Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Прежде Россия славилась пушниной, лесом и бабами. Теперь бабы стали деловые, волевые. Прежде, когда становилось постыло, все могла заменить одна женщ...полностью>>
'Закон'
Тема: «Внесение изменений и дополнений в закон о местном самоуправлении РФ с целью повышения эффективности развития муниципальных образований путем и...полностью>>
'Документ'
В последние десятилетия существования СССР было проведено много политико-экономических исследований, содержащих рекомендации по совершенствованию и д...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА: ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ...полностью>>

Т. Д. Бурменко Рекомендовано Учебно-методическим центром Классический учебник (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СФЕРА УСЛУГ: ЭКОНОМИКА

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Т.Д. Бурменко

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Классический учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Москва

КНОРУС

2006

УДК 338.46(075.8)

ББК 65.43я73

С11

Рецензент:

Т.В. Чечелева, д-р экон. наук, проф. кафедры экономической теории

Финансовой академии при Правительстве РФ

Сфера услуг: Экономика : учебное пособие

С11 / кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М. : КНОРУС, 2006. — ... с.

ISBN 5-85971-227-8

В систематизированном виде излагаются вопросы функционирования сферы услуг как ведущего сектора современной экономики.

Рассматриваются сущность и классификация услуг в современном обществе, рынок услуг, порядок и принципы составления бизнес-плана для малых предприятий в сфере услуг. Анализируется положение на мировом рынке услуг, а также особенности рынка труда в сфере услуг.

Для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, работников сферы услуг, а также для всех, кто интересуется сервисолизацией современной экономики.

ISBN 5-85971-227-8

УДК 338.46(075.8)

ББК 65.43я73

© Коллектив авторов, 2006

ISBN 5-85971-227-8 © КНОРУС, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Цивилизационный процесс и структурная эволюция общественного производства

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 2. Информационный фактор в развитии человеческого общества

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 3. Сфера услуг в современном обществе

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 4. Услуги в современной экономике: сущность и классификация

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 5. Рынок услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 6. Предпринимательство в сфере услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 7. Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 8. Франчайзинг в сфере услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 9. Государство и развитие сферы услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 10. Мировой рынок услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 11. Структурная трансформация индустриальной модели занятости населения

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 12. Роль высокотехнологичных услуг в обеспечении занятости населения

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 13. Особенности труда в сфере услуг, их влияние на отбор, подготовку и занятость кадров

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 14. Специфика рынка труда и занятости в отдельных секторах сферы услуг

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Тема 15. Формирование новой модели женской занятости

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

Авторский коллектив:

Бурменко Т.Д., доктор экономических наук, профессор — введение, темы 1—5, 8, 9 (совместно с Ермаковой Л.Г.), 10;

Даниленко Н.Н., доктор экономических наук, профессор — темы 6 (совместно с Ермаковой Л.Г.), 11—15;

Туренко Т.А., кандидат экономических наук, доцент — тема 6 (совместно с Даниленко Н.Н. и Ермаковой Л.Г.), 7;

Ермакова Л.Г., кандидат экономических наук — темы 6 (совместно с Даниленко Н.Н. и Туренко Т.А.), 9 (совместно с Бурменко Т.Д.)

75-летию иркутского «Нархоза», как бы он ни назывался —

ИИНХ, ИГЭА, БГУЭП

ВВЕДЕНИЕ

Начиная со второй половины ХХ в. стали усиливаться качественные сдвиги в структуре общественного производства многих стран. Глубина и масштабы происходящих сдвигов в наиболее развитых государствах позволили говорить о переходе к постиндустриальной стадии развития как о реальном факте. Критериальным признаком этого специалисты часто называют формирование сервисной модели общества, которой соответствует доминирующая роль сферы услуг в национальном хозяйстве, что дало основание определять современную экономику как экономику услуг. Все шире в научно-практический оборот входит термин «сфера услуг», хотя достаточно четкого и глубокого его определения до сих пор нет. Думается, это объясняется тем, что услуги, во-первых, чрезвычайно многолики, во-вторых, часто неразрывно связаны с производством и движением физических товаров, в-третьих, пронизывают все сферы социально-хозяйственной деятельности: в большей или меньшей степени практически все отрасли экономики являются «услугооказывающими». Следует заметить, что сколько-нибудь целостная теория сферы услуг еще не сформировалась, но идет ее активное создание по многочисленным направлениям.

Многие вопросы, в том числе методологические, касающиеся сущностных моментов феномена «сфера услуг», до сих пор не решены, о чем свидетельствует, как мы уже сказали, отсутствие четкого определения указанного понятия, а также наличие множества терминов, которые в чем-то близки, но все-таки не совпадают по смыслу, тем более что их содержательные параметры (содержательное наполнение) также весьма размыты. Это касается, например, терминов, которые достаточно часто встречаются в отечественных научных и учебных публикациях: «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «духовное производство», «непроизводственная сфера», «сфера сервиса» и т.д. Общим для них является специфика деятельности, представляющая собой услугу. По мере осознания этого стал все больше употребляться термин «сфера услуг» как выражающий в самом широком смысле совокупность всех видов деятельности, которые в той или иной мере можно назвать услугами.

Превращение сферы услуг в ведущий сектор общественного хозяйства определяет степень развития и конкурентоспособности национальной экономики разных стран.

Масштабы и динамизм развития указанного сектора экономики, его ведущая роль в хозяйстве и социальной жизни общества обусловили возрастание интереса высших учебных заведений и колледжей к подготовке специалистов в области услуговой деятельности. Вместе с тем со всей остротой проявилась проблема недостатка в России соответствующей научной и учебно-методической литературы, особенно посвященной комплексному рассмотрению сферы услуг, хотя нельзя не отметить ряд книг В.Л. Иноземцева, в которых затрагиваются многие аспекты сферы услуг в координатах становления постиндустриального общества, а также монографию А.З. Селезнева, в которой освещаются проблемы нематериального производства, работы А.Е. Шаститко, В.Л. Тамбовцева и других авторов, где анализируется феномен публичных услуг, содержательные публикации Л.С. Демидовой. Больше «повезло» маркетингу и менеджменту услуг: эти направления достаточно представлены в солидных западных, а в последние годы и в российских учебниках и многочисленных статьях. В этой связи хочется отметить работы В.Д. Марковой, Е.В. Песоцкой, Г.Д. Крыловой, Н.Е. Николайчука, М.И. Соколовой, В.В. Кулибановой, В.Н. Стаханова и Д.В. Стаханова, В.Г. Федцова и В.В. Федцова, А.П. Челенкова.

В ходе написания данного учебного пособия авторы опирались на материал многочисленных зарубежных и отечественных изданий, в которых освещаются различные аспекты такого феномена, как сфера услуг, и свой многолетний опыт работы.

Все меняется, ничто не исчезает.

Все познается в сравнении.

Тема 1. Цивилизационный процесс

и структурная эволюция общественного производства

Основные подходы к градации развития человеческого общества. Эволюция технологических уровней и их характеристика. Эпохи в развитии человеческого общества: подходы К. Маркса, Э. Тоффлера, Д. Белла.

Сравнительная характеристика доиндустриального, индустриального и постиндуст­риального общества. Информационное общество.

Сейчас привычной стала фраза о том, что развитые страны вступили в постиндустриальную стадию развития. Этот процесс имеет множество проявлений, в том числе в плане радикальных сдвигов в структуре экономики. Осмысление происходящих изменений неизбежно приводит к необходимости их оценки с точки зрения логики развития человечества, периодизации этапов этого развития.

Ученые (историки, философы, социологи, экономисты) достаточно долго пытались выделить критериальные признаки развития. Был разработан ряд теорий и подходов, но ни одна из предложенных концепций не стала всеобъемлющей, абсолютной. Все они были уязвимы. Это естественно, поскольку развитие общества — сложный и противоречивый процесс, который можно охарактеризовать с разных точек зрения. Каждый подход ограничен своим временным горизонтом.

Эпохи в истории человечества могут характеризоваться разными определяющими параметрами: основными видами производственной деятельности (что производится), технологией (как производится), типом расселения (деревня, город), преобладающим родом деятельности. В качестве определяющих признаков рассматривают также уровень цивилизованности, культуру, этнографические характеристики, тип религиозного мышления, господствующие формы власти и т.д.

В научной литературе часто выделяются два наиболее общих подхода, используемых для периодизации эволюции общества: формационный и цивилизованный, каждый из которых, как показал исторический опыт, имеет свои достоинства и недостатки, свои направления развития и конкретизации.

При формационном подходе в качестве основных этапов развития общества выступают общественно-экономические формации, вычленяемые на основе такого критерия, как способ производства.

Общественно-экономическая формация — «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 442.

Способ производства — исторически конкретное единство производительных сил и производственных (экономических) отношений.

Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983. С. 649.

Способ производства — не только определенный способ добывания и преобразования вещества природы, но и особый способ присвоения труда непосредственных производителей (как и его результатов), обусловленный формой собственности на средства производства и соответствующей ей общественной формой труда.

Общая экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М. : ПРОМО-Медиа, 1995. С. 46.

Формационно-стадиальная концепция развития человеческого общества нашла свое изложение в работах К. Маркса.

Основываясь на данном подходе, Маркс выделял первичную (архаичную) и вторичную общественные формации. Часто в специальных публикациях говорится о трех формациях, хотя прямое подтверждение этого не приводится. В отличие от мнений авторов этих публикаций более корректно мнение В.Л. Иноземцева, который отмечает, что К. Маркс выдвинул ряд тезисов, из которых следует, что трактовка коммунизма в качестве третичной общественной формации вполне естественна для его концепции.

Позднее в марксистской литературе укрепилась более конкретизированная интерпретация формационного подхода с вычленением в историческом развитии общества пяти способов производства (или, как традиционно указывалось в советской литературе, общественно-экономических формаций): первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического.

Важными чертами этой классификации является акцент, во-первых, на решающей роли экономики вообще и материального производства в частности, во-вторых, на социально-классовой характеристике общества. В этом и достоинство данного метода, и его уязвимость, ограниченность. Главный недостаток марксистской концепции, как показал исторический опыт, в том числе опыт XX в., состоит в чрезмерной переоценке значения и роли классовой борьбы в истории человечества.

Основные постулаты формационного подхода: ведущая роль материального производства, стадиально-последовательное развитие и борьба полярных социальных сил как движущая сила развития — со временем стали явно расходиться с реальностью целостного мира, в эволюции которого все большее значение приобретали факторы неэкономические: развитие реализуется не только стадиально, а классовые антагонизмы «перекрываются» социальными, религиозными противоречиями.

Учитывая все это, специалисты отмечают, что как бы ни понималась формационная теория — в духе «пятичленки» или как соотношение первичной и вторичной формаций, в рамках названного подхода невозможно осмысление современного общества как целостности.

Другой подход к истории развития общества — цивилизационный — более широкий по сравнению с формационным, поскольку в цепочке развития учитываются помимо экономических моментов социальные, политические и особенно культурные факторы, а внимание акцентируется на сложности и многогранности человека, общества, исторический процесс рассматривается во взаимосвязи и преемственности, с точки зрения накопления духовного и материального богатства, учитывается роль общечеловеческих ценностей. При таком подходе экономика трактуется как элемент национальной культуры, сопряженный с системой ценностей данной культуры, понятной и потому принимаемой обществом. Думается, именно в этом контексте следует понимать фразу В.З. Черняка: «Экономика гораздо шире, чем думает о ней большинство людей, даже экономистов. Это рациональность, целесообразность, реализм, ничего лишнего, значит, экономика — это гармония, красота». Заметим, что все это относится только к здоровой экономике.

Специалисты, используя цивилизационный подход, дают разную градацию исторического развития общества. Одни считают, что человечество в своем развитии прошло два этапа: длительную эпоху архаичной цивилизации и эпоху современной цивилизации, охватывающую период в 2—3 тысячи лет. Сейчас, в начале ХХI в., наступил третий этап — этап новой цивилизации. Другие ученые выделяют семь-восемь (иногда свыше двух десятков) цивилизаций в зависимости от используемого классификационного критерия.

Отсутствие единства в рамках цивилизационного подхода во многом объясняется сложностью, емкостью, неоднозначностью самого понятия «цивилизация».

Цивилизация (от лат. cuvilis — гражданский): 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; 2) современная мировая культура; 3) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII—XIX вв., — третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень — дикость) (введено Л. Морганом и Ф. Энгельсом).

Современный словарь иностранных слов. М. : Русский язык, 1992. С. 680.

В современной литературе отмечается, что цивилизационный подход характеризуется следующими принципами:

  • социокультурные явления реально существуют и имеют свои общие закономерности;

  • каждая цивилизация имеет свою специфику духовной жизни, структур и исторических судеб;

  • цивилизаций немного, еще меньше универсальных цивилизаций, сохраняющих свою жизненность в новой и современной истории;

  • каждая из культурных систем основана на базовой предпосылке, первичном символе или конечной ценности;

  • взаимодействие цивилизаций происходит при сохранении ими своей идентичности.

Важно подчеркнуть различие формационного и цивилизационного подходов с точки зрения категории времени в историческом контексте. Формационно-стадиальная модель развития общества ближе к линейному представлению о времени: история человеческого общества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций. В последние же годы все более отчетливо проявляется позиция, согласно которой существует иное измерение,— не всегда заметное, но длительно действующее начало, определяющее в конечном итоге динамику жизни. В экономике и политике история умирает и списывается по причине морального устарения или изменения расстановки сил. Но лишь в цивилизации время сохраняется, накапливается, претерпевает изменения и в своих наиболее важных моментах «не проходит». Поэтому современный мир — вместилище и прошлого, и настоящего, и того, что принято называть ростками будущего.

Такое понимание времени и отражается в цивилизационно-циклическом подходе, идущем от Платона, Вико, а в новое время — от Питирима Сорокина и А.Дж. Тойнби, Л.Н. Гумилёва. Именно Л.Н. Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера земли» сделал, по мнению специалистов, убедительную попытку научно обосновать синтез всемирно-исторического и культурно-исторического времени, разграничив сферу их применения.

«Выход на цивилизационную основу, по сути, введение категории времени в экономические исследования, придает новое — культурно-историческое измерение процессу развития производительных сил... точнее будет оцениваться соотношение общего и частного в цивилизационном синтезе».

МЭиМО. 1999. № 1. С. 120.

В связи с этим уместно отметить, что достаточно часто развитие общества характеризуется с точки зрения смены технологий. В полном объеме технология представляет собой сложную систему, в основе которой лежит использование орудий, инструментов, аппаратов, процессов, связанных с применением навыков, знаний и умений, адекватной информации, системы управления, использования и применения, нахождения и создания необходимых ресурсов: энергии, сырья и человеческого потенциала. Наконец, эта система включает в себя подсистему различных социальных, экономических, экологических и духовно-культурных последствий, связанных с возникновением, применением, восприятием или отвержением, внедрением данной технологии.

Жизнь человека и общества всегда технологизирована. Технологизированы производство, в том числе сельскохозяйственное, торговля, управление, быт, семейные отношения, образование, культура, развлечения и т.д. Непреложный факт заключается в том, что характер, количество и качество производимых товаров, сельскохозяйственных продуктов, услуг, способ потребления и расходования энергии, восполнимых и невосполнимых природных ресурсов, характер связи, взаимодействия, общения между людьми зависят от того, какой уровень технологии является господствующим в обществе и какой тип информационной революции предшествовал созданию данного общества.

В историческом разрезе человечество прошло несколько технологических уровней, или укладов.

Первый уровень основан на применении энергии, силы и непосредственной деятельности человека как основного источника и основного пользователя инструментов и орудий (первобытное общество).

Второй уровень основан на использовании энергетических возможностей природы: ветер, вода, огонь, сила животных (традиционное общество).

Третий уровень связан с изобретением и применением паровых машин и соответствующих этому средств передвижения: паровоз, пароход (этому уровню соответствует классический, или промышленный, капитализм).

Четвертый уровень базируется на промышленном использовании электричества, химизации производства, использовании двигателя внутреннего сгорания, механизации основных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, на активном использовании современной электроники, современной вычислительной техники и средств связи (переход от индустриального к постиндустриальному обществу).

Пятый уровень представляет собой системный, экологический, безопасный уровень использования современных технологий, освоения космоса, создания универсальных систем для управления и генераций знаний и их максимального использования в производстве, быту, образовании и т.п.

Современным, развитым может считаться только общество, в котором господствующее место занимают четвертый и пятый технологические уровни, т.е. общество высоких технологий. Каждому качественному уровню технологии соответствуют определенные типы общества, цивилизации и культуры.

Смена технологических уровней — важная характеристика, как и эволюция социальных отношений. Они тесно сопряжены, но изолированное их рассмотрение не дает панорамного ви#дения развития общества, поскольку взаимосвязь и взаимообусловленность указанных компонентов проявляются через категорию «цивилизация», элементами которой (наряду с другими) они выступают.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т. Д. Бурменко Рекомендовано Учебно-методическим центром Классический учебник (2)

    Учебник
    Рассматриваются сущность и классификация услуг в современном обществе, рынок услуг, порядок и принципы составления бизнес-плана для малых предприятий в сфере услуг.
  2. Издания по экономическим дисциплинам поступившие в библиотеку в 2008 г

    Документ
    Абалкин, Леонид И. Стратегия: выбор курса / Абалкин, Леонид И. ; Рос. акад. наук; Ин-т экономики. - М., 2003. - 210 с. - Авт. указ. на обл. - ISBN 5-201-03153-6 : 77-00.
  3. Российские сми о мчс мониторинг за 24 января 2012 г

    Руководство
    Создание Корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока предотвратит отток населения с этих территорий - губернатор Мезенцев (Информационное агентство «Итар-Тасс», 23.
  4. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли»

    Методические рекомендации
    Составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 100109 Косметика и визажное искусство
  5. Тема сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

    Конспект
    Услуги как вид человеческой деятельности имеют длинную историю. Однако только в 60-х годах 20 века в западном менеджменте им стали уделять внимание. Все больше людей трудится в сфере услуг.

Другие похожие документы..