Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По его словам, налоговая нагрузка в стране неравномерна: минимум у металлургов и нефтяников, а максимум – в обрабатывающей промышленности и строительс...полностью>>
'Документ'
В состав требований к обязательному минимуму содержания дисциплины «информатика и математика» государственного образовательного стандарта высшего про...полностью>>
'Решение'
Цель: подвести учащихся к пониманию философского смысла романа; показать противоречие между гуманизмом и «наполеонизмом» Раскольникова; продол­жить в...полностью>>
'Документ'
Развитие умения самостоятельно мыслить и действовать важно на всех этапах школьного обучения, но особенное значение этот навык имеет в младшем школьн...полностью>>

Программа дисциплины «Экономика социально-культурной сферы и науки» для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра Авторы профессор, д э. н. С. В. Шишкин

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли РФ

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет экономики

Программа дисциплины

«Экономика социально-культурной сферы и науки»

для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

Авторы – профессор, д.э.н. С.В.Шишкин

профессор, д.э.н. Киселева В.В. vkiseleva @hse.ru

Рекомендовано секцией УМС «Экономическая теория»

Председатель

_______________________ (О.И.Ананьин)

Одобрено на заседании кафедры государственного управления и экономики общественного сектора

23 января 2008г.

Зав. кафедрой, проф., д.э.н.

______________________

(Л.И.Якобсон)

Утверждено УС факультета экономики

Ученый секретарь

________________________ (Т.А.Протасевич)

« _____» _______________200 _г.

Москва, 2008

Пояснительная записка

Авторы программы:

д.э.н., профессор С.В. Шишкин (раздел 1);

д.э.н., профессор В.В. Киселева (раздел 2)

Требования к студентам:

Микро- и макроэкономика (промежуточный уровень), экономика общественного сектора в объеме курса для бакалавриата, общая теория статистики

Аннотация:

Проблемы разработки государственной стратегии, направленной на развитие социальной-культурной сферы и науки, в настоящее время рассматриваются в Российской Федерации как результат политического выбора, а финансирование этих направлений бюджетных расходов не обосновываются экономически, что является наследием принципов финансирования «непроизводственной» сферы по остаточному принципу, принятому в СССР.

Тем не менее, экономические последствия и эффективность политики в социально-культурной сфере и науке проявляются в формировании человеческого капитала, формируют основные ценности демократического общества. Не случайно национальные проекты РФ связаны с совершенствованием здравоохранения и образования.

Теория экономики общественного сектора позволяет обосновать направления, уровень расходов и эффективность государственной политики в социальной сфере. Одновременно, теория экономики знаний позволяет выбрать инновационную политику, направленную на коммерциализацию достижений науки, что дает возможность и указывает пути перехода экономики к новому инновационному типу развития.

Данный курс дает студентам программы подготовки бакалавров начальный уровень знаний в области теоретических основ, результатов эмпирических исследований и их использования в практике государственного регулирования развития социально-культурной сферы и науки.

Курс предполагает чтение лекций и состоит из двух блоков: «Экономика социально-культурной сферы» и «Экономика науки». Точное распределение часов по темам представлено в описании курса.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Раздел 1

Предмет экономики социально-культурной сферы

8

2

6

2

Формы организаций в социальной сфере

8

2

6

3

Особенности экономических отношений в здравоохранении

8

2

6

4

Организация здравоохранения в России: проблемы и перспективы реформирования

8

2

6

5

Особенности экономических отношений в сфере образования

8

2

6

6

Российская система образования: проблемы и перспективы реформирования

8

2

6

7

Особенности экономических отношений в сфере культуры

8

2

6

8

Раздел 2.

Предмет экономики науки и инноваций

8

2

6

9

Методология анализа экономических отношений в науке. Особенности науки как экономической категории

8

2

6

10

Методология анализа инноваций. Спрос и предложение инноваций

8

2

6

11

Национальные инновационные системы и их региональные особенности..

8

2

6

12

Интеграция науки и образования

8

2

6

13

Обобщение опыта создания инновационной системы РФ. Стратегия преобразований сферы НИОКР и их соответствие рекомендациям теории инноваций

12

4

8

108

28

80

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Формы контроля:

  • текущий контроль предусматривает контроль посещаемости и активности студентов в ходе проведения лекций, выступления, участие в дискуссиях, консультации с преподавателями по выбору тематики эссе и т.п.

  • промежуточный контроль предусматривает написание эссе (объем 3-4 тысячи слов). Тематика эссе выбирается студентом по любой теме курса и согласовывается с преподавателем.

  • итоговый контроль проводится в форме письменного зачета по обоим разделам курса с использованием как открытых, так и закрытых вопросов.

Итоговая оценка по курсу («Экономика социально-культурной сферы и науки») формируется как сумма оценок за активность на лекциях - максимум 10 баллов, домашнее эссе - максимум 30 баллов и оценки, полученной на письменном экзамене (60 минут) - максимум 60 баллов.

При этом сумма менее 40 баллов соответствует оценке 2 («неудовлетворительно»), сумма в диапазоне 41-60 баллов соответствует оценке 3 («удовлетворительно»), в диапазоне 61-80 баллов соответствует оценке 4 («хорошо»), в диапазоне 81-100 – оценке 5 («отлично»).

Содержание программы

Раздел 1

Тема 1. Предмет экономики социально-культурной сферы

Вопросы для рассмотрения:

  • Состав отраслей социально-культурной сферы.

  • Общие признаки отраслей социально-культурной сферы.

  • Историческая эволюция отраслей социально-культурной сферы.

  • Содержание экономической точки зрения на отрасли социально-культурной сферы.

  • Аспекты рассмотрения деятельности социально-культурной сферы (экономический; организационно-технологический; социально-организационный; социально-культурный; политический).

Основная литература:

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 12-31.

Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. / Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18-28.

Le Grand J., Propper C. and Robinson R. (1992), The economics of social problems. Third edition. London: Macmillan, p. 1-35.

Дополнительная литература:

Barr N. (2004), The economics of the welfare state. Fourth edition. Oxford University Press, p. 3-63.

Frey B.S. (2003), Arts and economics. Analysis and cultural policy. Second edition. Berlin, Heidelberg, New York: Springer, p. 1-34.

Getzen T.E. (2004), Health economics. Fundamentals and flow of funds. Wiley, p. 2-20.

Henderson J. (1999), Health economics and Policy. Cincinnati, Ohio: South-Western College publishing, p.1-30, 290-321, 378-414.

Le Grand J. (2003), Motivation, agency and public policy. Of knights and knaves, pawns and queens. Oxford, New York: Oxford University Press, p. 1-38.

Тема 2. Формы организаций в социальной сфере

Вопросы для рассмотрения:

  • Коммерческие и некоммерческие организации.

  • Особенности экономической деятельности некоммерческих организаций.

  • Рыночный, общественный и третий секторы экономики.

  • Выбор форм организаций для предоставления услуг, финансируемых государством.

  • Тенденции развития форм государственных организаций в социальной сфере.

  • Формы государственных учреждений.

  • Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере.

Основная литература:

Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Формы государственных и муниципальных учебных заведений: причины и последствия предполагаемых нововведений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 31-34, 325-364.

Дополнительная литература:

Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Наука, 1995.

Правовые основы деятельности неправительственных организаций в Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования. М.: ИД «Юриспруденция», 2004. С. 13-22, 43-49, 101-127, 159-167, 173-180.

Powell W.W. (Ed.) (1987), The Nonprofit sector: a research handbook, New Haven, Connecticut: Yale University Press.

Тема 3. Особенности экономических отношений в здравоохранении

Вопросы для рассмотрения:

  • Организация здравоохранения: виды медицинской помощи и уровни ее оказания

  • Особенности отношений обмена в медицинском обслуживании (изъяны рынка медицинских услуг).

  • Медицинское страхование. Изъяны рынка услуг медицинского страхования.

  • Здравоохранение и социальная справедливость.

  • Роль государства в организации здравоохранения.

  • Функции и системы финансирования здравоохранения.

  • Основные направления реформирования систем финансирования здравоохранения в последнее двадцатилетие.

Основная литература:

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 37- 64.

Экономика здравоохранения. Учебное пособие под редакцией Шеймана И.М. М.: ТЕИС, 2001. С. 50-82.

Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы./Ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д./ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 1-33. http://www.who.dk/observatory/Publications/20020524_21

Дополнительная литература:

Салтман Р.Б, Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. Пер. с англ. М.: Геотар Медицина, 2000. С. 179-191.

Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы./Ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж.., Кутцин Д./ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 34-87, 122-141, 299-328. http://www.who.dk/observatory/Publications/20020524_21

Barr, N. (2003), The welfare state as piggy bank. Information, risk, uncertainty, and the role of the state. Oxford, New York: Oxford University Press, p. 50-71.

Getzen T.E. (2004), Health economics. Fundamentals and flow of funds. Wiley, p.67-81.

Henderson J. (1999), Health economics and Policy. Cincinnati, Ohio: South-Western College publishing, pp. 78-113, 172-187, 550-556.

Kutzin J. (2001). A descriptive framework for country-level analysis of health care financing arrangements. Health Policy 56, p.171–204.

Тема 4. Организация здравоохранения в России: проблемы и перспективы реформирования

Вопросы для рассмотрения:

  • Организационно-экономическая структура отрасли.

  • Принципы организации советской системы здравоохранения.

  • Особенности российской модели обязательного медицинского страхования.

  • Введение обязательного медицинского страхования в России.

  • Проблемы сложившейся бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения в России.

  • Направления необходимых преобразований в системе здравоохранения.

Основная литература:

А.Г.Вишневский, Я.И.Кузьминов, В.И.Шевский, И.М.Шейман, С.В.Шишкин, Л.И.Якобсон, Е.Г.Ясин Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. Доклад Государственного университета Высшей школы экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

Шишкин С.В. Политика в здравоохранении: бюрократический прагматизм. – Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. Под ред. Т.М.Малевой. Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. C. 30-64.

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 77- 97.

Дополнительная литература:

Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. Отв. Ред. Шишкин С.В. М.: Поматур, 2006. С. 10-54. http:// /publications/

Бесстремянная Г.Е., Шишкин С.В. Доступность медицинской помощи //Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. Независимый институт социальной политики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. С. 141-167. http:// /publications/

Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы./Ред. Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж.., Кутцин Д./ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 88-121. http://www.who.dk/observatory/Publications/20020524_21

Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Русь, Издатцентр, 1998. С. 140-210.

Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения. М.: Теис, 2000. С. 40-98. /publication.php?folder-id=44&category-id=116&publication-id=1733

Figueras J., McKee M., Cain J., Lessof S. (2004), Health systems in transition: learning from experience. European Observatory on Health Systems and Policies. World Health Organisation. , pp. 51-83. http://www.who.dk/observatory/Publications/20040720_2

Тема 5. Особенности экономических отношений в сфере образования

Вопросы для рассмотрения:

  • Организация образования: типы образовательной деятельности, виды образовательных организаций.

  • Особенности отношений обмена в сфере образования (изъяны рынка образовательных услуг).

  • Образование и социальная справедливость.

  • Роль государства в регулировании образовательной деятельности.

  • Формы финансирования образовательных организаций.

  • Основные направления реформирования систем финансирования образования в последнее двадцатилетие.

Основная литература:

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 100-126.

Le Grand, J, Propper C. and Robinson R. (1992), The economics of social problems. Third edition. London: Macmillan, pp. 65-90.

Дополнительная литература:

Модели финансирования вузов: анализ и оценка. Под ред. Белякова С.А.. М.: ИЭПП, 2005. С. 79-102.

Отраслевые, секторальные и региональные особенности реформы бюджетных учреждений в России. М.: ИЭПП, 2005. Раздел 4.2. С. 330-351. /publication.php?folder-id=44&publication-id=6230

Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Издательство “Весь мир”, 2003. С. 45-98.

Barr, N. (2004), The economics of the welfare state. Fourth edition. Oxford University Press, pp. 293-344.

Johnes, G. (1993), The economics of education. London: Macmillan, p. 110-139.

Тема 6. Российская система образования: проблемы и перспективы реформирования

Вопросы для рассмотрения:

  • Организационно-экономическая структура отрасли.

  • Государственные гарантии в сфере образования.

  • Государственное и частное финансирование общего и профессионального образования.

  • Неравенство в доступности качественного образования.

  • Деятельность системы образования и потребности рынка труда.

  • Эксперимент с единым государственным экзаменом.

  • Перспективы реформирования организационно-экономических механизмов российского образования.

Основная литература:

Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ 2002. (Серия: Библиотека развития образования). C. 16-23, 49-90.

Социальная дифференциация высшего образования. Отв. Ред. Шишкин С.В. Независимый институт социальной политики. М., 2005. С. 7-38, 74-99, 255-276.

Клячко Т.Л. Образование: на перепутье реформ. – Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. Под ред. Т.М.Малевой. Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. С. 65-110.

Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 127-142.

Дополнительная литература:

Заборовская А.С., Клячко Т.Л, Королев И.Б., Чернец В.А., Чирикова А.Е., Шилова Л.С., Шишкин С.В. (отв. ред.). Высшее образование в России: правила и реальность. Отв. Ред. Шишкин С.В. Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2004. С. 11-36, 50-111, 137-292, 352-405.

Модели финансирования вузов: анализ и оценка. Под ред. Белякова С.А.. М.: ИЭПП, 2005. С. 102-134.



Скачать документ

Похожие документы:

  1.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  2.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Павлова Е. А., Мархакшиновой В. Н

    Документ
    Нормативные требования для поступающих в РГУФКСиТ в 2010-2011 учебном году: / Под. ред. Павлова Е.А., Мархакшиновой В.Н. – М.: РГУФКСиТ, 2011. – 223 с.
  4. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.
  5. Бюллетень новых поступлений за май 2011

    Бюллетень
    001 С347Сидоренко, Н. И. История и философия науки. Философия науки: конспект лекций / Н. И. Сидоренко, Е. Ю. Новикова, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова.

Другие похожие документы..