Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Теперь, когда событийные потоки уже оформились, лучшая позиция - не махать крылами, не вмешиваться, а лишь скользить по восходящим этим потокам чуть ...полностью>>
'Документ'
Атеросклероз – хроническое заболевание, связанное с распространенным поражением артерий, выражающееся в повреждении внутренней стенки артерий, отложе...полностью>>
'Документ'
Дисципліна «Об’єктно-орієнтоване програмування» є базовою нормативною дисципліною для спеціальності «радіофізика», яка викладається у II семестрі в о...полностью>>
'Биография'
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Гл...полностью>>

«Анализ особенностей фразировки, артикуляции, динамики и темпа «Маленьких прелюдий И. С. Баха»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Щелковского Муниципального района Московской области

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Анализ особенностей фразировки, артикуляции, динамики и темпа «Маленьких прелюдий И.С. Баха»

Выполнила: преподаватель по классу фортепиано

Морозова Виктория Натановна

-1-

«Маленькие прелюдии», написанные И.С. Бахом со скромной целью - быть упражнениями для учеников, тем не менее отразили всю мощь баховского гения. Они дают педагогу возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, объяснить ему такие важнейшие понятия теории полифонии, как тема, имитация, скрытое многоголосие и т.д.

Как известно, прелюдии в 17-18 вв. по существу являлись вольными импровизациями органиста, который играл их в качестве вступления к хоралу, фуге, сюите. У И.С. Баха прелюдии становятся самостоятельным жанром.

Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» при жизни И.С. Баха не существовал.

В 1848 г. этот сборник издал немецкий музыкант Ф. Грипенкерль. «12 маленьких прелюдий» составлены им из шести (1,4, 5, 8, 9, 11) прелюдий, взятых им из «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха» (1720 г.) и пяти прелюдий №2, 3, 6, 7, 12 из рукописного сборника (небаховский автограф, принадлежавшего ученику Баха И. Келльнеру. Но так как до дюжины не доставало одной пьесы, то в качестве прелюдии №10 Грипенкерль взял трио соль минор, досочиненное Бахом к менуэту из партиты И.Г. Штельцеля.

«6 маленьких прелюдий» впервые были опубликованы И. Форкелем, автором первой книги о Бахе (1802 г.), инициатором первого издания собрания его клавирных сочинений.

По композиционным и фактурным признакам «12 прелюдий» можно разделить на 3 группы. Первую составляют пьесы с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. Все они начинаются характерной для Баха последовательностью T-S-D-T (№1 C dur, №3 c moll, №5 d moll).

Ко второй группе следует причислить №2 C dur, №7 moll, №8 F dur. В них появляется имитация, следовательно есть оформленная, более или менее завершенная тема.

В третью группу входят прелюдии № 4 D dur, № 9 F Dur, №12 a moll, уже целиком построенных на имитации.

-2-

«6 прелюдий» можно разделить на 2 группы:

к первой можно отнести №3, 5, 6 - пример имитационной полифонии.

№ 1, 2, 4 - построены не на имитации, а на сочетании разного мелодического материала.

Так, в прелюдии №4 два верхних голоса, тесно спаянных вместе, свободно и энергично развивают тематический материал, а бас как бы изолирован, звучит «р» и стаккато.

Есть такие, которые содержат скрытую полифонию (№2 c moll).

Огромное значение имеет понимание образного мышления музыкального языка Баха, ибо «Бах, как пишет Георгий Хубов - прежде всего музыкальный поэт - драматург».

А такой музыкант как Яворский, превосходно знавший музыку Баха, рассматривал его полифонию не столько как многоголосие, сколько как многообразность. По его мнению, отдельные голоса - это «актеры», воплощающие на сцене определенные образы; то они выходят на первый план, то отступают на второй и даже на третий, совсем «в глубь сцены». Но никогда они не теряют образного характера, своего индивидуального лица, не выпадают из общего «драматургического действия».

Большое значение имело место у Баха в подходе к значению тональности.

Так, тональность D dur - олицетворяет энергию, триумфальность.

Тональность C dur - как незыблемый и твердый оплот, предельно ясный в своей простоте. Таковы прелюдии №2 (из «12»), №1 (из «6») - особенной торжественностью отличается первая тема.

Такие прелюдии как №6 и №7 проникнуты тонкостью мягкого, нежного, теплого настроения.

Одна их самых трудных пьес № 3 (из «12») по своей тонкости звуковых красок, проходит по словам А. Швейцера «как сновидение в движении шестнадцатых, напоминающих звуки арфы».

-3-

Что касается динамики, как совокупности явлений, связанных силой звучания и потому очень близко стоящих к самому содержанию, структуре произведения, к его инструментальным особенностям. Для Баха характерна смена динамических оттенков f и p, что равнозначно смене мануалов в клавесине (№6 из «6»). Динамика Баха имеет характер ступенчатый, террасообразный (№4 из «6»).

В то же время нельзя говорить и о некоей незыблемости, окаменелости динамики Баха, так как она проникнута сочетанием широкого, строгого, динамического плана с живыми выразительными деталями.

Конечно, стиль Баха чужд той «волнообразной» динамике с бесконечными мелкими сменами разных нюансов, которые получили столь сильное развитие в эпоху романтизма, но ему, несомненно, близка выразительная динамика фразы, артикуляции, акцентов, построенная на основе широкого динамического плана. Так, Форкель говорил об игре самого Баха: «когда он хотел выразить сильные аффекты, он это делал не так, как многие другие - путём преувеличенной силы удара, - а... внутренними художественными средствами».

Что касается определения темпов исполнения темпов исполнения Баховских произведений. Обозначения темпа использовались во времена Баха не столько для определения скорости движения, сколько для выражения эмоционального содержания. «Allegro» - означало «весело», «активно» (а не «скоро»), grave - «серьезно», «строго» (а не «медленно»), «allegretto» - «активно, с оттенком шутливости, грациозно», «andante» - «пассивно, размеренно», «adagio» - проникновенно и т.д. Круг баховских темпов куда более ограничен, чем наш. Скорее всего он находится где-то в пределах «moderato» или «allegro molto moderato».

Полагают, что «adagio», «grave», «lento» Баха были не столь медленны, а «presto» и «allegro» не столь быстры, как в наши дни. Так, Швейцер и Келлер считали, что «allegro» у Баха равнялось нашему «Allegro moderato», а «adagio», «grave» и «lento» были эквивалентны нашему медленному «moderato». Крайности в движении были, как правило, исключены, хотя «быстрые» пальцы Баха достаточно славились в ту пору.

-4-

Знаменателен вывод Швейцера: «Правильный темп здесь будет тот, при котором выделяются в одно и то же время и главные черты, и детали».

Теперь немного о фразировке и артикуляции в пьесах Баха.

В музыке определения точных границ фразы гораздо сложнее чем в поэзии или в прозе. Как разделить прелюдию №3 на фразы? Или прелюдию №9? Непрерывность движения, которая характерна для этих прелюдий, не дает нам возможности строго разложить эти произведения на фразы.

Правда, есть такие прелюдии, которые четко разделяются на 2 каденции (№10 g moll из «12» и все 6 прелюдий из «6»). И это всё относительно длинные фразы, по 20, по 24 такта длится одна фраза. Сложность фразировки Баховских произведений заключается в том, что «бесконечный поток звуков создает ощущение текучести музыки и подчас конец одной фразы является началом другой. Мелодия у него почти всегда представляет собой цепь фраз, а не отдельные фразы в твердом разделении и разграничении».

А вот приемы артикуляции несомненно, более определены, остры и разнообразнее. Особенно это разнообразие встречается у Баха в произведениях для струнных и духовых инструментов, хотя эти приемы обозначены самим Бахом весьма скупо. Видимо он, также как и в вопросах темпа и динамики, считал, что приемы артикуляции вытекают из самого характера произведения и его нотной записи.

Вообще legato у Баха - символ внутреннего движения чувства.

По характеру своему оно гораздо живее, выразительнее, тоньше, чем обычное фортепианное legato. Швейцер считал, что «большие группы legato делятся (у Баха) на несчетное число мелких подгрупп» (№2 из «12»): это и способствует оживлению, одухотворению legato.

Стаккато у Баха - символ несвязности, оно выражает противоположные аффекты, то есть не внутреннее движение чувства, а внешнее. Подобно legato, оно не совсем похоже на обыкновенное фортепианное стаккато. Исследователи не без основания отмечают, что staccato у Баха чаще всего «тяжелое и скорее увеличивают звучность ноты, чем уменьшают её», что по своему характеру оно ближе к маркированному pizzicato струнных инструментов или к ударам смычка detache. Вот почему правы те редакторы,

-5-

которые предпочитают порой обозначать баховское staccato не точками, а маленькими черточками или точками с черточками (то есть не , а , или ): многие оригинальные обозначения staccato у Баха по существу является tenuto или portato.

Кроме того, такие исследователи творчества Баха, как Пирро и Эрвин Бодки доказали, что в ряде случаев инструментальная артикуляция Баха полностью или частично согласуется с его вокальной артикуляцией. Так, Браудо, в своем труде об артикуляции показал, что именно понимание мотивного строения оказывается «более прочной опорой в работе, чем уточнение штрихового приёма».

Ф.Э. Бах рекомендовал «посещать концерты искусных певцов, так как от них выучишься мыслить исполняемое спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путем всегда большему научишься, чем из пространных книг и рассуждений...»

И в заключении хочется сказать, что все трудности, встречающиеся на пути к изучению творчества Баха, нельзя переоценивать.

В стиле Баха нет ничего случайного, поверхностного, все детали продуманы.

Наша задача заключается в тщательном изучении наследия великого мастера. И там, где что-либо остается неясным - верный признак нашего незнания, на помощь приходит наш художественный вкус, наш музыкальный интеллект.

Л.В. Бетховен говорил, что Баха надо было бы звать «не ручьем», а «морем».

Р. Шуман, который по собственному признанию, в тяжелые минуты жизни «искал спасения у Баха» писал еще в юности: «в нем не было ничего половинчатого, нездорового, все писалось на вечные времена.»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое сообщение на тему: «О развитии навыков работы над полифонией»

    Документ
    Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.
  2. Программа курса. Методологические особенности 6

    Программа курса
    Творчество - одна из центральных проблем педагогики. Являясь неотъемлемым компонентом содержания образования, творческая деятельность формирует многие ценные качества личности, от которых в значительной степени зависит будущее молодого
  3. Л. В. Собинова Кафедра специального фортепиано Рабочая программа

    Рабочая программа
    Цели вузовского курса методики обучения игре на фортепиано в современных условиях состоят в воспитании специалиста широкого профиля, подготовленного для ведения в музыкальном училище (колледже, лицее) специального класса, классов
  4. Академик Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Школяр Л. В. Содержание Клавишный синтезатор пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Автор программ: доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник учреждения Российской Академии образования «Институт художественного образования», член Союза композиторов России Красильников И.
  5. Актуальные проблемы музыкального и художественного образования Материалы Второй международной Интернет-конференции

    Документ
    В известных сегодня музыковедческих источниках рассматриваются вопросы функционирования необычного творческого объединения молодых композиторов и музыковедов Урала – Молодежной секции, возникшей в Свердловске на рубеже 50-х-60-х годов прошлого века.

Другие похожие документы..