Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки ин...полностью>>
'Документ'
Зосередивши увагу на спробi конвенцiалiстiв логiстично пояснити роль iнтуїцiї в науковому пiзнаннi можна зробити висновок, що iнструментальнiсть конв...полностью>>
'Пояснительная записка'
Бюджет Любимского муниципального района на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов разработан на базе основных направлений бюджетной и налоговой п...полностью>>
'Книга'
Как похудеть и при этом не причинить ущерб здоровью? Как похудеть и потом не поправиться? Почему не помогают модные разрекламированные средства? В че...полностью>>

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч г. Третий (региональный) этап (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч. г.

Третий (региональный) этап

10 класс

Уважаемые участники олимпиады! Предлагаемые Вам задания делятся на три части:

- первая: пять различных по форме заданий, которые вы должны выполнить в бланках, содержащих вопросы и места для ответов;

- вторая – тексты для оппонирования (перед текстами вы прочтете советы по выполнению задания и критерии оценивания);

- третья – написание сочинения эссе (перед списком тем дается вводная часть, разъясняющая смысл работы и критерии ее оценивания).

Вторая и третья части этапа выполняются в выданных вам тетрадях.

Всего на всю работу (от времени раздачи заданий до их сбора) дается 180 мин. В это время входят и индивидуальные санитарные перерывы, которые вы можете осуществлять на основе правил, созданных организаторами этапа олимпиады.

Вы вправе сами выбирать порядок работы над заданиями. Возможно, вам поможет информация о рекомендуемом времени на выполнение частей работы, которая дается от имени Центральной предметно-методической комиссии по обществознанию Всероссийской олимпиады школьников, которая готовила данные задания (обратите внимание, что это только рекомендация!).

1-я часть – 50 мин.

2-я часть – 60 мин.

3-я часть – 60 мин.

Резерв времени – 10 мин.

1-я часть

(выполняется на бланках заданий и ответов)

1. «Да» или «нет»? Внесите свои ответы в таблицу. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

  1. Основы современного подхода к социальной стратификации были заложены П.А. Сорокиным.

  2. В ряде стран конституционное право называют также государственным правом.

  3. Деятельность для человека – единственный эффективный способ стать личностью.

  4. Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным..

  5. Все ныне действующие конституции подразделяются на писанные и неписанные.

  6. В учении Конфуция ритуал – центральная часть социального взаимодействия.

  7. Национальное государство – это самая ранняя историческая форма централизованного государства.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

1. Ключ к ответу.

Оценивание.

При 6-7 верных ответов – 3 балла.

При 4-5 верных ответах – 2 балла.

При 2-3 верных ответах – 1 балл.

При 1 верном ответе и отсутствии верных ответов – 0 баллов.

Максимальное число баллов за задание №1 – 3.

1

2

3

4

5

6

7

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

2. Соотнесите высказывание и его автора, проставив в незаполненной таблице номер, под которой указан автор, напротив буквы, под которой дано высказывание. Обратите внимание на то, что имен дано больше, чем высказываний.

Высказывания

Авторы

А. «Непременным условием действия экономических законов является конкуренция».

Б. «Знание – сила».

В. «Любить и погибнуть: это сочетание — вечно. Воля к любви означает готовность к смерти.»

Г. «Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере».

Д. «Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.»

Е. «Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою.»

1. Конфуций

2. Ф. Ницше

3.Екатерина Великая

4.Цицерон

5. А. Смит

6. К. Маркс

7. И. Кант

8. Ф. Бэкон

9. Д. Дидро

Ответ:

Высказывания

Авторы

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Ключ к ответу.

Оценивание.

По 1 баллу за каждое верное сопоставление.

Максимальная число баллов за задание №2 – 6.

Высказывания

Авторы

А

5

Б

8

В

2

Г

7

Д

1

Е

6

Задание 3. Решите юридические задачи, сославшись на соответствующую отрасль права РФ.

3.1. На уроке права школьник задал вопрос учителю: «Как много времени должно пройти между тем, как он и она подали заявление на заключение брака и его регистрацией, при том условии, что все законные основания для этого есть?»

Ответ учителя был несколько неожиданным: «От считанных минут до двух месяцев!»

Ученик подумал, что учитель пошутил. А как бы вы прокомментировали слова педагога, исходя из Семейного кодекса РФ?

Ответ:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3.2. В. говорит своему другу: «Удивительно! Работаю уже два дня: ни трудового договора не дали подписать, ни приказа о начале работы не видел. Только зам. начальника устно сообщил, что надо приступать к работе. Как ты думаешь – это все законно? Может быть то, что я работаю, и не считается?».

А как думаете вы?

Ответ:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Ключ к ответу.

Принимается ответ, отражающий суть решения задачи при опоре на действующее законодательство. При этом ссылки на отрасль права, регулирующую данную в задаче ситуацию, для признание ответа полным, необходимы, а указание конкретных статей правового акта не являются обязательным.

Оценивание:

1 балл за верный по сути ответ без правильного разъяснения.

1-2 балла за верное разъяснение с опорой на нормативный акт с дифференциацией по степени точности разъяснения.

Максимальная оценка за одну задачу – 3 балла.

Максимальная число баллов за задание №3 – 6.

3.1. Ст. 11 СК РФ говорит о том, что заключение брака производится, по истечении месяца со дня подачи заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

3.2. Согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

4. Ознакомьтесь с представленными материалам и выполните помещенные ниже задания.

Трудовые мотивации молодежи и приоритеты работодателя

Современная молодежь при выборе профессии и дальнейшем трудоустройстве руководствуется преимущественно прагматическими соображениями.

Таблица 1. Мнение респондентов, закончивших вуз в различные периоды, о «хорошей» работе

Основная характеристика «хорошей» работы

Группы по годам окончания вуза (число респондентов, в %)

1996-1999

2000-2004

2004-2008

Работа по призванию

26,0

18,6

16,7

Работа, обеспечивающая карьерный рост

12,6

19,3

24,2

Высокооплачиваемая работа

48,5

51,0

52,7

Работа, обеспечивающая признание и уважение людей

9,9

11,4

11,0

Затруднились ответить / Другое

0,0

1,7

0,8

Распределение численности занятых по видам экономической деятельности с учетом возрастных групп показывает, что молодое поколение россиян чутко реагирует на структурно-трансформационные процессы в отечественной экономике и стремится соответствовать требованиям ее активно развивающихся направлений, в то время как занятость в стагнирующих и проблемных секторах народного хозяйства сохраняется преимущественно за лицами старших возрастов. В 2000 г. наибольшая доля работников финансовой отрасли имела возраст от 40 до 49 лет (35,4%), торговли - от 30 до 39 лет (31%), промышленности - от 40 до 49 лет (32,9%). К 2008 г. ситуация изменилась: сферы торговли, управления, финансов и кредита стали наиболее привлекательными для молодежи, численность которой здесь сохраняется стабильно высокой и имеет тенденцию к росту. Согласно структуре занятых этими видами деятельности за 2008 г., доля трудящихся в возрастном интервале 20-29 лет стала занимать доминирующее положение в торговле (30%), в финансовой деятельности (35%), в государственном управлении (30,6%). В свою очередь, за счет доминирующей доли занятых в старших возрастах (40 - 49 лет) обеспечивается деятельность в сельском хозяйстве (28,5%), рыболовстве (33,1%), добывающих (29,1%) и обрабатывающих производствах (26,2%), в производстве электроэнергии, газа и воды (28,5%). Таким образом, виды деятельности, в наибольшей степени ответственные за производство валового внутреннего продукта и экономическое развитие государства, остаются «на плечах» старшего поколения, а вовсе не молодежи.

Накопленный трудовой потенциал в сфере операций на сырьевых и финансовых рынках, а также в сфере управления сырьевой экономикой, оказался бесполезным для экономического прорыва. Это указывает на необходимость изменения ориентиров государственной политики в отношении экономического развития страны и иного, чем прежде, типа развития системы профессионального образования, которая должна будет выполнить функцию обновления знаний в инновационных и до настоящего времени проблемных видах деятельности.

Современный российский рынок труда развивается фрагментарно и противоречиво. Имеется кадровый голод причем именно в тех отраслях, которые перспективны с точки зрения инновационного развития страны, но не представляют интереса для прагматически ориентированного работника. В этом смысле важно оценить усилия работодателя по привлечению квалифицированных специалистов и их эффективность. Исследования показывают, что работодатели признают наличие принципиальной заинтересованности во взаимодействии с образовательными учреждениями. Чаще других ими упоминалась заинтересованность во взаимодействии с вузами, позволяющая получать специалиста, в большей степени отвечающего его требованиям. В то же время проявился фактор, определяющий степень подобной заинтересованности и, соответственно, модель поведения работодателя - наличие или отсутствие у него возможностей широкого выбора из специалистов нужного профиля. Если, например, специалистов в той или иной области сложного машиностроения готовят в стране лишь несколько вузов, а разработчиков конкретных видов продукции - вообще лишь несколько факультетов и кафедр, то прямой смысл для работодателя - при наличии возможностей вкладываться в качество подготовки специалистов этими, в данном случае эксклюзивными, образовательными учреждениями. В то же время риск в конечном счете не получить такого работника или потерять его из-за того, что он сменит специальность и уйдет в сферу более высокооплачиваемую (например, торговлю или сервис), сдерживает работодателя от подобных вложений.

При наличии же большой массы выпускников того профиля, который интересует работодателя, он удовлетворяет свою потребность в работнике путем отбора из множества претендентов на вакансию с последующей его «доводкой» на рабочем месте. Какие-либо вложения в образовательные учреждения в этом случае для работодателя нерациональны. Такой подход исповедуют работодатели, чьи организации связаны, например, с торговлей или услугами, не являющимися интеллектуальными или высокотехнологичными. Проблема состоит в том, что в силу нестабильности российской экономики в целом и положения отдельных предприятий в частности как на общефедеральном уровне, так и на уровне отдельного работодателя достаточно трудно оценить перспективную потребность в кадрах. В докризисный, наиболее благоприятный период, горизонт планирования для руководителей даже наиболее успешных предприятий не превышал пяти лет. В кризисный период он, согласно опросам руководителей, снизился до одного-полутора лет. В ситуации кризиса бизнес по определению должен решать краткосрочные задачи выживания, в том числе высвобождая работников. Но система образования не может быть столь же подвижной, ибо, действуй она строго в соответствии с сиюминутным спросом, в рамках следующего экономического цикла тот же бизнес столкнется с дефицитом специалистов определенного профиля.

Абсолютное большинство молодежи, как это видно из статистической и социологической информации, трудоустраиваются в качестве наемных работников.

Таблица 2. Планируемое и реальное трудоустройство (в %)

Формы занятости

Намеревались работать во время обучения

Реально трудоустроились

Иметь собственный бизнес

37,4

8,2

Быть наемным работником на предприятии, в фирме

25,2

31,2

Работать в научном, образовательном, медицинском учреждении

7,3

11,1

Работать в системе государственного управления

10,0

15,2

Работать в силовых структурах

8,2

9,2

Трудно сказать / Не работают

11,9

14,9

Анализ полученных данных позволил выявить несколько стратегий поведения молодых людей, обладающих дипломом о высшем образовании. Получившие естественно-научные, гуманитарные (за исключением экономики, права и управления), а также технические специальности обнаруживают заметно большую склонность к перепрофилированию. Напротив, акцент на профессиональной реализации просматривается у тех, кто, помимо уже отмеченных специальностей, связанных с финансами и менеджментом, получили образование, позволяющее работать в сфере услуг и торговле.

Исследования показали, что в настоящее время уже сложились новые черты поведения дипломированных специалистов на рынке труда. Просматривается общий тренд - миграция в направлении от сложного интеллектуального, но малооцениваемого (как в материальном смысле, так и в смысле общественного признания) труда в сторону более простого, выше оплачиваемого и достаточно престижного. При этом работа в относительно малооплачиваемых научно-производственных отраслях требует от специалистов прохождения всего курса высшего образования, серьезных специальных знаний. Напротив, сервисная перераспределительная экономика чаще всего не требует глубоких специальных знаний, а удовлетворяется символической ролью вузовского диплома и общими знаниями и навыками специалистов. Какие же сигналы поступают с рынка труда сегодня? Первая проблема - старение кадрового состава и дефицит кадров во множестве сегментов рынка труда (за исключением финансовой сферы, сферы управления, торговли).

На вопрос, следует ли интерпретировать этот сигнал как повод расширить подготовку по требуемым сегодня (преимущественно инженерным) специальностям, исходя из устойчивых данных социологических исследований, нужно дать отрицательный ответ. До тех пор, пока не поднимется уровень оплаты труда в отраслях, важных для экономики, но откуда сегодня происходит отток кадров, трудно ожидать изменения мотиваций выпускников соответствующих вузов, решающих не работать по той специальности, которую они получили. Подтверждением тому являются и стойкие прагматические ориентации молодежи, и наличие альтернатив низкооплачиваемой занятости. В качестве таких альтернатив выступает не только переобучение с целью найти место в успешных секторах экономики, но и незанятость для выходцев из обеспеченных семей и маргинализация для детей из неблагополучных семей. Повышения же уровня оплаты труда, инициированного работодателем, тоже вряд ли следует ожидать, ибо это удорожает продукцию и понизит и так невысокую конкурентоспособность российских предприятий. Повышение зарплат возможно лишь в высококонкурентном ВПК. Другие отрасли экономики для прорыва в политике доходов нуждаются в мощной и целенаправленной государственной поддержке, отдача от которой придет далеко не сразу.

Вторая проблема - структурная перестройка российской экономики в сторону сокращения обрабатывающих производств и, напротив, расширения сферы управления, сервиса и финансов, которую можно рассматривать как результат адаптации к «сырьевой парадигме» экономического развития. Но при этом нужно понимать, что если модернизационный прорыв будет совершен, он не найдет кадровой опоры, поскольку подготовка специалистов - тонкая материя, которую трудно быстро восстановить.

Источник: Е.М. Авраамова (Институт социально экономических проблем народонаселения РАН). Рынок труда и система образования: трудности перевода сигналов // Общественные науки и современность, 2011., №3.

4.1. Сформулируйте на основании данных материалов трудовые стратегии современной молодежи. Всего укажите четыре позиции в ответе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч г. Третий (региональный) этап (2)

    Документ
    Всего на всю работу (от времени раздачи заданий до их сбора) дается 180 мин. В это время входят и индивидуальные санитарные перерывы, которые вы можете осуществлять на основе правил, созданных организаторами этапа олимпиады.
  2. Информационная карта общеобразовательного учреждения, проходящего государственную аккредитацию в 2011-2012 учебном году (2)

    Документ
    Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников (организация питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников, соответствие режима обучения требованиям СанПиН,
  3. Приказ управления образования, науки и молодежной политики администрации г. Рязани №844 от 16 сентября 2011 г. «О проведении I (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников в городе Рязани 2011-2012 уч г.»

    Документ
    ПРИКАЗ управления образования, науки и молодежной политики администрации г. Рязани № 844 от 16 сентября 2011 г. «О проведении I (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников в городе Рязани 2011-2012 уч.
  4. Наличие Программы развития: Программа развития моу гимназия №105 на 2006-2011 гг утверждена приказом №173 от 04 октября 2006 года по моу гимназия №105. Юридический адрес

    Программа
    Тип, вид, статус учреждения: Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 105 Калининского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан
  5. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6

Другие похожие документы..