Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На всіх етапах розвитку людське суспільство не могло бути байдужим до тих, хто мав ті чи інші порушення фізичних і психічних якостей. Цих осіб не мож...полностью>>
'Документ'
Россия после долгой послетатарской и московской изоляции возвращалась в Европу при Петре Великом как империя. Именно как империю воспринимал Россию З...полностью>>
'Документ'
Образовательная деятельность по подготовке стулентов по специальности 210104 « Микроэлектроника и твердотельная электроника» осуществляется на основа...полностью>>
'Документ'
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а...полностью>>

Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (4)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

Юридического факультета

(магистров)

Специальность: юриспруденция

Кредит 1

2 семестр

Преподаватель: к.ю.н, ст. преподаватель кафедры административного и финансового права Мельничук Г. В.

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.

Телефон: (8 495) 434 32 11

Программа подготовлена при информационной

поддержке Консультант Плюс

Москва

2009

Составители:

Мельничук Г. В. – ст. преподаватель кафедры административного и финансового права РУДН

Одобрен (рекомендован) кафедрой административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № 17 от 24 июня 2008 г.).

Утвержден на заседании Ученого совета юридического факультета (Протокол №1 от 31 августа 2008 г.).

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.

Учебно-методический комплекс подготовлен при

информационной поддержке

Правовой системы «Консультант – Плюс»

© Мельничук Г. В. (содержание), 2009

© Российский университет дружбы народов (верстка и оформление), 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Программа

6

Объем дисциплины и виды учебной работы

8

Тематический план занятий

9

Тематический план семинарских (практических) занятий

10

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

11

Список рекомендуемых источников и литературы

13

Примерные вопросы для подготовки к аттестационным испытаниям

15

Примеры тестовых заданий для аттестационных испытаний

17

Оценка работы студентов

23

Академическая этика (дисциплина) подготовки творческих работ

24

Примерная тематика творческих и курсовых работ

24

Примерная тематика дипломных работ

24

Сведения о преподавателе

25

ВВЕДЕНИЕ (ОПИСАНИЕ КУРСА)

Дисциплина «Разрешительная система Российской Федерации» призвана познакомить обучающихся с институтами разрешительной системы. Разрешительной системой считается урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности. В рамках спецкурса «Разрешительная система Российской Федерации» проводится изучение институтов государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного регулирования цен, технического регулирования, аттестации, аккредитации и лицензирования.

Институты разрешительной системы являются результатом реализации разрешительной политики государства. Поэтому в общей части курса изучаются различные аспекты ее формирования и реализации, понятие разрешительной политики государства, история формирования государственной разрешительной политики в постсоциалистический период, ее нормативно-правовая основа.

В особенной части курса рассматриваются отдельные институты разрешительной системы, процедуры их осуществления, а также производства по привлечению к административной и иным видам ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении деятельности с нарушением закона.

В рамках темы «Институты разрешительной политики в системе права. Контроль и юридическая ответственность в сфере разрешительной политики» изучаются системные связи институтов разрешительной системы с другими отраслями права, такими как гражданское право и налоговое право.

Среди вопросов спецкурса также избирательно рассматриваются вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, а также лицензирования медицинской деятельности, деятельности в области алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области связи, банковской деятельности, деятельности в области природопользования.

Целью курса является формирование у студентов целостного представления о принципах разрешительной политики российского государства, усвоение соответствующего понятийного аппарата, умение самостоятельно ориентироваться в источниках российского, а при необходимости и зарубежного права, преимущественно в публично-правовых механизмах обеспечения государственной деятельности в этой области.

Учебная программа по дисциплине «Разрешительная система Российской Федерации» предназначена для подготовки юристов по специальности «Юриспруденция».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные институты разрешительной системы в Российской Федерации;

основные источники правового регулирования разрешительной системы в России и международном уровне;

основные факты истории, которые касаются формирования институтов разрешительной системы, процесс их становления и эволюции в России и за рубежом;

основные экономические и правовые понятия, категории в сфере разрешительной системы;

основные институты и механизмы регулирования отношений в области разрешительной системы в России и за рубежом, меры публично-правового принуждения, установленные формы административной ответственности, порядок ее применения;

формы государственного регулирования и контроля;

виды и содержание правоотношений;

виды субъектов правоотношений и их правовое положение;

основы толкования и применения законов и других нормативных правовых актов в области разрешительной системы в целом;

Уметь:

- правильно применять нормы законодательства о лицензировании, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственной регистрации прав на недвижимость в процессе работы по юридической специальности и при изучении отраслей права Российской Федерации;

- анализировать происходящие в России и мире экономические процессы, правовые явления и меры государственной политики, касающиеся проблем разрешительной системы, с точки зрения общих принципов и методов административного права;

- самостоятельно подбирать нормативную и фактическую информацию (владеть методами сбора информации), имеющую значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а анализировать судебную практику (владеть методами анализа судебной практики) в области институтов разрешительной системы;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, касающиеся вопросов разрешительной политики государства;

- разрабатывать и/или подготавливать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по основным вопросам правового регулирования разрешительной политики государства;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- составлять проекты документов, используемых в правовом регулировании институтов разрешительной системы;

Иметь представление:

- об основных источниках правового регулирования институтов разрешительной системы за рубежом;

- о перспективах и основных направлениях развития институтов разрешительной системы, в целях развития навыков самостоятельной юридической работы студента для последующей профессиональной деятельности;

- о положительных сторонах и недостатках теории, нормативно-правового обеспечения, и практики законодательства в области государственной разрешительной политики, основных проблемах правового регулирования разрешительной политики государства в России и в мире;

- об особенностях разрешительной политики в отношении отдельных видов или областей деятельности.

ПРОГРАММА

Тема 1

Разрешительная политика государства

  1. Понятие разрешительной политики государства и государственно-правовой механизм её реализации.

  2. Разрешительная система: понятие и основные институты.

  3. Государственная разрешительная политика в постсоциалистический период.

  4. Нормативно-правовая основа разрешительной политики в РФ.

  5. Разрешительная политика и единство экономического пространства в РФ.

Тема 2

Институты разрешительной системы

  1. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  3. Государственное регулирование цен.

  4. Техническое регулирование.

  5. Аттестация. Аккредитация.

Тема 3

Понятие и структура лицензионной системы в РФ

  1. Лицензирование и его место в системе разрешительных форм государственного регулирования.

  2. Лицензионная система: понятие, элементы, основные характеристики.

  3. Нормативно-правовая основа лицензионной системы в РФ.

  4. Цели и принципы лицензирования.

  5. Лицензиаты и лицензирующие органы. Их правовой статус.

  6. Лицензионные требования и условия. Лицензионный режим.

Тема 4

Лицензионное производство как вид административной процедуры

  1. Правовое регулирование административных производств в сфере лицензирования.

  2. Производства о выдаче и продлении лицензии.

  3. Лицензионный контроль и приостановление действия лицензии.

  4. Аннулирование лицензии.

  5. Порядок обжалования действий и решений лицензирующих органов.

Тема 5

Институты разрешительной политики в системе права. Контроль и юридическая ответственность в сфере разрешительной политики

  1. Системные связи института лицензирования с другими отраслями права.

  2. Лицензирование и гражданское право.

  3. Административная ответственность за нарушение законодательства о лицензировании.

  4. Административная ответственность за нарушения норм законодательства, регулирующих другие институты разрешительной системы.

Тема 6

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности

  1. Лицензирование частной сыскной и охранной деятельности.

  2. Лицензирование медицинской деятельности.

  3. Лицензирование в области алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  4. Лицензирование в области связи.

  5. Лицензирование банковской деятельности.

  6. Лицензирование в области природопользования.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (в часах)

(по учебному плану)

Очная

Общая трудоемкость

36

Аудиторные занятия

12

Лекции

6

Семинары (практические занятия)

6

Самостоятельная работа (в часах)

12

НИРС

10

Итоговая аттестация

2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Виды учебных занятий

Лекция

Семинар

1.

Понятие разрешительной политики государства и государственно-правовой механизм её реализации. Разрешительная система: понятие и основные институты. Государственная разрешительная политика в постсоциалистический период. Нормативно-правовая основа разрешительной политики в РФ. Разрешительная политика и единство экономического пространства в РФ.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование цен. Техническое регулирование. Аттестация. Аккредитация.

2

2

2.

Лицензирование и его место в системе разрешительных форм государственного регулирования. Лицензионная система: понятие, элементы, основные характеристики. Нормативно-правовая основа лицензионной системы в РФ. Цели и принципы лицензирования. Лицензиаты и лицензирующие органы. Их правовой статус. Лицензионные требования и условия. Лицензионный режим.

Правовое регулирование административных производств в сфере лицензирования. Производства о выдаче и продлении лицензии. Лицензионный контроль и приостановление действия лицензии. Аннулирование лицензии. Порядок обжалования действий и решений лицензирующих органов.

2

2

3.

Системные связи института лицензирования с другими отраслями права. Лицензирование и гражданское право. Административная ответственность за нарушение законодательства о лицензировании. Административная ответственность за нарушения норм законодательства, регулирующих другие институты разрешительной системы.

Лицензирование частной сыскной и охранной деятельности. Лицензирование медицинской деятельности. Лицензирование в области алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензирование в области связи. Лицензирование банковской деятельности. Лицензирование в области природопользования.

2

2

Всего

6

6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема семинарского (практического) занятия

Очная

Тема 1. Понятие разрешительной политики государства и государственно-правовой механизм её реализации. Разрешительная система: понятие и основные институты. Государственная разрешительная политика в постсоциалистический период. Нормативно-правовая основа разрешительной политики в РФ. Разрешительная политика и единство экономического пространства в РФ.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование цен. Техническое регулирование. Аттестация. Аккредитация.

2

Тема 2. Лицензирование и его место в системе разрешительных форм государственного регулирования. Лицензионная система: понятие, элементы, основные характеристики. Нормативно-правовая основа лицензионной системы в РФ. Цели и принципы лицензирования. Лицензиаты и лицензирующие органы. Их правовой статус. Лицензионные требования и условия. Лицензионный режим.

Правовое регулирование административных производств в сфере лицензирования. Производства о выдаче и продлении лицензии. Лицензионный контроль и приостановление действия лицензии. Аннулирование лицензии. Порядок обжалования действий и решений лицензирующих органов.

2

Тема 3. Системные связи института лицензирования с другими отраслями права. Лицензирование и гражданское право. Административная ответственность за нарушение законодательства о лицензировании. Административная ответственность за нарушения норм законодательства, регулирующих другие институты разрешительной системы.

Лицензирование частной сыскной и охранной деятельности. Лицензирование медицинской деятельности. Лицензирование в области алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензирование в области связи. Лицензирование банковской деятельности. Лицензирование в области природопользования.

2

ИТОГО:

6


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Рекомендации по работе с источниками и литературой

Студенту желательно освоить порядок работы с нормативно-правовыми базами. Необходим учет (отслеживание) студентом изменений в законодательстве, а также корректировка использования в освоении дисциплины учебной литературы и судебной практики в соответствии с изменениями в законодательстве.

2. Рекомендации по оптимальной организации самостоятельной работы

2.1. Рациональное планирование времени на самостоятельную работу

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

2.2. Порядок освоения материала (общие рекомендации по освоению материалов дисциплины в виде изучения различных источников, содержащих сведения по предмету).

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных принципов, институтов конкурентного (права), наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области разрешительной системы в России, за рубежом и на международном уровне.

На основе полученных на лекционных занятиях направлений представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.

В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, который представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Изучение данных материалов особенно полезно для развития практических навыков применения норм права и их толкования. В то же время, в связи с разнообразием судебной практики, в частности, содержания конкретных судебных решений в области институтов разрешительной системы, а также подверженности законодательства частым изменениям представляется целесообразным, прежде всего, обращаться к официальным актам высших судебных органов, а затем уже к обзорам судебных решений материалам конкретных судебных решений.

Важным источником являются также сайт сети Интернет, прежде всего – официальные сайты органов власти, ответственных за реализацию политик и области конкретного института разрешительной системы в целом.

3. Рекомендации по написанию рефератов и подготовке докладов и т.п.

Для более успешной работы по подготовке рефератов, докладов и других видов учебных работ, в частности, по вопросам выбора темы работы, основных направлений ее содержания, структуры, выбора источников и литературы и другим вопросам студентам, при сохранении их индивидуального предпочтения в отношении выбора темы работы, полезно также обращаться за советом к преподавателю дисциплины для получения методологических рекомендаций и советов по подготовке работы.

К общим рекомендациям по данному вопросу можно отнести следующие:

1. Письменная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам (выравненные поля, единый шрифт, титульный лист, указаны заглавия разделов работы, указана библиография и приведено содержание работы).

2. Работа (письменная работа с докладом или реферат с докладом) может быть небольшой по объему, но должна быть выполнена самостоятельно. Работы могут быть двух основных видов, а также иных по согласованию с преподавателем:

1 вид – Письменная работа (с последующим докладом) по изучению отдельного института, проблемы, актуального вопроса и т.п. в области конкурентного права. Желательно брать в качестве темы небольшой вопрос, но проработать его (рассмотреть) на основе нормативно-правовых источников, теоретической литературы, судебной практики. В этом случае в библиографии должно быть не менее 5 источников. По объему работа может занимать около 3-5 страниц.

2 вид – Реферат с последующим устным его докладом. В данном случае берется значительный по объему основной источник (статья, глава из книги, учебного пособия, текст закона и др.) и реферируется (кратко излагается) студентом в письменном виде и устно представляется на семинарском занятии в виде доклада.

В этом случае реферируемый текст (первоисточник) должен быть по объему не менее 30 страниц. Сам реферат должен быть объемом 5-7 страниц. При этом реферат должен быть не копированием отдельных блоков реферируемой работы, а кратко излагать основное содержание глав, параграфов и разделов реферируемой работы, при желании и необходимости с комментариями студента – автора реферата и доклада.

Библиография ограничивается одним первоисточником или в крайней необходимости по желанию студента какими-либо другими вспомогательными источниками для удобства подготовки и изложения реферата.

4. Рекомендации по самостоятельному изучению отдельных тем дисциплины, не вынесенных на аудиторные занятия

В соответствии с настоящим УМК на лекционных занятиях планируется охватить все основные темы дисциплины. Вместе с тем, по понятным причинам одним наиболее важным и актуальным темам будет уделено больше внимания, другим меньше.

В связи с этим, темы в меньшей степени охваченные материалами лекций и проработкой на семинарах, студентам необходимо более изучать самостоятельно.

По отдельным возникающим вопросам обучения представляется полезным обращаться за советом к преподавателям конкурентного права.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (6)

    Учебно-методический комплекс
    Одобрен (рекомендован) кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов (Протокол № от 2010 г.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) “Юриспруденция”.

Другие похожие документы..