Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Исследования перспектив создания туристского продукта на территориях Дмитровского мун. р-на и округа Ремс –Мурр, Германия, с целью взаимного обмена ту...полностью>>
'Урок'
Запись темы со знаком вопроса: В Петербурге Достоевского? Запись основной задачи урока: Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским. Эпигр...полностью>>
'Документ'
Маркетинг это совершенно особая, непохожая на другие система взглядов, функций, элементов деловой активности на рынке. Маркетинг представляет собой в...полностью>>
'Программа'
Пешеходная экскурсия «Мадрид ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» с посещением музея ПРАДО и Королевы Софии (билеты включены). Маршрут: Пуэрто дель Соль – Гран Виа – Алкал...полностью>>

Традиция и утопия в художественой культуре постмодернизма

Главная > Утопия
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Беспалова Ирина Владимировна

ТРАДИЦИЯ И УТОПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

специальность 24.00.01 – Теория и история культуры

26262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626262626

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Нижний Новгород – 2007

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор

Филиппова Людмила Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, доцент

Балакшин Александр Сергеевич

кандидат философских наук, доцент

Сидоров Александр Николаевич

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Защита состоится « 14 » ноября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская 65.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Автореферат разослан « 14 » октября 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

канд. филос. наук, профессор Е.В. Федотов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью культурологического анализа противоречивого и сложного развития духовной культу­ры общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса.

В этой ситуации культура теряет целостность и предстает как совокупность, соединение (иногда эклектическое) различных культурных слоев и образований. Не существует единого целостного порядка, в терминах которого можно представить мир культуры, мир человека. Это явление полу­чило название «постмодерн» и как его философская концепция - «постмо­дернизм». В постмодернизме основной характеристикой бытия становится процессуальность. Подчеркивается единство всего потока жизни - как расти­тельной и животной, так и жизни сознания. Заслуживает внимания постмодернистское видение произведения ис­кусства в неразрывной связи с обществом, природой и человеческой жизнью

Интересен тот факт, что идеи постмодернизма проступают в общест­венном и индивидуальном сознании порой неосознанно, однако они широко распространены в культуре и все более интенсивно проникают в художест­венное сознание и художественную культуру, что и вызывает потребность философского анализа новых феноменов культуры, охваченных влиянием постмодернистских идей.

В имеющемся философском анализе постмодернизма много противо­речий, неясностей. В нашем исследовании мы предприняли попытку осмыс­лить это сложное течение в философии и культуре. Мы попытались опреде­лить место постмодернизма в системе современного гуманитарного знания, в европейской культуре, его влияние на художественное сознание и художест­венную культуру, специфику преломлений постмодернистской философии в культуре.

Актуальность настоящего исследования обусловлена также неопределенностью статуса постмодернизма в отечественной науке, в частности в культурологии, зависимостью его толкования от личных пристрастий ученых-исследователей, часто негативных, тогда как еще недостаточно изучены сущность, детерминанты, закономерности, динамика и тенденции развития постмодернизма как явления культуры.

Степень разработанности научной проблемы. В исследовании динамики культуры важен вопрос об истоках и пред­посылках новых явлений Установлено, что предпосылкой постмодернизма стала критика модернизма со стороны неклассической философии второй половины XIX века, которая привела, в конечном итоге, к возникновению постмодернистского мышления. Основными представителями этой новой философской парадигмы, оказавшими огромное влияние на развитие всей философии XX века, в том числе и постмодернизма, были К. Маркс, Ф. Ницше и 3. Фрейд. Работы В. Дильтея, А. Бергсона, А. Гуссерля формируют пространство культуры, в котором происходит критика разума. Это уже был шаг к постмодернизму, с его установкой на отказ от рационалистической традиции в философии.

Термин «постмодернизм» широкое хождение приобрел с середины 1950-х - времени его возникновения и концептуального оформления (Ж.-Ф. Лиотар). Постмодернизм как явление культуры - феномен общества, для ко­торого характерна информационная, виртуальная реальность, ставшая пред­метом пристального внимания философов, социологов, культурологов по­стмодернистского направления.

В конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы пред­метности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начи­ная с 1979 (после работы Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние-доклад о знании»), постмодернизм утверждается в статусе философской ка­тегории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (В. Велын, Ч. Дженкс, И. Хасан и др.).

Теоретической основой философии постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и постфрейдистов (Ж Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж Делеза, Р. Барта, Ю Кристевой и др.).

Постмодернизм основывается на разрыве с предшествующей историче­ской традицией, техникой интеллектуальной работы становится деконструк­ция. Ж. Деррида осуществляет ее в лингвистической области, Ж.-Ф. Лиотар - в области эпистемологии, М. Фуко - в «политической» сфере, Ж Бодрийяр - в «симулятивной». Ж. Делез, Ф. Гваттари использовали метод деконструкции как шизоанализ в широком социальном контексте. Ж. Делез - едва ли не единственный философ этого направления, кто реактуализировал философ­ское наследие прошлого применительно к трудам И. Канта, Ф. Ницше, своего современника - М. Фуко и др.

В отношении проблемы модерн-постмодерн среди предлагаемых со­временной постмодернистской рефлексией моделей ее решения отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как продук­та эволюции и углубления презумпций модернизма (Ж.-Ф. Лиотар) - до ин­терпретации его в качестве отказа от нереализованных интенций модернизма (Ю. Хабермас), от доминирующей тенденции противопоставления постмо­дернизма модернизму (Р. Кунофф, Г. Кюнг, Г. Хоффман и др.) - до понима­ния постмодернизма в качестве продукта «реинтерпретации» модернизма (А.Б. Зелигмен). В постмодернистской рефлексии оформляется также интер­претация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (У. Эко, Н.С. Автономова); в этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры.

В исследовании распространения идеи постмодернизма в России представляют интерес работы отечественных исследователей (И П. Ильина, В.В Савчука, Л.В. Терещенко и др.). На наш взгляд, обоснованное критическое отношение к постмодернистским концепциям в отечественной философии представлено в работах В. Кутырева, В Дубровского, В.В. Орло­ва.

Феномену постмодернизма и различным его аспектам посвящен ряд диссертаций. Так, «Дисскусия о модерне и постмодерне в западной филосо­фии второй половины XX - начала XXI века» рассмотрена у В.В. Ветрова, постмодернистской гносеологии посвящена работа М.Б. Лессовой, дан анализ феномена эстетизации частной жизни в контексте классической и не­классической концепций культуры Г.Э. Галановой, виртуализация опыта в культуре постмодерна рассмотрена Д.В Галкиным, понятие художест­венного как модели неклассического понимания сущности вещи в постмо­дернистской философии дано Е.В. Перекопской. Таким образом, феномен постмодернизма активно исследуется зарубежными и отечествен­ными философами.

Однако существующий массив исследований не создает дина­мичного и целостного образа постмодернизма и обуслав­ливает выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.

Цель исследования - определить сущностные черты постмо­дернизма как типа и способа художест­венного сознания и художественной культуры.

Объектом исследования является постмодернизм как явление культу­ры.

Предметом исследования - особенности постмодернистской культуры и ее философские проекции в художественном сознании и художественной культуре. Исследовательская цель оп­ределяет следующие конкретные задачи:

  • проанализировать генезис, сущность, культурологический статус постмодер­низма и его особенности как способа мироосвоения;

  • выделить содержание основных эстетических категорий постмодер­низма, функционирующих в художественном сознании и объективированных в художественной культуре;

  • выявить основные тенденции постмодернизма в современной культуре, в частности, - в художественной культуре;

  • дать характеристику наиболее ярких воплощений постмодернизма в современной художественной практике;

зафиксировать «следы» постмодернизма в визуализированных формах художественной культуры и определить их ценностный статус в культуре.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов по про­блемам генезиса, сущности философии постмодернизма, специфики постмо­дернистского дискурса, его функционирования в современной культуре (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, У Эко, Х.Л. Борхес, Ф. Джеймисон, Ю. Кристева, М. Фуко, В. Велып, Е.А. Найман, В Подорога, Н.Б. Маньковская, Н.С. Автономова, Н.А Терещенко, Т.М. Шатунова, И.П. Ильин, Ж.Т. Тощенко, В. Курицын, Д.И. Дубровский, В.В. Савчук и других).

Сложность и противоречивость развития современной культуры, в особенности художественного сознания и художественной культуры, обу­словило применение синтеза философского и культурологическо­го анализа, структурно-функционального анализа, методов описания, объяснения, системного подхода, сравнительного.

Исследование опирается на фундаментальные положения современной концепции развития, что позволило рационально оперировать собранным теоретическим и эмпирическим материалом для решения целей и задач исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующих положени­ях:

  • определена специфика содержания и формы проекции постмодернист­ской философии в художественном сознании и художественной культуре че­рез категории: деконструкция, децентрация, нелинейность, бессубъектность («смерть автора»), ризома, лабиринт и др. на уровне обыденного сознания и практики, теоретического воплощения;

  • впервые дан сравнительный анализ постмодернистских тенденций, выраженных в антиисторичности постмодернизма и эстетизации действительности, игре и т.д.,

  • впервые проанализированы особенности взаимопроникновения по­стмодернистского искусства, обыденного сознания и художественно-бытовой культуры;

  • проанализированы антагонизм и взаимосвязь выявленных эстетических категорий постмодернистской культуры, таких как «Традиция» и «Утопия».

Теоретическая и практическая значимость исследования заключа­ется в уточнении проекций постмодернизма в художественной культуре, вы­явлении философского статуса постмодернизма, выделении его существен­ных характеристик и основных категорий. Анализ проблемы человека, худо­жественного сознания и художественной культуры в концепциях постмодер­низма представляется перспективным для последующей разработки направ­лений исследования современной культуры, использования материала иссле­дований в курсе философии искусства, культурологии, эстетики. А также мо­гут быть использованы при создании учебных программ и учебных пособий, при разработке курсов лекций по философии культуры и культурологии. По­ложения, сформулированные в диссертации, теоретически и практически значимы для решения дискуссионных проблем в области теории и истории культуры и культурологии.

Положения, выносимые на защиту:

  • сформулирована гипотеза: постмодернизм - особый тип художественного сознания, переходный от обыденной философии к теоретической, концептуаль­ные схемы философствования которого сформировались на пересечении фи­лософии, литературы, лингвистики, социологии, психоанализа и других гу­манитарных дисциплин;

  • наиболее значимы для художественного сознания и искусства те кате­гории постмодернистского дискурса, в которых, так или иначе, отражены чер­ты кризисного общества XX века (деконструкция, лабиринт, «смерть авто­ра», отрицание субъекта и др.);

  • постмодернизм как явление современной художественной культуры строится на взаимопроникновении и взаимоотталкивании пространственно-временных категорий «Традиция» (как воплощение категории «Прекрасное» в прошлом) и «Утопия» (как воплощение категории «Прекрасное» в будущем). В точке пересечения антагонизма и взаимосвязи и возникает культурная ситуация постмодернизма в художественной культуре.

Апробация работы осуществлялась диссертантом на научных и научно-методических региональных, межвузовских, всероссийских и международных конференциях, основные концепции изложены в методических указаниях и монографии.

Публикации. Материалы диссертации нашли отражение в 7 научных публикациях (в т.ч. в 4-х статьях).

Структура и объем диссертации, в соответствии с целями и задачами вклю­чает введение, две главы, заключение, список литературы. Со­держание работы изложено на 166 страницах, библиография состоит из 158 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается основная идея исследования, обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются цель и основные задачи, приводится описание методологической и источниковедческой базы исследования, характеристика его новизны, теоретическая и практическая значимость работы, и апробация её основных положений.

В первой главе «Концептуально-исторические предпосылки постмодернизма в мировой культуре» рассматривается генезис и сущность по­стмодернизма, определяются особенности постмодернистского дискурса, влияние его идей на художественное сознание и культуру, выявляются противоречивые характеристики его воздействий на духовное развитие лично­сти.

В первом параграфе первой главы исследуются такие явления, как традиции и роль модерна как предшественника модернизма и постмодернизма. Авангард явился, прежде всего, реакцией художественно-эстетического сознания на глобальный, ещё не встречавшихся в истории человечества перелом в культурно-цилизационных процессах, вызванных в первую очередь научно-техническим прогрессом последнего столетия. Авангард охватил практически все стороны и явления художественной культуры и возвестил начало качественно нового грандиозного переходного периода в культуре в целом. Фактически авангард ознаменовал начало пост-культуры.

Несмотря на огромное множество и разнообразие, а порой и противонаправленность художественных явлений, включаемых в это понятие, они имеют общие культурно-исторические корни и основные характеристики.

Ощущение всеобщей взаимозависимости привело в начале 1900-х годов к сближению культур (например, русской и западной), затем к глобальному интеграционному процессу и, как следствие, - к размыванию границ национальных школ. Таким образом, о течениях авангардного искусства можно говорить как о мощных транснациональных, выходящих за пределы одной страны. Транснациональность – характерная черта искусства первой половины ХХ века. Другой отличительной особенностью авангардизма является его революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, стремление радикально мыслящих художников нового поколения ценить только «современное», резкий протест против всего, что представлялось им ретроградным, консервативным, обывательским, буржуазным, академическим.

Скорее всего, погоня за принципиально новым в формах, приёмах и средствах художественного выражения обусловлена восприятием ХХ века современниками не как прогрессивной эпохи, а времени глубокого упадка, который деятели искусства бранили, одновременно наслаждаясь им. Неслучайно, именно тогда появилось слово «decadence» – «декаданс» (упадок) применительно ко всему жизненному укладу, включая нравы, общественный вкус и художественную культуру.

В это время исчезали прежние идеалы, рушились ставшие традиционными культурные этические и эстетические ценности, прекрасное воспринималось искусством в соединении с распадом, безнравственностью и даже уродством, проявлялась тенденция к дегуманизации искусства.

Однако авангард не только отвергал художественно-эстетические, нравственные и духовные ценности европейской культуры, но и стремился утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные им самим формы, способы и приёмы художественного выражения. Здесь стирается грань между бурным движением к новому и самим возникновением этого «нового», этого перелома, открывшего путь к новым реалиям, к созданию новой художественной культуры, новых «художественных кодов».

Совокупность этих новых кодов, естественно, визуальных, укорененная в открытиях классического авангарда, получила название «модернизм».

Вслед за авангардом модернизм строит свои художественные поиски и открытия не на обновлении и углублении пластических и колористических систем и приёмов, а на своеобразном «кодировании» визуальных систем, чья декодировка (расшифровка) становится главной составляющей в процессе восприятия.

Хронологически развести авангард и модернизм практически невозможно, хотя бы потому, что действующими лицами обоих явлений становились одни и те же деятели искусства. Но если авангард был периодом «революционного» становления новейшего искусства ХХ века, субъективно построенного на отрицании традиции, то модернизм воспринял сам авангард как источник, новую классику, систему принципов, которую скорее развивал, нежели подвергал сомнению или опровергал.

В более широком смысле термин «модернизм» употребляется в западной эстетике и искусствознании ХХ века для обозначения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторского характера, возникших под влиянием НТП и технической цивилизации второй половины XIX – первой половины ХХ веков, начиная с символизма и импрессионизма и заканчивая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли ХХ века, включая все авангардные движения вплоть до его своеобразного антипода – постмодернизма.

Термин «постмодернизм» до сих пор не имеет определенного вербального выражения, хотя его употребление отмечено уже с первой трети ХХ века. Пока это обобщенное и достаточно расплывчатое в смысловом отношении понятие, фигурирующее в гуманитарных науках последней трети ХХ века для обозначения ситуации в наиболее «продвинутых» сферах художественной культуры, литературной и художественной критики и эстетики, философии, политике, науке и культурно-цивилизованном процессе в целом.

Постмодернизм в искусстве утверждает себя в споре с абстрактно-концептуалистическими тенденциями прошедшего модернистского периода, для него также характерна установка на отказ от рационалистических проектов Возрождения и Просвещения. При этом приставка «пост» трактуется как символ освобождения от догм и стереотипов модернизма, прежде всего, от фетишизации художественной новизны, нигилизма контркультуры.

Во втором параграфе анализируются основные категории и специфика культуры постмодерна и постмодернизма. Отказавшись от классики, переосмыслив основные положения неклас­сической философии, постмодернизм вводит новые способы интеллектуаль­ной деятельности посредством ряда базовых категорий.

Основополагающие концепты постмодернизма - «письмо» и «текст» Ж. Деррида, говоря о тексте, показывает, что в совокупности текстов можно двигаться как в единой, непрерывной среде. Внутри каж­дого из текстов движение происходит не в соответствии с прочерченным ав­тором маршрутом, а «вдоль и поперек», выявляя цепочки «текстуальных со­бытий», пересекая границы текстов, следуя «бесконечным отсылкам следов мысли друг к другу». Не причины, не законы реальности и мысли, а следы, их цепочки, переходы.

В нелинейном способе организации целостности отражаются реальные процессы мышления в ходе создания новых идей. Этот процесс не подчинен какой-либо структурной, иерархической схеме, и в этом смысле его можно назвать иг­рой. Мысль, фиксируемая в нелинейном тексте, движется в созданном куль­турой смысловом пространстве, расширяемом и обогащаемом этой мыслью.

Речь идет, прежде всего, о под­держке той специфической мыслительной деятельности, которая, не предо­пределяя, какие именно языковые, смыслонесущие элементы вовлекаются в процесс мышления, выявляет высокосвязные целостные топологические структуры этих элементов, благодаря этой целостности отделимые от авто­ров и способные жить в культуре самостоятельной жизнью.

Письмо в постмодернизме, таким обра­зом, охватывает все многообразие культурных проявлений. Постмодер­низм выделяется как специфическая стилистическая манера письма. Письмо выступает в таком контексте как посредник в отношениях между настоящим и репрезентацией.

Имеет место текст-личность - это одновременно и автор, и читатель, и интерпретатор. Текст выступает пространством человеческой свободы. Все явления духовной жизни превращаются в бытие. Все становится бытием (миметические явления: например, искусство, а затем и все поверхностное, случайное).

Поверхность в философии второй половины XX века все чаще возво­дится в ранг бытия. Проблемы предела, грани, а также пограничности, маргинальности, представлены в ряд таких метафизических вопросов, ка­кими были в классической философии вопросы об истине, Боге, природе ве­щей.

Философские, исторические и художествен­ные тексты, научные данные и вымысел, обрывки фраз, слова, знаки, опора на нелингвистические - графические, живописные, компьютерные способы коммуникации, создают некий гипертекст - подобие текстуальной ма­шины, лабиринта значений. В его рамках философский и литературный язы­ки взаимопроникаемы, открыты друг другу, их скрещивание образует мета­язык деконструкции. Разное взаимодействие текстов характерно для декон­струкции.

Применение деконструкции размывает и даже позитивно преодолева­ет традиционные бинарные расчленения языка и речи, речи и письма, озна­чаемого и означающего, текста и контекста, диахронии и синхронии, натуры и культуры и т.д. Однако исчезновение антиномичности, иерархичности по­рождает не хаос, но новую конфигурацию философско-эстетического поля, чьей доминантой становится присутствие отсутствия, открытый контекст, стимулирующий игру цитатами, постмодернистские смысловые и про­странственно-временные смещения. Гипертекст выступает как вид взаимодействия текстов, в том числе как осмеяние и пародирование одним текстом другого.

В третьем параграфе первой главы рассматривается художественная практика постмодернизма как отражение культурной атмосферы эпохи. Культура постмодернизма не дифференцируется на культурный центр и так называемую периферию (инакомыслие, ереси и т.п). В данном аспекте постмодернистская кон­цепция «заката метанарраций» оказывается созвучной концепции цивилизационного поворота, фундированной идеей креативного диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, основанной на презумпции этнического полицентризма.

Благодаря стремительному расширению систем коммуникаций и транспорта, росту тиражей печатной и видеопродукции, доступности туриз­ма, распространению телевидения, а, главное, развитию компьютерных сетей типа Интернет, «носителями» современной, и в этом смысле единой культу­ры, становятся миллионы и миллионы людей, самых разных по националь­ному «менталитету», возрасту, по принадлежности к той или иной конкрет­ной локальной и социальной культуре и, что особенно важно, по образова­тельному и культурному «багажу».

В современном обществе художник может создавать произведения ис­кусства в любой точке планеты. Во многом это произошло благодаря разви­тию массовых коммуникаций и сети Интернет. Бинарные оппозиции: «Вос­ток» - «Запад», «центр» и «периферия» качественно изменились. Современ­ные технологии сделали центр «нигде», а Вселенную «везде».

Перемены в обществе, которые происходят с вступлением его в эпоху постмодернизма, приходят с требованием переосмысления понятия культу­ры, его более подходящей реконструкции с учетом нового содержания

Ведущие западные философы и политологи (Ю. Хабермас, 3. Боман, Д. Белл) трактуют постмодернизм как культурный итог неокон­серватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глу­бинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, «идеях конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме.

В философии - торжество постметафизики, по­страционализма, постэмпиризма. В этике - постгуманизма постпуританского мира, нравственную амбивалентность личности.

Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль пост-неклассического научного мышления. Наука утратила роль доминанты обще­ственного сознания. Мировоззренческой категорией, отражающей утрату былого влияния научного детерминизма стало понятие эпистемологической неуверенности. Для постмодернистской эпистемы характерно представление о мире как о хаосе, бессмысленном и непознаваемом, отказ от историзма и детерминизма. Психологи видят в нем симптом панического состояния об­щества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, сюжету, мелодии, гармонии

Феномен постмодерна оказался связан с существенным усложнением политической, идейной и культурной композиции мира во второй половине XX века. Проблемное поле, охватываемое постмодернизмом, отличается мно­гообразием, плюральностью и обнаруживается в постоянном расширении за счет сферы повседневности. Культура постмодернизма растворяется в поли­тике, идеологии, экономике и приобретает театрализованный, псевдобытийный характер, утрачивая при этом кри­тическую дистанцию по отношению к социальной действительности и возможность воздействовать на нее.

Так, характерной особенностью со­стояния культуротворчества во второй половине XX века стало смещение акцентов от традиционного и сущностного для системы культуры взаимо­действий профессиональной и институциализированной культуры с повсе­дневным, обыденно-бытовым пластом культуры. Культура постмодернизма - инновационная и техногенная по природе творчества, не только по-новому описывает социокультурную ситуацию со­временного индивида и, следовательно, соответствующие ей методы и спо­собы его самоопределения, но и закладывает основания новой парадигмы ра­циональности в философии в виде все и вся пронизывающего эстетического воображения. Эстетизация смягчает действие симптома панического состоя­ния общества, кризиса эсхатологической тоски индивида. Произошедшие изменения в культуре XX века заставляют заново ос­мысливать проблему времени и вечности. Всего одним веком раньше куль­тура была частью истории. Теперь история стала частью культуры. В результате обозначилась парадоксальная атрибутивная характеристика куль­туры - антиисторичность.

Процесс эстетизации всей постсовременной культуры открывает принципиально новые возможности для овладения хо­дом исторического времени. Весь опыт мировой культуры включен в обиход путем ее ироничного цитирования, то же самое происходит с философским наследием, художественным сознанием.

Постмодернистская эстетика и искусство весьма динамичны: они постоянно эволюционируют. Это в первую очередь касается многообразных симулякров в различных видах и жанрах искусства и, шире - культуре в целом. Расширение сферы бытования симулякров, перетекающих из художествен­ной области в действительность, - новая черта современной культурной си­туации Признак новой чувственности - внедрение в искусство «готовой ре­альности», вырванной из жизни, через жест, ритуал, хэппенинг; энтропия смысла, иронизм, новая сексуальность, тенденция карнавализации, гибриди­зации искусства и жизни, сращение эзотеричности и кичевости и ряд иных черт.

Во второй главе «Антагонизм и взаимосвязь «Традиции» и «Утопии» как основных категорий культуры постмодернизма» дается анализ антагонизма и взаимосвязи «Традиции» и «Утопии» как основных категорий культуры постмодернизма.

В первом параграфе второй главы феномен постмодерна рассматривается как путь возвращения к традиции. В истории культуры можно насчитать несколько особенных точек, когда этапы замыкания знаковых форм на себя носили динамический скачковый характер. Одним из таких скачков было возникновение письменности, другим - утверждение логоцентризма как культурной парадигмы. Сейчас очередной скачок в самозамыкании знаковых систем, притязающих в постмодернистском сознании на тотальное растворение в себе последних островков «объективной реальности», в полном соответствии с законом отрицания отрицания, отрицает логоцентризм.

Признаки изживания логоцентризма прослеживаются во всех порах культуры, а далеко не в одном только постмодернизме. Однако именно последний наиболее адекватно рефлектирует и концептуализует этот процесс. Так, деконструктивизм Ж.Деррида, оказывающий сегодня сильнейшее влияние на самые различные сферы гуманитарного мышления и художественного творчества отталкивается от критики «логоцентрической традиции», понуждающей традиционное мышление искать во всём некую истину. А за жаждой истины стоит, по Деррида, не что иное, как «желание» или ницшеанская «воля к власти». Таким образом, любые построения традиционного мышления, по сути, иррациональны все его претензии на адекватность реальности, упорядоченность, логичность и т.д. оказываются несостоятельны.

Изживание логоцентрической культурной парадигмы с её монотеизмом, презумпцией Должного, диктатом «законодательного разума» (по З. Буаману), и всем спектром мироустроительных установок от теократии (антропологический минимализм) до либеральной демократии (антропологический максимализм) – является, пожалуй, самый глобальным и фундаментальный процессом нашей переходной эпохи. И не он является признаком постмодернизма, а постмодернизм выступает одним из планов выражения последнего.

В перезаполненном знаками мире традиционная европейская схема субъектно-объектных отношений, где присутствует гносеологически активный субъект и онтологически пассивный объект, в конце концов, перестала работать.

Этого не могло не произойти, хотя бы потому, что наращивание знаковых звеньев, опосредующих такого рода субектно-объектную связь не может увеличиваться бесконечно без изменения качественного состояния структуры.

Изнутри всякой новой парадигмы плохо видится то, что совокупный культурный ландшафт определяется не тотальным господством инновационного мировоззрения, а контекстом его взаимодействия с другими культурными парадигмами.

Поэтому, вопреки постмодернистским декларациям, полный крах рационально-иерархического принципа миру никак не грозит. От того, что определённый субъектный слой в некоторых сферах своего мышления и деятельности вышел на горизонтально-сотовые доминанты смыслообразования и, погрузив в них свое переживающее «я», перестал замечать иерархические основы как всеобщего, так и своего собственного бытия (взять хотя бы рутинный социально бытовой аспект), последние от этого не перестали существовать.

Сегодня постмодернизм уже, сформировавшийся в 70-х и переживший свой пик в 80-х, пропитывая и пронизывая все поры культуры, всё более растворяется в ней, снижая остроту доктринального противостояния. И, хотя на сегодняшний день, другой сомасштабной постмодернизму моровоззренческой установки, объясняющей взрыв интерпретирующего мышления во всех его проявлениях, не существует, можно говорить об отчётливых контртенденциях.

В последние пять лет наблюдается явная усталость от произвола, некачественности, эклектики и иных фигур постмодернистского инструментария типа двойного кодирования, палимпсеста, различного рода цитирования, декомпозиции, бриколажа и др. Не говоря уже о кричащем противоречии между плюралистическими декларациями и жёстком навязывании постмодернистского кода в гносеологии и эпистемологии, непереносимом снобизме и диктаторском конституировании той самой «законодательной истины», против которой, и был, изначально направлен весь пафос постмодернизма.

Сегодня ряд авторитетных авторов (например, Х.Блум) уже не стесняется выступать за возврат к традиционному бинарному коду, к целостным онтологическим и эпистемологическим конструкциям, центризму, «реанимации», «похороненного» Р.Бартом автора, установлению границ контекстуализации текста и т.п. Никому в истории ещё не удавалось ничего возродить или вернуть в прежнем виде. Но не будет ничего удивительного, когда на смену эпохе господства постмодернизма придёт эпоха неоклассики. Именно постмодернизм остановил модернистскую гонку оригинальности и сделал всех современниками. И это следует иметь в виду, когда будем искать объяснение тому, что во второй половине XX века, по крайней мере, в некоторых направлениям художественного творчества наблюдалось явное замедление инновационного бума.

Во второй параграфе второй главы вводится термин «утопия», который раскрывается как основная эстетическая категория постмодерна, его зеркало и стержень. – это состояние реализованной «Утопии», достигнутого совершенства, осуществленного проекта. Специфика современного состояния заключается именно в том, что мы продолжаем жить в институциональном и языковом пространстве, сконструированном , но в ситуации, когда сам как проект уже завершен.

При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную специфическую «Традицию» социального анализа, которая отчётливо выделяется среди всех остальных. «Мир как текст» - один из наиболее известных и основополагающих тезисов постмодернизма.

Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма - о ненадёжности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это - исходная и главная идея постмодернизма, рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса.

Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью.

В исследовании возникло необходимость ввести термин «Утопия» и определять ее как одну из основных эстетических категорий постмодернизма. Гиперреальность как следствие Утопии возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными - симулякрами.

Это ставшее модным слово означает псевдовещь, заменяющую «исчезающую» реальность, не обладающую никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между «словами» и «вещами» («Слова и вещи», М.Фуко).

Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. Это - религия и история, наука и искусство, либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм - это «недоверие к метарассказам», великим «объяснительным системам», это «конец метарассказов». Это означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия, признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка - главный лозунг постмодернизма.

Поэтому для постмодернизма естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В постмодернизме социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстаёт как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития. В постмодернизме представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределённости и многовариантности.

Особое внимание постмодернизм уделяет процессам локальной идентичности, мультикультурализму - формированию множества групп, основанных на культурной, в первую очередь - этнокультурной идентичности.

Эти процессы свидетельствуют о распаде «универсальных» социальных структур модерна, об отказе от «универсальных» принципов организации общества. Глобальное «размножение» локальных идентичностей означает разрушение характерной для модерна, культурной вертикали центр-периферия как в национальном, так и в мировом масштабе, закат гегемонии Запада и возникновение нового социального порядка глобального уровня. В этом отношении постмодернизм выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене евроцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм - это отражение кризиса универсальности, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. В основе постмодернистского подхода к истолкованию бытия лежит попытка осмыслить в первую очередь сам механизм рождения смысла, упорядочивания его в знание и оформления последнего в авторитетные научные школы. Постмодернизм в принципе не верит в эффективность универсального учения о бытии, претендующего на высшую позицию в иерархии наук, описывающих мир.

Его задача — освободить представление современного человека об окружающем его мире от заблуждений и ограничений, накладываемых всякого рода глобальными детерминизмами. В этом принципиальное отличие постмодернизма от предшествующих гуманитарных теорий. Постмодернизм непросто создается в процессе истолкования новых, современных культурных феноменов, он берется за критический пересмотр всего культурного наследия человечества. В древние времена фольклорный повествователь всегда начинал свой напевный рассказ с информации о том, где, когда и при каких обстоятельствах он узнал (услышал) то, о чем собирается поведать своей аудитории. Такова была авто-легитимация знания в те давние времена: «я рассказываю то, что некогда сам услышал, как вы сейчас услышите это от меня и когда-нибудь передадите эту историю дальше». Так и рождалось Утопическое восприятие мира.

В третьем параграфе второй главы рассматривается взаимопроникновение и взаимоотталкивание исследуемых эстетических категорий «Традиция» и «Утопия» в художественной культуре постмодернизма

С одной стороны, искусство постмодернизма пытается деконструировать или приостановить искажение правды, с другой, - преобразовать это искажение в «стихотворную форму», т.е. решить менее утопичную задачу, чем первая. Предпосылки такого отношения к действительности зародились в искусстве между двумя мировыми войнами, когда оно оказалось приверженным не столько глубокому самовыражению, сколько интеллектуальным игрищам, провоцированию скандальных ситуации, размыванию границ произведений искусства как некой самости, что с течением времени сформировало основополагающие черты постмодернизма.

Одной из таких особенностей является напускное отсутствие глубины в искусстве постмодернизма, безликие персонажи, безучастные лица, заурядные пейзажи, изображённые в самой безвкусной манере. Зачастую эта поверхностность носит иронический характер, словно высмеивая современное общество, где безвкусица порой воспевается как эстетический идеал. Таким образом, интернационализм эпохи модерна сменяется регионализмом, мультикультурализмом постмодерна, единство – многообразием. Принцип культурного многообразия, плюрализма становится в постмодернизме доминирующей ценностью, что, прежде всего, выражает себя стилистически.

На основе анализа репрезентации женщины в современном искусстве, можно построить концепцию о постмодернизме как явлении современной художественной культуры, которое строится на взаимопроникновении и взаимоотталкивании пространственно-временных категорий «Традиция» (как воплощение категории «Прекрасное» в прошлом) – проявления Маскулинности в эстетическом дискурсе и «Утопия» (как воплощение категории «Прекрасное» в будущем) – проявление Феминности в восприятии явлений художественной практики. В точке пересечения антагонизма и взаимосвязи и возникает культурная ситуация постмодернизма в художественной культуре.

Естественно, что равенство различного не может исчезнуть по воле какой-либо группы, выпустившей манифест и заявившей, что оно и есть то самое новое и долгожданное. При нынешней ситуации оно займет свое место среди других равных дискурсов. Безусловно, можно говорить о конце постмодернизма как революции — экономической, политической, социальной и культурной.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и рекомендации, намечаются новые задачи дальнейшего исследования на ба­зе синтеза философского и культурологического направлений.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

В изданиях, включённых ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук (2001 – 2007 гг.):

1. Беспалова, И.В. Основные черты эстетики постмодернизма [Текст] / И.В.Беспалова. – Кострома: Вестник КГУ им Н.А. Некрасова.- Спец. выпуск за 2007.- С.143-145.

Статьи

1. Беспалова, И.В. Модерн в архитектуре Нижнего Новгорода [Текст] / И.В.Беспалова // Культурно-историческое наследие Поволжья: сб. ст. и докл. Тринадцатой межвуз. конф. по культурологии.- Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2007.- С.162-165

2. Беспалова, И.В. Деревянный модерн [Текст] / И.В.Беспалова // Культурно-историческое наследие Поволжья: сб. ст. и докл. Тринадцатой межвуз. конф. по культурологии.- Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2007.- С.165-167

3.Беспалова, И.В. Человек эпохи постмодернизма [Текст] / И.В.Беспалова // 11 нижегородская сессия молодых ученых. - Гуманитарные науки: тез. докл. - Н.Новгород: изд.Гладкова О.В., 2007. – 275 с. –С. 193-194.

Методические рекомендации

1. Беспалова, И.В. Эстетика постмодернизма: Методические рекомендации для преподавателей [Текст] / И.В.Беспалова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - 20 с.

2. Беспалова, И.В. Эстетика постмодернизма: Методические рекомендации для студентов [Текст] / И.В.Беспалова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - 18 с.

3. Беспалова, И.В. Модернизм и постмодернизм: Методические указания для студентов [Текст] / И.В.Беспалова. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - 27 с.

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом

Д 212.162.01 и ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» 26 сентября 2007 г.

Подписано в печать Формат 60х90 1/16

Бумага писчая. Печать оперативная. Объём 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ №

Отпечатано в полиграфическом центре Нижегородского государственного

архитектурно-строительного университета,

603950 г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культура как предмет культурологии

    Документ
    В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры,
  2. «Культура»: многообразие философских и научных подходов к определению

    Документ
    Термин «культура» имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной
  3. Постмодернизм как детерминанта сущностных и специфических особенностей актуального искусства

    Документ
    Актуальное искусство является отражением современного мира – постмодернистская реальность с ее специфическими чертами детерминирует формальные и содержательные особенности актуального искусства, методы и средства его подачи.
  4. Отчет заведующей кафедрой теории и истории культуры Васильченко Е. В. по окончании срока избрания на должность 1

    Публичный отчет
    Лица пенсионного возраста на кафедре - 2 доктора наук, профессора или 13,5% от общего числа. Доцентов, ст. преподавателей, ассистентов в пенсионном возрасте нет.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине мировая художественная культура специальность 050104. 65 Безопасность жизнедеятельности

    Учебно-методический комплекс
    Курс “Мировая художественная культура ” дает представление о художественной культуре как составной части культуры человечества, знакомит с выдающимися достижениями искусства в разных странах со времени ее возникновения в первобытную

Другие похожие документы..