Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета навчального курсу цього рівня полягає у забезпеченні загальноосвітньої підготовки школярів з біології, формування наукової картини живої природи...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 10 декабря 2009 года в 16:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.06 при ГОУ ВПО «Казанский государственный университ...полностью>>
'Программа'
Цель курса - сформировать у студентов знание и понимание основных принципов, понятий уголовного права Российской Федерации, а также умение использоват...полностью>>
'Публичный отчет'
с 17.10 2011 по 22.10.2011года в МОАУ СОШ № 17 проходила традиционная неделя русского языка и литературы. Ежегодно она проводится в дни празднования ...полностью>>

Министерство речного флота рсфср наставление по штурманской службе на судах Минречфлота рсфср

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР

Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР

часть III

ЛЕНИНГРАД «ТРАНСПОРТ» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1987

Наставление является руководящим документом, регламентирующим штур­манскую службу на судах МРФ РСФСР, работающих с выходом в море- в малое и дальнее плавание.

НШСМ-86 разработано на основе Устава службы на судах МРФ РСФСР, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, МППСС-72. ППВВП-84, документов ГУНиО МО СССР, с ис­пользованием НШС-82 ММФ СССР, НШС- 81 МРХ СССР, а также с учетом опыта применения НШССП-74 МРФ РСФСР.

Наставление содержит требования и рекомендации по штурманской работе в различных условиях плавания, а также при подготовке судна к эксплуатации и рейсу.

Терминология, определения и условные обозначения в НШСМ-86 приведены в соответствие с действующими ГОСТами и другими официальными докумен­тами.

Наставление разработано по заданию Главной инспекции по безопасности судоходства МРФ РСФСР. Составили и подготовили к изданию НШСМ-86 со­трудники Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени института вод­ного транспорта К. А. Емец и И. В. Юхов. Работа выполнена при участии главного штурмана МРФ В. А. Шаргина, сотрудников Горьковского ордена Трудового Красного Знамени института инженеров водного транспорта А. И. Калинина, В. В. Копылова, Б. Н. Костюкова. При подготовке наставления к изда­нию оказали помощь сотрудники ЛИВТа А. А. Баранов и В. И. Гуляев.

Выпущено по заказу Министерства речного флота РСФСР

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР

Наставление по штурманской службе на судах Министерства речного флота РСФСР Часть III (НШСМ-86)

Ответственный за выпуск Л . А. Емец Редактор издательства О. В. Мсоева

Обложка художника С. Я. Гесина

Технический редактор Л. И. Тимофеева Корректор-вычнтчик С. К. Бенедиктова

Корректоры: А". О. Ем .и>янова, Н. С. Софронова

Н К

Сдано в набор 24.04.87. Подписано в печать 07.08.87. М-30117. Формат 60х90 /,б. Бумага тип. № 1. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 9.0. Усл. кр.-отт. 9,25. Уч.-изд. л. 9.35. Тираж 3500 экз. Заказ X? 272. Изд. .V» 3-3-1/16-4236-323. Цена 50коп. Заказное

Ордена «Знак Почета» издательство «Транспорт». Ленинградское отделение 190121, Ленинград, ул. Декабристов, 33

Ленинградская типография № 8 ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского

объединения «Техническая книга» им. Евгении Соколовой Союзполиграфпрома при

Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

190000, Ленинград, Прачечный переулок, 6.

О введении в действие Наставления по штурманской службе на судах МРФ РСФСР. Часть III (НШСМ-86)

В связи с вступлением в силу Устава службы на судах Мини­стерства речного флота РСФСР 1982 г., Правил плавания по внут­ренним водным путям РСФСР 1984 г., изданием новых, измене­нием п дополнением ряда международных, национальных, межве­домственных и отраслевых документов, относящихся к плаванию судов МРФ, утвердить и ввести в действие с 1 июля 1987 г. пере­работанное Наставление по штурманской службе на судах МРФ РСФСР. Часть III (НШСМ-86).

Требования настоящего Наставления обязательны для экипа­жей судов, работающих с выходом в море - в малое и дальнее плавание, работников служб безопасности судовождения, судоход­ных инспекций, инспекций портового надзора, электрорадионави­гационных камер, других работников Минречфлота, связанных с эксплуатацией судов и обеспечением их безаварийного пла­вания.

Считать утратившим силу Наставление по организации штурманской службы на судах смешанного плавания МРФ (НШССП-74), утвержденное 1 ноября 1974 г.

Заместитель министра Н. П. ГОРБКОВ

ГЛАВА 1

ШТУРМАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДНОГО СОСТАВА СУДОВ

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Командный состав судов при исполнении штурманских обязан­ностей руководствуется:

Уставом службы на судах МРФ РСФСР;

Международными правилами предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72);

Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР;

Общими правилами морских торговых и рыбных портов СССР; . обязательными постановлениями по портам;

местными правилами района плавания;

согласованными между ММФ СССР и МРФ РСФСР инструк­циями и положениями о режиме плавания;

Правилами технической эксплуатации речного транспорта;

настоящим Наставлением по штурманской службе на судах МРФ РСФСР;

организационно-распорядительными документами МРФ РСФСР по безопасности плавания.

1.2. ШТУРМАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ КАПИТАНА

1.2.1. Капитан управляет судном и принимает необходимые меры для обеспечения безопасности плавания.

1.2.2. В соответствии с требованиями Устава службы на судах МРФ РСФСР капитан организует вахтенную и штурманскую службы, обеспечивает выполнение требований организационно-распорядительных документов и органов надзора за безопасностью плавания, систематически передает помощникам свой опыт и зна­ния, заботится о повышении их квалификации, способствует внед­рению на судне передовых методов судовождения.

1.2.3. Капитан контролирует правильность использования су­довых технических средств навигации и определения их поправок, своевременность получения карт, атласов, руководств и пособий для плавания, следит за качеством корректуры штурманской до­кументации.

1.2.4. Капитан, получив рейсовое задание, совместно со штур­манским составом прорабатывает маршрут предстоящего плава­ния в соответствии с требованиями гл. 3, определяет меры по обес­печению безопасности плавания в рейсе.

1.2.5. При подготовке к рейсу для участков, требующих при­менения методов морской навигации, капитан выполняет предва­рительную прокладку или поручает ее одному из помощников с последующим контролем. При этом для плавания в сложных условиях он назначает конкретные методы и приемы судовожде­ния, обеспечивающие безопасность плавания в этих условиях и обстоятельствах.

1.2.6. Капитан требует от командного состава знания манев­ренных элементов судна и умения использовать их при маневри­ровании.

1.2.7. В период плавания капитан:

организует и обеспечивает безопасность движения судна с уче­том особенностей района плавания, навигационной обстановки и опасностей, гидрометеорологических условий и т.д.;

осуществляет постоянный контроль за получением навигацион­ной, гидрометеорологической и других видов информации;

при движении судна на затруднительных участках, в стеснен­ных морских водах, при входе в порт и выходе из него, при швар­товных операциях, плавании во льдах обеспечивает уровень орга­низации судовождения и управления судном, соответствующий ус­ловиям плавания;

контролирует ведение счисления вахтенными помощниками, ка­чество и своевременность определений места судна всеми доступ­ными способами и средствами, обеспечивающими необходимую точность;

при необходимости выбирает место якорной стоянки, учиты­вая глубины, характер грунта, течение, ветер, наличие навига­ционных опасностей и интенсивность судоходства.

1.2.8. С получением штормового предупреждения капитан при­нимает решение о возможности продолжения рейса, штормования наиболее безопасным для судна способом или направляет судно в ближайшее убежище или укрытие за берегом.

1.2.9. В районе необязательной лоцманской проводки капи­тан вправе пользоваться услугами лоцмана, если он найдет это необходимым.

1.2.10. Капитан контролирует выполнение вахтенными помощ­никами гидрометеорологических наблюдений и своевременную передачу гидрометеорологических донесений учреждениям Госкомгидромета в соответствии с Инструкцией по производству гидрометеорологических наблюдений экипажами судов Минречфлота РСФСР (при наличии на судне гидрометеостанции).

1.2.11. Капитан утверждает акт судовой комиссии, возглав­ляемой старшим помощником капитана, по проверке на судне на­личия, учета, хранения, использования и списания навигацион­ных карт, руководств и пособий в соответствии с действующими правилами.

1.2.12. Капитан организует проведение испытаний по опреде­лению маневренных элементов судна, своевременное выполнение девиационных и радиодевиационных работ, испытание и приемку

в эксплуатацию вновь установленного на судне оборудования, приборов и аппаратуры электрорадионавигации.

1.2.13. При приемке судна, находящегося в эксплуатации, ка­питан получает от сдающего капитана и штурманского состава сведения о маневренных и мореходных качествах судна, состоя­нии технических средств навигации, укомплектованности и выпол­нении корректуры навигационных карт, атласов, руководств и пособий для плавания.

1.3. ШТУРМАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА

1.3.1. Вахтенный помощник капитана несет ответственность за правильную организацию вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, что требует от него повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту.

1.3.2. Перед заступлением на вахту вахтенный по­мощник капитана:

обходит палубную часть судна, убеждается в правильности и исправности действия навигационных огней и сигналов, проверяет действие средств связи и сигнализации, знакомится с местом на­хождения и состоянием судна, окружающей обстановкой, прогно­зами и штормовыми предупреждениями;

прибывает к месту несения вахты не позднее чем за 10 мин до заступления;

получает сведения о распоряжениях капитана по вахте.

1.3.3. 3аступивший на вахту вахтенный помощник капитана должен быть уверен, что весь состав вахтенной службы на местах и способен выполнять свои обязанности.

1.3.4. Перед выходом судна в рейс вахтенный по­мощник капитана:

объявляет по внутрисудовой связи о времени отхода судна;

определяет осадку судна;

предупреждает вахтенных помощников рядом стоящих судов об отходе судна;

дает распоряжение о подготовке главных двигателей, вспомо­гательных механизмов, ДАУ, рулевого и подруливающего уст­ройств;

перед проворачиванием винтов убеждается, что под кормой чисто;

опробует действие главных двигателей, ДАУ, рулевого и подруливающего устройств, средств световой и звуковой сигна­лизации;

в сроки, установленные инструкциями по эксплуатации, кон­тролирует включение необходимых при данных условиях техни­ческих средств навигации;

подает команду о занятии мест по швартовному расписанию;

согласует судовые часы мостика, СЭУ и в каюте капитана;

докладывает капитану или старшему помощнику капитана и записывает в судовой журнал о готовности судна к выходу в рейс;

осматривает прилегающий участок акватории, убеждается в отсутствии проходящих, а также мелких судов и объявляет по УКВ-радиосвязи об отходе судна;

в ночное время в момент съемки с якоря или швартовов ме­няет стояночные огни судна на ходовые.

1.3.5. При заступлении на ходовую вахту в до­полнение к требованиям п. 1.3.2 вахтенный помощник капитана:

принимает место судна, знакомится по карте и другим нави­гационным пособиям с районом и условиям плавания;

проверяет показания приборов пульта управления, действие ДАУ и рулевого устройства, соответствие режима работы главных двигателей заданному;

убеждается в исправной работе судовых технических средств навигации, сличает показания гироскопического и магнитного компасов и соответствие их заданному курсу, проверяет согласо­вание репитеров гирокомпаса с показаниями основного прибора;

проверяет согласование курсографа по курсу и времени и де­лает отметку времени на ленте курсографа;

выясняет влияние внешних факторов на судно и убеждается в правильности их учета;

адаптируется к условиям видимости;

знакомится с окружающей обстановкой, наличием судов в зоне видимости, сличает курс судна и обстановку на карте с действительными;

сразу после приема вахты определяет место судна наиболее точным в данных условиях способом, проверяет предварительную прокладку;

при выполнении судном маневра вахту принимает только после его окончания.

1.3.6. Принимая вахту на ходу в условиях ограниченной видимости, вахтенный помощник капитана до­полнительно проверяет:

готовность якорей к немедленной отдаче;

готовность главных двигателей к немедленному изменению режима работы.

1.3.7. При несении ходовой вахты вахтенный помощ­ник капитана:

ведет судно по заданному капитаном курсу (пути) и в задан­ном режиме, выполняет счисление пути и контроль за местом судна, принимает необходимые меры по обеспечению безопас­ности плавания в действующих условиях и обстоятельствах;

организует эффективное визуальное, слуховое и с помощью имеющихся на судне технических средств наблюдение с учетом: распоряжений капитана судна; времени года и суток; видимости,

волнения, ледовой обстановки и других гидрометеорологических факторов; расположения и близости навигационных опасностей; интенсивности судоходства; скопления рыболовных и других су­дов; технических характеристик судовой радиолокационной стан­ции; особых обстоятельств эксплуатации судна;

осуществляет своевременное и точное выполнение требований общих и местных правил плавания, а также других документов, ка­сающихся безопасности судоходства;

контролирует работу технических средств навигации и опреде­ляет их поправки так часто, как это необходимо и возможно;

в случаях неожиданного для вахтенного помощника изменения в навигационной обстановке, потери им ориентировки, неуверен­ности в правильности своих действий снижает скорость до мини­мальной или прекращает движение, докладывает капитану и дей­ствует по его указанию;

не менее одного раза за вахту проверяет возможность перехода с автоматического управления рулем на ручное;

перед подходом судна к району с особо сложными для плава­ния условиями, к гидротехническим сооружениям, причалам, рей­дам, затруднительным участкам .пути, перед входом в порт и вы­ходом из него, швартовными операциями, входом в лед: предупре­ждает об этом капитана; предупреждает вахтенного механика и дает ему распоряжение о подготовке к действию всех судовых тех­нических средств, выполняющих функции дублирования; проверяет работу ДАУ, машинного телеграфа и рулевого устройства, электри­ческий и ручной привод тифона, давление воздуха в пусковых бал­лонах и на тифоне;

при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью: заблаговременно докладывает об этом капитану; включает РЛС и ходовые огни; уменьшает скорость; начинает по­дачу туманных сигналов; инструктирует и выставляет впередсмот­рящего; переходит с автоматического на ручное управление рулем; предупреждает вахтенного механика о возможных реверсах; све­ряет показания часов; делает отметку времени на ленте курсографа; в дальнейшем действует по указанию капитана;

при обнаружении падения человека за борт в соответствии с обстановкой на этот момент выполняет действия, предусмотрен­ные маневром «Человек за бортом», т.е.: стопорит главные двига­тели; перекладывает руль на борт в сторону упавшего; бросает спасательный круг; объявляет тревогу «Человек за бортом»; дает команду о спуске шлюпки; по прибытии капитана действует по его указанию;

при приеме лоцмана встречает его у трапа, сопровождает на ходовой мостик, сообщает ему необходимые данные по судну и докладывает капитану;

при проводке судна с помощью лоцмана: контролирует место­положение судна и его движение; при сомнениях в действиях лоцмана немедленно докладывает капитану; принимает меры предосторожности;

выполняет гидрометеорологические наблюдения и подготавли­вает данные для передачи гидрометеодонесений Госкомгидромету (при наличии на судне гидрометеостанции).

1.3.8. При плавании с применением методов мор­ской навигации в дополнение к п. 1.3.7 вахтенный помощник капитана:

ведет непрерывное счисление пути в соответствии с заданными капитаном курсом и скоростью судна, используя в прибрежных районах карты самого крупного масштаба;

определяет место судна, его путь и скорость любыми возмож­ными и наиболее надежными средствами и способами через про­межутки времени, обеспечивающими необходимую точность счис­ления;

сличает показания магнитного и гироскопического компасов и согласованность репитеров ежечасно, а также после каждого из­менения курса;

определяет наиболее надежным из возможных в данных усло­виях способом поправки компасов на каждом курсе, а при плава­нии постоянным курсом - не менее одного раза за вахту;

следит за изменением пеленгов обнаруженных судов, при уста­новлении опасности чрезмерного сближения или столкновения докладывает капитану (курсовой угол, дистанцию, направление изменения пеленга, дистанцию и время кратчайшего сближения) и действует по его указанию;

при получении штормового предупреждения докладывает ка­питану, действует по его указанию и готовит судно к штормовому плаванию.

1.3.9. При плавании по внутренним водным путям в дополнение к п. 1.3.7 вахтенный помощник капитана:

обеспечивает движение судна с безопасной скоростью в своей полосе движения;

регулирует скорость своего судна, чтобы расхождение или об­гон произошел в наиболее удобном месте, исключая зоны пово­ротов судового хода;

заблаговременно согласовывает порядок расхождения или об­гона между судами;

при расхождении и обгоне обеспечивает уверенное управление судном, учитывает возможное присасывание к бровкам судового хода и к другому судну;

информирует диспетчерский аппарат и встречные суда об об­наруженных изменениях условий судоходства, представляющих опасность для плавания.

1.3.10. Вахтенный помощник капитана не должен заниматься делами, не относящимися к кругу уставных обязанностей, и не должен допускать нахождения на ходовом мостике лиц, не имею­щих отношения к управлению судном.

1.3.11. При постановке судна на якорь вахтенный по­мощник капитана:

выполняет указания капитана, ведет наблюдение за окружаю­щей обстановкой, контролирует скорость и путь судна к месту якорной стоянки, ведет исполнительную прокладку, следит за из­менением контрольных пеленгов, дистанций, глубин правильным исполнением команд капитана на руль и в машину;

дает команду подготовить якорь к отдаче и сообщает длину якорь-цепи, которую необходимо вытравить;

с выходом судна в точку постановки гасит инерцию судна и дает команду отдать якорь;

в ночное время меняет ходовые огни на якорные, а днем под­нимает шар;

определяет место отдачи якоря и наносит на карту окруж­ность возможного перемещения кормы судна с учетом длины судна и вытравленной якорь-цепи;

определяет контрольные пеленги и расстояния до ориентиров и убеждается в отсутствии дрейфа судна.

1.3.12. Принимая вахту при стоянке судна на якоре, вахтенный помощник капитана дополнительно получает сведения:

о местоположении судна и контрольных пеленгах или других - примененных способах по обнаружению возможного дрейфа;

о глубине, грунте, течении, ветре, волнении и длине вытравлен­ной якорь-цепи;

о местных правилах;

о плавсредствах, стоящих у борта и на бакштове, и убежда­ется в безопасности их стоянки;

о готовности главных двигателей к работе;

о мерах, принятых по предотвращению загрязнения окружаю­щей среды.

1.3.13. При несении вахты на якорной стоянке вахтенный помощник капитана:

находится на ходовом мостике, обеспечивая надлежащее наб­людение за окружающей обстановкой;

контролирует местоположение судна с частотой, достаточной для обнаружения дрейфа при данных условиях;

следит за состоянием якорь-цепи, изменениями уровня воды в месте якорной стоянки и изменением глубины под килем;

следит за окружающими судами и принимает меры для пре­дупреждения опасного сближения с ними;

в случаях дрейфа судна или опасного сближения с другими судами докладывает об этом капитану, принимает меры для обес­печения безопасности судна;

следит за состоянием навигационных судовых огней и знаков;

с получением штормового предупреждения или резком изме­нении гидрометеорологической обстановки, докладывает об этом капитану, приводит судно в состояние готовности к съемке с якоря;

при ухудшении видимости усиливает наблюдение за окружаю­щей обстановкой, включает РЛС, навигационные огни, подает звуковые сигналы, докладывает капитану и в дальнейшем действует по его указанию.

1.3.14. При стоянке судна у причала вахтенный по­мощник капитана:

контролирует состояние швартовов и положение якорь-цепи;

следит за осадкой судна и изменением глубины под килем;

при ухудшении погоды или получении штормового предупре­ждения докладывает капитану и принимает меры для обеспечения безопасной стоянки судна.

1.3.15. Вахтенный помощник капитана руководит подъемом и спуском Государственного флага СССР, флагов должностных лиц, вымпелов, флагов расцвечивания и национального флага страны порта захода, а также осуществляет приветствия судов и военных кораблей при расхождении с ними.

1.3.16. Вахтенный помощник, несмотря на присутствие в хо­довой рубке капитана, принявшего на себя управление судном, продолжает выполнять свои обязанности под руководством капи­тана.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие предназначено для студентов и учащихся юри­дических и транспортных высших и средних учебных заведе­ний, а также для работников водного и железнодорожного транспорта и обслуживаемой ими клиентуры. 1203021400

    Учебное пособие
    Раздел I Ермолаев В.Г.; канд. юрид. наук Сиваков О.В.; Раздел II: Сиваков О.В. - введение, главы 1, 2, 3 (3.1). канд. экон. наук Маковский Ю.Б.- главы 3 (3 3) 4 5 9-21,24.

Другие похожие документы..