Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии со статьей Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3...полностью>>
'Документ'
Цейслєр Юлія Вадимівна. Вплив магнітних полів наднизької частоти на структурно-функціональні властивості глобулярних білків: дис. канд. біол. наук: 0...полностью>>
'Документ'
Управленческая функция – это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении шко...полностью>>
'Монография'
Монография является теоретическим углублением и своеобразным продолжением, обогащенным новыми данными, положений книги этих же авторов «Философия Гря...полностью>>

Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

С.И. Каковихина, Г.В. Чиконина

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И САМООРГАНИЗАЦИЯ

КАК ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия

Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Издательство

Томского политехнического университета

2010

УДК 378.147.88 (075.8)

ББК Ч481.267я73

К59

Каковихина С.И.

К59 Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций: учебно-методическое пособие / С.И. Каковихина, Г.В. Чиконина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 202 с.

В пособии представлена технология самоорганизации учения, изложены основные правила, методы и приемы организации самостоятельной работы, раскрыты факторы, влияющие на эффективность самостоятельной работы. Даны ответы на традиционные вопросы, возникающие при организации и осуществлении самостоятельной работы. Рассмотрены проблемы организации самостоятельной учебной и научной работы. Приведено много практических советов и рекомендаций.

Материалы пособия могут стать ориентировочной основой для самоорганизации, саморазвития, самостоятельной работы студентов, для применения в практике работы преподавателей, широкого круга профессионально-педагогических работников, в качестве дополнительного пособия по курсу «Психология и педагогика» и для обеспечения факультативного курса для студентов 1-2-х курсов.

УДК 378.147.88 (075.8)

ББК Ч481.267я73

Рецензенты

Доктор культурологии, профессор КузГПА
Л.А. Тресвятский

Зав. кафедрой воспитания и

дополнительного образования

детей МАОУ ДПО ИПК, канд. пед. наук, доцент

Т.П. Симакова

Канд. пед. наук, доцент

кафедры социально гуманитарных

дисциплин НФ ТПУ

О.В. Игумнова

© Каковихина С.И., Чиконина Г.В, 2010

© Томский политехнический университет, 2010

© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 7

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ 9

Контрольные вопросы и задания 21

Темы рефератов и эссе 22

Библиографический список 22

ТЕХНОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ 24

Самоорганизация учения - основа развития будущего профессионала 24

Формирование навыков самоорганизации. Практические советы 26

Контрольные вопросы и задания 29

Темы рефератов и эссе 30

Библиографический список 30

Самоорганизация учения при работе с книгой 30

Умение читать тексты 30

Способы активного чтения 37

Контрольные вопросы и задания 41

Темы рефератов и эссе 41

Библиографический список 42

Интегральный алгоритм чтения 42

Дифференциальный алгоритм чтения 43

Углубленное чтение 44

Недостатки традиционных методов чтения 44

Практические советы по формированию навыков быстрого и осознанного чтения 47

Понимание текста 50

Контрольные вопросы и задания 54

Темы рефератов и эссе 54

Библиографический список 55

Умение слушать 59

Практические советы, как научиться внимательно слушать 60

Концентрация внимания 63

Анализ содержания речи 64

Практические советы по овладению приемами рационального слушания 65

Критическая оценка услышанного 65

Конспектирование живой речи 66

Практические советы по развитию умения конспектировать 68

Контрольные вопросы и задания 70

Темы рефератов и эссе 70

Библиографический список 71

Внимание как основа эффективной самоорганизации 72

Внимание как катализатор чтения 73

Виды внимания 73

Основные свойства внимания 75

Причины невнимательности 79

Способы развития внимания 81

Контрольные вопросы и задания 89

Темы рефератов и эссе 90

Библиографический список 90

Память и методы ее тренировки 91

Типы и виды памяти 92

Параметры памяти 94

Приемы развития памяти и искусство запоминания 95

Правила запоминания 108

Запоминание и забывание 111

Практические советы по повышению эффективности повторения 123

Контрольные вопросы и задания 124

Темы рефератов и эссе 125

Библиографический список 125

НЛП как средство самоорганизации учения 127

Контрольные вопросы и задания 131

Темы рефератов и эссе 132

Библиографический список 132

Рефлексия как способ самоорганизации образовательной деятельности 132

Контрольные вопросы и задания 134

Темы рефератов и эссе 134

Библиографический список 135

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ 137

Как подготовить грамотное выступление для семинара 137

Как подготовиться к коллоквиуму 142

Виды изложения текста при подготовке к семинару или коллоквиуму 144

Методические рекомендации по подготовке научного доклада 145

Контрольные вопросы и задания 156

Темы рефератов и эссе 158

Библиографический список 158

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ 159

Виды контрольных работ 159

Как работать со специальной литературой 160

Виды записи первичных текстов 161

Контрольные вопросы и задания 166

Темы рефератов и эссе 167

Библиографический список 167

Создание вторичных научных текстов 169

Аннотация 169

Рецензия и отзыв 171

Реферат 175

Оформление цитат 190

Контрольные вопросы и задания 191

Темы рефератов и эссе 191

Библиографический список 191

Написание курсовых и дипломных работ 192

Основные принципы написания курсовых и дипломных работ 192

Контрольные вопросы и задания 206

Темы рефератов и эссе 206

Библиографический список 206

Подготовка к зачетам и экзаменам 207

Контрольные вопросы и задания 211

Темы рефератов и эссе 211

Библиографический список 211

Введение

Прогресс человечества шел через

самообучение. Для достижения

наилучших результатов прогресс

каждого отдельного ума должен

до некоторой степени идти тем же

путем

Г. Спенсер

Современные социокультурные условия, смена парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование через всю жизнь» диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний, владение технологией самоорганизации.

Актуальность самостоятельной образовательной деятельности определяется также тем, что в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу от преподавателя к студентам необходимого запаса знаний становится неактуальной.

В условиях информационного общества осуществляется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращается аудиторная нагрузка. Акцент в обучении смещается с пассивного слушания лекций на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании. Студентам важно научиться умениям приобретать знания. Обучение студентов самостоятельной работе способствует развитию мышления. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста самостоятельно применять их на практике.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Систематическая самостоятельная деятельность студента становится доминантной в современных условиях перехода к уровневой подготовке специалистов в системе высшего образования Российской Федерации, основой формирования общекультурных компетенций, рассматриваемых в федеральных образовательных стандартах наряду с профессиональными компетенциями в качестве важнейших результатов освоения основных образовательных программ.

57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века», объявила десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией Декады является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития - это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств - знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Компетенции формируются в процессе учебной деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть.

Знания, умения навыки, составляющие ту или иную компетентность будущего специалиста, не являются вещественными предметами, которые можно передать. По мнению известного ученого, педагога А.В. Хуторского «…непередаваем также и опыт - эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности».

Как эффективно организовать самостоятельную образовательную деятельность? Данное учебно-методическое пособие - ответ на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие у студентов и преподавателей в процессе организации самостоятельной работы: как помочь вчерашнему абитуриенту на первоначальном этапе учения овладеть опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где обсуждаются теоретические вопросы, решаются проблемы, моделируются действия специалистов?

Пособие адресовано, прежде всего, студентам, которые хотят стать конкурентоспособными на рынке труда профессионалами, рассчитано на тех, кто понимает, что в основе учебного труда лежит самоорганизация, целеустремленность, активность и умение самостоятельно осваивать новые знания и приобретать необходимый профессиональный и социальный опыт.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ

Как бы хорошо ни усваивал студент знания по конспекту лекций и учебнику, этого недостаточно, чтобы основательно овладеть изучаемой наукой. Необходимо обращение и к теоретическим работам, и анализу существующих практик. Естественно, времени во время аудиторных занятий на это не отведено, следовательно, это необходимо делать студентам самостоятельно.

Самостоятельная работа студентов (далее - СРС) может быть истолкована в двух смыслах.

Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал - т.е. является активным участником образовательного процесса.

Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле СРС является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.

Самостоятельную работу студентов можно подразделить на плановые (предусмотренные в учебных планах) и неплановые работы.

К плановым относятся:

- написание рефератов, курсовых и контрольных работ;

- подготовка к семинарским (лабораторным) занятиям, коллоквиумам, экзаменам и зачетам.

Внеплановыми видами СРС (как правило, для очного обучения) являются:

- подготовка рецензий, выполнение домашних контрольных работ;

- письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, изучение нормативных актов, литературных источников по определенной теме с последующей устной беседой с преподавателем;

- проведение коллоквиумов, особенно по предметам, где нет семинарских (практических) занятий;

- посещение предприятий, хозяйствующих субъектов (присутствие на заседаниях, изучение практики, документов, организации их работы и делопроизводства);

- изучение и обобщение опубликованной и неопубликованной (местной) практики; подготовка списков литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике и другие виды работы;

- проведение дискуссий по определенным проблемам на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, юридической практики; просмотр кино- и телефильмов и т. д.

Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от обязательных аудиторных занятий. Общий объем  СРС определяется установленным Государственным образовательным стандартом (ГОС), объемом недельной нагрузки студента (54 часа) за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами обучения объемов аудиторных часов.

Обучение в вузе невозможно без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному пополнению, обновлению и совершенствованию знаний в процессе самостоятельной работы, в ходе которой студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять контроль за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.

Этим не ограничивается огромное значение внеаудиторной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Л.Н. Толстой справедливо отмечал, что знание только тогда знание, когда оно добыто путем самостоятельной работы собственной мысли... Преподаватель организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, а её эффективность зависит от собственных усилий студентов, поэтому самостоятельный поиск знаний - отличительная черта обучения в вузе.

Студенту, начинающему путь в высшее образование, полезно познакомиться с требованиями соответствующих государственных стандартов, с учебным планом по каждому курсу, на учебный семестр, с рабочими программами и учебными пособиями.

Из представленной информации студенту полезно выбрать и освоить в первую очередь то, что поможет организовать самостоятельную работу.

Таким образом, самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру следующие компоненты:

  • уяснение цели и поставленной учебной задачи;

  • четкое и системное планирование самостоятельной работы;

  • поиск необходимой учебной и научной информации;

  • освоение собственной информации, ее логическая переработка;

  • использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

  • выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

  • представление, обоснование и защита полученного решения;

проведение самоанализа и самоконтроля.

В методической литературе принято выделять две общепринятые формы самостоятельной работы:

  • традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы;

  • аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая консультативная самостоятельная работа.

Существуют различные виды самостоятельной работы:

  • подготовка к лекциям, семинарским занятиям, коллоквиумам, зачетам, экзаменам;

  • выполнение контрольных работ, рефератов, индивидуальных заданий;

  • написание курсовых работ и проектов;

  • выполнение дипломного проекта (на заключительном этапе обучения).

Самостоятельная работа в аудитории проходит в присутствии преподавателя, планируется, направляется и контролируется им непосредственно.

Виды самостоятельной аудиторной работ:

  • выполнение самостоятельных работ;

  • выполнение контрольных работ;

  • собеседование, коллоквиумы, семинары и др.

Задания, предлагаемые для самостоятельной работы вне аудитории, являются, как правило, средством закрепления пройденного материала и базой для последующей работы в аудитории.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

  • выполнение письменных контрольных заданий;

  • повторение пройденного материала по учебникам;

  • анализ информационных ресурсов по отдельным проблемам изучаемой дисциплины;

  • составление текстов на основе поставленной проблемы, подготовка презентаций;

  • самостоятельное изучение фрагментов отдельных тем и др.

Таким образом, самостоятельная работа выступает в формах анализа и обобщения студентом прочитанного на лекциях учебного материала, подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, подготовки докладов, устных сообщений, рефератов и др. Самостоятельная работа проводится студентом в свободное от лекций и семинарских занятий время. В процессе самостоятельной работы закрепляются и совершенствуются умения и навыки студентов, полученные на лекциях и семинарских занятиях, более глубоко прорабатывается учебный материал, осмысливаются полученные на лекциях и семинарских занятиях знания. Поэтому самостоятельная работа является важным составным элементом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Кроме обычной самостоятельной работы, существует такая её форма как управляемая (организуемая преподавателем) самостоятельная работа студента. Особенностью её является то, что она ведётся под контролем преподавателя, протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Управляемая самостоятельная работа используется обычно для изучения более важных вопросов курса. В процессе проведения любой формы самостоятельной работы студент может обращаться за консультацией к преподавателю по тем или иным интересующим его или вызвавшим затруднение вопросам.

Содержание организуемой преподавателем самостоятельной работы студентов описывается в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах - и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. Разные формы самостоятельной работы требуют разных временных затрат. Существуют определённые принципы (закономерности), которых следует придерживаться в процессе самостоятельной работы.

  • Основываясь на поставленных перед студентом целях и задачах (например, в виде вопросов семинарских занятий или темы, предусмотренной для самостоятельного изучения, подготовки устного сообщения, проработки интересующей студента проблемы и др.) составляется план самостоятельной работы.

  • Следующим этапом самостоятельной работы является подборка литературы. Основная литература, которая необходима студенту для его работы, дается в предложенных преподавателем «Методических указаниях...». Если же для изучения того или иного вопроса этой литературы оказалось недостаточно, то следует обратиться за помощью к библиографическим источникам или к преподавателю.

  • После подборки необходимой литературы идёт этап её анализа и изучения. При этом, как правило, вначале для изучения выбираются наиболее важные и основные источники. Впоследствии, при необходимости более углублённого изучения проблемы, осуществляется переход к источникам более обширным и детальным. Проработка литературы должна вестись до полного уяснения сути стоящих перед студентом вопросов и проблем.

  • В процессе работы с литературой студент составляет конспект, в котором кратко излагает суть изучаемых проблем, даёт определения тем или иным категориям и понятиям, отражает сущность философских позиций, направлений и систем, делает собственные замечания и т. п. Конспект должен составляться ясно, чётко и аккуратно. Всегда желательно оставлять поля для последующей работы с ним как студенту, так и преподавателю. Конспект является основой для работы студента на семинарском занятии, в индивидуальной работе, в подготовке к экзамену и зачёту.

Таким образом, самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний;

  • формированию интереса к познавательной деятельности;

  • овладению приемами процесса познания;

  • развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студентов. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность обучающегося в различных аспектах:

  • в организации умственного труда;

  • в поиске информации;

  • в стремлении сделать знания убеждениями.

Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации.

Показателями сформированности у студента положительно-эмоционального отношения к учебной работе выступают:

  • критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение),

  • умение вести дискуссию, обоснование своей позиции,

  • способность ставить новые вопросы,

  • готовность к адекватной самооценке,

  • в целом устойчивая по­требность в самообразовании.

Самостоятельная работа завершает задачи всех остальных видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Брылева вилена александровна развитие межкультурной компетенции студентов-лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета

    Документ
    В настоящее время к специалистам в области лингвистики и межкультурной коммуникации во всех сферах деятельности предъявляются все более высокие требования, которые могут быть реализованы в учебном процессе специального факультета
  2. Программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)

    Документ
    пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,
  3. Малахова Елена Викторовна, учитель информатики и икт муром, 2010 Содержание Ключевые компетенции Формирования и развитие ключевых компетенций на урок

    Урок
    Современное развитие общества ставит перед школой новый социальный заказ - воспитывать аналитически мыслящих выпускников с высоким уровнем знаний, толерантных, способных к решению социально-проблемных ситуаций.
  4. Программа курса «Истоки». Цели и задачи программы. Основные направления реализации программы. Истоковедение как междисциплинарное, интегрирующее направление в науке и образовании.

    Программа курса
    Программа курса «Истоки». Цели и задачи программы. Основные направления реализации программы. Истоковедение как междисциплинарное, интегрирующее направление в науке и образовании.
  5. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении Учебное пособие

    Самостоятельная работа
    М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.

Другие похожие документы..