Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Податки є важливою ланкою фінансових відносин у суспільстві. Податки як форма фінансових відносин виникли з появою держави. З розвитком товарно-грошов...полностью>>
'Документ'
На Камчатке в разгаре Дни защиты от экологической опасности. Этот проект стартовал в крае в середине апреля. За неполный месяц проведено несколько кру...полностью>>
'Документ'
При работе в рамках данного курса по выбору с учащимися 5-7 классов, основной опорой для учителя должна стать их мотивация на практическую деятельнос...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Учебное пособие «Россия в мировой цивилизации» разработано коллективом кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского у...полностью>>

Лекция №1 Цели и задачи курса «Материаловедение»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Лекция №1

Цели и задачи курса

«Материаловедение» - это курс, в котором изучаются закономерности, определяющие строение и свойства материалов в зависимости от их состава и условий обработки, является одним из основных в цикле дисциплин, определяющих подготовку инженеров-машиностроителей.

Поэтому выпускники машиностроительных вузов должны обладать достаточными знаниями для правильного выбора материала, метода его упрочнения и снижения материалоемкости изделия при одновременном достижении наиболее высокой технико-экономической эффективности. Это основная задача курса «Материаловедения».

Курс «Материаловедение» включает две самостоятельные части: металловедение и термическая обработка металлов; неметаллические материалы (полимеры, керамика, стекло, резина и другие материалы).

Несмотря на все более широкое применение неметаллических материалов, металлы и сплавы остаются и в ближайшем будущем основным конструкционным и инструментальным материалом. Поэтому, при изучении курса «Материаловедения» основное внимание будет уделено металлическим материалам.

Все технические материалы можно классифицировать как:

Металлические материалы, неметаллические материалы и композиционные материалы.

Все металлические материалы и сплавы на их основе принято делить на две группы.

Железо и сплавы на его основе (сталь, чугун) называют черными металлами (при этом содержания железа в сплавах должно превышать 50%), а остальные металлы (Be, Mg, Al, Ti, V, Cr, Mn, Co, Ni, Zn, Zr, Nb, Mo, Ag, Sn, W, Au, Hg, Pb и др.) и их сплавы называют - цветными.

Наибольшее применение получили черные металлы. На основе железа изготавливается не менее 90-95% всех конструкционных инструментальных материалов. Широкое распространение железа и его сплавов связано с большим содержанием его в земной коре, низкой стоимостью, высокими технологическими и механческми свойствами. Стоимость цветных металлов во много раз выше стоимости железа и его сплавов.

Кобальт, никель, а также близкие к ним по свойствам марганец нередко относят к металлам железной группы. Цветные металлы по сходным свойствам подразделяют на легкие металлы, (Be, Mg, Al, Ti), обладающие малой плотностью; легкоплавкие металлы (Zn, Cd, Sn, Hg, Pb, Bi); тугоплавкие металлы (Ti, Cr, Zr, Nb, W, V и др.) с температурой плавления выше, чем у железа (1539С); благородные металлы (Ph, Pd, Ag, Os, Pt, Au и др.), обладающие химической инертностью; урановые металлы (U, Th, Pa) - актиноиды, используемые в атомной технике; редкоземельные металлы (РЗМ), лантаноиды (Ce, Pr, Nd, Sm и др.), и сходные с ними иттрий и скандий, применяемые как присадки к различным сплавам; щелочноземельные металлы (Li, Na, K), используемые в качестве теплоносителей в ядерных реакторах.

В современной технике широко применяются стали, обеспечивающие высокую конструктивную прочность, и сплавы, которые остаются прочными при высоких температурах, вязкими при температурах, близких к абсолютному нулю, обладающие высокой коррозионной стойкостью в агрессивных средах или другими физико-химическими свойствам.

Число новых сплавов непрерывно растет.

Неметаллические материалы включают в себя несколько групп:

пластмассы - это в основном высокомолекулярные соединения - полимеры и чаще всего с некоторыми добавками;

керамические материалы - основу данных материалов составляют тугоплавкие соединения - карбиды, оксиды, нитриды, интерметаллиды;

металло-керамические материалы - от керамических материалов их отличие состоит в том, что здесь добавляют некоторое количество металла, являющегося связкой;

стекло - основой стеклянных материалов является группа оксидов различных элементов;

резина - основой резины является каучук, чаще всего наполненный серой.

Композиционные материалы - это материалы представляющие собой искусственно полученную композицию, состоящую из двух или нескольких материалов резко отличающихся по свойствам. В результате свойства такой композиции будут существенно отличаться от свойств отдельных композиций. В данном материале формируется новый комплекс свойств. Данные материалы все шире стали применяться в специальном машиностроении.

В последнее время особое место в машиностроении стали занимать сплавы с памятью формы и другие материалы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция №1. Введение. Задачи курса

    Лекция
    Свойства технических материалов формируются в процессе их изготовления. При одинаковом химическом составе, но разной технологии изготовления, образуется разная структура, и вследствие, свойства.
  2. Программа дисциплины " Материаловедение, технология конструкционных материалов" (наименование дисциплины)

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины " Материаловедение и технология конструкционных материалов" состоит в обучении студентов научным основам выбора материала с учетом его состава, структуры, термической обработки и достигающихся при этом эксплуатационных
  3. Программа дисциплины " Материаловедение " (наименование дисциплины)

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины " Материаловедение " состоит в обучении студентов научным основам выбора материала с учетом его состава, структуры, термической обработки и достигающихся при этом эксплуатационных и технологических свойств,
  4. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Цели и задачи дисциплины (3)

    Задача
    Цель дисциплины – дать студентам основные знания об этапах становления и развития российской государственности, месте и роли России в мировой истории и современном мире; выработать умение оперировать историческими знаниями для успешного
  5. Учебной дисциплины «Иностранный язык» Цели и задачи дисциплины. Целью дисциплины является формирование у обучаемых системы языковых знаний и коммуникативных

    Документ
    Целью дисциплины является формирование у обучаемых системы языковых знаний и коммуникативных умений и навыков для обеспечения адекватной трудовой деятельности в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного

Другие похожие документы..