Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разработка Стратегии сохранения снежного барса в Казахстане осуществлена на средства малого гранта Snow Leopard Network по инициативе общественного ф...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «25» мая 2007 года в 13 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.062.05 при Ивановском государственном университете...полностью>>
'Документ'
Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный разли...полностью>>
'Документ'
Рассматриваются некоторые аспекты происходящей в последнее время под воздействием новых техногенных факторов общественного развития, трансформации би...полностью>>

Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007  2010 годы глава 1

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента

Республики Беларусь

07.06.2007 № 265

Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007  2010 годы

ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ

Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы (далее – Комплексная программа) разработана на основе Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667), программ социально-экономического развития регионов (областей), программ социально-экономического развития поселков городского типа и городов районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, разработанных облисполкомами и райисполкомами в соответствии с пунктом 41 Плана мероприятий по реализации решений третьего Всебелорусского народного собрания, утвержденного распоряжением Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 222рп.

Провозглашенный третьим Всебелорусским народным собранием генеральный курс ”Государство – для народа, человек и его потребности – высшие цели государства” определяет необходимость кардинального повышения уровня и качества жизни населения, выравнивания условий его жизнедеятельности как в городской, так и сельской местности, в городских поселениях различных категорий, активного участия в решении этих задач всех органов государственного управления.

Дальнейшее развитие решений третьего Всебелорусского народного собрания нашло свое выражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  2010 годы в качестве вновь объявленного приоритета – развития малых и средних городов.

Для целей Комплексной программы используются следующие термины и их определения:

малые городские поселения – населенные пункты с численностью населения до 20 тыс. человек, к которым относятся малые города и поселки городского типа;

средние городские поселения – средние города с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек.

Около 94 процентов городских поселений страны относятся к категории малых и средних с численностью до 50 тыс. человек. Таких городских поселений в Республике Беларусь 183. Наибольшее их количество
в Витебской и Минской областях (40 и 38), наименьшее – в Могилевской и Брестской областях (23 и 25).

В малых и средних городских поселениях с численностью населения до 50 тыс. человек проживает 23,4 процента городского населения республики. Центрами административных районов, в которых проживает 66,9 процента сельского населения страны, являются 96 таких поселений.

С 1 января 1991 г. по 1 января 2006 г. из 183 малых и средних городских поселений численность населения уменьшилась в 121,
в 7  осталась без изменений и увеличилась только в 51 городском поселении.

В целях более равномерного размещения производительных сил страны необходимо обеспечить комплексное развитие внутриреспубликанских регионов, приоритетное развитие малых и средних городских поселений. Эти задачи предполагается решать на основе Комплексной программы.

В Беларуси внутриреспубликанскими регионами являются области и город Минск, которые различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на шесть областей не изменялось с 1961 года. В результате в каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный комплекс, наиболее полно соответствующий местным природным условиям и ресурсам, градостроительным возможностям развития отдельных населенных пунктов, наличию трудовых ресурсов, потребностям населения.

Рассмотрение областей и города Минска в качестве внутриреспубликанских регионов оправдано как с социально-экономической, так и с политической точки зрения. Область является оптимальной единицей социально-экономического пространства страны, в границах которой на современном этапе развития административно-территориального деления Республики Беларусь органы власти могут наилучшим образом осуществлять эффективное управление своей территорией, оказывая постоянное регулирующее воздействие на ход решения экономических, социальных и иных задач с учетом региональной специфики. Именно на этом уровне реализуется значительная часть процессов общественного воспроизводства, кооперации и специализации труда, решаются социальные проблемы, обеспечивается приоритетное развитие малых и средних городских поселений.

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ

ПРОГРАММЫ

Основными целями Комплексной программы являются:

определение важнейших направлений социально-экономического развития каждой области с учетом региональных условий и ресурсов и системы мер по решению проблем малых и средних городских поселений, повышению уровня жизни их населения;

создание условий для превращения городов в наиболее благоприятные и безопасные для человека места проживания.

Для достижения этих целей потребуется:

обеспечить стабильную и эффективную работу действующих градообразующих организаций;

стимулировать развитие новых производств как в целях наращивания объемов производства по выпуску конкурентоспособной продукции, так и создания новых рабочих мест;

предусмотреть создание в малых и средних городских поселениях филиалов и производств крупных промышленных организаций города Минска, областных центров и больших городов;

обеспечить:

дальнейшее развитие производств по переработке древесины, местного минерального и сельскохозяйственного сырья, а также обслуживающих организаций агропромышленного комплекса;

развитие производственной инфраструктуры (энергетика, строительство, транспорт и связь), торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

комплексное развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм);

наращивание объемов жилищного строительства и развитие коммунально-бытовых услуг;

взаимосвязанное развитие городов и прилегающих территорий с учетом удовлетворения потребностей сельского населения;

создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности, улучшение инвестиционного климата.

Целевыми ориентирами и показателями, характеризующими достижение этих целей, как предусмотрено в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, являются:

повышение реальных денежных доходов и заработной платы;

выполнение государственных социальных стандартов как минимального уровня обслуживания населения;

улучшение обеспеченности населения жильем и повышение уровня его благоустройства;

снижение уровня безработицы до величины не выше 1 процента и обеспечение рациональной занятости населения;

снижение доли населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума до уровня не более 10 процентов;

рост производства товаров и услуг в соответствии со спросом внутреннего и внешнего рынков;

повышение уровня рентабельности реализуемой продукции, снижение ее энергоемкости и материалоемкости;

рост производительности труда и повышение эффективности использования основных фондов.

ГЛАВА 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Цели, задачи и приоритеты регионального развития

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы главной целью региональной экономической политики является обеспечение роста благосостояния населения независимо от мест его проживания на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте благосостояния населения важнейшей задачей является опережающее увеличение доходов граждан и улучшение условий их проживания в первую очередь там, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Для достижения названных целей необходимо устойчивое и сбалансированное развитие экономики и социальной сферы внутриреспубликанских регионов (областей) с учетом эффективного использования созданного производственного потенциала и местных ресурсов, повышения вклада каждого региона в решение общереспубликанских задач, в том числе:

создание в регионах условий для повышения инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства;

развитие новых сфер приложения труда, особенно в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования;

повышение комплексности развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким уровнем обеспеченности населения услугами;

повышение эффективности агропромышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры села;

поддержка проблемных регионов (регионы с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС);

создание благоприятных условий для интеллектуального, творческого, профессионального и физического совершенствования человека.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития внутриреспубликанских регионов (областей) являются:

ускоренное развитие малых и средних городских поселений;

развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры, туризма, телекоммуникационных, информационных, финансовых, страховых и других видов услуг;

внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005  2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339);

улучшение демографической ситуации в регионах;

развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;

энерго- и ресурсосбережение;

расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с регионами Российской Федерации;

вовлечение населения в решение задач социально-экономического развития своих регионов.

Основные направления социально-экономического

развития областей

Социально-экономическое развитие областей предполагается ориентировать на достижение намеченных целей и приоритетов развития региональной экономики с учетом потребностей внешних и внутренних факторов. Для модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности и эффективности, увеличения экспортного потенциала регионов в каждой области необходимо решить специфические задачи. На их реализацию будут направлены предусматриваемые в регионах меры по развитию основных отраслей и сфер деятельности, призванные обеспечить намеченные цели региональной политики.

Региональная промышленная политика будет направлена на совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса на основе осуществления проектов наукоемкой, высокотехнологической направленности в регионах с высоким научно-техническим потенциалом (Витебская и Гомельская области); приоритетное развитие отраслей и производств, работающих на местном сырье (Брестская, Гродненская и Минская области); ускорение темпов модернизации, внедрение энерго-
и ресурсосберегающих технологий в регионах, ориентированных преимущественно на привозное сырье (Витебская, Гомельская и Могилевская области).

Аграрная политика будет нацелена на создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего увеличение вклада каждой области в продовольственные ресурсы страны путем внедрения рациональной специализации сельскохозяйственного производства, зональных систем земледелия с учетом экономических, почвенно-климатических и иных особенностей сельскохозяйственных зон; ускоренного развития кормовой базы животноводства на основе зернопропашной (Брестская, Гродненская и Минская области) и зернотравяной (Витебская и Могилевская области) систем. Предстоит также повысить продуктивность мелиорированных земель, продолжить переспециализацию сельскохозяйственного производства в загрязненных радионуклидами районах.

Основными задачами социальной политики регионов являются улучшение демографической ситуации, создание условий и возможностей предоставления населению гарантированного объема социально значимых услуг в соответствии с утвержденными социальными стандартами; поддержка наиболее отстающих по уровню развития социальной сферы регионов; укрепление социальной инфраструктуры села и малых городов; сокращение безработицы в районах, имеющих проблемы в сфере занятости; расширение объемов обслуживания населения за счет частного предпринимательства, развитие агротуристских комплексов. Сохранение и восстановление историко-культурного наследия регионов.

Основные показатели социально-экономического развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007  2010 годы приведены в приложении 1.

Брестская область

Социально-экономическое развитие области будет направлено на дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

В целях повышения эффективности промышленного производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках, обеспечения устойчивых темпов наращивания производства продолжится структурная перестройка промышленности на основе освоения новой продукции, востребованной рынком, создания конкурентоспособных производств, реорганизации и реформирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости населения.

Объем продукции промышленности за пятилетие увеличится на
47,6  55,2 процента.

В машиностроительном комплексе обеспечение прироста объемов производства намечается осуществить за счет:

проведения технического перевооружения предприятий станкоинструментальной отрасли в целях освоения выпуска новых металлообрабатывающих станков и их технологического оснащения, что в дальнейшем позволит производить более качественное оборудование и технику для других отраслей народного хозяйства;

реализации областных мероприятий по производству сельскохозяйственной техники с участием более 10 машиностроительных организаций. Планируется организовать производство почвообрабатывающих агрегатов, более 70 наименований запасных частей к импортной и отечественной сельскохозяйственной технике, косилок роторных, зерносушилок, сеялок и других видов техники, необходимой сельскохозяйственным организациям;

производства в открытом акционерном обществе ”Брестский электроламповый завод” стеклянной трубки из экологически чистого бессвинцового стекла;

проведения в белорусско-российском совместном предприятии ”Брестгазоаппарат“ открытое акционерное общество полного технического переоснащения прессового, литейного, гальванического, эмалировочного и сборочного производств.

В легкой промышленности предусматривается обеспечение ежегодного прироста продукции на уровне 8,5 – 9 процентов.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности предполагается активизация инвестиционной деятельности и обновление основных средств, техническое переоснащение действующих и создание новых производств по глубокой переработке древесного сырья.

В пищевой промышленности предусматривается дальнейшее насыщение внутреннего рынка продовольственными товарами за счет внедрения новых технологий, освоения новых видов продукции, использования вторичных ресурсов, экономии сырья и более эффективной его переработки.

В промышленности строительных материалов будет наращиваться выпуск плитки керамической глазурованной (в 2 раза), кирпича
(в 1,8 раза), материалов мягких кровельных (в 1,6 раза), оконных блоков
(в 1,4 раза).

Главными задачами развития агропромышленного комплекса остается формирование эффективного, конкурентоспособного, устойчивого производства сельскохозяйственного сырья и продукции, ее переработки в целях удовлетворения спроса внутреннего рынка и увеличения поставок на экспорт.

Развитие агропромышленного комплекса области осуществляется в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы и другими государственными программами.

Ведущая роль в сельскохозяйственном производстве области принадлежит животноводству. Потенциал отрасли животноводства при достаточном обеспечении кормами позволит произвести в 2010 году в хозяйствах всех категорий 1200 тыс. тонн молока, 210 тыс. тонн мяса скота и птицы в живом весе. Достижение указанных объемов производства будет осуществляться при интенсивном развитии отрасли на базе крупных специализированных организаций. Намечена реконструкция и техническое переоснащение 211 крупных молочнотоварных ферм, что позволит перейти на высокопроизводительные, кормосберегающие и энергосберегающие технологии содержания сельскохозяйственных животных.

Основные направления развития растениеводческой отрасли до 2010 года включают оптимизацию ее структуры, совершенствование технологий возделывания и семеноводства сельскохозяйственных культур. В структуре посевных площадей зерно составляет 53 процента. Определены 8 валообразующих районов (Барановичский, Брестский, Ивановский, Каменецкий, Кобринский, Пинский, Пружанский, Столинский), которые обеспечат около 65 процентов общего валового сбора зерна.

К 2010 году производство основных видов растениеводческой продукции во всех категориях хозяйств достигнет: зерна – 1200 тыс. тонн, картофеля – 1600 тыс. тонн, овощей – 400 тыс. тонн, сахарной свеклы –
810 тыс. тонн, маслосемян рапса – 45 тыс. тонн.

Развитие экономического потенциала области будет обеспечиваться за счет наращивания объемов инвестиций в основной капитал как путем максимального использования собственных средств организаций, так и привлечения инвестиций в экономику за счет всех источников финансирования. Ежегодный прирост инвестиций в основной капитал составит около 15 процентов.

Развитие отраслей социальной сферы предусмотрено осуществлять в соответствии с отраслевыми мероприятиями по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в сфере здравоохранения, дошкольного и школьного образования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также в отраслях транспорта и связи.

Для выравнивания уровня торгового обслуживания городского и сельского населения продолжится работа по организации торгового обслуживания жителей малых и средних городских поселений, где отсутствует стационарная торговая сеть, путем восстановления работы ранее закрытых магазинов, организации развозной торговли.

Предусматривается значительное увеличение услуг за счет обновления ассортимента изделий, оказания новых видов услуг, повышения эффективности использования действующих мощностей.

Витебская область

Приоритетные направления развития области определяются большой зависимостью ведущих отраслей промышленности от внешних поставок сырья, а в сельском хозяйстве – более низким уровнем развития аграрного потенциала. В регионе необходима модернизация промышленных предприятий, развитие производств с более эффективными технологическими параметрами, обеспечивающими глубокую переработку сырья и снижение ресурсоемкости производства, использование новых экономичных видов ресурсов, реализация проектов наукоемкой высокотехнологической направленности.

В 2007 – 2010 годах промышленный комплекс области нацелен на максимальное использование созданного в регионе производственного и трудового потенциала, обеспечение приоритетного развития его отраслей, использующих местное сырье и выпуск конкурентоспособной продукции. Определяющими в структуре останутся электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, удельный вес их увеличится до 75 процентов. Продолжится реализация мероприятий, направленных на коренную реконструкцию производств, обновление активной части основных средств и внедрение новых современных технологий. Объем продукции промышленности увеличится на 160  
167 процентов.

Перспективное развитие открытого акционерного общества ”Нафтан” предусматривает реализацию ряда инвестиционных проектов и организацию новых современных производств. В результате пуска новых мощностей планируется увеличить переработку нефти до 12 млн. тонн в год, или на 22,5 процента, а глубину ее переработки до 92  95 процентов. Возрастет производство высокоактивных бензинов и низкосернистого дизельного топлива.

Продолжится наращивание лесозаготовительного потенциала области. На первом этапе будет осуществлена модернизация наиболее перспективных действующих деревообрабатывающих производств, предусматривающая внедрение современных технологий сушки пилопродукции и выпуск погонажных изделий.

Обеспечение населения продовольственными товарами будет осуществляться главным образом за счет их производства из местных видов сырья и с учетом потребностей различных возрастных и социальных групп населения. В целях эффективного использования сырья и складывающейся конъюнктуры рынка молочной продукции к 2010 году предусматривается сократить с 10 до 6 количество самостоятельных молокоперерабатывающих предприятий. Это позволит осуществить специализацию предприятий и обеспечить максимальное использование производственных мощностей по наиболее перспективным видам продукции.

Организациями пищевой промышленности планируется увеличить в
2010 году по сравнению с 2005 годом производство консервов плодоовощных в 4,5 раза, безалкогольных напитков – в 2,7 раза.

Особое внимание будет уделено эффективному производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и активизации экспорта. В целях устойчивого развития аграрной отрасли предусматривается модернизация сельскохозяйственного производства, его техническое и технологическое переоснащение. Намечено переоснастить зерносушильное хозяйство.

Модернизацию животноводческой отрасли предполагается осуществлять преимущественно на основе реконструкции существующих производственных мощностей и их технического переоснащения. За 2006 – 2010 годы намечается реконструировать и оснастить современным технологическим оборудованием 12 комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, 17 комплексов по выращиванию и откорму свиней,
5 птицефабрик, 141 молочнотоварную ферму. Это позволит перейти на высокопроизводительные и энергосберегающие технологии содержания скота и птицы, сконцентрировать производство продукции на крупных фермах и комплексах, снизить издержки производства.

В целях повышения эффективности земледелия к 2010 году намечается увеличить внесение органических удобрений до 10 тонн, минеральных – до 275 килограммов действующего вещества на гектар пашни. Ежегодно предстоит известковать от 83,6 до 98,4 тыс. гектаров кислых пахотных земель с использованием в среднем на гектар пашни
5,4 тонны известковых материалов.

Важнейшим направлением развития аграрного сектора экономики является максимальное использование инноваций. Предполагается широкое внедрение в производство высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород животных.

В результате выполнения намеченных мероприятий прирост производства сельскохозяйственной продукции за 2006 – 2010 годы во всех категориях хозяйств составит 34 – 40 процентов.

Предусматривается активизация инвестиционной деятельности, рост эффективности производства, использование системы лизинговых операций как в рамках государственного финансирования, так и за счет возможностей организаций перерабатывающих отраслей, вовлеченных в интеграционные процессы и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон). Важную роль в увеличении объемов инвестиций играет привлечение в регион иностранных инвестиций за счет внешних государственных займов (кредитов), а также дальнейшее создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Для обеспечения потребности населения в соответствующих видах социальных услуг предполагается развитие отраслей социальной сферы. Основным направлением развития здравоохранения в области является сохранение и укрепление здоровья населения. В 2007 – 2010 годах в медицинских учреждениях области планируется провести дальнейшую оптимизацию и реорганизацию коечного фонда. Планируется расширить обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью.

Главным направлением развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями граждан, а также с потребностями отраслей народного хозяйства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития города Витебска на 2011-2015 годы

    Программа
    1. Настоящая Программа разработана на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики
  2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Хойникского района на 2011-2015 годы Хойникский районный Совет депутатов решил

    Решение
    2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителей председателя Хойникского районного исполнительного комитета по принадлежности.
  3. Последний год пятилетки

    Документ
    ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2006–2010 гг.)»
  4. Председатель Совета Республики Батура Б. В. в своем выступлении на открытии сессии (приложение 1) отметил, что  члены Совета Республики должны активно включиться в работу по созданию совершенной закон

    Закон
    О.И.Бекасова, А.Э.Вертинский, Ю.И.Гросс, Н.А.Карпович, Ю.В.Коваленко, И.В.Козлов, Е.Г.Комоцкая, Н.И.Красовская, Л.С.Матрашило, Н.А.Нестерович, В.Ф.Петруша, А.
  5. Одобрен Советом Республики 22 октября 2008 года в ред закон

    Закон
    Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2009 год по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899262425 тыс.

Другие похожие документы..