Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Закрытое акционерное общество «Нижегородская Валютно-Фондовая Биржа», именуемое в дальнейшем «Биржа», в лице Председателя Правления Макарова Игоря Ста...полностью>>
'Документ'
Автор книги – заслуженный тренер СССР В. В. Лобановский – делится с читателями своими многолетними раздумьями об игре и наблюдениями за футбольной жиз...полностью>>
'Реферат'
Валютный рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг в ино...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «18» декабря 2008 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д.212.243.07 по химическим наукам при Саратовском государственн...полностью>>

Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (1)

Главная > Материалы для подготовки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской федерации

Министерство культуры Новосибирской области

Новосибирский государственный театральный институт

Материалы для подготовки

к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену

«История искусства музыкального театра»

«История русского театра»

«История зарубежного театра»

«История искусства драматического театра»

Часть I

Вопросы, планы ответов

для специальности 070201

«Актерское искусство»

Квалификация: «Актер музыкального театра»

Составители:

И.Г. Яськевич

В.Н. Лендова,

Г.К. Журавлева

О.С. Ефременко,

Д.А. Флеенко

Новосибирск

2011

Материалы к государственному междисциплинарному экзамену

по истории искусства музыкального театра, истории русского театра, зарубежного театра и теории театра состоят из двух частей:

Часть 1 (вопросы и планы ответов)

Часть II Вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих статей и монографий).

Материалы к государственному междисциплинарному экзамену

подготовлены для выпускников Новосибирского государственного театрального института с учетом принятого кафедрой Истории театра, литературы и музыки стандарта, утвержденного Ученым советом института.

Материалы подготовлены И.Г. Яськевич, В.Н. Лендовой, Г.К. Журавлевой, О.С. Ефременко, Д.А. Флеенко

1

Вопросы по истории искусства музыкального театра

1. Происхождение оперы. Развитие оперы в эпоху барокко.

2. Опера в эпоху классицизма.

3. Итальянская опера конца XVIIIXIX веков.

4. Французская опера XIX века.

5. Немецкая романтическая опера.

6. Специфика русской оперы и оперного исполнительства в XIX веке.

7. Опера в ХХ веке.

8. Исторические и социальные предпосылки формирования, истоки оперетты. Французская оперетта.

9. Особенности венской оперетты.

10. Неовенская оперетта как новый этап в развитии жанра.

11. Оперетта в России.

12. Американский мюзикл – от истоков до наших дней.

13. Европейский мюзикл.

14. Истоки и происхождение балета. Балет барокко и классицизма.

15. Балет романтизма.

16. Балет в России в XIX веке.

17. Основные тенденции в хореографическом искусстве ХХ века.

18. Пути советского балета.

19. Режиссура в оперном театре первой половины – середины XX века.

20. «Режиссерский» оперный театр последней трети ХХ века.

Вопрос 1.

Происхождение оперы. Развитие оперы в эпоху барокко.

«Флорентийская камерата» и drama per musica. Первые постановки опер в Италии. Первые оперные театры. Требования к вокалисту, сценография и машинерия в первых оперных театральных постановках. «Коронация Поппеи» К. Монтеверди как образец ранней итальянской оперы.

Зарождение оперы во Франции (лирическая трагедия Люлли), Англии («Дидона и Эней» Перселла, «Опера нищих» Гея и Пепуша), Германии («Гамбургская опера»). Кризис итальянской оперы в позднем барокко – культ певца, «концерт в костюмах». Оперный театр Г.Ф. Генделя, его «Юлий Цезарь» как образец зрелого стиля.

Вопрос 2.

Опера в эпоху классицизма.

Формирование нового жанра – итальянской комической оперы, «Служанка-госпожа» Дж.Б. Перголези. Оперá комúк во Франции и зингшпиль в Австрии и Германии.

Основные принципы оперной реформы К.В. Глюка. «Орфей и Эвридика» как пример реформаторской оперы. Эстетические конфликты вокруг оперы («война буффонов», борьба глюкистов и пиччинистов).

Моцарт о взаимоотношении драмы и музыки в опере. Оперное наследие В.А. Моцарта. Жанр комической оперы в его творчестве – буффа («Свадьба Фигаро»), зингшпиль («Волшебная флейта»). Опера-seria в творчестве Моцарта. Обновление жанров, «изобретение» нового жанра – drama giocoso (веселая драма). «Дон Жуан» как образец оперного реализма своего времени.

Вопрос 3.

Итальянская опера конца XVIIIXIX веков.

Кризисные черты в оперном театре в Италии конца XVIII – начала XIX века. Национально-освободительная борьба как предпосылка расцвета искусств в Италии, формирования новой итальянской оперной школы. Оперное творчество Дж. Россини, «Севильский цирюльник» как вершина в развитии оперы-буффа. Другие крупные представители итальянской оперы начала XIX века – В. Беллини, Г. Доницетти.

Творчество Дж. Верди – вершина в развитии итальянской оперной школы. Требования композитора к либретто. Героико-патриотические идеи в ранних операх Верди. Формирование жанра музыкальной драмы в зрелый период. Вершины творчества – «Травиата» как образец лирико-психологической, бытовой драмы, «Аида» как образец глубокой драмы межличностных отношений на историко-этнографическом фоне.

Основные черты итальянского оперного веризма, композиторы этого течения.

Вопрос 4.

Французская опера XIX века.

Историко-романтическая опера во Франции в первой половине XIX века как проявление «большого» оперного стиля. Оперы Дж. Мейербера как вершина этого стиля (на примере «Гугенотов»). Французская лирико-бытовая опера середины XIX века (Ш. Гуно, Ж. Массне).

Новые тенденции в европейской опере второй половины XIX века, в частности, тяготение к реализму – в выборе сюжетов, приближении музыкального языка к жанрово-бытовой, народно-песенной основе. «Кармен» Ж. Бизе как вершина реалистических устремлении во французской опере XIX века.

Вопрос 5.

Немецкая романтическая опера.

Проявления романтического мировоззрения и романтической эстетики в опере. Первые образцы немецкой романтической оперы – произведения Э.Т.А. Гофмана, Л. Шпора. Романтические черты в «Вольном стрелке» Вебера.

Оперная эстетика Р. Вагнера – требования к либретто, музыкальной драматургии, языку, оркестру. Его борьба с итальянской оперой, положения о «музыкальном произведении будущего». Требования композитора к исполнителям. Театр в Байройте как идеальная театральная модель для вагнеровских опер. Тетралогия «Кольцо нибелунга».

Вопрос 6. Специфика русской оперы и оперного исполнительства в XIX веке.

Предпосылки формирования русской профессиональной оперной школы. Открытия Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Критический реализм Даргомыжского («Русалка», «Каменный гость») и фантастика Римского-Корсакова («Снегурочка»). Народная музыкальная драма Мусоргского («Борис Годунов») и лирико-психологическая драма Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Специфика «зрелой» русской оперы – новые темы, сюжеты, особенности драматургии, музыкального языка. Исполнительское искусство в постановках русских опер, выдающиеся русские певцы.

Вопрос 7.

Опера в ХХ веке.

Новые процессы в оперной драматургии и жанрах в ХХ веке. Импрессионистско-символистские тенденции (К. Дебюсси); экспрессионистская опера (А. Берг, Р. Штраус); оперный неоклассицизм (И. Стравинский).

Процессы в советском оперном искусстве – борьба за обновление содержания и выразительных средств в первые послереволюционные десятилетия; «песенная опера». Оперное творчество С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Вопрос 8.

Исторические и социальные предпосылки формирования, истоки оперетты. Французская оперетта.

Формирование «индустрии развлечений» в Париже во времена Третьей империи, оперетта – как составляющая искусства для демократической публики. Французский ярмарочный балаган как один из истоков ранней оперетты. Театры на Бульварах.

Основоположники жанра – Ф. Эрве и Ж. Оффенбах («Орфей в аду», «Прекрасная Елена»). Сатирическая, пародийная направленность ранних оперетт. Французская оперетта 70-80-х годов. Особенности исполнительской манеры артистов французской оперетты, роль опереточной «дивы»; Анна Жюдик.

Вопрос 9.

Особенности венской оперетты.

Исторические и социальные предпосылки укоренения оперетты на венской почве. Особенности содержания венской оперетты в отличие от французской. Драматургия и музыкальный язык, огромная роль танцевальной основы, в частности – вальса. Оперетты Ф. Зуппе («Прекрасная Галатея»), И. Штрауса («Летучая мышь», «Цыганский барон»). «Звезды» венской оперетты, особенности их исполнительской манеры. Поздняя венская оперетта – К. Миллекер, К. Целлер.

Вопрос 10.

Неовенская оперетта как новый этап в развитии жанра.

Кризис венской оперетты и возрождение жанра в неовенской оперетте. Историческая ситуация, предопределившая особенности сюжетов, драматургии. Сочетание мелодраматического и комического начал. Основные типы героев. Роль развернутых сольных и ансамблевых форм. «Трафаретность» сюжетов, структуры неовенской оперетты, формирование опереточных амплуа и причины этого явления.

Вершина неовенской оперетты в творчестве Ф. Легара (на примере «Веселой вдовы») и И. Кальмана («Сильва», «Баядера»).

Вопрос 11.

Оперетта в России.

Гастроли иностранных исполнителей оперетты в России в XIX – начале XX веков. Театр Лентовского. Постановки зарубежных оперетт в императорских театрах.

Советская оперетта – новые темы, новый тип героя. Близость музыкальной стилистики советской массовой песне. Оперетты И. Дунаевского как наиболее значительные образцы жанра. Театры оперетты и исполнительское искусство в советский период. Творчество Г. Ярона, Г. Янета, Г. Богдановой-Чесноковой, Т. Шмыги.

Вопрос 12.

Американский мюзикл – от истоков до наших дней.

Особенности театральной жизни США конца XIX – начала XX веков. Истоки мюзикла – минстел-шоу, бурлеск, водевиль. Одновременное формирование нового вида музыки – джаза, влияние джаза на мюзикл. Ранние формы американских музыкально-театральных представлений, американские оперетты. Первый американский мюзикл «Оклахома!» Р. Роджерса. Темы, сюжеты мюзикла, связь с литературой. Специфика мюзикла как демократического, коммерческого искусства.

Обзор произведений – «Оклахома!» Р. Роджерса, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Хелло, Долли» Дж. Хермана, «Человек из Ламанчи» М. Ли, «Вестсайдсткая история» Л. Бернстайна. Особенности исполнительской манеры артистов мюзикла, творчество Л. Минелли, Б. Стрейзанд, Д. Андрюс.

Вопрос 13.

Европейский мюзикл.

Мюзикл в Великобритании. Шедевры Э. Ллойда Уэббера – «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки». Увеличение роли музыкальной драматургии, утверждение формы мюзикла sung-through.

Особенности французского мюзикла – предпочтительная литературная основа, вокальные формы, хореографический стиль. Наиболее типичные примеры – «Собор парижской богоматери» Р. Коччианте, «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика.

Мюзикл в России: рок-оперы и драматические спектакли с музыкой в 70-80-е годы; жанр мюзикла в театрах музыкальной комедии («Свадьба Кречинского» А. Колкера); проект «Норд-ост».

Вопрос 14.

Истоки и происхождение балета. Балет барокко и классицизма.

Происхождение жанра балета как сценического танца в конце XVI веке при французском королевском дворе. Истоки балета – бальный танец, придворные синтетические представления. Королевская академия танца. Сюжеты и эстетика придворного барочного балета, особенности костюма.

Классицистический балет. Поиск «своего» содержание в балетном театре под воздействием идей Просвещения. Облегчение балетного костюма, усложнение техники. Формирование профессии хореографа (балетмейстера). Соотношение танца и пантомимы. Суть действенного танца. Принципы балетной реформы Ж.Ж. Новерра.

Вопрос 15.

Балет романтизма.

Подготовка перехода к новому балету в период преромантизма. Дальнейшая эволюция костюма, обогащение танцевальной техники. Утверждение романтического балета в 30-е гг. XIX века. Отражение романтического мировосприятия в балете; революционный переворот, стремительный рывок в развитии всех компонентов балетного представления.

Роли Ф. и М. Тальони в создании нового танцевального стиля. Первые романтические балеты – «Сильфида» Ф. Тальони, «Жизель» Ж. Перро и Ж. Коралли. Фольклорное ответвление романтического балета, творчество А. Бурнонвиля. Увеличение значения музыкального сопровождения в романтическом балете. Исполнительское искусство, преимущественное развитие женского танца; романтические балерины М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Л. Гран и др.

Вопрос 16.

Балет в России в XIX веке.

Формирование русской балетной школы под влиянием зарубежной – французской и итальянской. Роль Ш. Дидло и А. Сен-Леона в становлении русского балета. Первые русские балетмейстеры, вклад А. Глушковского в формирование русского балетного репертуара. Особенности русского балетного исполнительства. Утверждение балетной партитуры как самостоятельного, симфонического жанра в творчестве П. Чайковского. «Симфонический танец» Л. Иванова. Балетный театр М. Петипа – кульминация «большого» стиля.

Вопрос 17.

Основные тенденции в хореографическом искусстве ХХ века.

Упадок классического танца на рубеже XIX-XX века. Новая эстетическая ситуация – модернизм. Реформа балета М. Фокина и «Русские сезоны» в Париже. Выдающиеся исполнители труппы «Русский балет». Выбор небалетной музыки в качестве основы для танцев как основная тенденция в балете ХХ века.

Идейные и эстетические особенности, истоки танца модерн, наиболее крупные его представители; влияние танца модерн на дальнейшее развитие балета. Неоклассицистические тенденции в балете на примере творчества Дж. Баланчина; идеи «чистого» бессюжетного танца. «Свободный танец» М. Бежара, новые идеи в его балетах.

Вопрос 18.

Пути советского балета.

Революционные искания в 20-е годы, поиск путей воплощения революционного содержания. Множественность поисков в ранний советский период. Утверждение драм-балета в середине ХХ века, шедевры драм-балета – «Бахчисарайский фонтан» Р. Захарова и «Ромео и Джульетта Л. Лавровского. Выдающиеся советские балетмейстеры. Реформа классического танца А. Вагановой и расцвет советского балетного исполнительства. «Большой» стиль советского балета в творчестве Ю. Григоровича, основные черты его постановок («Легенда о любви», «Спартак»).

Вопрос 19.

Режиссура в оперном театре первой половины – середины XX века.

Становление «режиссерского» театра в начале ХХ века. К. Станиславский – реформатор оперного театра, примеры его постановок в Оперной студии («Евгений Онегин», «Кармен»). «Пиковая дама» в постановке Вс. Мейерхольда как образец «радикальной» оперной режиссуры первой половины ХХ века. Принципы творчества В. Фельзенштейна (театр «Комише-опер») и Б. Покровского (Московский камерный музыкальный театр).

Новые тенденции в режиссуре середины ХХ века. Требования к певцу-актеру. Театральная эстетика Ж.П. Поннеля. Его спектакль «Севильский цирюльник» как демонстрация возможностей реалистического оперного театра.

Вопрос 20.

«Режиссерский» оперный театр последней трети ХХ века.

Так называемый «оперный бум» на Западе в 70-е гг. Специфика оперной режиссуры последней трети ХХ века как явления постмодернизма; понятие «режиссерского» оперного театра и его основные признаки. Первые образцы новой режиссуры в творчестве П. Шеро, Г. Купфера. «Дон Жуан» Л. Бонди как типичный образец «режиссерского» постмодернистского оперного театра последней трети ХХ века. Крупные зарубежные режиссеры – представители «режиссерского» оперного театра.

Начало «режиссерского» оперного театра в России. Свердловский академический театр оперы и балета и режиссура А. Тителя. «Борис Годунов» А. Тарковского как пример политического оперного театра. «Авторские» оперные театры Ю. Александрова («Санктъ-Петербургъ-опера») и Д. Бертмана («Геликон-опера»). Принципы оперной эстетики Д. Чернякова.

2.

Вопросы по истории русского театра к государственному экзамену

1. Создание Русского профессионального театра (1756). Становление русской актерской школы в конце ХVIII – начале Х1Х века.

2. Русский национальный театральный репертуар второй половины ХVIII – первой четверти Х1Х века.

3. А.С. Пушкин. Новаторство трагедии “Борис Годунов” и ее сценическая история.

4. Н.В. Гоголь. Особенности художественного метода: формирование новой русской комедии. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя.

5. А.Н. Островский. Особенности драматургического метода. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра в пьесах Островского.

6. А.П. Чехов. Новый тип драмы (анализ одной из пьес). Чехов на сцене МХТ; актер в чеховском репертуаре.

7. Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича – Данченко. Актер школы Станиславского в спектаклях МХТ.

8. В.Э. Мейерхольд, режиссерская модель театра ХХ века. «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя и Мейерхольд.

9. А.Я. Таиров. Художественная программа Камерного театра. Творчество А.Г. Коонен.

10. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов. О.Н. Ефремов, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос. Подробно об одном из выдающихся деятелей советского театра.

Вопрос 1

Создание русского профессионального театра. Становление русской актерской школы в конце XVIII – начале ХIХ вв.

Предпосылки создания профессионального театра в России: театр при Алексее Михайловиче, Петре I, Анне Иоанновне.

Сухопутный шляхетный корпус (1732) – колыбель русского театра.

Труппа Ф.Г. Волкова в Ярославле. Указ Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» (1756).

Становление русской актерской школы (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, А.С. Яковлев, Е.С. Семенова).

Вопрос 2

Создание русского репертуара во второй половине ХVШ – первой четверти ХIХ вв.

Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков (1717-1777).

Трагедии и комедии А.П. Сумарокова. Значение творчества А.П. Сумарокова для возникновения национального театра.

Политические трагедии Я.Б. Княжнина (1740-1791) («Вадим Новгородский», 1789).

Возвращение традиции классицизма в творчестве В.А. Озерова (1769-1816): трагедия «Димитрий Донской» (1807). Особенности драматургической манеры Озерова: элементы сентиментализма и предромантизма в трагедиях «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805).

Д.И. Фонвизин (1745-1792): у истоков реализма.

Вопрос 3

А.С. Пушкин и театр. Новаторство трагедии “Борис Годунов” и ее сценическая судьба.

Зрительский опыт А.С. Пушкина (1799-1837) и театральное окружение. Размышления поэта о судьбах развития русского театра (статьи А.С. Пушкина «Мои замечания об русском театре»,1820 г. и <О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина>,1830 г.) Анализ Пушкиным основных драматургических систем (Расин и Шекспир). Требования к драматическому писателю.

«Борис Годунов» (1825). Исторические источники трагедии. Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Центральные образы. Отношение к трагедии современников. Сценическая судьба.

Вопрос 4

Н.В. Гоголь. Особенности художественного метода: формирование новой русской комедии. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя

Драматургия Н.В. Гоголя (1809-1852).

Театрально-эстетические взгляды Гоголя (назначение театра, задачи общественной комедии, роль автора).

Новаторство драматургии Гоголя: комическое как «смех сквозь слезы»; прием обобщения и укрупнения в создании драматургии общей ситуации (Манн Ю.В.); обновление природы конфликта: однородный мир комедии; замена любовного «механизма» на социальный (см: «Театральный разъезд после представления комедии»).

Идея о подложности жизни, о потерянной цели – секрет природы его трагического смеха.

Смех как «единственное честное и карающее лицо» (Ап. Григорьев). Темы «пошлости пошлого человека» и «борьбы с чертом».

Амбивалентность понятия «маленький человек».

Художественный метод Н.В. Гоголя как сочетание реализма и фантастики. Грани гротескного мира Н.В. Гоголя на примере одной из пьес.

История создания «Ревизора» (1836).

Анализ кольцевой композиции пьесы через действие, мотивы и интриги. Образная система комедии. Городничий и Хлестаков. Принципиальность пустоты и наивности Хлестакова. Немая сцена. Первые постановки комедии в Петербурге и Москве (1836). Отношение к ним Гоголя.

М.С. Щепкин (1788-1863) в пьесах Гоголя. Биографические сведения. Широта творческого диапазона актера. Щепкин и Гоголь. Городничий. Неудача в роли Подколесина («Женитьба»). Утешительный («Игроки») – образец мастерства Щепкина играть без слов, «изумительный дар говорить лицом, движением руки, взглядом на публику».

Вопрос 5

А.Н. Островский. Особенности драматургического метода. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского

Утверждение реализма на русской сцене в творчестве А.Н. Островский (1823-1886).

Спор Н.А. Добролюбова и Ап.А. Григорьева о смысле творчества драматурга.

Периодизация творчества Островского.

Островский – сатирик и поэт русской жизни. Русский мир в «пьесах жизни» Островского.

Глубина осмысления дореформенной и послереформенной действительности в пьесах «Свои люди – сочтемся» (1849), «Доходное место» (1856), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешенные деньги» (1870), «Лес» (1870), «Бесприданница» (1878).

Женская тема и мир театра в пьесах Островского. Анализ одной из пьес.

Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского: П.М. Садовский, О.О. Садовская, Л.П. Никулина-Косицкая, С.В. Васильев, М.Н. Ермолова; А.Е. Мартынов, Ю.Н. Линская.

А.Н. Островский сегодня.

Вопрос 6

А.П. Чехов. Новый тип драмы (анализ одной из пьес). Чехов на сцене МХТ. Актер в чеховском репертуаре.

А.П. Чехов (1860-1904). Биографические сведения.

Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Равноценность духовного и предметно-телесного, человека и природы.

Проблема героя – «группа лиц без центра» (В.Э. Мейерхольд).

Особенности чеховского символизма. Проблема жанра.

Постановка пьес А.П. Чехова на домхатовской сцене: «Чайка» – режиссер Е.П. Карпова, В.Ф. Комиссаржевская – Нина Заречная в Александринском театре (1896).

Премьера «Чайка» во МХТе (1898) – открытие чеховской драматургии и современной театральной системы. Форма чеховского спектакля МХТ. Одухотворение предметной среды и звуковой партитуры. Музыкальная гармония постановки исполнения. Актерский ансамбль как эмоциональная общность.

Премьера «Дяди Вани» (1899).

Премьера «Трех сестер» (1901).

Премьера «Вишневого сада» (1904). Разногласия К.С. Станиславского с А.П. Чеховым. Драматургический и сценический жанр.

Вопрос 7

Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Актер «школы Станиславского» в спектаклях МХТ.

Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: «Нам предстояла большая работа во всех частях сложного театрального аппарата: в области артистической, режиссерской, костюмерной, декорационной, административной, финансовой и проч., и проч.» (К.С. Станиславский).

Художественная этика актера «школы Станиславского». Способ присутствия актера в роли: поиск «зерна» и задачи роли, глубина «второго плана», подтекст роли. Полиритмия мизансцен. На примерах И.М. Москвин – царь Федор в спектакле «Царь Федор Иоаннович» (1898), М.П. Лилина – Наташа в спектакле «Три сестры» (1901), К.С. Станиславский – Астров «Дядя Ваня» (1899), О.Л. Книппер-Чехова – Раневская «Вишневый сад» (1904).

Вопрос 8

В.Э. Мейерхольд: режиссерская модель театра ХХ века. «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя и Мейерхольда

Вс. Э. Мейерхольд: основные этапы творческого пути до 1917 года. Театр и революция.

Мейерхольд в 1920-е годы. Организация ТИМа (1923) как театра экспериментального поиска.

«Лес» А.Н. Островского, 1924. Оформление В.Ф. Федорова (1891-1970) по плану В.Э. Мейерхольда. Драматургия пьесы и спектакля. Монтажная организация многоуровневой сценической структуры. Контрапункт социальной сатиры и лирической стихии. Жонглирование актера социальными и театральными масками: игра с вещами и воображаемыми предметами Аксюша – З.Н. Райх, Счастливцев – И.В. Ильинский. Гурмыжская – Е.А. Тяпкина.

«Ревизор» Н.В. Гоголя, 1926. Оформление В.П. Киселева (1895-1984) по плану В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд и Гоголь. Драматургия пьесы и спектакля. «Курс на трагедию». «Музыкальный реализм». «Скотство» - «в изящном облике «брюлловской натуры». Композиция текста. Символическая метафора сценического пространства, принципов мизансценирования и актерского исполнения. Хлестаков – Э.П. Гарин, Городничий – П.И. Старковский, Анна Андреевна – З.Н. Райх, Марья Антоновна – М.И. Бабанова.

Вопрос 9

А.Я. Таиров. Художественная программа «Камерного театра». Творчество А.Г. Коонен.

А.Я. Таиров (1885-1950). Создание Камерного театра (1914) . Состав труппы.

Кристаллизация поисков в области «театра эмоционально насыщенных форм». Воспитание синтетического актера.

А.Г. Коонен (1889-1874).

«Саломея» О. Уайльда (1917), «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве (1919). А.Г. Коонен в заглавных ролях. Парад синтетического актера. «Федра» Ж. Расина (художник – А.А. Веснин, 1921) и «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (художник – Г.Б. Якулов, 1922) – кульминация жанровых полюсов Камерного театра. А.Г. Коонен – Федра и Жирофле-Жирофля.

Эволюция режиссерского метода А.Я. Таирова. Переход к «конкретному реализму». «Гроза» А.Н. Островского, 1924. Художники – В.А. Стенберг (1899-1974), Г.А. Стенберг (1900-1933) и К.К. Медунецкий (1899-1934). Опыт трагического спектакля на материале русской классики. «Трагедия быта». Катерина – А.Г. Коонен.

Поиски выхода к современности. Опора на западную драму в создании современного трагедийного репертуара. О`Ниловский цикл. «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929). Единство режиссуры и сценографии. Актерские работы. Последовательное нарастание трагической сосредоточенности.

Трудности адаптации к эстетическим нормам 1930-х годов. Поиски точек соприкосновения. «Структурный реализм». «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского (1900-1951) (1933; художник В.Ф. Рындин (1902-1974) и предшествующий опыт Камерного театра. Роль А.Я. Таирова в создании канонической редакции пьесы. «Небо. Земля. Человек». Комиссар – А.Г. Коонен, Алексей – М.И. Жаров. «Мадам Бовари» Г. Флобера (1940; инсценировка А.Г. Коонен, художники Е.К. Коваленко и В.Ф. Кривошеина). Трагедийно-романтическая трактовка центрального образа. Эмма – А.Г. Коонен.

Вопрос 10

Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов. О.Н. Ефремов, Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос. Подробно об одном из выдающихся деятелей советского театра.

О Г.А. Товстоногове

Биографические сведения. Первые спектакли в Ленинграде (с 1949 г.): «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (1955). Приход в БДТ (1956 по 1989 – главный режиссер). Реформа театра.

Крупнейшие спектакли по русской классике «Идиот» по Ф. Достоевскому (1957), «Горе от ума» А. Грибоедова (1962), «Мещане» М. Горького (1966), «Ревизор» Н. Гоголя (1972), «История лошади» по «Холстомеру» Л. Толстого (1975).

Режиссерский метод в спектаклях БДТ: спектакли большого стиля. Полифоничность, симфонизм режиссуры. Умение найти сценический эквивалент автору. Протагонист в центре спектакля. Обострение конфликта и внимание к деталям.

Значительные актерские достижения. Книга Г.А. Товстоногова «Профессия режиссер».

БДТ сегодня: спектакли «Борис Годунов» А. Пушкина, «Живой труп» Л. Толстого, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера», «Власть тьмы» Л. Толстого.

Об А.В. Эфросе

Биографические сведения об А.В. Эфросе. А.В. Эфрос в Центральном детском театре (1954-1963) и театре им. Ленинского комсомола (1963-67).

Спектакли Эфроса по русской и мировой классики в Театре на Малой Бронной (1967-84). «Три сестры» А. Чехова (1967). Новое в постановках классики: «жесткий» Чехов.

Шекспировские спектакли «Ромео и Джульетта» (1970), «Отелло» (1970.

Основные черты режиссуры А.В. Эфроса: решение сложных психологических и нравственных проблем; многообразие конфликтов; свобода от быта, но социальная конкретика в обрисовке характеров; предельная эмоциональная наполненность; углубленность и деликатность анализа душевной жизни. Актерские свершения в спектаклях А.В. Эфроса:

«Брат Алеша» В. Розова по Ф. Достоевскому (1972). «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. Гоголя (1975). «Месяц в деревне» И. Тургенева (1977).

Эфрос в театре на Таганке (1984-87). Последние спектакли режиссера: «На дне» М. Горького (1984), «Вишневый сад» А. Чехова (1975), «Мизантроп» Мольера (1986).

Теоретическое наследие А.В. Эфроса. «Репетиция - любовь моя» (1975, 1993).

О Ю.П. Любимове

Биографические сведения.

Создание театра. Учебный спектакль Театрального училища им. Щукина «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964). Возврат к эстетике условного театра (Вс.Э. Мейерхольд) в брехтовском варианте эпического театра. Сплав интеллектуализма и эмоциональности в игре молодых актеров.

Поэтический театр Таганки. «Антимиры» А. Вознесенского (1965), «Десять дней, который потрясли мир» по Дж. Риду (1965), поэтическое представление «Павшие и живые» (1965), «Послушайте!» по В. Маяковскому ( 1967), «Пугачев» по С. Есенину (1967) в режиссуре Ю. Любимова.

Актеры, определившие лицо театра. Художник Давид Боровский.

Главные спектакли последующих лет: «Гамлет» Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву (1971), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1979).

Перенесение на сцену проблемной прозы.

Борьба театра с официозом за свободу обсуждения жизни, как она есть, участие в подготовке «перестройки». «Борис Годунов» А. Пушкина (1982), запрещение спектакля. Отъезд Ю. Любимова за границу.

Возвращение Ю.П. Любимова (1991). Раскол театра (1992): Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки»).

Любимов в новой реальности – победы и поражения.

О О.Н. Ефремове

Олег Николаевич Ефремов (1927-2000). Биографические сведения.

Создание театра «Современник» (1956). Организационная структура и творческая программа «коллектива единомышленников». Демократические принципы внутренней жизни коллектива.

Публицистический пафос, обнажение гражданской позиции. Исповедальность актерской манеры. Естественность, органичность актерского существования.. Спектакли «Вечно живые» В. Розова (1956), «Голый король» Е. Шварца (1960), «Старшая сестра» А. Володина (1962), «Назначение» Володина (1963), «Обыкновенная история» по А. Гончарову (1966), «Традиционный сбор» В. Розова.

Расширение эстетического диапазона. «Двенадцатая ночь» В. Шекспира в постановке Питера Джеймса (1975). Современная западная пьеса. Кризис театра. «Чайка» А. Чехова (1970).

Уход О. Ефремова в МХТ. Галина Волчек во главе «Современника».

Первые спектакли Валерия Фокина. Новая драматургия на сцене «Современника»: «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1977). Пьесы Л. Петрушевской и Н. Коляды.

«Эшелон» М. Рощина в постановке Г. Волчек (1975).

«Бесы» в постановке Анжея Вайтды.

Гастроли в Америке и Париже. Открытие Малой сцены. Актеры и современный репертуар.

3

Вопросы по истории зарубежного театра к государственному экзамену

    1. Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.

    2. Зарождение средневекового театра в Европе (литургическая драма). Жанры средневекового площадного театра (мистерия, миракль, моралите, фарс).

    3. Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.

    4. Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус»

    5. Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма

    6. «Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).

    7. Романтический тип игры в европейском театре XIX века (Ф.-Ж. Тальма, Э. Кин, Э. Рашель, Ф. Леметр, Г. Дебюро, Т. Сальвинии – на примере одного актера).

    8. Натуралистическая модель театра: «археологический натурализм» мейнингенцев и «физиологический натурализм» «Свободного театра» Андре Антуана).

    9. Символистская модель театра.

    10. Эпический театр Бертольта Брехта.

Вопрос 1.

Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.

1. Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра.

2. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).

3. Содержание и структура хороводных трагедии и комедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

4. Организация театральных представлений. Архитектура и сценическая техника хороводного театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.

Вопрос 2.

Зарождение средневекового театра в Европе (литургическая драма). Жанры средневекового площадного театра (мистерия, миракль, моралите, фарс).

1. Периодизация истории средневекового театра.

2. Первый этап. Религиозное (литургическая драма) и светское направление (выступления гистрионов).

3. Второй этап. Система площадных жанров (мистерия, миракль, моралите, фарс). Драматургия Адама де Ла-Аля.

Вопрос 3.

Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.

1.Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада.

2.Структура спектакля комедии дель арте (сценарий, «лацци»).

3. Классификация северных и южных масок.

Вопрос 4.

Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».

1. Организация английского профессионального театра: придворный, частный,публичный театры. Актерское мастерство и публика английского театра в XVI в.

2. Представления в публичном театре «Глобус». Актерское мастерство, устройство сцены, восприятие публики во взаимосвязи с философией произведений Шекспира.

3. Периодизация творчества Шекспира. Краткая характеристика каждого периода.

Вопрос 5.

Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.

1. Предпосылки возникновения Классицизма во Франции (интерес к античности, утверждение идей абсолютистского государства, рационализма)

2. Теоретические основания Классицизма в литературе и театре (теория жанров, триединство, твердая форма стиха, декламация, система жестов, фронтальная мизансцена).

3. Постановка «Сида» П. Корнеля в театре Маре. Театральная деятельность Ж. Расина.

4. Характеристики жанра «высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

5. Организация «Комеди Франсэз».

Вопрос 6.

«Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).

1. История создания трактата Д. Дидро «Парадокс об актере».

2. Основные характеристики «актера представления»:

- рациональный способ создания образа, гармония рационального и эмоционального в системе спектакля,

- актер-наблюдатель,

- «ансамбль как хорошо организованное общество»,

- Ипполита Клерон как пример «актрисы представления».

3. Основные характеристики «актера переживания»:

- «интуитивный» способ создания образа,

- техника перевоплощения,

- Мари Дюмениль как пример «актрисы переживания».

4. «Абсолютный актер» Дэвид Гаррик.

Вопрос 7.

Романтический тип игры в европейском театре XIX века (Ф.-Ж. Тальма, Э. Кин, Э. Рашель, Ф. Леметр, Г. Дебюро, Т. Сальвинии – на примере одного актера).

1. Характеристики романтического типа игры:

- действенность,

- принцип контраста в создании сценического образа,

- требование «местного колорита» в спектакле,

- разрушение системы амплуа,

- включение личности художника в сценический образ.

2. Описать романтический тип игры на примере одного актера.

Вопрос 8.

Натуралистическая модель театра: «археологический натурализм» мейнингенцев и «физиологический натурализм» «Свободного театра» Андре Антуана).

1. Характеристика эстетического направления «натурализм».

2. Реформы сценического искусства в Мейнигенском театре:

- «массовая» режиссура,

- реконструкция среды,

- асимметричная сценография.

3. Модель натуралистического спектакля в «Свободном театре» А. Антуана:

- постановка современной драматургии,

- стремление вынести на сцену современность с ее социальными противоречиями,

- утверждение принципа «четвертой стены»,

- декорация, формирующая на сцене реальную среду,

- ансамблевое искусство актеров.

Вопрос 9.

Символистская модель театра.

1. Характеристика эстетического направления «символизм».

2. Драматургические реформы М. Метерлинка.

3. Деятельность театра Д`Ар: театр художника, театр поэта, театр синтезов.

4. Театр Эвр: постановки «Пелеаса и Мелисанды» Метерлинка и «Короля Убю» А. Жарри.

Вопрос 10.

Эпический театр Бертольта Брехта.

1. Создание театра, который бы выявлял систему механизмов социальной причинности.

2.Аналитическая конструкция пьесы (неаристотелевский тип драмы), брехтовские пьесы-притчи. Потивопоставление эпической и драматической формы театра

3. Разработка различных способов актерской игры (остранение)

4. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» как пример воплощения эстетических и этических идей Брехта.

Учебники и учебные пособия

Учебные пособия по истории искусства музыкального театра

Раздел «Искусство оперы»

  1. Горович Б. Оперный театр / Пер. с польск.. – Л.: Музыка, 1984.

  2. Хохловкина А. Западно-европейская опера: Конец XVIII-первая половина XIX века: Очерки. – М.: Музгиз, 1962.

  3. Яськевич И. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы: уч. пособ. – Новосибирск, 2011.

Раздел «Искусство оперетты»

  1. Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты: Путеводитель. – М.-Л.: Сов. композитор, 1977.

  2. Яськевич И. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы: уч. пособ. – Новосибирск, 2011.

Раздел «Искусство мюзикла»

  1. Кудинова К. От водевиля до мюзикла. – М.: Сов. композитор, 1982.

  2. Яськевич И. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы: уч. пособ. – Новосибирск, 2011.

Раздел «Искусство балета»

  1. Балет: энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1981.

  2. Яськевич И. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы: уч. пособ. – Новосибирск, 2011.

Раздел «Режиссерский оперный театр»

  1. Станиславский – реформатор оперного искусства. Материалы, документы. – М.: Музыка, 1983.

  2. Яськевич И. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы: уч. пособ. – Новосибирск, 2011.

Учебники по истории русского театра

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. М., 1977.

Данилов С.С. Русский драматический театр Х1Х века. Т. 1. Первая половина Х1Х века. Л; М.,1957.

Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр Х1Х века. Т.2. Вторая половина Х1Х века. Л. 1974.

История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века. Ответственный редактор Н.С. Пивоварова. М.: “ГИТИС”. 2005.

Учебники по истории зарубежного театра

Театральная энциклопедия в 5-ти тт.

История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.

Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.

Пави. П. Словарь театра. М., 1991.

История зарубежного театра. Отв. ред. Л.И. Гительман. Санкт-Петербург, 2005.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра» (2)

    Материалы для подготовки
    составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института
  2. Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену по курсам «История русского театра»

    Материалы для подготовки
    составлены в соответствии с государственным стандартом по театральному образованию и тематическим планом учебных программ Новосибирского государственного театрального института
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  4. Программа 1 вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном образовании или профильном среднем профессиональном образовании, поступающих на п

    Программа
    вступительных испытаний, проводимых Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма» и Кисловодским филиалом Государственного образовательного
  5. Материалы по составлению основных образовательных программ по направлениям бакалавриата

    Реферат
    Данные рекомендации и макет-шаблон основной образовательной программы (ООП) бакалавриата на основе ФГОС-3 представляют основные принципы разборки и реализации образовательного процесса в университете.

Другие похожие документы..