятия, (включая: текущие и предэкзаменационные консультации; прием экзаменов, рейтинговый контроль; прием расчетно-графических, курсовых проектов и работ, контрольных и семестровых работ рефератов; индивидуальные консультации (СРСП); учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую, воспитательную и профориентационную работы)

По видам занятий: 1. Лекционные и практические занятия: 1 академический час = 1 контактному часу. 2. Занятия по физ-воспитанию: 1 академический час = 2 контактным часам. 3. Студийные занятия 1 академический час = 1,5 контактным часам.

К студийным за занятиям относятся практические занятия по дисциплинам Информатика I, II и Геодезия, AutoCAD, профессиональная компьютерная программа, рисунок, живопись, скульптура

2

Участие в экзаменационных (при повторной сдаче) и апелляционных комиссиях

0,25 акад.часа за одного обучающегося

Не более 6 акад. часов в день. В составе экзаменационной комиссии 3 человека. Оплата производится ППС, кроме ведущего преподавателя

3

Руководство, консультации, рецензирование дипломных проектов (работ), магистер ских диссертаций

25 акад. часов за каждого обучающегося (для архитектурных специальностей 40 акад. часов за каждого обучающегося по решению ректората)

Разбивка часов по составляющим: 1) руководство и консультации – 22 акад. часа; 2) рецензирование – 3 акад. часа. За одним руководителем закрепляется не более 5 обучающихся (до 8 человек по решению ректората)

4

Участие в работе Государственной аттестационной комиссии (ГЛК)

До 1 акад. часа председателю и до 0,5 акад. часа члену комиссии (число членов комиссии не более 8) за каждого обучающегося

Не более 6 акад. часов в день

5

Прием Государственных экзаменов

До 0,5 акад. часа за одного экзаменующегося председателю и каждому члену ГАК

Не более 6 акад. часов в день. На проверку письменных работ отводится не более двух дней

6

Прием вступительного творческого экзамена: 1) рисунок; 2) композиция

1) 4 акад. часа на каждого экзаменатора на проведение экзамена и проверку работ в под группе не менее 20 человек

1) На подгруппу из 20 человек – 1 экзаменатор

2) 6 акад.часов на каждого экзаменатора на проведение экзамена и проверку работ в подгруппе не менее 20 человек

2) На подгруппу из 20 человек – 2 экзаменатора

7

Руководство практикой с приемом отчетов 1) учебная (компьютерная, геодезическая и т.д.) 2) производственная (проектная, технологическая, ознакомительная и др.);

1) 1 акад. час = 1 контактному часу работы со студентами; 2) 1 акад. час = 5 контактным часам работы со студентами

1) До 6 акад. часов на рабочий день на группу; 2) решением ректората группа может быть разделена на две подгруппы при прохождении практики на разных базах или по условиям техники безопасности

8

Прием экзамена – разницы в учебных планах

За одного обучающегося 0,25 акад. часа

Не более 6 акад. часов в день.

9

Проведение апелляции по результатам вступительных экзаменов

0,25 акад. часа члену предметной апелляционной комиссии за каждого абитуриента

В составе апелляционной комиссии 3 человека

10

Проведение собеседования с лицами, поступающими на обучение по сокращенным учебным планам

0,2 акад. часа каждому члену комиссии за каждого абитуриента

Не более 6 акад. часов в день. Число членов комиссии не более 3 человек

11

Прием вступительных экзаменов: 1) в аспирантуру 2) в магистратуру

1) 0,5 акад. часа каждому экзаменатору за одного поступающего в аспирантуру; 2) 0,3 акад. часа каждому экзаменатору за одного поступающего в магистратуру

Число экзаменаторов не больше 4

12

Руководство факультетом: 1) декан 2) зам. декана, зав. кафедрой

1) 120 акад. часов в год; 2) 90 акад. часов в год

13

Прием кандидатских экзаменов у аспирантов (соискателей)

0,5 акад. часа каждому экзаменатору за одного аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине

Проректору вуза, являющемуся председателем комиссии по приему кандидатских экзаменов, может засчитаться в учебную нагрузку, подлежащую оплате, время, затраченное на прием экзаменов но той дисциплине, которую он ведет как преподаватель кафедры

14

Руководство комплексом колледжей: 1) директор; 2) зам. директора

1) 120 акад. часов в год; 2) 90 акад. часов в год

b

Руководство учебными структурами: директор MHO, директор профшколы, директор лицея

90 акад. часов в год

16

Руководство научной работой: 1) аспирантов 2) соискателей (до 3 лет) 3) стажеров

1) 45 акад. часов за одного аспиранта ежегодно 2) 15 акад. часов за каждого соискателя ежегодно 3) 30 акад. часов в год за каждого стажера

Закрепление руководителя оформляется приказом: 1) за доктором наук до 5 человек (аспирантов, соискателей, стажеров) 2) за кандидатом наук до 3 человек (аспирантов, соискателей , стажеров)

17

Рецензирование реферата но специальности при поступлении в аспирантуру

3 акад. часа за один печатный лист



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  2.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  3. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011

    Бюллетень
    681.14 А946Афонин, В. В. Моделирование систем: учеб.-практ.пособие / В. В. Афонин, С. А. Федосин. – М.: Интернет - Ун-т Информ. Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Образовательные программы федеральное агентство по образованию итоговый отчет

    Публичный отчет
    Отчет отражает основные результаты выполнения инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, качественную и количественную характеристику этих результатов и их аналитическое осмысление в динамике развития университета
  5. Методология образовательного менеджмента (книги)

    Документ
    Добреньков, В. И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т. XIII : Организация и управление. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 927 с. : ил. - Библиогр. в обл. ссылок и на с.

Другие похожие документы..