Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Главная стратегическая цель муниципального района «Корткеросский»: Создание условий для устойчивого повышения жизненного уровня населения муниципальн...полностью>>
'Документ'
До початку проведення інвентаризації всі видаткові та прибуткові документи на матеріальні цінності здані в бухгалтерію і всі матеріальні цінності, що...полностью>>
'Документ'
Сегодня уже трудно себе представить авто без акустической системы, ведь машина давно уже вышла за границы понятия средства передвижения, к ней повышен...полностью>>
'Документ'
Жалоба на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится работать психологу. Ин...полностью>>

Программа дисциплины «Организация и оценка эффективности работы со сми» Для направления 030200. 62 «Политология»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра прикладной политологии

Программа дисциплины

«Организация и оценка эффективности работы со СМИ»

Для направления 030200.62 «Политология»

Курс I

Автор: Кузнецова Ангелина Викторовна

Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

________________ Зав. кафедрой __________/А.Ю. Сунгуров/

«____»___________________200 г.

«__» ___________ 200_ г. Протокол №

Утверждено Учебно-методическим советом

__________________

Председатель

__________________

«__» ___________ 200_ г.

Санкт – Петербург

2007

I . Пояснительная записка

Программа курса «Организация и оценка эффективности работы со СМИ» включает в себя: содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение, включающее в себя перечень основной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий, примерную тематику эссе, перечень вопросов для подготовки к зачету, методические рекомендации.

Содержание программы курса основывается на работах современных исследователей, публикациях в российских и зарубежных СМИ, посвященных изучению роли средств массовой коммуникации и места средств массовой информации в современной структуре российского общества.

Основными целями изучения курса являются:

- формирование у студентов базовых научных представлений об основных моделях коммуникационного процесса;

- приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- расширение у них исторического и профессионального кругозора.

Основными задачами курса являются:

- приобретение студентами знаний основных этапов трансформации СМИ в современной России, через призму процессов переходного периода и глобализации;

- формирование у студентов представления о современной информационной политике в России: ее особенностях и перспективах развития;

- воспитание у студентов способности к самообучению по завершению учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий.

Изучение курса осуществляется на основе проведения взаимосвязанных между собой видов учебных занятий и форм обучения. К их числу относятся лекционные, семинарские занятия, групповые дискуссии и самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работы студентов. Особое значение имеет самостоятельная работа студентов. Она предусматривает: повторение пройденного материала с использованием конспектов лекций, изучение рекомендованной по каждой учебной теме литературы, в частности, использование возможностей Интернета, подготовку сообщений в соответствии с тематикой планов проведения семинарских занятий и, в их рамках, групповых дискуссий.

Формы контроля знаний.

Текущий контроль знаний студентов: семинарские занятия, лекции, домашние задания, контрольная работа, эссе, доклады.

Итоговый контроль – зачет.

Ответы на семинарских занятиях, эссе, доклад и ответ на зачете оцениваются по десятибалльной шкале.

Итоговая оценка складывается из оценок всех перечисленных форм контроля, каждая из которых имеет свой вес в итоговой оценке.

Оценка эссе составит - 20% итоговой оценки;

Оценка за семинарские занятия – 30%;

Оценка доклада – 20%;

Оценка ответа на зачете – 30%.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Специфика современного общества и роль социальных технологий.

Время – 2 часа

Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций. Роль связей с общественностью в современном мире. Основные тенденции развития современного общества. Нормативные основы международной интеграции. Факторы глобализации. Процесс глобализации и СМИ.

  1. Дискурс и трансформация теории коммуникации.

Время – 2 часа

Определение понятия коммуникация. Основные модели коммуникационного процесса. Модель коммуникативного общества Н. Луманна. Классическая модель социальной коммуникации Г. Лассуэлла. Новый научный подход в изучении социальной коммуникации – дискурсный анализ. Характеристика информационного общества в работах Д. Белла, А.Тоффлера. Интернет как новый канал коммуникации. Использование Интернет-технологий российскими СМИ. Особенности нового социально-коммуникативного пространства.

  1. Этапы развития связей с общественностью.

Время – 2 часа

Связи с общественностью как механизм управления общественным мнением.

Основные функции средств массовой коммуникации. Концепция Дж. Грюнига и Т. Ханта. Анализ четырех моделей PR:пресс-агентство / паблисити; информирование общественности; двухсторонняя асимметричная модель; двухсторонняя симметричная модель.

  1. СМИ и власть.

Время – 2 часа

Этапы эволюции СМИ в России. Инструментальная модель. «Четвертая власть». Корпоративно-авторитарная модель. Корпоративная журналистика и свободная пресса. Концентрация и корпоративизация СМИ. Виды концентрации. Анализ процесса концентрации СМИ. Усиление государственного контроля над СМИ. Характеристика медиасистемы. Структура российской информационной системы. Характеристика уровней. Менеджмент новостей.

  1. Основные этапы компании по связям с общественностью.

Время – 2 часа

Определение, структура, цели и классификация кампаний по связям с общественностью. Подготовительный этап кампании. Структура плана кампании по связям с общественностью. Медиапланирование. Основные понятия медиапланирования. Разработка медиастратегии. Выбор типов СМИ и создание медиапланов.

  1. Общероссийские группы СМИ и региональные информационные системы.

Время – 2 часа

Создание медиаполитической системы. Идеология СМИ. Особенности «групп интересов». Формы взаимодействия со СМИ. Определение конфликта интересов. Особенности отображения социальных, экономических, политических преобразований в центральных и региональных СМИ. Структура СМИ Северо - Запада. Деловая пресса и свобода слова. Формы контроля региональных элит над средствами массовой информации. Особенности системы губернаторских СМИ.

  1. Информационная политика России. Информационные войны.

Время – 2 часа

Характеристика процессов формирования информационной политики. Направления государственной информационной политики. Значение СМИ в государственной информационной политике. Создание единого информационного пространства. Роль средств массовой информации в процессах реформирования России: этапы развития. Понятие информационной войны. Модель информационной войны. Цели информационных войн. Механизмы информационных войн. Методы и технологии распространения информации при информационных войнах: медиапланирование и распределение ресурсов. Характеристика отечественных информационных войн в условиях современной российской медиа-политической системы

  1. Публичная сфера и СМИ в России.

Время – 2 часа

Формы взаимодействия некоммерческих организаций и СМИ. Основные понятия и категории политического маркетинга. Комплекс коммуникаций политического маркетинга. Представители СМИ как аудитория паблик рилейшнз в политической коммуникации. Определение политического пиара. Медиастратегии в политической кампании. Имиджевые стратегии: формирование имиджа. Особенности, функции, структура и типология имиджей. Алгоритм формирования политического имиджа. Технологии формирования имиджа политика. Роль СМИ в формировании имиджа политиков. СМИ как фактор, формирующий политический выбор.

III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Семинар 1. Специфика современного общества и роль социальных технологий.

Время – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные направления общественного развития и перспективы массовых коммуникаций.

  2. Роль и значение связей с общественностью в современном мире.

  3. Зачем нам нужна история связей с общественностью

  4. Факторы, обусловившие возникновение коммуникации.

  5. Связи с общественностью в политической и социальной сфере

  6. Соответствует ли классическое определение связей с общественностью, данное С. Блэком, нынешним условиям, учитывая процесс глобализации и формирования информационного общества.

Рекомендуемая литература.

Основная

Тульчинский Г.Л. Public relations.  Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. – СПб., 1995

Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. – М., 2008. – 302 с.

Дополнительная

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 1-2.

Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

Семинар 2. Дискурс и трансформация теории коммуникации.

Время – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение понятия «коммуникация».

2. Раскройте содержание классической модели социальной коммуникации.

3. Основные теории социальной коммуникации.

4. Содержание понятия «дискурс»

5. В чем специфика использования различных видов коммуникаций в глобальной сети Интернет.

6. Каким образом Интернет используется в качестве средства коммуникации с журналистами

7. Распространение интернет - технологий в России: проблемы и перспективы

Рекомендуемая литература

Основная

Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. – М., 2008. – 302 с.

Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000

Дополнительная

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М.: Релф-Бук; К.: Ваклер, 2000.

Основные теории коммуникации: Учебник / Под ред. Проф. М.А. Васильева. М.: Гардарика, 2003.

Тоффлер А. Третья волна. Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2000

Семинар 3. Этапы развития связей с общественностью.

Время – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание концепции Дж. Грюнига и Т. Ханта.

2. Приведите примеры применения двухсторонней симметричной модели связей с общественностью.

3. Почему связи с общественностью называют коммуникационными технологиями.

4. Значимая тенденция современного общественного развития - качественное изменение массовой коммуникации в мире.

5. Интеграция системой коммуникаций новых коммуникативных потоков (в частности маркетинговые).

6. Глобализация массовой коммуникации, трансформация медиа-систем.

Рекомендуемая литература

Основная

Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. – 302 с.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2003.

Тульчинский Г.Л. РR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М., 2006 – 574 с.

Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005

Тульчинский Г.Л. Public relations.  Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. – СПб., 1995

Дополнительная

Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций / Под общ. ред. А.Н. Чумикова, Т.С.Иларионовой. – М., 2003

Колонн М. Нефть, PR, война. М., 2000.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. – М., 1996

Гринберг Т.Э.Политическая реклама: портрет лидера. – М., 1995

Семинар 4. СМИ и власть.

Время – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Создано ли в России единое информационное пространство?

2. Власть, бизнес, СМИ – кто на кого влияет

3. Зависимость СМИ – миф или реальность

4. Зависимость СМИ – миф или реальность

5. Существует ли тотальный контроль за СМИ в России

6. Менеджмент новостей.

Рекомендуемая литература

Основная

Засурский И.И. СМИ и власть. Россия девяностых //Средства массовой информации постсоветской России. М.,2002.

Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 – 2004 . М., 2004

Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М.: РАГС, 2004. – 528 с.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. – М., 2004. – 351 с.

Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. – М.: Академический Проект, 2007. – 336 с.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. - Киев. 2000

Дополнительная

Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2000

Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология. – М.: Академический Проект, 2007. – 336 с.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. - Киев. 2000

Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. – М., 2001

Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Пер. с анг. - М., 2001

Попов В.Д. Концептуальные принципы формирования информационной политики // Информационная политика. – М., 2003

Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. - М., 2000

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999

Дзялошинский И.М. О некоторых причинах «странного» поведения российских журналистов в избирательных кампаниях 1999 – 2000гг. // СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. – М.,2000

Семинар 5. Основные этапы компании по связям с общественностью.

Время – 2 часа

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация видов кампаний по связям с общественностью.

  2. Основные причины применения кампаний по связям с общественностью.

  3. Модель этапов проведения СО-кампаний.

  4. Основные стратегии проведения кампаний по связям с общественностью.

  5. Проведите сравнение между рекламными кампаниями и кампаниями по связям с общественностью.

  6. Характеристика основных показателей, применяемых в медиапланировании.

  7. Дайте описание типичной медиакарты.

Рекомендуемая литература.

Основная

Тульчинский Г.Л. РR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001.

Засурский И.И. СМИ и власть. Россия девяностых //Средства массовой информации постсоветской России. М.,2002.

Азарова Л.В., Иванова К.А., Яковлев И.П. Организация ПР-кампаний. СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2000.

Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990 – 2004 . М., 2004

Дополнительная.

Российские средства массовой информации, власть и капитал: К вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. – М., 1999

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. – СПб., 2006

Щкондин М.В. Экономические факторы трансформации СМИ. - М., 1999

IV. ТЕМАТИКА ЭССЕ

1. PR технологии и роль СМИ в современном обществе.

2. Влияние СМИ на общественное сознание.

3. Глобализация и российские СМИ.

4. Слухи и их интерпретация в СМИ.

5. Российские медиа в двадцать первом веке: вверх по лестнице, ведущей вниз.

6. Цифровой раскол в России: парадоксы элитарного Интернета.

7. Кто Вы, мистер Путин? Особенности телеобраза.

8. Четвертая власть – легенда или реальность?

9. Гламурное лицо российской прессы.

10. СМИ и политики: кто – кого?

11. Выборы в России – СМИ выбирает за нас?

12. Информационные службы: бизнес на продаже новостей.

13. Утро начинается с газеты – печатные издания Санкт-Петербурга.

14. Борьба за региональные СМИ – губернатор начинает и выигрывает.

15. «Пресса должна знать свое место» - девальвация свободы слова в России.

16. «Говорит и показывает телерадиогосударство».

17. СМИ на «вертикали власти».

18. Коммуникация в государственной и политической сфере: от фараонов до Ельцина.

19. Российский и зарубежный опыт коммуникативного управления событиями.

20. «Жажда ничто» - имидж наше все (российские СМИ в парламентской и президентской компании.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Дайте определение понятия «коммуникация».

2. Раскройте содержание классической модели социальной коммуникации.

3. Назовите основные теории социальной коммуникации.

4. Дайте определение и раскройте содержание понятия «дискурс».

5. Назовите основные функции средств массовой коммуникации.

6. Раскройте содержание концепции Дж. Грюнига и Т.Ханта.

7. Приведите примеры применения двухсторонней симметричной модели связей с общественностью.

8. Почему связи с общественностью называют коммуникационными технологиями?

9. Процесс концентрации СМИ: мировая теория и российская действительность.

10. Информационные войны в России, 1996 – 2000г.

11. Процесс глобализации и СМИ.

12. Дайте сравнительный анализ понятий «имидж» и «репутация».

13. В чем отличие фирменного стиля от корпоративной культуры?

14. Раскройте содержание понятия «социально ответственный бизнес».

15. Дайте определение понятий «благотворительность», «патронаж», «спонсорство».

16. Раскройте содержание понятия «глобализация».

17. Какие коммуникационные модели используются в международных связях с общественностью?

18. Приведите примеры международных кампаний по связям с общественностью.

19. Дайте определение кампании по связям с общественностью.

20. Приведите несколько классификаций видов кампаний по связям с общественностью.

21. Дайте описание типичной медиакарты.

22. Назовите и дайте краткую характеристику основным показателям, применяемым в медиапланировании.

23. Дайте определение понятия «некоммерческой организации» (НКО).

24. Дайте определение понятий «спонсоринг» и «фандрайзинг».

25. Что означает термин «черный PR»?

26. Охарактеризуйте «рынок» СМИ Санкт-Петербурга.

27. Сформулируйте основные задачи медиаисследований.

28. Дайте определение «целевой аудитории» (мишени) в медиапланировании.

29. Дайте определение медиамикса.

30. Что такое Интернет? В чем специфика использования различных видов коммуникаций в глобальной сети Интернет?

31. Каким образом Интернет используется в качестве средства коммуникации с журналистами?

32. Проанализируйте распространение Интернет-технологий в России: проблемы и перспективы.

33. В чем специфика использования различных видов коммуникаций в глобальной сети Интернет?

34. Объясните содержание понятия «медиатизация».

35. Можно ли утверждать, что классическое определение связей с общественностью, данное С.Блэком («искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»), в полной мере приложимо к нынешним условиям, учитывая процесс глобализации и формирования информационного общества?

36. Дайте определение профессионального политического консультирования.

37. Объясните причины различия в популярности разных отраслей политических технологий в России и США.

38. Почему сюжеты негативного характера чаще используются в политической рекламе, чем в коммерческой?

39. Чем спин - докторинг отличается от обычной деятельности в сфере политической рекламы?

40. Почему применительно к сфере политических технологий в литературе закрепился термин «политический консалтинг», а не «политический менеджмент»?

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Аудиторные часы

Формы

текущего

контроля

Самостоят

работа

Всего

часов

Лекции

Семинары

Всего

1

Специфика современного общества и роль социальных технологий.

2

2

4

Эссе

4

8

2

Дискурс и трансформация теории коммуникации.

2

2

4

4

8

3

Этапы развития связей с общественностью

2

2

4

4

8

4

СМИ и власть.

2

2

4

4

8

5

Основные этапы компании по связям с общественностью

2

2

4

4

8

6

Общероссийские группы СМИ и региональные информационные системы.

2

2

4

6

7

Информационная политика России. Информационные войны.

2

2

2

4

8

Публичная сфера и СМИ в России.

2

2

2

4

ИТОГО

16

10

26

зачет

28

54

Автор: Кузнецова Ангелина Викторовна



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Гендерная политика и институциональное строительство» Для направления 030200. 62 Политология и специальности 030201. 65 Политология Курс 1 магистратуры

    Программа дисциплины
    Преподавание курса ведется на основе и в качестве логического продолжения освоения на уровне в бакалавриата обязательного курса «Развитие идей гендерного равенства и основы гендерной толерантности».
  2. Программа дисциплины Философия и этика для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа дисциплины Гражданское общество и государство для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Авторы программы профессор, к ю. н. Беляева Н. Ю

    Программа дисциплины
    -Раскрыть возможности концепции Гражданского Общества как инструмента анализа политического развития современного российского общества на основе изучения мирового опыта использования этого понятия.
  4. Программа дисциплины Коммуникативные технологии формирования общественного мнения для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра  (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Программа дисциплины Коммуникативные технологии формирования общественного мнения для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра  (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..