Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Правительство РФ: утверждены правила выплат субсидий на поддержку племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодст...полностью>>
'Документ'
1 июня. Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857), русский композитор. 205 лет со дня рождения. Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии в семье пом...полностью>>
'Доклад'
  Каждая общественная организация и движение стремятся повысить статус и расширить свое влияние благодаря максимальному вовлечению людей. Профсоюзы н...полностью>>
'Документ'
Странное ощущение по возвращении на родину. Как будто приснился сон из сказок 1 и 1 ночь и растаял утром…. За окном Новосибирск, шум машин, такая реа...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Средние века и Возрождение) специальность 030601 Журналистика

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»

“Утверждаю”

Зав. кафедрой _________Н.Н. Комлик

“29” августа 2006г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по дисциплине «История зарубежной литературы» (Средние века и

Возрождение)

специальность 030601 Журналистика

квалификация журналист

форма обучения очная

факультет журналистики

кафедра русской литературы ХХ века и зарубежной литературы

курс: 1

семестр: 2

лекций 18 ч.

практических (семинарских) занятий: 18 ч.

лабораторных занятий:

экзамен: 2 сем.

зачет:

самостоятельная работа: 34 ч.

Всего часов: 70 ч.

Елец

Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

030601 Журналистика

номер государственной регистрации № 69 гум / сп от 10.03.2000 г.

на основе программы___________________________________________________

на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол № 1 от «29» августа 2006г.)

Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Комлик

Рабочая программа утверждена методическим советом факультета

(протокол № 1 от «26» октября 2006 г.)

Председатель методического совета ________________М.С. Штейман

Рабочую программу составила Селеменева М.В.

I. Организационно-методический раздел

    1. Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)

В ходе изучения зарубежной литературы средних веков и Возрождения предполагается знакомство с развитием литературного процесса данного периода, с деятельностью выдающихся писателей средневековья и Возрождения.

При изучении литературы средних веков и Возрождения должны быть изучены две стороны: самостоятельная эстетическая ценность, неповторимое своеобразие памятников литературы – великих произведений Рабле, Боккаччо, Сервантеса, Шекспира, Петрарки, Данте и значение достижений литературы для последующего развития духовной культуры человечества.

Материал курса позволит продемонстрировать специфику средневекового и ренессансного мироощущения, охарактеризовать направления и жанры литературы как определенную художественную систему.

Большое внимание уделено чтению текстов и анализу отдельных произведений.

Литература средних веков и Возрождения рассматривается в историко-культурном контексте, философии и психологии. Уделяется внимание и истории исследования литературного процесса, формированию различных научных концепций (труды А.Н. Веселовского, А.Ф.Лосева, М.Бахтина и др.).

1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

* Умение рассматривать литературный процесс средних веков и Возрождения в культурном контексте эпох.

* Умение анализировать литературные произведения разных жанров и эстетической направленности.

* Понимание национальной специфики изучаемых литератур (французской, немецкой, итальянской, испанской, английской) и умение устанавливать межлитературные связи (с русской литературой).

II. Содержание дисциплины

2.1. Основные разделы дисциплины

1. Литература средневековья.

2. Литература Предвозрождения.

3. Литература Возрождения.

2.2. Темы и их содержание.

  1. Общая характеристика курса. Проблема периодизации.

  2. Героический эпос средневековья. Особенности французского героического эпоса «Песнь о Роланде». Особенности художественного мира «Песни». Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах» и его поэтика.

  3. Средневековая рыцарская литература. Рыцарская лирика. Поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров. Средневековый рыцарский роман. Циклы средневековых романов (античный, византийский, бретонский). Бретонский цикл: романы о Тристане и Изольде, артуровские романы, романы о Святом Граале. «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье.

  4. Городская литература средневековья. Жанры городской литературы: фаблио, шванки, сатирический эпос. Средневековая драма (мистерия, миракль, моралите).

  5. Творчество Данте Алигьери. Этапы творческого пути. «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы. Композиция. Символика.

  6. Английская литература 14 в. «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера.

  7. Французская поэзия 14-15 вв. Творчество Ф. Вийона. Развитие жанра баллады.

  8. Литература эпохи Возрождения. Гуманизм - идеология Ренессанса. Обращение к античности. Возрождение в Италии. Ф.Петрарка как создатель гуманистической культуры. Гуманистический пафос книги «Канцоньере».

  9. Творчество Д.Боккаччо. Истоки жанра новеллы. Гуманистическая концепция мира и человека в «Декамероне».

  10. Возрождение во Франции. Творчество Ф.Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» и его связь с народной смеховой культурой. Поэзия «Плеяды». «Опыты» М. Монтеня как синтез идей эпохи Возрождения.

  11. Возрождение в Германии и Нидерландах. Творчество Э. Роттердамского «Похвала глупости». Гуманистическая сатира С. Бранта.

  12. Возрождение в Испании. Развитие исторического романа до Сервантеса (пасторальный, плутовской, рыцарский романы). Творчество Сервантеса. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». История создания романа.

  13. Возрождение в Англии. Ранний этап английского Возрождения. Утопический роман (Т. Мор). Высокое Возрождение. Развитие английской драмы до Шекспира.

  14. Творчество У. Шекспира. Художественный мир Шекспира. Комедии. Период «великих трагедий». Русские классики о Шекспире.

III. Рабочая программа дисциплины

3.1. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

Лаб.

Общая характеристика курса.

Проблематика периодизации.

1

1

3

Героический эпос Средневековья. «Песнь о Роланде»

3

1

2

3

Средневековая рыцарская

литература. Городская литература Средневековья

5

1

4

3

Творчество А.Данте

3

1

2

3

Английская литература 14 в

2

2

3

Французская поэзия 14-15 в. в

2

2

3

Литература эпохи Возрождения

4

2

2

3

Возрождение в Италии. Лирика Ф.Петрарки

2

2

3

Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле. Поэзия «Плеяды»

4

2

2

3

Возрождение в Испании.

Творчество Сервантеса

4

2

2

3

Возрождение в Англии.

Творчество У. Шекспира

6

2

4

4

Всего

70

18

18

34

3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах

Тема 1. Французский героический эпос «Песнь о Роланде» - 2ч.

План:

  1. «Песнь о Роланде» в свете проблемы жанра:

  1. Эпическое произведение в фольклоре и литературе.

  2. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения «Песни», проблема авторского начала, эпическая идея «Песни» и отражение в ней общественного идеала).

  3. Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного творчества.

  1. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность. «Песнь о Роланде» и история (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений):

1) Эпический мир «Песни о Роланде» и способы ее создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира).

2) Проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки; образы Роланда, Оливье, Турпина, других славных французов; образы Ганелона и мавров; образ Карла; проблема замены героев).

III. Значение «Песни о Роланде» как художественного памятника.

Литература:

    1. История французской литературы. М., Л., 1946. Т.1. С. 23-56.

    2. Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. М.-Л., 1934. С.7-98.

Тема 2. Проблематика и художественное своеобразие

«Божественной комедии» Данте - 2 ч.

План:

  1. Жанровая природа «Божественной комедии». Смысл названия произведения.

  2. Изображение Ада в поэме Данте. Предметность, наглядность,изобразительность описаний Ада.

  3. Образы грешников.

  4. Отображение политической борьбы в поэме Данте.

  5. Образ автора, как он отразился в «Божественной комедии».

  6. «План» Ада» - есть уже плод великого гения (Пушкин). Художественное своеобразие «Божественной комедии».

Литература:

  1. Данте. Божественная комедия (любое издание).

  2. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

  3. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.

  4. Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.

Тема 3. Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как воплощение традиций народной смеховой культуры -2 ч.

План:

  1. Источники идей, сюжетного замысла, стиля романа-эпопеи Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  2. Сочетание фантастики и реальности в изображении событий.

  3. Утопический идеал доброго и разумного правителя в книге Рабле.

  4. Педагогические идеи Рабле (кн. 1, гл. 14-15, 21-24).

  5. Телемское аббатство как воплощение идеального государственного и общественного устройства.

  6. Письмо Гаргантюа Пантагрюэлю - манифест гуманистических идей (кн. 2, гл. 8).

  7. Рабле - мастер сатиры.

Литература:

  1. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1961.

  2. Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

  3. Пинский Л. Смех Рабле // Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Тема 4. Гуманистическая концепция романа Сервантеса

«Дон Кихот» - 2 ч.

План:

  1. Испанская литература до Сервантеса.

  2. Идейный замысел романа «Дон Кихот».

  3. Смысл пролога к роману.

  4. Дон Кихот и проблема безумия в романе.

  5. Санчо Панса и проблема донкихотовской пары.

  6. Роман Сервантеса и его герой в оценке русской и зарубежной критики.

Литература:

  1. Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» (любое издание).

  2. Державин К.Н. Сервантес. М., 1958.

  3. Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963.

  4. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Тема № 5. Рыцарская литература средневековья   2 часа

План:

  1. Куртуазная литература, ее отличительные черты.

  2. Рыцарская лирика: причины расцвета в XII-XIII веках, жанры и их особенности.

  3. Происхождение термина “роман”, особенности жанра романа. Отличие средневекового романа от античного.

  4. Героическая поэма и рыцарский роман: продемонстрируйте отличия на примере “Песни о Роланде” и “Тристана и Изольды”.

  5. Циклы рыцарских романов: художественные особенности.

Литература:

  1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 74-92.

  2. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 67-100.

  3. Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.

  4. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

  5. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1985. Т. 2.

Тема № 6. Городская литература средневековья   2 часа

План:

  1. Условия формирования городской литературы. Взаимоотношения с рыцарской, клерикальной, народной литературой.

  2. Эпические жанры городской литературы. Привести примеры из текстов.

  3. Лирические жанры городской литературы: поэзия вагантов, ее особенности, основные темы, мотивы.

  4. Городской средневековый театр. Основные жанры.

Литература:

  1. Колесо Фортуны: Ваганты. М.: ТОО Летопись, 1998.

  2. Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

  3. Муравьев В. Б. Дороги вагантов // Колесо Фортуны: Ваганты. М.: ТОО Летопись, 1998. С. 5-40.

  4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 108-138.

  5. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 101-114.

Тема № 7. Человек и мир в европейской лирике эпохи Возрождения – 2 часа

План:

  1. Понятие “лирика” и “лирический герой”.

  2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. Основные признаки.

  3. Лирика Гвидо Кавальканти (проанализировать один сонет на выбор: “Красавиц обольстительные взоры…”, “Ты не видала, госпожа моя…”)

  4. Лирика Данте Алигьери (проанализировать один сонет на выбор: “Влюбленным душам посвящу сказанье…”, Лишь о любви все мысли говорят…”, “Я Вам одной   и больше никому…” и др.)

  5. Лирика Ф. Петрарки (проанализировать один сонет на выбор: “Благословен день, месяц, лето, час…”, “Всегда любил, теперь люблю душой…”, “Я изнемог от безответных дум…”, “Я поступал ему наперекор…” и др.)

  6. Сонеты В. Шекспира: 27, 40, 50, 66, 90, 116, 130, 147, 154. Какими предстают в сонетах лирический герой, возлюбленная, чувство любви?

Литература:

  1. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения.

  2. История всемирной литературы в 9-ти т. М. Т. 3.1985. С. 45-55, 75-77.

  3. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.

  4. Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

  5. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.

  6. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

  7. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).

Тема 8. Проблема человека и власти в трагедии У.Шекспира

«Король Лир» - 2ч.

План:

  1. Проблематика трагедии «Король Лир», ее жанровая характеристика.

  2. Два полюса жизни в трагедии: мир власти и мир отверженных.

  3. Эволюция характера короля Лира.

  4. Мир отверженных в трагедии Шекспира.

  5. Образ шута в трагедии «Король Лир».

  6. Образ Корделии и тема милосердия в трагедии.

7. Идейный смысл финала трагедии и историческая концепция Шекспира.

Литература:

  1. Шекспир Уильям. Король Лир (любое издание).

  2. Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963.

  3. Морозов М. Шекспир. М., Л., 1956.

  4. Оруэлл Дж. Лир, Толстой и шут //Современная драматургия, 1989. № 6. С. 222-223.

Смирнов С. Шекспир. М., Л., 1963.

Тема № 9. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”   2 часа

План:

  1. Что такое комедия?

  2. Почему произведение имеет такое странное заглавие?

  3. Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).

  4. Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.

  5. В чем заключается конфликт?

  6. Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).

  7. Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?

  8. Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?

  9. Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?

  10. Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?

  11. Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.

Литература:

  1. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

  2. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

  3. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.

Тема № 10. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира

Ромео и Джульетта”   2 часа

План:

  1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы”   “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).

  2. Функции Пролога.

  3. Выделите элементы сюжета.

  4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?

  5. Конфликт в трагедии.

  6. Образ враждующего мира. 

  7. Идейный смысл пьесы.

  8. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.

Литература:

  1. Аникст А. А. Творчество Шекспира.

  2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

  3. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.

  4. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 28-38.

Тема № 11. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира

Гамлет” – 2 часа

План:

  1. Какие действующие лица сталкиваются в трагедии? На чем основан конфликт? (по определению А. Аникста и др.)

  2. Нравы окружающего Гамлета общества (по А. Аниксту и Г. Козинцеву). Дайте характеристику представителям общества: Клавдию, Гертруде, Полонию, Лаэрту, Офелии, Розенкранцу и Гильденстерну.

  3. Образ Гамлета. Какая задача стоит перед ним? В чем причина колебаний героя?

  4. Тема Гамлета в русской лирике (проанализировать стихотворения М. Цветаевой, А. Блока, Б. Пастернака, В. Высоцкого).

  5. Трагедия Шекспира в различных экранизациях. Подготовить рецензию.

Литература:

  1. Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963. С.373-402.

  2. Козинцев Г.Наш современник В. Шекспир. М., 1962. С. 167-210.

  3. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971. С. 12-154.

  4. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 38-46.

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

4.1 Типовые контрольные работы.

Уровень ниже среднего.

  1. Типологические особенности героического эпоса средних веков.

  2. Тема любви в “Романе о Тристане и Изольде”.

  3. Жанры рыцарской поэзии.

  4. Образ Гамлета в одноименной трагедии У. Шекспира.

  5. Образ Дон-Кихота в одноименном романе М. де Сервантеса.

Средний уровень.

  1. Тема любви и ренессансное представление о человеке в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.

  2. Идеи гуманизма в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

  3. Герои рыцарских романов.

  4. Типологические черты и национальное своеобразие “Песни о Роланде” и “Песни о Сиде”.

  5. Образ лирического героя поэзии Ф. Вийона.

 

Уровень выше среднего.

  1. Герои эпических поэм и рыцарских романов (на примере двух произведений на выбор студента).

  2. Прекрасная Дама в лирике Данте Алигьери и Ф. Петрарки.

  3. Функции обрамляющей новеллы в “Декамероне” Д. Боккаччо.

  4. Тема безумия в трагедии У. Шекспира “Гамлет”.

  5. “Песнь о Роланде” и “Слово о полку Игореве” как героические поэмы средневековья.

4.2. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы.

  1. Новый завет как источник христианской литературы.

  2. Особенности художественного мира «Песни о Роланде».

  3. Поэзия труверов и миннезингеров.

  4. Отличие средневекового романа от героического эпоса.

  5. Роман К. де Труа «Ланселот, или Рыцарь Телеги».

  6. Трактаты Данте.

  7. Поэтическое новаторство Ф. Вийона.

  8. Лирический герой «Малого завещания» и «Большого завещания» Ф. Вийона.

  9. Образ Италии в стихах Ф. Петрарки.

  10. Антиклерикальные мотивы «Декамерона» Боккаччо.

  11. Проблематика и идейное содержания «Опытов» М. Монтеня.

  12. Утопия как жанр литературы эпохи Возрождения.

  13. Главные образы и мотивы сонетов У. Шекспира.

  14. Исторические хроники У. Шекспира.

  15. Характер трагического в пьесе «Гамлет» У. Шекспира.

4.2. Тематика рефератов

  1. Женские образы в произведениях У.Шекспира.

  2. Фольклор и литература средневековья.

  3. Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  4. Образ Телемской обители в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  5. Художественные особенности плутовского романа.

  6. Английская ренессансная драматургия.

  1. 7. Роль фантастического начала в трагедиях У. Шекспира.

4.3. Примерная тематика рефератов

В данном курсе выполнение рефератов не предусмотрено.

    1. Вопросы к экзамену

  1. Периодизация средневековой литературы. Характеристика периодов.

  2. Типология героического эпоса средневековья.

  3. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса («Песнь о Роланде»).

  4. Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».

  5. «Песнь о Сиде» – эпическая поэма испанского средневековья.

  6. Рыцарская (куртуазная) литература. Лирика трубадуров.

  7. Средневековый рыцарский роман, его жанровые особенности.

  8. Роман Бедье «Тристан и Изольда».

  9. Философия христианства как основа клерикальной литературы.

  10. Средневековая клерикальная литература (легенды, видения, мистерии, миракли).

  11. Проблематика и жанровое своеобразие городской литературы.

  12. Италия на рубеже XIII – XIV веков. Жизненный и творческий путь Данте.

  13. «Божественная комедия» Данте. Проблематика и структура поэмы, роль аллегории и символики.

  14. Балладная лирика Ф. Вийона. Представления о мире и человеке.

  15. Характеристика эпохи Возрождения и ее культуры.

  16. Ф. Петрарка и его сборник «Канцоньере».

  17. Художественное новаторство Боккаччо в сборнике «Декамерон». Воплощение нового взгляда на человека, гуманистический пафос сборника.

  18. Возрождение во Франции. Религиозные войны как выражение социальных противоречий жизни французского общества. Кружок Маргариты Наваррской.

  19. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  20. Народная смеховая культура средневековья в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  21. Французская поэзия 2-й половины XVI века (поэты «Плеяды» П. Ронсар и Ж. Дю Белле).

  22. Гуманизм и Реформация в Германии (Мартин Лютер, Ганс Сакс, Томас Мюнцер).

  23. Немецкая литература эпохи Возрождения («Корабль дураков» С. Бранта, У. фон Гуттен).

  24. Эпоха Возрождения в Нидерландах. Творчество Э. Роттердамского («Похвала глупости»).

  25. Возрождение в Испании.

  26. Роман Сервантеса «Дон Кихот»: проблематика, особенности композиции, жанровое своеобразие.

  27. «Дон Кихот» М. Сервантеса как реалистическое обобщение испанской действительности. Гуманизм романа.

  28. Образы Дон Кихота и Санчо Пансы: сравнительная характеристика.

  29. Люди из народа в изображении М. Сервантеса. Образ Санчо Пансы.

  30. Английское Предвозрождение и «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера.

  31. Характеристика английского Возрождения. Этапы развития гуманизма в Англии. Т. Мор, Э. Спенсер.

  32. Эволюция гуманистических взглядов В. Шекспира и периодизация его творчества.

  33. Проблематика и художественное своеобразие сонетов В. Шекспира.

  34. Ренессансные мотивы в комедиях В. Шекспира (на примере одного или нескольких произведений).

  35. Тема любви и ренессансное представление о человеке в комедии В. Шекспира «Двенадцатая ночь».

  36. Тема любви в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

  37. Проблематика и художественное своеобразие трагедии Шекспира «Гамлет».

  38. Социально-философская трагедия В. Шекспира «Король Лир».

  39. Исторические хроники В. Шекспира. «Генрих IV».

  40. Концепция человека в искусстве средних веков и Возрождения.

4. 5. Основная литература

Список художественных текстов:

  1. Песнь о Роланде. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Сиде.

  2. Поэзия трубадуров. Ж. Бедье. Тристан и Изольда.

  3. Данте. Божественная комедия.

  4. Ф. Вийон. Лирика.

  5. Ф. Петрарка. Канцоньере.

  6. Дж. Боккаччо. Декамерон.

  7. Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

  8. М. Сервантес. Дон Кихот.

  9. П. Ронсар. Лирика. Ж. Дю Белле. Лирика (поэзия «Плеяды»).

  10. С. Брант. Корабль дураков. Э. Роттердамский. Похвала глупости.

  11. Дж. Чосер. Кентерберийские рассказы.

  12. В. Шекспир. Сонеты. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Генрих IV.

Учебники и учебные пособия:

  1. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999.

  2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.

  3. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения.

  4. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975.

  5. Зарубежная литература средних веков. Вып. 2: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975.

Список научной литературы:

Аникст А. А. Творчество Шекспира.

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. М., 1964.

Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976, с. 182-273, 265-361.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

Бочаров С. Г. О Композиции Дон Кихота // Сервантес и всемирная литература. М., 1969.

Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Виппер Ю.Б. Поэзия плеяды. Становление литературной школы. М., 1976.

Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.

Державин К.Н. Сервантес. М., 1958.

Декс П. Семь веков романа. М., 1962.

Дубашинский И. А. Вильям Шекспир.

Еремина С. И. Предисловие // Камоэнс Л. де. Сонеты. М., 1980.

Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.

История французской литературы. М., Л., 1946.

История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 2. 1984. Т. 3.1985.

Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Мелетинский Е.М. Классическая новелла эпохи Возрождения //Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Морозов М.М. Шекспир. М., 1966.

Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.

Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

Муравьев В. Б. Дороги вагантов // Колесо Фортуны: Ваганты. М.: ТОО Летопись, 1998. С. 5-40.

Немировский А. Артуровская традиция // Литература (Приложение к “Первому сентября”). 1996. № 43. С. 4.

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1974.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1998.

Смирнов А.А. Шекспир. Л.-М., 1963.

Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.

Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Марин Лютер. М., 1984.

Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.

Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ. Т. 10), 1976. С. 5-24.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

Шайтанов И. О. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь.   М.: Просвещение, 1997.

Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. М.-Л., 1934

4.6 Дополнительная литература

Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. Воронеж: “Родная речь”, 1997.

Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

Немецкие шванки и народные книги XVI века: Пер. с нем. М.: Художественная литература, 1990.

Немецкие шванки и народные книги XVI века: Пер. с нем. М.: Художественная литература, 1990.

Памятники средневековой латинской литературы IV—IX вв. М., 1970.

Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв. М., 1972.

Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.

Пуришев В. Немецкие прозаические шванки и народные книги эпохи Возрождения // Рыцари Круглого Стола: Предания Романских народов средневековой Европы в пересказах Е. Балобановой, О. Петерсон. М.: Аргус, 1995.

Средневековые латинские новеллы XIII в. Л., 1980.

Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот (любое издание).

Хейзинга Й. Осень средневековьяЕ Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. Д. В. Сильвестрова. М., 1988.

Хрестоматия по истории Средневековья. Т. 2. М., 1963.

Ястребицкая К. Л. Западная Европа XI-XIII вв.: Культура. Быт. Костюм. М., 1978.

4.7. Использование информационных технологий

Электронные версии художественных текстов по курсу хранятся на диске кафедрального компьютера.

Электронные версии художественных текстов по курсу содержатся в библиотеке Максима Мошкова.

В курсе допускается использование мультимедийных презентаций, разработанных доцентом кафедры Исаевой Е.В.

1. Общая характеристика литературы и искусства средних веков.

2. Рыцарская литература.

3. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.

4. Гуманистический пафос трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

V. Дополнения и изменения в рабочей программе на 20___/ 20__ уч.год

Дополнения и изменения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы протокол №______________ от «___» _________________ 20___г.

Зав.кафедрой Н.Н. Комлик________________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика. Степень (квалификация) бакалавр

    Основная образовательная программа
    3.1. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице.
  2. Учебно-методическое пособие к 45-летию отделения журналистики Казанского государственного университета

    Учебно-методическое пособие
    Авторы: Ю.В.Андреева, Р.П.Баканов, П.В.Баутина, А.Ш.Бик-Булатов, А.А.Лебедев, Л.М.Салмина, М.В.Симкачева, Р.И.Ситдикова, Д.В.Тихонов, Д.В.Туманов, С.К.
  3. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

Другие похожие документы..