Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (1)
ОТВЕТЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИ И МЕДИКИ ГРУППА БУШЕВА С.А. 2010/2011 уч. год
1.Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. 5
2.Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств. 7
На вопрос о происхождении науки есть несколько точек зрения. Но для начало нужно определить характерные черты научного знания. Основные его черты: 7
Происхождение науки связывают с разными временными периодами: 7
3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания. Античная математика: пифагорейский квадривиум и «Начала» Евклида. 9
4.Древнегреческая наука. Фисиология и концепция элементов. Античный космос. Появление логики и теория научного доказательства у Аристотеля. Физика и биология Аристотеля. 11
5.Древнегреческая наука. Греческая медицина: клятва Гиппократа, гуморальная теория. Гален как врач и методолог науки. Геометрия как образец науки. Греческая астрономия и задача «спасения явлений» от Евдокса до Птолемея. Математизация астрономии и географии. 13
Гиппократ Косский. Корпус сочинений, прежде всего. Конец 5 – нач. 4 в. до н.э., т.е. современник Платона. Аполон был покровителем искусств и наук. Асклепий сын Аполона и нимфы. 13
Клятва Гиппократа начинается с обращения к богам. Принцип «не навреди». Отрицание абортов и эфтаназии. Требование личного и нравственного совершенства. Сохранение врачебной тайны. 13
Гуморальная теория (гумор – влага, жидкость). Человек как мир в миниатюре. Равновесие между 4-мя жидкостями: кровь (соответствует воздуху и сангвиннику), черная желчь (земля, холерик), желчь (огонь, холерик), слизь (флегма, вода, флегматик). У Галена на основе этого возникает учение о четырёх типах темперамента (2. в до н.э.). Он становится придворням врачём в риме. Он вскрывал животных для делмострации широкой публике, как всё работает. 13
У Платона душа состоит из 3-ёх частей: разумная душа (мозг), яростная душа (сердце), вожделеющая душа (связана с печенью). 13
Аристотель в описании о создании мира пишет не о создании мира а о том, ка кон устроен. 13
Платон ставит задацу спасаения явлений. Вроде как небесные тела должны двигаться по правильным траекториям. Планета от греческого «блуждать». Как объяснить с помощью правильных траекторий эти неправильные движения? Евдокс придумал объяснение этому парадоксу. Теория сфер. Ему понадобилось 6 сфер для объяснения. Второе достижение – метод исчерчивания(?) (в 17 в. так называли аналог пределов). В фигуру вписывали фигуры площадь которых известна. Критические суждения – вротая особенность античной философии. 13
4.Наука в средние века. Специфика христианства и двойственность его роли в развитии науки. Символическое истолкование «книги природы». Антиматематизм евангелия и образ Бога-геометра. Науки в контексте библейской экзегетики. 14
6.Наука в средние века. Цикл семи свободных искусств. Арабский халифат и арабская наука. Наука в западной Европе в позднем средневековье. Средневековые университеты и монашеские ордена. Францисканство и научная методология Оксфордской школы (Р. Гроссетест и Р.Бэкон). 19
7.Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Гуманизм и секуляризация. Роль реформации и контрреформации для истории науки. Разрушение антично-средневекового иерархического космоса. 22
8.Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Отказ от геоцентризма и признание бесконечности мира. От созерцания и мысленного эксперимента к эксперименту реальному. «Книга природы написана на языке математики». Отличия новой математики от античной. Натуральная философия И. Ньютона. 24
9.Эпоха Просвещения и наука. Возникновение и роль Академий наук. Культ научного разума и романтическая реакция на него. Развитие механики и механицизм. Широкое развитие математического анализа. Применение математики и основной эпистемический треугольник (Бог, мир, человек). Выделение из естественной истории ряда наук – биологии, геологии, химии. 35
10. Наука в XIX – XX веках. Промышленная революция и изменение статуса науки в обществе. Вера в прогресс науки. Разрушение эпистемического треугольника. Отделение чистой математики от прикладной. Новые математика, физика и биология. Особенности современной науки. 38
Научная картина мира (НКМ) – общие представл-я науки опред. периода о мире, его устройстве, типах взаимосвязей объектов. НКМ - систематизация знаний (общенаучная; естественнонаучная, социально-научная, специальная (частная, локальная)). Выделяют уровни систематизации: додисциплинарная, дисциплинарная, современная. 38
Акад. В.С. Степин предложил:
1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания).
2. неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования).
3. постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности). 41
53
55
21. Философские основания науки как структурный элемент метатеоретического научного знания. 59
25. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Концепция нейтральных элементов опыта. Логический позитивизм Венского кружка. Пересмотр кантовской классификации суждений. Бессмысленность метафизики и формально-языковой характер математики. Проблема верификации эмпирических суждений. 69
26. Прагматизм Чарльза Пирса. Критика картезианского эпистемологического индивидуализма. «Коммунальный» характер научного опыта. Фаллибилизм и истина как регулятив. Концепция закрепления убеждений. Прагматистская максима. 73
27. Психологический прагматизм У. Джеймса. Поздний Л. Витгенштейн и прагматизм. У.В.О. Куайн: критика основных догм логического позитивизма с прагматической точки зрения. 76
28. Проблемы истины и познания в прагматизме. У. Джемс. «Что такое прагматизм?» 79
29. Неопозитивистский подход к науке по работе Р. Карнапа «Преодоление метафизики логическим анализом языка». 83
30. Принципы натурализованной эпистемологии по работе Куайна У.В.О. Онтологическая относительность 85
31. Постпозитивизм: критический рационализм К. Поппера. Спор с логическим позитивизмом о предмете и методе философии. Психология открытия и логики научного исследования. Проблема Канта, проблема Юма и их решение Поппером. Принцип фальсифицируемости. Фаллибилизм и истина без критерия истинности. Отличие позиций Поппера и Пирса. Концепция третьего мира. 85
32. К Поппер о теориях научного знания. По работе «Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 1987. Глава 3. - Три точки зрения на человеческое познание». ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 86
33. Статья К. Поппера «Три точки зрения на человеческое познание». Какие точки зрения на познание выделяет Поппер и в чем их сильные и слабые стороны? 88
34. Эволюционизм в философии науки. По работе К.Поппера «Эволюционная эпистемология» 88
35. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа. По статье К. Поппера «Эволюционная эпистемология». 88
36.Постпозитивизм: утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 89
37.Принципы фальсификационизма по работе И. Лакатоса Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Часть 1. 91
38.Постпозитивизм: концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы. Допарадигмальное состояние и нормальная наука. Научная революция как смена парадигм. Критика кумулятивизма и тезис о несоизмеримости парадигм. Полемика Кун – Поппер. 92
39.Т. Кун о научных революциях. По работе «Логика и методология науки. Структура научных революций» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 99
40. Методолгический анархизм. На примере идей Пола Фейерабенда в работе «ПРОТИВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Главы 1-9» 100
41. Постмодернистское представление о науке по работе М.Фуко «Археология знания». Введение». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 103
42.Трансцендентальная философия науки. Коперниканский переворот И. Канта. Условия возможности познания и трансцендентальный метод. Конструирование трансцендентальной реальности. Априорные компоненты знания с точки зрения различных версий трансцендентализма. Трансцендентальная аргументация. Реализм и антиреализм. Интенциональная реальность Э. Гуссерля. 104
43. Биоэтика: проблемы связанные с началом человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека (ПРИСУТСТВУЕТ В 6-ТИ БИЛЕТАХ) 105
44. Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни. 109
Любое событие, любой феномен можно рассмотреть в двойной оптике: как особо частное и неповторимое и под знаком единообразия. Скажем, “наука об органической природе номотетична как системно-дескриптивная и идеографична при рассмотрении процесса развития земных организмов”. 111
6. Специфика философско-методологических проблем биологии. 112
45. Теоретизация как проблема развития современной биологии. Дискуссии о природе теоретической биологии. Задачи и модели формирования теоретической биологии. 116
46. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Трансформизм и эволюционизм. 123
47.Основные концепции происхождения жизни. Мировоззренческие основания и методологические принципы концепции биохимической эволюции, их отражение в работе А.И. Опарина «Жизнь, ее природа, происхождение и развитие». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 130
48. Постановка проблемы эволюции в работе Ж. Б. А. Ламарка «Философия зоологии». (ПРИСУТСТВУЕТ В 3-ЁХ БИЛЕТАХ) 136
136
49. Материалистическая сущность и диалектический характер решения проблемы развития органического мира в работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 137
138
Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез 139
Специфика интеллектуальной собственности в науке. Проблема преимуществ в научной деятельность (по статье Р.Мертона «Эффект Матфея»). ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 140
4. М. Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 141
5.Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности» 145
Такое признание является важнейшим стимулом научной деятельности. Императив бескорыстности означает, что главной целью деятельности ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не должна быть средством для достижения личных выгод, а только — общественно-значимой целью. Императив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое утверждение Истины в науке, но, напротив, вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег, если на то имеются малейшие основания. Соответственно необходимо относиться и к критике в свой адрес, а именно — как необходимому условию развития науки. Истинный ученый — скептик по натуре и призванию. Скепсис и сомнение — столь же необходимые, важнейшие и тонкие инструменты деятельности ученого, как скальпель и игла в руках хирурга. 145
6. Наука и мифология по работе Лосева А.Д. «Диалектика мифа. Раздел III.» 146
7.Философия и наука по работе Х. Ортега-и-Гассета. Что такое философия? Лекция III. "Тема нашего времени." - "Наука" - это чистый символизм. - Мятеж наук. - Почему существует философия? - Точность науки и философское знание 147
8. Неокантианская модель науки по работе Риккерта Г. Науки о природе и науки о культуре. Главы 1-7 148
9.Неореализм в философии науки. По работам Г.Башляра «Научное призвание и душа человека» или «О природе рационализма». 151
10. Понятие ноосферы и роли науки в ее формировании по работе Вернадского В.И. Научная мысль как планетарное явление 152
11.Наука и культура. По статье М. Мамардашвили «Наука и культура» 155
Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.
Наука-это социально-когнитивная деятельность по производству нового знания . Знание должно обладать: объективностью, определенностью, проверяемостью, системностью, общезначимостью.
Основные концепции взаимоотношения философии и науки.
Можно выделить четыре альтернативных концепции взаимосвязи философии и частных наук, каждая из которых представляется достаточно «кредитоспособной» с точки зрения, как ее теоретической разработанности, так и степени ее массовой поддержки учеными и философами:
трансценденталистскую (метафизическую);
позитивистскую;
антиинтеракционистскую;
диалектическую.
А) Метафизическая концепция. Эта стадия прошла длительную эволюция от античности до нашего времени. В 19 веке на ней основывался гносеологический и социально-культурный приоретет философии ( натурфилософия ) по отношению к частным наукам. Философия-царица наук.
Кратко она может быть выражена формулой: «философия — наука наук» (или «Философия — царица наук»).
Во-первых, подчеркивание гносеологического приоритета философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками.
Во-вторых, руководящую роль философии по отношению к частным наукам.
В-третьих, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук. Впервые трансценденталистская концепция была сформулирована и в достаточной мере обоснована уже в рамках античной культуры, где частно-научному познанию заведомо отводилась подчиненная роль по отношению к философии, как «прекраснейшей и благороднейшей» из наук. Более того, в силу значительного развития философии, которое она получила в Древней Греции, и неразвитости только-только зарождавшихся частных наук, транс-ценденталистская концепция выглядела как естественная, само собой разумеющаяся и полностью соответствующая их реальному взаимоотношению в рамках существующей культуры.
Б) Позитивиская концепция: возникла в 30-х годах 19 века ( Конт, Спенсер, Милль) и распространилась среди ученых. Приоритет-это конкретно-научное познание для общества по сравнению с традиционной философией. Позитивисты говорили, что философия не имеет никакого практического значения для науки. Позитивисты создали программу научной философии: 1. Научная система мира ( Спенсер), 2. Методология науки (С. Милль, 3. Психология научной деятельности (Э. Мах) 4. Логический анализ языка науки ( Шлик, Карнап). 5. Теория развития научного знания ( К. Поппер).
В) АНТИИНТЕРАКЦИОНИСТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: Представители экзистенциализма говорят, что нет никакой связи между наукой и философией, они различны. Эти 2 знания развиваются по по своей внутренней логике. Философия не научна, а наука –не философична!!!
Г) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: Наука и философия использует когнитивные ресурсы друг друга в процессе развития. У всех фундаментальных научных теорий есть философские основания в аргументации и концепциях. Роль философии в частных науках интерпретативная, оценочная, общекультурная, адаптивная. Культура и фил-я единое целое. Существуют философские проблемы науки и « философия науки».
В 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки. История науки тоже существенно поменялась. Стало ясно, что она не является «систематическим курсом», типа курса химии, биологии, математики. Философия науки должна нам сказать, чем должна быть наука и вытесняется философией науки, которая пытается ответить на вопрос «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль выразил Имре Лакатос в 60-е гг. 20в.: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».
Философ не претендует на то, что он обладает некоторыми и знаниями и тем более может их сообщить. Позиция философа по отношению к науке – незнание.
Классификация наук. Наук много, про их столкновении возникают новые. Конкретной классификации наук нет. Но общая схема классификации восходит к 20-30 гг. 20 в. (непозитивизм, классический позитивизм):
Естественные
Физические и инженерные (астрономия, физика, химия, науки о материалах)
Науки о живом + медицина + биоинженерия
Науки о Земле: геология, география, почвоведение, экология, климатология, астрономия.
Формальные
Математика
Логика
Computioal Sciense
Социальные и гумунитарные
История
Филология
Лингвистика
Экология
Психология
Педагогика и образование
Экономическая география
Социальные науки (III-VII) ближе к естественным по своим методам. Гумунитарные – I-II.
Стеклов выделяет науки естественные и противоестественные. Ландау - естественные, неестественные, сверхъестественные.
Таким образом, наряду с диахронным («историческим»: возникновение науки приурочивают к разным историческим эпохам) плюрализмом «науки» имеет место и ее синхронный плюрализм. Он обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисциплин.
Взаимоотношение слов «история», «философия», «наука». Философия не относится к науке, это особая познавательная деятельность. История о греческого ɛστοτια, historia. Это слово имеет несколько значений: 1) расспрос; 2) исследование, разыскание; 3) знание, наука; 4) рассказ о прошлых событиях.
Примеры употребления этого слова: Теофраст - «История растений», «Естественная история».
Примеры употребления слова «философия»: Ньютон – «математические начала натуральной философии».
Что касается слова «наука». Греческое слово ɛπιστημη обозначало достоверное знание. Оно соответствовало латинскому слову «scientia» -знание. К науке слово «scientia» стало применяться в 19 веке применительно к естественным наукам.
19 в. Становится переломным, ученый – это определённый социальный статус. Огюст Конт – «курс позитивной философии», позитивизм. Позитивная наука противопоставляется философии.
Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.
На вопрос о происхождении науки есть несколько точек зрения. Но для начало нужно определить характерные черты научного знания. Основные его черты:
Предметность и объективность (ориентация на истинность в её классическом понимании). Характеристику истины дал Аристотель – это объективное положение дел.
Систематичность. Наука стремится быть взаимосвязанной системой.
Обоснованность.
Стремление постоянно расширять знания.
Происхождение науки связывают с разными временными периодами:
Каменный век.
2-4 тыс. до н.э. бронзовый век, эпоха, когда возникает письменность.
Наука возникает в 5 в. до н.э. в Древней Греции. Наука как «греческое чудо». Большинство учёных связывают происхождение науки с Грецией. Она возникала в полисах по берегам Средиземноморья и в Китае (там тоже были греческие колонии). Вообще, 5 в. – это условная дата. Основной датой является 7-6 в. до н.э.
12-14 вв. н.э. – среднее и позднее Сердневековье.
16-17 вв. – научная революция, связанная с именами Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона.
Наука древних царств. – Др. Египет, Др. Индия, Китай, Месопотамия (междуречье – Тир и Ефрат), шумера Вавилонская, Майя.
Развиты были:
Медицина. Развитая медицинская культура. Внимание уделялось здоровому образу жизни. Развитая хирургия. Связана с религией.
Астрономия: календарь, наблюдали циклическое движение небесных тел, связь с медициной и религией.
Арифметика, геометрия привязаны к практике, астрономии, религии.
Итог: не было обоснованности и стремления к расширению знания.
Так весьма противоречивым, логически несовместимым является диахронное (историческое) многообразие форм «науки»: 1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2) античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука.
Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета — математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов — астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства — механика и т. д.); рецептурность (ин-струментальность) «научного» знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества.
Прямо противоположные свойства обретает то, что называется «наукой» в Древней Греции: теоретичность (источник научного знания — мышление), логическая доказательность, независимость от практики, открытость критике, демократизм. Образцом античного понимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида.
Необходимо признать, что наиболее развитая по тем временам (до VI в. до н. э.) в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определенные знания.
Разливы рек, необходимость количественных оценок затопленных площадей земли стимулировали развитие геометрии, активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловливали разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т. д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколений к поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятельность. Однако, как отмечалось, факт наличия некоторого знания сам по себе не конституирует науку. Науку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству нового знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?
Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма: а) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребенком деятельностных навыков старших; б) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога— покровителя данной профессии, в рамках профессионального объединения людей (цех, каста), в ходе их саморасширения. Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсутствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке генезиса знаний — принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насильственного» включения человека в социальную деятельность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его узкоутилитарного, практико-технологического характера.
Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Древневосточная же наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений — фазы Луны и т. п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т. д.) деятельность. В то время как, скажем, в Древней Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.
Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом определялись характером социально-политического устройства древневосточных стран. Знание, хотя и имеющее эмпирико-практический генезис, оставаясь рационально необоснованным, пребывая в лоне эзотеричной жреческой науки, освященной божественным именем, превращалось в предмет поклонения, таинство. Так отсутствие демократии, обусловленная этим жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке ее нерациональный, догматический характер, в сущности превратив науку в разновидность полумистического, сакрального занятия, священнодейство.
4. Решение задач «применительно к случаю», выполнение вычислений, носящих частный нетеоретический характер, лишало древневосточную науку систематичности. Успехи древневосточной мысли, как указывалось, были значительными. Древние математики Египта, Вавилона умели решать задачи на «уравнение первой и второй степени, на равенство и подобие треугольников, на арифметическую и геометрическую прогрессию, на определение площадей треугольников и четырехугольников, объема параллелепипедов»,1 им также были известны формулы объема цилиндра, конуса, пирамиды, усеченной пирамиды и т. п. У вавилонян имели хождение таблицы умножения, обратных величин, квадратов, кубов, решений уравнений типа х3 + х2 = N и т. п.
Однако никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не иначе, в древневавилонских текстах нет.
Иначе говоря, древневосточная культура, древневосточное сознание еще не вырабатывало таких способов познания, которые опираются на дискурсивные рассуждения, а не на рецепты, догмы или прорицания, предполагают демократизм в обсуждении вопросов, осуществляют дискуссии с позиций силы рациональных оснований, а не с позиций силы социальных и теологических предрассудков, признают гарантом истины обоснование, а не откровение. Итог: тот исторический тип познавательной деятельности (и знания), который сложился на Древнем Востоке, соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является.
Похожие документы:
Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (3)
Документ3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания.Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (2)
ДокументВ 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки.