Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Инфраструктура и маркетинговая политика «духовного» рынка сложна и продуманна, образные системы тщательно подобраны и выверены. «Духовный продукт» н...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Восприятие неравенства: анализ факторов стратификации. Неравенство и стратификация традиционного и современного обществ: сравнительный анализ....полностью>>
'Документ'
Организовать семинар для родительской общественности школы: «Особенности деликвентного поведения и основы профилактики наркомании, алкоголизма, курен...полностью>>
'Курсовая'
Рыночная трансформация экономики России, насыщение рынка товаров и услуг, создание конкурентной среды актуализируют необходимость использования фирма...полностью>>

Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 6. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ДОКТОРСКИХ ПРОГРАММ PhD

Если в ряде вузов Казахстана фактически уже внедрена двухуровневая система высшего образования (бакалавриат, магистратура), то программы докторантуры (Ph.D) в вузах РК практически еще не разработаны, отсутствует организационный механизм их реализации.

6.1 Анализ организации докторантуры за рубежом

Изучение опыта организации послевузовского образования, в частности докторантуры, в ряде стран Европы, включая Турцию, показывает, что сегодня в этих странах уже принята или находится в процессе принятия американская модель Организации докторантуры по программам Ph.D (доктора философии).

Поскольку эта модель является базовой де-факто в Болонской конвенции, представляется целесообразным обозначить ныне основные положения и принципы организации, разработки и реализации программ Ph.D в университетах США.

Высшая школа США базируется на принципах академической свободы и прикладной направленности обучения, гибко реагирующей на требования рынка, определяющей востребованность выпускника высшей школы на рынке труда. Именно эти принципам отвечает вся система академических степеней: бакалавр – магистр – доктор философии (PhD).

В современных условиях при переходе па новые стандарты образования и внедрения всего лучшего из накопленного опыта зарубежных систем образования актуально изучение американского опыта и его применение в адаптированном виде к специфике наших условий.

Анализ содержания докторских программ выявил следующие основные моменты, являющиеся общими для программ на получение степени доктора философии (Ph.D):

• общие требования по количеству заработанных кредитов (90);

• требования к пребыванию в университете в течение не менее 1 года;

• индивидуальный план обучения;

• квалификационный экзамен;

• комплексный экзамен;

• подготовка диссертации;

• итоговая устная или письменная защита;

• высокая степень академических свобод докторантов и преподавателей.

Структура программы является, в принципе, общей для всех вузов США и включает в себя: Изучение дисциплин основных (подразделяемых на обязательные и по выбору) И дополнительных, а также квалификационный экзамен и комплексный экзамен, написание и защита диссертации.

Комплекс дисциплин, преподаваемых в американском университете, устанавливается в зависимости от требований, предъявляемых к специалисту определенного профиля, профессорско-преподавательского состава, работающего в университете, сложившейся практики.

В перечень основных входят дисциплины, составляющие базу специальности, по которой обучается докторант. К дополнительным дисциплинам относятся дисциплины, помогающие докторанту формировать индивидуальную траекторию обучения в зависимости от личных предпочтений.

Перечень основных дисциплин формируют:

• факультеты университетов, ориентирующиеся на прогнозные требования рынка, предъявляемые к специалистам соответствующего профиля, состав работающего ППС, читающего свои дисциплины;

• аккредитационная комиссия штата, которая проводит аккредитацию предлагаемых образовательных программ и самого университета в целом;

• докторанты, выбирающие вуз и специальность в зависимости от наличия интересной программы, набора актуальных и востребованных дисциплин.

Перечень дополнительных дисциплин формируют:

• факультеты университетов, ориентирующиеся па требования рынка, предъявляемые к специалистам соответствующего профиля, состав работающего ППС, читающего свои дисциплины;

• студенты, высказывающие свои пожелания в процессе учебы и после завершения курса обучения, какие дисциплины они хотели бы изучать дополнительно;

• хозяйствующие субъекты, делающие заказ на специалистов определенного направления и необходимой специализации.

В университетах США за докторантом закрепляется эдвайзер по послевузовскому образованию, который выполняет функции советника, наставника и консультанта. В некоторых университетских каталогах регистрации на занятия в каждом факультете в списке указываются профессора, ведущие занятия на данном факультете, среди них назначается эдвайзер по послевузовскому образованию. Как правило, эдвайзером назначают опытного и высококвалифицированного профессора. Каталог элективных дисциплин формируется общий для магистратуры и докторантуры.

В США сложилась следующая процедура приема на докторские программы:

• подается заявление в вуз или в несколько вузов одновременно, а также прилагается требуемый вузом пакет документов (резюме, результаты тестов, публикации, 2-3 рекомендации, документы об образовании и полученных оценках);

• сдаются единые стандартизованные экзамены, тесты и выдается сертификат, подтверждающий уровень знаний.

Единые стандартизованные экзамены (тесты) в Америке весьма распространены, результаты их прохождения докторантами принимается большинством университетов безоговорочно, т.к. определенное количество баллов должно гарантировать определенный уровень знаний и умений, необходимых для обучения в докторантуре.

Критерии к зачислению докторантов широко варьируются в зависимости от типа учебного заведения. Вузы устанавливают такую политику зачисления и приема докторантов, которые совместимы с их миссиями. В некоторых университетах зачисление происходит по конкурсу, на основе оценок, баллов, набранных при сдаче стандартизированных экзаменов (GRE, GMAT), рекомендательных писем и владения английским языком (TOEFL для иностранных студентов), видов общественной деятельности и лидерских качеств, а также написания вступительного эссе. Учреждения с отборочным процессом при приеме или зачислении студентов требуют предоставления заявок за один год вперед до момента зачисления и задерживают решения до тех пор, пока вся группа заявителей не будет оценена. Они придают различные степени важности оценкам, экзаменам и другим факторам.

Большинство докторантов должны сдать следующие экзамены:

• GRE (Graduate Record Examination) оценивает вербальные, логические способности поступающего в докторантуру. Минимальное количество – 640 баллов;

• GMAT (Graduate Management Admission Test) оценивает математические и логические способности поступающего в докторантуру. Минимальное количество – 640 баллов;

• TOEFL (Test Of English as a Foreign Language) определяет уровень владения английским языком: знание грамматики, речевые и письменные навыки. Минимальное количество – 600 баллов.

При поступлении предъявляются требования к одному из тестов GRE или GMAT, а для иностранных докторантов, кроме того, обязателен TOEFL.

Экзамены можно сдать в определенном месте и в определенное время, согласно заранее составленному расписанию в специализированных учреждениях либо по месту жительства. Полученные результаты докторант может разослать в один или несколько университетов на свой выбор, в случае зачисления администрация вуза посылает ему приглашение и извещение о том, что он принимается по результатам конкурса документов в вуз.

Организация докторских программ возложена на:

• Офис послевузовского образования;

• Совет послевузовского образования;

• Консультационный совет;

• Эдвайзера.

Общий контроль за организацией и качеством докторских программ возложены на Совет послевузовского образования (СПО).

Представитель Совета послевузовского образования – специальный член консультационного комитета докторанта, чья роль заключается, в основном, в контроле соблюдения и выполнения процедур.

Представитель Совета послевузовского образования не должен быть связан с колледжем и факультетом, где обучается докторант.

Представитель Совета послевузовского образования ответственен за:

а) честное и справедливое отношение к докторанту со стороны его консультационного комитета;

б) качество послевузовского опыта и итогового документа.

Для того, чтобы представитель Совета послевузовского образования смог выполнить возложенные на него обязанности, ему должны предоставить своевременно:

1) копию учебного плана (контроль на входе);

2) копию диссертации (контроль на выходе). Представитель Совета послевузовского образования должен

принимать участие во всех собраниях консультационного комитета или экзаменах и. являясь членом Консультационной комиссии, пользуется всеми правами и привилегиями наравне с другими членами Консультационной комиссии.

Консультационная комиссия докторанта

После зачисления докторант консультируется с деканом своего факультета (или административным работником, занимающимся данными вопросами) относительно выбора и назначения председателя своего консультационной комиссии. Данная комиссия должна включать как минимум 4 человека – представителей ППС, преподающих в магистратуре и докторантуре и представляющих области исследовательского интереса и обучения докторанта, где председатель или сопредседатель должен быть с факультета, на котором обучается докторант; один член комиссии должен быть с другого факультета.

Представитель Совета послевузовского образования назначается в Консультационную комиссию докторанта распоряжением офиса послевузовского образования во время утверждения учебного плана.

Председатель по согласованию с докторантом выбирает состав Консультационной комиссии.

Подписи членов комиссии на учебном плане докторанта демонстрируют их желание принять па себя ответственность за руководство и управление всей академической программой докторанта и всех академических действий, касающихся доктора.

В сферу внимания консультационной комиссии входят:

1) вступительные экзамены;

2) предлагаемый учебный план докторской программы;

3) проект исследования;

4) подготовка диссертации;

5) итоговый экзамен, защита диссертации.

Помимо вышесказанного в консультационной комиссии за консультирование докторанта по академическим вопросам ответственны как группа, так и отдельные ее члены.

Во всех университетах США обязательным требованием к обучающемуся в докторантуре является набор докторантом определенного количества кредит-часов за весь курс обучения, включая написание и защиту диссертации. В целом, докторант должен набрать 90 кредитных часов при нормативном сроке 4-5 лет.

Анализ структуры докторских программ университетов США позволил выявить следующие показатели.

Таблица 3

Структура докторских программ в США

Элементы докторской программы

Кол-во кредит-часов

Уд. вес, в %

Основные дисциплины

42-56

50-65

– обязательные

18-32

– по выбору

24

Вспомогательные (дополнительные) дисциплины

9-24

10-30

Диссертация

16-30

15-30

Примечание: В большинстве докторских программ предусматривается зачет трансфертных кредит часов но результатам учебы в магистратуре (до 30 кредитов). При условии зачета трансфертных кредитов срок пребывания в докторантуре может сократиться до 1 года.

Из анализа опыта ведущих университетов США видно, что каждой дисциплине присваивается но 3 кредит-часа. Каждый кредит-час включает 1 час занятий еженедельно по данной дисциплине в течение одного семестра соответствующим сопровождением самостоятельных работ. Американский семестр состоит из 15 недель. Занятия обычно проводятся два раза в неделю по 1,5 часа, обеспечивая три контактных часа для докторанта еженедельно.

Соотношение, принимаемое для перевода 3 кредитных часов в часы, привычные для нашего понимания но дисциплине, равно 1:15 из расчета продолжительности семестра, принятого в американских университетах, – 15 недель. Соответственно, 3 кредит часа аналогичны 45 часам аудиторной нагрузки (лекционные и практические занятия). Внеаудиторная нагрузка по отношению к аудиторной нагрузке принимается из расчета 5:1., т.е. 45 * 5 = 225.

Требование завершить курс обучения в 90 кредит-часов означает проектную нагрузку для докторанта за весь курс обучения:

Аудиторную – 1350 часов 1350 (х3)..(х6) = 4050 – 8100 часов при соотношении внеаудиторной и аудиторной нагрузки 3:1 для изучения дисциплин и 6:1 – для работы над диссертацией и курсовыми работами.

Требования по времени освоения докторской программы: 3-5 лет, максимальное – до 10 лет.

Индивидуальный план докторанта

По согласованию со своим эдвайзером каждый докторант обязан составить индивидуальный план обучения в течение первого года обучения.

План содержит следующую информацию:

• кредиты, которые студент хотел бы перевести из других вузов;

• кредиты, которые студент успешно завершил в университете, где он собирается получить степень доктора философии;

• дополнительная учебная нагрузка (необходимые курсы), которую необходимо выполнить для выполнения требований к получению степени доктора философии.

План должен быть утвержден эдвайзером докторанта и деканом факультета.

Выбор дисциплин или создание индивидуальной траектории образования зависит от принятия во внимание докторантом и его эдвайзером следующих факторов:

• направления работы и подготовки докторанта;

• степени сложности изучаемых или планируемых к изучению предметов;

• предполагаемого места работы в ближайшем будущем.

Уровень сложности изучаемых дисциплин отражается в коде дисциплины, присвоенном по каталогу. Как принято, степень сложности изучаемых предметов нарастает от бакалавриата (уровни 100..400..) и магистратуры (уровни 500..600..) к докторантуре (уровни 700..800..). Достаточно вспомнить о ГОСО РК, где определялись порядок и очередность изучения дисциплин по каждой специальности. Например: Основы Микроэкономики – 411, Микроэкономика 1-629, Микроэкономика 2-630, Микроэкономика 3-631.

Обычно дисциплина в послевузовском образовании США может быть разделена на три уровня сложности, отражающие год обучения (надо отметить, что может встречаться разделение на 5 уровней сложности). Таким образом, можно видеть, как каждая последующая дисциплина опирается на материал предыдущей дисциплины, изучая более сложные проблемы и задачи, а также включает новые разделы. Порядковый номер позволяет студенту (магистранту, докторанту) определить последовательность изучения и уровень сложности, который ему следует ожидать при изучении данной дисциплины. На факультете до зачисления докторанта уже определены обязательные дисциплины для изучения, а также последовательность их изучения. Изучаемые дисциплины у магистрантов и докторантов могут совпадать, и могут быть засчитаны при последующей учебе магистранта в докторантуре, при условии, что данные дисциплины имеют уровень 600 и выше.

Консультационная комиссия оценивает предыдущее образование студента и цели для получения степени Ph.D. Консультационная комиссия вместе с докторантом составляет проект учебного плана и определяет проблему исследования, которые при успешном завершении составят основные требования для получения степени.

Учебный план должен быть оформлен в офисе послевузовского образования. Все учебные планы должны включать достаточное количество кредитов по предметам с обозначением 691 (Исследование).

Дополнительная учебная нагрузка может быть добавлена посредством подачи заявки на изменение учебного плана от Консультационной комиссии докторанта, если будет необходимость исправить недостатки в академической подготовке докторанта.

Дисциплины, за которые могут быть зачтены кредиты, должны быть пройдены с оценками ''В" или выше и должны быть утверждены Консультационной комиссией и офисом послевузовского образования.

Учет учебой нагрузки, представленной для зачета при переводе студента из любого университета, должен быть приведен в кредитах или приравнен семестровым кредитам.

Согласно требованиям к пребыванию, докторант должен отучиться минимум два полных последовательных учебных семестра в университете, где он предполагает получить степень доктора и набрать минимум 30 кредитов по дисциплинам, преподаваемым, как правило, на первом году в данном университете. Это значит, что докторант должен жить на территории кампуса – университетского городка – как минимум один учебный год.

Виды контроля знаний докторантов

Квалификационный экзамен (или своего рода диагностическая оценка) проводится по одной или нескольким изученным докторантом дисциплинам с целью определения того, освоен ли необходимый объем знаний и возможно ли для докторанта продолжение учебы в докторантуре (созвучно решению МОИ РК проводить промежуточный контроль – тесты – после завершения второго года обучения в бакалавриате) и выявления области знаний, в которой необходимо поработать дополнительно. Экзамен проводится в течение первого или второго года обучения по усмотрению факультета, на котором обучается докторант. Условия квалификационного экзамена и его процедура варьируются в зависимости от университета. Квалификационный экзамен проводится в устной и письменной формах. Вопросы на квалификационный экзамен подготавливаются ППС факультета и охватывают весь курс обучения по одной или нескольким дисциплинам с обязательной демонстрацией докторантом возможности практического применения знаний в реальной ситуации.

Комплексный экзамен тестирует докторанта на знание основных и дополнительных предметов обучения как в общей области обучения, так и в области специализации. Экзамен проводится в устной и письменной формах. В каждом университете практикуется своя политика проведения экзамена и оценки знания, тем не менее, каждая программа внутри университета может иметь свои специфические способы определения знания студентами своей области специализации, а также формат и администрирование письменной части экзамена. Комплексный экзамен проводится перед защитой.

Письменные работы являются неотъемлемой частью контроля знаний и академического прогресса докторантов. Каждый вид письменной работы имеет специфические требования к его выполнению и оформлению, они могут отличаться в зависимости от специфики специальности, предлагаемых образовательных программ и миссии вуза.

Подготовка и защита докторской диссертации

Все докторские программы требуют написания и защиты докторской диссертации. В каждом университете установлены определенные требования к написанию диссертаций. Каждый вуз имеет свои диссертационные советы с полномочиями присваивания ученой степени доктора философии PhD.

Способность проводить самостоятельное исследование должна быть продемонстрирована диссертацией, которая должна быть всецело оригинальной работой докторанта.

Совет послевузовского образования несет ответственность за рассмотрение каждой диссертации, учебного плана для того, чтобы удостовериться, что все требования университета но оформлению соблюдены.

Основная область исследования, которая будет рассматриваться в диссертации, должна быть согласована докторантом со своей Консультационной комиссией па первой встрече как основа для выбора подходящих дисциплин с целью обеспечения поддержки предполагаемому исследованию.

Диссертация должна включать все предложения и замечания членов Консультационной комиссии.

Одобренный проект исследования, подписанный всеми членами Консультационной комиссии, представителем Совета послевузовского образования и деканом факультета, на котором обучается докторант, должен быть представлен в отдел послевузовского образования как минимум за 14 недель до окончания семестра, в котором докторант должен получить степень или до установления даты итогового экзамена, в зависимости от того, что идет по сроку раньше, для окончательного утверждения.

После завершения диссертации докторант выходит на итоговую устную защиту (ИУЗ), на которой его опрашивают по теме диссертации. Точное время и место проведения ИУЗ должно быть определено офисом послевузовского образования минимум за три недели до начала ИУЗ.

В ряде так называемых исследовательских университетов США допускается письменная защита (по представлению положительных отзывов оппонентов).

Главным достижением организации докторантуры является то, что в США разработана и внедрена реальная система послевузовского (поствысшего) образования, обеспечивающая высокоэффективную подготовку научно-педагогических кадров на основе сбалансированных образовательно-исследовательских программ на базе кредитной технологии научно-образовательного процесса и принципах Преемственности предыдущих ступеней образования.

Недостатки программ PhD в США

• относительно слабые по глубине и объему исследований докторские диссертации;

• возможность повторения (дублирования) тематики исследований;

• отсутствие серьезных требований к публикациям;

• кулуарная защита диссертации (в присутствии 3-5 чел.).

Примечание: В настоящее время в Североамериканских университетах ведутся значительные исследования и поиски путей усиления диссертационной компоненты в докторских программах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  2.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  3. Бюллетень новых поступлений за апрель 2011

    Бюллетень
    681.14 А946Афонин, В. В. Моделирование систем: учеб.-практ.пособие / В. В. Афонин, С. А. Федосин. – М.: Интернет - Ун-т Информ. Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Образовательные программы федеральное агентство по образованию итоговый отчет

    Публичный отчет
    Отчет отражает основные результаты выполнения инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, качественную и количественную характеристику этих результатов и их аналитическое осмысление в динамике развития университета
  5. Методология образовательного менеджмента (книги)

    Документ
    Добреньков, В. И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т. XIII : Организация и управление. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 927 с. : ил. - Библиогр. в обл. ссылок и на с.

Другие похожие документы..