Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Считают, что в процессе фило- и онтогенеза происходят редукция нижней челюсти и уменьшение дистального отдела альвеолярной части. В связи с этим нижне...полностью>>
'Документ'
Историю германского флота характеризуют резкие отступления в ходе обеих мировых войн от военно-морской доктрины, которая господствовала в мирное врем...полностью>>
'Документ'
Личность, как междисциплинарная категория, является предметом изучения многих наук. Сложность исследования личности заключается в многомерности ее фе...полностью>>
'Документ'
У системі підготовки філологів курс “Практична стилістика української мови” входить до магістерської програми і читається для студентів V- курсу. Він...полностью>>

Введение (30)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД

о положении с правами человека в Ямало-Ненецком автономном округе

Тюменской области за 2002 год

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада

Настоящий доклад подготовлен общественной организацией «Ямало – Ненецкий региональный правозащитный центр» (ЯНРПЦ). Юридический адрес: Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск, 629807, ул. Республики, дом 29 ком. 101, почтовый адрес: 629807, абонентский ящик 397, контактные телефоны/ факсы 8(34564) 4-63-63.

Общественная организация зарегистрирована 21 сентября 1995 года Управлением юстиции Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, регистрационное свидетельство № 18.

Председателем Совета регионального правозащитного центра избрана Берзина Людмила Юрьевна.

Директором центра назначена Ларина Анжела Валериевна.

В сборе информации и подготовке доклада участвовали члены ЯНРПЦ, текст доклада утвержден на общем собрании. Помощь в подготовке доклада оказали партнерские организации: профсоюзная организация независимого профсоюза работников нефтяной промышленности, комитеты солдатских матерей, союзы предпринимателей малого и среднего бизнеса, общество ветеранов и инвалидов.

Основными направлениями деятельности правозащитного центра являются:

- Общественный контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления.

- Оказание моральной и практической (в том числе и юридической) поддержки нуждающимся гражданам, борющимся за свои права и свободы.

- Издание в просветительских целях листовок и общественной газеты правозащитников Ямала «Никогда не сдавайся!», зарегистрированной в Западно-Сибирском территориальном управлении Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации, свидетельство о регистрации ПИ 17-0099. Печатные издания распространяются среди населения округа. В изданиях постоянно публикуются нормативные акты по правам человека и рекомендации по защите.

- Оказание правовой помощи гражданам через представителей - членов правозащитного центра во всех городах округа, через постоянно действующую юридическую приемную в офисе правозащитного центра в городе Ноябрьске. Ежемесячно в центр поступают до 100 писем о помощи из различных городов, в том числе из-за пределов округа – города Нижневартовка, Когалыма, Сургута.

- Защита призывников, беженцев, инвалидов, пенсионеров, сирот и других незащищенных слоев жителей Крайнего Севера.

Характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа - субъекта РФ

Официальное название: Ямало-Ненецкий автономный Округ Тюменской области.

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает площадь более 750 тысяч квадратных километров. В составе автономного округа 13 - муниципальных образований, в том числе 7 городов и 7 административных районов. Общая численность населения 750 тысяч человек, в том числе 32 тысячи представителей коренных национальностей: ненцы, ханты, селькупы. Административный центр автономного округа - город Салехард.

Территорию Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) составляют исторически сложившиеся административно-территориальные единицы:

- города окружного значения: Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Надым,

Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард.

- районы: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.

Автономный округ граничит с субъектами РФ: Автономным ненецким округом, Красноярским краем, Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом.

Руководитель исполнительной власти региона - губернатор Юрий Васильевич Неелов, контактный телефон: (34922) 446-02.

Структура исполнительной власти.

Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа назначается и возглавляется губернатором и состоит из вице-губернатора, девяти заместителей губернатора, в том числе одного первого. В Ямало-Ненецком автономном округе в настоящее время нет закона о формировании администрации. Структура администрации Ямало-Ненецкого округа регулируется рядом постановлений и распоряжений губернатора автономного округа.

Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа состоит из департаментов, комитетов и соответствующих подчиненных организаций. Департаменты администрации Ямало-Ненецкого автономного округа отвечают за вопросы, связанные с общей политикой; национальной политикой и органами местного самоуправления; природными ресурсами (а именно, нефтяной и газовой промышленностью); материальным снабжением и торговлей; местной экономикой; международной политической и экономической деятельностью; финансами; положением коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Законодательный орган Ямало-Ненецкого автономного округа - Государственная дума ЯНАО. Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Республики, 72,

Председатель Государственной Думы ЯНАО Харючи Сергей Николаевич
Тел.: (34922) 451-51, 451-03

С подписанием Федеративного договора (1992 г.) и принятием Конституции РФ (1993 г.) появились предпосылки для практического воплощения осмысления и принятых общественным сознанием элементов нового государственного устройства. Одним из шагов в этом направлении является факт конституционно-правового признания Ямало-Ненецкого и других автономных округов в качестве равноправных субъектов Российской Федерации. Впервые в отечественной истории автономные округа провозглашены полноправными субъектами федеративных отношений и получили нормативную базу для организации взаимодействия с центром на основе разграничения предметов ведения и полномочий.

Обращаясь к теме реформирования органов государственной власти ЯНАО, нужно подчеркнуть, что рост самостоятельности регионов не означает ослабление государственности и угрозы единства Федерации. Подтверждение тому - базовые принципы, заложенные в Федеративном договоре и Конституции Российской Федерации.

Важным вопросом, над которым работают органы государственной власти ЯНАО, является обеспечение прав и гарантий коренных народов севера. При этом депутаты понимают, что издание законов - не самоцель, а лишь одно из средств, гарантирующих права коренных народов.

Государственная Дума решает проблему законодательного обеспечения государственного устройства ЯНАО в системе РФ и Тюменской области. Острота данного вопроса заключается в том, что три равноправных и самостоятельных субъекта РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область находятся на одной территории при отсутствии федерального закона о разграничении их полномочий.

Государственная Дума автономного округа является законодательным (представительным) органом власти, который непосредственно избирается жителями Ямало-Ненецкого автономного округа один раз в пять лет в количестве 21 депутата.

Восемнадцать депутатов Думы представляют одномандатные избирательные округа; три депутата являются представителями коренных малочисленных народов Севера и представляют один единый много мандатный округ. Государственная Дума Ямало-Ненецкого округа возглавляется председателем и двумя его заместителями

Право законодательной инициативы в Государственной Думе автономного округа по всем вопросам, относящимся к ведению автономного округа, принадлежит депутатам, её комитетам, губернатору, органам местного самоуправления, председателю суда, председателю арбитражного суда, председателю Уставного суда, прокурору, председателю Счётной палаты и избирательной комиссии автономного округа.

Все депутаты Государственной Думы автономного округа имеют высшее образование. Женщин-депутатов - четверо (19,05%).

Среди избранных депутатов Думы третьего созыва 6 из старого состава Думы автономного округа, 9 - руководители различных предприятий (разных форм собственности) и учреждений. Из числа коренных малочисленных народов Севера избрано 3 депутата.

Системы местного самоуправления сформированы органами государственной власти автономного округа по принципам максимально бережного отношения к сложившейся десятилетиями схеме территориального управления, административного территориального устройства и экономии средств на содержание управленческого аппарата.

Принципы и условия взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления определены на основе договоров о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Судебная система Ямало-Ненецкого округа состоит из

- мировых судей;
- районных судов;
- Суда Автономного Округа (верховный суд Ямало-Ненецкого округа);

Кроме того, в Ямало-Ненецком округе имеется арбитражный суд автономного округа, расположенный в г. Салехард, обжалование решений которого осуществляется в региональном апелляционном арбитражном суде.

Председателем суда ЯНАО является Долматов Валентин Михайлович
Тел.:(34922)4-58-16
Председателем Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа является Акимова Светлана Васильевна тел.(34922)4-73-24

По данным социологических опросов в регионе политическая ориентация населения округа управляемая региональной и местной властями, которые ориентированы на про правительственные партии и движения: «Единство», «Регионы России». Оппозиционные группировки, выступающие от имени «СПС», «Яблоко» и КПРФ окрашены в цвета «Единства» и активно сотрудничают с местными администрациями, которые их и направляют. Политическая неразвитость населения округа объясняется синдромом «временщичества», отсутствием «корней» на территории Крайнего Севера, оторванностью от постоянного места проживания и родины, нежеланием деятельного участия в «чужих» проблемах. Это самая многочисленная первая группа игнорирует политическую жизнь. Вторая группа населения, внешне политически активная, характеризуется откровенно приспособленческими мотивами, из нее формируются органы власти в регионе и на местах. Коренное население (ханты около 30 тысяч человек на весь округ) фактически и исторически находится в «резервации» и никакой самостоятельной политической жизни не имеет. Как пример, «коренная аристократия» примкнула к группе «приспособленцев» и выражают ее интересы. Самая малочисленная третья группа, имеющая собственное политическое мышление и волю, осознающая себя частью общероссийского политического процесса, четко выражает свои позиции в рамках мелких групп, Об общественных движениях не может быть и речи. Эта группа, поддерживая постоянную связь с единомышленниками вне региона, пытаются распространить свое влияние, которое незначительно из-за их малочисленности. Органы власти игнорируют влияние этой группы населения. Массовой гражданской позиции, не сформированной под влиянием местных администраций, быть не может. Управляемость избирателей подтверждается результатами последних выборов в федеральные, региональные и местные органы власти. Откровенно показательный пример: выборы Тюменского Губернатора 2001 года по Ямало-Ненецкому автономному округу. – 75 % избирателей проголосовали за кандидатуру, навязанную местными властями.

Общая характеристика ситуации с правами человека в Ямало-Ненецком автономном округе.

Серьёзную озабоченность вызывает безнаказанное игнорирование законодательных норм, гарантирующих соблюдение прав человека, Конституции и федеральных законов Российской Федерации в регионе. Наиболее массово это проявляется в судебной сфере. Имеют место «привычные» нарушения прав человека со стороны местных чиновников, милиции и других должностных лиц федеральных органов власти.

Положение с правами человека в регионе в большей степени определяется традициями бесправия рядовых граждан, их низкой правовой культурой, при крепкой материальной базе, правовом нигилизме и безнаказанности представителей «административного ресурса».

В последние годы несмотря на появление правозащитных и других независимых общественных организаций граждан ситуация ухудшается в связи с применением местными властями «новых технологий» подавления имущественных и гражданских прав населения, усилением общественно-политического произвола и финансированием правоохранительных и судебных органов региональными и местными органами местного самоуправления.

Не теряет остроты проблема применения незаконных методов дознания и следствия, физического насилия. После вмешательства правозащитников в 2002 году возобновлено заочное судебное разбирательство уголовного дела об убийстве в 1993 году Приказова тремя сотрудниками изолятора временного содержания УВД города Ноябрьска, один из которых сын начальника ИВС. Дело волокитилось из-за побега убийц перед оглашением обвинительного приговора, что стало возможным из-за изменения судом меры пресечения и освобождения убийц из-под стражи. Заочное разбирательство вновь отложено по ходатайству адвокатов убийц, которые скрываются на территории ближнего зарубежья.

Ноябрьским городским федеральным судом оправдан Пара Г.Ф., незаконно привлеченный за оскорбление сотрудников вневедомственной охраны. Трое охранников в вечернее время на темной, безлюдной улице города незаконно задержали Пара Г.Ф. , возвращавшегося с 11-летним сыном из гостей. С помощью резиновой дубинки и наручников избили Пара Г.Ф., причинили ему перелом черепа, похитили 3 тысячи рублей, после чего в бессознательном состоянии забросили в автомашину и поместили в медицинский вытрезвитель до утра. Произвол сотрудников вневедомственной охраны

остался безнаказанным даже после отмены судом постановления следователя об отказе в возбуждении в отношении их уголовного дела. Рассмотрение материального и морального иска пострадавшего от произвола Пара Г.Ф. затягивается под различными надуманными предлогами ответчиков - представителей казначейства и УВД города Ноябрьска.

Многочисленные факты физического и психологического насилия в процессе расследования уголовных дел остаются без надлежащего прокурорского реагирования. Имеют место многочисленные факты «сбрасывания» краж на задержанных или арестованных наркоманов.

Существует устойчивая практика оперативных работников по провоцированию наркоманов на сбыт наркотических веществ с целью повышения показателей о возбужденных уголовных делах по незаконному обороту наркотиков, что фактически является имитацией борьбы с наркоманией, стремительно распространяющейся в нефтегазодобывающем регионе страны.

Общая характеристика региональной нормативной базы.

В целом законодательство Ямало- Ненецкого округа соответствует российским и международным стандартам в области прав человека, хотя многие законы, принимаемые законодательным собранием, а так же постановления и другие нормативные акты администрации округа имеют декларативный характер, и не нацелены на защиту прав и свобод граждан.

Устав ЯНАО в целом соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству.

Уставы городов округа имеют существенные правовые недоработки, что объясняется

отсутствием специалистов - правоведов в числе депутатов. Одним из ярких несоответствий Уставов муниципальных образований Федеральному законодательству является нарушение принципа разделения властей. Например, Уставами муниципальных образований предусмотрено, что Глава (руководитель органа местного самоуправления) является одновременно и руководителем местного законодательного органа -Председателем Думы, его голос признается решающим.

Противоречат действующему федеральному законодательству утвержденные городскими Думами положения о порядке предоставления имущества муниципальных образований в аренду и безвозмездное пользование, распоряжения «о создании внебюджетных фондов: «правопорядок», «содействие налоговой инспекции», «экологический», «об ограничениях в регистрации» и прочие.

Раздел 1. Уважение неприкосновенности личности.

Исчезновение людей.

Имели место случаи исчезновения несовершеннолетних детей, наркоманов и алкоголиков, а также лиц без определенного места жительства. Случаев исчезновения людей при заинтересованности властей не наблюдалось.

Свобода от рабства, запрет на принудительный и подневольный труд

Случаев незаконного массового или сопряжённого с насилием принуждения к труду в регионе не выявлено. Вместе с тем в некоторых сферах занятости трудовые отношения являются неприемлемыми. Это проявляется в том, что наёмный работник поставлен в чрезмерную зависимость и ограничен в способах выражения и защиты своих трудовых прав и законных интересов. В городах и населенных пунктах округа в 2002 году выявлены факты периодического использования дешевой или неоплаченной рабочей силы из числа лиц без гражданства, без определенного места жительства, иностранцев, которые не пользуются льготами по повышенной оплате труда за климатические и региональные условия. В правозащитный центр обращались за помощью лица, не имеющие никаких средств для обращения за судебной защитой прав, и не имеющие средств для возвращения к своему постоянному месту жительства после окончания срока трудовых соглашений. Это жители Украины, Молдавии, Белоруссии, Казахстана, Татарии.

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращений и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты, задержания

Со стороны работников правоохранительных органов при проведении следственных действий, дознания, задержании и содержании под арестом жестокое обращение имеет место. В большинстве случаев подобные случаи не выявляются из - за страха жертв перед возможными преследованиями со стороны сотрудников милиции при существующей практике их безнаказанности.

Как и во все предыдущие годы, в 2002 году ни один нарушитель закона «в

пагонах» не понес заслуженное наказание. Об этом же свидетельствует волокита в деле об убийстве гражданина Приказова (см. в разделе «Введение. Общая характеристика с правами человека)

Отказ в проведении справедливого публичного судебного разбирательства.

Нарушение принципа открытости и гласности при судопроизводстве – практика судов округа. Необоснованное затягивание судебного процесса – распространённая практика. В судебном процессе наблюдается ограничение состязательности и нарушении равенства сторон. Нет уважения к судебной власти в глазах населения округа. В деятельности судов прослеживается их зависимость от органов местного самоуправления.

В практике судов округа отказы в открытости и гласности судопроизводства мотивируются маленькими залами, их малой вместимостью. Это происходит несмотря на очевидность улучшения бытовых условий судов округа, увеличение кабинетов и залов за счет их финансирования органами местного самоуправления, за счет создания для них внебюджетных фондов.

Статьей 124 Конституции РФ запрещено финансирование судов кроме как из федерального бюджета, что должно было обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Но конституционные нормы не соблюдаются. Финансирование судов помимо федерального бюджета имеет место повсеместно в округе и не считается неприемлемым.

Например, распоряжением главы муниципального образования город Ноябрьск № 115-Д от 18 декабря 2001 года предусмотрены денежные компенсации за счет местного бюджета работникам судов, прокуратуры, милиции, налоговой инспекции и полиции и других федеральных органов власти.

Мэр города Ноябрьска Ю.А. Линк ставит себе в заслугу финансирование на протяжении пяти лет строительства здания и построенного в 2002 году Дома Правосудия для Ноябрьского городского федерального суда. Официально заявляет, что 1,5 миллиарда рублей направленно на обустройство и отделку здания суда. При таком положении с финансированием судов, за счет местных бюджетов очевидна прямая зависимость судов от органов местного самоуправления.

В судах как в режимных заведениях введены правила поведения посетителей. Правила утверждены председателями судом и вывешены в холлах судов.

При входе в здания судов судебные приставы проверяют документы у всех посетителей, пропускают только при наличии судебных повесток, регистрируют всех посетителей в журналах. При таких условиях свободный доступ граждан, представителей общественности, средств массовой информации

в судебные заседания, которые должны проводиться гласно и открыто, практически исключен.

Принцип публичности судебного разбирательства попран судами округа изначально. Запрещается ведение письменных, диктофонных и видеозаписей во время судебных заседаний, что исключает возможность доказать неправильности записей в протоколах.

Рассмотрение гражданских дел (до 40 тысяч в год) необоснованно иногда до 3-5 лет затягивается. Особенно следует отметить волокиту дел, где ответчиками выступают УВД, прокуратура, отделения и управления казначейства, комитеты муниципальных образований и муниципальных предприятий. Размеры морального вреда, причиненного бездействием или незаконными действиями представителей власти, взыскиваются в мизерных размерах.

Более двух лет затягивались заседания по искам граждан Цирихова, Евграфова, Иванова и Берзиной о защите чести, достоинства, деловой репутации, где ответчиком кроме муниципальной газеты и управления казначейства являлся прокурор города Ноябрьска Чупахин Михаил Васильевич, распространивший в 1999 году ложную информацию в местной газете “Северная Вахта”. Производства по гражданским делам приостанавливались под различными надуманными предлогами, откладывались из-за неявки ответчика, его представителей. Одно из удовлетворивших исковые требования решений было отменено окружным судом. Обжалование в порядке надзора необоснованно затягивалось в окружном суде 10 месяцев, и только после принесения протеста заместителем председателя Верховного Суда РФ – решение суда первой инстанции отменено. В июне 2002 года Ноябрьский городской суд удовлетворил все иски о защите чести и достоинства, обратившихся за судебной защитой граждан, признал распространенную ложную информацию недействительной, обязал газету напечатать опровержение, а прокурора Чупахина и редакцию газеты «Северная вахта» - принести публичные извинения Берзиной, Цирихову, Иванову, взыскал с ответчиков денежную компенсацию морального вреда.

Ямало-Ненецкий окружной суд 30 сентября 2002 года по кассационным жалобам ответчиков – прокурора и редакции газеты отменил все решения Ноябрьского городского федерального суда, вынес новые решения о понуждении редакции газеты опубликовать опровержение ложной информации, в части понуждения редакции газеты и прокурора Чупахина принести публичные извинения в удовлетворении исков отказал. На надзорные жалобы председатель Ямало-Ненецкого окружного суда Долматов В.М. не отвечал более 4 месяцев, после чего отклонил их по мотиву, что «принесение публичных извинений за распространение ложной информации не относится к средствам правовой защиты, а прокурор Чупахин М.В. по Конституции РФ имеет право на свободу слова».(?!)

Отказ в возможности получения гарантированной внесудебной защиты

Явных отказов зарегистрировать сообщение о преступлении или предоставлении защиты жертвам преступлений мало. В скрытой же форме такие нарушения имели место.

Отказы зарегистрировать сообщение об уголовном преступлении являются серьёзной проблемой.

Сотрудники правозащитного центра не раз сталкивались с многочисленными устными жалобами граждан на факты отказа со стороны дежурных УВД, сотрудников органов прокуратуры, но после вмешательства правозащитного центра эти нарушения устранялись.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение 1

    Документ
    1 Настоящая оценка представляет собой важный шаг винституциональном развитии Счетной палаты РоссийскойФедерации (далее - Счетная палата) в ходе эволюции от еенынешнего статуса постоянного органа государственногофинансового аудита
  2. Введение (83)

    Документ
    Программа социально-экономического развития Яранского района на 2012-2016 годы разработана в соответствии с Уставом Яранского района и прогнозом социально-экономического развития района на 2012-2014 годы.
  3. Введение (61)

    Диссертация
    Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших проблем музееведения, связанной с изучением форм «музейного» отношения к явлениям и памятникам культуры в период русского средневековья, -мемориализации христианского культурного наследия.
  4. Введение (85)

    Исследование
    На современном этапе социального развития исследование роли московских монастырей в истории отечественной культуры XX века обретает особое значение. В наше время, в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, возникает противоречие
  5. Введение (156)

    Закон
    Изучение закономерностей взаимодействия искусственных водоёмов с окружающей природной средой является одной из актуальных задач эко-лого-географических исследований.
  6. Введение (68)

    Документ
    Финансовая система и рынок ценных бумаг как один из её сегментов являются неотъемлемыми элементами жизнеспособной рыночной экономики. Современные рыночные отношения определяют высокую степень заинтересованности со стороны как юридических,

Другие похожие документы..