Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
указания информации в платежных документах формы № ПД (налог), формы № ПД-4сб (налог), используемых физическими лицами при перечислении налогов, сбор...полностью>>
'Программа дисциплины'
- определение общих принципов консалтинга в области PR, месте PR-консалтинга в сфере социальной и политической коммуникации; роли политического конса...полностью>>
'Документ'
Настоящее Положение разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в ур...полностью>>
'Документ'
Реферат. Здійснено огляд зарубіжної англомовної наукової літератури з проблематики антарктичного туризму, опублікованої за 1991-2005 рр. На основі ан...полностью>>

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра хирургических болезней педиатрического и

стоматологического факультетов с курсом урологии

“Утверждаю”

проректор по учебной работе

доц. Ю.А. Филимонов

“___”__________200__ года

“Согласовано”

декан факультета

доц. Т.И. Некрасова

“___”__________200__ года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По хирургическим болезням

для специальности 060103 – Педиатрия

Всего часов – 386

В том числе:

Лекций – 58

Практических занятий – 200

Самостоятельных занятий – 128

Отчетность – курсовой экзамен – 9 семестр.

г. Ставрополь, 200­_

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

“___” __________ 200__ года, протокол № ___.

Зав кафедрой, профессор________________________ К.С.Выродов.

Рабочая программа согласована с цикловой методической комиссией

“___” ___________ 200__ года.

Председатель ЦМК _________________________Н.В.Ткачева.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «хирургические болезни» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по первичному обследованию больного с хирургической патологией, диагностики наиболее частых хирургических заболеваний, их лечения и профилактики.

Дисциплина изучается в объёме 386 часов с чтением лекций (58 часов), проведением практических (200 часов) и самостоятельных занятий (128 часов).

Рабочая программа составлена на основании типовой учебной программы по хирургическим болезням, 1997 года, с некоторыми ее изменениями. Так, в связи с необходимостью более детального изучения наиболее распространенных хирургических заболеваний, увеличено количество часов на изучение острого аппендицита, панкреатита, калькулезного холецистита, травм груди и живота, наружных грыж живота. В связи с этим из рабочей программы исключены разделы, касающиеся нагноительных заболеваний кожи и мягких тканей, врожденных и приобретенных пороков сердца, перикардитов, изучение которых производится смежными клиническими дисциплинами. По этой же причине урезано время, выделяемое на изучение онкологических заболеваний. Из них в программе оставлены лишь заболевания, осложнения которых являются жизнеугрожающими: рак желудка – кровотечение, рак толстой кишки – кишечная непроходимость и т.д.

В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы.

На лекции выносятся наиболее сложные вопросы теоретического курса.

Практические занятия со студентами проводятся на базе хирургического отделения городской клинической больницы и состоят из следующих этапов:

- проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов);

- беседа по теме занятия;

- курация больных с их клиническим разбором;

- участие студентов в перевязках, присутствие на операциях;

- итоговый контроль знаний с использованием тестов и ситуационных задач.

В 9 семестре студенты пишут историю болезни, курируя больного в течение 3-х дней.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

На практическом занятии преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению, самостоятельности, осуществляет воспитательную работу, в т.ч. направленную на борьбу с курением, наркоманией, алкоголизмом.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов, посещение дежурств.

По окончании 9 семестра студенты сдают курсовой экзамен. Экзамен проводится в три этапа: тестирование, проверка практических навыков, собеседование по билетам. Каждый билет включает три вопроса из различных разделов хирургических болезней.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования.

Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через интернатуру и ординатуру.

Базисными дисциплинами для хирургических болезней являются:

  • Анатомия человека – органы кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринная система.

  • Нормальная физиология – кровообращение, дыхание, пищеварение, эндокринная система.

  • Оперативная хирургия с топографической анатомией – все разделы.

  • Общая хирургия – все разделы.

  • Патологическая анатомия – структурные основы болезней и патологических процессов, частная патология органов шеи грудной, брюшной полостей, нижних конечностей.

  • Патологическая физиология – причины, основные механизмы развития и исходов типовых патофизиологических процессов. Патофизиологические особенности органов брюшной и грудной полостей.

  • Пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни – все разделы.

Знания хирургических болезней используются при изучении следующих дисциплин:

  • Внутренние болезни – болезни органов пищеварения, дыхания, кровообращения, эндокринной системы.

  • Челюстно-лицевая хирургия – гнойно-воспалительные заболевания полости рта.

  • Онкология – все разделы.

  • Эндокринология – заболевания щитовидной железы.

  • Детская хирургия – все разделы.

  • Травматология – травмы.

  • Гинекология – гнойно-воспалительные заболевания матки и придатков.

  • Реаниматология – лечение неотложных хирургических заболеваний.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Задачей изучения дисциплины «Хирургические болезни» является обучение студентов умению диагностировать хирургические болезни, определять выбор метода их лечения и профилактики в пределах обязанностей врача общей практики.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- патогенез и этиологию наиболее часто, встречающихся хирургических заболеваний;

- клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;

-современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования хирургических больных;

- меры профилактики, способы лечения, показания к их применению;

- деонтологические аспекты в хирургии.

Уметь:

- собирать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями и анализировать его данные;

- составить план применения и анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования больного;

- сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;

- сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению хирургического заболевания;

- выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции;

- оказывать первую врачебную помощь при острых хирургических заболеваниях.

Иметь представление:

- об организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями;

- о диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценке трудоспособности;

- о проводимых в нашей стране и за рубежом научных поисках, направленных на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.

Владеть:

- оценкой условий труда и их воздействия на здоровье человека;

- методами общеклинического обследования;

  • интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

  • алгоритмом развернутого клинического диагноза;

  • алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту;

  • выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- алгоритмом выбора лекарственной терапии для оказания первой доврачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Обладать набором компетенций:

- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- строить лечение на основе доказательной медицины;

- способностью владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

- способностью и готовностью к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

- способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии;

- способностью и готовностью осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;

- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами разных категорий, а также их родственниками и близкими.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

Раздел 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Тема 1. Острый аппендицит.

Анатомо-физиологические сведения о слепой кишке и червеобразном отростке. Классификация. Патологоанатомические формы. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Особенности симптомов в зависимости от положения червеобразного отростка. Особенности течения острого аппендицита у детей, беременных, стариков.

Тема 2. Осложнения острого аппендицита.

Осложнения острого аппендицита (инфильтрат, периаппендикулярный абсцесс, межкишечный, поддиафрагмальный, тазовый абсцесс, пилефлебит). Клиника различных осложнений, их диагностика.

Хронический аппендицит. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания и противопоказания к оперативному лечению.

Карциноид червеобразного отростка. Карциноидный синдром.

Тема 3. Лечение острого аппендицита и его осложнений.

Лечение острого аппендицита и его осложнений. Показания и противопоказания к аппендэктомии. Подготовка больных к операции, ведение послеоперационного периода. Результаты, осложнения оперативного лечения.

Значение санитарно-просветительной работы среди населения и организации скорой помощи в снижении осложнений и летальности при остром аппендиците.

Тема 4. Неопухолевые заболевания пищевода (химические ожоги и рубцовые сужения пищевода, повреждения).

Анатомо-физиологические сведения о пищеводе. Классификация заболеваний пищевода. Методы исследования (рентгеноскопия, рентгенография, эзофагоскопия, пневмомедиастинография, рентгенокинематография, радиоизотопная диагностика).

Врожденные пороки развития пищевода. Классификация, диагностика, лечение

Химические ожоги и рубцовые сужения пищевода. Патогенез. Клиника острого периода. Первая помощь и принципы лечения в остром периоде. Раннее и позднее бужирование.

Клиника рубцового сужения пищевода, локализация и формы сужения. Диагностика. Лечение бужированием, методы бужирования, показания к ним. Хирургическое лечение. Типы пластического замещения пищевода (пластика пищевода желудком, тонкой и толстой кишкой). Одномоментные и многоэтапные операции. Результаты оперативного лечения.

Инородные тела. Клиника, диагностика, лечение.

Повреждения пищевода. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

Тема 5. Неопухолевые заболевания пищевода (ахалазия кардии, недостаточность кардии, дивертикулы пищевода).

Ахалазия кардии. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Принципы лечения, кардиодилатация с помощью пневматического кардиодилататора. Техника. Показания к хирургическому лечению, принципы операции.

Недостаточность кардии и рефлюкс-эзофагит. Патогенез, клиника, диагностика и показания к оперативному лечению. Принципы оперативного лечения.

Дивертикулы пищевода. Классификация. Клиника, диагностика, лечение.

Тема 6. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (пенетрация и перфорация).

Прободная язва. Классификация прободений язвы желудка и 12-ти перстной кишки, патологическая анатомия. Клиника (первичный шок, стадия мнимого благополучия и стадия разлитого перитонита). Дифференциальная диагностика. Оперативное лечение. "Прикрытые" перфорации, особенности хирургической тактики при них.

Пенетрация язвы желудка и 12-ти перстной кишки. Клиника, диагностика, классификация, лечение пенетрирующей язвы желудка и 12-ти перстной кишки.

Тема 7. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (кровотечение, стеноз, малигнизация).

Классификация кровотечений. Патологическая анатомия. Патогенез нарушений гомеостаза. Клиника желудочно-кишечных кровотечений. Диагностика, дифференциальная диагностика. Классификация по степени тяжести кровопотери. Консервативное лечение кровоточащих язв, показания к переливанию крови, эндоскопические методы гемостаза. Оперативное лечение. Синдром Мэллори-Вейса.

Стадии пилородуоденального стеноза. Клиника. Водно-электролитные нарушения и нарушения КОС при язвенном стенозе. Принципы предоперационной подготовки. Методы операций.

Малигнизация язвы желудка. Клиника, методы диагностики, лечение.

Тема 8. Заболевания желудка и 12-ти перстной кишки (дивертикулы, гастроплегия, безоары, опухоли и др.).

Дивертикулы желудка и 12-ти перстной кишки. Классификация. Клиника, диагностика, осложнения, лечение.

Острое расширение желудка (гастроплегия). Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение.

Безоары желудка и 12-ти перстной кишки. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Доброкачественные опухоли желудка и 12-ти перстной кишки. Клиника, диагностика, лечение.

Синдром Золлингера-Эллисона. Этиология, патогенез, диагностика, клиника. Особенности хирургического лечения.

Симптоматические язвы. Гормональные язвы, лекарственные язвы. Диагностика. Лечение.

Рак желудка. Этиология, патогенез. Классификация. Клиника. «Синдром малых признаков». Осложнения. Диагностика. Виды операций.

Тема 9. Болезни оперированного желудка.

Классификация болезней оперированного желудка. Рецидив язвы, пептические язвы тощей кишки, желудочно-ободочный свищ, синдром приводящей петли, демпинг-синдром, постваготомический синдром и др. Причины возникновения, клинические проявления, методы диагностики. Показания к хирургическому лечению, методы реконструктивных операций.

Тема 10. Заболевания тонкой кишки.

Анатомо-физиологические сведения о тонкой кишке, классификация заболеваний.

Дивертикулы. Классификация, диагностика, осложнения. Хирургическое лечение. Дивертикул Меккеля. Диагностика, лечение.

Тонкокишечные свищи. Классификация, диагностика, лечение.

Опухоли тонкой кишки. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

Болезнь Крона. Определение понятия, клиника, диагностика, лечение. Осложнения, их диагностика и лечение.

Тема 11. Неопухолевые заболевания ободочной кишки.

Анатомо-физиологические сведения об ободочной кишке. Классификация заболеваний. Методика обследования больных с заболеваниями ободочной кишки.

Пороки развития. Диагностика, лечение.

Болезнь Гиршпрунга. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Выбор метода хирургического лечения.

Хронический неспецифический язвенный колит. Этиология. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и оперативного лечения. Осложнения, их диагностика и лечение.

Дивертикулы толстой кишки. Клиника, диагностика, показания к хирургическому лечению, виды операций. Осложнения: дивертикулиты, параколические абсцессы, перитонит, обструкция ободочной кишки, кровотечение. Клиника, диагностика, лечение.

Ишемический колит. Клиника, диагностика, лечение.

Кишечные свищи. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

Тема 12. Опухоли ободочной кишки.

Доброкачественные опухоли и полипоз. Этиология, патогенез. Клиника, лечение.

Рак ободочной кишки. Предраковые заболевания. Облигатный и факультативный предрак. Классификация рака (по анатомическим формам и гистологическому строению), стадии процесса, клинической картины рака правой и левой половины ободочной кишки. Осложнения (непроходимость кишечника, перфорация, кровотечение). Диагностика, значение рентгеновского обследования, колоноскопия. Выбор метода хирургического лечения (определение объема оперативного вмешательства, одномоментные и многомоментные операции и показания к ним). Паллиативные операции (паллиативные резекции, обходные анастомозы, противоестественный задний проход, показания к ним).

Тема 13. Неопухолевые заболевания прямой кишки.

Анатомо-физиологические сведения о прямой кишке. Классификация заболеваний. Методика обследования больных с заболеваниями прямой кишки.

Врожденные пороки развития. Клиника. диагностика, лечение.

Геморрой. Определение понятия. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиника геморроя и его осложнений. Консервативное лечение. Оперативное лечение геморроя. Выбор метода лечения. Предоперационная подготовка, ведение послеоперационного периода.

Трещина прямой кишки. Причины возникновения. Клиника, диагностика, лечение.

Выпадение прямой кишки. Клиника, диагностика, лечение.

Парапроктиты и параректальные свищи. Этиология, патогенез, классификация. Клиника, диагностика, лечение.

Тема 14. Опухоли прямой кишки.

Полипы прямой кишки и полипоз. Клиника, диагностика, лечение.

Рак прямой кишки. Заболеваемость. Факторы, способствующие развитию заболевания. Классификация (по анатомическим формам роста и гистологическому строению, локализации, стадии процесса). Клиника заболевания в зависимости от анатомической формы и локализации. Диагностика. Методы операции. Показания к сфинктеросохраняющим и комбинированным операциям при раке прямой кишки. Паллиативные операции. Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных раком прямой кишки.

Тема 15. Динамическая кишечная непроходимость.

Определение понятия - кишечная непроходимость. Классификация (по происхождению, патогенезу, анатомической локализации, клиническому течению). Этиология, патогенез, классификация динамической непроходимости. Динамическая кишечная непроходимость как симптом острых заболеваний органов грудной, брюшной полостей и забрюшинного пространства, хронических интоксикаций. Клиника, дифференциальная диагностика. Принципы лечения.

Тема 16. Механическая кишечная непроходимость.

Классификация, этиология, патогенез механической кишечной непроходимости. Клиника, диагностика, лечение. Показания к резекции кишки. Предоперационная подготовка и ведение послеоперационного периода у больных с острой кишечной непроходимостью. Борьба с интоксикацией, парезом кишечника, гидроионными нарушениями, изменениями кислотно-основного состояния.

РАЗДЕЛ 2. ПЕРИТОНИТЫ

Тема 17. Перитонит.

Определение понятия. Анатомо-физиологичес-кие сведения о брюшине. Классификация перитонитов (по клиническому течению, локализации, характеру выпота, по характеру возбудителя, по стадии).

Патологоанатомические изменения при остром гнойном перитоните. Патогенез. Значение нарушения всасывания из брюшной полости, пареза кишечника, интоксикации, нарушения гидроионного равновесия и микроциркуляции в развитии клинической картины перитонита. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Роль лапароскопии. Этапы оперативного лечения.

Отграниченные перитониты (подпеченочный, поддиафрагмальный абсцесс, абсцесс Дугласова пространства, межкишечные абсцессы). Причины их возникновения, клиника, диагностика, лечение.

Гинекологические перитониты. Клиника. Диагностика. Лечение.

Туберкулезный перитонит. Классификация (по течению, по морфологическим формам). Клиника, диагностика и лечение различных форм.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи терапия» Для специальности 060101 (040100) "Лечебное дело"

    Рабочая программа
    Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи – по терапии» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  2.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  3. Каталог медицинской литературы

    Документ
    Представляем Вам наш новый каталог медицинской литературы «Осень 2009 — зима 2010 г.». Ассортимент увеличился на треть от ассортимента прошлого года и пополнился большим количеством новых уникальных изданий.
  4. Утвержден Ученым Советом университета 01. 07. 2008 г. Протокол №6 Ректор А. В. Воронин Петрозаводск 2008 аннотация отчет

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Петрозаводского государственного университета, проводившегося в течение 2007 – 2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности университета.

Другие похожие документы..