Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кулигин (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте " (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, брате...полностью>>
'Документ'
На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и ...полностью>>
'Документ'
Классическое естествознание при описании полей базируется на концепции близкодействия, в рамках которой поле является некой средой, передающей действ...полностью>>
'Книга'
Эта книга обязана своим появлением Закону о свободе информации, принятом в США в 70-е годы, и настойчивости ее автора, Брюса Маккаби, получившего с по...полностью>>

Рабочей программы учебной дисциплины «Литературная критика» Уровень основной образовательной программы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литературная критика»

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление подготовки: 050100.10.62. Педагогическое образование

Профиль: Русский язык и литература

Форма обучения: очная

Кафедра: истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы

ФИО разработчика: доктор филологических наук, профессор Савинков С.В.

Трудоемкость дисциплины 2 зачетных единиц

Количество часов 72

В.т.ч. аудиторных 36; внеаудиторных 36

Форма отчетности зачет

г. Воронеж – 2011 г.

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «История русской литературной критики» являются:

Выявление логики развития русской литературной критики в тесной сопряженности с логикой становления общественной мысли (идеологии, социологии) и эстетикой международного творчества. Такой ракурс (затрагивающий все базовые составляющие общественного развития, все наиболее важные составляющие собственно литературного процесса) сообщает этому курсу характер обобщения и завершения изучения истории русской литературы XIX века.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достиженя.(ОК-1)

Общепрофессиональные:

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач (ОПК-2)

Специальные:

Владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела

в дидактических единицах

Литературная критика в России

первой четверти ХIХ века.

Становлений критики как самостоятельной ветви литературного процесса. Предпосылки качественного обновления.

Критика как суждение образованного вкуса.

Критика вкуса. Изящный вкус (Н.М. Карамзин) и образованный вкус (В.А. Жуковский)

Спор о романтизме в литературной критике 1820-х гг.

Задачи и принципы гражданской романтической критики

Критика гражданского романтизма и ее критерии. Требование прямого служения писателя «общественному благу». Требование возвышенно-высокого героя и предмета литературного произведения

«Московский телеграф» и критика Н.А. Полевого

Философско-эстетическая критика 20-30 годов ХIХ века.

Критика и философия эпохи романтизма. Шеллинг. Критика и эстетика. Общество любомудрия. В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, Н.И. Надеждин. Принцип историзма. История литературы как история развития человеческого духа.

Проблемы национального самоопределения

в русской литературной критике.

Национальное, народное, самобытное как ключевые понятия в литературной критике русских славянофилов. Проблема соответствия формы содержанию. Национальное и народное. О критериях народности. Литература в ее отношении к процессу образования. О потребности в самобытном взгляде на вещи.

Полемика вокруг "Мертвых душ" Н.В. Гоголя.

Эстетический и утилитарный подходы к литературе и искусству

Полемика вокруг натуральной школы в русской критике 40-х гг. Споры о пушкинском и гоголевском направлениях в русской критике 50-х гг. "Артистическое" и "дидактическое".

"Органическая" критика А.Григорьева; почвенническая доктрина

А. Григорьев. Органическое и аналитическое. Идея синтеза. Искусство и нравственность. Художественное - историческое – национальное.

Позиция Н.Н.Страхова (“Бедность нашей литературы”. “Отцы и дети”. “"Война и мир", сочинение гр. Толстого”). Позиция Ф.М. Достоевского. Художественное - историческое - национальное

От "реальной" критики Добролюбова к народнической социологической критике.

Н.А.Добролюбов и принципы "реальной" критики Позиция М.Е.Салтыкова-Щедрина. Социологические предпосылки и методология литературной критики Н.К. Михайловского.

Смысл искусства и "путь жизни". Этико-эстетические принципы Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой и его критика искусства.

Религиозно-философская критика конца XIX века – начала XX века.

Религиозное чувство. Красота. Искусство. Споры о Достоевском. К.Н. Леоньтьев о всемирной любви. В.В. Розанов: «о трех моментах в развитии русской критики».

3. Образовательные технологии

Применение принципов модульно-рейтингового обучения; включение студентов в проектную деятельность (участие в конференциях, диспутах, подготовка и публикация научных статей); выработка навыков самообразования (поиск нужной информации, умение создавать эссе, рефераты и пр. виды отчетности самостоятельной деятельности)

4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

1. Недзвецкий В.А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика XVIII – XIX веков. Курс лекций. М., 2008.

2. История русской литературной критики / По ред. В Прозорова. М., Высшая школа, 2002.

3. Кулешов В.И. История русской критики XYIII - начала XX веков. М.,1991.

4. История русской критики: в 2-х т. М.;Л.,1958.

5. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, компози-ция, стиль. Л.,1980.

4.2. Дополнительная литература

1. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л., 1991.

2. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX ве-ка. Л., 1982.

3. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. М., 1982.

4. Елизаветина Г.Г. Добролюбов и литературный процесс его време-ни. М., 1989.

5. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских сла-вянофилов 1840 - 1850-е годы. Л.,1984.

6. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. М., 1972.

7. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.,1969.

8. Паперно И. Николай Чернышевский. Человек эпохи реализма. М., 1996.

9. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. 60-е годы. М.,Л., 1931.

10. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960.

4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. /index/index0.html

  2. /

  3. /golden/index.html

  4. /exlibris/index.html

4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины история искусств Уровень основной образовательной программы (2)

    Документ
    Целями освоения дисциплины (модуля) «История искусства» являются: содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра художественного образования путем формирования у студентов представления о логике исторического развития
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 072500 Дизайн (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072500 дизайн и профилю подготовки графический дизайн, дизайн костюма, дизайн среды.
  3. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г N 464.
  4. Рабочей программы учебной дисциплины «История русской литературы XIX века» Уровень основной образовательной программы

    Документ
    2. Дать базовые знания по историко-литературным и социально-культурным проблемам на основе выявления связей и взаимодействий между литературой, литературной критикой и публицистикой.
  5. Рабочей программы учебной дисциплины история русской литературы ХХ века Уровень основной образовательной программы

    Документ
    Сформировать у студентов понимание закономерностей литературного развития в его магистральных тенденциях, национальной идентичности и конкретике литературно-художественного материала с учетом специфики ХХ столетия как особой социокультурной эпохи.

Другие похожие документы..